Программа воспитательной работы для учащихся 1-4 классов
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Программа воспитательной работы для учащихся начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 79.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
воспитательной работы
«Ступеньки роста»
с обучающимися
на ступени
начального общего образования
Срок реализации – 4 года
г. Инта
2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………………… 3
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ …………………………………………………………………... 5
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ …………………………….. 5
3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ………………………………………………………………….. 6
4. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ………………………………………………………………….. 8
5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ
ПО ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………….19
6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ……………………………………………………………………21
7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………. 24
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа воспитательной работы «Ступеньки роста» с обучающимися на ступени начального общего образования (далее Программа) разработана с учетом культурно-исторических, социально-экономических, демографических особенностей Республики Коми, города Инты, запросов семьи и других субъектов образовательного процесса.
Нормативно-правовой базой для разработки Программы являются:
- Закон РФ «Об образовании».
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
- Программа воспитания и социализации обучающихся.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
- Программа духовно-нравственного развития и воспитания в образовательной системе
«Школа – 2100».
7. Программа развития МОУ «Средняя общеобразовательная школа №5».
АКТУАЛЬНОСТЬ.
В настоящее время важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко воспитание личности и ее духовно-нравственное развитие происходит в сфере образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Обучающиеся на ступени начального общего образования требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной и творческой деятельности. Главные задачи современной школы – создание условий для раскрытия способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Данная Программа содержит теоретические положения и методические рекомендации по организации целостного пространства для воспитательной работы с обучающимися на ступени начального общего образования.
Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т. д.
Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей.
При разработке Программы учитывались конкретные возможности СОШ №5, материальное и методическое обеспечение, имеющийся опыт организации дополнительного образования на базе СОШ №5, установившееся взаимодействие с учреждениями дополнительного образования города, также психологическая готовность обучающихся к работе, индивидуальные особенности обучающихся, запросы семей.
Программа воспитательной работы «Ступеньки роста» содержит семь разделов.
Первый – «Цель и задачи воспитательной работы с обучающимися» - раскрывает конкретную цель и задачи воспитания младших школьников.
Второй раздел – «Основные направления и ценностные основы воспитательной работы с обучающимися» - содержит приоритетные направления воспитательной работы и определяет традиционные источники нравственности.
В третьем разделе - «Принципы организации воспитательной работы с обучающимися»- раскрываются основные подходы к организации работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников и основополагающие принципы.
В четвертом разделе - «Содержание и формы воспитательной работы с обучающимися»- раскрыты основные подходы к организации воспитания, а задачи духовно-нравственного развития конкретизируются с учетом направления воспитания. В каждом из направлений раскрывается соответствующая система базовых ценностей, а также приводятся основные виды деятельности и формы занятий с обучающимися по учебным годам.
Пятый раздел - «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию обучающихся» - формулирует основные условия повышения эффективности совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественности; задачи, формы взаимодействия семьи и школы, взаимодействие школы с общественными организациями.
В шестом разделе – «Планируемые результаты воспитательной работы с обучающимися»- определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания.
Седьмой раздел «Контроль и оценка качества воспитания младших школьников» предлагает ряд методик для изучения результата духовно-нравственного развития школьников, динамики нравственного развития, анализа состояния воспитательного процесса.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ.
Воспитание – это процесс «содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли)».
Цель: приобретение младшими школьниками социально значимых знаний (о нормах, традициях, культуре), развитие их социально значимых отношений и накопления ими опыта социально значимых действий.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
- создание условий для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся, поддержание воспитывающего уклада школьной жизни;
- реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности младших школьников с привлечением социальных партнеров;
- формирование классного коллектива и развитие ученического самоуправления в классе;
- установление социального партнерства с семьями обучающихся;
- разработка инструментария по диагностике изменений в духовно-нравственном развитии обучающихся.
2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С ОБУЧАЮЩИМИСЯ.
Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.
В соответствии с поставленной целью воспитания школьников на ступени начального общего образования выделяем следующие его направления:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями; семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям.
2. Воспитание нравственных качеств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор, смысл жизни, справедливость. милосердие, честь, достоинство, любовь, почитание родителей, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания; представление о вере, о религиозной картине мира.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труд, жизни.
Ценности: трудолюбие, творчество, познание, истина, созидание, целеустремленность, настойчивость в достижении целей, бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Ценности: жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, творчество.
3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ.
В качестве основополагающих принципов организации воспитательной работы выбраны следующие:
Принцип совместной деятельности педагогов и школьников.
Воспитание должно осуществляться только в процессе совместной разнообразной деятельности и взрослых, и детей, поскольку только так могут образовываться воспитывающие детско-взрослые общности. В совместной деятельности педагог может создавать благоприятные условия для приобретения обучающимися социально значимых знаний, развития их социально значимых отношений и накопления ими опыта социально значимых действий.
Принцип системной организации воспитания.
Принцип предполагает рассмотрение всех компонентов воспитания в их взаимосвязи: четкой ориентации воспитательных мероприятий на цель и задачи воспитания, адекватного подбора содержания и форм воспитания, логичного «перетекания» одних воспитывающих дел в другие.
Принцип гуманистической направленности воспитания.
В современной школе воспитание должно ориентировать ребенка на ценности гуманизма и быть гуманистически ориентированным, то есть ориентированным на самого ребенка, как на главную для воспитателя ценность.
