рабочая программа воспитателя ГПД
рабочая программа (1, 2 класс) на тему
Рабочая программа для воспитателей ГПД 1-2 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_gpd_gotov.doc | 339 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено на заседании МО » Протокол № ____ от «___»___________2015г. Руководитель МО ____________/ Елесина А.С./ | «Проверено к утверждению» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ № 60 имени Героя Советского Союза Пилипенко В.С. ______________/ Двухшорстнова С.В./ «___»____________2015г. | «Утверждаю» Директор ______________/ Радковская Л.В./ «___»___________2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ГПД
Елесиной Антонины Сергеевны
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.
Каждый ребенок – это индивидуальность, каждый это ключевая фигура воспитательного пространства. Только личностно ориентированный подход к воспитанию будет способствовать развитию личности ребенка.
Проблема адаптации первоклассников к школе
Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых — учителя и родителей.
Что же является наиболее сложным для первоклассников?
Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Со временем школа станет привычным местом, но должно пройти некоторое время, чтобы это произошло.
Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила (например, о том, что нельзя кричать с места, а надо поднять руку и ждать, пока учитель спросит) стали привычными. Что касается правил поведения в школе, то их предъявление может вызывать у детей некоторое сопротивление. Это связано с тем, что им далеко не всегда понятно, зачем они нужны, а потому первоклассникам сложно принять эти правила и контролировать с их помощью свое поведение. Часто учителю достается роль внешнего контролера, регулярно напоминающего о правилах и вынужденного применять санкции к нарушителям.
В этом случае большая часть первоклассников подчиняется правилам под давлением внешнего контроля и с удовольствием нарушает их, как только внешний контроль ослабевает.
Кроме того, первоклассникам предстоит познакомиться друг c другом и построить свои отношения с одноклассниками. Часто и через полгода учебы дети не знают имен большей части одноклассников. Все это замедляет процесс адаптации, так как прежде всего адаптация заключается в появлении ощущения знакомого и привычного в прежде не знакомых условиях, незнакомой обстановке.
Конечно, и учитель, и воспитатель заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.
Для этого важно дать первоклассникам возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками.
Задачи адаптационных занятий:
- Создание условий для обеспечения эмоционального комфорта, чувства защищенности у первоклассников при вхождении в школьную жизнь.
- Создание доброжелательной атмосферы в классе как необходимого условия для развития у детей уверенности в себе.
- Помощь первоклассникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
- Создание благоприятных условий для знакомства детей друг с другом.
- Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.
- Создание предпосылок для групповой сплоченности класса.
- Создание условий для освоения первоклассниками пространства своего класса как предпосылки для освоения пространства школы. Знакомство воспитателя с особенностями детей данного класса.
Адаптационные занятия для первоклассников рассчитаны на 5 занятий в условиях группы продленного дня и охватывают следующие темы:
Занятия | Тема | Кол-во занятий |
1 | Знакомство. Знакомство первоклассников с воспитателем и друг с другом. | 1 |
2 | Правила школьной жизни. | 1 |
3 | Школьник и дошкольник. Осознание детьми своего нового статуса школьника. | 1 |
4 | Для чего ходят в школу. Осознание детьми своего нового статуса школьника. | 1 |
5 | Учимся работать дружно. Знакомство учащихся с навыками учебного сотрудничества. | 1 |
Помочь детям в адаптации к школе могут сказки. Поэтому чтение сказок, в этот период, будет проводится ежедневно. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче осознавать свои поступки, переживать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволит снизить школьную тревогу у детей, сформировать позитивные модели поведения в реальной жизни.
Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для первоклассников, старших дошкольников и для учеников начальной школы: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школьные конфликты; отношение к здоровью. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление, учат прощать и любить.
Главные воспитательные задачи на год.
1.Воспитывать у детей ответственное отношение к учебе, интерес к занятиям, развивать навыки самостоятельной работы.
2.Расширять нравственное представление детей о своем поведении в школе, о своей гражданской позиции по отношению к Родине.
3.Создать для детей комфортную обстановку, благоприятный климат в коллективе.
4.Воспитывать доброжелательные отношения в группе, основанные на взаимопомощи и поддержке в учебе и труде
5.Развивать творческие способности детей на основе чтения и изобразительной деятельности.
6.Развивать физические способности детей. Особое внимание уделять здоровью учащихся путем правильно составленного режима дня
7.Повысить образовательный и культурный уровень детей путем внеклассной деятельности.
Формы работы: конкурсы, викторины, выставки творческих работ, беседы, часы общения, праздники, презентации, физкультминутки, интеллектуальные игры, игры – путешествия, игры на внимание и память, игры-конкурсы, игры-соревнования, спортивные соревнования, диспуты, индивидуальные консультации.
Общие закономерности и принципы воспитания.
Закономерности:
- Эффективность воспитания зависит от сложившихся воспитательных отношений. Если хочешь хорошо воспитывать, добивайся расположения воспитанника.
- Цель и организация воспитания должны соответствовать друг другу. Чем лучше формы, методы и средства соответствуют цели, тем выше эффективность воспитательных воздействий.
Характер воспитательного влияния должен соответствовать социальной практике. Несоответствие воспитания жизни – большая проблема.
- На эффективность воспитания влияет совокупность объективных и субъективных факторов. Материально-технический, санитарно-гигиенический, психологический климат в их переплетении придают неповторимый характер воспитанию.
- Воспитание тем успешнее, чем более ученик сам стремится совершенствоваться.
- В педагогическом взаимодействии должны быть активны все его участники.
- Эффективность воспитания зависит от эффективности процессов обучения и развития.
