Экологическая программа Пусть не смолкнут птичьи голоса
методическая разработка (2, 3 класс) на тему

Мигутина Галина Юрьевна

Фундамент экологической культуры обучающихся - это достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней сегодня стали залогом выживания человека на нашей планете.

Экологическое воспитание детей имеет большие воспитательные возможности и перспективы. Результатом этой работы должно стать  постепенное повышение экологического сознания обучающегося, появление интереса к оказанию помощи пернатым друзьям, т.е. пробуждение чувств ребенка. Очень важно, чтобы он смог дать оценку поведению человека в природе, высказать свое мнение по этому вопросу. Поэтому надо постараться создать благоприятные условия для общения обучающихся с миром природы, чтобы у них возникло желание внести свой посильный вклад в охрану окружающей среды, оказать посильную помощь птицам. На решение этих вопросов и направлена программа "Пусть не смолкнут птичьи голоса".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по экологии для младших школьников

Разработала: Мигутина Галина Юрьевна, учитель начальных классов Муниципального общеобразовательного учреждения «Сусанинская средняя общеобразовательная школа»

п. Сусанино

Оглавление

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        3

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУСТЬ НЕ СМОЛКНУТ ПТИЧЬИ ГОЛОСА»        12

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ        14

IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ        17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        20

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ №1. Рецензия на программу «Пусть не смолкнут птичьи голоса»

ПРИЛОЖЕНИЕ №2. Свидетельство о публикации

ПРИЛОЖЕНИЕ №3. Отчет о результатах реализации программы

ПРИЛОЖЕНИЕ №4. Справочные материалы для проведения занятий

ПРИЛОЖЕНИЕ №5. Участие в конкурсах и проектной деятельности экологической направленности

ПРИЛОЖЕНИЕ №6. Образцы работ учащихся


I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша.

                                                                                                                  А.П. Чехов

Формирование экологического сознания – одна из важнейших задач школы на современном этапе. Экологическое воспитание личности напрямую соприкасается с воспитанием нравственности и представляет собой непрерывный процесс, способствующий формированию ответственности подрастающего поколения перед окружающим нас миром. А начинать работу в этом направлении, считаю, надо в начальных классах, т.к. система знаний, полученная в младшем школьном возрасте, может в будущем преобразоваться в глубокие и прочные убеждения.

Насколько эффективным будет экологическое воспитание младших школьников, зависит от создания и грамотного использования развивающей среды, а также от системной целенаправленной работы с обучающимися. Важно сформировать осознанное отношение к окружающей среде, чтобы каждый из обучающихся осознал свою принадлежность к окружающему миру, свое единение с ним и активно включился в практическую природоохранную деятельность.

Успех работы по данной программе зависит от того, насколько педагог сумел заинтересовать детей предстоящей деятельностью, поскольку это не система заданий, за которые будут выставляться оценки. Деятельность в рамках программы должна выполняться не по принуждению, а по собственному желанию.

Актуальность программы:

Проблема экологического состояния природы на сегодняшний день очень актуальна. Техногенные катастрофы и аварии, экологически неграмотное ведение хозяйства (сельского, лесного, промышленного и т.д.) и безответственное отношение к природе способствуют обострению этой проблемы.

Пришло время поставить перед собой новые задачи. Сегодня мы должны выпустить из школы ученика не только с определенным багажом знаний, а, в первую очередь, ученика, который способен сам в разнообразных видах деятельности добывать эти знания, осуществлять их анализ, уметь применять на практике, осознавая неразделимость общества и природы.

Школа должна создать условия для формирования такой личности. Именно в период обучения в начальных классах, когда ведущей является учебная деятельность, важно создать предпосылки для формирования мотивации экологического воспитания, экологической культуры и к концу обучения придать ей определённую форму, т.е. сделать её устойчивым личностным образованием школьника.

Фундамент экологической культуры обучающихся - это достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней сегодня стали залогом выживания человека на нашей планете.