Принцип опоры на педагогический авторитет.
В младшем школьном возрасте ребенок наиболее чувствителен к влиянию на него личности педагога, что требует от педагога особой осторожности в словах и действиях.
Принцип учета возрастных, гендерных, индивидуальных особенностей обучающихся.
Организуемое в школе воспитание должно согласовываться с общими законами развития ребенка и строится сообразно его возрасту, полу, индивидуальным особенностям.
Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся направлена на формирование морально-нравственного, личностно-развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Категория «уклад школьной жизни» является базовой для организации пространства духовно-нравственного развития обучающихся, их эффективной социализации и своевременного взросления.
Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно-полезной) деятельности ребенка с моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.
В основе Программы и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода.
Аксиологический подход.
Воспитание представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку. Ценности нематериальны, ими нельзя владеть и распоряжаться. Ценность есть у человека только тогда. когда она принимается через совместную с другими людьми деятельность. Система ценностей определяет содержание духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Системно-деятельностный подход.
Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. Применительно к организации пространства воспитания и социализации младшего школьника, пространства его духовно-нравственного развития системно-деятельностный подход имеет свои особенности:
- воспитание как деятельность должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной, внеурочной, внешкольной;
- системно-деятельностный подход учитывает утрату семьей и школой монополии на воспитание и предусматривает, что деятельность различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли общеобразовательной школы, должна быть по возможности согласована.
Развивающий подход.
Подход дает принципиальное понимание системно-деятельностной многоукладной технологии духовно-нравственного развития обучающегося и определяет общую конструкцию Программы.
4. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ.
Каждое из основных направлений воспитательной работы с обучающимися оформляется в виде тематической подпрограммы.
4.1. «СТРАНА ГРАЖДАН»
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека
Цель: формирование у младших школьников любви к Родине, бережного отношения к народным традициям, обычаям, уважения к историческому прошлому страны, воспитание у детей патриотизма, формирование гражданских позиций.
Задачи:
- формирование национального самосознания, чувства национальной гордости;
- воспитание преданности Отчизне, готовности к защите Родины, верности боевым и трудовым традициям старшего поколения;
- изучение героической истории России и родного края;
- воспитание избирательной культуры, чувства ответственности за будущее страны;
- освоение прав и обязанностей юного гражданина России;
- формирование умения отвечать за свои поступки;
- формирование негативного отношения к нарушению порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Содержание проблемы
Патриотическое воспитание, воспитание гражданина – одна из самых острых, самых насущных задач современности. В условиях существования различных трактовок фактов истории России, замалчивания славного прошлого страны, требуется уберечь детей от попыток отрицания героизма и патриотизма русского народа показать достойные примеры для подражания.
Содержание и формы деятельности
В содержание деятельности входит осмысление ребенком себя гражданином, патриотом своего Отечества.
Исходные позиции: каждый человек не только сын или дочь своих родителей, но и сын великого народа, имеющего свою прекрасную, но и трагическую историю. Родина начинается с родительского дома, с родной улицы, родного города, республики.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Получение первоначальных представлений о Конституции РФ, ознакомление с государственной символикой России и Республики Коми | |||
1. Беседа-ознакомление «Символы России» 2. Выработка правил поведения в классе 3. Беседа-ознакомление «Моя республика. Символика» 4. Классные часы «День правовых знаний», «Правовой всеобуч» | 1. Викторина «Государственная символика России» 2. Праздник «Я люблю тебя, Россия!» 3. Игра «Мои права и обязанности» 4. Конкурс чтецов «Наша страна Россия» | 1. Праздник «Край мой северный» 2. Конкурс чтецов. 3. Экскурс по городам и селам «Мое Отечество!» | 1. Литературно-музыкальный праздник «Россия, мы дети твои!» 2. Литературный фестиваль 3. Сюжетно-ролевая игра «Права детей» |
Ознакомление с героическими страницами истории России | |||
1. Классный час «День памяти жертв политических репрессий» 2. Классный час «Профессия – Родину защищать!» 3. Классный час «Этот День Победы!» 4. Классный час «День народного единства» | 1. Беседа-ознакомление «Куликовская битва» 2. Конкурсы рисунков 3. Просмотр кинофильмов 4. Литературные посиделки «Русский солдат умом и силой богат» | 1. Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны 2. Кружок «Вехи истории» 3. Просмотр учебных фильмов 4. Лирико-поэтический час «Слава тебе, победитель-солдат!» | 1. Встречи с участниками афганских и Чеченских событий 2. Конкурс патриотической песни 3. Просмотр и обсуждение кинофильмов и учебных фильмов 4. Участие в вахте памяти «Звучи, памяти набат!» |
Ознакомление с историей и культурой города, республики | |||
1. Беседа-обсуждение «Мой любимый город» 2. Классный час «Я – интинец! Это звучит гордо» 3. Знакомство со школьным музеем «Истоки» | 1. Конкурс рисунков «Мой город любимый Инта» 2. Экскурсии в городской краеведческий музей 3. Сбор материалов для школьного музея «Истоки» | 1. Конкурс плакатов «Моя Республика» 2. Экскурсии к памятникам и памятным местам 3. Сбор материалов для школьного музея «Истоки» | 1. Праздник «Моя школа. Мой город. Моя республика» 2. Проведение бесед и экскурсий для учащихся 1 – 2 классов. |
