Рабочая программа по внеурочной деятельности "Песни и сказки Тихого Дона"
рабочая программа (1 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Песни и сказки Тихого Дона"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pesni_i_skazki_tihogo_dona.docx | 40.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Мартыновский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 1
сл. Большая Мартыновка
Утверждаю:
Директор МБОУ – СОШ № 1
сл. Большая Мартыновка
_____________ И. В. Реуцкова
Приказ от 29.08.2016 г.
№ 198
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Песни и сказки Тихого Дона »
Уровень общего образования, класс: начальное общее, 1 – Г класс
Количество часов в неделю: 1 час.
Количество часов в год: 32 часа.
Учитель: Кулакова Наталья Дмитриевна
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, программы курса «Песни и сказки Тихого Дона» для начальной школы (авторы Е.В. Посошенко, Г.И. Савельева), «Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка».
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «Песни и сказки Тихого Дона».
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта НОО, программы курса «Песни и сказки Тихого Дона» для начальной школы (авт. Е.В. Посошенко, Г.И. Савельева), «Положения о рабочей программе МБОУ-СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка».
Данная программа реализуется для обучающихся 1 класса. В соответствии с календарным учебным графиком МБОУ - СОШ № 1 сл. Большая Мартыновка в 2016-2017 уч. году количество часов в неделю: 1час, за год: 32 часа.
Цели:
Познакомить учащихся с богатейшим языковым наследием казачества, обрядами, песнями, легендами.
Задачи курса:
1.Развивать творческие способности детей на примерах донского фольклора.
2.Расширять кругозор детей, знакомить их с географией родного края, особенностями его природы, представителями растительного и животного мира.
3.Воспитывать чувство гордости за свой родной край, героическое прошлое нашего народа, стремление сохранить и сберечь традиции Дона.
II. Планируемые результаты освоения программы.
Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:
- получение новых знаний;
- раскрытие творческих способностей;
- знакомство с новыми играми, песнями;
III. Содержание курса «Песни и сказки Тихого Дона».
Введение (1ч)
Знакомство с содержанием занятий
История Донского Края (5ч)
Кто такие казаки? Главная песня казаков. История возникновения. Почему Дон Ивановичем зовут? Значение реки для казаков.
Культура и традиции Донского края (5ч)
«Про Анютины глазки и цветок бессмертник». Имя станице нареченное. Жилище казаков. Убранство и утварь. Печь - символ домашнего очага. Весенний день - год кормит.
Праздники Донского Края (9ч)
Покров - праздник казаков. Народные праздники и традиции донского края. Пришли Святки - запевай колядки. Масленица. Пасха-праздник праздников. «На гулянья собрались парни и девчата».
Песни и сказки Тихого Дона(11ч)
Народные сказки донского края. Кукольный театр. История создания, основные персонажи. Театральные занятия. Разыграй сказку. Казачьи потешки, небылицы, игры. «Каяльские чтения» -.исторические данные. «Дон любимый» -разучивание песни. «Земляничка-ягодка». Неповторимый язык казачьей песни. Особенности казачьей песни. «Если хочешь быть военным». Казачьи песни «Мы - Донцы» «Ой, калина». Хороводная песня-игра «Утушка».
Природа родного края (1ч)
IV. Программно-методическое обеспечение:
1.Книгопечатная продукция.
1)Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва, Просвещение, 2011г
2) Е.В. Посошенко, Г.И. Савельева «Песни и сказки Тихого Дона» Программа для общеобразовательных учреждений 1-4 классы.
Методические пособия:
Художественно – эстетический курс «Песни и сказки Тихого Дона»(культура Дона)авт. Е.В. Посошенко 2011г.
Дополнительная литература:
- Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 1-4 классах. – Ростов –на- Дону: ЗАО «Книга», 2005.
- Пётр Лебеденко Сказки Тихого Дона.
3.Сборник фольклорных материалов: Аникин В.П. Русский фольклор. – М., 1985г.; Журавлёв В.П. Звук и смысл. – М., 1991г.; Кравцов Н.И, Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество.- М., 1989г.; Листопадов А.М. Песни донских казаков т. 1-5 М.: Музыка,1954.; Соболев О.И. Русская мысль о музыкальном фольклоре М.: Музыка,1979.
Информационно – техническое обеспечение:
- ПЕРСОНАЛЬНЫй КОМПЬЮТЕР.
- ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА.
