Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Этика: азбука добра"
рабочая программа (1 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра" для 1-4 классов, УМК "Начальная школа 21 века". В программу вошло календарно-тематическое планирование для 1, 2, 3, 4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika_azbuka_dobra.doc | 526.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснодарский край, г. Новороссийск
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 33
муниципального образования город Новороссийск
УТВЕРЖДЕНО | ||
решение педсовета протокол № 1 | ||
от _____ 20 __ года | ||
Председатель педсовета | ||
______________Ф.В.Шилькрут |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Тип программы: по конкретным видам внеурочной деятельности
Факультатив: «Этика: Азбука добра»
Срок реализации программы: 4 учебных года (2012-2016)
Возраст обучающихся: 6,5-11 лет (1-4 классы)
Составитель: учитель начальных классов
Дорошкевич Елена Анатольевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой ( Сборник программ внеурочной деятельности : 1- 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011. - 192 с. — (Начальная школа XXI века).
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель факультатива – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Общая характеристика факультатива.
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Этика: азбука добра».
Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие,
пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Место факультатива в учебном плане.
Факультатив «Этика: азбука добра» является компонентом учебного плана
внеурочной деятельности, рассчитан на 33 часа в каждом классе: с 1 по 4 классы, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов – 132 часа.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета .
Содержание программы факультатива раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса
к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс: Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
аудиторные | внеаудиторные | ||||
1 год обучения (1 класс) | |||||
1 | Школьный этикет
| 9 | 4 | 5 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). |
2 | Правила общения
| 8 | 3 | 5 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. |
3 | О трудолюбии
| 8 | 4 | 4 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. |
4 | Культура внешнего вида
| 4 | 2 | 2 | —воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; —оценивать внешний вид человека. |
5 | Внешкольный этикет
| 4 | 2 | 2 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. |
2 год обучения (2 класс) | |||||
1 | Школьный этикет
| 9 | 4 | 5 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). |
2 | Правила общения
| 8 | 3 | 5 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. |
3 | О трудолюбии
| 8 | 4 | 4 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. |
4 | Культура внешнего вида
| 4 | 2 | 2 | —воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; —оценивать внешний вид человека. |
5 | Внешкольный этикет
| 4 | 2 | 2 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. |
3 год обучения (3 класс) | |||||
1 | Школьный этикет
| 9 | 4 | 5 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). |
2 | Правила общения
| 8 | 3 | 5 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. |
3 | О трудолюбии
| 4 | 2 | 2 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. |
4 | Культура внешнего вида
| 4 | 2 | 2 | —воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; —оценивать внешний вид человека. |
5 | Внешкольный этикет
| 8 | 4 | 4 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. |
4 год обучения (4 класс) | |||||
1 | Школьный этикет
| 8 | 4 | 4 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). |
2 | Правила общения
| 8 | 3 | 5 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. |
3 | О трудолюбии
| 9 | 4 | 5 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. |
4 | Культура внешнего вида
| 4 | 2 | 2 | —воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; —оценивать внешний вид человека. |
5 | Внешкольный этикет
| 4 | 2 | 2 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. |
ИТОГО: | 132ч | 60ч | 72ч |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе) (35ч)
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) (32ч)
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их
оценивание.
О трудолюбии (29ч)
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда,
дежурства.
Культура внешнего вида (16ч)
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Внешкольный этикет (20ч)
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.
Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия.
Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др.
Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач. К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Учащиеся научатся:
- применять правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке, уметь оценивать своё поведение,
- применять основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности;
- правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках.
- слова вежливости,
- основные правила общения, правила работы в группе.
Учащиеся получат возможность научиться:
- применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости,
- применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;
- высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников,
- проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей,
- работать в паре и в группе,
- проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким,
- культурно выражать свои эмоции в совместной работе
- ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.
ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
Способы определения результативности: беседа и наблюдение, тест.
Формы подведения итогов реализации программы:
- тесты,
- викторины,
- выставки,
- фестивали,
- соревнования,
- конкурсы,
- защита проектов,
- опрос,
- наблюдение,
- диагностика:
- нравственной самооценки;
- этики поведения;
- отношения к жизненным ценностям;
- нравственной мотивации.
- анкетирование учащихся и родителей.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В процессе реализации программы предусмотрены следующие формы проведения:
- игровая;
- познавательная;
- краеведческая;
- сюжетно - ролевые игры;
- просмотр мультфильмов;
- посещение выставочных залов и музеев;
- походы в театр;
- конкурсы;
- посещение библиотек;
- праздники.
Воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Формы и методы организации занятий по данному курсу самые разнообразные. Один из методов для достижения поставленных целей – организация творческой работы учащихся, с использованием полученных знаний и умений.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. Библиотечный фонд | ||
Список литературы, рекомендуемый для детей | ||
1 | Чуковский К.И. Телефон. | П |
2 | Барто А.Л. В театре. | П |
3 | Волков А. М. Волшебник Изумрудного города/ Худож. М. Светланов. – Т.: Укитувчи. | П |
4 | Линдгрен А. Малыш и Карлсон: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 2004. | П |
5 | Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 2006. | П |
6 | Маршак С.Я. Вот какой рассеянный. | П |
7 | Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо. | П |
8 | Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 2004. | П |
9 | Некрасов А. С. Приключения капитана Врунгеля: Повесть. Рассказы: Для сред. шк. возраста/Худож. А. Момуналиев. – Ф.: Адабият, 1990.Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000. | П |
10 | Осеева В.А. Волшебное слово. | П |
11 | Русская народная сказка. Лиса и Журавль | П |
12 | Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000. | П |
13 | Титкова Т.В. Как принимать гостей. – Издательская группа АСТ., 2004.Ягодинский В.Н. Как себя вести (практический курс культурного поведения). Москва. 1991. | Д |
14 | Андреев Ф. В. Золотая книга этикета. Москва «Вече» 2004г. | Д |
15 | Чуковский К. И. Федорино горе. | П |
16 | Чуковский К.И. Мойдодыр. | П |
17 | Толстой Л.Н. Волк и собака. | П |
18 | Чуковский К.И. Краденое солнце. | П |
19 | Шалаева Г.П. Как себя вести? – Издательская группа АСТ., 2010. | П |
20 | Шалаева Г.П. Как вести себя в гостях. – Издательская группа АСТ., 2010. | Д |
21 | Шалаева Г.П. Как вести себя дома. – Издательская группа АСТ., 2010. | Д |
22 | Шалаева Г.П. Как вести себя в школе. – Издательская группа АСТ., 2010. | Д |
Список литературы, рекомендуемый для педагога | ||
23 | Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 1982г. | Д |
24 | Богусловская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1998. | Д |
25 | Буйлова Л.Н. “Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей”. М.: ЦРСДОД, 2000. | Д |
26 | Горбунова Н.А. Классные часы. Волгоград, «Учитель АСТ», 2004г. | Д |
27 | Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с. | Д |
28 | Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006. | Д |
29 | Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006 | Д |
30 | Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Совсем не обычный урок”. Практ. пос. для учителей. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2001. | Д |
31 | Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне - Уральское издательство, 1996. | Д |
32 | Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009 | Д |
33 | Малкова Ю. “Умный читатель”. Серия “Через игру к совершенству”. М.: “Лист”, 1999. | Д |
34 | Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Русский язык». | Д |
35 | Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с. | Д |
36 | Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”. | Д |
37 | Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат. | П |
38 | Симановский А.Э. “Развитие творческого мышления детей”. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Гринго,2006. | Д |
39 | Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва, «Школьная Пресса», 2002г. | Д |
40 | Сухомлинский В.А. Хрестоматика по этике. – М.: Педагогика, 1990. | Д |
41 | Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 1999. | Д |
42 | Энциклопедия этикета. – СПб.:Мим-Экспресс, 2006. | Д |
43 | Этикет от А до Я для взрослых и детей. М., Издательство “АСТ”, 1998. | Д |
44 | Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000. | Д |
2. Печатные пособия | ||
45 | Плакат «Правила этикета». | Д |
3. Технические средства обучения | ||
46 | Интерактивная доска. | Д |
47 | Видеомагнитофон. | Д |
48 | Телевизор. | Д |
49 | Персональный компьютер. | Д |
50 | Мультимедийный проектор. | Д |
51 | Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера со штативом. | Д |
4. Экранно-звуковые пособия | ||
52 | Музыкальные физминутки. | Д |
53 | Видеоролики телеканала «Бибигон» | Д |
5. Игры и игрушки | ||
54 | Развивающие программы. | П |
6. Оборудование класса | ||
55 | Ученические столы двухместные с комплектом стульев. | К |
56 | Стол учительский тумбой. | К |
57 | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. | К |
58 | Настенная доска. | К |
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы ( не менее одного экземпляра на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах ( один экземпляр на 5-6 человек)
Календарно-тематическое планирование
Первый год обучения (1 класс)
№ п/п | Тема урока | Всего, часов | Количество часов | Дата | Характеристика деятельности обучающихся | ||
аудитор-ные | внеауди-торные | план | факт | ||||
Школьный этикет | 9 | 4 | 5 | ||||
1 | Экскурсия по школе. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
2 | Правила поведения в школе. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
3 | Мы пришли на урок. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
4 | Зачем нужны перемены? | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
5 | Игры на перемене. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
6 | Мы – в школьной столовой. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
7 | Правила поведения в столовой. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
8 | Правила повеления на школьном дворе. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
9 | Урок – игра «Школьный этикет». | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
Правила общения | 8 | 3 | 5 | ||||
10 | Зачем нужны вежливые слова? | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
11 | Что такое доброжелательность? | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
12 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
13 | Мой учитель. | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
14 | Думай о других. | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
15 | Сочувствие, как его выразить? | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
16 | Моя семья. | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
17 | Урок - игра «Правила общения». | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
О трудолюбии | 8 | 4 | 4 | ||||
18 | Что помогает учиться лучше? | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
19 | «Ученье - свет, а неученье - тьма». | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
20 | Как мы трудимся: в школе и дома. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
21 | Мой труд каждый день дома. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
