Программа воспитательной работы с учащимися 2-3 классов «Семь Я»
рабочая программа (1 класс) по теме
Содержание:
1.
А)Аналитический блок:
- пояснительная записка
- психолого-педагогическая характеристика класса
- социальный паспорт класса
- общие сведения о классном коллективе
- анализ воспитательной работы за 2009-2010 учебный год
Б) Целеполагание:
-цель
- задачи
- структура программы
- ожидаемые результат
- кадровое обеспечение
- предполагаемые действия по реализации программы
- тематика классных часов
В) Организация деятельности коллектива
2. Работа с родителями:
- тематика родительских собраний
- родительский комитет
- работа с проблемными семьями
3. Работа с одаренными детьми
4. Работа с проблемными детьми
5. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классном коллективе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitatelnoy_raboty_v_klasse_sem_ya.doc | 519.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Кушнурская СОШ
Программа
воспитательной работы
с учащимися 2-3 классов
«Семь Я»
Срок реализации
3 года
Классный руководитель: Суркина Л.Н.
Кушнур
2010-2011
Содержание:
1.
А)Аналитический блок:
- пояснительная записка
- психолого-педагогическая характеристика класса
- социальный паспорт класса
- общие сведения о классном коллективе
- анализ воспитательной работы за 2009-2010 учебный год
Б) Целеполагание:
-цель
- задачи
- структура программы
- ожидаемые результат
- кадровое обеспечение
- предполагаемые действия по реализации программы
- тематика классных часов
В) Организация деятельности коллектива
2. Работа с родителями:
- тематика родительских собраний
- родительский комитет
- работа с проблемными семьями
3. Работа с одаренными детьми
4. Работа с проблемными детьми
5. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классном коллективе
Пояснительная записка.
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране делает этот процесс еще более трудным. Начальная школа не может быть обособленным звеном в процессе образования и воспитания. Уже в 40-60 годы в работах М.А.Данилова, Б.П.Есипова, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина и других определяется новый подход в понимании сущности и характера воспитания в начальной школе.
Общий смысл разнообразных вариантов этого подхода состоял в том, чтобы с первых дней пребывания ребенка в школе избавить его от авторитарной опеки учителя, навязывающего единственно возможный опыт понимания знаний задающего, «ставящего» правильное поведение. Для этого, по мнению ученых, необходимо было обратиться к развитию познавательной активности, самостоятельности и творчества учащихся.
Концепция М.А. Данилова определяла наиболее актуальные и сегодня идеи стимулирования внутренних сил личности, организации учебной и внеурочной деятельности так. Чтобы востребовались самостоятельность мысли и действия. Однако для достижения этой цели потребовалось усилие влияния традиционного процесса обучения на воспитание и развитие личности школьника. Но и это, противоречащее смыслу гуманистического образования положение, не нашло своего воплощения в подготовке учителей. Как и другие идеи М.А. Данилова, оно противоречило традиционной педагогике в части понимания сущности педагогического руководства учебным процессом.
Л.С.Выгодский называет возраст 7 лет «кризисом 7 лет», связанный с феноменом «обобщения переживаний». Цель неудач или успехов приводит к формированию устойчивого комплекса – чувства неполноценности из-за несостоявшихся ожиданий, связанных с неудачами в новом виде деятельности – учебе, общении с новыми людьми, или чувства собственной исключительности, связанного с завышенной оценкой окружающими успехов ребенка. Это приводит к усложнению эмоционально-мотивационной сферы и возникновению внутренней жизни, что влечет появление смысловой ориентировочной основы поступка – звена между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями.
Учеными признается, что такой конфликт – это и момент эмоциональный, поскольку определяется личностный смысл поступка. Смысловая ориентировка становится важной стороной внутренней жизни, одновременно исключая импульсивность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается и детская непосредственность :ребенок начинает размышлять, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Часто кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривляние, манерность. Искусственность поведения, склонность к капризам, конфликтам и т.п. (И.Ю.Кулагина).
Сегодня педагогический подход к решению этих конфликтных особенностей требует нового осмысления. Характеристика личностных качеств ребенка в младшем школьном возрасте и специфика подготовки к их развитию учителя начальных классов, предлагаемая в большинстве учебников по педагогике и возрастной психологии, ориентирована на внешне задаваемые воздействия. Как правило, такие воздействия блокируют механизмы саморазвития и тормозят процессы становления личности уже в этом возрасте.
