ФГОС Рабочая программа по внеурочной деятельности "В гостях у сказки"
рабочая программа (1 класс) на тему

Кашпарова Юлия Геннадьевна

Программа внеурочной деятельности   «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в 1-2 классах.

Направленность программы « В гостях у сказки»:

по функциональному предназначению – учебно-познавательной;

по форме организации – индивидуально – групповое;

по времени реализации – годичной.

Новизна программы состоит в использовании нетрадиционных методов и приемов работы со сказками, в разработке универсальной методической схемы и модели, отражающей идею сказки. Текс сказки включает в себя разделы:

·  ·  Воспитание добрых чувств.

·  ·  Речевая зарядка.

·  ·  Развитие мышления и воображения.

·  ·  Сказка и математика.

·  ·  Сказка и экология.

·  ·  Сказка развивает руки.

Актуальность

Общение - один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с умственным, нравственным, эстетическим развитием, является приоритетным в языковом воспитании и обучении младших школьников. На уроках творческого ряда учитель имеют прекрасную возможность создания у учащихся ситуации успеха, необходимой для приобретения уверенности в собственных силах, создания положительного отношения к учебной деятельности, и формированию речи. А деятельность имеет еще большие возможности в направлении нашей цели, что и обусловило актуальность нашей работы.

За последние годы идёт тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с недостатками речевого развития, которое осложняется нарушением разнообразных неречевых функций, общей и мелкой моторики. Появилась тенденция к изменению мотивации образовательной деятельности детей, снизилась их творческая активность, недооценивается значение формирования связной речи грамматически и интонационно оформленной, дающей возможность речевого общения.

В связи с необходимостью максимально полного использования потенциала образовательных учреждений, повышению эффективности в работе по развитию речи была разработана программа «В гостях у сказки».

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что предлагаемые в программе педагогические средства наиболее действенны для детей младшего школьного возраста. При составлении программы учтены психолого-возрастные особенности детей данного возраста. Программа «В гостях у сказки» разработана с учётом современных педагогических технологий. Работа по формированию творческой личности посредством индивидуально – групповой работы построена на основе следующих принципов:

·  Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка младшего школьного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных).

·  Принцип целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности);

·  Принцип постепенности погружения в проблему (создание проблемно-ситуативных заданий);

·  Принцип эмоционально-насыщенной тематики игровых упражнений, игр, заданий;

·  Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности (общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе).

Тематическая направленность и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональное отношение детей, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании. Занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над дыханием, простейшие приёмы массажа, гимнастика для глаз, развитие мелкой моторики).

   Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия дети стоят вместе с педагогом в кругу или сидят полукругом. Такое расположение даёт детям возможность хорошо видеть преподавателя, двигаться и  проговаривать речевой материал синхронно с ним.

 Цели программы: развитие всех компонентов речи и литературно-творческих способностей детей, включая артикуляционно-произносительную сторону, словарный запас, а также лексико-грамматический и лексико-стилистический строй, всестороннее развитие личности ребёнка.

Задачи:

Учебно-познавательные:

·  практическое формирование навыков словообразования и словоизменения;

·  восполнение пробелов в развитии лексического запаса, обогащение и уточнение словаря;

·  обучение правильному грамматическому оформлению фраз, устранение аграмматизмов,

·  отработка навыков построения связного высказывания;

·  развитие артикуляторной, мелкой и общей моторики;

·  формирование пространственно-временных отношений;

·  формирование навыков общения и овладение навыками речевого этикета, правильной дикции;

·  развитие психологической базы речи.

·  выработка чётких координированных движений во взаимосвязью с речью;

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что на конкретных увлекательных примерах описываются нестандартные методы и приёмы работы со сказками, свободными продолжениями и переложениями.

Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена использованием в работе со сказкой методики ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Практические занятия по программе связаны с использованием оригинальных иллюстраций, схем, моделей, отражающих идею сказки, различных средств изобразительной деятельности.

Программа курса позволяет реализовывать общедиалектические принципы, занимающие важное место в развитии речи, а именно: наглядность, доступность, сознательность, активность, индивидуальный подход, принципы педагогики сотрудничества, деятельностный подход и др.