Участие в социальных проектах и мероприятиях | |||
1. Классный час «Наш класс – это команда» 2. Участие в работе ДОО «СОЮЗ» 3. Участие в школьном проекте «КОШКА» | 1. Смотр-соревнование «Большая игра» 2. Оказание шефской помощи ветеранам 3. Участие в работе ДОО «СОЮЗ» 4. Участие в школьном проекте «КОШКА» | 1. Смотр-соревнование «Большая игра» 2. Оказание шефской помощи ветеранам 3. Участие в работе ДОО «СОЮЗ» 4. Городская акция «Звезда Победы» | 1. Смотр-соревнование «Большая игра» 2. Оказание шефской помощи ветеранам 3. Участие в работе ДОО «СОЮЗ» 4. Участие в концертах. |
Установление социального партнерства с семьями | |||
1. Родительское собрание «Первый раз в первый класс»: адаптация первоклассников в школе» 2. Утренник «Праздник девочек и мам» | 1. Акция «Милосердие» 2. КВН «Женский день – 8 Марта» | 1. Акция «Милосердие» 2. Проект «Моя родословная» 3. Конкурсная программа с участием мам и бабушек | 1. Акция «Милосердие» 2. Проект «История моей семьи» 3. Организация походов. 4. спортивные соревнования с участием пап и дедушек 5. Родительское собрание «Права и обязанности школьника» |
Предполагаемый результат деятельности
Целенаправленная систематическая работа по данному направлению (формированию патриотических чувств) поможет учащимся осознать себя гражданином великой страны, будет способствовать пробуждению стремления не только гордиться Отечеством, но и готовности его защищать, трудиться на его благо.
4.2. «ДОБРЫЕ ЧУВСТВА, МЫСЛИ, ПОСТУПКИ»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Цель: возрождение духовно-нравственного потенциала нации, воспитание свободных граждан с чувством личной ответственности и моральности, способной к продуктивной преобразовательной деятельности и жизнетворчеству.
Задачи:
- формирование гуманистических отношений к ближнему;
- воспитание уважения к святыням, духовно-нравственным ценностям русского народа;
- воспитание святого отношения к семье;
- воспитание умения и желания делать добро, проявлять чуткость, заботу и внимание к нуждающемуся;
- воспитание сострадания, самопожертвования, терпимости и доброжелательности;
- воспитание честности, порядочности.
Содержание проблемы
Время требует обращения к святыням русского и коми народов, понимания значимости семьи в жизни человека, доброты, порядочности, чуткости. готовности прийти на помощь.
Содержание и формы деятельности
Организация проектной деятельности, участие в благотворительных акциях, формирование знаний о правилах поведения в обществе через циклы этических бесед.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Получение первоначальных представлений о базовых ценностях отечественной культуры и культуры Республики Коми | |||
1. Экскурсии в ЦНК 2. Экскурсии в краеведческий музей. 3. Посещение спектаклей, цирковых представлений | 1. Конкурс рисунков «Святые заступники Руси» 2. Посещение концертов | 1. Конкурс творческих работ «Святые заступники Руси» 2. Виртуальные экскурсии по музеям и выставочным залам России | 1. Конкурс творческих работ «Святые заступники Руси» 2. Виртуальные экскурсии по музеям и выставочным залам России |
Ознакомление с деятельностью традиционных религиозных организаций | |||
- | 1. Виртуальные экскурсии по святым местам России | 1. Виртуальные экскурсии по святым местам Республики Коми 2. Участие в Покровских встречах | 1. Виртуальные экскурсии по святым местам Республики Коми и России 2. Участие в Покровских встречах |
Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения, приобретение опыта ролевого нравственного взаимодействия | |||
1. Выработка ритуалов и традиций в классе 2. Урок-сказка «Про то, как добро и зло боролись» 3. Игровые программы «Учимся дружить» 4. Деятельность в ДОО «СОЮЗ» 5. Выставка рисунков «Мои родные» 6. Классные часы «Уважение к старости» «День Матери» «День семьи» | 1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ» 2. Этические беседы 3. Участие в концертно-игровых программах 4. Беседа о родословной «Откуда мы родом» 5. Тематические классные часы | 1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ» 2. Практическая игра «Учимся правильно жить и дружить» 3. Участие в проведении праздников 4. Беседа-диспут «Моя помощь родным» 5. Тематические классные часы | 1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ» 2. Проведение игровых программ для учащихся 1 – 2 классов 3. КВНы по различной тематике 4. Диспут «Что мешает дружбе» 5. Тематические классные часы |
Участие в социальных проектах и мероприятиях | |||
1. Проект «Автопортрет класса» 2. Праздник «Ежели вы вежливы!» | 1. Проект «Добрые дела» | 1. Проект «Добрые дела» 2. Участие в школьных городских мероприятиях | 1. Проект «Добрые дела» 2. Участие в городских концертах. 3. Творческая игра «Секреты волшебницы речи» |
Установление социального партнерства с семьями | |||
1. Родительское собрание «Поощрения и наказания в семье: разумный баланс» 2. Праздник семьи 3. Родительское собрание «Дружбы и ссоры в детском коллективе» | 1. Акция «Милосердие» 2. Праздник «Моя мама самая…» 3. Родительское собрание «Упрямство: от противостояния к пониманию» | 1. Акция «Милосердие» 2. Проект «Моя родословная» 3. Праздник «Моя мама самая…» 4. Родительское собрание «Воспитание толерантного взаимодействия с окружающим миром» 5 Сочинение с иллюстрациями «А в нашей семье…» | 1. Акция «Милосердие» 2. Проект «История моей семьи» 3. Праздник «Моя мама самая…» 4. Родительское собрание «Природа детской агрессивности» |
Предполагаемый результат деятельности
Осознание школьниками ответственности, своего обязательного участия в помощи престарелым, больным, детям. Понимание того, что доброта, милосердие, щедрость, чуткость – лучшие качества личности.
