Школа развития речи
рабочая программа (3 класс)
Программа курса «Школа развития речи», 3 класс
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса «Школа развития речи», 3 класс
Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.
Слово
Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.
Предложение и словосочетание
Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.
Текст
Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.
Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.
Культура общения
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.
знать:
- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
- стили речи: разговорный и книжный;
уметь:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- распознавать стили речи;
- выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.
Тематический план.
Содержание тематического блока | Всего часов | Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся |
Слово (17 часов) | ||
Многозначные слова. | 1 | Изобразительно-выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Уметь определять значения и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Определить происхождение некоторых антропонимов и топонимов. Дать объяснение устаревшим словам. |
Омонимы, омоформы омофоны. | 1 | |
Фразеологизмы. | 1 | |
Сравнения. | 1 | |
Олицетворение. | 1 | |
Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | 1 | |
Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | 1 | |
Откуда приходят слова. | 1 | |
Этимология. | 1 | |
Как тебя зовут? | 2 | |
Наши фамилии. | 2 | |
Топонимы. | 1 | |
Устаревшие слова. | 1 | |
Сочинение по картине В.М. Васницова «Богатыри». | 1 | |
Проверочная работа. | 1 | |
Текст (10 часов) | ||
Типы текстов. | 1 | Определить типы текстов. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Уметь составлять повествование с элементами описания. Различать средства связи в тексте с параллельным построением. |
Темы текстов. Опорные слова. | 1 | |
Связь предложений в тексте. | 1 | |
Цепная связь предложений в тексте. | 2 | |
Параллельная связь предложений в тексте. | 1 | |
Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | 1 | |
Единый временной план текста. | 3 | |
Стили речи (7 часов) | ||
Стили речи. | 2 | Определять стили речи. Давать общее понятие о культуре речи. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Умение пользоваться словарями. |
Культура общения. | 1 | |
Научный стиль. | 1 | |
Словари. | 1 | |
Проверь себя. | 2 |
Календарно-тематическое планирование
Условные обозначения:
К – занятие контроля, ОНЗ – занятие «открытия» нового знания, РФ –рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений,
Б-беседа, В-взаимоконтроль, И-итоговый контроль, Р-рубежный контроль, С-самоконтроль.
№ | Дата | Тема занятия | Тип занятия | Элементы содержания | Вид контроля | Требования к уровню подготовки обучающихся |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
1 | 04.09 | Вводный урок. Многозначные слова. | ОНЗ | Знакомство с многозначными словами. | С, В | Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов. |
2 | 11.09 | Омонимы, омоформы, омофоны. | ОНЗ | Познакомить с омонимами, омоформами, омофонами. | С, В | Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов. |
3 | 18.09 | Фразеологизмы. | ОНЗ | Познакомить с понятием «фразеологизмы». | С, В | Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи. |
4 | 25.09 | Сравнения. | ОНЗ | Познакомить с понятием «сравнение». | С, В | Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи. |
5 | 02.10 | Олицетворение. | ОНЗ | Познакомить с понятием «олицетворение». | С, В | Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи. |
6 | 09.10 | Изобразительно-выразительные средства языка. Эпитеты. | ОНЗ | Познакомить с эпитетами, их назначением. | С, В | Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи. |
7 | 16.10 | Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. | ОНЗ | Познакомить с эмоционально окрашенной лексикой. | С, В | Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи. |
8 | 23.10 | Откуда приходят слова. | ОНЗ | Познакомить с заимствованными словами. | С, В | Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя. |
9 | 30.10 | Этимология. | ОНЗ | Познакомить с разделом языка – этимология. Обсуждение о происхождении и понятии слов в языке. | С, В | Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов. |
10 | 13.10 | Как тебя зовут? | ОНЗ | Познакомить с происхождением и значением имен. | С, В | Уметь объяснять происхождение имен. |
11 | 20.10 | Как тебя зовут? | ОНЗ | Познакомить с происхождением отчеств. | С, В | Уметь объяснять происхождение отчеств. |
12 | 27.10 | Наши фамилии. | ОНЗ | Познакомить с происхождением фамилий. | С, В | Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии. |
13 | 04.12 | Наши фамилии. | ОНЗ | Познакомить с происхождением фамилий. | С, В | Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии. |
14 | 11.12 | Топонимы. | ОНЗ | Знакомить с топонимами. | С, В | Уметь объяснять топонимы. |
15 | 18.12 | Устаревшие слова. | ОНЗ | Исследовать устаревшие слова. | С, В | Уметь находить и объяснять значение устаревших слов. |