Возможности для организации личностно ориентированного воспитания в младших классах обнаруживаются в трактовках мотивации. Самосознания, самооценки, потребностной стороны личности младшего школьника ( И.Ю. Кулагина). Тенденцию становления мотивов самосовершенствования и самоопределения в младшем школьном возрасте отмечает Л.И. Божович. Вместе с тем она считает, что социальные мотивы занимают настолько большое место, что способны определить положительное отношение детей к деятельности, даже лишенной для них непосредственного интереса.
Наибольшее значение для понимания возможности и необходимости развития личностных структур сознания уже в младшем школьном возрасте приобретает сегодня позиция А.Н.Леонтьева по отношению к осознанным и неосознанным мотивам.
Необходимость «закладки» фундамента эмоциональной направленности личности на познавательный интерес уже в младшем школьном возрасте, как тенденции личностного отношения к образованию, отмечал В.В.Давыдов. Он считал, что ребенок должен испытывать наслаждение от самого процесса анализа вещей и их происхождения: «если еще в младшем школьном возрасте такое стремление не сформировано, то в последующем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическими источниками радостного и эффективного учения».
По мнению Л.М. Фридмана, в младшем школьном возрасте ученик с охотой и желанием принимает цели, предложенные учителем, но с переходом в более старший класс у него возникает потребность стать субъектом своей деятельности, т.е. иметь право и осуществлять его в порождении частных целей своих конкретных деятельностей.
Огромное значение в гуманистической педагогике придается самосознанию. Оно определяется как «изначальный и непосредственный факт душевной жизни» (В.В.Зеньковский). Самосознание признается как важнейшая сущностная характеристика личности, являющаяся одновременно механизмом и продуктом саморазвития. Это также свидетельствует в пользу возможности применения личностно ориентированного подхода к воспитанию самосознания в младшей школе.
К наиболее сложной задаче личностно ориентированного воспитания относится выработка у учащихся младших классов понимания смысла происходящего, стремления к высказыванию собственной точки зрения, выработки умения соотносить свойственную детям мотивацию самоутверждения с определением жизненных перспектив, творческих самовоплощением, внутренней свободой (Г.Г. Лаптиева).
Конструирование воспитательной ( личностно утверждающей) ситуации предполагает использование технологий задачного подхода, внутреннего диалога и имитационных игр, востребующих деятельность личностных структур сознания учащихся. Когда деятельность имеет смысл, то познавательное действие ребенка также обретает смысл и новую, более сильную мотивацию. Смысл имитационно-игровых ситуаций состоит в возможности играя решать предполагаемые задания и свободно выражать свои творческие силы. Это особенно актуально для учащихся начальных классов, поскольку потребность в игре с приходом в школу остается по-прежнему достаточно сильной. В играх ребята охотнее реализуют то, что кажется им трудновыполнимым в жизненных ситуациях.
Именно в детстве формируются умы и сердца наших детей. Именно в детстве закладывается фундамент культурного и этического отношения к тому огромному миру, который нас окружает.
Главное средство воспитания – это разумно организованное общество, под которым понимается коллектив единомышленников, содружество детей и взрослых, связанных едиными целями и задачами, деятельностью, гуманными отношениями. Поэтому «Семь Я» и стало названием комплексной программы воспитания школьников.
Данная программа рассчитана на детей начальных классов обычной общеобразовательной школы. Она предполагает участие всех: школьников начальных классов, родителей, классного руководителя.
Программа реализуется на базе МОУ Кушнурская СОШ, но с учетом того, что определенные блоки программы будут выходить на базу дополнительного образования.
Срок реализации 3 года.
2.Целеполагание:
Цель программы:
- создание условий для жизнедеятельности школьного коллектива, для саморазвития школьника.
Задачи:
- предоставить дополнительные возможности для проявления творческих способностей детей, их активного вовлечения в организацию и проведение дел.
- использовать широкий выбор направлений, форм и видов деятельности.
- оказать поддержку органам детского самоуправления и развитию организаторских, лидерских качеств школьника.
- учить заботиться друг о друге.
Структура программы.
1-й блок. «Я и мои интересы»
- Создание условий для формирования объективной самооценки школьников через их участие во внеклассной деятельности.
- Организация активной, насыщенной интересными и полезными делами жизни детского коллектива через такие формы, как КТД, творческие сборы, КВН, интеллектуальные игры, предметные недели, олимпиады.
