Программа воспитательной работы с учащимися 2-3 классов «Семь Я»
рабочая программа (1 класс) по теме

Суркина Любовь Николаевна

 

Содержание:

1.

А)Аналитический блок:

- пояснительная записка

- психолого-педагогическая характеристика класса

- социальный паспорт класса

- общие сведения о классном коллективе

- анализ воспитательной работы за 2009-2010 учебный год

 

Б) Целеполагание:

-цель

- задачи

- структура программы

- ожидаемые результат

- кадровое обеспечение

- предполагаемые действия по реализации программы

- тематика классных часов

В) Организация деятельности коллектива

2. Работа с родителями:

- тематика родительских собраний

- родительский комитет

- работа с проблемными семьями

3. Работа с одаренными детьми

4. Работа с проблемными детьми

5. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классном коллективе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vospitatelnoy_raboty_v_klasse_sem_ya.doc519.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Кушнурская СОШ

Программа

воспитательной работы

с учащимися 2-3 классов

«Семь Я»

Срок реализации

3 года

 

                                                                                  Классный руководитель: Суркина Л.Н.

Кушнур

 2010-2011

Содержание:

1.

А)Аналитический блок:

- пояснительная записка

- психолого-педагогическая характеристика класса

- социальный паспорт класса

- общие сведения о классном коллективе

- анализ воспитательной работы за 2009-2010 учебный год

Б) Целеполагание:

-цель

- задачи

- структура программы

- ожидаемые результат

- кадровое обеспечение

- предполагаемые действия по реализации программы

- тематика классных часов

В) Организация деятельности коллектива

2. Работа с родителями:

- тематика родительских собраний

- родительский комитет

- работа с проблемными семьями

3. Работа с одаренными детьми

4. Работа с проблемными детьми

5. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классном коллективе

                                      Пояснительная записка.

Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране делает этот процесс еще более трудным. Начальная школа не может быть обособленным звеном в процессе образования и воспитания. Уже в 40-60 годы в работах М.А.Данилова, Б.П.Есипова, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и других определяется новый подход в понимании сущности и характера воспитания в начальной школе.

Общий смысл разнообразных вариантов этого подхода состоял в том, чтобы с первых дней пребывания ребенка в школе избавить его от авторитарной опеки учителя, навязывающего единственно возможный опыт понимания знаний задающего, «ставящего» правильное поведение. Для этого, по мнению ученых, необходимо было обратиться к развитию познавательной активности, самостоятельности и творчества учащихся.

Концепция М.А. Данилова определяла наиболее актуальные и сегодня идеи стимулирования внутренних сил личности, организации учебной и внеурочной деятельности так. Чтобы востребовались самостоятельность мысли и действия. Однако  для достижения этой цели потребовалось усилие влияния традиционного процесса обучения на воспитание и развитие личности школьника. Но и это, противоречащее смыслу гуманистического образования положение, не нашло своего воплощения в подготовке учителей. Как и другие идеи М.А. Данилова, оно противоречило традиционной педагогике в части понимания сущности педагогического руководства учебным процессом.

Л.С.Выгодский называет возраст 7 лет «кризисом 7 лет», связанный с феноменом «обобщения переживаний». Цель неудач или успехов приводит к формированию устойчивого комплекса – чувства неполноценности из-за несостоявшихся ожиданий, связанных с неудачами в новом виде деятельности – учебе, общении с новыми людьми, или чувства собственной исключительности, связанного с завышенной оценкой окружающими успехов ребенка. Это приводит к усложнению эмоционально-мотивационной сферы и возникновению внутренней жизни, что влечет появление смысловой ориентировочной основы поступка – звена между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями.

Учеными признается, что такой конфликт – это и момент эмоциональный, поскольку определяется личностный смысл поступка. Смысловая ориентировка становится важной стороной внутренней жизни, одновременно исключая импульсивность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается и детская непосредственность :ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Часто кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность. Искусственность поведения, склонность к капризам, конфликтам и т.п. (И.Ю.Кулагина).

Сегодня педагогический подход к решению этих конфликтных особенностей требует нового осмысления. Характеристика личностных качеств ребенка в младшем школьном возрасте и специфика подготовки к их развитию учителя начальных классов, предлагаемая в большинстве учебников по педагогике и возрастной психологии, ориентирована на внешне задаваемые воздействия. Как правило, такие воздействия блокируют механизмы саморазвития и тормозят процессы становления личности уже в этом возрасте.

Возможности для организации личностно ориентированного воспитания в младших классах обнаруживаются в трактовках мотивации. Самосознания, самооценки, потребностной стороны личности младшего школьника ( И.Ю. Кулагина). Тенденцию становления мотивов самосовершенствования и самоопределения в младшем школьном возрасте отмечает Л.И. Божович. Вместе с тем она считает, что социальные мотивы занимают настолько большое место, что способны определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишенной для них непосредственного интереса.

Наибольшее значение для понимания возможности и необходимости развития личностных структур сознания уже в младшем школьном возрасте приобретает сегодня позиция А.Н.Леонтьева по отношению к осознанным и неосознанным мотивам.

Необходимость «закладки» фундамента эмоциональной направленности личности на познавательный интерес уже в младшем школьном возрасте, как тенденции личностного отношения к образованию, отмечал В.В.Давыдов. Он считал, что ребенок должен испытывать наслаждение от самого процесса анализа вещей и их происхождения: «если еще в младшем школьном возрасте такое стремление не сформировано, то в последующем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическими источниками радостного и эффективного учения».

