Статья "Музейная педагогика в школе".
статья

Новикова Юлия Владимировна

Материал о возможностях музейной педагогики в образовательном процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Новикова Юлия Владимировна

Педагог-организатор Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения гимназия № 42 Приморского района Санкт-Петербурга

Музейная педагогика в школе.

Современный образовательный процесс насыщен информацией, педагогическими идеями и методиками, разнообразной учебной и внеучебной деятельностью учащихся.

Независимо от предмета  каждый педагог стремится дать ученику теоретические знания, научить практическому применению этих знаний. Большинство педагогов стремится наполнить урок интересными фактами, дать возможность ученику делать самостоятельные открытия, помочь увидеть перспективы собственных находок. И это прекрасно! Прекрасно, когда наш ученик вдумчив, эрудирован, самостоятелен. Прекрасно, если каждый урок в гимназии лаборатория открытий, мастерская творчества, кузница умений. Жаль только, что часто в достижении всех необходимых  компетенций мы не находим места для формирования компетенций души  ребенка. Решать эту проблему современному образовательному учреждению помогает музейная педагогика. В ее основе лежит нравственный, воспитательный, созидательный и деятельностный подход к решению этой проблемы.

На сегодняшний день в образовательном процессе гимназии музейная педагогика является его интеграционной составляющей, в том числе в среднем и старшем звене.  Посещая уроки педагогов, я не раз отмечала, что самыми яркими и запоминающимися, имеющими высокий обучающий потенциал становятся занятия, включающие в себя  сотрудничество с музейной педагогикой. Знания в этом случае приобретают особый, высокий коэффициент усвоения. Природные и климатические зоны через картины И.Шишкина, Куинджи усваиваются образно, становятся особенно яркими и наглядными. Россия пореформенного периода оживает в картинах передвижников на уроках истории. Эмоциональный  накал на уроках литературы усиливают  иллюстрации творения мастеров кисти.  Мастерство учителей гимназии позволяет найти возможность для применения музейно-педагогического материала не только в преподавании предметов гуманитарного цикла, но и точные дисциплины обогатить  музейными элементами  образно и содержательно.  Такие интересные, необычные уроки дают ребятам чувство постоянного ожидания чего-то нового, ожидания чуда на уроке. Не рутинный процесс заучивания, а живой процесс создания собственной энциклопедии знаний многократно усиливает мотивацию ученика и интерес к предмету.

Интеграция музейной педагогики в образовательный процесс позволяет учителю усилить воспитательный компонент любого предмета многократно! Появляется  возможность сделать духовно-нравственное воспитание не только компетенцией классного часа, урока истории или литературы. Воспитание становится связующим звеном учебного процесса. Ребенок постоянно ощущает сопричастность к мировым сокровищам культуры,  к историческому прошлому страны. Ученик понимает особую ценность личности человека в судьбе родины, учиться строить собственное миропонимание и свой жизненный путь. Сегодня мы много говорим о возрождении национального самосознания, о воспитании граждан и патриотов. Не только говорим, но и понимаем, как это важно, значимо и необходимо для новой и сильной России. В этом аспекте замечательно, что лучшие педагоги музея, лучшие музейные материалы открывают для нас необозримые возможности развития и совершенствования воспитательного компонента образования.

Еще одно неоспоримая ценность музейной педагогики – прикладной характер. Современный учитель  это видит и  понимает.  Уроки технологии, музыки, изобразительного искусства в сотрудничестве с элементами музейно-педагогической программы дают детям и вдохновение, и чувство прекрасного, и порыв к собственному творчеству. Именно так рождаются удивительные рисунки, стихи, вышивки, поделки и совершаются первые шаги в мир научных исследований.

Один из главных критериев образования  сегодня – качество образования. Многие родители, учителя и ученики вкладывают в это понятие, в первую очередь, высокие учебные показатели, высокие баллы ЕГЭ.  Предмет музейной педагогики не  оценивается  контрольно-измерительными материалами ЕГЭ. Но  как неоценимы его возможности (особенно для учителей гуманитарного цикла предметов) для подготовки учащихся к ЕГЭ! Большие объемы материала курса истории часто отодвигают сложнейшие темы культуры на второй план. Особенно острой эта проблема становится в 10 и 11 классе, когда идет интенсивная подготовка учащихся к ЕГЭ. И это при том, что вопросы культуры составляют значительную долю в материалах ЕГЭ по истории. Как было бы замечательно видеть музейно-педагогические программы отдельными, самостоятельными элективными курсами для старшеклассников (и не только)! Это  была бы непревзойденная возможность усилить, углубить, сделать более качественным процесс подготовки  к ЕГЭ.

Я наблюдаю, что школьные педагоги с удовольствием интегрируют музейные знания в образовательный процесс, используя их образовательный и воспитательный потенциал. Однако,  эффективность музейной педагогики многократно возрастет, если этот предмет встанет в один ряд с предметами регионального компонента учебного плана. Это будет правильным и справедливым решением по отношению к ученику,  педагогам, к истории Санкт-Петербурга и России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Режиссура урока: приёмы социоигровой педагогики в начальной школе.

В настоящее время в школах идет реализация образовательного процесса в начальной школе, соответствующего стандартам общего образования второго поколения. Общие тенденции развития образования – это зна...

"Педагогика сотрудничества в начальной школе - что это?"

Публикация знакомит  учителей начальных классов с педагогикой сотрудничества....

" Здоровьесберегающая педагогика в начальной школе"

Данная работа представляет собой отчет по теме самообразования. Может применяться в помощь учителям начальных классов на уроках и во внеурочной деятельности. Материал сопровождается презентацией....

Применение методов театральной педагогики в учебно-воспитательной работе начальной школы

Метод театральной педагогики таит в себе большие возможности для  решения целого ряда задач из разных образовательных направлений, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным ра...

Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки"

Проект по педагогике на тему: "Общее представдление педагогики как науки"...

Музейная педагогика в школе

Ученики, педагоги и родители о занятиях по программе "Здравствуй,  музей"....