- Укрепление нравственного климата в коллективе школьников.
- Создание условий для воспитания независимого, уверенного в себе, способного отстоять собственное мнение школьника.
2-й блок. «Я – гражданин России»
- Освоение народных обычаев, обрядов, ремесел, праздников, изучение фольклора через посещение объединений дополнительного образования, а также через участие в праздниках, декадах, посвященных русской школе, миру народных традиций.
- Участие в патриотическом движении через деятельность школьной детской организации.
3-й блок. «Я и окружающие люди»
- Познание самого себя, своего отношения к людям, к своему коллективу, близким, друзьям, окружающим, знакомство с историей и выдающимися людьми.
- Формирование доброго отношения к людям, к своему коллективу, близким, друзьям, окружающим через участие в акциях «Спешите делать добро», «Ветеран живет рядом».
- Выработка навыков сотрудничества через организацию совместной деятельности с сельской библиотекой и школьной библиотекой.
- Воспитание таких качеств, как доброта, милосердие, чувство долга и товарищества, заботы о ближнем.
4-й блок. «Я и творчество».
- Выявление потребностей, интересов и склонностей школьников.
- Создание широкого простора для творческой самореализации интересов детей через кружки и творческие объединения.
- Стимулирование развития творческих способностей школьников.
5-й блок. «Я и природа»
- Приобщение к миру природы, включение школьников в экологическую заботу о мире природы, участие в экологических акциях.
- Формирование у школьников представлений о ценности мира, о единстве человека и природы, о человеке как части природы.
6- блок. «Я и моя семья»
- Организация совместного досуга родителей и детей через совместные дела, праздники, поездки, экскурсии и т.д.
- Организация и осуществление связи поколений через уроки-встречи, тематические родительские собрания, совместные мероприятия.
- Изучение прав и обязанностей ребенка в семье.
7- блок. «Я – культурный человек»
- Освоение школьниками многообразия культурных ценностей через посещение культурных центров, театров, музеев.
- Развитие способности школьников соотносить культурные, социальные нормы с собственным поведением во всех видах деятельности: общении, учебной, трудовой, художественной, спортивной.
Ожидаемые результаты
- Будет наблюдаться положительная динамика воспитания личности по принятым в школе критериям.
- Будут значительно расширены возможности для удовлетворения разнообразных запросов детей во внеурочной деятельности; в практику работы войдут такие формы, как КВН, интеллектуальные игры, творческие сборы, фестивали детского творчества и др.
- Активнее будут использоваться возможности системы учреждений дополнительного образования и воспитательных центров социума.
- Вырастет число школьников, принимающих активное участие в мероприятиях школы.
Кадровое обеспечение
- Классный руководитель
- Классный родительский комитет
- Актив класса
- Проведение постоянного обзора методической литературы по проблемам воспитания
- Широкое использование воспитательных возможностей центров дополнительного образования, культурных учреждений социума.
Предполагаемые действия по реализации программы
- Организация мониторинга потребностей, интересов и способностей школьников
- Создание кружков, межвозрастных творческих объединений на базе школы
- Расширение культурно-образовательного пространства развития детей
- Разработка годового цикла дел, направленного на проявление и развитие творческих способностей учащихся, на презентацию их личностных достижений в соответствии с возрастными воспитательными подпрограммами
.
Учащиеся вовлекаются классным руководителем в разнообразные виды деятельности, позволяющие им приобрести опыт проявления социальной активности, освоить основы построения индивидуальных и совместных действий, научить приносить пользу себе и окружающим, сформировать первичное представление о сильных и слабых сторонах своей личности.