По мнению Л.М. Фридмана, в младшем школьном возрасте ученик с охотой и желанием принимает цели, предложенные учителем, но с переходом в более старший класс у него возникает потребность стать субъектом своей деятельности, т.е. иметь право и осуществлять его в порождении частных целей своих конкретных деятельностей.

Огромное значение в гуманистической педагогике придается самосознанию. Оно определяется как «изначальный и непосредственный факт душевной жизни» (В.В.Зеньковский). Самосознание  признается как важнейшая сущностная характеристика личности, являющаяся одновременно механизмом и продуктом саморазвития. Это также свидетельствует в пользу возможности применения личностно ориентированного подхода к воспитанию самосознания в младшей школе.

К наиболее сложной задаче личностно ориентированного воспитания относится выработка у учащихся младших классов понимания смысла происходящего, стремления к высказыванию собственной точки зрения, выработки умения соотносить свойственную детям мотивацию самоутверждения с определением жизненных перспектив, творческих самовоплощением, внутренней свободой (Г.Г. Лаптиева).

Конструирование воспитательной ( личностно утверждающей) ситуации предполагает использование технологий задачного подхода, внутреннего диалога и имитационных игр, востребующих деятельность личностных структур сознания учащихся. Когда деятельность имеет смысл, то познавательное действие ребенка также обретает смысл и новую, более сильную мотивацию. Смысл имитационно-игровых ситуаций состоит в возможности играя решать предполагаемые задания и свободно выражать свои творческие силы. Это особенно актуально для учащихся начальных классов, поскольку потребность в игре с приходом в школу остается по-прежнему достаточно сильной. В играх ребята охотнее реализуют то, что кажется им трудновыполнимым в жизненных ситуациях.

Именно в детстве формируются умы и сердца наших детей. Именно в детстве закладывается фундамент культурного и этического отношения к тому огромному миру, который нас окружает.

Главное средство воспитания – это разумно организованное общество, под которым понимается коллектив единомышленников, содружество детей и взрослых, связанных едиными целями и задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Поэтому «Семь Я» и стало названием комплексной программы воспитания школьников.

Данная программа рассчитана на детей начальных классов обычной общеобразовательной школы. Она предполагает участие всех: школьников начальных классов, родителей, классного руководителя.

Программа реализуется на базе МОУ Кушнурская СОШ, но с учетом того, что определенные блоки программы будут выходить на базу дополнительного образования.

Срок реализации 3 года.

2.Целеполагание:

Цель программы:

- создание условий для жизнедеятельности школьного коллектива, для саморазвития школьника.

Задачи:

- предоставить дополнительные возможности для проявления творческих способностей детей, их активного вовлечения в организацию и проведение дел.

- использовать широкий выбор направлений, форм и видов деятельности.

- оказать поддержку органам детского самоуправления и развитию организаторских, лидерских качеств школьника.

- учить заботиться друг о друге.

Структура программы.

1-й блок. «Я и мои интересы»

  • Создание условий для формирования объективной самооценки школьников через их участие во внеклассной деятельности.
  • Организация активной, насыщенной интересными и полезными делами жизни детского коллектива через такие формы, как КТД, творческие сборы, КВН,  интеллектуальные игры, предметные недели, олимпиады.
  • Укрепление нравственного климата в коллективе школьников.
  • Создание условий для воспитания независимого, уверенного в себе, способного отстоять собственное мнение школьника.

2-й блок. «Я – гражданин России»

  • Освоение народных обычаев, обрядов, ремесел, праздников, изучение фольклора через посещение объединений дополнительного образования, а также через участие в праздниках, декадах, посвященных русской школе, миру народных традиций.
  • Участие в патриотическом движении через деятельность школьной детской       организации.

3-й блок. «Я и окружающие люди»

  • Познание самого себя, своего отношения к людям, к своему коллективу, близким, друзьям, окружающим, знакомство с историей и выдающимися людьми.
  • Формирование доброго отношения к людям, к своему коллективу, близким, друзьям, окружающим через участие в акциях «Спешите делать добро», «Ветеран живет рядом».
  • Выработка навыков сотрудничества через организацию совместной деятельности с сельской библиотекой и школьной библиотекой.
  • Воспитание таких качеств, как доброта, милосердие, чувство долга и товарищества, заботы о ближнем.

4-й блок. «Я и творчество».

  • Выявление потребностей, интересов и склонностей школьников.
  • Создание широкого простора для творческой самореализации интересов детей через кружки и творческие объединения.
  • Стимулирование развития творческих способностей школьников.

5-й блок. «Я и природа»

  • Приобщение к миру природы, включение школьников в экологическую заботу о мире природы, участие в экологических акциях.
  • Формирование у школьников представлений о ценности мира, о единстве человека и природы, о человеке как части природы.

6- блок. «Я и моя семья»

  • Организация совместного досуга родителей и детей через совместные дела, праздники, поездки, экскурсии и т.д.
  • Организация и осуществление связи поколений через уроки-встречи, тематические родительские собрания, совместные мероприятия.
  • Изучение прав и обязанностей ребенка в семье.

7- блок. «Я – культурный человек»

  • Освоение школьниками многообразия культурных ценностей через посещение культурных центров, театров, музеев.
  • Развитие способности школьников соотносить культурные, социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной.