- Ученик как объект воспитания становится субъектом, если он взаимодействует с воспитателем сознательно.
- Интенсивность воздействия на систему мотивов, потребностей, эмоций вызывает активность ребенка. Цели воспитания становятся его мотивом.
- Воздействие должно сочетаться с уровнем развития вербальных и сенсомоторных процессов. Иначе ребенок не сможет выполнить трудовые операции.
- Взаимоотношения между воспитанниками влияет на становление личности. «С кем поведешься, от того и наберешься!»
Закономерности реализуются с системой принципов воспитания
- Принцип общественной направленности предполагает соответствие характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны и народа, гуманистическим нормам, социокультурным, национальным традициям и нормам.
- Принцип связи педагогического процесса с жизнью и производственной практикой предполагает соотнесение воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и общественной жизни страны и за ее пределами.
- Принцип опоры на «положительное» в человеке, на сильные стороны его личности ориентирует на добро, истину, прекрасное в человеке, обществе, труде, познании.
- Принцип гуманизации воспитания предполагает гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, в том числе права быть самим собой. Воспитание гуманности осуществляется при включении ребенка в сопереживание, соучастие, заботу о других, оказание помощи и поддержки, защиты младшего, слабого.
- Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению, независимо от его индивидуальных особенностей. Человек – самостоятельная ценность для педагогов и учащихся, а не средство для достижения своих целей. В процесс его лично опыта надо адекватно включать чувства, переживания, эмоции, соответствующие им действия и поступки.
- Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций обусловливает согласованность педагогического влияния объективных и субъективных факторов.
Игры и развлечения в группе продлённого дня
№ п/п | Тема |
|
Подвижные игры, забавы и развлечения. В тёплую погоду на воздухе.
|
1 | Ø Групповые игры (без разделения на команды). |
2 | Ø Командные игры. |
3 | Ø Игры-эстафеты. |
4 | Ø Соревнования-поединки. |
5 | Ø Большая игра с малым мячом. |
6 | Ø Прыгалки-скакалки. |
7 | Ø На снеговой площадке. |
8 | Ø Строительные игры из снега. «Клуб ледяных инженеров». |
|
В помещении (в классе, зале)
|
9 | Ø «Олимпийские игры в комнате». |
10 | Ø Подражательные игры. |
11 | Ø Весёлые состязания и малоподвижные игры. |
12 | Ø Игры за столом. |
Так же в ГПД проводятся занятия согласно составленного плана работы на учебный год:
Работа по патриотическому и гражданскому воспитанию.
Цели и задачи:
1.Определить структуру коллектива.
2.Определить режим жизни детей в группе, их творческие и спортивные интересы.
3.Воспитывать у детей осознанное отношение к своим обязанностям в школе и дома.
4.Формировать навыки поведения по отношению к старшим и младшим.
5.Формирование гражданской позиции, чувства собственного достоинства и любви к семье, школе, селу, Родине.
6.Воспитывать уважение к людям разной религии, культуры, профессии.
Традиционные мероприятия:
1.Проведение еженедельных бесед о культуре поведения, о Родине и т.д.
2.Ежемесячное распределение и смена общественных поручений.
3.Принятие участия в подготовке к праздникам и школьным мероприятиям.
4.Проводить информационные беседы о событиях в стране и за рубежом.
Трудовое воспитание в группе продленного дня.
Цели и задачи:
1.Воспитывать у детей бережное отношение к вещам, учебному оборудованию.
2.Направить детей на участие в трудовых делах класса, школы.
Традиционные мероприятия:
1.Ежедневно убирать групповую комнату.
2.Проводить беседы о людях разных профессий.
Работа по охране природы.
Цели и задачи:
1.Создавать условия для наблюдения и ухода за комнатными растениями
и растениями на участке.
2.Учить наблюдать за особенностями изменения природы в разные времена года.
3.Развивать интерес и любовь к природе, формировать экологическое мышление.
Традиционные мероприятия:
1.Ежедневное чтение художественной литературы.
2.Еженедельные беседы о природе и бережном отношении к ней.
3.Организовать подкормку птиц на участке в зимнее время.
4.Проведение викторин о природе.
Работа по художественному воспитанию.
Цели и задачи:
1.Формировать у детей образную, выразительную, правильную речь.
2.Создавать условия для развития художественного вкуса у детей.
3.Развивать культурное взаимоотношение детей в коллективе.
4.Знакомить детей с различными видами искусств: живопись, скульптура, архитектура.
Традиционные мероприятия:
1.Еженедельно организовывать изобразительное творчество у детей. Устраивать тематические конкурсы рисунков.
2.Проводить просмотр видеофильмов.
3.Для закрепления культурных навыков проводить сюжетно-ролевые игры.
4.Проводить беседы, обсуждение фильмов.
Оздоровительная работа.
Цели и задачи:
1.Развивать у детей потребность в спорте.
2.Формировать у детей навыки гигиены, опрятности одежды.
3.Закреплять навыки поведения в спортзале и при проведении физкультурных занятий.
Традиционные мероприятия:
1.Ежедневно организовывать подвижные игры на воздухе, физкультминутки на самоподготовке.
2.Ежедневно проводить проверку чистоты рук, лица, одежды.
3.Проводить беседы о личной гигиене.
4.Принимать участие в днях здоровья.
Работа над культурой поведения в школе.
Цели и задачи:
1.Ознакомление детей с основными правилами поведения в школе,
в целях профилактики правонарушений среди школьников.
2.Проведение бесед по поводу травмоопасных ситуаций в школе с целью профилактики.
Традиционные мероприятия:
1.Еженедельные беседы о правилах поведения в общественных местах.