Содержание программы
1 год
Название блока | цель | мероприятия | Сроки проведения |
Я и мои интересы | Развитие всесторонних интересов у мл. школьников, повышение умственной культуры. | - игры «В гостях у почемучек» «Умники и умницы» - олимпиады по предметам - игра «Хочу все знать» - конкурс «По дорогам сказок» | |
Я и общество | Передача детям опыта (ЗУН) общения людей | - поздравления учителей с Днем учителя; - акция «Забота» (ко Дню пожилого человека); - экскурсия в школьный музей; - встречи с выпускниками; - конкурс «Листая прошлого страницы…» ( сбор материалов по истории школы); -конкурс рисунков к Новому году | |
Я – гражданин России | Воспитание гражданских чувств через формирование интереса к истории своего народа, его традициям и культуре | - акция «Я – хозяин моего села» ( действия по благоустройству школы, школьной территории, озеленение) - урок памяти «Подвигу народа жить в веках» | |
Я и моя семья | Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности | - внеклассные мероприятия с родителями: «спортивная семья», «Читающая семья» - интеллектуальная игра с родителями «Звездный час» | |
Я и природа | Формирование позитивного опыта взаимодействия школьников с природой | - конкурс «Птичья столовая» (Изготовление кормушек для птиц); - игра-путешествие «По лесным тропинкам отчего края» | |
Я - культурный человек | Показать школьнику значимость физического состояния для его будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил | - «Фестиваль игр», КТД4 - конкурс «Папа, мама и я – спортивная семья» | |
Я и творчество | Создание условий для проявления творческих способностей каждым школьником | - Конкурс рисунков «Моя милая мама»; - конкурс на лучшую Снегурочку - снежная сказка; - детский фестиваль «Алло, мы ищем таланты!»; - участие в праздничных концертах; - конкурс рисунков на тему противопожарной безопасности |
Тематика классных часов
№ | тематика | цель | Дата проведения |
1 | День знаний | Поддержать у детей праздничное настроение от встречи со школой; создать настой на учебную деятельность | 01.09.2010. |
2 | Классный коллектив | Дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как создать учебный коллектив; формировать умение жить в нем; раскрыть содержание понятий «коллектив» и «школьные товарищи» | |
3 | Школьный дневник | Познакомить учащихся со школьным дневником и научить их работать с ним, показать значение дневника в школьной жизни | |
4 | Мой ум | Показать детям значение ума в жизни человека; способствовать развитию у детей желанию развивать свой ум с раннего детства | |
5 | Развивай свою память Какая у меня память | В доступной форме дать понятие о видах памяти, ее свойствах; способствовать развитию памяти у детей через игры и упражнения Дать возможность детям изучить особенности собственной памяти; осознать ее сильные и слабые стороны; закрепить знания детей о видах памяти | |
6 | Здравствуй, осень! | Обобщить знания детей об осенних признаках; проверить знания детей об овощах, фруктах, грибах, ягодах; развивать воображение, смекалку, любовь к родной природе; расширять кругозор учащихся | |
7 | К тебе пришли гости | Прививать этические нормы поведения гостеприимности хозяина, развивать умение встречать гостей, дарить и принимать подарки | |
8 | День рождения – светлый праздник | Прививать этические нормы поведения, умения встречать гостей, дарить и принимать подарки | |
9 | Права и обязанности | Помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»; воспитывать уважение к правам других; привести в систему уже имеющиеся у детей знания о сомообслуживающем и домашнем труде, формировать желание и готовность участвовать в нем | |
10 | Чем я богат | Сравнивать значение ценностей материальных и духовных, помочь детям осознать, что истинные богатства человеческого сердца заключаются в способности проявлять высокие и сильные чувства и жить ими; найти ответ на вопрос: что ценнее – богатство материальное или богатство человеческого сердца? | |
11 | Удивительное рядом | Развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств | |
12 | Береги свое время и время других | Учить ценить время, быть пунктуальными; показать важность соблюдения режима дня | |
13 | Правила поведения в общественном месте | Рассказать о правилах поведения в общественных местах | |
14 | Новый год. Украшение новогодней елки. | Познакомить с русскими традициями встречи Нового года, создать предновогоднее настроение; расширить кругозор учащихся | |
15 | Зимушка - зима | Познакомить с народными названиями зимних месяцев; расширить кругозор учащихся | |
16 | Устный журнал «Расти здоровым» | Обобщить полученные знания; развивать интерес к своему здоровью, воспитывать бережное отношение к своему здоровью | |
17 | День Наума Грамотника | Способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор учащихся; развивать память, внимание, стремление узнать новое | |
18 | Честность – прежде всего | Воспитывать в детях желание и стремление быть всегда честным | |