Экологическое воспитание детей имеет большие воспитательные возможности и перспективы. Результатом этой работы должно стать  постепенное повышение экологического сознания обучающегося, появление интереса к оказанию помощи пернатым друзьям, т.е. пробуждение чувств ребенка. Очень важно, чтобы он смог дать оценку поведению человека в природе, высказать свое мнение по этому вопросу. Поэтому надо постараться создать благоприятные условия для общения обучающихся с миром природы, чтобы у них возникло желание внести свой посильный вклад в охрану окружающей среды, оказать посильную помощь птицам.

Нормативно-правовой основой Программы являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”;
  • Конституция Российской Федерации.

Цель программы:

Формирование активной экологической позиции у порастающего поколения, вовлечение учащихся, а также их родителей в природоохранную деятельность.

Задачи программы:

1.Систематизировать представления обучающихся о птицах родного края, их повадках, связи с окружающей средой, выявить значение людей в жизни птиц.

2.Организовать систематическое наблюдение за птицами в разное время года с оформлением полученных результатов в дневниках наблюдений.

3.Способствовать формированию представлений о различных видах кормушек и домиков для птиц, способах их изготовления из разных материалов, умения выбирать наиболее практичные.

4.Найти информацию о различных видах кормов для птиц, изучить способы и правила их подкормки, организовать заготовку корма в летне-осенний период.

5.Осуществлять регулярную подкормку птиц в зимнее время.

6.Воспитывать внимательное, бережное отношение к живой природе, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.

7.Учить анализировать собственную деятельность и демонстрировать итоги деятельности общественности.

8.Вовлечь в природоохранную деятельность родителей обучающихся, донести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, природе в целом.

Участники программы:

  • Учащиеся
  • Родители учащихся
  • Классный руководитель

Этапы реализации программы:

  1. Подготовительный этап.

Срок проведения: сентябрь - октябрь 2015года.

  1.  Основной (практический) этап.

Срок проведения: ноябрь 2015года – март2017года.

  1.  Заключительный этап.

Срок проведения: апрель – май 2017года.

Механизм реализации программы:

Реализация программы предполагает наличие 3-х последовательных этапов, на каждом из которых решаются свойственные только ему задачи и осуществляются конкретные мероприятия.

1 этап.

Время: сентябрь – октябрь2015г.

На первом этапе ведется:

1)поиск и обзор литературы о птицах (используются возможности школьной, сельской и домашних библиотек, периодические издания, Интернет, материалы учебного курса «Окружающий мир» и т.д.). Собранный материал о птицах изучается, ведется отбор нужной информации.

2)заготовка корма для птиц:

  • сбор ягод (рябины, калины, шиповника и др.),
  • заготовка семян подсолнуха, репейника, шишек ели и т.д.,

2 этап.

Время: ноябрь2015г. – март2017г.

На этом этапе осуществляется изготовление кормушек с помощью родителей.

Затем кормушки вывешиваются возле школы и по месту жительства каждого из учеников класса (ежегодно), осуществляется подкормка зимующих птиц в течение всего времени, ведутся наблюдения за птицами. Результаты фиксируются в дневниках наблюдений, которые имеются у каждого учащегося.

Также на данном этапе в весеннее время совместно с родителями проводится работа по изготовлению скворечников и развешиванию их в парках и других местах обитания птиц. Наблюдение за поведением птиц, поселившихся в домиках.

Результаты деятельности публикуются в местной газете «Сусанинская новь», проводятся такие мероприятия, как праздник «День птиц», оформление творческих работ, проектов, участие в конкурсах, викторинах разных уровней и др.

3 этап

Время: апрель – май2017г.

Подведение итогов программы. Презентация своей работы перед общественностью (учащимися школы, родителями).

Основные принципы, положенные в основу программы:

-принцип доступности, позволяющий учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося и создавать благоприятные условия для его развития;

-принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

-принцип научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

-принцип систематичности и последовательности, предполагающий получение знаний в программе в определенной системе, которые обучающиеся смогут применять на практике;

-принцип добровольности;

-принцип результативности.

Методы работы:

-словесные методы: рассказ, беседа, работа со словарями, справочниками, энциклопедиями, периодическими изданиями, подготовка сообщений, интервью и т.д.;

-наглядные методы: демонстрация рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций, фотографий, репродукций, карт, просмотр презентаций, роликов и т.д.

