Методические рекомендации по развитию речи детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при ознакомлении с научно-познавательной литературой.
методическая разработка по чтению по теме
В системе образования детей с нарушениями слуха обучение языку занимает ведущее место. Речь - важнейшая психическая функция человека. Только при условии нормального развития речи могут развиваться все познавательные функции, полноценно развиваться личность, психика и внутренний мир человека.
Данные сурдопедагогики говорят об особенностях развития речи детей с нарушениями слуха: нарушение произношения, своеобразие развития словарного запаса и грамматического строя речи, ограниченное понимание речи окружающих и затрудненное восприятие смысла читаемого текста.
Констатируя своеобразие в овладении словарным составом языка, Р.М. Боскис отмечает, что ограниченный словарный запас и недостаточное владение грамматическим строем речи являются естественным препятствием к пониманию читаемого текста.
Разделы которые можно выделить в методике обучения чтению детей с нарушениями слуха можно выделить в этой системе несколько разделов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razve_rechi_i_nauchno-poznavat_liter-ra.doc | 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по развитию речи детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха при ознакомлении с научно-познавательной литературой.
В системе образования детей с нарушениями слуха обучение языку занимает ведущее место. Речь - важнейшая психическая функция человека. Только при условии нормального развития речи могут развиваться все познавательные функции, полноценно развиваться личность, психика и внутренний мир человека. Проблемами изучения развития речи детей с нарушенным слухом занимались такие ученые как С.А. Зыков, А. Г.Зикеев, Р.М. Боскис, Ж.И. Шиф, К.Г.Коровина и др.
Данные сурдопедагогики говорят об особенностях развития речи детей с нарушениями слуха: нарушение произношения, своеобразие развития словарного запаса и грамматического строя речи, ограниченное понимание речи окружающих и затрудненное восприятие смысла читаемого текста.
С учетом особенностей развития этих детей создана специальная система обучения языку, имеющая коррекционную направленность. Программа обучения в школах I и II вида предусматривает обучение языку в условиях коммуникативно - деятельностной системы. Обучение глухих языку в его коммуникативной функции, как отмечал С.А.Зыков, предполагает «целенаправленную систему работы, обеспечивающую планомерное усвоение школьниками речи при соблюдении обязательного условия, что каждое усваиваемое слово, словосочетание несут в себе «нагрузку» коммуникативности» [4]. Ребенок в процессе обучения овладевает речью как средством общения, познания, мышления. Развитие речевой деятельности – это интегрированная система обучения, в которой каждый учебный предмет имеет общие и специфические задачи в отношении обучения языку.
Принципиально важными являются основополагающие принципы этой системы: максимальное обогащение речевой практики, овладение словарным запасом речи в неразрывном единстве с овладением грамматическим строем , практическое изучение ребенком грамматических закономерностей языка.
Работа по развитию речи осуществляется и во внеурочное время в форме экскурсий, наблюдений, опытов, обсуждений.
Обучение чтению как виду речевой деятельности предполагает формирование потребности детей в чтении, усиление мотивации, обучение выделению смысла прочитанного, обработке и использования полученной при чтении информации. Уроки чтения используются для речевого развития детей за счет общего развития, расширения, обогащения речи новыми словами, образцами фраз и синтаксических конструкций, обучения перифразу, ответам на вопросы, пересказу и т.д.
Научно-познавательная литература – это специфическая область искусства слова, стремящаяся в доступной и образной форме отразить те или иные факты науки, истории, развития общества и человеческой мысли и на основе этого расширяющая кругозор читателя. Без чтения такой литературы невозможно как становление ребенка-читателя, его дальнейшее литературное развитие, так и расширение кругозора любого школьника по различным областям научного и общественного знания [2].
Безусловно, пробуждение, формирование и развитие познавательной активности ребенка происходит не только и не столько при чтении различного рода книг (на это нацелена вся воспитательно-образовательная деятельность школы), но помочь развить мышление ребенка, активизировать всю его деятельность в окружающем мире во многом способна научно-познавательная литература, так как целью ее как раз и является формирование и развитие познавательной активности читателя.
На протяжении всего своего развития и взросления ребёнок нуждается в самой разнообразной информации об окружающем мире, и его интерес к разным областям знания в большой мере удовлетворяет именно научно-познавательная литература. Не являясь в полном смысле слова ни учебными текстами, ни художественными произведениями, научно-познавательные издания занимают промежуточное положение и выполняют несколько функций: с одной стороны, обеспечивают читателя необходимыми знаниями о мире и упорядочивают эти знания, с другой стороны, делают это в доступной форме, облегчая понимание сложных явлений и закономерностей. Кроме того, подобные издания содержат в себе не только теоретические сведения, но и описания всевозможных опытов и экспериментов, стимулируя тем самым активное познание действительности, что является очень важным для детей с нарушенным слухом.