Ожидаемые результаты

  • Будет наблюдаться положительная динамика воспитания личности по принятым в школе критериям.
  • Будут значительно расширены возможности для удовлетворения разнообразных запросов детей во внеурочной деятельности; в практику работы войдут такие формы, как КВН, интеллектуальные игры, творческие сборы, фестивали детского творчества и др.
  • Активнее будут использоваться возможности системы учреждений дополнительного образования и воспитательных центров социума.
  • Вырастет число школьников, принимающих активное участие в мероприятиях школы.

Кадровое обеспечение

  • Классный руководитель
  • Классный родительский комитет
  • Актив класса
  • Проведение постоянного обзора методической литературы по проблемам воспитания
  • Широкое использование воспитательных возможностей центров дополнительного образования, культурных учреждений социума.

Предполагаемые действия по реализации программы

  • Организация мониторинга потребностей, интересов и способностей школьников
  • Создание кружков, межвозрастных творческих объединений на базе школы
  • Расширение культурно-образовательного пространства развития детей
  • Разработка годового цикла дел, направленного на проявление и развитие творческих способностей учащихся, на презентацию их личностных достижений в соответствии с возрастными воспитательными подпрограммами

.

Учащиеся вовлекаются классным руководителем в разнообразные виды деятельности, позволяющие им приобрести опыт проявления социальной активности, освоить основы построения индивидуальных и совместных действий, научить приносить пользу себе и окружающим, сформировать первичное представление о сильных и слабых сторонах своей личности.

                               

   Содержание программы

                                                   1 год

    Название блока

               цель

          мероприятия

                Сроки

            проведения

Я и мои интересы

Развитие всесторонних интересов у мл. школьников, повышение умственной культуры.

- игры «В гостях у почемучек»

            «Умники и умницы»

- олимпиады по предметам

- игра «Хочу все знать»

- конкурс «По дорогам сказок»

Я и общество

Передача детям опыта (ЗУН) общения людей

- поздравления учителей с Днем учителя;

- акция «Забота» (ко Дню пожилого человека);

- экскурсия в школьный музей;

- встречи с выпускниками;

- конкурс «Листая прошлого страницы…» ( сбор материалов по истории школы);

-конкурс рисунков к Новому году

Я – гражданин России

Воспитание гражданских чувств через формирование интереса к истории своего народа, его традициям и культуре

- акция «Я – хозяин моего села» ( действия по благоустройству школы, школьной территории, озеленение)

- урок памяти «Подвигу народа жить в веках»

Я и моя семья

Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности

- внеклассные мероприятия с родителями: «спортивная семья», «Читающая семья»

- интеллектуальная игра с родителями «Звездный час»

Я и природа

Формирование позитивного опыта взаимодействия школьников с природой

- конкурс «Птичья столовая» (Изготовление кормушек для птиц);

- игра-путешествие «По лесным тропинкам отчего края»

Я - культурный человек

Показать школьнику значимость физического состояния для его будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил

 - «Фестиваль игр», КТД4

- конкурс «Папа, мама и я – спортивная семья»

Я и творчество

Создание условий для проявления творческих способностей каждым школьником

- Конкурс рисунков «Моя милая мама»;

- конкурс на лучшую Снегурочку

- снежная сказка;

- детский фестиваль «Алло, мы ищем таланты!»;

- участие в праздничных концертах;

- конкурс рисунков на тему противопожарной безопасности

                                Тематика классных часов

               тематика

                           цель

Дата проведения

1

День знаний

Поддержать у детей праздничное настроение от встречи со школой; создать настой на учебную деятельность

01.09.2010.

2

Классный коллектив

Дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создать учебный коллектив; формировать умение жить в нем; раскрыть содержание понятий «коллектив» и «школьные товарищи»

3

Школьный дневник

Познакомить учащихся  со школьным дневником и научить их работать с ним, показать значение дневника в школьной жизни

4

Мой ум

Показать детям значение ума в жизни человека; способствовать развитию у детей желанию развивать свой ум с раннего детства

5

Развивай свою память

Какая у меня память

В доступной форме дать понятие о видах памяти, ее свойствах; способствовать развитию памяти у детей через игры и упражнения

Дать возможность детям изучить особенности собственной памяти; осознать ее сильные и слабые стороны; закрепить знания детей о видах памяти

6

Здравствуй, осень!

Обобщить знания детей об осенних признаках; проверить знания детей об овощах, фруктах, грибах, ягодах; развивать воображение, смекалку, любовь к родной природе; расширять кругозор учащихся

7

К тебе пришли гости

Прививать этические нормы поведения гостеприимности хозяина, развивать умение встречать гостей, дарить и принимать подарки

8

День рождения – светлый праздник

Прививать этические нормы поведения, умения встречать  гостей, дарить и принимать подарки

9

Права и обязанности

Помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»; воспитывать уважение к правам других; привести в систему уже имеющиеся у детей знания о сомообслуживающем и домашнем труде, формировать желание и готовность участвовать в нем

10

Чем я богат

Сравнивать значение ценностей  материальных и духовных, помочь детям осознать, что истинные богатства человеческого сердца заключаются в способности проявлять высокие и сильные чувства и жить ими; найти ответ на вопрос: что ценнее – богатство материальное или богатство человеческого сердца?