22 | Бережливость: каждой вещи своё место. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
23 | Береги свои школьные вещи. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
24 | Добрые дела. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
25 | Урок – игра «Труд в почёте любой! Мир профессий большой!» | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
Культура внешнего вида | 4 | 2 | 2 | ||||
26 | Основные правила Мойдодыра. | 1 | —воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; —оценивать внешний вид человека. | ||||
27 | Учимся не болеть. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
28 | Внешний вид и его культура. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
29 | Практическое занятие «Культура внешнего вида». | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
Внешкольный этикет | 4 | 2 | 2 | ||||
30 | Правила поведения на улице. | 1 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | ||||
31 | Правила поведения в транспорте. | 1 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | ||||
32 | «Спасибо» и «пожалуйста». | 1 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | ||||
33 | «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». | 1 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | ||||
ИТОГО | 33ч |
Календарно-тематическое планирование
Второй год обучения (2 класс)
№ п/п | Тема урока | Всего, часов | Количество часов | Дата | Характеристика деятельности обучающихся | |||
аудитор-ные | внеауди-торные | план | факт | |||||
Школьный этикет | 9 | 4 | 5 | |||||
1 | Вот школа - дом, где мы живем. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | |||||
2 | Дисциплина в школе и классе. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | |||||
3 | Организация своего рабочего места. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | |||||
4 | В библиотеке: люби книгу. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | |||||
5 | Книжкина больница. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | |||||
6 | Твоя школа (творческая работа). | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | |||||
7 | Твой класс (творческая работа). | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | |||||
8 | Соблюдение чистоты и порядка в школе и классе. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | |||||
9 | Игра «Школьный этикет». | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | |||||
Правила общения | 8 | 3 | 5 | |||||
10 | Внимательность к окружающим. | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | |||||
11 | Сопереживание, помощь друзьям. | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | |||||
12 | Дал слово - держи его. | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | |||||
13 | Диалоги со сверстниками. | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | |||||
14 | Доброжелательность в общении. | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | |||||
15 | Поступки твои и других (их оценка). | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | |||||
16 | Правдивость, честность. | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | |||||
17 | Викторина «Правила общения». | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | |||||
О трудолюбии | 8 | 4 | 4 | |||||
18 | Учусь всё делать сам. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | |||||
19 | Помогаю другим своим трудом дома и в школе. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | |||||
20 | Взаимопомощь в школе. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | |||||
21 | Взаимопомощь дома. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | |||||
22 | Береги результаты труда. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | |||||
23 | Поговорим о трудолюбии – игра ситуаций. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | |||||
24 | Делу - время, потехе – час. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | |||||
25 | Труд кормит, а лень портит. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | |||||
Культура внешнего вида | 4 | 2 | 2 | |||||
26 | Правила личной гигиены. | 1 | —воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; —оценивать внешний вид человека. | |||||
27 | Бережное отношение к своей одежде. | 1 | —воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; —оценивать внешний вид человека. | |||||
28 | Правила опрятности и их значение для здоровья. | 1 | —воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; —оценивать внешний вид человека. | |||||
29 | Викторина «Культура внешнего вида». | 1 | —воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; —оценивать внешний вид человека. | |||||
Внешкольный этикет | 4 | 2 | 2 | |||||
30 | Правила поведения в общественных местах. | 1 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | |||||
31 | Игра «Мы в магазине игрушек». | 1 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | |||||
32 | Бережное отношение к природе. | 1 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | |||||
33 | Мы дети твои, дорогая Земля (творческая работа). | 1 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | |||||
ИТОГО | 33ч |
Календарно-тематическое планирование
Третий год обучения (3 класс)
№ п/п | Тема урока | Всего, часов | Количество часов | Дата | Характеристика деятельности обучающихся | ||
аудитор-ные | внеауди-торные | план | факт | ||||
Школьный этикет | 9 | 4 | 5 | ||||
1 | Снова в школе. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
2 | Взаимопомощь - как её организовать. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
3 | Береги школьное имущество. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
4 | Я – личность. Мои роли. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
5 | Деловая игра. Какие роли мы выполняем в школе и дома. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
6 | Устав - основной закон школы. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
7 | В какие игры и как мы играем. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
8 | Правила поведения в школе. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
9 | Библиотека – хранительница знаний | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
Правила общения | 8 | 3 | 5 | ||||
10 | Время надо беречь. | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
11 | Секунда-это много или мало? | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
12 | Слово лечит, слово ранит. | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
13 | Я и мои друзья: справедливость, коллективизм. | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
14 | Умеем общаться. | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
15 | Каждый интересен. | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
16 | Общение с домочадцами. | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
