Методические рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.
методическая разработка по чтению

Буряк Ирина Петровна

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet.docx237.61 КБ

Предварительный просмотр:

Творческие способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.

Основным условием творческой работы является организация взаимодействия детей и взрослых в соответствии с принципами гуманистической психологии:

1) Восхищение каждой идеей ученика аналогичное восхищению первыми шагами ребенка, предполагающее:позитивное подкрепление всех идей и ответов ученика;использование ошибки как возможности нового, неожиданного взгляда на что-то привычное;максимальную адаптацию ко всем высказываниям и действиям детей.

2) Создание климата взаимного доверия, безоценочности, принятия других, психологической безопасности.

3) Обеспечение независимости в выборе и принятии решений, с возможностью самостоятельно контролировать собственное продвижение.

Виды упражнений, способствующих развитию творческих способностей

1). Упражнения, направленные на развитие у детей способности эмоционально откликаться на прочитанное. Для полноценного восприятия стихотворения ученикам необходимо проникнуться эмоциональным состоянием героя, прочувствовать и

Рекомендуются следующие задания, способствующие развитию творческих способностей: «Соединялки», «Определение», «Парад домашних творческих достижений»; «Мозаика», «Ассоциативные загадки»; «Дополни слоги до слов», «Закончи фразу», «Придумай рифму к слову», «Соедини рифмующиеся слова».

«Мозаика»

Класс делится на группы и каждой группе предлагается задать вопросы по заданному отрывку текста, вариацией этого приемы является прием «Задай вопрос», направленный на повышение интереса к учебному материалу и формирует умение содержательно формулировать вопросы, учитель просит составить к тексту (абзац, отрывок, глава) как можно больше вопросов или указывает конкретное число вопросов.

«Ассоциативные загадки»

Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Загадка – это форма поэтического творчества, это всегда короткое произведение, что существенно для младших школьников, когда им доступен для записи небольшой текст. Работа на уроке проводит-

пережить то, что волнует, удивляет и радует персонаж. Для усиления эмоционального восприятия учащимся предложите следующие вопросы и задания:

  • Какие чувства при чтении возникли у вас: изумление, радость, восхищение, сожаление, восторг?
  • Обратите внимание на слова, которые выбирает автор, для того, чтобы передать свою радость, восхищение, огорчение, восторг, грусть  и т.п.
  • Найдите в тексте слова, передающие настроение автора.
  • Придумайте или подберите мелодию к прочитанному произведению.

        

2). Упражнения, направленные на пробуждение воображения и  фантазии школьников. Пробуждение воображения и фантазии учащихся необходимо на каждом уроке. Ведь, чтобы развивать воображение  школьников, нужна систематическая и кропотливая работа. И данные упражнения помогут в этой деятельности любому учителю.

  • Представьте себе, что вам нужно нарисовать картинку к этому тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, зелень, землю и т.п.
  • Подберите словесную иллюстрацию к выбранному вами отрывку или нарисуйте её сами.
  • Какие строки произведения подходят к вашей иллюстрации?

ся в несколько этапов: отгадывание загадки, наблюдение, собственно сочинение загадок, сначала коллективное, потом самостоятельное. Цель последнего этапа – научить пользоваться алгоритмом для сочинения ассоциативных загадок.

Интерпретация сказки

  • Описать характер главного героя до встречи с… (указывается персонаж) и после.
  • Рассказать сюжет известной сказки от имени персонажей или предметов – «участников событий».
  •  «Что было дальше?» - закончить сюжет произведения.
  • Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.).
  • Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для персонажей сказок (например, капелька дождя, входная дверь, зернышко с колоска и т.д.).
  • Прогнозирование сюжета. Предлагается слушание с паузой. На определенном этапе развития сюжета прерывается чтение и задаётся вопрос о том, как следует поступить герою в сложной ситуации.
  • Перестановка персонажей внутри одной сказки или из одной сказки в другую.
  • Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.
  • Перестановка персонажей.
  • Сравнение нескольких произведений.

        3). Упражнения, направленные на детализацию и конкретизацию представлений об эпитетах, сравнении, олицетворении, метафоре. Работа над образным языком очень важна. Она способствует развитию речи, обогащению словарного запаса учащихся, приближает к творческому процессу: 

  • Подберите свои эпитеты к указанному слову и сравните с авторскими;
  • Изменится ли описанный образ, если вы замените эпитет, сравнение, метафору?
  • Найдите в тексте образные средства языка: эпитет, сравнение, олицетворение, метафору;
  • Найдите эпитет и слово, которое он определяет.

4). Упражнения, направленные на выражение личностного отношения: Любому учащемуся нужно чувствовать настроение автора, произведения в целом, уметь высказывать своё отношение к прочитанному и к каждому герою в отдельности.

  • Какие настроения автора вы почувствовали?
  • Поделитесь с товарищами, родителями своими впечатлениями об услышанном.
  • Выразите возникшее у вас чувство.
  • Расскажите о своём отношении к воображаемой после прочтения картине.

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ленинградский социально-педагогический колледж»

C:\Users\Пользователь\Desktop\0_8e973_78d7739a_L.png

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Выполнила студентка группы У 6 П

 заочного отделения

Буряк Ирина Петровна

2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Творческий  отчет в виде презентационных слайдов по теме "Развитие творческих  способностей на уроках литературного чтения"...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения...

«Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения»

Данные методические рекомендации посвящены вопросу развития творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения. В них описывается методика подготовки детей к выполнению тв...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения (открытие в себе автора)

В данной статье представлен опыт моей работы по открытию в каждом учащемся авторского таланта в соответствии со степенью самостоятельности и активности. В процессе работы происходит преодоление затруд...

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

Что такое творческие способности?Характеристика творческих способностей младших школьников.Задания используемые в работе над словом.Изобразительная творческая деятельность на уроках литературного чтен...