Программа подготовки детей 6-7 лет к школе. Развитие речи дошкольников.
рабочая программа (русский язык) по теме
В основу программы заложены базисные принципы, разработанные Н.А. Федосовой. Содержание программы направлено на общее развитие ребенка, благодаря чему создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_podgotovki_detey_6_russkiy.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель программы – всестороннее развитие личности ребенка, формирование его умственных способностей и творческой активности, развитие его кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- развитие умения говорения и слушания;
- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
- развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
- развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
- развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
- развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно;
- расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
При подготовке к обучению родному языку дети знакомятся с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями. Учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывать прочитанное, выразительно читать выученные наизусть стихотворения. Составляют по иллюстрациям сказки, рассказы.
В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание дошкольников, развивается их эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни.
Дети овладевают диалогической и монологической речью. Учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое слово.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, предваряющие ориентировочные действия.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. К таким играм можно отнести: «Подскажи словечко», «Угадай слово», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Расскажи об игрушке» и др.
Предваряющие ориентировочные действия помогают сформировать тонкую моторику, развивают координацию движений, готовят детей к восприятию форм букв. Предваряющие ориентировочные действия – обведение контура предмета, общих элементов в предметах, штриховка предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, пальчиковая гимнастика и др.
Развитие и совершенствование речи связанно с ужесточением и обогащением словаря детей; формированием грамматического строя речи; пересказом по иллюстрациям и составлением рассказа по картинке.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно высказываться на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
Содержание программы.
Развитие и совершенствование устной речи.
Расширение запаса слов, называющих предметы, действия, признаки.
Совершенствование умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов.
Формирование умения правильно употреблять слова по смыслу в соответствующем контексте.
Формирование правильного понимания переносного значения слов.
Обучение умению замечать и исправлять свои речевые ошибки.
Сравнение предметов, выделение и правильное называние их существенных признаков; обогащение словаря точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер).
Правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, и их активное использование в речи.
Развитие диалогической и монологической речи.
Обучение содержательной, логичной и последовательной передачи текста на основе иллюстраций.
Развитие у детей внимания и интереса к слову, его эмоциональной окраске в процессе чтения сказок, стихотворений.
Разучивание загадок, скороговорок; пересказ сказки с опорой на иллюстрации.
Развитие умения связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; устно описывать окружающий мир (цветы, звери, птицы, овощи, фрукты, небо, солнце и др.) по плану.
Развитие эмоционального восприятия речи взрослых и детей.
Умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения.
Рассказ по картине: описание изображенного на картине.
Развитие интереса детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрение в создании рассказов, сказок, стихотворений.
Подготовка к обучению чтению.
Обучение правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка.
Совершенствование звуковой культуры речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Совершенствование фонетического слуха: умение называть слова с этим звуком в предложении; определять место звука в слове.
Укрепление и развитие артикуляционного аппарата ребенка: обучение четкому произношению слов и фраз.
Выделение звуков в начале, конце и середине слова.
Подготовка к обучению письму.
Подготовка пишущей руки к письму в процессе обведения по контуру узоров и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомство с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша при работе в тетради; обучение работе в ограниченном пространстве (на рабочей строке), перемещение пишущей руки снизу вдоль строки, слева направо; знакомство с контуром предмета и его особенностями.
Планируемые результаты.
Дети должны уметь:
правильно произносить все звуки;
отчетливо и ясно произносить слова;
находить слова с определенным звуком;
определять место звука в слове;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;
пересказывать по опорным иллюстрациям небольшие по содержанию сказки, рассказы;
соблюдать элементарные гигиенические правила;
ориентироваться на странице в тетради.
Тематический план занятий.
Занятие 1.
Знакомство со школой и друг с другом. Выявление и систематизация знаний, умений и навыков, которыми обладают дети. Загадки на тему «Школа». Пальчиковая гимнастика.
Занятие 2.
Путешествие в мир игрушек. Отгадывание загадок. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка». Заучивание наизусть стихов А. Барто. Пальчиковая гимнастика.
Занятие 3.
В детском саду. Отгадывание загадок. Составление рассказа по картинке «В детском саду». Пальчиковая гимнастика. Знакомство с разлиновкой тетради. Знакомство с правилами посадки.
Занятие 4.
Путешествие по сказкам. Викторина по сказкам. Отгадывание загадок. Встреча с героями любимых сказок. Инсценирование сказки «Репка». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (иллюстр. репки).
Занятие 5.
Моя любимая сказка. Отгадывание загадок. Пересказ любимой сказки. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (иллюстр. зайки).
Занятие 6.
Путешествие в Мультляндию. Викторина по мультфильмам (отгадывание загадок). Составление рассказа о любимом мультгерое. Игра «Помогите Винни – Пуху». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (иллюстр. Винни - Пуха).
Занятие 7.
Путешествие в лес. Знакомство с растениями леса. Отгадывание загадок. Игра «Что лишнее». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем елочку).
Занятие 8.
В лес за грибами и ягодами. Отгадывание загадок. Заучивание стихотворения «Гриб». Составление рассказа по картине «Заблудился». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем гриб).
Занятие 9.
Животные леса. Отгадывание загадок. Игра «Кто лишний?» Составление рассказа – описания по картинке (о белочке). Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем белку).
Занятие 10.
Животные леса. Отгадывание загадок. Составление рассказа – описания (о дятле). Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем птичку).
Занятие 11.