- Фонограммы
V Календарно – тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема урока | Содержание | Деятельность обучающихся | Результат | |
план | факт | |||||
1 | 5.09 | Вводное занятие | Знакомство с содержанием занятий, обеспечение активности детей, самостоятельного творчества, развитие индивидуальности | Слушание вводной беседы о предмете «Песни и сказки Тихого Дона». Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту. | Беседа о предмете «Песни и сказки Тихого Дона». | |
2 | 12.09 | Кто такие казаки? | Воспитывать патриотизм на основе образа малой родины. | Участие в беседе о родном крае. Просмотр мультфильма «Казаки». Активное участие в составлении рассказа по картинке. | Рассказ по картинке . | |
3 | 19.09 | Главная песня казаков. История возникновения. | Формирование русского менталитета. Воспитывать любовь к родине. | Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту. Прослушивание песни казаков. Создание рисунков на заданную тему. | Исполнение казацких песен. | |
4 | 26.09 | Почему Дон Ивановичем зовут? | Обогащение знаний и представления ребят о родном крае, стимулирование интереса к изучению легенд и преданий Дона. | Участие в беседе о родном крае. Слушание легенды о Доне и участие в беседео прослушанном. Создание рисунков на заданную тему. | Выставка рисунков. | |
5-6 | 3.10 10.10 | Значение реки для казаков. | Творческие навыки учащихся, умение работать с литературными источниками. | Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту. Работа с источниками информации. Сбор необходимой информации. | Инсценировка рассказа об отношении казаков к реке Дон. | |
7 | 17.10 | «Каяльские чтения» -.исторические данные. «Донлюбимый»-разучивание песни. | Знакомство детей с историческими событиями своей малой родины Умение исполнять песни в народной манере. Развивать слух и голосовые данные детей. | Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту. Создание рисунков на заданную тему. Пение песни. | Выставка рисунков на тему: «Донлюбимый» | |
8-9 | 24.10 7.11 | Покров - праздник казаков. | Знакомство с народными праздниками, традициями родного края. | Слушание рассказ учителя о традициях родного края и участие в беседе. Инсценировка фрагмента праздника Покров. | Инсценировка фрагмента праздника. | |
10 | 14.11 | Природа родного края | Расширять знания детей о растительном мире родного края. | Работа с источниками информации. Сбор необходимой информации.Участие в беседе о природе родного края. | Выставка творческих работ из природного материала «Радуга осенних листочков». . | |
11 | 21.11 | «Про Анютины глазки и цветок бессмертник» | Воспитывать уважение к мужеству, мудрости, смелости казаков. Содействовать воспитанию этих черт личности. | Участия в беседе о Анютиных глазках и цветке бессмертник. Разгадывание загадок. Создание рисунков на заданную тему | Выставка рисунков. | |
12 | 28.11 | «Земляничка-ягодка» - разучивание песни | Развивать слух, голосовые данные детей, уметь двигаться под музыку. Обучать народным движениям. | Разучивание песни. Знакомство с элементами народного танца. Разучивание движений под музыку. | Исполнение песни «Земляничка-ягодка» | |
13 | 5.12 | Про Галичью гору | Стимулировать интерес детей к изучению родного края | Слушание рассказ учителя о самом маленьком в мире заповеднике. Работа с источниками информации. Участие в составлении рассказа и его чтение в классе. | Конкурс на лучшее сочинение. | |
14-15 | 12.12 19.12 | Народные праздники и традиции донского края. Пришли Святки - запевай колядки | Формировать ценностное отношение к русской национальной культуре | Беседа о народных праздника и традициях донского края. Разучивание колядок. Инсценировка Святок. | Праздник с участием родителей. | |
16 | 26.12 | Народные сказки донского края | Пробуждать интерес к народному творчеству родного края. | Слушание сказки, прочитанной учителем и участие в беседе по прочитаннойсказке. Участие в составлении сказки по картинке и её чтение своим одноклассникам. | Конкур на лучшую сказку. | |
17 | 9.01 | Кукольный театр. История создания, основные персонажи. | Формировать навыки организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени, умения вести диалог, развивать творческие способности. | Рассказ учителя истории создания кукольного театра. Создание кукольного театра из бумаги своими руками и организация театральной постановки. | Выставка кукол сделанных своими руками. | |
18-19 | 16.01 23.01 | Театральные занятия. Разыграй сказку. | Развивать творческие способности учащихся, умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров, развивать творческие способности детей. Умение вести себя в коллективе. | Работа над выбранной для спектакля сказкой, работа над выразительными средствами речи. Распределение ролей и чтение сказки. | Инсценировка сказки. | |
20. | 30.01 | Народные праздники и традиции донского края. Масленица | Формировать ценностное отношение к русской национальной культуре. Знакомство с праздником масленицы. Место праздника в жизни казаков | Слушание рассказа учителя о празднике. Конкурс на лучшую пословицу, песню, былину. Народные игры на Масленицу. | Народные игры на Масленицу. | |
21 | 6.02 | Казачьи потешки, небылицы, игры. | Развивать творческие способности детей. Умение использовать свои знания. Развивать двигательную активность. Формировать понимание что игра - это подготовка к взрослой жизни. | Чтение потешек, небылиц. Участие в беседе. Участие в казачьих играх. | Казачьих игры на свежем воздухе. | |
