Воспитательная программа "Пусть цветет семейный сад"
методическая разработка (3 класс) по теме
Программа является воспитательным инструментом не только для работы с ребенком или с родителем, а со всей семьей в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma_pust_tsvetet_semeynyy_sad.docx | 73.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная программа
«Пусть цветёт семейный сад»
автор: Панкратова Надежда Константиновна
учитель МБОУ СОШ №85
«Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».
А.С. Макаренко
«Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам».
В.А. Сухомлинский
Введение
Основные задачи, поставленные перед отечественным образованием Национальной доктриной образования в Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, базируются на положении о том, что современное общество остро нуждается в активно развивающихся, самоопределяющихся, духовных и творческих личностях.
В примерной основной образовательной программе начального общего образования, разработанной в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, определены содержание и организация образовательного и воспитательного процесса на ступени начального образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В полной мере должен быть использован воспитательный потенциал образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
- гражданственности, патриотизма, уважение к правам и свободам человека;
- представлений о нравственности и опыта взаимодействия сверстников и взрослых в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, правилами культуры поведения;
- трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремление к профессионализму, конкурентоспособности;
- экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью, готовности к экологически обоснованному взаимодействию с окружающим миром;
- эстетическое отношение к окружающему миру, умение видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных доступных и привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
- физической культуры готовности к самостоятельному выбору здорового образа жизни.
Решение выдвинутых задач в большей степени зависит от согласованности усилий и единства требований к учащимся семьи, школы, общественности, от общей педагогической культуры родителей и всего социума. Необходим комплексный, системный подход, а также программная форма организации и управления работой по социальной поддержке и педагогическому сопровождению семьи в вопросах воспитания детей.
Педагогическое сопровождение семьи может быть осуществлено на различных уровнях взаимодействия государства и общества с семьей. В частности - на уровне общеобразовательного учреждения и отдельного классного коллектива. Это позволит воспринимать не только ребенка, но и семью в целом в качестве реального субъекта воспитательно– образовательного процесса, так как именно семья является мощным средством в формировании личности ребенка.
Важным является установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание условий для взаимопонимания и общности интересов; привлечение родителей к реальному, действенному участию, а также к управлению и сопровождению воспитательного процесса.
Необходимо проведение систематической работы по повышению уровня воспитательной деятельности родителей, возрождение отечественных традиций семейного воспитания и содействие развитию семейных отношений на основе российских духовно – нравственных и культурно – исторических традиций.
Необходимо грамотно использовать самые эффективные средства воспитания в семье – это личный пример родителей, их поведение, авторитет, образ жизни семьи, ее уклад, традиции, внутрисемейные отношения, эмоционально – нравственный климат, уважение к истории и традициям семьи, к матери, к отцу, к старшему поколению.
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делясь своей добротой, опытом, знаниями.
Предлагаемая программа является воспитательным инструментом не только для работы с ребенком или с родителями, а со всей семьёй в целом через дополняющие друг друга уже традиционные и инновационные формы воспитательной деятельности с активным вовлечением в нее не только детей, но и членов их семей, направлена на создание атмосферы благополучия в семье и в классе, создание положительного имиджа социального института семьи, формирование ценностного отношения к семье как основе общества, пропаганду ЗОЖ как основы здоровой семьи, духовное и физическое развитие учащихся, формирование индивидуальности классного общества и его членов.
Основными идеями программы являются:
- создание единого воспитывающего пространства;
- максимальное использование воспитательного потенциала семей всех учащихся;
- объединение детей и взрослых в процессе совместного жизнетворчества.
Данная программа создана совместными усилиями детей и взрослых для учащихся 3 «В» класса. Программа рассчитана на 2 года – период с 3 по 4 класс и является логическим продолжением программы «Что нам стоит Изумрудный наш город построить», которая была реализована.
Цель и задачи программы.
Цель: воспитание ценностного отношения к семье, большой и малой Родине, создание условий для формирования гражданской позиции, духовно-нравственных идеалов, стремления к саморазвитию в процессе совместного жизнетворчества детей и взрослых.
Задачи:
- Создать единую классную семью, включающую: классного руководителя, учащихся и членов их семей, педагогов, способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.
- Использовать для достижения воспитательных целей семейные традиции, семейную историю, жизненный и профессиональный опыт членов семей учащихся.
- Обеспечить условия для проявления и развития творческих способностей, положительных личностных качеств, формирования духовно-нравственных ценностей, учитывать индивидуально-личностные особенности всех участников учебно-воспитательного процесса.
- Содействовать формированию культуры здоровья участников учебно-воспитательного процесса.
- Содействовать повышению педагогической культуры родителей учащихся.
Концептуальные основы. Принципы.
При создании программы мы опирались на следующие идеи:
- идею развития личности в процессе воспитания (В.Бехтерев, И.Блонский, Л.Выготский);
- идею опоры на базовые потребности ребенка (В.Сухомлинский, Ш.Амонашвили);
- идею совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В.Сухомлинский, А.Макаренко);
- идею восстановления в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства, важности сохранения и развития семейных связей (М.Азаров, И.Бестужев - Лада);
- идею формирования единого воспитательного пространства для жизнетворчества каждого ребенка на основе средового подхода;
- идею социального партнерства общества – семьи – школы в процессе формирования модели культуры здорового образа жизни в семье.
