Праздник "Рождественское чудо"
методическая разработка (3 класс) на тему
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одними из таких радостных и светлых праздников на Руси является Рождество. Данный праздник воспитывает у детей эмоциональное, положительное отношение к традициям, усвоение традиционных культурных эталонов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rozhdestvenskoe_chudo.docx | 210.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области
Муниципальное образование «Велижский район»
216290, Смоленская область, г. Велиж
ул. Советская д. 46/5
Разработчики:
Копацкая О.Н., учитель начальных классов
Макарова В.Г., учитель начальных классов
Платонова Л.А., учитель начальных классов
Велиж - 2017
Цель: приобщение учащихся к русским православным традициям.
Задачи:
1.Знакомство с историей возникновения праздника Рождества Христова;
2.Воспитание уважительного отношения к культурным ценностям русского народа;
3.Организация культурного досуга школьников.
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- костюмы зверей для сценки «В лесу»,
- для игры «Валенки» - валенки,
- для игры «Поймай снежок» - «снежки» из ваты,
- для игры «Дары волхвов» - конфета, катушка ниток, напёрсток, жевательная конфета, маленькая открытка, игрушка, грецкий орех, конфета «чупа –чупс».
Возраст: 8 -9 лет.
Продолжительность: 1 час.
Ведущий 1.
Я листаю календарь,
За окном скрипит январь,
Машет мне, суровой,
Веткой еловой.
Ведущий 2.
Сердце чутко замирает,
В воздухе - лилово.
Зимней сказкой наступает
Рождество Христово.
Ведущий 1.
Дома – елка и подарки.
В храме – свет сияет яркий
И Рождественский тропарь
С клироса летит в алтарь.
(Дети слушают трапарь праздника:)
Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе!
Снежинка 1:
Мы - снежинки, мы - пушинки, покружиться мы не прочь,
Снежинка 2:
Мы - снежинки - балеринки, мы танцуем день и ночь.
Звездочка:
Станьте вместе вы в кружок - получается снежок.
Снежинка 3:
Мы деревья все побелим, крышу пухом заметём,
Снежинка 4:
Землю бархатом укроем и от стужи сбережём.
Снежинка 5:
Всё успеем и для вас потанцуем мы сейчас.
Танец снежинок.
Дети читают стихи
- Под покровом ночи звездной
Дремлет русское село;
Всю дорогу, все тропинки
Белым снегом замело…
2. Кое-где огни по окнам,
Словно звездочки горят;
На огонь бежит сугробом
Со звездой толпа ребят.
3. Под оконцами стучатся,
«Рождество Твое» поют.
Христославы! Христославы!
Раздается там и тут.
4. И в нестройном детском хоре
Так таинственно чиста,
Так отрадна весть святая
О рождении Христа….
Сценка «В лесу».
Ведущий 2:
Поверье в народе давно существует,
Что в тихую ночь Рождества,
Все звери лесные вражду забывают,
И мир наступает – все в память Христа!
Ведущий 1: Поглядите, ребятки, - волк идет.
Музыка для волка. Волк идет по кругу, сурово вокруг смотрит.
Ночью холодной,
Ходит волк голодный,
Поднимает дыбом шерсть,
Ищет он, кого бы съесть.
Волк:
Какая красивая ночь, даже есть никого не хочется!
Ведущий 1: Это потому что праздник – Рождество!
Удивился волк, сел под елочку, на звездочки смотрит. Тут скачет Белочка.
Музыка для Белочки. Белочка скачет вокруг елочки.
Белочка:
Вот опять пришла зима,
Но не для потехи
Прячет белка в закрома
Шишки и орехи.
(замечает Волка)
Ой-ой-ой! Волк!
(закрывается лапками)
Волк:
Не бойся, белка, я тебя не трону.
Ведущий 1: Праздник сегодня – Христос родился!
И небо, и земля – все радуется!
Села Белочка рядом с Волком, красоте леса удивляется. Слышит – ветки хрустят…
(Музыка для Медведя. Выходит Медведь, переваливаясь.)
Медведь:
Я в берлоге сплю зимой,
Под большущею сосной.
Лишь когда придет весна,
Просыпаюсь ото сна.
Что за шум? Почему меня разбудили?
Белочка:
Радость у нас, Медведушка. Христос родился!
Ведущий 1: Понял тогда Медведь, почему ему в такую ночь не спится. Ой, кто это?
(Музыка для Зайчика. Зайчик прыгает, путая следы.)
Зайчик:
В лесу недолго до беды,
Но заяц не простак.
Могу запутать я следы:
Вот так, вот так, вот так!
(видит Волка, пугается)
Ой, боюсь!
Медведь:
Не бойся, Волк тебя не тронет. Сегодня праздник – Рождество!
Ведущий 2: Прислушайтесь, поет звезда!