4.3. «ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ»
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
Цель: формирование положительного отношения к учению, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности школьника, развитие трудовых навыков и умений.
Задачи:
- формирование положительного отношения к учению и пониманию роли знаний в жизни;
- развитие познавательной активности и культуры умственного труда;
- развитие потребности в постоянном пополнении своих знаний, сознательном, ответственном и творческом отношении к учению, в развитии трудовых навыков;
- создавать условия для участия младших школьников в общественно значимой деятельности;
- воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.
Содержание проблемы
Знания в жизни человека. Учеба – главный труд младшего школьника. Познавательная активность и культура умственного труда.
Исходная аксиома – труд сам по себе не воспитывает, а воспитывает труд осмысленный, хорошо организованный, имеющий материальный и моральный стимулы.
Содержание и формы деятельности
Вовлечение учащихся в занятия кружка «Шахматы – школе», проведение олимпиад, предметных недель, интеллектуальных марафонов. Осмысление обучающимися необходимости трудовой деятельности, где есть видение цели, смысла труда. Понимание необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов и главного способа самореализации человека.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Формирование положительного отношения к учению и пониманию роли знаний в жизни | |||
1. Праздник Первого Звонка 2. Праздник «Посвящение в первоклассники» 3. Развивающие игры. | 1. День Знаний. Право на образование 2. Праздник Книги 3. Беседа о значении умственного труда «Славит человека труд!» | 1. День Знаний. 2. Урок-путешествие «По дороге знаний» | 1. День Знаний. 2. Беседа-обсуждение «Карусель знаний» |
Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду | |||
1. Экскурсии по школе, по городу с целью ознакомления с различными профессиями. | 1. Трудовые десанты по благоустройству класса 2. Деловые игры 3. Конкурс-викторина «Кто что любит и умеет делать?» | 1. Трудовые десанты по благоустройству класса, школы 2. Встречи с людьми разных профессий 3. работа в творческой мастерской «Умелые ручки» | 1. Трудовые десанты по благоустройству класса, школы, города 2. Презентация «Профессии, которые мы выбираем» 3. Диспут «Терпение и труд все перетрут» |
Развитие познавательной активности и культуры умственного труда | |||
1. Занятия в кружке «Шахматы – школе» 2. Участие в предметных олимпиадах 3. Участие в ЭМУ 4. Праздник «Прощание с Букварем» | 1. Занятия в кружке «Шахматы – школе» 2. Участие в предметных олимпиадах 3. Участие в ЭМУ 4. Участие в конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру» 5. Викторина-игра «Мои любимые уроки» | 1. Занятия в кружке «Шахматы – школе» 2. Участие в предметных олимпиадах 3. Участие в ЭМУ 4. Участие в конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру» 5. Участие в интеллектуальном марафоне «Познание и творчество» | 1. Занятия в кружке «Шахматы – школе» 2. Участие в предметных олимпиадах 3. Участие в ЭМУ 4. Участие в конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру» 5. Участие в интеллектуальном марафоне «Познание и творчество» |
Участие в общественно значимой деятельности | |||
1. Предметно-тематические праздники 2. Деятельность в ДОО «СОЮЗ» | 1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ» 2. Конкурс стихов и пословиц о маме. | 1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ» 2. Проведение игры «Звездный час» | 1. Выпуск тематических стенгазет 2. Деятельность в ДОО «СОЮЗ» 3. Конкурс проектов «Шаги в науку» |
Установление социального партнерства с семьями | |||
1. «Дни открытых дверей» для родителей 2. Игра «Путешествие по морю знаний» | 1. Выставка работ «Наши достижения» 2. Игра-викторина «Семейный эрудит» | 1. Экскурсии на предприятия города «Место работы наших родителей» 2. Родительское собрание «Радость коллективного труда. Формирование навыков совместной деятельности» | 1. Организация и проведение презентаций «Труд наших родных» 2. Родительское собрание «Развитие системы ценностей, как основа успешного обучения» 3. Интеллектуальный семейный конкурс «Счастливый случай» |
Предполагаемый результат деятельности:
Овладение основными трудовыми умениями и навыками по самообслуживанию. Осознание обучающимися роли знаний в жизни человека, осознание личной перспективы. Знание приемов самовоспитания.
4.4. «ЗДОРОВЬЕ ТЕЛА И ДУХА»
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Цель: укрепление здоровья обучающихся, физическое совершенствование, пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
- формирование навыков санитарно-гигиенической культуры;
- активное занятие физическим совершенствованием, укреплением здоровья;
- формирование стремления к здоровому образу жизни;
- пропаганда спорта как критерия здоровья – одной из главных жизненных ценностей.