Данная программа исходит из следующих положений:
- системность;
- открытость, обеспечивающая тесный контакт с семьей, участие родителей в процессе воспитания;
- взаимовлияние личностей в процессе воспитания, который предполагает сотворчество педагогов, детей и родителей;
- преемственность и межпоколенческие связи;
- признание преимущественного права родителей на воспитание, обучение и охрану здоровья детей;
- ценностный подход.
В современном российском обществе воспитание должно быть направлено на всестороннее гармоническое развитие личности. По мнению В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.А.Селивановой, главное в процессе воспитания – создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Приоритет в работе воспитателя должен быть отдан приемам опосредованного педагогического воздействия, диалогическим методам общения, созданию воспитывающей ситуации, разнообразной творческой деятельности.
Нам близка позиция Владимира Абрамовича Караковского, который считал, что в процессе воспитательной деятельности необходимо обратиться к фундаментальным ценностям, ориентация на которые должна рождать в человеке добрые черты, высоконравственные поступки и потребности. Из всего спектра общечеловеческих ценностей он выделяет такие, как: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Культура, Труд. Эти ценности нашли, отражение в государственном минимуме социальных услуг по воспитанию Российской Федерации:
- гражданственность, патриотизм. Уважение к правам и свободам человека;
- представление о нравственности и опыте взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;
- трудолюбие, готовность к осознанному выбору будущей профессии, стремление к профессионализму, конкурентоспособности;
- экологическая культура, предполагающая ценностное отношение природе, людям, собственному здоровью;
- эстетическое отношение к окружающему миру, умение видеть и понимать прекрасное, потребность и умение выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- навыки здорового образа жизни, физическая культура;
- организационная культура, активная жизненная позиция, лидерские качества, организаторские умения и навыки, навыки самоорганизации, проектирование собственной деятельности.
Только в тесном союзе с семьей и одинаковой ответственностьюобразование может гарантировать обеспечение стандартного минимума услуг, ориентированных на ценности демократического общества, общечеловеческие, нравственные приоритеты, гармонизацию отношений ребенка с окружающим социумом, природой, формированию у учащихся готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, культуры, таких ценностей, как семья, отечество, экологическое благополучие, ответственность за будущее своей семьи, страны.
Семья – начальная структурная единица общества, первый коллектив ребенка и естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. В течение многих лет в нашей стране господствовала ориентация на общественно-государственное воспитание с младенческого возраста. Это отучило многих родителей от настоящей воспитательной деятельности. Сегодня школе и семье предстоит многое сделать для возрождения в людях чувства чести рода, ответственности за фамилию, осознание истории семьи как части истории народа, изучение образов и деяний своих предков, сохранение и умножение его добрых традиций. Вместе с тем актуальным является возрождение народной педагогики и ее профессиональная проекция на сегодняшнюю воспитательную реальность. Перестройка взглядов на роль семьи, возрождение ее природного назначения требуют и времени, и определенных условий. И чтобы в сознании людей семья вновь стала величайшей нравственной ценностью, начинать надо с детства, со школы.
Исследования психологов, социологов показывают, что семейные обстоятельства и условия, в которых родились и выросли дети, накладывают отпечатки на всю их жизнь и даже предопределяют их судьбу. Влияния семьи, падающие на тонкую и остро воспринимающую мир психологическую структуру человека, чрезвычайно велики и длительны. Многие из этих влияний оставляют след на всю жизнь – «впечатываются» в личностную структуру человека первичных образов, действий, слов, стиля поведения.
Первичные воспитательные влияния семьи заимствуются на всю жизнь, и воспроизводятся даже в зрелые годы: уклад семьи, манеры, образ отца и матери, иногда лексикон и отношение к людям.
«Все мы вышли из детства» - знаменитое изречение Антуана де Сент-Экзюпери в метафорической форме отражает закономерность первичного влияния семьи на становление личности.
Весьма важно, чтобы семья обеспечила прочные личностные образования, такие, как привязанность и любовь к семье и родному дому, привычки элементарного социального поведения, интерес к окружающему миру.
Первый опыт социальных отношений и связей ребенок приобретает в семье: родители, родственники, соседи, знакомые и друзья родителей – это первый микросоциум, где формируется социальный опыт. Семья, при всей малости этой социальной единицы, проживает всю совокупность отношений к жизни: человеку, природе, труду, красоте, науке, искусству, обществу. Феномен семьи как первого фактора развития личности ребенка поражает и силой влияния и широтой влияния.
Педагог в качестве профессионала наделенного способностью «вводить ребенка в контекст культуры и социальные отношения», не может игнорировать такое глубокое влияние на ребенка семьи.
Семья обеспечивает защищенность входящего в мир ребенка. Этот мир сложен и противоречив, в нем всегда предостерегает малыша опасность. Рядом должны находиться родители, смягчающие тяжесть сложных обстоятельств, научающие справляться с трудностями.
Когда малыш приходит в школу, он представительствует мир своей семьи, условия жизни, спектр социальных отношений, привычки поведения, уровень интеллекта – все, обусловленные уровнем культуры семьи. Приобретенное в семье физическое и духовное развитие становятся залогом его первых школьных успехов.
Семья передает эстафету воспитания школе и продолжает оказывать сильное воспитательное влияние. А процесс личностного формирования ребенка обретает двух мощных субъектов воспитания – первичный субъект «семья» и вторичный, столь же мощный – «школа». Поэтому важно, чтобы эти 2 субъекта воспитания стали союзниками, ведь функция воспитания не заканчивается и не передается педагогам с приходом в школу.
