Школа развития речи
рабочая программа (3 класс)
Программа курса «Школа развития речи», 3 класс
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_shkola_razvitiya_rechi.docx | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса «Школа развития речи», 3 класс
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.
Тематический план.
Содержание тематического блока | Всего часов | Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся |
Слово (17 часов) | ||
Многозначные слова. | 1 | Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов. Дать объяснение устаревшим словам. |
Омонимы, омоформы омофоны. | 1 | |
Фразеологизмы. | 1 | |
Сравнения. | 1 | |
Олицетворение. | 1 | |
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | 1 | |
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 1 | |
Откуда приходят слова. | 1 | |
Этимология. | 1 | |
Как тебя зовут? | 2 | |
Наши фамилии. | 2 | |
Топонимы. | 1 | |
Устаревшие слова. | 1 | |
Сочинение по картине В.М. Васницова «Богатыри». | 1 | |
Проверочная работа. | 1 | |
Текст (10 часов) | ||
Типы текстов. | 1 | Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением. |
Темы текстов. Опорные слова. | 1 | |
Связь предложений в тексте. | 1 | |
Цепная связь предложений в тексте. | 2 | |
Параллельная связь предложений в тексте. | 1 | |
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | 1 | |
Единый временной план текста. | 3 | |
Стили речи (7 часов) | ||
Стили речи. | 2 | Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями. |
Культура общения. | 1 | |
Научный стиль. | 1 | |
Словари. | 1 | |
Проверь себя. | 2 |
Календарно-тематическое планирование
Условные обозначения:
К – занятие контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ –рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений,
Б-беседа, В-взаимоконтроль, И-итоговый контроль, Р-рубежный контроль, С-самоконтроль.
№ | Дата | Тема занятия | Тип занятия | Элементы содержания | Вид контроля | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | 04.09 | Вводный урок. Многозначные слова. | ОНЗ | Знакомство с многозначными словами. | С, В | Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов. |
2 | 11.09 | Омонимы, омоформы, омофоны. | ОНЗ | Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами. | С, В | Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов. |
3 | 18.09 | Фразеологизмы. | ОНЗ | Познакомить с понятием «фразеологизмы». | С, В | Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. |
4 | 25.09 | Сравнения. | ОНЗ | Познакомить с понятием «сравнение». | С, В | Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи. |
5 | 02.10 | Олицетворение. | ОНЗ | Познакомить с понятием «олицетворение». | С, В | Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи. |
6 | 09.10 | Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | ОНЗ | Познакомить с эпитетами, их назначением. | С, В | Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи. |
7 | 16.10 | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | ОНЗ | Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой. | С, В | Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи. |
8 | 23.10 | Откуда приходят слова. | ОНЗ | Познакомить с заимствованными словами. | С, В | Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя. |
9 | 30.10 | Этимология. | ОНЗ | Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке. | С, В | Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов. |
10 | 13.10 | Как тебя зовут? | ОНЗ | Познакомить с происхождением и значением имен. | С, В | Уметь объяснять происхождение имен. |
11 | 20.10 | Как тебя зовут? | ОНЗ | Познакомить с происхождением отчеств. | С, В | Уметь объяснять происхождение отчеств. |
12 | 27.10 | Наши фамилии. | ОНЗ | Познакомить с происхождением фамилий. | С, В | Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии. |
13 | 04.12 | Наши фамилии. | ОНЗ | Познакомить с происхождением фамилий. | С, В | Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии. |
14 | 11.12 | Топонимы. | ОНЗ | Знакомить с топонимами. | С, В | Уметь объяснять топонимы. |
15 | 18.12 | Устаревшие слова. | ОНЗ | Исследовать устаревшие слова. | С, В | Уметь находить и объяснять значение устаревших слов. |
16 | 25.12 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | К | Знакомить с написанием сочинения – описание картины. | Р | Уметь употреблять фразеологические обороты. |
17 | Проверочная работа. | К | И | |||
18 | Типы текстов. | ОНЗ | Знакомим с разными типами текстов и их признаками. | С, В | Уметь различать типы текстов. | |
19 | Темы текстов. Опорные слова. | ОНЗ | Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов. | С, В | Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст. | |
20 | Связь предложений в тексте. | РФ | Обсуждение признаков текста. | С, В | Уметь из предложений составлять текст. | |
21 | Цепная связь предложений в тексте. | ОНЗ | Обсудить способы цепной связи предложений в тексте. | С, В | Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте. | |
22 | Цепная связь предложений в тексте. | РФ | Обсудить понятие цепной связи предложений в тексте. | С, В | Уметь составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью. | |
23 | Параллельная связь предложений в тексте. | ОНЗ | Обсудить параллельную связь предложений в тексте. | С, В | Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью. | |
24 | Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | К | Р | Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте. | ||
25 | Единый временной план текста. | ОНЗ | Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений. | С, В | Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время. | |
26 | Единый временной план текста. | ОНЗ | Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах. | С, В | Уметь объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму. | |
27 | Единый временной план текста. | РФ | Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов. | С, В | Уметь редактировать повествовательные тексты. | |
28 | Стили речи. | ОНЗ | Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи. | С, В | Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном. | |
29 | Стили речи. | ОНЗ | Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог». | С, В | Уметь находить текст в разговорном стиле. | |
30 | Культура общения. | ОНЗ | Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии. | С, В | Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии. | |
31 | Научный стиль. | ОНЗ | Обсудить признаки научного стиля. | С, В | Уметь различать научный текст от других текстов. | |
32 | Словари. | ОНС | Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники). | С, В | Уметь работать со словарями. | |
33 | Проверь себя. | К | И | |||
34 | Проверь себя. | К | И |
Литература:
- Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963
- Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
- Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
- Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
- Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
- Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
- Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
- Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
- Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
- Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.
- Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
- Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
- Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: Просвещение,1979
- Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993
- Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
- Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: Просвещение, 1992
- Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
- Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968
- Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982
- Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980
- Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985
- Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977
- Соколова Т.Н. Речь. – М.: Просвещение, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа подготовки детей 6-7 лет к школе. Развитие речи дошкольников.
В основу программы заложены базисные принципы, разработанные Н.А. Федосовой. Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, благодаря чему создается прочная основа для успешного изучения р...
Программа курса "Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"
ПРОГРАММА КУРСА «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала»....
Рабочая программа по предмету "Школа развития речи" 2класс
Внеурочная деятельность...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи". Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова.
Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса «Речь. Школа ...
4 класс. РП по литературному чтению к УМК "Школа России" с модулем "Школа развития речи"
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4класса...
1 класс. РП по литературному чтению к УМК "Школа России" с модулем "Школа развития речи"
Рабочая программа 2020-2021...