Методическая разработка внеклассного мероприятия "Иисус и дети"
методическая разработка (3 класс) на тему

Ефимова Ирина Валентиновна

Методическая разработка предназначена для работы в начальной школе. Была апробирована и получила высокую оценку администрации лицея и родителей учащихся. Проводилось занятие в рамках  Муниципальной акции "Пасхальная капель". Для проведения мероприятия была проведена предварительная работа по подготовке поделочных  материалов, подбор стихов и песен духовной направленности. Занятие бинарное, интегрированное - работали два учителя: учитель начальных классов и педагог дополнительного образования. Рекомендуется пригласить родителей учащихся и представителей духовенства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное  внеурочное занятие.

«Основы православной культуры»

и

«Декоративно – прикладное искусство»

2 –б класс

Тема  занятия: «Иисус и дети»

2016 учебный год

Предмет:  Внеурочная деятельность (2-Б класс)

Темы занятия:  по ОПК - «Иисус и дети.  Радость православной веры»

                             по  ДПИ - «Иисус и дети. Радость творчества»

Тип урока: бинарный

Деятельностная  цель: активизация познавательной и трудовой  активности  и  систематизации изучаемого материала по Основам православной культуры и декоративно – прикладному искусству.           

Содержательная цель:

по ОПК  - осмыслить  нравственную христианскую позицию о том, что творить добро –  духовная радость;

по ДПИ - соединение игры, труда и обучения в единое целое, обеспечение  единого  решения  познавательных, практических и игровых задач (при ведущем значении последних).

Цели деятельности педагогов:        

создать условия для развития  познавательной  и поисковой деятельности  обучающихся, формировать навык работы в паре и группе, способствовать развитию внимания, основных мыслительных операций (анализ-синтез, сравнение, группировка, обобщение), формировать интерес к изучению православной культуры  и основ бумажной пластики.

Задачи  занятия по ОПК:

  • объяснять смысл  понятия  христианского смирения  как проявление  глубокой веры в Бога;
  • научить объяснять первоначальное значение христианского послушания;
  • приводить примеры отражения  христианской  нормы  в окружающем мире и жизни;
  • понимать  отличие доброго поступка на основе выгоды и доброго бескорыстного поступка;

Задачи занятия по  ДПИ:

 совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;

 добиться максимальной самостоятельности детского творчества;

 пробуждать любознательность в области народного и  декоративно - прикладного искусства;

 способствовать формированию  творческих способностей, духовной культуры  и эмоционального  отношения  к действительности.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические,  стимулирования  учебной деятельности, самоконтроля.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Приемы обучения: беседа, самоконтроль, практическая деятельность, рефлексия.

Педагогические технологии (элементы): игра, диалоговое общение, творческая мастерская.

Оборудование урока: мультимедийное  оборудование, презентации к уроку, заготовки для изготовления картины, клей, ножницы, кисти для клея, влажные салфетки (для рук).

Ресурсы:        

  • музыкальная  презентация к уроку,   слайды по теме занятия,  рисунки детей по теме  занятия;
  • интерактивная доска, компьютер в сборке.  

Подготовительная работа:

Подготовка презентаций, разработка сценария занятия, заучивание текста стихотворений и песни, рисунки по теме занятия.

Изготовление жгутиков из цветных бумажных салфеток, изготовление общего эскиза  картины, изготовление  фрагментов  композиции, фотографирование обучающихся для фрагментов композиции.

Приглашение  родителей обучающихся, служителей церкви, учителей и администрации лицея.

Адресация  работы:   учителя начальных классов,  воспитатели ГПД,  учителя технологии и ОПК.

Длительность проведения открытого занятия: 50- 60 минут.

Аннотация  к занятию:

   Одним из направлений реализации ФГОС является организация внеурочной деятельности обучающихся. На  внеурочных занятиях   происходит творческое и  целенаправленное взаимодействие  ученика и  учителя   в  разнообразных видах деятельности,  решаются  задачи личностного  развития,  воспитания  и  успешной социализации младшего школьника.

   Данное занятие проводилось  во 2 - Б классе накануне Светлого Праздника Пасхи,  являлось  итоговым  в разделе «Радость православной веры». Это занятие помогло школьникам  сделать  свой  нравственный выбор в пользу бескорыстных добрых дел;  усвоить  основы    общечеловеческих  и  нравственных  ценностей,   православных  традиций  своего  народа,  тот   непосредственно  духовно-нравственный опыт,  который  влияет на весь  процесс становления и  развития личности ребенка.  