Именно семья была, есть и всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа жизни членов общества. Семья – сильнейший фактор воспитания.
В семье – через отношения «любовь к близким» ребенок обретает потенциальную способность выходить на «любовь к далеким». Через любовь к маме, папе, бабушке, дедушке, братьям и сестрам он научается вообще чувству любви, готовясь полюбить человечество. Школа – через отношение «любовь к далеким» решает проблемы конкретных отношений ребенка с близкими: товарищами, малышами, соседями, в том числе родителями.
Учителя и родители учащихся являются непосредственными субъектами образовательного процесса, а родители, кроме того, - еще и одним из заказчиков образовательных услуг.
Различия во взаимодействии этих двух групп по отношению к воспитательному процессу и по характеру построения и по отношению к контролю и ответственности. Так, например, педагоги отчитываются перед государством, и, фактически, перед родителями, а родители, по существу, свободны от юридической и административной ответственности перед школой. Еще одно отличие проявляется в том, как эти группы относятся к построению и результатам образовательного процесса: педагогический коллектив школы, в первую очередь, заинтересованы в успешности, в первую очередь, своих собственных детей.
Первейшее условие их взаимодействия – исчерпывающее представление о функциях и содержании деятельности друг друга могли устанавливать реальные взаимные действия, вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном итоговом результате.
Основанием для выявления принципов взаимодействия школы и семьи является забота о счастье ребенка. Счастье человека и есть то, ради чего ребенку следует ходить в школу и овладевать богатыми достижениями культуры.
Главным итогом социально-психологических усилий школьного педагогического коллектива по организации взаимодействия с семьями воспитанников становится преобразование семьи в субъект воспитания. При союзе со школой семейное воспитание обогащается гражданскими, общечеловеческими мотивами, воссоединяя социальную и персональную, общественную и интимную стороны человеческой жизни ребенка.
Семья как третий субъект воспитания (а вторым является ребенок, когда осознан смысл деятельности, которую он производит в школе) способствует повышению уровня развития детей, входящих в культуру и готовых к дальнейшему созиданию культуры.
Н.Е.Щуркова считает, что взаимодействие семьи и школы построено на принципах:
- принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.
- принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.
- принцип сопереживания, реализация которого направлена на сохранение достаточно высокого уровня доброжелательности двух партнеров как условия их взаимодействия.
- принцип сопричастности, содействующий договорённости о степени соучастия каждого партнёра в создании наилучших условий воспитания ребёнка.
- принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином деле с детьми.
Последний принцип представляется наиболее важным. Здесь педагог, родитель и ребёнок выступают в роли равных субъектов деятельности, и для ребёнка две сферы жизни (школа и семья) сливаются в нечто иное под названием «общество», «человечество», «родина», «страна», и дети восходят на ступень выше в понимании сущности жизни как таковой. Такое явление названо нами термином «классная семья». При этом мы считаем важным учитывать многозначность и многогранность этого понятия. Мы выделяем следующие аспекты:
- Семья – это самые близкие ребенку люди: родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, другие родственники.
- Семья – это классный коллектив, объединяющий в процессе жизнетворчества классного руководителя, детей и членов их семей.
- Семья – это принцип построения отношений и организации взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса.
Мы считаем необходимым создать условия для совместной деятельности детей и взрослых и видим принципиальное отличие такого способа взаимодействия по форме и содержанию от участия родителей в воспитательной работе в том, что данная система работы характеризуется:
- постоянной систематической совместной деятельностью по планированию, реализации и анализу достигнутых результатов;
- единством целей, воспитательных позиций;
- равенством ответственности за успехи и неудачи.
Мы считаем, что:
- изучать родную историю,
- знакомиться с разнообразием мира профессий,
- обучать детей навыкам здорового образа жизни,
- обучать детей творчеству,
- воспитывать ценностное отношение к семье, уважение к старшим,
- обучать навыкам социального взаимодействия,
- воспитывать трудолюбие,
- формировать духовно-нравственные идеалы
можно и нужно на примерах семейной истории, жизненного и профессионального опыта родителей и близких родственников в процессе совместного жизнетворчества детей и взрослых. Формирование духовно-нравственных ценностей возможно только тогда, когда дети видят, что значимые для них взрослые строят свою жизнедеятельность в соответствии с этими ценностями, когда ценности становятся семейными.
Мы считаем, что решение задач воспитания возможно только при создании единой воспитывающей среды семьи и школы, объединении усилий педагогов и родителей.
Данная система отношений участников учебно-воспитательного процесса даст его участникам ряд дополнительных преимуществ:
- Классный руководитель перестаёт быть единственным организатором воспитательной работы, приобретает множество заинтересованных партнёров, разделяя с ними успех и ответственность.
- Возможность создания единого воспитывающего пространства, с едиными принципами, ценностями и целями для всех участников учебно-воспитательного процесса.
- Учёт индивидуальных семейных особенностей в процессе воспитания.
- Возможность для детей увидеть родителей и педагогов не только в роли воспитателей, наставников, но и равноправных партнеров.
- Предоставляется возможность детям и родителям гордиться друг другом и своей семьей.