-практические методы: изготовление и развешивание кормушек, скворечников, синичников и т.д., подкормка птиц, изготовление рисунков, плакатов, схем, карт, оформление альбомов,  подготовка презентаций, коллекций, организация и проведение праздника «День птиц», участие в конкурсах и т.д.

Формы работы:

                                                                                                                                                           

     

 

   

 

 

 

 

 

Результаты работы: кормушки и домики для птиц, изготовленные совместно с родителями, систематическая подкормка птиц в зимний период; выставки рисунков, фотографий; сочинения; серия буклетов и рефератов, подготовленных учащимися по итогам своих наблюдений, исследовательские работы, проекты, презентации и т.д.

В результате деятельности кружка учащиеся должны получить знания по экологии, а также овладеть следующими умениями и навыками:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • работать в читальном зале библиотеки;
  • готовить доклады и сообщения и выступать с ними перед аудиторией;
  • уметь анализировать необходимую информацию;
  • сравнивать и обобщать факты;
  • вести наблюдения;
  • готовить исследовательские работы по данной тематике;
  • заготавливать корм для зимующих птиц;
  • знать, какой корм требуется разным видам птиц;
  • правильно выбирать места для развешивания кормушек и домиков для птиц;
  • воспитывать бережное отношение к родной природе;
  • принимать активное участие в экологических акциях;
  • воспитывать чувство гордости за родной край.

Условия для реализации программы:

Для того чтобы программа была успешно реализована, необходимо соблюдать такие условия, как:

  • проведение занятий не только в классе, но и за его пределами – в библиотеке, Доме культуры, краеведческом музее и других учреждениях социума,
  • наличие необходимых методических пособий, дидактических материалов и т.д.,
  • активное участие в экологических акциях.

В «Приложениях» к программе «Пусть не смолкнут птичьи голоса» даны справочные материалы для учителя, а также тематическое планирование, которое может быть изменено учителем в зависимости от выбранных им тем для изучения.

Курс рассчитан на 1 час в неделю (34 часа в год).

Продолжительность занятия: 40минут.

Срок реализации: 2 года.

Возраст детей, на которых рассчитана программа: 8-10 лет.


II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПУСТЬ НЕ СМОЛКНУТ ПТИЧЬИ ГОЛОСА»

 Предметные результаты:

  • различать, называть и приводить примеры птиц родного края, их отличительные признаки;
  • вести наблюдения за птицами и оформлять полученные результаты в Дневниках наблюдений;
  • знать разновидности кормушек и домиков для птиц, уметь оценить их практичность;
  • научиться мастерить кормушки под руководством родителей;
  • уметь правильно заготавливать корм для разных видов птиц;
  • осуществлять подкормку в зимний период.

Личностные результаты:

  • понимание необходимости заботливого отношения к окружающей среде;
  • ориентация на соблюдение основных правил безопасного поведения в природе;
  • готовность выполнять нормы природоохранного поведения.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
  • замечать и устранять ошибки и недочеты во время изучения данной программы;
  • адекватно воспринимать советы и рекомендации учителя, одноклассников, родителей по устранению недочетов.

Познавательные:

  • овладеть первичными формами проектно-исследовательской деятельности;
  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем, диаграмм;
  • самостоятельно осуществлять поиск дополнительной информации при выполнении заданий;
  • устанавливать правильную последовательность событий, происходящих в природе, причинно-следственные связи;
  • группировать объекты по конкретному признаку.

Коммуникативные:

  • принимать участие в диалоге при выполнении заданий;
  • уметь определять цели деятельности, распределять функции участников программы;
  • задавать вопросы, формулировать затруднения, возникающие в процессе деятельности;
  • осуществлять взаимопроверку, работая в парах;
  • предлагать товарищам свою помощь;
  • формирование коммуникативных навыков.

Ожидаемый результат:

  • учащийся, имеющий представление о птицах, умеющий совместно с родителями изготовить кормушку, скворечник; знающий, каким кормом и как подкармливать птиц;  зимой регулярно подкармливающий птиц; умеющий наблюдать и фиксировать наблюдения в дневнике, анализировать собственную деятельность и делать выводы.
  • родитель - активный участник экологической программы, способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам и природе в целом.

