Методическая разработка внеклассного мероприятия в 3 классе для детей с ОВЗ по изучению правил дорожного движения « ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
методическая разработка (3 класс)

Аннотация.

    Мероприятия, посвящённые теме ПДД, актуальны в обучении детей. Особенно в наше современное время, когда транспорта на улицах становится больше и больше.        Данную необходимость диктует сама жизнь. Задача школы сделать так, чтобы улицы и дороги стали для маленьких пешеходов безопасными. Важно привлечь внимание школьников к ситуации на дорогах, научить их вести себя как в роли пешеходов, так и в роли  пассажиров.

   На первый взгляд правила дорожного движения для детей просты и понятны, но обучение детей ПДД проходит довольно трудно. При изучении правил дорожного движения вместе с детьми необходимо учитывать то, как ребенок воспринимает окружающий мир. Занятия должны быть интересными для ребенка и проходить в непринужденной, игровой атмосфере. Именно поэтому было  подготовлено и проведено актуальное внеклассное мероприятие « Дорожная азбука», где учащиеся моего класса в игровой форме рассуждали о Правилах дорожного движения. С помощью сценки, стихов, макетов, мультфильма, мини-проектов, юные пешеходы изучили и закрепили по какой части тротуара нужно ходить и как правильно переходить дорогу. Где можно, а где нельзя играть. Узнали много нового о безопасном поведении на дорогах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дорожная азбука41.51 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Красноармейска Саратовской области

                   имени  дважды Героя Советского Союза СкомороховаН.М.»

                                           Методическая разработка

              внеклассного мероприятия в 3 классе для детей с ОВЗ

                               по изучению правил дорожного движения

                  « ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»      

                                                                                   

                                                                                    Выполнила :

                                                                                     учитель - дефектолог

                                                                                     Рамих Наталья Николаевна.

2022 г

Содержание.

  1.  Аннотация.           3 стр.

  2.  Паспорт мероприятия.                                                   4 стр.

        Цель мероприятия.

        Задачи.

        Планируемые результаты образования.

        Форма. 

        Методические приемы .

        Материалы и оборудования .  

         

 3.  Основная часть.                                                                5-10 стр.

        Ход мероприятия.        

        Мотивация к деятельности.

        Введение  темы мероприятия.

        Актуализация знаний.

        Открытие новых знаний.

        Физминутка.

        Включение в систему знаний и повторения.

        Итог занятия. Рефлексия.

 4.Список литературы.                                                          11 стр.

                                                                 

                                                 

                                                         Аннотация.

    Мероприятия, посвящённые теме ПДД, актуальны в обучении детей. Особенно в наше современное время, когда транспорта на улицах становится больше и больше.        Данную необходимость диктует сама жизнь. Задача школы сделать так, чтобы улицы и дороги стали для маленьких пешеходов безопасными. Важно привлечь внимание школьников к ситуации на дорогах, научить их вести себя как в роли пешеходов, так и в роли  пассажиров.

   На первый взгляд правила дорожного движения для детей просты и понятны, но обучение детей ПДД проходит довольно трудно. При изучении правил дорожного движения вместе с детьми необходимо учитывать то, как ребенок воспринимает окружающий мир. Занятия должны быть интересными для ребенка и проходить в непринужденной, игровой атмосфере. Именно поэтому было  подготовлено и проведено актуальное внеклассное мероприятие « Дорожная азбука», где учащиеся моего класса в игровой форме рассуждали о Правилах дорожного движения. С помощью сценки, стихов, макетов, мультфильма, мини-проектов, юные пешеходы изучили и закрепили по какой части тротуара нужно ходить и как правильно переходить дорогу. Где можно, а где нельзя играть. Узнали много нового о безопасном поведении на дорогах.

 

                                                                                                                                                                           

                                               Паспорт мероприятия.

Цель мероприятия: 

Сформировать у обучающихся устойчивые знания и навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения

Задачи:

Открыть новые знания: проезжая часть, переход, тротуар, перекресток, дорожные знаки.

Способствовать закреплению знаний по правилам дорожного движения;

Дать возможность продемонстрировать знания ПДД;

Предупредить наиболее распространенные ошибки поведения детей на дорогах;

Развить познавательную активность учащихся.

Планируемые результаты образования:

Предметные:  знать правила дорожного движения , правила поведения пешеходов ; соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города ;  

Метапредметные : 

Познавательные: понимание и адекватная оценка получаемой информации.