2.Знакомство с уставом школы.
3.Организация досуга в правильной форме.
Методический аспект:
Программа направления «Читаем вместе»
На занятии дети знакомятся с произведениями детской художественной литературы. Получают развитие навыка слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения. Учатся выражать собственное отношение к тексту. Содержание программы (33 часа)
№ | Тема занятия | Задачи |
1. | Сказки для школьной адаптации | Познакомить детей со сказками М.А.Панфиловой. Развивать воображение и мышление у учащихся. Помочь осознанию детьми своего нового статуса школьника. |
2. | Сказки Андерсена | Вызвать у детей интерес к чтению сказок Г.Х.Андерсена. Учить сотрудничеству в микрогруппе. |
3. | В. Драгунский «Денискины рассказы» | Заинтересовать чтением рассказов В.Драгунского. Научить детей анализировать поступки героев. |
4. | В. Драгунский «Денискины рассказы» | Продолжать занимать детей чтением рассказов В.Драгунского. Научить детей анализировать поступки героев. |
5. | Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» | Увлечь детей чтением рассказа. Научить различать плохие и хорошие поступки. Прививать навыки дружеского общения. |
6. | Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот» | Продолжить работу над текстом. Закрепить умение различать плохие и хорошие поступки. Прививать навыки дружеского общения. |
7. | Рассказы о природе (В. Бианки, М. Пришвин) | Вызвать интерес у детей к произведениям авторов. Учить видеть красоту природы. |
8. | «Детский мир» | Вызвать интерес у детей к произведениям К.Чуковского. Формировать читательскую активность. |
9. | «Страна детства» | Познакомить детей с произведениями Е.Пермяка. Развивать восприятие и мышление у учащихся. |
10. | Расскажу вам сказку | Чтение сказки «Девочка Снегурочка» Д.Мамин-Сибиряк. Сформировать умение размышлять и высказывать свои мнения. |
11. | «Времена года» | Вызвать интерес к произведениям А.С.Пушкина, С.Есенина, В.Даля о природе в разные периоды года. Учить видеть красоту природы. |
12. | Сказки народов севера | Познакомить детей с национальными сказками. Формировать интерес к национальной культуре |
13. | Расскажу вам сказку | Заинтересовать чтением сказки В.Даля. |
14. | Загадки | Увлечь детей разгадыванием загадок о животных. Научить размышлять, высказывать свои мнения, анализировать. Развивать воображение |
15. | Новый год | Вызвать интерес у учащихся к чтению новогодних стихов. Выучить 1-2 стихотворения по теме. Развивать навык чтения. |
16. | «Веселая переменка» | Заинтересовать чтением рассказов В.Драгунского. Научить детей анализировать поступки героев. |
17. | Русские народные сказки | Привить любовь к русским народным сказкам. Научить различать правду и вымысел. Развивать навык чтения. |
18. | Рассказы о природе | Познакомить детей с произведениями В.Бианки, М.Пришвина. Прививать любовь к природе. Научить видеть красоту природы. |
19. | «Мир вокруг нас» | Вызвать интерес к произведениям К.Ушинского. Расширять кругозор маленьких читателей. |
20. | Загадки | Увлечь детей разгадыванием загадок о природных явлениях. Научить размышлять, высказывать свои мнения, анализировать. Развивать воображение. |
21. | Защитники Отечества | Вызвать интерес детей к стихам посвященным папам и дедам. Разучить 1-2 стихотворения. |
22. | «Веселая переменка» | Чтение рассказов Н.Сладкова. Познакомить детей с повадками животных и с особенностями их жизни. |
23. | «Мама и мы» | Познакомить детей с произведениями Н.Артюховой, В.Осеевой, А.Барто о маме. Разучить 1-2 стихотворения. |
24. | Русские народные сказки | Привить любовь к русским народным сказкам. Научить различать правду и вымысел. Развивать навык чтения. |
25. | «Мир вокруг нас» | Увлечь детей чтением рассказов М.Пришвина. Расширить кругозор учащихся. |
26. | «Страна детства» | Познакомить детей с рассказами В.Драгунского. Научить детей рассуждать и анализировать текст. |
27. | Русские народные сказки | Привить любовь к русским народным сказкам. Научить различать правду и вымысел. Развивать навык чтения. |
28. | «Веселая переменка» | Увлечь детей рассказами В.Голявкина. Научить детей сравнивать себя и героев рассказов, уметь анализировать содержание текста. |
29. | Загадки | Увлечь детей разгадыванием загадок о растениях. Научить размышлять, высказывать свои мнения, анализировать. Развивать воображение. |
30. | Знакомство с детскими журналами | Расширить кругозор маленьких читателей. |
31. | Рассказы и стихи о ВОВ | Познакомить детей с произведениями о ВОВ. Вызвать чувство гордости, уважения к старикам. |
32. | Рассказы и стихи о ВОВ | Продолжить знакомство детей с произведениями о ВОВ. Разучивание 1-2 стихотворений о ВОВ. |
33. | Ура каникулы | Чтение стихов о школе. Заучивание 1-2 стихотворения детьми на последний звонок. |
Программа направления «В творческой мастерской»
Художественная деятельность включает в себя различные виды деятельности (познавательную, оценочную, воспитательную, игровую), которые входят в нее благодаря присутствующему в них эстетическому аспекту.
Основные задачи направления: стимулирование потребности в продуктивной творческой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами художественной и трудовой деятельности; формирование творческого воображения; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка; развитие художественного вкуса воспитанников.