Содержание проблемы
Беда нашего времени – склонность к вредным привычкам, поэтому необходимо пропагандировать здоровый образ жизни, формировать и у детей, и у родителей устойчивое и систематическое стремление к занятиям спортом как альтернативе вредным привычкам.
Содержание и формы деятельности
Вовлечение обучающихся в активные занятия спортом через школьные кружки «Олимпийцы», «Ритмика», кружок «Плавание», самостоятельное посещение секций УДОД. Осмысление учащимися, что занятия спортом способствуют укреплению здоровья. Главная ценность у человека – его здоровье.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Формирование навыков санитарно-гигиенической культуры | |||
1. Беседа «Режим дня» 2. Практическая игра «Чистота – залог здоровья» 3. Тематические классные часы | 1. Практическое занятие «Режим дня школьника» 2. Праздник «Царица Гигиена и ее друзья» | 1. Беседа «Режим дня – здоровый образ жизни» 2. Игра «Друзья здоровья» | 1. Просмотр видеопрезентаций по данной тематике 2. Диспут «Значение режима дня в жизни школьника» 3. Беседа «Правильное питание – залог здоровья» |
Активное занятие физическим совершенствованием, укреплением здоровья | |||
1. Занятия в школьных кружках «Олимпийцы», «Ритмика» 2. Посещение бассейна 3. Подвижные игры на переменах и на свежем воздухе 4. Участие в спортивно-оздоровительных состязаниях школьников «Президентское многоборье» 5. Соревнования «Самые ловкие и умелые!» (внутри класса) 6. Организация внешкольной деятельности | 1. Занятия в школьных кружках «Олимпийцы», «Ритмика» 2. Посещение бассейна 3. Подвижные игры на переменах и на свежем воздухе 4. Участие в спортивно-оздоровительных состязаниях школьников «Президентское многоборье» 5. Соревнования «Сильные, ловкие, смелые!» (между классами) 6. Организация внешкольной деятельности | 1. Занятия в школьных кружках «Олимпийцы», «Ритмика» 2. Посещение бассейна 3. Подвижные игры на переменах и на свежем воздухе 4. Участие в спортивно-оздоровительных состязаниях школьников «Президентское многоборье» 5. Соревнования по пионерболу, снайперу 6. Организация внешкольной деятельности | 1. Занятия в школьных кружках «Олимпийцы», «Ритмика» 2. Посещение бассейна 3. Подвижные игры на переменах и на свежем воздухе 4. Участие в спортивно-оздоровительных состязаниях школьников «Президентское многоборье» 5. Организация внешкольной деятельности 6. Соревнования «Спортивная карусель» |
Формирование стремления к здоровому образу жизни | |||
1. Беседы о здоровом образе жизни 2. Встречи с медицинскими работниками 3. Беседы о ПДД 4. Профилактика правонарушений (беседы, экскурсии) 5. Правила пользования электроприборами «Не шути с огнем!» 6. Классный час «Чтобы не было беды!» | 1. Участие в Дне Бегуна 2. Беседы об олимпийском движении 3. Викторины по правилам дорожного движения 4. Профилактика правонарушений (викторины, рисунки) 5. Разбор ситуаций «Где нас подстерегает опасность» | 1. Участие в Дне Бегуна 2. Беседы о параолимпийском движении 3. Встречи с работниками ГИБДД и полиции 4. Профилактика правонарушений (встречи с врачом) 5. «Будем плавать, загорать!» (правила поведения на воде) | 1. Участие в Дне Бегуна 2. Профилактика правонарушений (встречи и беседы с медработниками, с работниками ГИБДД и полиции) 3. Викторина о правилах безопасности «Правила учи – себя береги!» |
Участие в общественно значимой деятельности | |||
1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ» 2. Участие в реализации проекта «Тропинки здоровья» | 1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ» 2. Участие в акции «Мы выбираем спорт» 3. Участие в реализации проекта «Тропинки здоровья» | 1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ» 2. Участие в акции «Мы – против вредных привычек» 3. Участие в реализации проекта «Тропинки здоровья» 4. Праздник «Светофор – ребятам друг» | 1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ» 2. Проведение подвижных игр для учащихся 1 – 2 классов 3. Участие в реализации проекта «Тропинки здоровья» 4. Проведение игры-викторины по ПДД для учащихся 1 – 2 классов |
Установление социального партнерства с семьями | |||
1. Проведение семейных спортивных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья» | 1. Проведение семейных спортивных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья» 2. Участие в Дне здоровья | 1. Проведение семейных спортивных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья» 2. Участие в Дне лыжника 3. Родительское собрание «Вредные привычки в детском возрасте» | 1. Проведение семейных спортивных праздников «Папа, мама, я – спортивная семья» 2. Организация походов 3. Родительское собрание «Как научить ребенка защитить себя в ситуации насилия на улице» |
Предполагаемый результат деятельности
Осознание учащимися необходимости активных занятий спортом для сохранения и укрепления здоровья, для предупреждения заболеваний.
4.5. «ПРИРОДА – НАШ ДОМ»
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде
Цель: популяризация экологических знаний, участие детей в решении экологических проблем.
Задачи:
- воспитание понимания взаимосвязей человека, общества и природы, их целостности и единства объективного мира;
- формирование осознания роли и активности человека в преобразовании окружающей действительности;
- воспитание экологической культуры, бережного отношения к зеленым насаждениям, птицам, животным;
- вовлечение обучающихся в решение экологических проблем.
