Методическая разработка внеклассного мероприятия «Безопасность детей на водных объектах"
классный час (4 класс)
Познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи пострадавшим на льду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_bezopasnost_na_vodoemah.docx | 57.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Безопасность детей на водных объектах
Цель: рассмотреть различные ситуации безопасности жизни и здоровья на водоемах в зимнее время.
Задачи.
Формировать представления младших школьников о безопасности жизни и здоровья на водоемах в зимнее время.
В зимнее время; воспитывать навыки выполнения основных правил поведения учащихся на льду и мерах предосторожности.
Познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи пострадавшим на льду.
Ход классного часа.
1. Орг. момент. Приветствие учащихся, настрой на позитивный лад.
2. Целеполагание, введение в тему классного часа
Загадывание загадок
Бежала – шумела,
Заснула – заблестела.
Что это? (Река)
В новой стене,
В круглом окне,
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено. (Прорубь)
Идёт, а ног нет,
Лежит, а постели нет,
Лёгкий, а крыши ломит. (Снег)
Один человек,
На двух лошадях разом едет. (Лыжник)
Старик у ворот
Тепло уволок.
Сам не бежит,
И стоять не велит. (Мороз)
Кверху дном – полная,
Книзу дном - пустая. (Шапка)
На первую ступеньку,
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке,
Пришёл старик седой. (12 месяцев)
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)
Все огни на ёлке светят,
Шумно пляшет хоровод.
Все мы рады очень встретить
Лучший праздник (Новый год)
Шапки белые надели,
Нынче яблони и ели,
И машины, и дома,
Это к нам пришла. (Зима)
3. Предположите тему классного часа. О чём будет наше занятие.
- А какие изменения происходят зимой?
- Почему в зимнее время нужно быть более осторожным
- Для чего нам надо знать правила поведения в зимнее время?
- Чем грозит пренебрежение этими правилами для ребят?
4. Беседа и демонстрация слайдов:
1 Сценка
1 ребёнок
Вы знаете, что лучшая защита от неприятного события – заранее его предусмотреть и обойти. А увидеть будущую опасность помогают знания.
Обычный вид зимней реки перед вами.
Представьте, что вам надо её перейти. Как вы думаете, где можно идти спокойно, а где есть опасные места?
Учитель: Обморожение - это очень серьезно. И опасно. И больно. Чтобы этого не
2 сценка
3 учащийся
5. Любишь ли ты решать примеры? Не пугайся, наш пример очень легкий. Вот такой:
Береговая линия + заросли камыша + места скопления снега + стоки заводов или ферм + места биения ключей + места впадения ручьев в реку = ?
4 учащийся
Что получится в результате, ты, конечно, знаешь. Получится опасное место водоемов.
Вывод: Можно приклеить к чистой сухой подошве кусочек лейкопластыря.
Безопасная толщина льда.
3 сценка
5 учащийся
Зимой пруды, озера и реки покрываются льдом. На этом льду так заманчиво поиграть в хоккей, а то и просто покататься на коньках или снегокате.
6 учащийся
Заманчиво, да. И к тому же очень опасно! Ведь вода замерзает неравномерно, у берегов лед всегда толще, чем в середине водоема. Вдруг тонкий лед не выдержит твоего веса, и ты провалишься в ледяную воду, а течение затянет тебя под лед? Чтобы этого не случилось, хорошенько запомни основные правила безопасности на льду.
6. Давайте проверим, насколько вы внимательны и соблюдаете требования безопасности на водоемах в зимнее время.
1. Ни в коем случае нельзя выходить на лед в темное время суток и при плохой видимости (туман, снегопад, дождь).
2. При переходе через реку пользуйтесь ледовыми переправами.
3. Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, - это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.
4. При вынужденном переходе водоема безопаснее всего придерживаться проторенных троп или идти по уже проложенной лыжне. Но если их нет, надо перед тем, как спуститься на лед, очень внимательно осмотреться и наметить предстоящий маршрут.
5. При переходе водоема группой необходимо соблюдать расстояние друг от друга (5-6 м).
6. Замерзшую реку (озеро) лучше перейти на лыжах, при этом: крепления лыж расстегните, чтобы при необходимости быстро их сбросить; лыжные палки держите в руках, не накидывая петли на кисти рук, чтобы в случае опасности сразу их отбросить.