Процесс формирования у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный. Конечный результат - это не только овладение определенными знаниями и умениями, а и развитие эмоциональной отзывчивости, желание активно защищать, улучшать и облагораживать природную среду.


        III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1-й год обучения - 2 класс (34 часа)

Введение (1 час)

Что такое «Экология», что будем изучать на этих занятиях. Источники получения экологической информации. Исследовательская деятельность.

Мы и природа (2 часа)

Экскурсия в парк. Наблюдение за птицами. Подготовка птиц к отлету. Оформление результатов наблюдений в Дневниках наблюдений.

Загадки птичьего мира (7 часов)

Поиск информации о корме для зимующих птиц. Заготовка корма для зимующих птиц. Правила хранения заготовленного корма. Проведение библиотечных уроков на тему «Птицы – наши друзья». Как птицы получили свои названия? Сбор информации по теме «Перелетные птицы». Видеоурок «Перелетные птицы». Проведение викторины «Загадки птичьего мира».

Проектно-исследовательская деятельность «Птицы нашего края».

Участие в конкурсах экологической направленности разного уровня.

Покормите птиц зимой (16 часов)

Поиск информации о видах кормушек для зимующих птиц. Проведение практических занятий по изготовлению кормушек совместно с родителями обучающихся и развешиванию их в парках, возле школы, возле домов обучающихся. Осуществление систематической подкормки зимующих птиц в течение всего периода с ноября по март. Организация наблюдения за птицами и оформление результатов наблюдений в Дневниках наблюдений. Проведение развивающих занятий и библиотечных уроков о птицах на темы «Где обедал, воробей?», «Детские писатели о птицах». Познавательная игра «Чьи следы?». Наблюдение за птичьими следами на снегу, определение их принадлежности. Оформление альбома «Зимующие птицы нашего края». Конкурс сочинений «Покормите птиц зимой». Проведение практических занятий по изготовлению рукотворных книг о птицах для первоклассников, «Идем на фотоохоту».

Проектно-исследовательская деятельность на темы «Меню для зимующих птиц» и «Роль человека в жизни птиц».

Участие в конкурсах экологической направленности разного уровня.

Мы вас ждем, товарищ – птица! (7 часов)

Работа с разными источниками информации по сбору материала о перелетных птицах. Проведение практических занятий по изготовлению весенних домиков для птиц совместно с родителями и развешиванию их в парках и других местах обитания птиц. Организация наблюдений за птицами, поселившимися в скворечниках, оформление результатов наблюдений в Дневниках наблюдений. Праздник «День птиц». Подготовка творческого отчета о работе по программе за учебный год.

 Проектно-исследовательская деятельность по теме «На крыльях весну принесли!»

Участие в конкурсах экологической направленности разного уровня.

Заключение (1 час)

Обобщение основных теоретических знаний, полученных на занятиях в течение учебного года.

Подведение итогов. Отчет о проделанной за год работе.

Знакомство учащихся со списком дополнительной литературы для самостоятельной работы с целью расширения их знаний по данной теме.

2-й год обучения – 3класс (34 часа)

Введение (1 час)

Что будем изучать на занятиях в этом учебном году. Материалы по данному направлению, собранные обучающимися во время летних каникул. Источники получения экологической информации. Проектно-исследовательская деятельность.

Край родной, навек любимый (2 часа)

Экскурсия в парк. Знакомые незнакомцы. Загадки о птицах. Оформление результатов наблюдений в Дневниках наблюдений. Практическое занятие по оформлению фотоальбома «Птицы родного края» (совместно с родителями обучающихся).

О чем поют птицы (7 часов)

Экскурсия в парк, наблюдение за подготовкой птиц к отлету с оформлением результатов наблюдений в Дневниках наблюдений. Проведение библиотечных уроков о птицах, чтение художественных произведений о птицах. Народные приметы, связанные с птицами. Просмотр и обсуждение фильмов о птицах из серии «В мире животных». Виртуальная экскурсия «За птичьими голосами». Где у птиц уши? Знакомые незнакомцы. Игра «Что такое? Кто такой?».