Содержание программы (33 часа)
№ | Тема занятия | Задачи |
1. | Мир красок. Радуга | Познакомить детей с основными цветами спектра. Формировать умение смешивать краски. Развивать у учащихся навык учебного сотрудничества. |
2. | Хоровод красок | Актуализировать знания детей о цвете и тоне. Закрепить умение смешивать краски. Развивать художественное восприятие и эстетический вкус. |
3. | Урок пластики | Обучить работе с пластилином, воспитать трудолюбие и умение. |
4. | Осенний лес | Закрепить умение рисовать деревья, передавать красоту осенней природы |
5. | Ковер из осенних листьев | Познакомить детей с техникой «набрызгивание» и «печатание» |
6. | Теремок | Познакомить с творчеством художников – иллюстраторов (А.Елисеева, Е.Рогачева, Е.Чарушина). Учить замечать характерные особенности героев. Закрепить умение рисовать дома. |
7. | Любимое животное | Воспитывать любовь к животным. Учить передавать в рисунке характерные особенности животных. |
8. | Мое настроение в цвете. | Учить детей передавать свое настроение с помощью цвета. |
9. | Природа -матушка | Научить детей изготавливать аппликацию с помощью природных материалов. Способствовать развитию фантазии и изобретательности. |
10. | Чудо - бумага | Научить детей делать складные игрушки из бумаги. |
11. | Бумажная сказка | Познакомить с техникой плетения из бумаги, Развивать творческие способности, оригинальность, внимание. |
12. | Осенний ковер | Научить детей создавать композицию из сухих листьев. Развивать творческие способности, оригинальность. |
13. | Праздник красок | Развивать творческую самостоятельность. Способствовать формированию эстетического отношения к действительности и интереса к искусству. |
14. | Праздничное полотенце | Учить детей видеть красоту народного быта. Учить создавать узор на полосе, чередовать два цвета. |
15. | Готовимся к празднику | Научить детей делать новогодние игрушки из цветной бумаги. Приучить детей к алгоритму трудовой деятельности. Воспитывать самостоятельность. |
16. | Снежинка | Учить детей размечать «на глаз». Развивать творческий потенциал ребенка. |
17. | Веселый барашек | Научить красиво сгибать бумагу. Воспитывать аккуратность и усидчивость. |
18. | Чудо жгутик | Научить детей составлять композицию из пластилина (жгутиков). Развивать творческие способности, оригинальность. |
19. | Золотая рыбка | Учить детей изображать рыбок. Расширять кругозор. Познакомить с многообразием аквариумных рыбок. |
20. | Бабочка | Научить гофрировать бумагу и делать из нее бабочку. Развивать творческие способности, оригинальность, внимание. |
21. | Декор посуды | Увидеть красоту народного быта. Познакомить с выполнением геометрического и растительного орнамента |
22. | Подарок маме | Развивать творческое воображение. Закрепить навыки работы с цветной бумагой |
23. | Фартучек для мамы | Увидеть красоту народного быта. Учить создавать орнамент в прямоугольной форме. |
24. | Рисунок пластилином | Учить различным приемам обработки бумаги. Развивать творческие способности. |
25 | Пасхальное яйцо | Развивать творческие способности. Научить работать со скорлупой. |
26. | Космос | Расширять кругозор, знания детей о космосе. Учить тонировать бумагу разными способами: вливая цвет в цвет и набрызгивание. |
27. | Петушок | Учить рассматривать иллюстрации, передавать образ петуха и его характер цветом. |
28. | Русская матрешка | Расширять кругозор. Познакомить с видом росписи матрешек. Развивать творческие способности. |
29. | Цветы | Познакомить детей с крепированной бумагой. Развивать умение работать с данной бумагой. |
30. | Краски весны. | Развивать творческое воображение. Закрепить навыки смешивания красок. |
31. | Мир без войны | Воспитывать чувство патриотизма. Развивать способность, с помощью карандаша, изображать тематические картины. |
32. | Волшебная мозаика | Учить выкладывать мозаику. Воспитывать аккуратность и усидчивость. |
33. | Здравствуй - лето | Научить передавать свое настроение с помощью красок. Развивать фантазию и самостоятельность. |
Программа направления «Хочу все знать»
Это цикл тематических занятий, посвященных Родине, семье, сезонным изменениям в природе, истории возникновения праздников; изучению правил дорожного движения, правил этикета, норм поведения в общественных местах и т.д.