- Формируется понимание роли семьи в жизни, ценности взаимодействия, взаимоподдержки членов семьи, сохранения семейных традиций, индивидуальности, самобытности и ценности семьи.
- Возможность использования опыта семейного воспитания в школе.
- Взаимообогащение знаниями о воспитании детей и практическими навыками его осуществления между семьями, представителями разных поколений.
Механизм реализации программы.
Учитывая, что на данном возрастном этапе игровая деятельность по-прежнему остается одним из главных видов деятельности, то ее мы рассматриваем как важнейший механизм для осуществления последующей программы «Пусть цветет семейный сад!» Основная идея игры состоит в том, чтобы «посадить» семейный сад «возле школьного дома», построенного в результате реализации предыдущей программы «Что нам стоит дом построить». В семейном саду предполагается посадить «Чудо-дерево», на котором растут ветви:
- нравственных ценностей;
- воспитания патриота России;
- здорового образа жизни;
- трудовых навыков;
- увлечений и творчества;
- завтрашнего дня;
- самопознания и самосовершенствования.
Эти ветви символизируют «Семь семейных начал», объединяющих все проводимые дела в более крупные блоки с целью освоения общечеловеческих ценностей.
Мы определили «Семь семейных начал»:
- Начало нравственных ценностей – творцы добра.
- Начало воспитания патриота России – мы - граждане.
- Начало здорового образа жизни – мы - здоровая семья.
- Начало семейных трудовых навыков – мы трудимся.
- Начало семейных увлечений и творчества – мы - любители прекрасного.
- Начало завтрашнего дня – мы смотрим в будущее.
- Начало самопознания и самосовершенствования – мы - сеятели разумного.
В ходе совместной деятельности реализуются принципы:
- посильного участия каждого в коллективном деле;
- чередования ролей (от участия в подготовке к участию в проведении, от пассивного участия к активному, от исполнительства к организации).
Роль ребенка может выглядеть как:
- ребенок – участник;
- ребенок – наблюдатель;
- ребенок – ученик;
- ребенок – инициатор;
- ребенок - организатор;
- ребенок – аналитик.
Роль родителя может быть определена как:
- родитель – автор идеи;
- родитель – организатор;
- родитель – помощник;
- родитель – консультант;
- родитель – наблюдатель;
- родитель – учитель;
- родитель – ученик;
- родитель – аналитик.
Классный руководитель выступает в роли:
- организатора;
- вдохновителя;
- просветителя;
- объединителя.
Педагоги выступают в роли:
- консультантов;
- помощников;
- партнеров.
Содержание работы по реализации программы.
Начало семейных нравственных ценностей.
(Творцы добра)
Чтобы адекватно восприниматься окружающими, внешние проявления человека должны соответствовать его внутренней позиции. Для этого в обществе существуют определенные правила и нормы культурного поведения. Научиться следовать им – обязанность каждого члена общества. Безусловно, решающая роль при этом принадлежит школе и семье, закладывающим нравственный фундамент личности.
Формы работы:
- система классных часов «Шаг навстречу»;
- игры – практикумов «Азбука нравственного воспитания»;
- создание «Заповедей милосердия»;
- ежедневное КТД «5 минут на доброе дело»;
- работа «Бюро добрых дел»;
- укрепление и формирование новых традиций коллектива «Копилка добрых дел».
Начало воспитания патриота России.
(Мы граждане)
Без любви к родному краю и уважения к его истории, культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны, сформировать у детей чувство собственного достоинства.
Я все больше убеждаюсь, что именно со своей маленькой родины - места, где родились и живем, закладываются чувства любви к своей малой и большой Родине, а значит корни патриотизма. Именно семья является истоком первых гражданских чувств, именно здесь ребенок узнает «С чего начинается Родина». Именно с родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой он, повзрослев, осознает себя.
Мы видим, насколько важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, который вслушивается в голос истории, осмысливает ее связь с современностью, а не является сторонним наблюдателем.
Поэтому мы построили воспитательную систему так, чтобы формировать активную жизненную позицию, интерес к делам семьи, школы, города, страны через опыт старших поколений семьи – из жизненный путь, чтобы каждая семья была безусловным поводом для гордости, а история семьи, ее участие в истории страны - поводом для понимания того, что процветание родины зависит от личного вклада каждого гражданина.
Формы работы:
- изучение историко-культурного наследия Родины;
- организация экскурсий по городу, в музеи заводов, заочных экскурсий по родному краю;
- встречи с курсантами военных училищ, участниками боевых действий;
- операция «Салют ветеранам»;
- создание альбомов «Война, вошедшая в наш дом», ЖЗЛ «Они - пример для нас»;
- создание альбома «Мы здесь побывали. Приглашаем Вас».
Начало здорового образа жизни.
(Мы - здоровая семья)
Важно воспитывать у каждого человека личностные приоритеты здоровья, поскольку здоровье – одно из важнейших условий для счастливой жизни, его нужно беречь и укреплять. Причем важно, чтобы культура здоровья стала общесемейной ценностью. Поэтому формулой здоровья для семьи стали слова «Хотим, можем, будем!» Каждый из нас желает, чтобы в доме царствовало здоровье, поэтому работа выстроена так, чтобы смотивировать всех представителей семьи на реализацию усвоенных знаний в ходе системной работы. Также считаем важным – формирование экологической культуры.