Содержание проблемы
одной из тревожных проблем нашего времени является критическое состояние окружающей человека среды, угрожающей не только его здоровью, но и самому его существованию. Преодолеть растущий конфликт с природой, предотвратить процесс постоянного умирания природы людям помогут знания, культура, продуманные законы природоиспользования.
Содержание и формы деятельности
Осмысление обучающимися себя как части природы, части планеты Земля. Каждый человек, гражданин в ответе не только за себя, за свою семью, но и за всю планету.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Воспитание понимания взаимосвязей человека, общества и природы, их целостности и единства объективного мира | |||
1. Изучение природы родного края (экскурсии, беседы, классные часы) 2. Конкурс загадок о природе | 1. Изучение природы родного края (экскурсии, презентации) 2. Конкурс знатоков леса 3. Конкурс рисунков | 1. Изучение природы родного края (чтение, рассматривание) 2. Конкурс знатоков птиц 3. Конкурс плакатов | 1. Изучение природы родного края 2. Конкурс знатоков лекарственных растений 3. Конкурс презентаций |
Формирование осознания роли и активности человека в преобразовании окружающей действительности | |||
1. Занятие в кружке «Экология» | 1. Занятие в кружке «Экология» | 1. Занятие в кружке «Экология» 2. Организация проектной деятельности в рамках предмета «Окружающий мир» | 1. Занятие в кружке «Экология» 2. Организация исследовательской деятельности |
Воспитание экологической культуры, бережного отношения к зеленым насаждениям, птицам, животным | |||
1. Выставка поделок из природного материала «Красота окружающей природы» 2. Практическая работа «Птичья столовая» | 1. Проект «Елочка» | 1. Акция «Помощь птицам» | 1. Праздник «Экологическая мозаика» 2. Экологический плакат «Гармония в природе» |
Формирование коллектива и развитие ученического самоуправления | |||
1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ» | 1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ» | 1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ» 2. Участие в озеленении территории школы | 1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ» 2. Организация экологического патруля |
Установление социального партнерства с семьями | |||
1. Проект «Мой питомец» | 1. Проект «Елочка» | 1. Благоустройство школьной территории | 1. Благоустройство школьной территории 2. Организация походов |
Предполагаемый результат деятельности:
Осознание обучающимися своей ответственности за судьбу планеты Земля, активная позиция в деятельности по сохранению природы.
4.6. «МИР КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ»
Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях
Цель: формирование любви и уважения к культурному наследию, развитие творческих способностей учащихся.
Задачи:
- воспитание понимания прекрасного в жизни, искусстве, природе;
- формирование понимания значимости искусства в жизни человека;
- развитие творческих способностей обучающихся и создание условий для их реализации.
Содержание проблемы
Познание прекрасного в окружающей действительности. Выявление способностей. наклонностей ребенка и реализация их через сеть кружков, клубов. секций, конкурсы. праздники и др.
Содержание и формы деятельности
Осмысление школьниками значимости искусства, литературы, фольклора для человека современного мира в разрешении гуманно-эстетических проблем современного миропонимания.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Воспитание понимания прекрасного в жизни, искусстве, природе | |||
1. Цикл бесед «В мире прекрасного» | 1. Посещение городских выставок 2. Практическое занятие «Красота движений» | 1. Посещение городских выставок 2. Экскурсии | 1. Выставка поделок «Красота и уют моего дома» |
Формирование понимания значимости искусства в жизни человека | |||
1. Посещение спектаклей, концертов 2. Беседы о пользе чтения, посещение школьной библиотеки | 1. Посещение спектаклей, концертов 2. Посещение городской детской библиотеки | 1. Посещение спектаклей, концертов | 1. Посещение спектаклей, концертов |
Развитие творческих способностей обучающихся и создание условий для их реализации | |||
1. Занятие в школьных кружках «Веселые нотки», «Утро художника» 2. Организация внешкольной деятельности обучающихся по данному направлению 3. Праздник «Весело, весело встретим Новый год!» 4. Школьные и городские концерты | 1. Занятие в школьных кружках «Веселые нотки», «Утро художника» 2. Организация внешкольной деятельности обучающихся по данному направлению 3. Участие в конкурсе чтецов 4. Школьные и городские концерты | 1. Занятие в школьных кружках «Веселые нотки», «Утро художника» 2. Организация внешкольной деятельности обучающихся по данному направлению 3. Участие в конкурсе певцов 4. Школьные и городские концерты | 1. Занятие в школьных кружках «Веселые нотки», «Утро художника» 2. Организация внешкольной деятельности обучающихся по данному направлению 3. Участие в конкурсе танцоров 4. Школьные и городские концерты |
Формирование коллектива и развитие ученического самоуправления | |||
1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ» | 1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ» | 1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ» | 1. Деятельность в ДОО «СОЮЗ» 2. Праздник «Фестиваль искусств» |
Установление социального партнерства с семьями | |||
1. Участие в классных праздниках 2. Помощь в организации Смотра творческих достижений учащихся | 1. Участие в проведении классных праздников 2. Помощь в организации Смотра творческих достижений учащихся 3. Родительское собрание «Книга – источник знаний» | 1. Благоустройство школьной территории 2. Участие в Смотре творческих достижений учащихся 3. Родительское собрание «Способности и одаренность» | 1. Благоустройство школьной территории 2. Участие в Смотре творческих достижений учащихся |
Предполагаемый результат деятельности:
Осознание необходимости познания прекрасного в окружающей действительности, знакомство с культурой родного края. Занятия одним из видов искусства.
5. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЫ, СЕМЬИ И ОБЩЕСТВЕННОСТИ
ПО ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, а внешкольными учреждениями по месту жительства. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада обучающегося. Для развития ребенка очень важны гармоничные отношения с родителями.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании», Законах Республики Коми.
Основными задачами классного руководителя в работе с родителями являются:
- развитие у родителей эмпатии и способности оказывать поддержку;
- усиление взаимного интереса и принятия;
- развитие конструктивных способов взаимодействия;
- поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций;
- увеличение взаимной открытости;
- улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.
Главное – начать выстраивать с родителями партнерские отношения – формулировать взаимные интересы. договариваться и реализовывать эти договоренности так, чтобы родители захотели добровольно участвовать в жизни класса, школы, чтобы они чувствовали. что школа – это не «камера хранения», а среда жизни их детей. Эта среда в идеале должна быть не менее комфортной и уютной, чем семейный дом, а в ситуации с трудными семьями – становиться образцом правильного отношения к детям. Для этого недостаточно проводить родительские собрания, а нужно устраивать совместные добрые дела: сообща с детьми и родителями готовить праздники, организовывать пространство класса, но только на основе добровольного участия родителей. В этих рамках необходимо вести педагогическое просвещение родителей обучающихся – объяснять им цель и смысл нового развивающего подхода к образованию – обучению и воспитанию.
Система работы с родителями по повышению педагогической культуры основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим сообразованием родителей;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
- содействие родителям в решении индивидуальных проблем в воспитании детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
Родители принимают деятельное участие в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности классного руководителя по воспитанию и социализации, в разработке содержания программ воспитания и социализации обучающихся, оценке эффективности этих программ. Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях. Эти знания должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и мероприятиях.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни обучающегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников. Для этого используются различные формы взаимодействия семьи и школы:
- родительские собрания и конференции;
- индивидуальные консультации;
- педагогический практикум;
- родительский лекторий;
- телефон доверия;
- дни открытых дверей;
- встречи за круглым столом;
- вечер вопросов и ответов;
- педагогический практикум;
- тренинг для родителей.
В деятельности школы по повышению педагогической культуры родителей принимают участие врачи, психологи, социологи, работники правоохранительных органов, представители общественности.
6. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата (например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности).
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням, одобряемых и неодобряемых формах поведения
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения исследований, составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.
Воспитательные результаты по уровням и направлениям деятельности | ||
Первый уровень (1 – 2 класс) | Второй уровень (3 класс) | Третий уровень (4 класс) |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | ||
- приобретение младшими школьниками элементарных знаний о гражданском обществе, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии Республики Коми, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; - приобретение знаний о нормах поведения человека как гражданина и патриота своей страны; - приобретение знаний о нормах и традициях миротворческой деятельности человека; - приобретение знаний о нормах и традициях поведения человека в многонациональном обществе | - развитие ценностного отношения к России, своему народу, Коми краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам российской Федерации, русскому языку, народным традициям, старшему поколению; - формирование ценностного отношения к миру, негативного отношения к войне, агрессии, насилию; - формирование ценностного отношения к иным людям | - накопление первоначального опыта постижения ценностей гражданского общества, национальной культуры и истории; - накопление опыта ролевого взаимодействия при реализации гражданской, патриотической позиции; - приобретение опыта социальной коммуникации |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | ||
- приобретение начальных представлений о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; - приобретение знаний о традициях семьи, школы; формирование бережного и уважительного к ним отношения | - формирование уважительного отношения к различным религиям; - формирование ценностного отношения к другим людям, сочувствия к людям, находящимся в трудной ситуации; - развитие способности эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, умения анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; - развитие уважительного отношения к родителям, старшим, заботливого отношения к младшим | - накопление нравственно-этического опыта взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | ||
- приобретение знаний о нормах познавательной деятельности человека и его поведении в информационном пространстве; - получение элементарных знаний о различных профессиях; - осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, созидания; - приобретение знаний о нормах, связанных с самопознанием, самооценкой, самореализацией | - формирование ценностного отношения к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества; - формирование ценностного отношения к учебному труду; - формирование мотивации к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической деятельности | - приобретение первоначальных навыков трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; - накопление опыта умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; - приобретение первоначального опыта общественно полезной деятельности |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | ||
- приобретение элементарных представлений о взаимной обусловленности физического, нравственного, психического, социально-психологического здоровья человека; - приобретение знаний о значении физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; - приобретение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека | - развитие ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей | - приобретение первоначального личного опыта здоровьесберегающей деятельности; - приобретение первоначального опыта пропаганды здорового образа жизни |
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде | ||
- приобретение знаний о природных богатствах России и Республики Коми; - приобретение знаний о нормах экологической этики | - формирование бережного, уважительного отношения к природе | - приобретение первоначального опыта эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; - приобретение первоначального опыта участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях | ||
- приобретение первоначальных умений видеть красоту в окружающем мире; - приобретение первоначальных умений видеть красоту в поведении, поступках людей; - приобретение элементарных представлений об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры | - развитие ценностного отношения к культуре, культурным ценностям | - приобретение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности; - формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества |
7. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Важнейшим показателем эффективности воспитательной работы является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире, развитие проявляется в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях, в умении предвидеть последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, а самого себя как носителя нравственности.
