Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Этика: азбука добра»
рабочая программа на тему
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с положением о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 6 и на основе примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы_____________ Ю.П. Анохин
«____» сентября 2012
«____» января 2013
СОГЛАСОВАНО
Зам. дир. по УВР_____________ Е.П.Кучеренко
«____» сентября 2012
«____» января 2013
ПРОВЕРЕНО
Рук. МО_____________ Э.А. Бушкова
«____» сентября 2012
«____» января 2013
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
на 2012-2013 учебный год
Название курса «Этика: азбука добра»
Класс 1-а,1 -г
Учитель (ФИО, категория) Осадчук Т.М., II кв. категория
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» составлена в соответствии с положением о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ СОШ № 6 и на основе примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.); под ред. В.А. Горского.- М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
Одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость окружающим, культура поведения.
Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что оставляет внутреннюю культуру человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают из норм морали. Это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности и точности. Другие правила связаны с гигиеной быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко вытекают из сложившихся традиций и обычаев. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице, в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки.
Необходимость преодолеть все недостатки ставит перед школой задачу: дать детям знания и навыки культурного поведения в определённой системе. А чтобы работа была систематической, её надо проводить как на уроках, так и во внеурочное время.
Цель программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания, освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Основные задачи программы:
1) способствовать формированию навыков поведения в обществе;
2) способствовать воспитанию чувств коллективизма;
3) способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и
вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;
4) способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Особенности организации занятий.
- беседа;
- игровой практикум;
- ситуативная беседа-рассуждение;
- ситуативная беседа-игра;
- беседа-размышление;
- ситуативная игровая программа.
Участники образовательной программы: учащиеся 1 а, 1 г.
Сроки реализации образовательной программы: один учебный год.
Программа рассчитана на 32 часа в каждом классе. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Ценностные ориентиры программы: содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)
Планируемые результаты:
ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД
- Ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
- Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
- С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
- Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика. Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»)
Ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить
- группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
1.Ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
2. Ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
3.Ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
4. Ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Форма подведения итогов реализации программы: конкурсно - игровая программа
Содержание программы:
- Школьный этикет (4 ч)
- Правила общения (10 ч)
- О трудолюбии (3 ч)
- О дружбе (5 ч)
- Правила гигиены здоровья (4 ч)
- Внешкольный этикет (6 ч)
Итого: 32 часа
Содержание обучения
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
- Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в
школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации.
Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на
перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и
вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к
родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое
знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без
конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их
оценивание.
Универсальные учебные действия
Использовать в речи слова вежливости.
Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,
анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
Высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений). Создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность
школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).
Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная
ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда,
дежурства.
Универсальные учебные действия
Проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
Оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих,
собственного хорошего самочувствия.
- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
Оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.
Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице,
в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за
причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться
первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы»,
говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
- Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре
и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия
Использовать доброжелательный тон в общении.
Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Тематическое планирование занятий в 1- а классе
№ п/п | Кол – во часов | Тема | Дата планируемая | Дата фактическая | |