Спешите все туда, туда,
Где на соломе, средь яслей,
Родился тот, кто всех светлей,
Кто всех прекрасней и мудрей –
Спаситель мира, царь царей!
Песня «Эта ночь святая …»
Ведущий 1.В христианскую эпоху древние обычаи сохранились и приобрели новый смысл. Христос родился в самое трудное и темное время года, принес людям свет и надежду. Именно от этого события мы ведем свое летоисчисление, ведь годы нашей эры – это годы от Рождества Христова.
(Звучит тихая музыка.)
Слайд 1.
Чуть более двух тысяч лет назад в городе Вифлееме родился Иисус Христос. Когда я была маленькой девочкой, бабушка рассказала мне о его рождении. Рассказ этот я хорошо помню, и сейчас я его расскажу вам, ребята. (Приложение № 1)
Слайд 2.
Мария жила в городе Назарете. Она была невестой плотника Иосифа.
Однажды Марии явился Ангел и сказал, что у нее родится ребенок—Спаситель мира Иисус. Его отцом будет Сам Бог.
Слайд 3.
После свадьбы Иосифа и Марии, им пришлось отправиться в путь.
Слайд 4 .
В то время император Август захотел узнать, сколько людей живет в его государстве. Он приказал каждому жителю вернуться в город, откуда он родом, и пройти перепись. Дева Мария и ее муж Иосиф отправились в город Вифлеем. Дорога была трудной и долгой. Иосиф шел пешком и вел за собой ослика, на котором сидела Мария.
Слайд 5 .
Они пришли в Вифлеем поздно вечером. Супруги хотели устроиться на ночлег в гостинице, но все гостиницы и все дома были переполнены, ведь в городе собралось много людей. И лишь одна пещера на краю города, куда пастухи загоняли в непогоду скот, дала им приют. Этой ночью у Марии родился сын – Иисус Христос. Мать спеленала младенца и положила в ясли на солому. Не было у нее другой колыбели для ребенка.
Песня 3 класс А
Дети читают стихи.
1. В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынырнув из тени,
Гладил лен Его волос.
Бык дохнул в лицо Младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
2. Воробьи сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал ее тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях греть Дитя бочком…
3.Присмиревший белый козлик
На чело Его дышал,
Только глупый серый ослик
Всех беспомощно толкал.
"Посмотреть бы на Ребенка
Хоть минуточку и мне!"
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине…
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: "Смотри скорей!"
(Стихотворение Саши Черного "Рождественское".)
Слайд 6 .
В поле неподалеку пастухи сторожили стадо. С небес им явился ангел и открыл, что в Вифлееме родился Спаситель мира. Пастухи отправились искать новорожденного Иисуса.
Слайд 7 .
Они нашли Марию, Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Пастухи поклонились Младенцу.
Слайд 8 .
Когда родился Иисус, в небе зажглась яркая звезда.
В далеких странах на Востоке, жили мудрецы—волхвы. Они наблюдали за небом и сразу увидели новую звезду. Волхвы поняли, что в Израиле родился великий Царь, и пошли поклониться Ему. Звезда сияла над ними и указывала путь.
Слайд 9 .
Волхвы добрались до Иерусалима и спрашивали там у всех, где новорожденный Царь иудеев.
Слайд 10 .
Жестокий и коварный царь Ирод встревожился. Он боялся потерять трон и задумал погубить Иисуса. Ирод притворился, что хочет поклониться Младенцу. Он попросил волхвов сообщить ему, где Иисус, если они Его найдут
Слайд 11 .
Звезда остановилась над местом, где был младенец. Волхвы вошли в хлев и увидели Марию и ее Сына. Они поднесли Исусу дары—золото, ладан и смирну. Потом они пустились в обратный путь.
Каждый из даров имел определённое каноническое значение и служил знаком признания Христа:
золото – символ царской власти;
ладан (ливан) – признание его божественности;
смирна – признание его человеческого начала.
* Ладан – душистое вещество, получаемое из коры белого дерева в Индии и Аравии. Используется для духов, благовоний, входит в состав фимиама (церковные благовония).
* Смирна – драгоценное масло, бальзам, употребляется для помазания
Слайд 12 .
В ту же ночь Иосифу во сне явился ангел и сказал, что бы он взял Марию и младенца и бежал в Египет, потому что царь Ирод хочет погубить Иисуса.
Так Иосиф с Марией и сделали. Они собрались, взяли маленького Иисуса и направились в Египет.
Слайд 13 .
Когда прошло какое-то время, а волхвы все не возвращались, Ирод понял, что его обманули.
Однако, время летит быстро. Через некоторое время царь Ирод умер.
И тогда Бог через ангела передал Иосифу и Марии, что они могут вернуться в израильскую землю.
Иосиф с Марией и Иисусом вернулись домой и поселились в городе Назарет
Дети читают стихи.
1. Песни о Христе не все пропеты,
Это - не последний о Нем стих,
И Его лучистые заветы
Не угаснут средь сынов людских.