Формы работы:
- организация семейного клуба «Здоровье в каждый дом»;
- практические занятия по изучению народной медицины «Бабушкины секреты»;
- обзор литературы на тему « Все о здоровой и вкусной пище»;
- конкурсные программы «Береги здоровье смолоду»;
- выпуск газет с советами и рекомендациями по ЗОЖ «Каждый школьник должен знать - как здоровье укреплять»;
- спортивные праздники:
«Мама, папа, я – спортивная семья»,
«Спортивная карусель»,
«Нас зовет лыжня»;
- выпуск альбома «Спортсмены классной семьи»;
- занятия в спортивных секциях;
- встречи со спортсменами нашего коллектива;
- конкурсы фотографий «Здоровье, спорт, гармония, красота»;
- акция «Птичья столовая»;
- акция «Сохраним и преумножим родную природу».
Начало семейных трудовых навыков.
(Мы трудимся)
Формирование первоначальных трудовых навыков, трудолюбия, потребность в деятельности должно начинаться в раннем детстве.
Формы работы:
- организация семейного клуба «От гвоздя до дома»;
- организация выставок прикладного и технического творчества;
- акция «Улыбка в доме» (организация помощи родителям по ведению домашнего хозяйства);
- организация лаборатории «Очумелые ручки» (благоустройство, дизайн, наведение порядка в нашем школьном доме – кабинете);
- акция «Цветочный салют» (выращивание цветочной рассады для клумбы домашнего и школьного палисадника).
Начало семейных увлечений и творчества.
(Мы - любители прекрасного)
Каждому воспитаннику нужна ситуация успеха, т.к. деятельность, приносящая успех и удовлетворение, становится фактором его развития. Ситуация успеха необходима и взрослым: ведь это своеобразный прыжок на ступень выше в своем личностном развитии. Поэтому мы видим необходимость в развитии творческого потенциала семей через организацию коллективных творческих дел и совместного досуга родителей и учащихся.
Формы работы:
- фестиваль семейных в/ф «Вот мы какие!»;
- презентация «Мир наших увлечений»;
- конкурс семейных альбомов «Загляните в семейный альбом»;
- выставки семейного творчества:
«Делаем своими руками»,
«Мастерство взрослых - детям»;
- организация дней коллекционеров;
- создание альбома «Мир семейных увлечений»;
- организация театральной деятельности в кружке «Кукольные чудеса»;
- семейные встречи:
«Вместе весело»,
« Праздник мам, бабушек, девочек»,
«Вот и стали мы на год взрослей»,
«Встреча поколений»;
- диагностические обследования «Моя семья».
Начало завтрашнего дня.
(Мы смотрим в будущее)
Мы понимаем необходимость уже на данном возрастном этапе в формировании у детей понимания сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мамы, папы в воспитании семьянина, любящего своих детей на примере положительного опыта семей, их традиций, устоев, особенностей, что послужит еще одним ключиком для создания дружной, благополучной семьи, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.Расширение представлений о мире профессий через систему мероприятий по ознакомлению с профессиями старших представителей семьи.
Формы работы:
- создание словаря «Мир профессий от А до Я»;
- серия экскурсий:
в воинскую часть,
на пожарную выставку,
в музеи завода ОАО «Красное Сормово», ОАО «Сокол».
- создание видеофильма «Профессии наших родителей»;
- система встреч «Выбор профессии – дело серьезное»;
- познавательные игры «Кем быть?»;
- мастер-классов;
- серия классных часов «Азбука счастливой семьи»;
- диагностические обследования:
«Какой я хочу стать мамой»,
«Каким я хочу стать папой»,
«Любимой мамочки портрет».
- разговоры для девочек;
- разговоры для мальчиков.
Начало самопознания и самосовершенствования.
(Мы – сеятели разумного)
Помогая личности в самопознании, самоопределении, самосовершенствовании ставим цель в создании условий для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии (формирование интеллектуальной культуры учащихся, развитие их кругозора и любознательности, сохранение любопытства и информационной ненасыщаемости), повышение педагогической культуры родителей через организацию просветительской работы;совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного взаимодействия с ребенком; обогащение семей опытом по воспитанию детей.
Формы работы:
Для детей:
- проведение предметных недель;
- организацию олимпиад по предметам;
- изучение интересов и способностей учащихся;
- организацию научного общества учащихся;
- проведение КВН-ов, турниров;
- организацию занятий «Тренируем смекалку», «Развиваем способности»;
- организацию конкурса «Чтение с увлечением»;
- мини-экскурсии.
Формы работы:
Для родителей:
- школу для родителей «Мостик», цель которой психолого-педагогическое просвещение (см. приложение);
- индивидуальные и групповые консультации «Золотые правила родительской педагогики»;
- создание «Копилки родительской мудрости».
План работы школы для родителей «МОСТИК»
Сроки | Тема | Форма |
09.2011г. | «Первый раз в 3 класс» | информационный вечер |
11.2011г. | «Матери против насилия» | круглый стол |
01.2012 г. | «Каким мы хотим видеть своего ребенка» | дискуссионный клуб |
03.2012 г. | «Компьютер, телевизор и воспитание ребенка» | педагогический лекторий |
05.2012 г. | «Подводим итоги учебного года» | родительско-ученическийкапустник |
09.2012 г. | «Подумаем вместе» | сбор-разговор |
11.2012 г. | «Как уберечь детей от беды. Предупреждение вредныхпривычек» | Семинар |
01.2013 г. | «Мудрые мысли народнойпедагогики» | педагогический лекторий |
03.2013 г. | «Моя семья – моя радость» | встреча поколений |
05.2013 г. | «Школа, где учат и где живут» | круглый стол |
Итогом работы по программе будет создание классного мини-музея.