 

Возраст учащихся:  7 – 9 лет.

Сроки реализации: данная программа ориентирована на детей 1 – 2 классов общеобразовательной школы.

Занятия проводятся в группе от 10 до 12 человек, 1 раз в неделю продолжительностью 40 мин, всего 33 часа в 1 классе, 34 часа – во 2 классе.

Формы и режим занятий.

Формы организации деятельности: групповые, коллективные, индивидуальные.

Виды деятельности: беседа, чтение, слушание, рисование, лепка, игры, инсценировка, просмотр презентаций, просмотр мультфильмов по сказкам, прослушивание музыки  с учетом возрастных особенностей школьников.

Ожидаемые результаты реализации программы

Учащиеся должны знать:

·  жанры сказок;

·  10-15 сказок по выбору ученика;

Учащиеся должны уметь:

·  эмоционально воспринимать средства художественной выразительности;

·  отличать сказку о животных от других видов сказок;

·  отличать волшебную сказку от других видов сказок;

·  находить черты сходства и различия в сказке;

·  отвечать на вопросы;

·  сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков

         В области личностных планируемых результатов будут формироваться УУД:

-      готовность и способность учащихся к саморазвитию;

-      внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

-      ценностное отношение к миру фольклорной (народной) сказки;

-      начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире;

-      формирование мотивации дальнейшего изучения сказок.

     В областиметапредметныхпланируемых результатов будут формироваться коммуникативные, регулятивные и познавательныеУУД.

Коммуникативные УУД:

-              обращаться за помощью;

-              задавать и отвечать на вопросы, для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

-              договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

-              формулировать собственное мнение и позицию;

-              предлагать помощь и сотрудничество;

-              определять общую цель и пути её достижения;

-              осуществлять взаимный контроль;

-              вести устный и письменный диалог;

-              координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

     Регулятивные УУД:

-              формулировать и удерживать учебную задачу;

-              ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем;

-              составлять план и последовательность действий;

-              адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;

-              адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

-              выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить;

-              различать способ и результат действия;

-              осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия.

Познавательные УУД:

-              поиск и выделение необходимой информации из разных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица);

-              сбор, обработка и передача информации;

-              анализ и синтез, сравнение, классификация по заданным критериям;

-              осуществлять рефлексию способов и условий действий;

-              контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

-              построения рассуждения;

-              применение и представление информации;

-              осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

В области предметных планируемых результатов обучающиеся научатся:

-              свободно работать с различными источниками информации;

-              устно и письменно делиться своими впечатлениями и наблюдениями.

 

Структура занятий:

-       Беседа, рассказ учителя.

-       Слушание.

-       Различные виды чтения.

-       Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.

-       Устный журнал, театрализация.

-       Лепка из пластилина, соленого теста, глины.

-       Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.

-       Конкурсы, викторины.

-       Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.

Способы проверки:

Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого, результатом которого может стать авторская разработка или выполнение творческой работы по самостоятельно выполненному эскизу.

Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как:

-      оценка достигнутого самим ребенком;

-      оценка законченной работы;

-      участие в выставках, играх и т.д.

-      реализация творческих идей.

Формы проведения итогов реализации программы:

Праздник сказок. Проекты.

 

Учебно – тематический  план 1 класс

Курс «В гостях у сказки»

 

Дата по факту

Тема

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

 

1

Русская народная сказка «Колобок»

1

 

 

2

Русская народная сказка «Колобок»

 

1

 

3

Русская народная сказка «Теремок»

1

 

 

4

Русская народная сказка «Теремок»

 

1

 

5

Русская народная сказка «Репка»

1

 

 

6

Русская народная сказка «Репка»

 

1

 

7

Русская народная сказка «Волк и лиса»

1

 

 

8

Русская народная сказка «Волк и лиса»

 

1

 

9

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

1

 

 

10

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

 

1

 

11

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

1

 

 

12

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

 

1

 

13

Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»

 

1

 

