творческий проект для 1 класса "Весёлый алфавит"
проект (1 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_veselyy_alfavit_1_v_fyodorova_e.v.doc | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя школа № 7 имени В.Н. Пушкарёва»
муниципального образования «Островский район»
181350, г. Остров, ул. Пригородная, 18 тел./факс: 8(81152) 3-24-26
E-mail: org115@pskovedu.ru
ОБСУЖДЕНО на заседании педагогического совета (Протокол № 1 от 25 августа 2015 года) | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «Средняя школа № 7 имени В.Н. Пушкарёва» _____________________ Л.А. Панчук (Приказ № от 2015 года) |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
(ТИП ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)
Название программы Весёлый алфавит
Направленность художественно-эстетическая
Для детей 7-8 лет
Срок реализации — 1 год
Количество часов за год: 33 ч., в неделю 1 час.
Разработчик (автор/составитель):
Фёдорова Елена Владимировна
учитель начальных классов
Руководитель объединения:
г. Остров
2015 г.
Пояснительная записка
Базисный учебный план образовательного учреждения Российской Федерации является нормативным документом, основанным на Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (ФГОС). В нём определяется предельный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяется учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам. Традиционно Базисный учебный план образовательного учреждения состоит из двух частей: инвариантной и вариативной. Вариативная часть плана включает в себя внеурочную деятельность, осуществляемую во второй половине дня.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по направлению «проектная деятельность» предназначена для работы с детьми 1-4 классов, и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности.
Программа разработана для занятий с учащимися 1 класса в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы педагога Фёдоровой Е.В. Данная программа поможет учителю начальных классов в обучении детей звукам и буквам в 1 классе, так как она основана на применении разных форм работы при ознакомлении и закреплении материала урока. Тема данной проектной работы практически значима и доступна. Она выбрана из содержания предмета письмо и развитие речи.
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию, уважительного отношения к своему труду и труду сверстников.
Цель программы:
- закрепление знания букв русского алфавита;
- осознание необходимости знания алфавитного порядка;
- развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся;
- развитие творческих способностей.
Задачи:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
— способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;
— формирование социально адекватных способов поведения.
- Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
- Формирование умения решать творческие задачи.
- Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).
- Знакомство с использованием алфавита в окружающей жизни.
- Развивать умение распознавать звук и букву.
- Формировать первоначальные представления о роли звуков в различении смысла слов, умение сравнивать слова.
- Развитие интереса к изучению русского языка, литературы, развитие творческих способностей.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Метод проектов в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. Так, собственно проектная деятельность в ее классическом понимании занимает свое ведущее место в подростковом возрасте. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач.
Особенности возрастной группы учащихся начальных классов:
Дети 7-8 лет имеют свои психологические особенности. В этом возрасте наиболее значимыми мотивами являются:
- «потребности во внешних впечатлениях», которые реализуются при участии взрослого, его поддержке и одобрении, что способствует созданию климата эмоционального благополучия;
- потребность, настойчивое стремление стать школьником: познавательная потребность, выражающаяся в желании приобретать новые знания;
- потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую значение не только для него самого, но и для окружающих взрослых.
Срок реализации образовательной программы: 1 год, в неделю – 1 час, за год – 33 часа, продолжительность занятия – 40 мин.
Этапы реализации проекта:
1. Знакомство с проектом. Формулирование вопросов, которые будут решаться в проекте.
2. Работа по поиску материалов к проекту.
3. Выполнение дидактических заданий к проекту
4. Защита ученических работ, формулирование ответов на проблемные и основополагающие вопросы.
5. Оформление результатов работы:
создание книжки – малышки со стихами «Веселый алфавит»
создание книжки - малышки с рисунками детей «Необычная азбука»
- подготовка презентации «Алфавит - прописи»,
- создание серии презентаций «33 родных сестрицы»
6. Оценивание работы по проекту участниками, учителем.
7. Подведение итогов, награждение участников.
Организация деятельности: групповая, индивидуальная.
В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать;
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Уровень результатов предполагает приобретение первоклассниками новых и дополнительных знаний, опыта решения проектных задач. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Ожидаемые результаты исследования:
1.Изучить тему «Алфавит».
2.Подготовить дидактический материал для изучения этой темы.
3.Развить умения:
-вести дискуссию;
-оценивать работы своих товарищей.
4. Развитие творческих способностей учащихся.
Личностные результаты : формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии; развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Средства формирования: организация на уроке парно-групповой работы.
Регулятивные результаты: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Средства формирования: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные результаты: умение учиться; навык решения творческих задач и навык поиска, анализа и интерпретации информации; умение добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Средства формирования: расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Коммуникативные результаты: учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); умение координировать свои усилия с усилиями других; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; задавать вопросы; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Форма подведения итогов реализации образовательной программы:
1.Создание книжки – малышки со стихами «Веселый алфавит».