-Накопленные знания, опыт, навыки взаимодействия послужат «семейными оберегами», являющимися опорой для вступления в новый этап – переход в среднюю школу и послужат ценностно-нравственными ориентирами в дальнейшем процессе развития личности на новом возрастном этапе.
- «Семейные обереги» станут образцами для детей и родителей, которые вновь придут в 1 класс.
Таким образом будет осуществлена преемственность опыта «Классных семей».
- Сформированная привычка у родителей «Жить и творить вместе» будет гарантом для продолжения успешной работы в средней школе.
Экспонатами классного мини-музея станут:
Семейные видео-фильмы «Вот мы какие!».
Альбом-эстафета коллектива «Изумрудики».
Альбом ЖЗЛ «Они – пример для нас».
Альбом «Война, вошедшая в наш дом».
Альбом «Спортсмены классной семьи «Изумрудики».
Альбом «Мир наших увлечений».
Словарь «Мир профессий от А до Я».
Альбомы по заочным путешествиям «Мы здесь побывали. Приглашаем вас».
Творческие работы детей и родителей «Акулята пера».
Копилка добрых дел (традиции коллектива).
Копилка родительской мудрости.
Словарь жизненных и нравственных ценностей.
Ожидаемый результат.
- Создание единой классной семьи, включающей: классного руководителя, учащихся и членов их семей, педагогов.
- Усвоение детьми норм культуры общения, установление дружеских «семейных» межличностных отношений, создание благоприятной психологической атмосферы в классной семье.
- Включение родителей в воспитательный процесс на правах организаторов и участников, широкое использование их профессиональных и личностных качеств, воспитывающего значения семейной истории и традиций.
- Развитие творческих способностей всех участников учебно-воспитательного процесса, рост духовно-нравственного потенциала, усвоение и присвоение положительных ценностных ориентиров.
- Развитие активности учащихся, их организаторских способностей, формирование предпосылок для проявления детской инициативы и самоуправления.
- Усвоение принципов и способов здоровьесбережения, ответственного отношения к здоровью, экологической культуры.
- Развитие психолого-педагогической культуры родителей учащихся.
План реализации программы на 2011-2012 учебный год
№ п/п | Название | Сроки |
Начало семейных нравственных ценностей
(Творцы добра)
1. | Игра «Дружба начинается с улыбки» | Сентябрь |
2. | Игра - доказательство «Кто я и как выгляжу» | Сентябрь |
3. | Классный час «О честности и умении держать слово» | Сентябрь |
4. | Беседа «О товариществе и дружбе» | Сентябрь |
5. | Коллективный диалог «Как разрешить конфликт?» | Октябрь |
6. | Познавательная беседа «Жизнь дана на добрые дела» | Октябрь |
7. | Диагностические ситуации «Благодарностью сердце украшается» | Октябрь |
8. | Игра-доказательство «Красивые поступки» | Ноябрь |
9. | Коллективное творческое дело «Модель друга» | Январь |
10. | Сюжетно-ролевая игра «Наши верные друзья» | Февраль |
11. | Классный час «О непримиримости к злу и равнодушию» | Февраль |
12. | Праздничная программа «Вот и стали мы на год взрослей» | Май |
13. | Ежедневное КТД «5 минут на доброе дело» | В течение года |
«Начало воспитания патриота России
(Мы – граждане)
1. | Конкурс творческих работ «Город, в котором я живу» | Сентябрь |
2. | Деловая игра «Основные права и свободы человека» | Сентябрь |
3. | Экскурсия в г.Городец «По стране родной шагаем» | Октябрь |
4. | Исследовательский проект «Семейный архив» | Февраль |
5. | Военно-спортивная игра «Малая Зарничка» | Февраль |
6. | Видеоурок «12апреля-День космонавтики» | Апрель |
7. | Познавательная беседа «Улицы и здания нашего города» | Апрель |
8. | Исследовательский проект «Истоки Великой Победы» | Май |
9. | Конкурс рисунков и сочинений «Этот День Победы…» | Май |
10. | Социальный проект «Этих дней не смолкнет слава!» | Май |
Начало здорового образа жизни
(Мы - здоровая семья)
1. | Беседа «Режим дня школьника» | Октябрь |
2. | Классный час «Международный день защиты животных. Братья наши меньшие» | Октябрь |
3. | Беседа «О правилах пожарной безопасности. Огонь - друг и враг» | Октябрь |
4. | Творческий отчёт «Мы за здоровый образ жизни» | Ноябрь |
5. | Праздник народных игр «Святки» | Январь |
6. | Игра «Быть в движении - значит укреплять здоровье» | |
7. | Выпуск газеты «Каждый школьник должен знать, как здоровье укреплять» | Февраль |
8. | Выпуск альбома «Спортсмены классной семьи» | 2 четверть |
Начало семейных трудовых навыков
(Мы трудимся)
1. | Сюжетно-ролевая игра «Мамины руки не знают скуки» | Ноябрь |
2. | Творческая мастерская «Мастерская Деда Мороза» | Декабрь |
3. | Социальный проект «Вместе елочку украсим» | Декабрь |
4. | Устный журнал «Чем пахнут ремёсла?» | Апрель |
5. | Акция «Улыбка в доме» | В течение года |
6. | Диагностические обследования «Моя семья» | 3 четверть |
Начало семейных увлечений и творчества
(Мы - любители прекрасного)
1. | Конкурс творческих работ «Милой мамочки портрет» | Ноябрь |
2. | Игра с последующей рефлексией «Волшебные мамины глаза» | Ноябрь |
3. | Социальный проект «Подарю улыбку маме» | Ноябрь |