Регулятивные: определение последовательности своих действий с учетом конечного результата.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, работать в команде.

Личностные: учебно-познавательный интерес к материалу, убеждённость в необходимости соблюдения ПДД.

Форма - интегрированный урок – игра

Методические приемы – беседа, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, демонстрация фотоматериалов, мини-викторина, поисковый.

Материалы и оборудования –        компьютер, .интерактивная доска, компьютерная презентация  мультфильм. стихи и загадки, схемы-рисунки, схемы-плакаты, иллюстрации. карточки задания; комплект дорожных знаков; рисунки транспорта; маршрутный лист; модель светофора.

 Оформление класса

Класс  оформлен рисунками, стулья расположены полукругом.

                                                Основная часть.

Ход мероприятия.

1.Мотивация к деятельности

1 чтец. На улицах наших движения так много!
             Везде всевозможных так много машин!
             Но ты не теряйся, не бойся дороги.
             А смело по улицам этим иди.
2 чтец. По городу, по улице не ходят просто так
             Когда не знаешь правила, легко попасть впросак.
             Всё время будь внимателен и помни наперёд
             Свои имеет правила шофёр и пешеход.

2.Введение  темы мероприятия

Учитель: Ребята, кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить? Чему будем учиться? ( Ответы детей) Показ слайда  1

Учитель: Мы с вами живем в городе, где есть улицы и переулки. По ним движется множество легковых и грузовых машин, автобусов. Поэтому  пешеходам порой бывает очень трудно перейти улицу с одной стороны на другую. Сегодня мы будем учиться, как правильно переходить дорогу и познакомимся с основными правилами дорожного движения.

3.Актуализация знаний

Учитель: Ребята, в больших городах, где большое движение, вы всегда сможете увидеть помощника –

  Он имеет по три глаза,

По три с каждой стороны

И хотя еще ни разу

Не смотрел он всеми сразу

Все глаза ему нужны.

Он висит тут с давних пор

И на всех глядит в упор

Что же это? (светофор)

Учитель: А вы умеете им пользоваться? Из каких цветов состоит светофор?
1 ученик: Всегда помни пешеход: 
                 Есть сигналы светофора – 
                 Подчиняйся им без спора!
2 ученик: Красный свет, всем говорит:
                 - Стой! Опасно! Пусть закрыт!
3 ученик: Жёлтый свет – предупреждение:
                 Жди сигнала для движения.
4 ученик: Зелёный свет открыл дорогу
                  Переходить ребята могут!

Показ слайда  2

4.Открытие новых знаний

Учитель:

Вот наша улица. Показ слайда  3.  По её проезжей части мчатся машины, едут автобусы. Проезжая часть разграничена разделительной полосой. Машины движутся в обе стороны. На тротуарах много пешеходов. Они переходят улицу по пешеходным переходам. Для того, чтобы на улицах было безопасно, надо соблюдать правила дорожного движения. Такие правила должны знать водители и пешеходы.

Проезжая часть

5 ученик: 

Там, где движутся машины,

люди не должны ходить,

Потому что очень просто под машину угодить.

На улице такое место

Проезжей частью называется,

И по проезжей части людям

Ходить строжайше запрещается!

- Покажите на рисунке проезжую часть. Показ слайда  4

- Что такое проезжая часть?        

                                                               

 Учитель: 

Покажите на рисунке тротуар. Показ слайда  5

- Что такое тротуар?

- Кто такой пешеход?

Тротуар.

6 ученик: 

Тротуар – для пешеходов,

Здесь машинам нету хода!

Учитель :

- Покажи на рисунке перекрёсток. Показ слайда  6

- Что такое перекрёсток

Учитель:

Перекрёсток

Место, где пересекаются улицы, называется перекрёсток. На перекрёстке большое движение. Со всех сторон мчатся машины, автобусы. Это самое опасное место. Пешеход здесь должен быть особенно внимательным и осторожным.

- Где переходят улицу пешеходы?

Переходи улицу только по пешеходному переходу. Этот переход обозначен белыми линиями – «зебра».  На место перехода указывает и  дорожный знака. Вот этот знак – пешеходный переход. Показ слайда  7

7 ученик: 

Вот обычный переход

По нему идёт народ.

Здесь специальная разметка,

«Зеброю» зовётся метко!

Белые полоски тут

Через улицу ведут!

Учитель:

- Что ещё помогает пешеходам переходить дорогу?