16 | 25.12 | Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри». | К | Знакомить с написанием сочинения – описание картины. | Р | Уметь употреблять фразеологические обороты. |
17 | Проверочная работа. | К | И | |||
18 | Типы текстов. | ОНЗ | Знакомим с разными типами текстов и их признаками. | С, В | Уметь различать типы текстов. | |
19 | Темы текстов. Опорные слова. | ОНЗ | Знакомить с признаками текста, совершенствовать навыки определения опорных слов. | С, В | Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст. | |
20 | Связь предложений в тексте. | РФ | Обсуждение признаков текста. | С, В | Уметь из предложений составлять текст. | |
21 | Цепная связь предложений в тексте. | ОНЗ | Обсудить способы цепной связи предложений в тексте. | С, В | Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте. | |
22 | Цепная связь предложений в тексте. | РФ | Обсудить понятие цепной связи предложений в тексте. | С, В | Уметь составлять из предложений текст, в котором предложения соединяются цепной связью. | |
23 | Параллельная связь предложений в тексте. | ОНЗ | Обсудить параллельную связь предложений в тексте. | С, В | Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью. | |
24 | Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание». | К | Р | Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте. | ||
25 | Единый временной план текста. | ОНЗ | Исследовать единый временной план в текстах с цепной и параллельной связью предложений. | С, В | Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время. | |
26 | Единый временной план текста. | ОНЗ | Знакомство с понятием о временной соотнесённости глаголов в повествовательных текстах. | С, В | Уметь объяснять фразеологизмы; уметь ставить в тексте в нужную форму. | |
27 | Единый временной план текста. | РФ | Обсуждение с временной соотнесённостью глаголов. | С, В | Уметь редактировать повествовательные тексты. | |
28 | Стили речи. | ОНЗ | Знакомство с понятием «стиль речи» и с разновидностями стилей речи. | С, В | Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном. | |
29 | Стили речи. | ОНЗ | Исследовать разговорный стиль речи; дать понятия «Монолог» и «Диалог». | С, В | Уметь находить текст в разговорном стиле. | |
30 | Культура общения. | ОНЗ | Исследовать правила речевого этикета во время спора, дискуссии. | С, В | Уметь соблюдать речевой этикет в споре, дискуссии. | |
31 | Научный стиль. | ОНЗ | Обсудить признаки научного стиля. | С, В | Уметь различать научный текст от других текстов. | |
32 | Словари. | ОНС | Исследовать разные виды словарей (толковые, или объяснительные словари; словари – справочники). | С, В | Уметь работать со словарями. | |
33 | Проверь себя. | К | И | |||
34 | Проверь себя. | К | И |
Литература:
- Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963
- Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
- Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
- Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
- Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
- Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
- Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
- Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
- Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
- Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.
- Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
- Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
- Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: Просвещение,1979
- Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993
- Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
- Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: Просвещение, 1992
- Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
- Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968
- Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982
- Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение, 1980
- Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985
- Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977
- Соколова Т.Н. Речь. – М.: Просвещение, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа подготовки детей 6-7 лет к школе. Развитие речи дошкольников.
В основу программы заложены базисные принципы, разработанные Н.А. Федосовой. Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, благодаря чему создается прочная основа для успешного изучения р...

Программа курса "Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"
ПРОГРАММА КУРСА «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала»....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи". Автор комплекта учебно-методических пособий курса «Речь» Т.Н.Соколова.
Программа курса «Речь. Техника и выразительность речи» изучается в течение всего обучения с 1-4 класс по 1 ч. в неделю.Требования к уровню подготовки обучающихся. К окончанию курса «Речь. Школа ...

4 класс. РП по литературному чтению к УМК "Школа России" с модулем "Школа развития речи"
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4класса...

1 класс. РП по литературному чтению к УМК "Школа России" с модулем "Школа развития речи"
Рабочая программа 2020-2021...