Проектно-исследовательская деятельность на тему «Почему птицы осенью улетают».

Участие в конкурсах экологической направленности разного уровня.

Птичья столовая (16 часов)

Проведение практических занятий по изготовлению кормушек совместно с родителями обучающихся и развешиванию их в парках, возле школы, возле домов обучающихся. Конкурс на лучший дизайн кормушки. Осуществление систематической подкормки зимующих птиц в течение всего периода с ноября по март. Видеоурок «Как помочь птицам». Организация наблюдения за повадками и поведением птиц на кормушках и оформление результатов наблюдений в Дневниках наблюдений. Проведение библиотечных уроков с целью поиска интересных фактов из жизни птиц, пословиц и поговорок о птицах, на тему «Птицы нашего леса». Просмотр и обсуждение фильмов о птицах из серии «В мире животных». Выступление агитбригады перед учащимися начальных классов на тему «Покормите птиц зимой!». Организация и проведение ролевой игры «О чем расскажут птицы», викторины «Лесные тайны», практического занятия «Идем на фотоохоту». Заповедный урок.

Проектно-исследовательская деятельность на тему «Зимующие птицы нашей местности».

Участие в конкурсах экологической направленности разного уровня.

Будь природе другом! (7 часов)

Практическое занятие по наблюдению за дикими утками, прилетающими на пруд и оформление результатов наблюдений в Дневниках наблюдений. Проведение практических занятий по изготовлению весенних домиков для птиц совместно с родителями и развешиванию их в парках и других местах обитания птиц. Организация наблюдений за птицами, поселившимися в скворечниках, оформление результатов наблюдений в Дневниках наблюдений. Конкурс рисунков и плакатов на тему «Будь природе другом!». Познавательная программа «О чем поют птицы». Какие бывают гнезда у птиц?

Проектно-исследовательская деятельность на темы «Скворец – весны певец», «Охранять природу – значит охранять Родину».

Участие в конкурсах экологической направленности разного уровня.

Заключение (1 час)

Обобщение и систематизация знаний, полученных за период работы по данной программе.

Подведение итогов. Отчет о проделанной работе.

Знакомство учащихся со списком дополнительной литературы для самостоятельной работы с целью расширения их знаний по данной теме.

Прогнозируемые результаты:

К концу 2-го класса учащиеся должны:

знать:

  • виды птиц родного края;
  • зимующих птиц нашей местности;
  • разновидности корма для зимующих птиц;
  • правила хранения заготовленного корма.

уметь:

  • под руководством учителя или родителей заготавливать корм для зимующих птиц и правильно его хранить;
  • мастерить совместно с родителями кормушки для зимующих птиц;
  • подкармливать птиц в зимний период;
  • вести наблюдения за птицами и оформлять результаты полученных наблюдений в Дневниках наблюдений;
  • находить нужную информацию в разных источниках.

К концу 3-го класса учащиеся должны:

знать:

  • источники получения экологической информации;
  • особенности птиц нашей местности;
  • редкие и исчезающие виды птиц;
  • экологические проблемы родного края;
  • правила поведения в природе.

уметь:

  • самостоятельно заготавливать корм для зимующих птиц и правильно его хранить;
  • самостоятельно систематически подкармливать птиц в зимний период;
  • самостоятельно организовывать наблюдения за птицами и оформлять полученные результаты в Дневниках наблюдений;
  • выступать в составе агитбригады перед учащимися начальных классов с целью вовлечения их в акцию «Покормите птиц зимой»;
  • мастерить совместно с родителями скворечники;
  • участвовать в проектно-исследовательской деятельности; презентовать результаты своей работы общественности (одноклассникам, учащимся других классов, родителям);
  • вносить свой вклад в дело охраны природы.


IV. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1-й год обучения (2-й класс)

№ п/п

Название раздела

Тема занятия

Кол-во часов

1

Введение

Вводный урок

2

Мы и природа

Экскурсия в парк «Пернатые соседи»

Практическая работа. Оформление результатов наблюдений в Дневниках наблюдений.

