Рабочая программа по курсу «Волшебный мир театра»
рабочая программа (1 класс) на тему

Миронова Татьяна Николаевна

начальная школа 1-4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_teatr_po_fgos_na_4goda.docx49.42 КБ

Предварительный просмотр:


Рабочая программа

                по курсу «Волшебный мир театра»

               (начальная школа 1-4 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из актуальных проблем педагогики и психологии. Особенно эта проблема обостряется в сложные критические периоды жизни общества, когда наиболее остро ощущается необходимость в творческих личностях, способных самостоятельно, по-новому разрешать возникшие трудности. Развитие творческой личности не представляется возможным без использования такого эффективного средства воспитания как художественное творчество. Особое место в котором занимает театр, способный приобщить к общечеловеческим духовным ценностям и сформировать творческое отношение к действительности, являясь средством и способом самопознания, самораскрытия и самореализации.

Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя.

Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).

Программа кружка «Волшебный мир театра» составлена на основе:
- программы Климановой Л.Ф. «Литературное чтение» (1- 4 классы), включающей обязательную работу над «вживанием» в образ героя на уроках под названием «Наш театр»

- программы курса «Театр» для начальной школы И.А. Генералова (Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008);

Цель: создание условий, направленных на развитие интеллектуальной, духовно-нравственной сферы личности школьника, развитие его творческой индивидуальности, возможности самореализации и самоопределения.

        Задачи:

- опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

-    помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;

-    через театр привить интерес к мировой художественной культуре

и дать первичные сведения о ней;

-   научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к

любой работе.

Театр рассматривается в контексте других видов искусства, и в

начальной школе даются общие представления о его специфике.

Отличительными особенностями и новизной программы является:

- деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка

средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

- принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам (уроки литературного чтения и музыки, литературного чтения и изобразительного искусства, изобразительного искусства и технологии, музыки и ритмики);

- принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.

            Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:

-игра;

-беседа;

-иллюстрирование;

-изучение основ сценического мастерства ;

-мастерская образа;

-мастерская костюма, декораций;

-инсценирование прочитанного произведения;

-постановка спектакля;

-посещение спектакля;

-работа в малых группах;

-актёрский тренинг;

-экскурсия;

-выступление.

Актерский тренинг предполагает широкое использование элемента игры. Подлинная заинтересованность ученика, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Именно игра приносит с собой чувство свободы, непосредственность, смелость.

Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.

Важной формой занятий являются экскурсии в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля. После просмотра спектакля предполагаются следующие виды деятельности: беседы по содержанию и иллюстрирование.

Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.

Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.

           Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у  школьников способствует их гармоничному художественному развитию в дальнейшем. Обучение по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности.

        Программа кружка «Волшебный мир театра включает разделы:

1. «Мы играем – мы мечтаем!»

2. Театр.

3. Основы актёрского мастерства.

4. Просмотр спектаклей в театрах города.

5. Наш театр.

      Раздел «Мы играем - мы мечтаем!» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие двигательных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений, снизить последствия учебной перегрузки.
     Для изучения разделов «Театр» и «Основы актёрского мастерства» рекомендуется использовать «Театр. Пособие для дополнительного образования»И.А.Генералова.
     Раздел «Основы актёрского мастерства» объединяет игры и упражнения , направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики и орфоэпии. В раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
     Раздел «Просмотр спектаклей в театрах города» включает не только посещение театрализованных представлений, но и осмысление общечеловеческих ценностей, поиск учащимися собственных смыслов и ценностей жизни, обучение культуре общения, нормам достойного поведения (этикет), воспитание эстетических потребностей (быть искусным читателем, зрителем театра), индивидуальную диагностику нравственного развития учащегося и возможную его корректировку.
     В программу кружка «Волшебный мир театра» (раздел «Наш театр») включено  инсценирование произведений, изучаемых в программе «Литературное чтение» по программе Климановой Л.Ф.
Этот раздел  предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

Изучение данного курса позволит детям получить общее представление о театре, овладеть азами актёрского мастерства, получить опыт зрительской культуры, получить опыт выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра, научиться выражать свои впечатления в форме рисунка.

Итогом курса «Волшебный мир театра» является участие учеников в инсценировке прочитанных произведений, постановке спектаклей, приобретение опыта выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.

Курс рассчитан на 4 года обучения в начальной школе:
по 1 часу в неделю в 1 классе, 33 часа в год ; по 2 часа в неделю во 2-4 классах, 68 часов в год.