11

Удивительное рядом

Развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств

12

Береги свое время и время других

Учить ценить время, быть пунктуальными; показать важность соблюдения режима дня                                                                                                                                                                                                                    

13

Правила поведения в общественном месте

Рассказать о правилах поведения в общественных местах

14

Новый год. Украшение новогодней елки.

Познакомить с русскими традициями встречи Нового года, создать предновогоднее настроение; расширить кругозор учащихся                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

15

Зимушка - зима

Познакомить с народными названиями зимних месяцев; расширить кругозор учащихся

16

Устный журнал «Расти здоровым»

Обобщить полученные знания; развивать интерес к своему здоровью, воспитывать бережное отношение к своему здоровью

17

День Наума Грамотника

Способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор учащихся; развивать память, внимание, стремление узнать новое

18

Честность – прежде всего

Воспитывать в детях желание и стремление быть всегда честным

19

У меня зазвонил телефон

Познакомить учащихся с правилами телефонного этикета

20

Уважай старших

Воспитывать уважение к старшим, повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружающим людям

21

День святого Валентина

Познакомить  с историей празднования этого дня; развивать стремление дарить окружающим хорошее настроение

22

Правила безопасного движения, культура поведения на улице, в транспорте

Повторить правила поведения на улице, в транспорте

23

Игрушечный город

Познакомить с историей игрушки, прививать бережное отношение к игрушке, любовь к народной игрушке

24

Веселая Масленица

Познакомить с народным праздником Масленицы; развивать интерес к российской истории и народным традициям

25

День птиц

Познакомить учащихся с многообразием пернатых; дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некоторых птиц, развивать речь учащихся; прививать любовь и бережное отношение к родной природе

25

День смеха

Рассказать о празднике 1 апреля, развивать духовно – нравственные качества личности, формировать этику поведения, чувства такта и уместности шутки и смеха

26

Пасха – праздник праздников

Познакомить детей с пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам; воспитывать дружелюбие

27

Культура речи

Способствовать формированию культуры поведения учащихся, закрепить правила культурного общения; развивать интерес к русому языку

28

Наша улица

Повторить правила дорожного движения; познакомить с историей улицы; воспитывать любовь к родному краю

29

Кем быть?

Продолжить знакомить детей с разными видами профессий; помочь в осознании своих возможностей и способностей; формировать желание развивать свои способности

30

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Расширить знания школьников о ВОВ; дать почувствовать величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны

31

Животные в годы ВОВ

Расширить знания о ВОВ

32

Собака – друг человека

Познакомить с породами собак, их ролью в жизни человека; содействовать воспитанию любви к животным; развивать внимание, восприятие и умение слушать товарищей

33

Пожарным можешь ты не быть

Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную; познакомить с профессией пожарного; составить памятку как вести себя на пожаре

34

Интеллектуальная игра «Все обо всем на свете»

Расширить кругозор учащихся; способствовать воспитанию любознательности, поддерживать стремление узнавать все новое

Работа с родителями

Тематика родительских собраний

                   тематика

                     цель

Дата проведения

1

«Давайте познакомимся»

- анкетирование родителей

- выборы родительского комитета, планирование его деятельности

- формирование картотеки семей

Познакомится с родителями учащихся; с помощью анкетирования выяснить жилищно-бытовые условия; выбрать родительский комитет, определить план работы.

сентябрь

2

Психолого-возрастные особенности. Рекомендации родителям.

Познакомить родителей с психолого-возрастными особенностями младших школьников; дать рекомендации в оказании помощи своему ребенку в учебной деятельности.

ноябрь

3

О воздействии ТВ и компьютерных игр на психику ребенка, о патологических изменениях в организме детей.

Раскрыть скрытую угрозу компьютера на изменение психики ребенка

март

4

Перелистывая страницы учебного года (подведение итогов работы за год)

Подвести итоги года по всем секторам; дать рекомендации на лето.

май

                                           Работа с родителями

                          Наименование дела

       Срок проведения

1

Посещение семей учащихся ( по мере необходимости)

В течение года

2

Педагогическая консультация «Как помочь ребенку хорошо учиться?»

октябрь

3

Анализ учебной деятельности за 1-ю четверть. Письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности

Конец октября

4

Индивидуальные педагогические поручения родителям по подготовке к обмену опытом по воспитанию детей

Совместный классный час «Разговор о маме»

ноябрь

5

Педагогическая консультация «Познавательные процессы личности и условия их развития»

декабрь

6

Коллективно-творческое дело «Мы готовимся к Новому году»

декабрь

7

Лыжная прогулка вместе с родителями

январь

8

Тематическая консультация «В семье растет сын»

февраль

9

Письма – поздравления папам

февраль

10

Совместный классный час «Сегодня в гости пап мы пригласим»

февраль

11

Тематическая консультация «В семье растет дочь»

март

12

Письма – поздравления мамам

март

13

Праздник мам и бабушек. Совместное мероприятие

март

14

Создание экрана успеваемости

апрель

15

Выставка лучших работ, тетрадей учащихся

апрель

16

Обзор литературы для родителей «Семейные чтения»

май

17

Подготовка благодарственных писем

май

18

Благоустройство классной комнаты

июнь

19

Выход на природу вместе с родителями

июнь

Родительский комитет

Состав:

Цель:

- оказание помощи и поддержки в организации учебной и досуговой деятельности школьников.