    Интеграция  предметного содержания курса ОПК и декоративно-прикладного искусства   на данном занятии  способствовала  обогащению  опыта  практической  деятельности ребенка,   формированию  устойчивых  взаимосвязей  этических и эстетических понятий.

Любая  работа с бумагой не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Занятия конструированием в технике бумажной пластики вырабатывают такие качества как усидчивость, трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, все это особенно важно для формирования личности. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

    Интересным моментом организации  этого занятия является интрига – дети не знали,  для чего их  фотографируют.  Ребята,  выполняя последовательно  фрагменты будущей композиции,  постепенно узнавали, как и где использовать разноцветные жгутики из салфеток, и, лишь, на итоговом занятии увидели результат своего труда полностью.

Занятие  проводилось  в игровой форме, в его  основе лежит творческая деятельность, т.е. создание оригинальной  творческой  работы,  так же  получился  своеобразный  концерт для присутствующих зрителей (приглашенные родители детей, служители церкви, учителя и администрация лицея).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ  КАРТА  КОНСТРУИРОВАНИЯ  УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

 Мотивация (самоопределение)  к учебной деятельности. Подготовка к активному и сознательному усвоению знаний (5 мин)

Основные задачи учителя: сближение детей для дальнейшей работы.

Личностные УДД: адекватное оценивание других и самооценка.

Регулятивные УУД:  целеполагание,  самоорганизация учебного труда.

Познавательные УДД:  общеучебные,  логические, знаково-символические.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, выполнение различных ролей в группе.

Деятельность учителей

Учитель начальных классов (организует эмоциональный настрой на урок):

- Я держу в ладошках солнце,

- Я дарю его друзьям! (идет по кругу).

Представление гостей, присутствующих на занятии.

Обращение  к  ребятам: Какие лучики у солнышка? Посмотрите на свои ручки, они такие же добрые, ласковые и будут дарить свет и тепло всем нам  на уроке.

Педагог дополнительного образования:

Предлагает детям сесть по группам  так,  как  работали на предыдущих занятиях (на столах  разложены необходимые материалы).

Деятельность  учащихся

  • Дети стоят по  кругу.

Нужно просто улыбнуться,

Лучик солнца  - это вам!

- Дети имитируют движение броска лучика солнца и приветствуют улыбками гостей;

- проговаривают качества и признаки  лучиков солнышка.

- Дети  занимают свои места за партами.

Актуализация знаний и фиксирование  затруднения (10мин)

Задачи учителя: формирование навыка воспринимать визуально основную информацию  из видео - слайдов, формулировка цели занятия.

Регулятивные УУД: контроль эмоциональных проявлений.
Коммуникативные УУД: умение с достаточной точностью выражать свои мысли.
Познавательные УУД: анализ информации, сравнение.

Личностные УУД: познавательная мотивация, знакомство с историей православной культуры.

Деятельность учителей

Проблемный диалог.

Учитель начальных классов:

-  Мы уже очень многое знаем об  земной жизни  Спасителя.  Давайте проверим наши знания.

- На одном из занятий я рассказывала вам о том, что Иисуса всегда окружал народ. Все хотели послушать Его, многие просили у Него помощи в различных бедах  и страданиях.  Иисус Христос стал учить людей тому, как им жить, чтобы победить зло.  Говорил  Он просто и ясно, на доступном для каждого человека языке, приводил  для пояснений наглядные и понятные примеры, взятые из обыденной жизни. Причем говорил Спаситель  о том, как человеку надлежит жить, чтобы уже на земле создать Царство Божие, царство Света, Разума, Справедливости и Добра. Спаситель рассказал людям о том, что человеческая душа бессмертна. И что краткая земная жизнь дана для того, чтобы достигнуть вечного блаженства в Царстве Небесном.

- Как вы думаете,  почему  помогал Иисус людям?

- Давайте вспомним,  какую оказывал помощь, как  исцелял людей от болезней, какие «чудеса» совершал  Спаситель?

 (Демонстрация  слайдов презентации «Чудеса Иисуса»).