22 | 13.02 | Неповторимый язык казачьей песни. Особенности казачьей песни. «Если хочешь быть военным» | Разучивание песни. Работа над текстом, дикцией. Особенностями казачьего говора. Развивать творческие способности детей | Слушание рассказа учителя о казачьей песни. Пение ранее изученных песен. Разучивание казачьей песни «Если хочешь быть военным». Создание словарика казачьих слов и выражений. | Словарик казачьих слов и выражений. | |
23-24 | 27.02 6.03 | Пасха-праздник праздников | Знакомство с народными праздниками, традициями родного края. Формировать ценностное отношение к русской национальной культуре. Знакомство с праздником масленицы. Место праздника в жизни казаков | Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту. Составление и чтение сочинения на тему: « Пасха в моей семье». Создание пасхальных композиций. Создание Рисунков на заданную тему. | Выставка работ « Пасха в моей семье».. | |
25 | 13.03 | Имя станице нареченное | Знакомить детей с богатством культуры Донского края формировать патриотов своей малой родины. Развивать интерес к краеведческой работе. | Рассказ материала, подготовленного дома. Работа с источниками информации. Сбор необходимой информации. Участие в разгадывании кроссворда на данную тему. Создание рисунков «Мой родной поселок» | Рисунок «Мой родной поселок» | |
26-27 | 20.03 3.04 | Казачьи песни «Мы - Донцы» «Ой, калина» | Учить детей чувствовать красоту казачьей песни, богатство мелодии, выразительность языка. Стимулировать интерес детей к народному творчеству. | Просмотр клипа песни «Ой, калина». Прослушивание и разучивание песен «Мы - Донцы» «Ой, калина». Разучивание движений к мелодиям. | Исполнение песен «Мы - Донцы» «Ой, калина» | |
28 | 10.04 | Жилище казаков. Убранство и утварь. | Расширять и углублять знания о казачьих традициях и духовном наследии донского казачества. Учить использовать дополнительную информацию. Воспитывать уважение к народному творчеству. | Работа с источниками информации. Просмотр фрагмента фильма о жилище казаков и беседа по просмотренному фрагменту. Создание поделок для украшения жилья. | Выставка поделок. | |
29 | 17.04 | Печь - символ домашнего очага | Знакомить со значение печи в жизни казачьей семьи. Расширять и углублять знания о казачьих традициях и духовном наследии донского казачества. | Сбор необходимой информации. Участие в беседе. Создание рисунков на заданную тему. Помощь в организации выставки рисунков на тему: «Печь - символ домашнего очага». | Выставка рисунков. | |
30 | 24.04 | Весенний день - год кормит | Расширять и углублять знания о казачьих традициях и духовном наследии донского казачества. Воспитывать уважение к труду. | Слушание рассказа, прочитанного учителем и участие в беседе по прочитанному тексту. Чтение стихотворений о весне. | Конкурс стихотворений о весне. | |
31 | 15.05 | Хороводная песня-игра «Утушка» Казачья посиделки | Воспитывать любовь к родине. Умение исполнять песню и двигаться в соответствии с текстом. Развивать двигательную активность детей. Подготовка к празднику. | Разучивание песни с движениями. Работа над сценарием к празднику. | Пение песни «Утушка» . | |
32 | 22.05 | «На гулянья собрались парни и девчата» | Знакомить детей с народными праздниками, традициями родного края. Развивать творческие навыки учащихся, умение работать с литературными источниками. | Участие в казачьих посиделках. | Казачьи посиделки. |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ – СОШ № 1 ____________________ /Безверхова В.И./
сл. Большая Мартыновка
от 25.08. 2016 г. № 224 26.08. 2016 г.
Председатель методического совета__________ /Басюк Е.П./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Прграмма дополнительного образования "Песни и сказки Тихого Дона"
С 2011 года начальная школа работает по новым стандартам. Введена внеурочная деятельность. Предлагаю программу....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театр сказки».
Программа театральной студии «Театр «Каруселька» разработана для обучающихся 1-4 классов на основе - программы курса «Театр» для начальной школы. Автор И.А. Генералова (Образовательная сис...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Воспитание сказкой" для 2 класса
Рабочая программа для 2 класса содержит пояснительную записку и КТП....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр сказки “Малышок”»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Театр сказки “Малышок”» (далее – программа) составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта нач...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Ростов-на-Дону - мой город"
Программа занятия «Ростов-на-Дону – мой город» относится к социальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.Цели:- способствовать воспитанию патриот...
Презентация к уроку "Сказки Тихого Дона" П.В.Лебеденко
Презентация к уроку "Правописание безударных личных окончаний глаголов" с использованием материала произведения донского писателя П.В. Лебеденко....
Рабочая программа Курса внеурочной деятельности «Тихие» книги»
Программы внеурочной деятельности «Умелые руки» для 5 класса имеет общекультурную направленность и формирует у детей творческий и исследовательский характер, овладение раз...