Задачи:

- способствовать единению, сплочению семей;

- установить взаимоотношения родителей и детей;

- создать комфортные условия для ребенка как в школе, так и в семье.

Деятельность родительского комитета:

-проведение совместных праздников;

- выставки семейных творческих работ;

- совместные творческие встречи;

- организация кружковой деятельности и других объединений по интересам;

- знакомство с правовыми основами семейного воспитания детей.

Заседания родительского комитета.

Разделы плана воспитательной работы:

  1. Общие сведения о коллективе

  1. Психолого – педагогический характеристика класса.

  1. Сведения об учащихся и их родителях.

  1. Сведения о внеурочной деятельности

  1. Работа с одаренными детьми

  1. Работа с проблемными детьми

Взаимодействие

школы и классного коллектива в социуме.

                 

Анализ воспитательной работы

за 2009 – 2010 учебный год

Главной задачей было для меня сплотить классный коллектив через различную деятельность: учебную, трудовую, творческую. При этом формировать у ребят потребность в общении, умения совершенствоваться в коллективе.

Все классные мероприятия были направлены на  достижения и решения этих задач.

«Волшебный стул», праздник «Рождение классного коллектива», игра – экскурсия «Страна, в которой я живу», познавательная игра – практикум «Если хочешь быть здоров» и т.д. Раскрыться ребятам помогают экскурсии в природу, где дети общаются в неофициальной обстановке. Сплотить ребят помогает и совместная работа такая как: уборка школьной территории, генеральная уборка классной комнаты, распределение обязанностей при этом; коллективные творческие работы на уроках технологии. Им хочется много знать, им все интересно, они активно желают участвовать во всех делах.

Ребятам нравиться выступать. Они были активными участниками всех школьных, классных  и клубных концертах. С удовольствием готовят стихи – сюрпризы для ребят на уроках чтения. Очень серьезно прошла подготовка к новогодним праздникам: работали в мастерской Деда Мороза, разучивали новогодние песни, стихи, готовили костюмы. Здесь каждый смог проявить свою фантазию. А такая деятельность помогает ребенку в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности. Неоднократно проводились игры на свежем воздухе, что тоже очень нравиться детям. Готовились и проводились совместные с родителями праздниками. Жаль, что приходят только мамы. Во время каникул ходили с ребятами на лыжах на прогулку в зимний лес.

Тематика классных часов была подобрана так, чтобы как можно больше и шире сделать кругозор ребенка: «Мы школьники, а это значит…», «Дорога до школы и обратно», «Права и обязанности ученика», «Что такое хорошо, и что такое плохо»… Для более успешной работы в классе было создано детское ученическое самоуправление. Ребятам было очень интересно играть роли и быть ответственными, здесь стимулом были индивидуальные мотивы: заинтересованность учащихся, вера в собственные силы, положительные эмоции.

Вся воспитательная работа в классе была направлена на воспитание качеств в ребенке, которые помогут ему в будущем состояться во взрослой жизни: интерес к самому себе, самопризнание себя как личности, управление самим собой, уважение чужого мнения, любознательности и вовлеченности в деятельность, эмоциональной устойчивости, мотивации действий и поступков. Анализируя работу за год, хочется отметить, что к концу года классный коллектив можно назвать сформированным. Ребята усвоили правило, что только вместе, сообща можно сделать любое дело.

В дальнейшем работа будет строиться на совершенствование детского коллектива, на самосовершенствование каждого.

Циклограмма

работы классного руководителя в течение года

Ежедневно:

  1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учеников на занятии.
  2. Организация питания.
  3. Организация дежурства в классном кабинете.
  4. Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно:

     1. Проверка дневников учащихся.

     2. Проведение мероприятий по плану.

     3. Работа  с родителями по ситуации.

     4. Работа с учителями – предметниками по ситуации.

Каждый месяц:

  1. Решение хозяйственных вопросов ( питание, проездные билеты).
  2. Встреча с родительским активом.
  3. Работа с активом класса.

Один раз в четверть:

  1. Оформление классного журнала
  2. Семинар классных руководителей.
  3. Анализ выполнения плана работы за четверть.
  4. Коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
  5. Проведение родительского собрания.

Один раз в год:

  1. Проведение открытого мероприятия.
  2. Оформление личных дел.
  3. Анализ и составление плана работы с классным коллективом.
  4. Сбор статистических данных о классе.

Содержание программы

2 год

Название

блока

цель

мероприятия

Сроки проведения

Я и мои интересы

Развитие всесторонних интересов у мл. школьников, повышение умственной культуры

-Операция «Мир твоих увлечений»

-участие в конкурсе ЭМУ

- олимпиады по предметам

- тестирование по предметам

( русский язык, математика)

- участие в конкурсе исследовательских работ

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Декабрь

март

Я и общество

Передача детям опыта

(ЗУН) общения людей, социализация учащихся

- акция «Им нужна наша помощь» ( к дню пожилых людей, к дню животных)

- экскурсия в с/ библиотеку

- сбор материалов по истории школы «Листая прошлого страницы»

- рождественские колядки

- правила поведения в общественных местах, общественном транспорте

Октябрь

Ноябрь

В течение года

Январь

По необходимости

Я – гражданин России

Воспитание гражданских чувств через формирование интереса к истории своего народа, его традициям и культуре

- классный час «Подвиг Минина. Народное ополчение»

- участие в операции БУНТ

- край ты мой зеленый – озеленение улиц, территории школы

- мой папа был солдатом – встреча с папами, отслужившими в рядах СА

- о победе с радостью в сердцах

сентябрь

Октябрь-ноябрь, апрель-май.