Педагог дополнительного образования:

- Некоторые важные вещи трудно постичь через прямое объяснение или назидание, но зато гораздо легче через мудрую, добрую сказку или  притчу.  С одной из них познакомимся поближе.  Притча о талантах была рассказана Иисусом Христом своим ученикам. Этот краткий, но поучительный рассказ содержится в Евангелии от Матфея, называется она: «Раздача талантов»

- А кто из вас знает, что такое «талант»?

- Правильно, молодцы! Вероятно, вы будете удивлены, но два тысячелетия назад под этим словом понималось совсем не то, что мы знаем сейчас. Талант – в переводе с греческого «весы» или «груз». Так называлась мера веса, которой в античные времена активно пользовались в Древнем мире. Кроме измерения веса, талант использовался и как расчётно-денежная единица в торговле. Постепенно она стала самой крупной в античном мире.

-Теперь послушайте,  о чем же эта притча.

По сюжету, некий богатый господин отправляется в дальнюю страну и оставляет своих рабов справляться без него. Перед отъездом господин раздаёт рабам монеты – таланты, причём делит их не поровну. Так, одному рабу досталось целых пять талантов, другому – два, а третьему – всего один. Раздав дары, господин велел рабам непременно пустить их в ход и приумножить. Затем он уехал, а рабы остались с деньгами.

Прошло много времени, и господин вернулся из далёкой страны. Первым делом он созвал всех трех рабов и потребовал с них строгий отчёт: как и на что они употребили данное им состояние. Распоряжение талантами Первый раб, у которого было пять талантов, приумножил их вдвое – их стало десять. Господин похвалил его. Второй, которому было дано два таланта, тоже распорядился ими мудро – теперь у него стало их в два раза больше. Этот раб тоже удостоился похвалы от господина. Пришёл черёд третьего держать ответ. И принёс он с собой только один талант – тот, что хозяин дал ему перед отъездом. Раб объяснил это так: «Господин, я испугался твоего гнева и решил вовсе ничего не делать. Вместо этого зарыл свой талант в землю, где он пролежал долгие годы, и только сейчас я достал его».

- С тех пор о людях, которые не хотят учиться, развивать свои способности, данные Богом, дальше, говорят так: - «Он зарыл свой талант в землю»

- А как можно  сегодня  показать нашим гостям, что мы не зарываем свои таланты?

- Молодцы! Вы самостоятельно определили практическую цель нашего занятия!

Деятельность учащихся

  •   Рассматривают слайды и объясняют, какое  из чудес Иисуса  изображено на  слайде.

  • Дети выдвигают свои предположения….

умение рисовать, танцевать и т.д.

  • Дети выдвигают свои предложения (ставят цель практической части занятия):

спеть песню, прочитать стихи, сделать декоративное панно.

Постановка учебной задачи: выявление места и причины затруднения. (5 мин.)
Задачи учителя: Мотивировать учащихся на изучение темы.
Личностные УУД: познавательная мотивация,  смыслообразование.

Познавательные УУД: хранение информации, классификация.

Деятельность учителей

Учитель начальных классов:  

Формулирование проблемы:

- Что надо делать для того, чтобы не «зарывать свой талант»?

Каждый человек талантлив,  и он должен развивать свой дар в течение всей жизни. Но можно не только хорошо научиться рисовать, петь или танцевать – можно стать просто хорошим человеком, а  достичь этой цели можно через исполнение воли Божией, через соблюдение законов Божиих, совершая добрые поступки, творя в земной жизни ДОБРО. Развивать свой талант с самого детства, а для этого надо – трудиться, трудиться и  ещё раз трудиться!

- А кто из вас знает, почему  у  Иисуса Христа было особое отношение к детям?

(учитель поощряет и хвалит  ребят за ответы).

- Сейчас я  расскажу вам  Библейскую историю, из которой мы об этом и узнаем:

«Иисус и дети»

Однажды пришли к Нему женщины и привели своих детей, но ученики  Иисуса не пускали к  Нему этих женщин с детьми, так как, по их мнению, слишком много людей приходило к Нему,  и это утомляло Иисуса Христа.  Тогда, Сам Иисус Христос вышел  и  велел ученикам всегда пускать к Нему деток, потому что именно дети очень близко стоят к Богу, и Христос благословил этих детей, возложил на их головы руки.  

«Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их»  (Мк. 10. 13–16).

Деятельность учащихся

  • Ответы детей на уровне детского развития:

…потому   что мы  маленькие и беззащитные…. красивые…и пр.

Построение проекта выхода из затруднения. (10-15 мин.)

Задачи учителя: Организовать построение проекта выхода из затруднения

Регулятивные УУД: целеполагание  как постановка  учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные УУД: выполнение действий по предложенному условию.

Общеучебные УУД: поиск информации, выдвижение гипотезы

Деятельность учителей

Учитель начальных классов:  

-  Как Иисус показал, что Он любит детей?

- А как сейчас мы можем приходить к Иисусу?

 - Как вы считаете, всегда ли можно увидеть Бога?

 - А можно услышать его душой?!  

- Что нам нужно для этого  делать?

- Ответы на эти вопросы вам  могут подсказать  эти духовные стихотворения:

 (приглашает детей выйти к доске).

 

  • Ответы детей на уровне детского развития:

….Мы можем посещать храмы,  любить своих  близких,  помогать им,  беречь природу,  заботиться о слабых,  т.е.  совершать добрые дела…

  •  Предварительно  подготовленные  ребята на музыкальном  фоне читают  наизусть стихотворения:  

1-й ученик

Молись.

Молись в день радужного счастья,

Пред трудным подвигом молись!

Молись, когда грозит несчастье,

Когда смущаешься, молись!

Молись, когда обиду сносишь,

Когда в опасности, молись!

Молись, когда за милых просишь,

За злого недруга молись!

Молись, когда слабеют силы,

Когда возносишься, молись!

Молись у дорогой могилы,

За жизнь рожденную молись!

Молись в минуту искушенья,

Коль победил себя – молись!

Молись в печальное мгновенье,

Чтоб Бог простил тебя – молись!

                                     (Любовь Васенина)

2-й ученик

Детская молитва.

Гляжу на деток в храме, у икон,

Смотрю на светлых, радуясь при этом,

Ведь им открыто то, что до времен,

Совсем  недавних,  было под запретом.

Молитесь, милые, за тех, кто есть и был,

Молитесь, чистые, за прадедов родимых,

Кто в вере устоял и отступил,

Кто был гоним, - и тех, кто гнал гонимых.

Молитва ваша юная чиста.

Чем, как не ей, разжалобить Мессию?

И потому прошу, ради Христа:

Молитесь, детки, крепко за Россию!

                                 ( Неизвестный  автор)

«Открытие» новых знаний  (Реализация построенного проекта.) (15 мин)

Основные задачи учителя: научить  использовать   практические  навыки,  умения.

Познавательные УУД: получение  новой  информации, формирование понятия.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, выполнение различных ролей в группе.

Регулятивные УУД: оценивание уровня владения тем или иным учебным действием ( что я знаю и умею).

Деятельность учителей

Педагог дополнительного образования:

- Мы прослушали замечательные стихи и нарисовали рисунки. Предлагаем нашим гостям посетить нашу картинную галерею, а пока они будут рассматривать ваши рисунки,  мы  «соберём» элементы нашей картины, которые подготовили на предыдущих занятиях.

- Необходимое  условие красоты картины – это гармония цвета и элементов композиции в ней, то есть согласованность, стройность в сочетании цветов и расположении деталей. Каждая группа имеет у себя на столе несколько фотографических элементов, которые необходимо разместить на вашей детали общей  картины, когда вы выполните это задание, мы соберем ваши элементы в одно изображение.

- Для получения  изображения в 3Д формате (полуобъемное), необходимо наложить заготовленные детали картины в определенной последовательности.  Я помогу вам соблюдать поочередность, называя группы, которые будут выходить, и прикреплять  свои  элементы. 

Пока вы будете выполнять работу по сборке  всей картины,  девочки споют нам песню «Ангелы», а вы можете подпевать.

(демонстрируется презентация: «Ангелы»)

Деятельность учащихся

  • Дети -   авторы работ поясняют свои рисунки на тему: «Мои уроки  доброты» (выставка детских рисунков приготовлена  заранее).

  • Работа  в группах с деталями картины  самостоятельно,  осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

  • Работа с педагогом, сборка  картины.