3

Загадки птичьего мира

Библиотечный урок «Птицы – наши друзья!»

Познавательное занятие «Как птицы получили свои названия»

Проектно-исследовательская деятельность «Птицы нашего края»

Викторина «Загадки птичьего мира»

Практическое занятие. Заготовка корма для зимующих птиц

Видеоурок «Перелетные птицы»

4

Покормите птиц зимой

Сбор информации о видах кормушек для птиц.

16ч

Практическое занятие по изготовлению кормушек.

Практическое занятие. Развешивание кормушек в парке.

Практическое занятие. Подкормка зимующих птиц, наблюдение за ними.

Проектно-исследовательская деятельность «Меню для зимующих птиц»

Развивающее занятие «Где обедал, воробей?»

Познавательная игра «Чьи следы?». Наблюдение за птичьими следами

Оформление альбома «Зимующие птицы нашего края»

Библиотечный урок «Детские писатели – о птицах»

Конкурс сочинений «Покормите птиц зимой!»

Проектно-исследовательская деятельность «Роль человека в жизни птиц»

Практическое занятие. Изготовление рукотворных книг о птицах для первоклассников.

Практическое занятие «Идем на фотоохоту».

5

Мы вас ждем, товарищ – птица!

Праздник «День птиц»

Сбор информации о перелетных птицах. Работа с разными источниками информации.

Практическое занятие. Изготовление домиков для птиц.

Практическое занятие. Развешивание скворечников в парках.

Практическое занятие. Наблюдение за птицами, поселившимися в скворечниках.

Проектно-исследовательская деятельность «На крыльях весну принесли!»

Подготовка творческого отчета о проделанной работе.

6

Заключение

Творческий отчет о проделанной за год работе.

2-й год обучения (3-й класс)

№ п/п

Название раздела

Тема занятия

Кол-во часов

1

Введение

Вводный урок

2

Край родной, навек любимый

Экскурсия в парк.

Практическое занятие. Оформление фотоальбома «Птицы родного края» (совместно с родителями)

3

О чем поют птицы

Виртуальная экскурсия «За птичьими голосами»

«Знакомые незнакомцы». Игра «Что такое? Кто такой?»

Народные приметы, связанные с птицами

Познавательное занятие «Где у птиц уши?»

Просмотр и обсуждение фильмов о птицах из серии «В мире животных»

Экскурсия в парк. Наблюдение за подготовкой птиц к отлету.

Проектно-исследовательская деятельность «Почему птицы осенью улетают»

4

Птичья столовая

Видеоурок «Как помочь птицам»

16ч

Изготовление кормушек. Конкурс на лучший дизайн кормушки.

Практическое занятие. Развешивание кормушек в парке.

Практическое занятие. Подкормка зимующих птиц.

Практическое занятие. Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушках.

Читальный зал. Пословицы и поговорки о птицах.

 «Покормите птиц зимой!». Выступление перед учащимися школы.

Библиотечный урок «Птицы нашего леса»

Ролевая игра «О чем расскажут птицы»

Практическое занятие «Идем на фотоохоту».

Викторина «Лесные тайны»

Просмотр и обсуждение фильмов о птицах из серии «В мире животных»

Читальный зал. Поиск интересных фактов из жизни птиц.

Заповедный урок.

Проектно-исследовательская деятельность «Зимующие птицы нашей местности»

5

Будь природе другом!

Конкурс рисунков и плакатов на тему «Будь природе другом!»

Практическое занятие. Наблюдение за дикими утками, прилетающими на пруд. Оформление результатов наблюдений в Дневниках наблюдений.

Практическое занятие. Развешивание скворечников в парках.

Познавательное занятие «Какие бывают гнезда у птиц?»