Апрель

Февраль

май

Я и моя семья

Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности

- семейный праздник «Я с бабушкой своею»

- мама, мамочка, мамулечка

(конкурсно-игровая программа)

- приходите в гости к нам

( чаепитие с мамами)

- прощай начальная школа

Октябрь

Ноябрь

Март

май

Я и природа

Формирование позитивного опыта взаимодействия школьников с природой

- конкурс «Экологические сказки»

- осенины

- весенние метели да капели

- край ты мой любимый

( конкурс рисунков)

Февраль

Ноябрь

Апрель

март

Я – культурный человек

Показать школьнику значимость физического состояния для его будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил

- мир книг (знакомство с новыми книгами)

- поездка в цирк

- уроки классической музыки

- в гостях у народной игры

- спорт, спорт, спорт….

Январь

Сентябрь-ноябрь

Апрель-май

Я и творчество

Создание условий для проявления творческих способностей каждым школьником

- участие в праздничных концертах

- конкурс рисунков «Портрет моей мамы»

- таланты и поклонники

- болдинская осень ( конкурс стихов по творчеству А.С. Пушкина)

В течение года

Ноябрь

Март

октябрь

Тематические классные часы

месяц

Тематика классного часа

цель

сентябрь

- мая дорога о  школы до дома

- осторожность – прежде всего

-народное ополчение

Повторить правила дорожного движения

Противопожарная безопасность

Воспитание гражданских чувств, формирование интереса к истории своей страны, чувства гордости за патриотизм и мужество народа

октябрь

- о братьях наших меньших

- день народного единства

Прививать чувство любви и ответственности за тех, кого приручили

Познакомить, с чем связан данный праздник

ноябрь

- прекрасное слова «мама»

Воспитывать уважительное отношение к родителям

декабрь

- декларация прав человека

Познакомить с правовыми  правами и обязанностями

январь

- приветливость вам открывает сердца других

Взаимоотношения в коллективе

февраль

Мой папа был солдатом. Военные вехи нашей страны.

Воспитание гражданских чувств

март

Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках.

Познакомить с историей становления праздника, воспитание уважительного отношения к родителям

апрель

- экологический день Земли

-день космонавтики

Бережное отношение к всему окружающему

Формирование интереса к истории страны

май

О победе с радостью в сердцах

Прощание с начальной школой

Формирование интереса к истории страны

Подведение итогов за год.

Родительские собрания.

Тематика родительского собрания

месяц

1

Давайте будем учиться вместе с детьми:

- режим дня

- помощь в подготовке домашнего задания

октябрь

2

Выбор модуля по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики»

ноябрь

3

Роль взаимоотношений семьи в духовно – нравственном становлении школьника

ноябрь

4

О поощрении и наказании

- подведение итогов первого полугодия

январь

5

Триумф 3-4 классов – подведение итогов за год

май

                                 

Содержание программы

3 год

    Название блока

               цель

          мероприятия

                Сроки

            проведения

Я и мои интересы

Развитие всесторонних интересов у мл. школьников, повышение умственной культуры.

- русские национальные игры;

- «Умники и умницы»

- олимпиады по предметам

- игра «Хочу все знать»

-

Я и общество

Передача детям опыта (ЗУН) общения людей

- поздравления учителей с Днем учителя;

- акция «Забота» (ко Дню пожилого человека);

- экскурсия в школьный музей;

- встречи с выпускниками;

- конкурс «Листая прошлого страницы…» ( сбор материалов по истории школы);

-конкурс рисунков к Новому году

Я – гражданин России

Воспитание гражданских чувств через формирование интереса к истории своего народа, его традициям и культуре

- акция «Я – хозяин моего села» (действия по благоустройству школы, школьной территории, озеленение)

- урок памяти «Подвигу народа жить в веках»

Я и моя семья

Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности

- внеклассные мероприятия с родителями: «Спортивная семья», «Читающая семья»

- интеллектуальная игра с родителями «Звездный час»

- задание практикумы: «ласковые слова маме», «Приятное для братишки (сестренки)»

- ролевые игры: «Праздник в семье»,

Я и природа

Формирование позитивного опыта взаимодействия школьников с природой

- конкурс «Птичья столовая» (Изготовление кормушек для птиц);

- игра-путешествие «По лесным тропинкам отчего края»

- наблюдения за явлениями природы и их описание в слове (стихи)

Я - культурный человек

Показать школьнику значимость физического состояния для его будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил

 - «Фестиваль игр», КТД

- конкурс «Папа, мама и я – спортивная семья»;

- игра «Как стать нехворайкой»;

- чудо-дерево – рассказы детей о целебных свойствах деревьев

Я и творчество

Создание условий для проявления творческих способностей каждым школьником

- Конкурс рисунков «Моя милая мама»;

- конкурс на лучшую Снегурочку

- снежная сказка;

- детский фестиваль «Алло, мы ищем таланты!»;

- участие в праздничных концертах;

- конкурс рисунков на тему противопожарной безопасности

Тематика классных часов

               тематика

                           цель

Дата проведения

1

День знаний

Классный час «Круглые даты » к 400-летию Нижегородского ополчения

Поддержать у детей праздничное настроение от встречи со школой; создать настрой на учебную деятельность

01.09.2010.