19 | У меня зазвонил телефон | Познакомить учащихся с правилами телефонного этикета | |
20 | Уважай старших | Воспитывать уважение к старшим, повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружающим людям | |
21 | День святого Валентина | Познакомить с историей празднования этого дня; развивать стремление дарить окружающим хорошее настроение | |
22 | Правила безопасного движения, культура поведения на улице, в транспорте | Повторить правила поведения на улице, в транспорте | |
23 | Игрушечный город | Познакомить с историей игрушки, прививать бережное отношение к игрушке, любовь к народной игрушке | |
24 | Веселая Масленица | Познакомить с народным праздником Масленицы; развивать интерес к российской истории и народным традициям | |
25 | День птиц | Познакомить учащихся с многообразием пернатых; дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некоторых птиц, развивать речь учащихся; прививать любовь и бережное отношение к родной природе | |
25 | День смеха | Рассказать о празднике 1 апреля, развивать духовно – нравственные качества личности, формировать этику поведения, чувства такта и уместности шутки и смеха | |
26 | Пасха – праздник праздников | Познакомить детей с пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам; воспитывать дружелюбие | |
27 | Культура речи | Способствовать формированию культуры поведения учащихся, закрепить правила культурного общения; развивать интерес к русому языку | |
28 | Наша улица | Повторить правила дорожного движения; познакомить с историей улицы; воспитывать любовь к родному краю | |
29 | Кем быть? | Продолжить знакомить детей с разными видами профессий; помочь в осознании своих возможностей и способностей; формировать желание развивать свои способности | |
30 | «Никто не забыт, ничто не забыто» | Расширить знания школьников о ВОВ; дать почувствовать величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны | |
31 | Животные в годы ВОВ | Расширить знания о ВОВ | |
32 | Собака – друг человека | Познакомить с породами собак, их ролью в жизни человека; содействовать воспитанию любви к животным; развивать внимание, восприятие и умение слушать товарищей | |
33 | Пожарным можешь ты не быть | Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и отрицательную; познакомить с профессией пожарного; составить памятку как вести себя на пожаре | |
34 | Интеллектуальная игра «Все обо всем на свете» | Расширить кругозор учащихся; способствовать воспитанию любознательности, поддерживать стремление узнавать все новое |
Работа с родителями
Тематика родительских собраний
№ | тематика | цель | Дата проведения |
1 | «Давайте познакомимся» - анкетирование родителей - выборы родительского комитета, планирование его деятельности - формирование картотеки семей | Познакомится с родителями учащихся; с помощью анкетирования выяснить жилищно-бытовые условия; выбрать родительский комитет, определить план работы. | сентябрь |
2 | Психолого-возрастные особенности. Рекомендации родителям. | Познакомить родителей с психолого-возрастными особенностями младших школьников; дать рекомендации в оказании помощи своему ребенку в учебной деятельности. | ноябрь |
3 | О воздействии ТВ и компьютерных игр на психику ребенка, о патологических изменениях в организме детей. | Раскрыть скрытую угрозу компьютера на изменение психики ребенка | март |
4 | Перелистывая страницы учебного года (подведение итогов работы за год) | Подвести итоги года по всем секторам; дать рекомендации на лето. | май |
Работа с родителями
№ | Наименование дела | Срок проведения |
1 | Посещение семей учащихся ( по мере необходимости) | В течение года |
2 | Педагогическая консультация «Как помочь ребенку хорошо учиться?» | октябрь |
3 | Анализ учебной деятельности за 1-ю четверть. Письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности | Конец октября |
4 | Индивидуальные педагогические поручения родителям по подготовке к обмену опытом по воспитанию детей Совместный классный час «Разговор о маме» | ноябрь |
5 | Педагогическая консультация «Познавательные процессы личности и условия их развития» | декабрь |
6 | Коллективно-творческое дело «Мы готовимся к Новому году» | декабрь |
7 | Лыжная прогулка вместе с родителями | январь |
8 | Тематическая консультация «В семье растет сын» | февраль |
9 | Письма – поздравления папам | февраль |
10 | Совместный классный час «Сегодня в гости пап мы пригласим» | февраль |
11 | Тематическая консультация «В семье растет дочь» | март |
12 | Письма – поздравления мамам | март |
13 | Праздник мам и бабушек. Совместное мероприятие | март |
14 | Создание экрана успеваемости | апрель |
15 | Выставка лучших работ, тетрадей учащихся | апрель |
16 | Обзор литературы для родителей «Семейные чтения» | май |
17 | Подготовка благодарственных писем | май |
18 | Благоустройство классной комнаты | июнь |
19 | Выход на природу вместе с родителями | июнь |
Родительский комитет
Состав:
Цель:
- оказание помощи и поддержки в организации учебной и досуговой деятельности школьников.