ОЖИДАЕМЫЙ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.

             Личностные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-готовность и способность к саморазвитию;

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.)

-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им;

                    Регулятивные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

-вносить  необходимые коррективы;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

                     Познавательные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

- самостоятельно включаться в творческую деятельность

-осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели.

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные универсальные учебные действия

«У ученика будут сформированы»:

«Выпускник получит возможность для формирования»

-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

-адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.



Планируемые результаты реализации программы:

Результаты первого года обучения.

 Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в  различных местах (театре).

У ученика будут сформированы:

-внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя;

-эмпатии как понимание чувств  других людей и сопереживание им ; --  строить речевое высказывание в устной форме.

Результаты второго года обучения.

 Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.

У ученика произойдёт:

-развитие познавательных интересов, учебных мотивов

-формирование уважительного отношения к иному мнению и культуре других народов.

Ученик получит возможность для : 

-формирования чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.

Результаты третьего года обучения.

Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.

Ученики смогут:

-вносить  необходимые коррективы в свою деятельность;

-уметь планировать работу и определять последовательность действий.

Ученик получит возможность :

-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- для активизации сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
Результаты четвёртого  года обучения
.

Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.

У ученика будут сформированы способности:

- оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Ученик получит возможность для формирования способности:

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

К концу 4 года занятий ребёнок

ЗНАЕТ:

1.      Что такое театр.

2.      Чем отличается театр от других видов искусств.

3.      С чего зародился театр.

4.      Какие виды театров существуют.

5.      Кто создаёт театральные полотна (спектакли).

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1.      Об элементарных технических средствах сцены.

2.      Об оформлении сцены.

3.      О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

УМЕЕТ:

1.      Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.

2.      Образно мыслить.

3.      Концентрировать внимание.

4.      Ощущать себя в сценическом пространстве.

ПРЕОБРЕТАЕТ  НАВЫКИ:

1.      Общения с партнером (одноклассниками).

2.      Элементарного актёрского мастерства.

3.      Образного восприятия окружающего мира.

4.      Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

 



ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Тема раздела

Форма

Уровень

Ожидаемый воспитательный результат

1

«Мы играем – мы мечтаем!»

игра

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

2

Театр

беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

экскурсия

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

3

Основы актёрского мастерства

изучение основ сценичес-кого мастерства

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

актёрский тренинг

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

4

Просмотр спектаклей

просмотр спектакля

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

беседа

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

иллюстри-рование

I уровень

Взаимодействие ученика с учителем. Приобретение учеником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

5

Наш театр

мастерская образа

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

мастерская костюма, декораций

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

инсцениро-вка, постановка спектакля

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

выступле-ние

II уровень

Взаимодействие учеников между собой на уровне класса. Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям, ценностного отношения к социальной реальности в целом.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Мы играем – мы мечтаем!» Игры, которые непосредственно связаны с одним из основополагающих принципов метода К.С. Станиславского: «от внимания – к воображению».

Театр. В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры. Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.

Основы актёрского мастерства. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Рифма. Ритм. Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.

Просмотр спектаклей. Просмотр спектаклей. Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

Наш театр. Подготовка школьных спектаклей по прочитанным произведениям на уроках литературного чтения. Изготовление костюмов, декораций.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 класс (33 ч.)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел «Мы играем – мы мечтаем!»

11

11

1-11

1.Что такое театр.
2-3. Игры на развитие координации движения и равновесия. «Нос, пол, потолок», «Карлики и Великаны», «Буратино» , «Образ животного в движении и покое».
4-5. Игры на развитие слуховой памяти. «Театральные жмурки», «Снежный ком».
6-7. Игры на развитие внимания. «Развитие внимания в цвете», «Развитие внимания в составлении узора»,
«Найди отличие».
8-9 .Игры на развитие воображения «Умей поставить себя на место другого человека».
10-11. Игры на развитие коммуникативных возможностей.
Работа над жестами и мимикой «Учимся дарить улыбки», «Общение мимикой и жестами»

11

11

Раздел «Театр»

2

1

1

12-13

Мы идём в театр

2

1

1

Раздел «Основы актёрского мастерства»

2

_

2

14

Дикция. Интонация.

1

1

15

Рифма. Ритм.

1

1

Раздел «Просмотр спектаклей»

6

6

16-18

Просмотр спектаклей

3

3

19-21

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

3

3

Раздел «Наш театр»

12

12

22-33

Инсценирование русских народных сказок
«Колобок»
«Теремок»
«Волк и Лиса»
«Лиса и Журавль»
«Кот, Петух  и Лиса» и др.