Констатируя своеобразие в овладении словарным составом языка, Р.М. Боскис отмечает, что ограниченный словарный запас и недостаточное владение грамматическим строем речи являются естественным препятствием к пониманию читаемого текста. Непонимание многих слов, отдельных словосочетаний переносного значения слова или фразы приводит к тому, что достаточно легкий текст оказывается недоступным для восприятия ребенка.
Р.М. Боскис в своих исследованиях приходит к выводу: по мере специального изучения слабослышащими детьми слов и их звукового состава возможность узнавания слов при чтении возрастает.
Возникающие трудности в работе с текстом определяют необходимость введения в уроки чтения словарной работы. Содержание словарной работы состоит из следующего: раскрытия и уточнения значения слов, обогащения речи новыми словами, понятиями путем организации речевой практики; расширения сферы употребления слов, включения их в новый контекст; ознакомления с выразительными средствами языка и включения их в речь учащихся; развития связной устной и письменной речи.
В методике обучения чтению детей с нарушениями слуха можно выделить в этой системе следующие разделы:
- Объяснение новых слов и словосочетаний. Для объяснения могут использоваться следующие приемы: применение наглядного пособия; описание слова или выражения; драматизация действия; логическое определение понятия; объяснение слова с помощью видового или родового понятия; обучение понимания слова в контексте; выразительное чтение; морфологический анализ слова.
- Закрепление словаря, включение его в речевую деятельность. Приемы для закрепления слов: ведение словарей (постатейный и тематический); словарно-стилистические упражнения; включение слова в речевую практику.
- Лексические, лексико-стилистические упражнения: подбор слов из текста для конкретизации родовых понятий по темам; упражнения для закрепления навыка употребления в речи слов, обозначающих признаки предмета; местоимения однокоренных слов и т.д.; подбор синонимов к слову; составление предложений со словом
В процессе обучения и воспитания необходимо постоянно стимулировать интерес детей к научно-познавательной литературе. Решению данной задачи способствует словарная работа. После прочитанного текста можно поделиться мнениями, задать побуждающие вопросы, сделать записи и в дневнике природы, составить схематичные рисунки, плакаты, оформить стенд провести опыт, загадать загадки на изучаемую тему, выслушать рекомендации самих детей о тех книгах, которые они прочитали.
При работе с научно-познавательной литературой необходимо учить детей навыкам работы со справочной и научно-популярной литературой.
Для облегчения восприятия текстов, а также закрепления полученной информации может послужить дополнительное оборудование: проекторы, картинки, натуральные объекты, музыкальное оформление (звуки природных явлений, звуки музыкальных инструментов, голоса животных), видеоролики и т.д.
Ознакомление с научно-познавательной литературой возможно и во внеклассном чтении. Для вовлечения детей во внеклассное чтение необходимо также вести работу с семьей. Можно предложить несколько форм работы с родителями:
- Проведение родительских собраний, где педагог рассказывает, что и как читать, как увлечь ребенка чтением и т.д.
- Проведение выставок семейного творчества, где можно представить творческие работы, включающие рассказы о своей семье, любимых писателях и книгах, фотографии и рисунки членов семей.
Таким образом, научно-познавательная литература занимает важное место в системе работы по развитию речи детей с нарушениями слуха, расширении их представлений об окружающем мире.
Список литературы.
- Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – м., 1988.
- Дружинина Н.М. Уроки руководства самостоятельным чтением детей в младших классах школы (внеклассное чтение). –ЛГПИ им. А.И. Герцена., 1976.
- Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М., 2000.
- Зыков С.А. Методика обучения глухих детей языку. – М., 1977.
- Красильникова О.А. Развитие речи младших слабослышащих школьников на уроках литературного чтения. – Спб. , 2005.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида. – М., 2006.
- Сурдопедагогика. Под ред. Е.Г.Речицкой – М., 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Развитие речи детей младшего школьного возраста.
Овладение правильной речью необходимо для формирования полноценной личности. Человеку с хорошо развитой речью легко вступать в общение, он может понятно излагать свою точку зрения , задавать воп...
Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.
Развитие связной речи у детей с нарушенным слухом в специально организованных условиях обучения и воспитания (детских садах, дошкольных отделениях при школах, школах-ин...
Программа занятий по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха
Разработана программа занятий по развитию внимания у младших школьников с учетом особенностей, характерных для школьников с нарушениями слуха....
Влияние мелкой моторики на развитие речи детей младшего школьного возраста
Современные физиологи подтвердили тесную связь больших полушарий головного мозга с нервными окончаниями кистей рук....
Использование ИКТ для развития речи детей младшего школьного возраста
Использование ИКТ для развития речи детей младшего школьного возраста...
Закономерности развития речи детей младшего школьного возраста.
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речь и язык не могут быть оторваны и противопоставлены друг другу.Речь – это процесс общения; язык – система выр...
Рекомендации учителя-логопеда по развитию речи детей младшего школьного возраста
Уважаемые родители! Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увид...