Чтобы возле перекрёстка

Ты дорогу перешёл,

Все цвета у светофора

Нужно помнить хорошо!

Загорелся красный свет –

Пешеходам хода нет!

                                                                                                                                               6

Жёлтый – значит подожди,

А зелёный свет – иди!

Учитель:

А теперь я всё проверю

 И игру для вас затею.

Вам задам сейчас вопросы -

 Отвечать на них непросто.

Мне позвольте на разминке

 Вам загадки загадать.

Вы должны, ребята, прочно

Правила движенья знать,

Дружно все мне отвечать.

        

       Конкурс 1

Загадки.

- Я загадаю вам загадки,

И попрошу их отгадать.

Про транспорт, милые ребята,

Все нужно хорошенько знать.

1Была телега у меня,

Да только не было коня,

И вдруг она заржала,

Заржала, побежала.

Глядите, побежала телега без коня! (грузовик)

2.Он имеет по три глаза,

По три с каждой стороны

И хотя еще ни разу

Не смотрел он всеми сразу

Все глаза ему нужны.

Он висит тут с давних пор

И на всех глядит в упор

Что же это? (светофор)

3.Овсом его не кормят,

Кнутом его не гонят,

А как пашет – 7 плугов тащит. (трактор)

4.Я конем рогатым правлю,

Если этого коня

Я к забору не приставлю,

Упадет он без меня. (велосипед)

   5.Длинный хобот, а не слон,

Но сильней слона ведь он.

Сотни рук он заменяет,

          Без  лопат он груз копает. (экскаватор)

6.Что за чудо – синий дом,

       Окна светлые кругом.

       Носит обувь из резины,

        А питается бензином. (автобус)

7.Я мчусь, держусь за провода,

       Не заблужусь я никогда. (троллейбус)

Учитель:

   Молодцы! Все ребята хорошо знают виды транспорта. Показ слайд 8

Предметы запутались. Найдите и назовите виды транспорта о которых говорилось в загадках.

   В городе много транспорта и много пешеходов  Пешеходы хозяйничают на тротуарах, а транспорт на дороге. Если те и другие соблюдают правила дорожного движения , то они не мешают друг другу.

                                                                                                                                               7                                                                          

 - Кто из вас переходит улицу, когда идёт в школу?

- С кем ты идёшь в школу?

- Кто тебе помогает переходить улицу?

-Как нужно правильно переходить улицу?(Только со взрослыми. По пешеходному переходу. Сначала посмотреть налево и дойдя до середины - направо.)

Показ слайдов 9,10,11.

5.Физминутка.

Дорога не тропинка, дорога не канава…

Сперва смотри налево, потом смотри направо.

Ты налево повернись , друг рядом улыбнись,

Топни правою: ногой раз-два-три,

Покачай головой : раз- два-три.

Руки вверх ты подними и похлопай: раз-два-три

.

6.Включение в систему знаний и повторения.

Учитель: Мы с вами знаем, что на улице соблюдать правила дорожного движения нам помогают дорожные знаки. Их очень много Показ слайдов 12

Знаки делятся на предупреждающие и запрещающие Показ слайдов 13-14

Конкурс 2  «Очень важные загадки» Показ слайдов 15-19

1. На дороге дружно в ряд

    Полоски белые лежат

    Для тебя есть, крошка…  (пешеходная дорожка)

2. Я хочу спросить про знак

     Нарисован он вот так:

     В треугольнике , ребята

     Со всех ног бегут куда-то.  («Осторожно, дети!)

3. Шли из школы мы домой

    Видим – знак над мостовой.

    Круг, внутри- велосипед,

     Ничего другого нет. (Велосипедистам проезд запрещен)

4.Этот мостик над дорогой

    Служит нам большой подмогой

    Через улицу ведет

    Нас …    (надземный переход)

 5. В треугольнике, ребята,

     Человек стоит с лопатой.

    Что-то роет  ,строит что-то,

     Здесь …  ( дорожные работы).

 6.Под этим знаком, как ни странно,

Все ждут чего-то постоянно,

Кто-то сидя, кто-то стоя…

Что за место здесь такое?

         ( остановка автобуса)

                                                                                                                                               8

Конкурс 3 « Знаешь ли ты правила?» Показ слайдов 20-23

1.Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом?

2.Где нужно ждать троллейбус, автобус?

3.Как нужно обходить машины, стоящие у тротуара??

4. Какую форму и цвет имеют запрещающие знаки?

5.По какому номеру телефона вызывают милицию?