  • Исполнение  песню «Ангелы» вместе с подготовленными детьми (в костюмах ангелов).

Рефлексия (итог урока).(5-10 мин.)

Основные задачи учителя: организовать обсуждение, учить осуществлять итоговый контроль своей деятельности. 

Личностные УУД:  адекватное оценивание других, адекватная самооценка.

Коммуникативные  УУД: слушание и понимание других, принятие  точки зрения партнера.
Регулятивные  УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Деятельность учителей

Учитель начальных классов:

- Наше занятие подошло к завершению. Я предлагаю вам посмотреть презентацию и сделать свой выбор, отвечая на вопросы: 

- Каким   истинным  ценностям  мы должны следовать   в своей жизни?

(демонстрация  презентации «Твой выбор»).

- Согласны ли вы с тем, что говорят  эти  пословицы?

  1. Любящих  и Бог любит.  
  2. Кто любит Бога, добра получит много.                                                                                                                                        
  3. Кто добро творит, тому бог отплатит.
  4. Доброму   Бог помогает.

Педагог дополнительного образования:

-Какую цель ставили в начале занятия?

-Справились ли мы с поставленной целью?

-Что  больше всего понравилось на занятии?

  • Активная  работа  по презентации

  • высказывают оценочные суждения

  • определяют степень соответствия поставленной цели
  • отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды
  • отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы.

В конце занятия предоставляется слово гостям. Проводится фотосессия.

Используемые  Интернет ресурсы:

http://fb.ru/article/165693/pritcha-o-talantah-dlya-detey-pritcha-o-talantah-tolkovanie

http://biblepravda.com/page.php?id=1370

http://go.mail.ru/search_images?rf=1514499&fm=1&gp=amigo&q=%D0%B8%D0%B8%D1%81%D1%83%D1%81%20%D1%85%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%81%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8#urlhash=3183081338614537054

http://www.hobobo.ru/catalog/skazka/iisus-blagoslovlyaet-detey

http://go.mail.ru/search_images?rf=1514499&fm=1&gp=amigo&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%BE%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D0%B1%D1%8B%D1%82%D0%B5

http://nauchforum.ru/node/8844

http://www.liveinternet.ru/users/5157327/rubric/3906686/

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 82 им. А. Н. Знаменского

п. Каменоломни Октябрьский район Ростовская область

Составители:

Ефимова И.В.   – педагог дополнительного образования, категория  высшая

педагогический стаж –19 лет

Околелова О.И. -  учитель начальных классов,  категория  высшая

педагогический стаж – 31 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного занятия «Весенние явления в неживой природе» для детей 3-4 класса с ОВЗ.

Методическая разработка внеклассного занятия для детей с ОВЗ 3-4 класса по теме "Весенние явления в неживой природе". Занятие входит  в комплекс внеурочных занятий по теме "Времена года. Изменени...

АВТОРСКИЙ ПРОДУКТ. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ "Добрый волшебник и друг детей"

Цель: привлечение и приобщение внимания учащихся к книгам Н. Носова, к творческому наследию детского писателя. Развитие творческих способностей; воображения, памяти, мышления; умения общаться друг с д...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Безопасность детей на водных объектах"

Познакомить  с  правилами  оказания  первой  медицинской  помощи  пострадавшим на льду....

Методическая разработка: Внеклассное занятие по ПДД "Юный пешеход" для детей с ОВЗ

Внеклассное занятие "Юный пешеход" разработано для учеников начальной школы с ОВЗ. В содержании занятия представлены стихи, конкурсы, творческие задания на тему ПДД, вызывающие у детей интер...

Методическая разработка внеклассного занятия по интернет-безопасности " НУЖЕН ДЕТЯМ С МАЛЫХ ЛЕТ БЕЗОПАСНЫЙ ИНТЕРНЕТ!"

ПЛАН-КОНСПЕКТвнеклассного занятия с учащимися ГПД 2-Б классаГБОУ гимназия 426 Санкт-Петербургана тему «Нужен детям с малых лет безопасный интернет!» Время проведения: 45минут. Це...

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 3 классе для детей с ОВЗ по изучению правил дорожного движения « ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

Аннотация.    Мероприятия, посвящённые теме ПДД, актуальны в обучении детей. Особенно в наше современное время, когда транспорта на улицах становится больше и больше. ...