 Я – и мои интересы

2

Роль книги в жизни человека. (беседа)

Убедить учащихся в том, что чтение должно стать для них не «трудовой повинностью» и обязанностью, а средством удовлетворения своих духовных, интеллектуальных и эстетических запросов.

3

Колокола России. (музыкальный час)

Познакомить с творчеством русского народа – колокольными звонами.

4

Труд – основа жизни. (вечер загадок)

Рассказать о роли труда в жизнедеятельности человека; выяснить знания детей о профессиях и их применении; расширить познавательные интересы

5

И подвиг нынешней Руси да будет будущему в память. (литературно-музыкальная композиция)

Дать понятие о мужестве как великом свойстве души

6

Клуб любителей фантастики. (конкурс изобретателей и фантазеров)

Привить интерес к чтению научно-фантастической литературы, развивать творческое воображение, фантазию, ассоциативное мышление, интуицию

Я и общество

7

«Азбука поведения» или разговор о воспитанности.

Рассказать о правилах поведения в общественных местах

8

Мастерская общения (игра)

Проследить направленность интересов учащихся, содействовать сплочению классного коллектива

9

Интеллигентный человек. Какой он? ( беседа с элементами дискуссии)

Формировать представление об интеллигентности как высшем проявлении воспитанности человека, его красоты

10

О вреде сквернословия

Воспитывать негативное отношение к порокам человечества; побуждать к нравственному самосовершенствованию

Я – гражданин России

11

ООН и всеобщая декларация прав человека

Подвести детей к пониманию необходимости объединения усилий всех стран по защите прав человека; дать общее представление о понятиях «ООН», «Всеобщая декларация прав человека»

12

Я – гражданин России

Воспитание чувства гражданства, знакомство с символикой страны.

13

Основные права и свободы человека (деловая игра)

Формирование представления о значимости прав человека в жизни общества; воспитание чувства собственного достоинства и уважительного отношения к личности другого человека.

Я и моя семья

14

День рождения – светлый праздник

Прививать этические нормы поведения, умения встречать  гостей, дарить и принимать подарки

15

Мои семейные обязанности

16

Новый год. Украшение новогодней елки.

Познакомить с русскими традициями встречи Нового года, создать предновогоднее настроение; расширить кругозор учащихся                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

17

Чем я богат

Сравнивать значение ценностей  материальных и духовных, помочь детям осознать, что истинные богатства человеческого сердца заключаются в способности проявлять высокие и сильные чувства и жить ими; найти ответ на вопрос: что ценнее – богатство материальное или богатство человеческого сердца?

Я и природа

18

Удивительное рядом

Развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств

19

Зимушка - зима

Познакомить с народными названиями зимних месяцев; расширить кругозор учащихся

20

Любители биологии и защитники экологи (театрализованное действие)

Формировать нравственный аспект защиты экологии; расширить познания детей в азах биологии.

21

Путешествие по природным зонам нашей родины (КВН)

Проверить и углубить знания школьников о природе; прививать бережное отношение и любовь к природе.

22

Устный журнал «Расти здоровым»

Обобщить полученные знания; развивать интерес к своему здоровью, воспитывать бережное отношение к своему здоровью

23

Веселая Масленица

Познакомить с народным праздником Масленицы; развивать интерес к российской истории и народным традициям

24

День птиц

Познакомить учащихся с многообразием пернатых; дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некоторых птиц, развивать речь учащихся; прививать любовь и бережное отношение к родной природе

Я культурный человек

25

Честность – прежде всего

Воспитывать в детях желание и стремление быть всегда честным

26

У меня зазвонил телефон

Познакомить учащихся с правилами телефонного этикета

27

Уважай старших

Воспитывать уважение к старшим, повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружающим людям

28

Правила безопасного движения, культура поведения на улице, в транспорте

Повторить правила поведения на улице, в транспорте

29

0 красоте, о моде и хорошем вкусе

Формировать правильное представление об истинной красоте человека; развивать эстетический вкус, разумный подход и чувство меры по отношению к моде.

30

День смеха

Рассказать о празднике 1 апреля, развивать духовно – нравственные качества личности, формировать этику поведения, чувства такта и уместности шутки и смеха

31

Пасха – праздник праздников

Познакомить детей с пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам; воспитывать дружелюбие

32

Культура речи

Способствовать формированию культуры поведения учащихся, закрепить правила культурного общения; развивать интерес к русому языку

33

Наша улица

Повторить правила дорожного движения; познакомить с историей улицы; воспитывать любовь к родному краю

34

Кем быть?

Продолжить знакомить детей с разными видами профессий; помочь в осознании своих возможностей и способностей; формировать желание развивать свои способности

Я и творчество

35

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Расширить знания школьников о ВОВ; дать почувствовать величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны

36

Удивительный мир музыки (беседа-калейдоскоп)

Расширить кругозор детей сведениями о музыкальном искусстве, способствовать формированию интереса к музыкальному творчеству.

37

Искусство требует умения фантазировать (творческий игровой вечер)

Формировать интерес к художественно-творческой деятельности.

38

Интеллектуальная игра «Все обо всем на свете»

Расширить кругозор учащихся; способствовать воспитанию любознательности, поддерживать стремление узнавать все новое

39

За отметками (выпускной  вечер в 4 классе)

Подведение итогов работы за год.