Познавательная программа «О чем поют птицы»

Проект «Скворец – весны певец»

Проектно-исследовательская деятельность «Охранять природу – значит охранять Родину»

6

Заключение

Творческий отчет о проделанной за год работе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 для учителя

  1. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников./ Начальная школа. - 2003. - № 5. - С.64-75.
  2. Бочкарёв, Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся – Калуга, 1996.
  3. Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. - Москва. Терра - Terra, 1992.
  4. Господникова М.К. «Проектная деятельность в начальной школе». «Учитель», Волгоград, 2011.
  5. Грехова Л. И. В союзе с природой: эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми / – М, Илекса; Ставрополь, 2000.
  6. Данилова М. Занимательная экология / Воспитание школьников. - 2005. - № 5.
  7. Дежникова Н.С. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. – М.: 2001.
  8. Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе. – М.: 2003.
  9. Кирсанова, Т. А. Птичьи имена / Т. А. Кирсанова // Начальная школа. - 2001. - №1.
  10. Лучич М. В. Детям о природе/ - М., 1989.
  11. Машкова С. В. Изучение животных младшими школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. - Волгоград, 1996. - С. 36.
  12. Никитина Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только / Б. А. Никитина. - Самара, 1996.
  13. Симонова Л.П. «Как учить экологии в начальной школе». - (М.,1999г.)
  14. Симонова – Салеева Л.П. «Земля – наш общий дом». - (М., 1995г.)
  15. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль: Изд. Академия развития. 1997.
  16. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников.- М.: Просвещение, 2011.

для учащихся

  1. Бианки В. В. Рассказы. – М.: Дрофа – Плюс, 2007.
  2. Беме Р. Жизнь птиц у нас дома. — М.: Лесная промышленность, 1986.
  3. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для детей. - М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.
  4. Времена года. Стихи, рассказы, сказки о природе. ООО «Стрекоза», 2009.
  5. Дмитриев Ю. Соседи по планете. Птицы. — М.: Олимп, 1997.
  6. Куликовская Т.А. Что мы знаем о птицах? – ГНОМ и Д, 2009.
  7. Они должны жить. Птицы: Альбом/ О-58. Худ. В.А.Горбатов. Авт. текста М.В.Черкасова. – М.: Лесн. пром-ть, 1984.
  8. Развивающие загадки для самых умных малышей/ Авт. – сост. В. Надеждина. – Минск: Харвест, 2008.
  9. Райан Д. Птицы. – Москва, «Махаон», 2009.
  10. Рассказы о животных. В. Бианки, Н. Сладков, М. Пришвин, Г. Скребицкий. – РИО «Самовар», 1990.
  11. Ситникова Т.Н. Птицы России. Школьный словарик. – Вако, 2009.
  12. Скребицкий Г. Длиннохвостые разбойники. – «Стрекоза», 2008.
  13. Сладков Н.И. Лесные шорохи. Рассказы и сказки о родной природе. – Смоленск: Русич, 2009.
  14. Снегирев Г. Про птиц. Ленинград «Художник РСФСР», 1991.
  15. Строков В.В. Пернатые друзья лесов. Пособие для учащихся. Изд. 2-е, перераб. М., «Просвещение», 1975.
  16. Удивительный мир природы: / Рец. Г.Ивченкова, научн. сотр. НИИС и МО АПН СССР. – Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд., 1986.
  17. Ушакова О.Д. Загадки и пословицы о природе и погоде: Справочник школьника. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009.
  18. Ушинский К. Д. Рассказы о мире животных.
  19. Штейнбах М. Как птицы строят гнезда. — М.: Астрель, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Птичьи голоса"

Урок проводился по здоровьесберегающим технологиям....

Экологическая программа "Удивительное рядом""

Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием угрозы экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологи...

Птичьи голоса

Классный час к дню птиц....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Звонкие голоса"

    Актуальность и значимость развития музыкальных способностей обусловлена и тем, что музыкальное развитие имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоцион...

Воспитательная программа "Пусть цветет семейный сад"

Программа является воспитательным инструментом не только для работы с ребенком или с родителем, а со всей семьей в целом....

Сценарий экологического праздника «Встречай с любовью птичьи стаи»

Данный сценарий  разработан для учащихся начальных классов,который поможет обобщить и систематизировать знания младших школьников о перелетных птицах,  раскрывть  роль охраны птиц и окр...

Экологический проект "Пусть не смолкает пенье птиц"

Экологический проект "Пусть не смолкает пенье птиц". Воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город, село (его традиции, памятники природы, истории и культур...