17 | Игра без конфликта. | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
О трудолюбии | 4 | 2 | 2 | ||||
18 | Труд кормит, а лень портит. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
19 | Как организовать свой труд. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
20 | Бережное отношение к вещам, созданным трудом других людей. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
21 | Кем хочу быть, почему? | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
Культура внешнего вида | 4 | 2 | 2 | ||||
22 | Уход за своими вещами. | 1 | —воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; —оценивать внешний вид человека. | ||||
23 | Чистота – залог здоровья. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
24 | Одежда будничная и праздничная. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
25 | Экскурсия в краеведческий музей «Одежда казаков». | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
Внешкольный этикет | 8 | 4 | 4 | ||||
26 | Разговор по телефону. | 1 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | ||||
27 | Практическое занятие «Разговор по телефону». | 1 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | ||||
28 | Поведение в гостях. | 1 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | ||||
29 | Практическое занятие «Поведение в гостях». | 1 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | ||||
30 | Я пишу письмо. | 1 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | ||||
31 | «Я пишу письмо» (творческая работа). | 1 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | ||||
32 | Поведение на природе. | 1 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | ||||
33 | Викторина «Поведение на природе». | 1 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | ||||
ИТОГО | 33ч |
Календарно-тематическое планирование
Четвёртый год обучения (4 класс)
№ п/п | Тема урока | Всего, часов | Количество часов | Дата | Характеристика деятельности обучающихся | ||
аудитор-ные | внеауди-торные | план | факт | ||||
Школьный этикет | 8 | 4 | 4 | ||||
1 | Здравствуйте все! | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
2 | Школьные правила этикета. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
3 | Отношение к учителям, одноклассникам, окружающим | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
4 | Коллектив начинается с меня. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
5 | Забота о младших. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
6 | Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
7 | Что достойно гражданина. | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
8 | Круглый стол «Школьный этикет». | 1 | —воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; —оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене). | ||||
Правила общения | 8 | 3 | 5 | ||||
9 | Игра «Город вежливости». | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
10 | Душа – это наше творение. | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
11 | Вежливый ли я дома? | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
12 | Тепло родного дома. | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
13 | Отворите волшебные двери добра и доверия. | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
14 | Хорошие песни к добру ведут. | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
15 | Вглядись в себя, сравни с другими. | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
16 | Помоги понять себя. | 1 | —использовать в речи слова вежливости; —участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; —высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); —создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); —описывать сюжетную картинку (серию); —оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; —самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы. | ||||
О трудолюбии | 9 | 4 | 5 | ||||
17 | Культура физического и умственного труда. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
18 | Даже будни может труд сделать праздничными днями. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
19 | Труд – это не только физическая работа. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
20 | Золотые руки. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
21 | Мы славим труд. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
22 | Что нам стоит дом построить. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
23 | Герои труда. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
24 | Где нет труда, сады там не цветут. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
25 | В труде человек хорошеет. | 1 | —проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; —оценивать свои действия во время уроков, дежурств. | ||||
Культура внешнего вида | 4 | 2 | 2 | ||||
26 | Что такое культура внешнего вида? | 1 | —воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; —оценивать внешний вид человека. | ||||
27 | Если хочешь быть здоровым. | 1 | —воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; —оценивать внешний вид человека. | ||||
28 | Одежда и осанка. | 1 | —воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; —оценивать внешний вид человека. | ||||
29 | Вежливость и внешний вид. | 1 | —воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; —оценивать внешний вид человека. | ||||
Внешкольный этикет | 4 | 2 | 2 | ||||
30 | Готовимся к празднику | 1 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | ||||
31 | Практическое занятие «Готовимся к празднику». | 1 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | ||||
32 | Осваиваем правило «так нельзя». | 1 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | ||||
33 | Правила поведения в общественных местах. | 1 | —использовать доброжелательный тон в общении; —оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах. | ||||
ИТОГО | 33ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию "Азбука нравственности"
Актуальность программы в том, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности чело...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Этика: азбука добра»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с положением о рабочей программе внеурочной ...
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Азбука добра"
Результаты освоения курса по духовно-нравственному направлению "Азбука-добра"...
Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному развитию учащихся «Азбука православия» 1 класс
Разработана с учётом культурно-исторических особенностей ХМАО, запросов семьи и стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах для детей русской православной церкви на т...
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"
Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Азбука нравственности» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной осно...