Задачи:
- способствовать единению, сплочению семей;
- установить взаимоотношения родителей и детей;
- создать комфортные условия для ребенка как в школе, так и в семье.
Деятельность родительского комитета:
-проведение совместных праздников;
- выставки семейных творческих работ;
- совместные творческие встречи;
- организация кружковой деятельности и других объединений по интересам;
- знакомство с правовыми основами семейного воспитания детей.
Заседания родительского комитета.
Разделы плана воспитательной работы:
- Общие сведения о коллективе
- Психолого – педагогический характеристика класса.
- Сведения об учащихся и их родителях.
- Сведения о внеурочной деятельности
- Работа с одаренными детьми
- Работа с проблемными детьми
Взаимодействие
школы и классного коллектива в социуме.
Анализ воспитательной работы
за 2009 – 2010 учебный год
Главной задачей было для меня сплотить классный коллектив через различную деятельность: учебную, трудовую, творческую. При этом формировать у ребят потребность в общении, умения совершенствоваться в коллективе.
Все классные мероприятия были направлены на достижения и решения этих задач.
«Волшебный стул», праздник «Рождение классного коллектива», игра – экскурсия «Страна, в которой я живу», познавательная игра – практикум «Если хочешь быть здоров» и т.д. Раскрыться ребятам помогают экскурсии в природу, где дети общаются в неофициальной обстановке. Сплотить ребят помогает и совместная работа такая как: уборка школьной территории, генеральная уборка классной комнаты, распределение обязанностей при этом; коллективные творческие работы на уроках технологии. Им хочется много знать, им все интересно, они активно желают участвовать во всех делах.
Ребятам нравиться выступать. Они были активными участниками всех школьных, классных и клубных концертах. С удовольствием готовят стихи – сюрпризы для ребят на уроках чтения. Очень серьезно прошла подготовка к новогодним праздникам: работали в мастерской Деда Мороза, разучивали новогодние песни, стихи, готовили костюмы. Здесь каждый смог проявить свою фантазию. А такая деятельность помогает ребенку в формировании адекватной самооценки, самоуважения, уверенности в своих силах, собственной успешности. Неоднократно проводились игры на свежем воздухе, что тоже очень нравиться детям. Готовились и проводились совместные с родителями праздниками. Жаль, что приходят только мамы. Во время каникул ходили с ребятами на лыжах на прогулку в зимний лес.
Тематика классных часов была подобрана так, чтобы как можно больше и шире сделать кругозор ребенка: «Мы школьники, а это значит…», «Дорога до школы и обратно», «Права и обязанности ученика», «Что такое хорошо, и что такое плохо»… Для более успешной работы в классе было создано детское ученическое самоуправление. Ребятам было очень интересно играть роли и быть ответственными, здесь стимулом были индивидуальные мотивы: заинтересованность учащихся, вера в собственные силы, положительные эмоции.
Вся воспитательная работа в классе была направлена на воспитание качеств в ребенке, которые помогут ему в будущем состояться во взрослой жизни: интерес к самому себе, самопризнание себя как личности, управление самим собой, уважение чужого мнения, любознательности и вовлеченности в деятельность, эмоциональной устойчивости, мотивации действий и поступков. Анализируя работу за год, хочется отметить, что к концу года классный коллектив можно назвать сформированным. Ребята усвоили правило, что только вместе, сообща можно сделать любое дело.
В дальнейшем работа будет строиться на совершенствование детского коллектива, на самосовершенствование каждого.
Циклограмма
работы классного руководителя в течение года
Ежедневно:
- Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учеников на занятии.
- Организация питания.
- Организация дежурства в классном кабинете.
- Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно:
1. Проверка дневников учащихся.
2. Проведение мероприятий по плану.
3. Работа с родителями по ситуации.
4. Работа с учителями – предметниками по ситуации.
Каждый месяц:
- Решение хозяйственных вопросов ( питание, проездные билеты).
- Встреча с родительским активом.
- Работа с активом класса.
Один раз в четверть:
- Оформление классного журнала
- Семинар классных руководителей.
- Анализ выполнения плана работы за четверть.
- Коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
- Проведение родительского собрания.
Один раз в год:
- Проведение открытого мероприятия.
- Оформление личных дел.
- Анализ и составление плана работы с классным коллективом.
- Сбор статистических данных о классе.