Он, как мы, ходил под небом звездным
И с людьми беседовал не раз,
Он и ныне и детей и взрослых
Понимает. Понимает нас.
2. В этот праздник снова мы отметим:
В мире был Спаситель наш и Друг,
Чтобы счастье взрослым дать и детям,
От греха спасти и вечных мук.
3. Те, кто еще мало жил на свете,
Также те, кто прожил много дней, -
Пойте, братья, сестры! Пойте дети!
Это праздник взрослых и детей! ( С. Надсон)
Ведущий 1:
Рождество – светлый, радостный праздник! Мы наряжаем елочку, украшаем ее макушку сверкающей звездой, зажигаем фонарики. И сейчас мы поиграем и узнаем «Чего на елке не бывает?»
Проводится игра: "Чего на елке не бывает?"
Я буду называть вам разные предметы, если вы услышите название елочных игрушек, надо поднять вверх руку и сказать: "Да".
Если буду называть то, чего на елке не бывает, надо сдержаться и промолчать. Постарайтесь не ошибиться.
Готовы?
Вот и праздник наступил,
Каждый елку нарядил.
Кто, ребята, подтвердит -
На ветвях ее висит:
Звездочка - верхушка?
Звонкая хлопушка?
Петенька - петрушка?
Мягкая подушка?
Белые снежинки?
Яркие картинки?
Шар из паутинки?
Старые ботинки?
Плитки-шоколадки?
Кони и лошадки?
Зайчики из ватки?
Варежки-перчатки?
Красные фонарики?
Хлебные сухарики?
Яркие флажки?
Шапки и платки?
Яблоки и шишки?
Колины штанишки?
Вкусные конфеты?
Свежие газеты?…
Игра «Поймай снежок»
Проводится игра: "Валенки" .
Перед елкой ставят валенки большого размера. Играют двое детей. По сигналу они обегают елку с разных сторон. Выигрывает тот, кто обежит елку быстрее и наденет валенки.
Ведущий 2:
В память о дарах, которые волхвы принесли новорожденному Иисусу, люди до сих пор дарят друг другу подарки на Рождество.
Игра "Дары волхвов"
Примеры предметов:
конфета;
катушки ниток;
наперсток;
жевательная конфета;
маленькая открытка;
игрушка;
грецкий орех;
конфета "чупа-чупс";
Детям предлагается мешочек с различными предметами. Примеры предметов приводятся в дополнительных материалах. Дети по очереди засовывают руку в мешок, выбирают какой-нибудь предмет и на ощупь пытаются понять, что это. Если ребенок правильно угадал - он забирает этот предмет в качестве приза.
Песня «Ёлка в Рождество»
Ведущий 1:
Рождество Христово в Вифлеемской пещере было однажды, Рождество Христово в человеческих сердцах совершается постоянно, принося радость, мир, счастье.
Ведущий 2:
Всем ребятам на прощанье
Адресуем пожеланья:
Время даром не теряйте,
Добрым делом занимайтесь,
Не хитрите, не ленитесь
Божьей милости просите.
Ведущий 1:
Будьте вежливыми сами,
Дома помогайте маме.
И об этом помнить нужно:
Дорожите, дети, дружбой!
Иисус Христос родился,
И мир счастьем осветился!
Ведущий 2:
Звёздочкой Рождественской
Счастье входит в дом,
Вместе: Поздравляем с праздником –
Светлым Рождеством!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Чудо - волы" А.Вахрушев
Разработка урока и презентация по теме "Чудо-волны" А.Вахрушев, УМК "Школа 2100"...
Урок чтения по теме "Описание чуда в поэтическом тексте. В.В. Лунин «Я видела чудо»
Урок чтения в 1 классе по учебнику Е.И.Матвеева «Литературное чтение» (развивающая система Эльконина - Давыдова). Тема: " Описание чуда в поэтическом тексте. В.В. Лунин «Я видела чудо»"...
Методическая разработка урока ИЗО во 2 классе. Тема: «Что за чудо!Вот так чудо» (Рисование черепахи)
Создавать графическими средствами выразительные образы природы....
Воспитательное мероприятие "Рождественские посиделки "Чудо, чудо, рождество! ""
Сценарий воспитательного мероприятия...
«Есть чудо вечное на свете, и это чудо — наши дети! …» Коллективная работа ко Дню защиты детей (младшая группа)
Цель: формирование представления о празднике «День защиты детей»....
Урок литературного чтения на родном языке по теме А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видела чудо».
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Р.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видела чудо».Цель: познакомить с темой раздела, с п...
Я фантазирую и мечтаю. Необычное в обычном.А.С.Пушкин «Воротился старик ко старухе», Р.С.Сеф «Чудо», В.В.Лунин «Я видел чудо»
Презентация по литературному чтению на родном русском языке, 1 класс . Автор: Александрова...