Путешествие в деревню. Домашние животные отгадывание загадок. Игра «Кто лишний». Игра «Большие и маленькие». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем цыпленка).
Занятие 12.
Домашние животные. Составление рассказа – описания по картинке одного из животных. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем собаку).
Занятие 13.
Дикие и домашние животные. Их сходство и различие. Пересказ рассказа «Кот Васька». Заучивание стихотворения «Васенька». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем кота).
Занятие 14.
В саду и огороде. Отгадывание загадок. Игра «Что лишнее?» Составление рассказа по картинке «Сбор урожая». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем овощи и фрукты).
Занятие 15.
Путешествие на луг. Отгадывание загадок. Упражнения для автоматизации звуков щ, ч. Заучивание стихотворения «Бабочка». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем бабочку).
Занятие 16.
Путешествие к лесному болоту. Отгадывание загадок. Игра «Кто лишний?» Заучивание стихотворения Е.А. Алябьевой «Лягушки – хохотушки». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем лягушку).
Занятие 17.
На реке. Отгадывание загадок. Игра «Кто лишний?» Составление рассказа по картинке «На рыбалке». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем рыбу).
Занятие 18.
Путешествие по воздуху. Отгадывание загадок. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем ракету).
Занятие 19.
Гуляем по зоопарку. Отгадывание загадок. Игра «Кто лишний?» Игра «Кто где живет?» Составление рассказа – описания животного по картинке. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем медведя).
Занятие 20.
Кто кем работает. Профессии людей. Отгадывание загадок. Составление рассказа о профессиях родителей. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем пароход).
Занятие 21.
Моя семья. Составление рассказа о своей семье. Игра «Говори наоборот». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем шарики).
Занятие 22.
В магазине. Отгадывание загадок. Составление рассказа «За покупками». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем игрушки).
Занятие 23.
Инструменты. Отгадывание загадок. Игра «Назови одним словом». Составление рассказа по картинке «Строим кормушку». Пальчиковая гимнастика. Рисуем в тетради лопату.
Занятие 24.
Что за чудо – машины? Транспорт. Игра «Закончи предложение». Составление рассказа о различных видах транспорта. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем машину).
Занятие 25.
Не играй на мостовой! Знакомство с правилами дорожного движения. Игра «Бывает – не бывает». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем светофор).
Занятие 26.
Путешествие в цирк. Отгадывание загадок. Составление рассказа по картинке «В цирке». Игра «Кем был?» Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем клоуна).
Занятие 27.
Времена года. Различие времен года. Отгадывание загадок. Логоритмическое стихотворение «Осенние листья», «Ветер». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем солнышко).
Занятие 28.
Что такое речь. Устная и письменная речь. Составление рассказа по картинке «Повар». Игра «Говори наоборот». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем посуду).
Занятие 29.
Речь состоит из предложений. Предложение состоит из слов. Начало предложения (обозначение в виде схемы). Игра «Закончи предложение». Пальчиковая гимнастика (обведение предмета по контуру, штриховка; написание короткой и длинной наклонной палочки).
Занятие 30.
Деление слов на слоги. Игра «Почтальон». Составление рассказа по картинке «Маленькая учительница». Пальчиковая гимнастика (штриховка; написание короткой палочки с закруглением внизу).
Занятие 31.
Составление слов из слогов. Игра «Дополни слог до слова». Составление сказки по сюжетным картинкам «Заяц – хвастун». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов; написание короткой палочки с закруглением вверху).
Занятие 32.
Ознакомление со звуковой стороной слова. Игра «К кому пойти в гости». Составление рассказа по картинке «Маленький фотограф». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов; написание длинной палочки с закруглением внизу).
Занятие 33.
Учимся слышать и различать звуки. Игра «Том и Тим». Сочиняем сказку (по началу). Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов; написание длинной палочки с закруглением вверху).
Занятие 34.
Учимся слышать и различать звуки. Игра «Том и Тим». Викторина «Кто больше». Составление рассказа по сюжетным картинкам «Скоро в школу». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа подготовки детей 6-7 лет к школе. Математика для дошкольников.
В основу программы заложены базисные принципы, разработанные К.В. Шевелевым. Содержание программы направлено на всестороннее развитие личности, формирование умственных способностей ребенка....
Программа курса "Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала"
ПРОГРАММА КУРСА «Подготовка к школе. Развитие речи, логического мышления и творческих способностей дошкольников с элементами обучения грамоте и использованием математического материала»....
Использование ИКТ при реализации программы "Подготовка детей к школе. Дошкольное развитие".
Статья и презентация об использовании ИКТ при организации занятий для подготовки детей к школе по программе "Подготовка детей к школе. Дошкольное развитие"....
Применение ИКТ для реализации программы "Подготовка детей к школе. Предшкольное развитие."
В нашей школе на протяжении многих лет реализуется программа "Подготовка д...
«Образовательные программы для детей дошкольного возраста» Вариант 6 1.Развитие речи в детском саду. 2.Проблема физического воспитания дошкольников.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что методика обучения русскому языку является отраслью педагогической науки. В ней выделены методика развития речи в детском саду и методика преподавания...
Сборник материалов по подготовке детей к школе, развитие речи.
Конспекты занятий по развитию речи для детей 6-7 лет...
Рабочая программа "Подготовка детей к школе" (развитие речи)
В рабочую программу входит пояснительная записка для занятий по развитию речи дошкольников и тематическое планирование....