14

Русская народная сказ­ка «Рукодельница и ленивица»

1

 

 

15

Русская народная сказка «Три медведя»

1

 

 

16

Русская народная сказка «Три медведя»

 

1

 

17

Русская народная сказка «Маша и медведь»

1

 

 

18

Русская народная сказка «Маша и медведь»

 

1

 

19

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

1

 

 

20

Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

 

1

 

21

Русская народная сказка «Каша из топора»

1

 

 

22

Русская народная сказка «Каша из топора»

 

 

 

23

Русская народная сказка «Кот и лиса»

1

 

 

24

Русская народная сказка «Кот и лиса»

 

1

 

25

Русская народная сказка «Лягушка- царевна»

1

 

 

26

Русская народная сказка «Лягушка- царевна»

 

1

 

27

Русская народная сказка «Морозко»

1

 

 

28

Русская народная сказка «Морозко»

 

1

 

29

Русская народная сказ­ка «Сестрица Аленуш­ка и братец Иванушка»

1

 

 

30

Русская народная сказ­ка «Сестрица Аленуш­ка и братец Иванушка»

 

1

 

31

Русская народная сказка «Хаврошечка»

1

 

 

32

Русская народная сказка «Хаврошечка»

 

1

 

33

Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки»

 

1

 

Учебно  – тематический план 2 класс

 

Дата по факту

Тема

Кол-во часов теории

Кол-во часов практики

 

1

Русская народная сказка «Иван - царевич и серый волк»

1

 

 

2

Русская народная сказка «Иван - царевич и серый волк»

 

1

 

3

Русская народная сказка «Марья-краса долгая коса»

1

 

 

4

Русская народная сказка «Марья-краса долгая коса»

 

1

 

5

Русская народная сказка «По-щучьему веленью»

1

 

 

6

Русская народная сказка «По-щучьему веленью»

 

1

 

7

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

1

 

 

8

Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

 

1

 

9

Русская народная сказка «Хитрая наука»

1

 

 

10

Русская народная сказка «Хитрая наука»

 

1

 

11

Русская народная сказка «Волшебные ягоды»

1

 

 

12

Русская народная сказка «Волшебные ягоды»

 

1

 

13

Русская народная сказка «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»

1

 

 

14

Русская народная сказка «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»

 

1

 

15

Русская народная сказка «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

1

 

 

16

Русская народная сказка «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»

 

1

 

17

Русская народная сказка «Финист - ясный сокол»

1

 

 

18

Русская народная сказка «Финист - ясный сокол»

 

1

 

19

Русская народная сказка «Медное, золотое и серебряное царства»

1

 

 

20

Русская народная сказка «Медное, золотое и серебряное царства»

 

1

 

21

Русская народнаясказка «Садко»

1

 

 

22

Русская народная сказка «Садко»

 

1

 

23

Русская народная сказка «Терёшечка»

1

 

 

24

Русская народная сказка «Терёшечка»

 

1

 

25

Русская народная сказка «Снегурочка»

1

 

 

26

Русская народная сказка «Снегурочка»

 

1

 

27

Русская народная сказка «Летучий корабль»

1

 

 

28

Русская народная сказка «Летучий корабль»

 

1

 

29

Русская народная сказка «Елена Премудрая»

1

 

 

30

Русская народная сказка «Елена Премудрая»

 

1

 

31

Русская народная сказка «Волшебная дудочка»

1

 

 

32

Русская народная сказка «Волшебное кольцо»

1

 

 

33

Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки»

 

1

 

34

Праздник сказок. Проект «В гостях у сказки»

 

1

 

 

 

Список используемой литературы:

1.Детские писатели. Справочник для учителей и родителей./ Н.И.Кузнецова, М.И.Мещерякова, И.Н.Арзамасцева. - М:Баллас, С-Инфо, 1996.

2. Светлый мир. Произведения русских писателей/ Сост.Е.А.Копытова. Ижевск,1998.

3. Былины/ Сост.Ю.Г.Круглов.-М:Просвещение.1985.

4. Русский детский фольклор/М.Н.Мельников.- М:Просвещение, 1987.