Объективная оценка воспитательной работы возможна при использовании социологических и психолого-педагогических исследований (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей).
Критерии:
- ориентация обучающихся на конкретные нравственные и социальные нормы поведения, овладение навыками социально-нормативного поведения;
-оценка обучающимися и родителями возможности ребенка реализовать свои способности в школе;
- уровень психологической защищенности обучающихся и нравственно-психологический климат в школе в целом;
- наличие стабильных доброжелательных отношений между обучающимися и педагогами.
В ходе воспитательной работы с обучающимися используется ряд методик: методики для изучения процесса и результата развития личности, методики диагностики уровня сформированности коллектива, методики исследования удовлетворенности родителей организацией воспитательного процесса и жизнедеятельности в школе.
Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.
Методы контроля и оценки качества воспитательной работы по направлениям деятельности | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
«СТРАНА ГРАЖДАН» Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (изучение направленности личности) | |||
Метод наблюдения | Методика «Цветик-семицветик» | Методика незаконченных предложений Методика «Цветик-семицветик» | Метод ранжирования Тест Н. Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» |
«ДОБРЫЕ ЧУВСТВА, МЫСЛИ И ПОСТУПКИ» Воспитание нравственных чувств и этического сознания (изучение детского коллектива) | |||
Игровая социометрия «Подарки» | Игровая социометрия «Пьедестал» | Игровая социометрия «Круги на воде» | Социометрия |
Экспертная оценка уровня воспитанности по методике Н. П. Капустиной | |||
«ТРУД ДЛЯ СЕБЯ И ДЛЯ ДРУГИХ» Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (изучение мотивационной сферы) | |||
Метод наблюдения Рисунок «Что мне нравится в школе» | Методика «Волшебник» Анкетирование | Анкетирование | Методика незаконченных предложений Анкетирование |
«ЗДОРОВЬЕ ТЕЛА И ДУХА» Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | |||
Анализ результатов «Президентского многоборья» Статистический медицинский анализ состояния здоровья обучающихся | |||
«ПРИРОДА – НАШ ДОМ» Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (изучение познавательных потребностей) | |||
Метод наблюдения | Анкетирование | Тест «Отношение к природе» | |
«МИР КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ» Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (изучение познавательных потребностей) | |||
Метод наблюдения, анкетирование | |||
«РАБОТА С СЕМЬЕЙ» Установление социального партнерства с семьями (изучение семейных отношений) | |||
Посещение семей Наблюдение | Рисуночный тест «Я и моя семья» | Рисуночный тест «Семья животных» Анкетирование родителей | Анкетирование родителей Анкетирование обучающихся |
Анкетирование родителей с целью выяснения запросов по организации внеурочной деятельности | |||
Анкетирование родителей «Удовлетворенность родителей работой общеобразовательного учреждения |
Таким образом, систематическая работа по воспитанию духовно-нравственных качеств позволяет создать условия для осмысления детьми значимости для себя норм и правил поведения, развития ценностного отношения у себе, людям, окружающему миру, для становления личностных качеств выпускника начальной школы:
- добрый, не причиняющий зла живому;
- честный и справедливый;
- любящий и заботливый;
- трудолюбивый и настойчивый;
- творящий и оберегающий красоту мира;
- стремящийся к знаниям и критично мыслящий;
- смелый и решительный;
- свободолюбивый и ответственный;
- самостоятельный и законопослушный;
- чувствующий связь со своим народом, страной, культурой;
- бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам;
- патриотичный (готовый поступиться личными интересами ради интересов «своих»: класса, школы);
- любящий свою семью, свой Коми край, свою Родину, свой народ;
- толерантный (уважающий других, не похожих на него);
- уважающий и принимающий ценности своего народа;
- способный к организации собственной деятельности и готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитательной работы для учащихся начальной школы.
Программа воспитательной работы для учащихся начальной классов .Срок реализации-4 года....
Программа воспитательной работы для учащихся 1-4 классов "Идем дорогою добра"
Программа воспитательной работы для учащихся 1-4 классов "Идем дорогою добра" ГБОУСШ № 251 Кировского района...
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1-4 х КЛАССОВ
Программа разработана в соответствии с требованиями новых ФГОС, для создания условий воспитания настоящего, духовно богатого, социально активного гражданина своей Родины. Направлена на формирова...
ПЛАН воспитательной работы с учащимися 2 «А» класса МБОУ «СОШ №4» на 2012-2013 учебный год с.Сотниковское
«Надо видеть себя в детях, чтобы...
Программа воспитательной работы с учащимися 2-3 классов «Семь Я»
Содержание:1.А)Аналитический блок:- пояснительная записка- психолого-педагогическая характеристика класса- социальный паспорт класса- общие сведения о классном коллективе- анализ воспитательной ...
Рабочая программа по воспитательной работе с учащимися 1-4 классов
Программа напрвлена на духовно-нравственное развитие учащихся...
Рабочая программа воспитательной работы с учащимися группы № 4 5Г с\с -6Г с\с классов на 2014-2015 учебный год.
Исходя из основных закономерностей развития нормального ребёнка и ребёнка с ОВЗ, в программе определены базовые направления воспитательной работы, обеспечивающие целостность, всесторонность и гармонич...