4. | Классный час «Сказка-ложь, да в ней намёк» | Декабрь |
5. | Семейный праздник «Подарок от Деда Мороза» | Декабрь |
6. | Викторина по сказкам «В гостях у сказки» | Январь |
7 | Социальный проект «Сказка в подарок» | Январь |
8. | Конкурс чтецов «Чтение с увлечением» | Январь |
9. | Конкурс творческих работ «Сын. Отец. Отечество» | Февраль |
10. | Семейный праздник «Вместе весело» | Март |
Начало завтрашнего дня
(Мы смотрим в будущее)
1. | Классный час «Кем я хочу стать?» | Январь |
2. | Конкурс рисунков «Школа будущего» | Январь |
3. | Заочная экскурсия «Где работают мои родители» | Февраль |
4. | Конкурсная программа «А ну-ка, мальчики!» | Февраль |
5. | Конкурсная программа «А ну-ка, девочки!» | Март |
6. | Творческий проект «Мир профессий моих родителей» | Апрель |
7. | Диагностические обследования «Какой я хочу стать мамой?», «Каким я хочу стать папой?» | 2 четверть |
Начало самопознания и самосовершенствования
(Мы - сеятели разумного)
1. | Творческий конкурс «Умножай, дели, решай» | Сентябрь |
2. | Познавательная игра «Эти удивительные растения» | Ноябрь |
3. | Конкурс «Смекай, считай, отгадывай» | Ноябрь |
4. | Устный журнал «Знакомые незнакомцы» | Февраль |
5. | Конкурсы, творческие выступления, выпуск газет «Предметные недели» | Март |
План реализации программы на 2012-2013 учебный год
№ п/п | Название | Сроки |
Начало семейных нравственных ценностей
(Творцы добра)
1. | «Копилка добрых дел» | В течение года |
2. | Рукописная книга «Заповеди милосердия» | В течение года |
3. | Создание словаря доброты | В течение года |
4. | Операция «Шаг навстречу» | Ноябрь |
5. | Операция «Родник радости и добра» | Декабрь |
6. | КТД «Нам жизнь дана на добрые дела» | Январь |
7. | Работа «Бюро добрых услуг» | В течение года |
«Начало воспитания патриота России»
(Мы – граждане)
1. | Игра-путешествие «Древо жизни» | Октябрь |
2. | Изучение историко-культурного наследия родины | В течение года |
3. | Организация поисковой работы с целью знакомства учащихся с народным творчеством, приобщение их к русской культуре | Февраль |
4. | Организация научно-познавательной деятельности с целью изучения своего края | В течение года |
5. | Операция «Храню как священную реликвию» | Март |
6. | Оформление семейного архива «Мои истоки и корни» | 3, 4 четверти |
7. | Создание альбома «Мы здесь побывали. Приглашаем вас» | В течение года |
8. | Создание альбома «Война, вошедшая в наш дом» | 4 четверть |
9. | Операция «Салют ветеранам» | Май |
Начало здорового образа жизни
(Мы - здоровая семья)
1. | Движение «Здоровье в каждый дом» | В течение года |
2. | Изучение литературы «О вкусной и здоровой пище» | Декабрь |
3. | Акция «Доктор Айболит» | Март |
4. | Прогулки «Лыжня зовет» | Январь |
5. | Занятия «Школа безопасного поведения» | В течение года |
6. | Акция «Наши пернатые друзья» | В течение года |
7. | Акция «Сохраним и преумножим богатства родной природы» | Май |
8. | Встречи со спортсменами классного коллектива | В течение года |
Начало семейных трудовых навыков
(Мы трудимся)
1. | Выставка «Волшебный мир руками детей» | Февраль |
2. | Игровая программа «В доме пахнет пирогами» | Январь |
3. | Акция «Цветочный салют» | В течение года |
4. | Операция «Азбука полезных дел» | В течение года |
5. | Выполнение поручений «Наши классные обязанности» | В течение года |
6. | Семейная встреча «Праздник мам, бабушек, девочек» | Март |
Начало семейных увлечений и творчества
(Мы - любители прекрасного)
1. | Семейный час «Реликвии моей семьи» | Октябрь |
2. | Семейный проект «На пороге Новый год» | Декабрь |
3. | Игра-путешествие «Географическая карта моей семьи» | Январь |
4. | Встречи для учеников и пап класса «Великолепная команда» | Февраль |
5. | Практикум «Четыре способа обрадовать маму» | Март |
6. | Клуб интересных встреч «Известные люди моей семьи» | Апрель |
7. | Приглашение в гости к одноклассникам «Домашний музей» | Май |
8. | День коллекционеров | В течение года |
9. | Создание альбома «Мир семейных увлечений» | 2 четверть |
Начало завтрашнего дня
(Мы смотрим в будущее)
1. | Встречи «Все работы хороши-выбирай на вкус» | Октябрь |
2. | Мастер-класс «Азбука счастливой семьи» | Декабрь |
3. | Конкурс «Красна изба пирогами» | Февраль |
4. | Экскурсия в музей завода «Красное Сормово» | Март |
5. | Клуб общения «Родители и дети» | 3 четверть |
Начало самопознания и самосовершенствования
(Мы - сеятели разумного)
1. | Игровой час «Морской бой» | Сентябрь |
2. | Тематический час «О, великий, могучий русский язык» | Октябрь |
3. | Изучение интересов и способностей учащихся | В течение года |
4. | Проект «Созвездие юных дарований» | 3 четверть |
5. | Занятия «Тренируем смекалку» | В течение четверти |
6. | Занятия в «Школе родительской любви» | В течение года |
7. | Создание «Копилки родительской мудрости» | В течение года |
Литература
1.Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов.- М: Академический проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
2.Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2006.