Содержание программы (33 часа)
№ | Тема занятия | Задачи |
1. | Я – ученик. | Вызвать у детей чувство радости, удовольствия со школой, учителем, одноклассниками. Разъяснить учащимся, для чего ходят в школу. |
2. | Поведение в школе | Познакомить детей с правилами поведения в школе. Формировать представление о школьной дисциплине. |
3. | Дорога в школу (ПДД) | Расширить представление детей о назначении дороги, о правилах движения машин и пешеходов. |
4. | Книжный мир | Познакомить детей с библиотекой. Учить пользоваться книгами. Стимулировать интерес к чтению, читательскую активность. |
5. | Осенняя пора | Понаблюдать за осенними изменениями в живой и неживой природе. Расширить и углубить знания об объектах природы. Воспитывать в детях эстетические чувства. |
6. | Путешествие в страну дорожных знаков (ПДД) | Расширить представление детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения пешехода. Развивать внимание и наблюдательность, память, мышление. |
7. | В гостях у геометрических фигур | Активизировать знания детей о геометрических фигурах. Развивать внимание, мышление, интерес к науке геометрии, математике. |
8. | Руки человека | Подвести учащихся к пониманию роли рук человека в жизни. Воспитывать уважительное отношения к людям труда. |
9. | Доброе слово | Развить представление учащихся о добре и зле. Воспитать стремление делать добрые дела. |
10. | На наших улицах (ПДД) | Расширить и закрепить представление детей о внешнем виде различных машин и их назначении, о существовании ПДД. |
11. | Старичок Лесовичок | Дать первоначальное представление о лесе. Вызвать интерес к лесу. Воспитывать бережное отношение к растениям. Развивать эстетический вкус. |
12. | Старичок Лесовичок | Вызвать интерес к лесу. Дать представление об обитателях леса Воспитывать чуткое отношение к их жизни. Развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса. |
13. | Мы и домашние животные | Уточнить и расширить представление о кошке и собаке, как о домашних животных и друзьях человека. Развивать речь, мышление, воспитывать интерес к животным. |
14. | Зимушка-зима | Заинтересовать детей наблюдением за зимней природой, поведением птиц. Организовать кормление птиц. |
15. | История Нового года | Познакомить детей с историей праздника. Формировать интерес к народным традициям. |
16. | Снеговичок | Выявить и расширить представление детей о свойствах снега. Развить речь, мышление, воображение. Воспитывать интерес к неживой природе. |
17. | Давайте жить дружно | Сплочение детского коллектива. Воспитание чуткости, доброты, отзывчивости по отношению друг к другу. Развивать познавательную активность учащихся. |
18. | Мы пассажиры (ПДД) | Познакомить с правилами поведения в транспорте. |
19. | Экзотические животные | Развивать интерес к экзотическим животным, желание больше о них узнать. Воспитывать доброе и отзывчивое отношение к ним. Дать сведения о зоопарках и заповедниках. |
20. | Уголок природы. Посадка лука. | Учить детей ставить перед собой цель, развивать умение подготавливать рабочее место. Закреплять знание детей о строении луковицы, об условиях выращивания. |
21. | История праздника. День за-щитника Отечества. | Познакомить детей с историей праздника. Формировать интерес к народным традициям. |
22. | Где можно играть(ПДД) | Закрепить понимание детей о безопасности при проведении подвижных игр на улице |
23. | История праздника 8 марта. | Познакомить детей с историей праздника. Формировать интерес к народным традициям. |
24. | Весна –красна | Понаблюдать за весенними изменениями в живой и неживой природе. Расширить и углубить знания об объектах природы. Воспитывать в детях эстетические чувства. |
25. | Мой край | Развивать интерес к истории родного края, национальной культуре, гордость за свой родной край. |
26. | В лес пускают без билета | Расширить знания детей о праве на отдых, об обязанностях. Учить бережно относиться к природе. |
27. | История праздника. Пасха. | Познакомить детей с историей праздника. Формировать интерес к народным традициям. |
28. | Мы учимся соблюдать правила дорожного движения (ПДД) | Закрепить у ребят правила уличного движения |
29. | История праздника «День космонавтики» | Познакомить детей с историей праздника. Формировать интерес к героям нашей страны. |
30. | Растения лечат | Познакомить детей с лекарственными растениями, о правилах их сбора. |
31. | История праздника. День Победы | Познакомить детей с историей праздника. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к героям нашей страны. |
32. | Правила движения для велосипедистов (ПДД) | Познакомить учащихся с правилами движения для велосипедистов. Развивать внимание и наблюдательность. |
33. | Времена года. Лето. | Понаблюдать за летними изменениями в живой и неживой природе. Расширить и углубить знания об объектах природы. Воспитывать в детях эстетические чувства. |
Программа направления «Занимательный час»
Это учебные занятия, которые проходят в форме игры. Игра во внеклассной деятельности особенно успешно способствует развитию познавательной активности ребенка.
Основные задачи занятий: развитие коммуникативных качеств личности, познавательного интереса, самостоятельности; формирование творческого воображения, оригинальности, эмоциональности восприятия; воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.
Содержание программы (33 часа)
№ | Тема занятия | Задачи |
1. | Давайте познакомимся | Знакомство. Знакомство первоклассников с воспитателем и друг с другом. |
2. | Вместе весело играть | Ознакомить детей с новыми играми. Обучить действовать по правилам игры, слаженно, дружно. |
3. | Экологическая игра «Лукошко грибника» | Расширить знания детей о грибах. Научить различать ядовитые грибы. |
4. | Игра «Мы друзья природы» | Воспитывать бережное отношение к природе, заботится о пернатых. |
5. | Путешествие в осень | Представить многоцветие осени. Учить чувствовать и понимать красоту природы. |