5.Русские народные сказки/ Сост. В.П.Аникин. -М: Просвещение, 1992.

6. Сказки. Песни. Загадки. Стихотворения\ С.Маршак.-М:Детская литература, 1984.

Русские народные сказки, том 2. Ростов – на – Дону, - изд-во «Феникс», 1995

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon po_stranicam_skazok._-_kopiya_2.ppt2.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ВИКТОРИНА «МИР РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

Слайд 2

В какое время года происходили события в сказке «По щучьему велению»?

Слайд 3

ЗИМОЙ.

Слайд 4

Куда упала стрела старшего сына из сказки «Царевна-лягушка»? Царский двор Боярский двор Купеческий двор Болото

Слайд 5

Летела стрела и попала в болото, И в этом болоте поймал ее кто-то, Кто, распростившись с зеленою кожей, Сделался милой, красивой, пригожей?

Слайд 6

Василиса Прекрасная.

Слайд 7

Уплетая калачи, Ехал парень на печи. Прокатился по деревне- И женился на царевне.

Слайд 8

Емеля

Слайд 9

Как звался первый летательный аппарат? Ступа

Слайд 12

Из какой сказки эти предметы?

Слайд 13

… давно готов — и такой чудный, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать. Изукрашен он златом-серебром, хитрыми узорами.

Слайд 14

Как называется деталь женского платья, в которой помещаются реки, озера, лебеди и другие элементы окружающей среды?

Слайд 15

Рукава

Слайд 16

Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочного долгожителя . Игла

Слайд 17

В какой сказке встречаются все эти герои? 1 2 3 4

Слайд 18

КОНКУРС ПОСЛОВИЦ. Куй железо, Один в поле Что посеешь, Век живи Вешний день Для Родины своей пока горячо! не воин. то и пожнёшь. век учись. год кормит. ни сил, ни жизни не жалей.

Слайд 19

Какие труды Не спеши языком, Слово не воробей Как постлал, С кем поведёшься, Не имей сто рублей, такие и плоды. торопись делом. вылетит, не поймаешь. так и выспался. от того и наберёшься. а имей сто друзей.

Слайд 20

При солнышке тепло, Красна птица пером, Сам умирай, Семь раз отмерь, Из песни Под лежачий камень а при матушке добро. а человек умом. а товарища выручай. один раз отрежь. слов не выкинешь. вода не течёт.

Слайд 21

БЛИЦ-ТУРНИР Как называется праздник проводов русской зимы? МАСЛЕНИЦА

Слайд 22

Какую обувь носили русские крестьяне? ЛАПТИ

Слайд 23

Назовите русский сувенир, известный во всем мире? МАТРЁШКА

Слайд 24

Какую одежду носили русские женщины? САРАФАН

Слайд 25

Как называется русская мужская рубашка? КОСОВОРОТКА

Слайд 26

Какое национальное дерево России? БЕРЁЗА

Слайд 27

Какой русский город назвали городом мастеров? ТУЛА

Слайд 29

Какой русский царь любил плотничать? ПЁТР 1

Слайд 30

МОЛОДЦЫ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В гостях у сказки". 1 класс. Школа 2100

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В гостях у сказки". 1 класс. Школа 2100...

Рабочая программа литературного кружка «В гостях у сказки» (внеурочная деятельность)

Рабочая программа литературного кружка «В гостях у сказки» (внеурочная деятельность) ...

ФГОС Рабочая программа по внеурочной деятельности "В гостях у сказки"

Пояснительная записка. Программа внеурочной деятельности   «В гостях у сказки» составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начально...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (начальная школа) "В гостях у сказки" (театр).

Рабочая программа составлена в соответстввии ФГОС второго поколения для обучающихся начальной школы, рассчитана на 1 час в неделю - 34 часа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Песни и сказки Тихого Дона"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Песни и сказки Тихого Дона"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В гостях у сказки"

Программа курса и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В гостях у сказки"

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного  стандарта начального общего образования и  авторской программы Л.Е.Ефросининой «В мире книг»...