6.По какой стороне улицы у нас принято движение?

7. С какого возраста разрешается ездить детям на велосипедах по дороге?

8. Сколько сигналов у пешеходного светофора?

Учитель: Молодцы, ребята. Все справились с заданиями. Каждый человек хоть один раз в жизни обязательно бывает пассажиром и пешеходом. Поэтому все должны знать и выполнять правила поведения пассажиров и пешеходов. Я предлагаю всем  повторить эти правила. Называть их будем порядку. Кто первый? (Дети называют правила.) 

Правила поведения пешеходов.  Показ слайдов 22- 24
Иди по тротуару, придерживаясь правой стороны.
Не беги, иди шагом.
Не переступай через бордюр, и даже не наступай на него.
Обходи препятствия на тротуаре.
Не выходи на проезжую часть дороги.
Не играй, не балуйся на тротуаре.
Не подлезай через пешеходные ограждения, не сиди на них.


Правила поведения пассажиров. Показ слайда 26

На остановке. 

Соблюдай порядок: в ожидании транспорта веди себя спокойно, не играй, не толкайся, не бегай.
Стой на тротуаре, не наступай на бордюр.
Не выходи на проезжую часть дороги.
Подходи к транспорту только после его остановки.
При посадке. Показ слайда 27
Пропусти выходящих пассажиров.
Соблюдай осторожность при посадке, чтобы не оказаться зажатым закрывающимися дверями.
В транспорте. Показ слайда 28

Проходи вперед, не останавливайся на ступеньках или около дверей.
В салоне держись за поручни, не мешай пассажирам проходить.
Заранее готовься к выходу.
Не балуйся, не кричи, не вставай ногами на сидение.

                                                                                                                                               9

5.Итог занятия. Рефлексия.

Учитель: Кто скажет, чему было посвящено наше мероприятие?
Учитель: Что нового узнали ?
Учитель: Что вам показалось трудным?
Учитель: Давайте заполним «лестницу успеха». У каждого из вас на столах лежат кружочки красного, жёлтого и зелёного цвета.

- Кто считает, что получил много полезной информации и хорошо работал на уроке, пусть приклеит зелёный кружок на первую ступеньку.

- Кто встретил трудности в заданиях - приклеит желтый кружок на вторую ступеньку.

- Кто считает, что безуспешно провёл своё время на уроке, приклеит свой красный кружок на третью ступеньку.

Список литературы:

 Сборник программ  по внеурочной деятельности.

Правила дорожного движения для начальной школы / Л.М.Гончарова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 251с.: ил. – (Здравствуй, школа!).

  А.М. Якупов – Безопасность на улицах и дорогах

                                 

Интернет – ресурсы :

 Азбука безопасности (http://azbez.com)

                                                                                 

                                                                     11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОБЖ "Правила дорожного движения". Дорожные знаки.

Количество дорожно-транспортных происшествий и число пострадавших не уменьшается. В наше время каждый час на дорогах погибает очень много ребят. Травматизм на дорогах – основная причина гибели людей в...

Игра-соревнование в 1 классе по правилам дорожного движения «Дорожная азбука»

Цели: • повторении и закрепление знаний правил дорожного движения, правил              поведения в общественном транспорте; • трен...

Классный час в 1 классе "Правила дорожного движения . Дорожные знаки"

Знай и соблюдай правила дорожного движения!...

Программа воспитательной работы по правилам дорожного движения «Дорожная азбука» для учащихся 1- 4 классов

Программа «Дорожная азбука» разработана для реализации в начальных класса в рамках личностно-ориентированной модели образовательного учреждения и построена на принципах личностно-ориентирова...

Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД по теме: "Правила дорожного движения с использованием мобильного городка" (из опыта работы с младшими школьниками)

Ребёнку можно несколько раз объяснить, что переходить проезжую часть необходимо только на зелёный сигнал светофора, однако, если закрепить данную информацию с помощью настоящего, работающего светофора...

Конспект Классного часа по Правилам Дорожного Движения «Дорожная азбука» 1-4 класс

Цель для педагогов: познакомить с учебно – познавательной программой как активной формой работы по формированию у детей устойчивых знаний по ПДД.Цель для учащихся: способствовать развитию у школ...

Методическая разработка занятия с презентацией для учащихся начальных классов по теме "Правила дорожного движения. Дорожные ловушки"

Материал для педагога дополнительного образования и учителя начальных классов для проведения классных часов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизмаю Методическая разработка занятия ...