6. | КВН «Сказки водят хоровод» | Формировать интерес детей к русским народным сказкам. Развивать внимание, мыслительные процессы. |
7. | Игра-викторина | Воспитывать интерес к сказкам. Развивать мышление, артистизм, самостоятельность. |
8. | Игра «Давайте жить дружно» | Сплочение детского коллектива. Воспитание доброты, отзывчивости. Развивать познавательную активность учащихся |
9. | Игра «Цветик-семицветик» | Способствовать осознанию детьми своих желаний и их направленности. Развивать воображение детей. |
10. | КВН «Времена года» | Обобщить и систематизировать представления о временах года. Воспитывать чувство ответственности перед своей командой. |
11. | Праздник-игра «В гостях у Берендея» | Способствовать приобщению детей к природе. Развивать творческие способности. Воспитывать чувство коллективизма. |
12. | Спортивный аттракцион | Совершенствовать физические и моральные качества детей. Прививать детям интерес к спорту. |
13. | Игра-викторина «Сказки А.С.Пушкина» | Воспитывать интерес к сказкам А.С.Пушкина. Развивать мышление, артистизм, самостоятельность. |
14. | Конкурс стихов «Зимушка-зима!» | Формировать у детей интерес к поэзии. Воспитывать отзывчивого слушателя и зрителя. |
15. | Новогодний карнавал | Развивать творческие способности детей. Привлечь детей к участию в празднике. |
16. | Минута славы. | Развивать творческие способности детей, артистизм, индивидуальность. Приобщать детей к самовыражению |
17. | Викторина «Как мы знаем ПДД» | Развивать знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать внимание и наблюдательность |
18. | Праздник «День Святого Валентина» | Познакомить детей с историей праздника. Учить детей сотрудничать в микрогруппах, проявлять творческие способности. |
19. | Малые олимпийские игры | Развивать у детей умение творчески проводить свободное время. Познакомить с различными видами игр. |
20. | Конкурс «А ну-ка, мальчики!» | Формировать представление о мужественности. Научить как поступать по-мужски. |
21. | Игра «Какого цвета Родина» | Дать основные понятия о символах и эмблемах государства. Воспитывать уважительное отношение к своему государству. |
22. | Конкурс «Мисс очарование» | Формировать представление о хорошей хозяйке. Учить заниматься домашним хозяйством. |
23. | Праздник детской книги | Воспитывать у детей бережное отношение к книге. Развивать интерес к книге. |
24. | Птичий КВН | Развивать представление о многообразии птиц. Воспитывать чуткое отношение к пернатым. |
25. | КВН «Космический экипаж» | Формировать представление детей о космосе, о созвездиях. Познакомить с наукой астрономией. |
26. | Праздник 1 апреля | Ознакомить детей с шуточными конкурсами и играми. Развивать мышление, память, сообразительность. Воспитывать чувство юмора. |
27. | Минута славы. | Развивать творческие способности детей, артистизм, индивидуальность. Приобщать детей к самовыражению |
28 | Конкурс стихов «Весна в окно стучится!» | Формировать у детей интерес к поэзии. Воспитывать отзывчивого слушателя и зрителя. |
29. | Викторина «Как мы знаем ПДД» | Развивать знания детей о дорожных знаках. Воспитывать внимание и наблюдательность |
30. | Малые олимпийские игры | Развивать у детей умение творчески проводить свободное время. Познакомить с различными видами игр. |
31. | Конкурс стихов посвященных Дню Победы | Развивать творческие способности детей, артистизм, индивидуальность. Приобщать детей к самовыражению |
32. | Минута славы. | Развивать творческие способности детей, артистизм, индивидуальность. Приобщать детей к самовыражению |
33. | Праздник «Прощание с первым классом» | Актуализировать знания детей, полученные за год. Приобщать детей к самовыражению в различных конкурсах. |
Программа направления «Расти здоровым». Данная программа отражает валеологический подход к воспитанию. Валеологическое обеспечение жизнедеятельности ребенка происходит на физиологическом и социальном уровнях путем сохранения, укрепления и формирования здоровья. Исходя из необходимости развития у детей представлений о здоровье как об многоаспектном явлении в данной целевой программе выделены спортивно-оздоровительное и общегигиеническое направления здорового образа жизни.
Основные задачи направления:
-формирование установки на здоровый образ жизни;
-сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни;
-развитие у детей потребности в создании здоровой окружающей среды в школе и семье;
-развитие элементарных представлений о структуре и функциях тела;
-обогащение словарного запаса ребенка терминами из области анатомии и физиологии человека.
Содержание программы (33 часа)
№ | Тема занятия | Задачи |
1. | Режим дня школьника | Познакомить детей с режимом дня школьника. Учить детей планировать свое время. |
2. | Наша мед. сестра | Познакомить детей со школьным медицинским кабинетом, его работниками; повторить необходимые школьникам правила личной гигиены. |
3. | В гостях у Мойдодыра | Учить простейшим навыкам ухода за своим телом. Формировать потребность постоянно поддерживать его чистоту, иметь красивый внешний вид. |
4. | Хорошо здоровым быть | Формировать представление детей о здоровье, о здоровом и больном организме, о хорошем и плохом самочувствии. |
5. | Безопасность в доме | Формировать знания о правилах поведения в доме. Познакомить детей с основными службами помощи (скорая медицинская, пожарная, газовая, милиция) |
6. | Вредные привычки | Формировать представления детей о пользе и вреде привычек. Прививать детям ответственное отношение к своему здоровью. Закрепить знания о полезных привычках. |
7. | Путешествие в королевство «Будь здоров!» | Актуализировать знания детей о здоровом образе жизни. |
8. | Что бы зубы ни болели | Углубить знания детей о средствах гигиены полости рта. Научить чистить зубы. Способствовать формированию потребности ежедневно заботится о здоровье зубов. |