7. Если есть рюкзак, повесьте его на одно плечо, это позволит легко освободиться от груза в случае, если лед под вами провалится.
8. На замерзший водоем необходимо брать с собой прочный шнур длиной 20 – 25 метров с большой глухой петлей на конце и грузом. Груз поможет забросить шнур к провалившемуся в воду товарищу, петля нужна для того, чтобы пострадавший мог надежнее держаться, продев ее под мышки.
9. Убедительная просьба родителям: не отпускайте детей на лед (на рыбалку, катание на лыжах и коньках) без присмотра.
10. Одна из самых частых причин трагедий на водоёмах – алкогольное опьянение. Люди неадекватно реагируют на опасность и в случае чрезвычайной ситуации становятся беспомощными.
7. Советы рыболовам:
1. Необходимо хорошо знать водоем, избранный для рыбалки, для того, чтобы помнить, где на нем глубина не выше роста человека или где с глубокого места можно быстро выйти на отмель, идущую к берегу.
2. Необходимо знать об условиях образования и свойствах льда в различные периоды зимы, различать приметы опасного льда, знать меры предосторожности и постоянно их соблюдать.
3. Определите с берега маршрут движения.
4. Осторожно спускайтесь с берега: лед может неплотно соединяться с сушей; могут быть трещины; подо льдом может быть воздух.
5. Не выходите на темные участки льда - они быстрее прогреваются на солнце и, естественно, быстрее тают.
6. Если вы идете группой, то расстояние между лыжниками (или пешеходами) должно быть не меньше 5 метров.
7. Если вы на лыжах, проверьте, нет ли поблизости проложенной лыжни. Если нет, а вам необходимо ее проложить, крепления лыж отстегните (чтобы, в крайнем случае, быстро от них избавиться), лыжные палки несите в руках, петли палок не надевайте на кисти рук.
8. Рюкзак повесьте на одно плечо, а еще лучше - волоките на веревке в 2-3 метрах сзади.
9. Проверяйте каждый шаг на льду остроконечной пешней, но не бейте ею лед перед собой - лучше сбоку. Если после первого удара лед пробивается, немедленно возвращайтесь на место, с которого пришли.
10. Не подходите к другим рыболовам ближе, чем на 3 метра.
11. Не приближайтесь к тем местам, где во льду имеются вмерзшие коряги, водоросли, воздушные пузыри.
12. Не ходите рядом с трещиной или по участку льда, отделенному от основного массива несколькими трещинами.
13. Быстро покиньте опасное место, если из пробитой лунки начинает бить фонтаном вода.
14. Обязательно имейте с собой средства спасения: шнур с грузом на конце, длинную жердь, широкую доску.
15. Имейте при себе что-нибудь острое, чем можно было бы закрепиться за лед в случае, если вы провалились, а вылезти без опоры нет никакой возможности (нож, багор, крупные гвозди)
16. Не делайте около себя много лунок, не делайте лунки на переправах (тропинках).
8. Оказание помощи провалившемуся под лед:
Самоспасение:
- Не поддавайтесь панике.
- Не надо барахтаться и наваливаться всем телом на тонкую кромку льда, так как под тяжестью тела он будет обламываться.
- Широко раскиньте руки, чтобы не погрузиться с головой в воду.
- Обопритесь локтями об лед и, приведя тело в горизонтальное положение, постарайтесь забросить на лед ту ногу, которая ближе всего к его кромке, поворотом корпуса вытащите вторую ногу и быстро выкатывайтесь на лед.
- Без резких движений отползайте как можно дальше от опасного места в том направлении, откуда пришли.
- Зовите на помощь.
- Удерживая себя на поверхности воды, стараться затрачивать на это минимум физических усилий. (Одна из причин быстрого понижения температуры тела - перемещение прилежащего к телу подогретого им слоя воды и замена его новым, холодным. Кроме того, при движениях нарушается дополнительная изоляция, создаваемая водой, пропитавшей одежду).
- Находясь на плаву, следует голову держать как можно выше над водой. Известно, что более 50% всех теплопотерь организма, а по некоторым данным, даже 75% приходится на ее долю.
- Активно плыть к берегу, плоту или шлюпке, можно, если они находятся на расстоянии, преодоление которого потребует не более 40 мин.
- Добравшись до плавсредства, надо немедленно раздеться, выжать намокшую одежду и снова надеть.
9. Если вы оказываете помощь:
- Подходите к полынье очень осторожно, лучше подползти по-пластунски.