Литература: Г.П.Попова «Классные часы».

Работа с родителями

Тематика родительских собраний

                   тематика

                     цель

Дата проведения

1

Методы семейного воспитания (ситуационная игра)

- воспитательный сюжет «Раскаяние отца»;

- воспитательный сюжет «наши ошибки»;

-памятка  «О запрещенных и желательных выражениях в семье»;

- памятка для родителей по основам нравственных отношений в семье.

Формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребенка

сентябрь

2

Эти трудные домашние задания (семинар – практикум)

-анкета для родителей «Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности»;

- советуем вникнуть «Виды домашних заданий»;

-рекомендации родителям по подготовке домашних заданий ребенком.

Интеграция усилий родителей и педагогов по формированию культуры выполнения домашних заданий у младших школьников

3

Школа выживания или как уберечь детей от беды ( тренинг)

-правила для ребенка, находящегося дома без взрослых;

- правила безопасного движения на улице;

- умение ориентироваться спасет жизнь;

- правила безопасности при травмах и ушибах.

Отработка с родителями навыков воспитательного взаимопонимания с детьми, обеспечивающего их безопасное поведение

4

Тепло родного очага (совместная с детьми семейная гостиная)

-викторина музыкальные инструменты;

- памятка для родителей «напутствие»;

- кодекс истинного родителя4

- домашняя игротека.

Создание предпосылок для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей

май

Литература: Л.И.Саляхова «Родительские собрания» 1-4 классы.

Работа с родителями

                          Наименование дела

       Срок проведения

1

Посещение семей учащихся ( по мере необходимости)

В течение года

2

Педагогическая консультация «Как помочь ребенку хорошо учиться?»

октябрь

3

Анализ учебной деятельности за 1-ю четверть. Письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности

Конец октября

4

Индивидуальные педагогические поручения родителям по подготовке к обмену опытом по воспитанию детей

Совместный классный час «Разговор о маме»

ноябрь

5

Педагогическая консультация «Познавательные процессы личности и условия их развития»

декабрь

6

Коллективно-творческое дело «Мы готовимся к Новому году»

декабрь

7

Лыжная прогулка вместе с родителями

январь

8

Тематическая консультация «В семье растет сын»

февраль

9

Письма – поздравления папам

февраль

10

Совместный классный час «Сегодня в гости пап мы пригласим»

февраль

11

Тематическая консультация «В семье растет дочь»

март

12

Письма – поздравления мамам

март

13

Праздник мам и бабушек. Совместное мероприятие

март

14

Создание экрана успеваемости

апрель

15

Выставка лучших работ, тетрадей учащихся

апрель

16

Обзор литературы для родителей «Семейные чтения»

май

17

Подготовка благодарственных писем

май

18

Благоустройство классной комнаты

июнь

19

Выход на природу вместе с родителями

июнь

Литература: Л.И.Саляхов.а  Настольная книга классного руководителя. М.Глобус, 2009.

Нормативно-правовое обеспечение классного руководителя в начальной школе.

Правовой базой деятельности классного руководителя, помимо Конституции РФ, гарантирующей права и свободы граждан, являются:

1.Федеральные законы:

  • Гражданский кодекс РФ
  • Семейный кодекс РФ
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (в ред. от 20.06. 2000 г.)
  • Постановление Правительства РФ «Национальная доктрина образования в РФ» от 4 октября 2000 г. № 751
  • Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ( в ред. от 13 января 2001 года)
  • Распоряжение Правительства РФ «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» от 29 декабря 2001 года №1756

2.Нормативные документы Министерства образования:

  • Письмо Министерства образования от 2 апреля 2002 года №13-51-28/3 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в образовательном учреждении»
  • Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений (Утверждены приказом №21 Минобрнауки России от 3 февраля 2006 года)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Страницы истории. 4 класс.Семь чудес света.

Тема: "Семь чудес света"Задачи:Познакомить учащихся с семью чудесами света.Формирование универсальных учебных действий - самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации,...

Урок гражданственности и патриотизма в 1 классе "Школа -дом, класс - семья!"

             Цели: познакомить учащихся  со школой, классом, с учителем, одноклассниками; формирование гражданской позиции, патриотизма; информиров...

Классный час для учащихся начальных классов «Семь цветов радуги или личность-коллектив...»

Очень важно, в каком коллективе учатся дети, общаются, живут. Важно потому, что от этого зависит, каким будет каждый из них.Каждый коллектив, как и любой человек, имеет свой характер. Цель класс...

Классный час для учащихся 4 класса « Семья вся вместе - душа на месте»

Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям;Способствовать формированию правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям.Способствовать сплочению и развитию...

Интеллектуальная игра по окружающему миру для учащихся 3 - 4 классов "Семь бед - один ответ"

Интеллектуальная игра "Семь бед - один ответ" по окружающему миру предназначена для учащихся 3- 4 классов. Цели игры - расширение кругозора детей в области знаний о животных, пробуждение интереса к ок...

Проверочная работа. Окружающий мир. 2 класс. Семья. Поколения семьи.

Проверочная работа, где тредуется отметить только верные утверждения. По программе "Начальная школа 21 века"...

Внеклассное мероприятие с родителями и учащимися 4 «Б» класса «Семья и семейные ценности»

Цели: 1.     выявить особенности взаимоотношений между детьми и  родителями;2.     помочь родителям проанализировать своё родительское поведение, заострить...