Школьный этикет 4 ч | |||||
1 | 1 | Знакомство с «Маркизом Этикетом» | 13.09. | ||
2 | 2 | Правила поведения в школе | 20.09. | ||
3 | 3 | Перемена с увлечением | 27.09. | ||
4 | 4 | Как правильно вести себя за обеденным столом | 04.10. | ||
Правила общения 10 ч | |||||
5 | 1 | Добрый день. Здравствуйте. | 11.10. | ||
6 | 2 | Долг воспитанных ребят – режим школьный выполнять. | 18.10. | ||
7 | 3 | Поговорим о доброте | 25.10. | ||
8 | 4 | Есть обычай у ребят – гигиену соблюдать. | 08.11. | ||
9 | 5 | Этикет мы, познавая, дружно, весело играем! | 15.11. | ||
10 | 6 | Будьте здоровы! | 22.11. | ||
11 | 7 | По стране вежливых слов | 29.11. | ||
12 | 8 | Правильно ли мы говорим? | 06.12. | ||
13 | 9 | Чтоб здоровым вечно быть, нужно спорт нам полюбить. | 13.12. | ||
14 | 10 | Спеши творить добро людям | 20.12. | ||
О трудолюбии 3 ч | |||||
15 | 1 | К вам пришли гости | 27.12. | ||
16 | 2 | Эстетические хитрости застолья | 10.01. | ||
17 | 3 | Телефонный этикет | 17.01. | ||
О дружбе 5 ч | |||||
18 | 1 | Поприветствуем друг друга | 24.01. | ||
19 | 2 | Как вести себя в общественных местах | 31.01. | ||
20 | 3 | Гостеприимный хозяин | 07.02. | ||
21 | 4 | Без друга в жизни туго | 21.02. | ||
22 | 5 | Можно и не ссориться | 28.02. | ||
Правила гигиены здоровья 4 ч | |||||
23 | 1 | Порадовать близких – как это просто! | 07.03. | ||
24 | 2 | Твой труд дома | 14.03. | ||
25 | 3 | Учись учиться | 21.03. | ||
26 | 4 | Каждой вещи – своё место | 04.04. | ||
Внешкольный этикет 6 ч | |||||
27 | 1 | Правила поведения на улице | 11.04. | ||
28 | 2 | Правила поведения на дороге жизни | 18.04. | ||
29 | 3 | Мой путь от дома до школы | 25.04. | ||
30 | 4 | Час весёлого настроения | 02.05. | ||
31 | 5 | Правила безопасности при общении с животными | 16.05. | ||
32 | 6 | Чудо земли - хлеб | 23.05. |
Тематическое планирование занятий в 1- г классе
№ п/п | Кол – во часов | Тема | Дата планируемая | Дата фактическая |
Школьный этикет 4 ч | ||||
1 | 1 | Знакомство с «Маркизом Этикетом» | 12.09. | |
2 | 2 | Правила поведения в школе | 19.09. | |
3 | 3 | Перемена с увлечением | 26.09. | |
4 | 4 | Как правильно вести себя за обеденным столом | 03.10. | |
Правила общения 10 ч | ||||
5 | 1 | Добрый день. Здравствуйте. | 10.10. | |
6 | 2 | Долг воспитанных ребят – режим школьный выполнять. | 17.10. | |
7 | 3 | Поговорим о доброте | 24.10. | |
8 | 4 | Есть обычай у ребят – гигиену соблюдать. | 07.11. | |
9 | 5 | Этикет мы, познавая, дружно, весело играем! | 14.11. | |
10 | 6 | Будьте здоровы! | 21.11. | |
11 | 7 | По стране вежливых слов | 28.11. | |
12 | 8 | Правильно ли мы говорим? | 05.12. | |
13 | 9 | Чтоб здоровым вечно быть, нужно спорт нам полюбить. | 12.12. | |
14 | 10 | Спеши творить добро людям | 19.12. | |
О трудолюбии 3 ч | ||||
15 | 1 | К вам пришли гости | 26.12. | |
16 | 2 | Эстетические хитрости застолья | 16.01. | |
17 | 3 | Телефонный этикет | 23.01. | |
О дружбе 5 ч | ||||
18 | 1 | Поприветствуем друг друга | 30.01. | |
19 | 2 | Как вести себя в общественных местах | 06.02. | |
20 | 3 | Гостеприимный хозяин | 20.02. | |
21 | 4 | Без друга в жизни туго | 27.02. | |
22 | 5 | Можно и не ссориться | 06.03. | |
Правила гигиены здоровья 4 ч | ||||
23 | 1 | Порадовать близких – как это просто! | 13.03. | |
24 | 2 | Твой труд дома | 20.03. | |
25 | 3 | Учись учиться | 03.04. | |
26 | 4 | Каждой вещи – своё место | 10.04. | |
Внешкольный этикет 6 ч | ||||
27 | 1 | Правила поведения на улице | 17.04. | |
28 | 2 | Правила поведения на дороге жизни | 24.04. | |
29 | 3 | Мой путь от дома до школы | 01.05. | |
30 | 4 | Час весёлого настроения | 08.05. | |
31 | 5 | Правила безопасности при общении с животными | 15.05. | |
32 | 6 | Чудо земли - хлеб | 22.05. |
Необходимое оборудование: памятки для каждого ученика, художественные рисунки и иллюстрации, плакаты, художественная литература, настольные игры, предметы, необходимые для конкурсов.
Литература
- Т.Н.Максимова «Классные часы 1 класс» (серия «Учебный год»), Москва «Вако», 2011
- Н.Ф.Дик «Начальная школа: премудрости маркиза Этикета, или уроки вежливости на каждый день» (ООО «Феникс») Ростов, 2008
- Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр») Москва,2010
- М.А. Козлова «Классные часы: внеклассная работа: 1 – 4классы», издательство «Экзамен», (серия « Учебно- методический комплект»), Москва, 2012
- О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы», Москва «Вако», 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Этика - азбука добра"
Необходимость нравственного образования в школе начиная с начальных классов основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам...
Рабочая программа внеурочной деятельности физкультурно - оздоровительной направленности "Азбука здоровья"
Программа рассчитана на 4 года. Цель программы: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе. сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука общения»
Программа «Школа общения» реализует нравственное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах. Главное назначение данного курса формировани...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно – нравственное направление «Дорогою добра» 4 года (срок реализации программы) 7-10 лет (возраст обучающихся)
Возрождение России связано, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Духовно-нравственное ...
Рабочая программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Азбука пешеходных наук» 1, 2 классы.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного ...
Программа внеурочной деятельности для 3 класса " Этика-азбука добра"
Программа внеурочной деятельности для 3 класса " Этика-азбука добра"...
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Азбука общения»
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно у...