3.Белоусова О.В. С социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности. Методическое пособие, М.: 2009.
4.Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших учебных заведений, слушателей ИПК.- Москва-Ростов-на Дон: Творческий центр «Учитель, 2004.
5.Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. Под редакцией В.А.Караковского-Москва, 1992.
6.Воспитание…Ценности и цели. Научно-методический сборник.-Н.Новгород. 204.
7.Воспитание продуктивно, если оно системно. Научно-методический сборник.- Н.Новгород, 2005.
8.Воспитательная работа в современной школе. Воспитание: от формирования к развитию: Учебно-методическое пособие для учителей, студентов средних и высших учебных заведений, слушателей ИПК. – Москва – Ростов-на Дону: Творческий центр «Учитель», 2004.
9.Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
10.Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1-4 классы. М: «ВАКО», 2003.
11.Диагностика психологической культуры школьников: практ. пособие для школьных психологов. - Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.
12.Здоровье: Учебно-методическое пособие для учителей 1-11 классов/ Под редакцией В.Н.Касаткина, Л.А.Щеплягиной. Ярославль: Аверс Пресс, 2005.
13.Классному руководителю о самоуправлении в классе: Методические рекомендации/ Авт.-сост. М.А.Александрова, Е.И.Баранова, Е.В.Володина, Е.Н.Степанов. – М6 ТЦ сфера, 2005.
14.Классные часы. Копилка классного руководителя/ Н.И.Еременко. – Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.
15.Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: Практ. пособие для шк. Психологов. – ВЛАДОС_ПРЕСС, 2002.
16.Коробкова В.В. Подготовка будущих педагогов к работе с родителями с использованием СМИ с целью развития воспитательного потенциала семьи// Социально-педагогические аспекты профессиональной подготовки современных педагогических кадров: всерос. заочная научно-практическая конференция (Пермь, 2006)
17.Методы изучения и психодиагностика личности: Учебное пособие. – 2-е изд., испр. – М: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
18.Научно-методический сборник «Классный руководитель в школе»/ Городская научно-практическая лаборатория по проблемам воспитания и семьи. Н.Новгород, 2007.
19.Организация ученического самоуправления в образовательном учреждении: региональные модели. –М., 2005.
20.Педагогический энциклопедический словарь. М , 2002.
21.Педагогу о современных подходах и концепциях воспитани я. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
22.Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва: П, 2010.
23.Стандарты второго поколения. Внеурочная деятельность школьников. Методический инструктор. Пособие для учителя. Под редакцией Д.В.Григорьева, П.В.Степанова. Москва, 2010
24.Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. Под редакцией А.Г.Асмолова. М., 2010.
25.Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2006.
26.Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе/ сост.Н.А.Касаткина. – Волгоград6 Учитель, 2005.
27.Школьные вечера. Сборник сценариев литературно-музыкальных мероприятий (вечера, встречи, литературные гостиные, праздники). 5-11 классы/ авт.-сост. В.К.Чеботаева и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательное мероприятие «Семейная круговерть».
Воспитательное мероприятие о семье и семейных традициях....
Классный руководитель в воспитательном пространстве школы" (семейное воспитание)
Работа классного руководителя в школе для любого учителя по существу вторая специальность. Это область деятельности, требующая специфических, в отличие от преподавания, знаний, умений, качеств.Основно...
Проект воспитательной системы для начальной школы (1-4 кл.) по программе «Маленькие радости большого семейного счастья»
Проект воспитательной системы для начальной школы (1-4 кл.) по программе «Маленькие радости большого семейного счастья» на 2011-2015 уч.год. Цели и задачи:Пр...
Презентация - Лето цветет и плодоносит
Презентация по окружающему миру - Лето цветет и плодоносит...
Выпускной "Цветет сирень"
Мероприятие для групп кратковременного пребывания...
Что цветет во дворах весной?
фотографии цветущих растений часто встречаемых в городских дворах. Таких как: клен, яблоня, спирея дубравколистная, карагана древовидная, вероника дубравная....
Технологическая карта урока литературного чтения «Жизнь родителей в детях. Папы бывают разные. М. Дружинина «Ой, цветет калина…» К. Л. Валаханович «Папы бывают разные»» ( УМК "Школа России" , 2 класс)
Тема урока «Жизнь родителей в детях. Папы бывают разные. М. Дружинина «Ой, цветет калина…» К. Л. Валаханович «Папы бывают разные»» Тип урока: «открытие...