12

12

Итого 33

Итого

33

1

32

2 класс (34 ч.)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел «Театр»

4

2

1

1

Дорога в театр.

1

1

2-3

В театре.

2

1

1

4

Как создаётся спектакль.

1

1

Раздел «Основы актёрского мастерства»

3

1

2

5-7

Мимика. Пантомима.

3

1

2

Раздел «Просмотр спектаклей»

4

4

8-9

Просмотр спектаклей

2

2

10-11

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

2

2

Раздел «Наш театр»

23

23

12-19

Инсценирование сказок Корнея Чуковского.

8

8

20-25

Работа над юмористическими произведениями

        6

6

26-34

Инсценирование юмористических рассказов Носова

9

9

Итого 34

Итого

34

3

31

3 класс (34 ч.)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел «Театр»

13

9

4

1-2

Театральные профессии. Бутафор. Реквизитор. Художник-декоратор.

2

1

1

3

Древнегреческий театр.

1

1

4

Театр под крышей.

1

1

5

Современный театр.

1

1

6

Театральный билет.

1

1

7

Театр кукол.

1

1

8

Музыкальный театр.

1

1

9

Цирк.

1

1

10-11

Музыкальное сопровождение. Звуки и шумы.

2

1

1

12-13

Зритель в зале.

2

1

1

Раздел «Просмотр спектаклей»

6

6

14-16

Просмотр спектаклей

3

3

17-19

Беседа после просмотра спектакля. Иллюстрирование.

3

3

Основы актёрского мастерства

3

1

2

20-22

Театральный этюд.

3

1

2

Наш театр

12

12

23-24

Работа над произведениями В.Драгунского

2

2

25-26

Инсценирование сказки М.Горького «Воробьишко»

2

2

27-32

Инсценирование отрывков из сказок А.С.Пушкина

6

6

33-34

Инсценирование басен И.Крылова

2

2

Итого 34

Итого

34

10

24

4 класс (34 ч.)

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Раздел «Театр»

2

2

1

Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.

1

1

2

Театральные жанры.

1

1

Основы актёрского мастерства

11

1

10

3

Язык жестов.

1

1

4-5

Дикция. Упражнения для развития хорошей дикции.

2

2

6

Интонация.

1

1

7

Темп речи. Скороговорка.

1

1

8

Рифма.

1

1

9

Ритм. Считалка.

1

1

10

Искусство декламации.

1

1

11-12

Импровизация.

2

1

1

13

Диалог. Монолог.

1

1

Раздел «Просмотр спектаклей»

3

3

14-16

Просмотр спектаклей. Беседа после просмотра спектакля.

3

1

2

Наш театр

18

18

17-22

Работа над сказками братьев Гримм, Ш.Перро.

6

6

23-33

Инсценирание сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»

11

11

34

Итоговое занятие - показ спектакля

1

1

Итого 34

Итого

34

4

30

Учебно – методическое обеспечение

Список литературы:

1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического

искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm

2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы

Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.

3. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.

4.   Генералов И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.

2-й класс. 3-й класс. 4-й класс. – М.: Баласс, 2009.

5. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.

        6. Как развивать речь с помощью скороговорок? http://skorogovor.ru/интересное/Как-развивать-речь-с-помощью-скороговорок.php 

7. Сборник детских скороговорок. http://littlehuman.ru/393/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Мои волшебные пальчики" (дополнительная образовательная программа "Игралочка")

В ней отражены все разделы рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС....

Рабочая программа по курсу «Волшебная кисточка» (внеурочная деятельность) Художественно – эстетическое направление.

Рабочая программапо курсу «Волшебная кисточка»(внеурочная деятельность)Художественно – эстетическое направление....

Рабочая программа учебного курса "Волшебные кружева"

Программа составлена для учащихся 3, 4 классов....

Рабочая программа по курсу «Волшебная кисточка» (внеурочная деятельность) Художественно – эстетическое направление. Уровень общего образования – начальное общее образование, 3 класс

Рабочая программапо курсу «Волшебная кисточка»(внеурочная деятельность)Художественно – эстетическое направление. Уровень общего образования –  начальное общее...

Рабочая программа по курсу «Волшебная кисточка» (внеурочная деятельность)

Рабочая программапо курсу «Волшебная кисточка»(внеурочная деятельность)...