"Духовно-нравственное развитие младших школьников в поликультурном пространстве Донского края". Авторы: Пчелинцева С. А., Задорожняя Е. В.
статья на тему

Опыт работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_razvitie_mladshih_shkolnikov.docx19.63 КБ

Предварительный просмотр:

               Духовно-нравственное воспитание младших школьников.

                                               Пчелинцева С. А. учитель МБОУ Кашарской СОШ

                                               Задорожняя Е. В. учитель МБОУ Кашарской СОШ

Духовность человека – это богатство мыслей, сила чувств и убеждений. Во всё более полной мере оно становится достоянием передового человека. Ведь у него присутствует широкий кругозор и в науке, и в технике, и высочайшая культура чувств.

Нравственность – это следование определённым духовным принципам: чести, совести, долга, справедливости, любви и доброты. Иными словами, нужно воспитать «человека» в человеке. Это сделать очень трудно. Почему?  Потому, что каждый из нас находится в определённых жизненных условиях.И в большинстве случаев, как бы мы не старались, мы не можем полностью изменить эти условия. Наша цель, как педагогов, объяснить детям, что в жизни наряду с добром есть и зло, горе, беда, отчаяние, страдания, что нужно бороться против зла и противопоставить горю и страданию энергию, героизм, мужество. Эти качества воспитывать очень сложно.

Мы начинаем над этим работать уже с первого класса на уроках и во внеурочной деятельности. Решение этой проблемы достигается нами посредством изучения предметов: литературное чтение, окружающий мир и др. Большую помощь в реализации данной проблемы оказывает курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Духовно-нравственную основу у детей следует формировать как можно раньше. Идеал совершенного человека ребята могут увидеть с раннего возраста в сказках. Например, при чтении сказок из хрестоматии для чтения в 1-4 классах «Литература Дона» П. В. Лебеденко  «Доброе сердце дороже красоты», «Петрусь – мальчонка русский»  дети убеждаются, в том, что внутренняя красота дороже внешней. Огромное воспитательное значение имеют пословицы и поговорки. А, если мы возьмём пословицы и поговорки Донского края, то сможем рассмотреть и увидеть этнический характер совершенного человека.

Мощный пласт для формирования нравственности ребёнка заложен в программу «Окружающий мир». Особенно с внедрением материала регионального компонента.

Родная природа… Один из сильных факторов воспитания любви к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – всё это источники формирования любви к родному краю.

В нашей школе стали популярными акции: «Кормушка», «Помоги птицам!», «Скворчонок»; проекты: «История моего села Кашары», «Растения и животные Ростовской области в Красной книге» и т. д. 2017 год объявлен годом экологии. Готовятся к проведению проекты: «Вторая жизнь вещей», «Чистый родник», «Сделаем село чище и краше».

На уроках ИЗО и музыки мы стараемся воспитывать исключительно красотой: звуков, линий, мазков. Недаром В. А. Сухомлинский придавал исключительное значение такому воспитанию: от любования прекрасным и понимания прекрасного – к созданию прекрасного, к стремлению жить по законам красоты; через красивое- к человечному. В нашей школе регулярно проводятся выставки художественных произведений.поделок детей и педагогов.

Даже используя, народные подвижные игры мы затрагиваем область гражданского воспитания. Вспоминая народные традиции, применяя фольклор.

Диапазон объектов, с которыми ребята знакомятся, постепенно значительно расширяется. Педагог имеет возможность проводить экскурсии, в которых дети  встречаются с памятными местами родного села или города, главными улицами и памятниками. Педагог и родители помогают открывать Родину маленькому гражданину, показывая ему связь его счастливого детства с героическим прошлым старшего поколения. Среди нас живут участники Великой Отечественной войны, ветераны, люди, воевавшие в «горячих» точках, знаменитые земляки. Встречи с этими людьми проходят в музеях, библиотеках, на внешкольных мероприятиях.

На уроках русского языка так же возможно изучение местного языкового материала, который имеет воспитательный потенциал. Прививают любовь к родному краю проектные задания «Улицы родного села», «Откуда произошло название улицы, на которой я живу», написание сочинений о родном крае, Донской Земле.

Много лет в школе работает театральный кружок. Это тоже способ воздействовать на детей словом, движением, мимикой, способ выражения духовного внутреннего  мира.

Особое внимание необходимо уделить в духовно-нравственном воспитании значению личного примера.  «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».

Поэтому, делаем вывод: без тесной работы педагога с родителями будет очень трудно формировать «человека» в человеке. Учитель должен знать, что происходит в семье каждого ребёнка, чтобы вовремя скорректировать, облегчить сложившуюся ситуацию, спрогнозировать реакцию ребёнка, помочь осознать случившееся, подсказать пути решения проблемы.

Одна из форм работы по воспитанию духовно-нравственной личности – проведение праздников совместно с родителями: «День Матери», «День Защитника Отечества», « 8 Марта», «А ну-ка, мальчики!». «А ну-ка, девочки!», «Масленица», «Зимние посиделки».

Очень нравятся ребятам и их родителям участие в библиотечных встречах, где за чашкой чая обсуждается то или иное произведение, анализируется творчество известных и малоизвестных поэтов и писателей.

Совместное проведение досуга объединяет, сближает и наполняет любовью и взаимопониманием всех участников воспитательного процесса.

Подобный образ жизни существенно влияет на поведение ребёнка. А. С. Макаренко указывал на то, что «нужно стремиться к тому, что бы у детей, как можно крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке».Наша задача заключается в том, чтобы эти поступки следовали определённым духовным принципам: чести, совести, долга, справедливости, любви и доброты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие духовно - нравственных качеств личности младших школьников через систему внеклассных мероприятий с детьми и родителями.

Формирование нравственных качеств младших школьников через систему внеклассных мероприятий....

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников на уроках литературного чтения.

Приёмы развития духовно-нравственных качеств личности на уроках литературного чтения в системе учебников Перспектива....

статья «Музейная педагогика как основа включения обучающихся начальной школы в предметно-образное поликультурное пространство Донского края»

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личност...

Развитие духовно-нравственных качеств личности младших школьников через систему воспитательной работы с детьми и родителями.

Проблема духовно-нравственного воспитания в современное время становится актуальной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, просходящими в общественном сознании и поведении. Восп...

Формирование толерантности младших школьников в поликультурном пространстве образовательной среды

Основная задача данной работы проанализировать и обобщить опыт и результаты по формированию толерантности у детей младшего школьного возраста во внеурочное время....

Форум "Духовно-нравственное развитие мл. школьников в поликультурном пространстве Донского края"

15 марта 2017 года  РИПКиППРО проводил форум в стенах школы №77 г.Ростова -на-Дону.Куда были приглашены учителя из всех районов нашей области.в конференцзале была представлена программа форума,с ...