9. | Одевайся по сезону | Формировать представления детей о здоровье. Учить детей одеваться по погоде. Воспитывать эстетический вкус, аккуратность. Приучать детей следить за своим внешним видом. |
10. | Друзья Вода и Мыло | Обогащать детей о личной гигиене. Совершенствовать умение пользоваться предметами личной гигиены. |
11. | Маленькая ложь. | Познакомить детей с понятиями «правда» и «ложь». Совершенствовать навыки культуры и общения. Воспитывать нравственные качества – честность и справедливость |
12. | Витаминная семья | Учить детей осознанно относится к своему здоровью. Воспитывать потребность, быть здоровым. Акцентировать внимание на продуктах в которых содержаться полезные вещества. |
13. | Первая помощь при несчастном случае | Формировать умение ориентироваться в экстремальных ситуациях. Учить принимать правильное решение, оказывать первую медицинскую помощь |
14. | Правила безопасности на льду | Расширять знание детей о поведении детей на льду. |
15. | Что такое характер? Непослушание | Формировать представление детей о характере человека. Побуждать познание мира другого человека и к самопознанию. Способствовать осознанию детьми черт своего характера. |
16. | В гостях у Айболита | Познакомить детей с медицинскими работниками разных специальностей. Воспитывать уважение к труду людей. |
17. | Береги себя | Расширять представление детей о мире и опасностях, которые нас подстерегают. Развивать умение избегать опасности, соблюдать меры предосторожности |
18. | Забота о глазах | Формировать представление детей об органах чувств. Познакомить с основными правилами сохранения зрения учить выполнять гимнастику для глаз. |
19. | Чихали мы на простуду | Познакомить детей с основными методами профилактики простудных заболеваний. Углубить знания о способах лечения. Формировать потребность следить за своим здоровьем. |
20. | Как устроен человек | Систематизировать знание детей об организме человека. Дать первоначальные сведения по анатомии. |
21. | Дорогое слово | Расширить представление о семье, о мире в семье. Формировать представление детей о значении положительного климата в семье. Воспитывать доброжелательное отношение к своим близким. |
22. | Если хочешь быть здоров -закаляйся | Познакомить детей с правилами закаливания. Учить детей заботиться о своем здоровье. |
23. | Собака бывает кусачей | Формировать знание детей о правилах поведение и общения с животными. Учить оказывать первую медицинскую помощь при укусах животных. |
24. | Как стать Гулливером | Расширить знание детей о росте как количественном и качественном изменении организма. |
25. | Лакомств – 1000, а здоровье оно | Познакомить детей с правилами питания. Привить детям навыки правильного питания. |
26. | Что нужно знать о лекарствах | Познакомить детей с разными видами лекарственных препаратов. Учить детей правильно использовать лекарства. |
27. | Чтобы уши слышали | Научить детей правильно ухаживать за ушами. Закрепить знания о правилах гигиены |
28. | Всемирный день здоровья | Прививать детям интерес к здоровью. Приобщать детей к оздоровительной деятельности. |
29. | Каким я был. Есть. Буду. | Формировать представление детей о возрастных изменениях в организме. Развивать навыки самоанализа. |
30. | Секреты в лукошке | Актуализировать знания детей о грибах. Рассказать детям о ядовитых грибах |
31. | Ядовитые растения | Расширить представление детей о растениях. Познакомить с опасными растениями. Учить детей правилам безопасного «общения» с незнакомыми растениями |
32. | Мы едем, едем, едем | Расширять знание детей о поведении в транспорте |
33. | Правила безопасности о воде | Расширять знание детей о поведении детей на воде. |
План работы воспитателя ГПД
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Комплектование ГПД, утверждение режима работы | Сентябрь |
2 | Комплектование ГПД, утверждение режима работы: -социальный состав, -состояние здоровья, -овладение навыками учебной работы и интеллектуального развития, -успеваемость уч-ся, их отношение к учебе, -творческие возможности и интересы воспитанников, -психолого-педагогические проблемы, -формирование нравственной позиции воспитанников, -формирование коллектива. | 1 четверть |
3 | Оформление документации и уголка ГПД . | В течение года |
4 | Определение актуальных проблем воспитания и развития воспитанников | 1 четверть |
5 | Планирование воспитательной работы (мероприятия, темы бесед, названия игр, чтение книг, посещение библиотеки.) по основным направлениям деятельности: -спортивно-оздоровительное (беседы о пользе закаливания, как одеваться в разное время года, о видах сорта, физкультминутки, посещение спортзала, игры на воздухе..) -учебное (познавательные игры, знакомство с новыми книгами, обсуждение прочитанного, конкурсы, викторины..) -эстетическое(беседы о прекрасном, выставки, праздники..) -санитарно-просветительское (беседы по ПДД, поведение во время каникул, прогулок, о противопожарной безопасности, правила техники безопасности) -нравственно-патриотическое (знакомство с обязанностями, беседы о поведении, истории Отечества) -трудовое (организация дежурства в группе, беседы о профессиях, изготовление подарков к праздникам, уход за растениями) -работа с родителями (индивидуальные беседы) | еженедельно |
6 | Посещение уроков учителей с целью изучения методики преподавания разных предметов и уровня сформированности у учеников общественных навыков и умений | В течение года |
7 | Сотрудничество с медико-психологическими службами, руководителями дополнительного образования. | В течение года |
8 | Организация работы со слабоуспевающими и мотивированными учащимися. Разработка индивидуальных приемов работы, инструкций, памяток, опорных схем. | В течение года |
9 | Работа по самообразованию воспитателя (выбор темы, изучение современных достижений пед.науки, выступление на заседании м/о по результатам самообразования | Сентябрь-февраль |