- Сообщите пострадавшему криком, что идете ему на помощь, это придаст ему силы, уверенность.
- За 3-4 метра протяните ему веревку, шест, доску, шарф или любое другое подручное средство.
- Подавать пострадавшему руку небезопасно, так как, приближаясь к полынье, вы увеличите нагрузку на лед и не только не поможете, но и сами рискуете провалиться.
10. Первая помощь при утоплении:
- Перенести пострадавшего на безопасное место, согреть.
- Повернуть утонувшего лицом вниз и опустить голову ниже таза.
- Очистить рот от слизи. При появлении рвотного и кашлевого рефлексов – добиться полного удаления воды из дыхательных путей и желудка (нельзя терять время на удаления воды из легких и желудка при отсутствии пульса на сонной артерии).
- При отсутствии пульса на сонной артерии сделать наружный массаж сердца и искусственное дыхание.
- Доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
11. Отогревание пострадавшего:
1. Пострадавшего надо укрыть в месте, защищенном от ветра, хорошо укутать в любую имеющуюся одежду, одеяло.
2. Если он в сознании, напоить горячим чаем, кофе. Очень эффективны грелки, бутылки, фляги, заполненные горячей водой, или камни, разогретые в пламени костра и завернутые в ткань, их прикладывают к боковым поверхностям грудной клетки, к голове, к паховой области, под мышки.
3. Нельзя растирать тело, давать алкоголь, этим можно нанести серьезный вред организму. Так, при растирании охлажденная кровь из периферических сосудов начнет активно поступать к "сердцевине" тела, что приведет к дальнейшему снижению ее температуры. Алкоголь же будет оказывать угнетающее действие на центральную нервную систему.
12. Основные причины смерти человека в холодной воде:
Переохлаждение, так как тепла, вырабатываемого организмом, недостаточно чтобы возместить теплопотери.
Смерть может наступить в холодной воде, иногда гораздо раньше, чем наступило переохлаждение, причиной этого может быть своеобразный "холодовый шок", развивающийся иногда в первые 5-15 мин после погружения в воду.
Нарушение функции дыхания, вызванное массивным раздражением холодовых рецепторов кожи.
Быстрая потеря тактильной чувствительности. Находясь рядом со спасательной лодкой, терпящий бедствие иногда не может самостоятельно забраться в нее (!), так как температура кожи пальцев падает до температуры окружающей воды.
13. Поиграем в игру «да» и «нет». Я буду спрашивать, а вы отвечайте словами «да» или «нет».
- Можно выходить на лед не убедившись в его прочности? (нет)
- Говорят, вы катались на льдинах. Это правда? (нет)
- А правда ли, что идти по льду следует по уже проложенной свежей тропе? (да)
- Вы спускались на лыжах или на санках с горки прямо на лед? (нет)
- Точно ли, что во время гололеда вы смело переходите дорогу? (нет)
- Можно ли выходить на лед в одиночку? (да)
- В нашем классе есть дети, которые не знают телефона службы спасения? (нет)
- Так нужно ли соблюдать правила безопасности на водоемах в зимнее время? (да)
14. В конце классного часа выставка рисунков – плакатов «Правила безопасности в зимнее время»
В результате делается вывод по всем прозвучавшим правилам безопасности в зимнее время
Спасибо за внимание и активное участие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Водные объекты Петровской администрации
Водные объекты Петровской администрации...
Водные объекты.
Водные объекты....
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Водные объекты и человек" УМК Планета знаний
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Водные объекты и человек" + презентация...
Окружающий мир. 3 класс. Планета Знаний. Водные объекты.
Открытый урок в 3 классе. Окружающий мир. Планета Знаний. Водные объекты....
Инструктаж по мерам безопасности на водных объектах в весенний период
Безопасность на весенних каникулах включает в себя соблюдение общих правил поведения. Однако существуют также и особые требования, характерные именно для этого сезона. Во время вес...
Тема «Водные объекты» 3 класс
Тема «Водные объекты» 3 классКраеведческая тема «Загадочное озеро Текун»....
Родительское собрание. Тема: Беседа с родителями «О неукоснительном выполнении требований безопасности детей на водных объектах, катаниях детей на горках в зимний период».
Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие дети с нетерпением ждут снега, чтобы покататься на санках, скатиться с горки на санках, ледянках или надувных «ватрушках&raqu...