Школа развития речи
рабочая программа (3 класс)

Котова Лидия Артёмовна

Программа курса «Школа развития речи», 3 класс

              Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_shkola_razvitiya_rechi.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса «Школа развития речи», 3 класс

              Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и  топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание  предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

знать:

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи;

- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.

Тематический план.

Содержание тематического блока

Всего часов

Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Слово (17 часов)

Многозначные слова.

1

Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов.

Дать объяснение устаревшим словам.

Омонимы, омоформы омофоны.

1

Фразеологизмы.

1

Сравнения.

1

Олицетворение.

1

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

1

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

1

Откуда приходят слова.

1

Этимология.

1

Как тебя зовут?

2

Наши фамилии.

2

Топонимы.

1

Устаревшие слова.

1

Сочинение по картине В.М. Васницова «Богатыри».

1

Проверочная работа.

1

Текст (10 часов)

Типы текстов.

1

Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением.

Темы текстов. Опорные слова.

1

Связь предложений в тексте.

1

Цепная связь предложений в тексте.

2

Параллельная связь предложений в тексте.

1

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

1

Единый временной план текста.

3

Стили речи (7 часов)

Стили речи.

2

Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями.

Культура общения.

1

Научный стиль.

1

Словари.

1

Проверь себя.

2

Календарно-тематическое планирование

Условные обозначения:

К – занятие  контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ –рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений,

Б-беседа, В-взаимоконтроль, И-итоговый контроль, Р-рубежный контроль, С-самоконтроль.

Дата

Тема занятия

Тип занятия

Элементы содержания

Вид контроля

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

2

3

4

5

6

1

04.09

Вводный урок. Многозначные слова.

ОНЗ

Знакомство с многозначными словами.

С, В

Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов.

2

11.09

Омонимы, омоформы, омофоны.

ОНЗ

Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами.

С, В

Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов.

3

18.09

Фразеологизмы.

ОНЗ

Познакомить с понятием «фразеологизмы».

С, В

Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.

4

25.09

Сравнения.

ОНЗ

Познакомить  с понятием «сравнение».

С, В

Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи.

5

02.10

Олицетворение.

ОНЗ

Познакомить с понятием «олицетворение».

С, В

Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи.

6

09.10

Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты.

ОНЗ

Познакомить с эпитетами, их назначением.

С, В

Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи.

7

16.10

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

ОНЗ

Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой.

С, В

Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи.

8

23.10

Откуда приходят слова.

ОНЗ

Познакомить с заимствованными словами.

С, В

Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя.

9

30.10

Этимология.

ОНЗ

Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке.

С, В

Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов.

10

13.10

Как тебя зовут?

ОНЗ

Познакомить с происхождением и значением имен.

С, В

Уметь объяснять происхождение имен.

11

20.10

Как тебя зовут?

ОНЗ

Познакомить с происхождением отчеств.

С, В

Уметь объяснять происхождение отчеств.

12

27.10

Наши фамилии.

ОНЗ

Познакомить с происхождением фамилий.

С, В

Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии.

13

04.12

Наши фамилии.

ОНЗ

Познакомить с происхождением фамилий.

С, В

Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии.

14

11.12

Топонимы.

ОНЗ

Знакомить с топонимами.

С, В

Уметь объяснять топонимы.

15

18.12

Устаревшие слова.

ОНЗ

Исследовать устаревшие слова.

С, В

Уметь находить и объяснять значение устаревших слов.

16

25.12

Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

К

Знакомить с написанием сочинения – описание картины.

Р

Уметь употреблять фразеологические обороты.

17

Проверочная работа.

К

И

18

Типы текстов.

ОНЗ

Знакомим с разными типами текстов и их признаками.

С, В

Уметь различать типы текстов.

19

Темы текстов. Опорные слова.

ОНЗ

Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов.

С, В

Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст.

20

Связь предложений в тексте.

РФ

Обсуждение признаков текста.

С, В

Уметь из предложений составлять текст.

21

Цепная связь предложений в тексте.

ОНЗ

Обсудить способы цепной связи предложений в тексте.

С, В

Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте.

22

Цепная связь предложений в тексте.

РФ

Обсудить понятие цепной связи предложений в тексте.

С, В

Уметь составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью.

23

Параллельная связь предложений в тексте.

ОНЗ

Обсудить параллельную связь предложений в тексте.

С, В

Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью.

24

Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание».

К

Р

Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте.

25

Единый временной план текста.

ОНЗ

Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений.

С, В

Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время.

26

Единый временной план текста.

ОНЗ

Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах.

С, В

Уметь объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму.

27

Единый временной план текста.

РФ

Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов.

С, В

Уметь редактировать повествовательные тексты.

28

Стили речи.

ОНЗ

Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи.

С, В

Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном.

29

Стили речи.

ОНЗ

Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог».

С, В

Уметь находить текст в разговорном стиле.

30

Культура общения.

ОНЗ

Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии.

С, В

Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии.

31

Научный стиль.

ОНЗ

Обсудить признаки научного стиля.

С, В

Уметь различать научный текст от других текстов.

32

Словари.

ОНС

Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники).

С, В

Уметь работать со словарями.

33

Проверь себя.

К

И

34

Проверь себя.

К

И

Литература:

  1. Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963
  2. Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
  3. Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
  4. Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
  5. Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
  6. Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
  7. Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
  8. Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
  9. Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
  10. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
  11. Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.
  12. Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
  13. Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
  14. Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: Просвещение,1979
  15. Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993
  16. Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
  17. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: Просвещение, 1992
  18. Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
  19. Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968
  20. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982
  21. Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980
  22. Подгаецкая И.М. Воспитание  у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985
  23. Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977
  24. Соколова Т.Н. Речь. – М.: Просвещение, 2013

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа подготовки детей 6-7 лет к школе. Развитие речи дошкольников.

В основу программы заложены базисные принципы, разработанные Н.А. Федосовой. Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, благодаря чему создается прочная основа для успешного изучения р...

Программа курса "Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"

ПРОГРАММА КУРСА «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала»....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи". Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова.

Программа курса  «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса «Речь. Школа ...

4 класс. РП по литературному чтению к УМК "Школа России" с модулем "Школа развития речи"

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4класса...