10 | Создание условий для успешной работы в ГПД (соблюдение санит.гигиен. режима, материально-технических условий, создание копилки игр) | В течение года |
11 | Индивидуальные консультации для родителей по вопросам обучения и воспитания детей, привлечение родителей к подготовке и проведению досуговых мероприятий в ГПД | 1 раз в четверть |
12 | Совместное проведение с учителем праздников, экскурсий, проведение открытых занятий в ГПД, общешкольных мероприятий | По индивидуальному плану |
13 | Анализ работы ГПД за учебный год и выработка рекомендаций к плану на следующий учебный год | 4 четверть |
№ п/п | Содержание деятельности | Сроки |
1. | Сообщить родителям о режиме работы ГПД, о том, что необходимо иметь при себе учащимся для успешного пребывания в группе. | сентябрь |
2. | Привлекать воспитанников ГПД на занятия в кружках. Составить списки учащихся, которые будут посещать кружки. | сентябрь |
3. | Иметь в журнале графики работы кружков. | сентябрь |
4. | Организовать в группах классные библиотеки с целью привития детям интереса и любви к книгам. | сентябрь |
5. | Оборудовать уголки по ИЗО, конструированию, выставки детских работ. | сентябрь, октябрь |
6. | Работать над закреплением у школьников навыков культуры поведения, чистоты и аккуратности. | в течение года |
7. | Проводить работу по изучению ПДД. | 1 раз в месяц |
8. | Проводить беседы с детьми по ОБЖ (нельзя брать в руки незнакомые предметы, быть осторожными и внимательными на улице, в общественных местах и т.п.) | 1 раз в неделю |
9. | Привлекать учащихся к общественно-полезному труду (уборка класса, пришкольной территории) | ежедневно |
10. | Регулярно проводить «Клубные часы», где должны раскрываться талант, знания, умения уч-ся (здоровье, путешествие, моя семья, спорт, умелые руки). | |
11. | Принять участие в подготовке и проведении школьных праздников: «Золотая осень» «Новый год» «День защитника отечества» «Женский день. 8 Марта» «День Победы» «Прощай, школа! Здравствуй, лето!» | октябрь декабрь февраль март май май |
12. | Регулярно проводить викторины и конкурсы: на лучший рисунок, на лучшего чтеца. | ежемесячно |
13. | Конкурс эрудитов, «Что? Где? Когда?», «Хочу все знать!». | 2 раза в месяц |
14. | Ежедневно проводить с детьми подвижные игры, знакомить с новыми и забытыми старыми играми («Салки», «Светофорчики», «Краски», «Веселые эстафеты», «Горелки», «Лапта», «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.) | ежедневно |
15. | Постоянно поддерживать связь с учителями школы, работать в контакте при проведении самоподготовки. | ежедневно |
16. | Владеть методикой работы по развитию ученического самоуправления в группах. | в течение года |
17. | Постоянно пополнять библиотеку воспитателя литературой, которая помогла бы в работе. | в течение года |
18. | Участвовать в работе методических объединений, педсоветов. | в течение года. |
Календарно – тематический план
1 класс
№ п/п | Разделы программы и темы занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности | Сроки проведения | |
план | факт | ||||
1. | 14/09 | ||||
2. | 15/09 | ||||
3. | 16/09 | ||||
4. | 17/09 | ||||
5. | 18/09 | ||||
6 | 21/09 | ||||
7 | 22/09 | ||||
8 | 24/09 | ||||
9 | 25/09 | ||||
10 | 28/09 | ||||
11 | 29/09 | ||||
30/09 | |||||
01/10 | |||||
02/10 | |||||
05/10 | |||||
06/10 | |||||
07/10 | |||||
08/10 | |||||
09/10 | |||||
12/10 | |||||
13/10 | |||||
14/10 | |||||
15/10 | |||||
16/10 | |||||
19/10 | |||||
20/10 | |||||
21/10 | |||||
22/10 | |||||
23/10 | |||||
26/10 | |||||
27/10 | |||||
28/10 | |||||
29/10 | |||||
30/10 | |||||
09/11 | |||||
10/11 | |||||
11/11 | |||||
12/11 | |||||
13/11 | |||||
16/11 | |||||
17/11 | |||||
18/11 | |||||
19/11 | |||||
20/11 | |||||
23/11 | |||||
24/11 | |||||
25/11 | |||||
26/11 | |||||
27/11 | |||||
30/11 | |||||
1/12 | |||||
2/12 | |||||
3/12 | |||||
4/12 | |||||
7/12 | |||||
8/12 | |||||
9/12 | |||||
10/12 | |||||
11/12 | |||||
14/12 | |||||
15/12 | |||||
16/12 | |||||
17/12 | |||||
18/12 | |||||
21/12 | |||||
22/12 | |||||
23/12 | |||||
24/12 | |||||
25/12 | |||||
Ожидаемые результаты:
- Развитие индивидуальности учащихся;
- Развитие интереса к изучаемым предметам
- Развитие самостоятельности
- Формирование полезных привычек
Список использованной литературы
1. Е.Ю. Пиглицина Энциклопедия детских праздников. – М.: “Рипол классик”, 2001. – 320 с.
2. С.А. Шмаков Уроки детского досуга. Игры-шутки, игры-минутки.
3. М. Кривкин и О. Ольгин “Школа пешехода”. Изд-во “Малыш”, 1989.
4. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов / Сост. Т.И. Линго – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 192 с.
5.Обухова Л. А., Лемяскина Н. А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1 – 4 класс. – М.: ВАКО, 2004. – 240с.
6. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. ТЦ “Учитель”, 2002. – 163 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование рабочей программы воспитателя ГПД
Рабочая программа включает в себя цели и задачи работы с группой ГПД уч-ся 4 кл, характеристику группы и планирование занятий на весь учебный год...
Рабочая программа воспитателя ГПД
Рабочая программа для воспитателей ГПД....
Рабочая программа воспитателя
Рабочая программа по развитию детей средней группы (Далее - Программа) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада, в соответствии с введением в действие...
Рабочая программа воспитателя ГПД
Группы продленного дня в школе являются необходимой формой организации внеурочного времени учащихся младших и средних классов. Продленный день в школе как особый способ формирования воспит...
Рабочая программа воспитателя ГПД
Рабочая программа...
Рабочая программа воспитателя группы продлённого дня
Цель: Создание условий для развития и воспитания компетентного, творческого учащегося, любящего свою Родину и умеющего ценить прекрасное, для приобщения ребенка к духовным ценностям, воспитания высоко...