2. Создание книжки- малышки с рисунками детей «Необычная азбука».
3. Создание серии презентаций « 33 родных сестрицы».
Учебно - тематический план
№ | Тема | Дата |
1 | Вводное занятие. Знакомство с проектом. | 3.09 |
2 | «Как появился современный алфавит?» Занятие – беседа. | 10.09 |
3 | Почему алфавит назвали алфавитом? Урок – сообщение. | 17.09 |
4 | Где и кем в школе, дома и в других местах используется алфавит? Урок-экскурсия. | 24.09 |
5 | Смогу ли я обойтись без знания алфавита? Урок-рассуждение. | 01.10 |
6 | Как быстрее выучить алфавит? | 8.10 |
7 | Распределение заданий по подбору стихов, скороговорок на изученные буквы, их разучивание. | 15.10 |
8 | Распределение заданий по подбору стихов, загадок на изученные буквы, их разучивание. | 22.10 |
9 | Распределение заданий по подбору стихов, загадок, скороговорок на изученные буквы, их разучивание. | 29.10 |
10 - 30 | Практическая работа: создание книжки – малышки со стихами «Веселый алфавит»; создание книжки- малышки с рисунками детей «Необычная азбука». | 12.11- 28.04 |
31 | Защита проекта «Книжка– малышка со стихами «Веселый алфавит» | 5.05 |
32 | Защита проекта « Книжка- малышка с рисунками детей «Необычная азбука». | 12.05 |
33 | Заключительное занятие: подведение итогов, награждение участников. | 19.05 |
Содержание курса:
1.Знакомство с проектом. Формулирование вопросов, которые будут решаться в проекте.
2. Работа по поиску материалов к проекту.
3.Выполнение дидактических заданий к проекту.
4.Защита ученических работ, формулирование ответов на проблемные и основополагающие вопросы.
5.Оформление результатов работы:
Создание книжки – малышки со стихами «Веселый алфавит»
Создание книжки- малышки с рисунками детей «Необычная азбука»
Создание серии презентаций « 33 родных сестрицы»
6. Оценивание работы по проекту участниками, учителем.
7. Подведение итогов, награждение участников.
1 этап
Знакомство с проектом.
1. Как нам понять друг друга?
2. Как появился современный алфавит?
2 этап
Работа по поиску материалов
1.Экскурсия в библиотеку.
2.Беседа с библиотекарем « Порядок книг в библиотеке»
3. Подбор стихов «Веселый алфавит».
3 этап
Выполнение дидактических заданий к проекту
- Изучение алфавита.
- Работа с раскрасками «Алфавит»
- Создание книжки – малышки со стихами «Веселый алфавит»
- Создание книжки- малышки с рисунками детей «Необычная азбука»
- Создание серии презентаций « 33 родных сестрицы»
4 этап
Защита ученических работ.
Изготовление букв из разного материала.
5 этап
Оформление результатов работы
1. Книжка – малышка со стихами
2. Книжка - малышка с рисунками детей «Необычная азбука»
3. Серия презентаций « 33 родных сестрицы»
6 этап
Подведение итогов,
награждение участников.
Использованная литература:
1.Волина В. «Праздник букваря» - М., Просвещение, 1996 г
2.Журналы «Начальная школа»
3. А.Зиновьев «Тайнопись кириллицы», 1998 г.
4. М. Брокгауз «Откуда есть пошла славянская письменность», ж-л «Русский язык» 1996 г., №3
5. Е. Немировский «По следам первопечатника», М.: Современник,1983 г.
6. К.Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».
Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...
Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"
Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени. http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...
Творческий проект "В гости к осени". Творческое название "Унылая пора, очей очарование..."
В проект «Унылая пора, очей очарованья…» раскрывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей. Вместе с тем дети узнают об изменениях в природе в с...
Использование возможностей творческой и проектной деятельности на уроках ОРКиСЭ. На примере творческого проекта «Преподобный Сергий Радонежский – духовный маяк Земли Русской»
Представление творческого проекта «Преподобный Сергий Радонежский – духовный маяк Земли Русской». Проект посвящён 700-летию преподобного Сергия Радонежского в рамках школьного курса по духовно-н...
Паспорт к проекту 1 класс алфавит
Обобщение и систематизация знаний по теме «Буквы алфавита»....
Творческий проект: "Развитие творческих способностей дошкольников в нетрадиционной работе с нитками"
Использование нетрадиционных техник работы с нитками в процессе развития художественного творчества детей...
Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих развитию личности и творческих способностей, каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Творческий проект "Новогодняя мастерская"Целью данного мероприятия является создание условий, способствующих развитию личности и творческих способностей, каждого ребёнка с ограни...