Содержание программы
2 год
Название блока | цель | мероприятия | Сроки проведения |
Я и мои интересы | Развитие всесторонних интересов у мл. школьников, повышение умственной культуры | -Операция «Мир твоих увлечений» -участие в конкурсе ЭМУ - олимпиады по предметам - тестирование по предметам ( русский язык, математика) - участие в конкурсе исследовательских работ | Сентябрь Ноябрь Январь Декабрь март |
Я и общество | Передача детям опыта (ЗУН) общения людей, социализация учащихся | - акция «Им нужна наша помощь» ( к дню пожилых людей, к дню животных) - экскурсия в с/ библиотеку - сбор материалов по истории школы «Листая прошлого страницы» - рождественские колядки - правила поведения в общественных местах, общественном транспорте | Октябрь Ноябрь В течение года Январь По необходимости |
Я – гражданин России | Воспитание гражданских чувств через формирование интереса к истории своего народа, его традициям и культуре | - классный час «Подвиг Минина. Народное ополчение» - участие в операции БУНТ - край ты мой зеленый – озеленение улиц, территории школы - мой папа был солдатом – встреча с папами, отслужившими в рядах СА - о победе с радостью в сердцах | сентябрь Октябрь-ноябрь, апрель-май. Апрель Февраль май |
Я и моя семья | Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности | - семейный праздник «Я с бабушкой своею» - мама, мамочка, мамулечка (конкурсно-игровая программа) - приходите в гости к нам ( чаепитие с мамами) - прощай начальная школа | Октябрь Ноябрь Март май |
Я и природа | Формирование позитивного опыта взаимодействия школьников с природой | - конкурс «Экологические сказки» - осенины - весенние метели да капели - край ты мой любимый ( конкурс рисунков) | Февраль Ноябрь Апрель март |
Я – культурный человек | Показать школьнику значимость физического состояния для его будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил | - мир книг (знакомство с новыми книгами) - поездка в цирк - уроки классической музыки - в гостях у народной игры - спорт, спорт, спорт…. | Январь Сентябрь-ноябрь Апрель-май |
Я и творчество | Создание условий для проявления творческих способностей каждым школьником | - участие в праздничных концертах - конкурс рисунков «Портрет моей мамы» - таланты и поклонники - болдинская осень ( конкурс стихов по творчеству А.С. Пушкина) | В течение года Ноябрь Март октябрь |
Тематические классные часы
месяц | Тематика классного часа | цель |
сентябрь | - мая дорога о школы до дома - осторожность – прежде всего -народное ополчение | Повторить правила дорожного движения Противопожарная безопасность Воспитание гражданских чувств, формирование интереса к истории своей страны, чувства гордости за патриотизм и мужество народа |
октябрь | - о братьях наших меньших - день народного единства | Прививать чувство любви и ответственности за тех, кого приручили Познакомить, с чем связан данный праздник |
ноябрь | - прекрасное слова «мама» | Воспитывать уважительное отношение к родителям |
декабрь | - декларация прав человека | Познакомить с правовыми правами и обязанностями |
январь | - приветливость вам открывает сердца других | Взаимоотношения в коллективе |
февраль | Мой папа был солдатом. Военные вехи нашей страны. | Воспитание гражданских чувств |
март | Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках. | Познакомить с историей становления праздника, воспитание уважительного отношения к родителям |
апрель | - экологический день Земли -день космонавтики | Бережное отношение к всему окружающему Формирование интереса к истории страны |
май | О победе с радостью в сердцах Прощание с начальной школой | Формирование интереса к истории страны Подведение итогов за год. |
Родительские собрания.
№ | Тематика родительского собрания | месяц |
1 | Давайте будем учиться вместе с детьми: - режим дня - помощь в подготовке домашнего задания | октябрь |
2 | Выбор модуля по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» | ноябрь |
3 | Роль взаимоотношений семьи в духовно – нравственном становлении школьника | ноябрь |
4 | О поощрении и наказании - подведение итогов первого полугодия | январь |
5 | Триумф 3-4 классов – подведение итогов за год | май |
Содержание программы
3 год
Название блока | цель | мероприятия | Сроки проведения |
Я и мои интересы | Развитие всесторонних интересов у мл. школьников, повышение умственной культуры. | - русские национальные игры; - «Умники и умницы» - олимпиады по предметам - игра «Хочу все знать» - | |
Я и общество | Передача детям опыта (ЗУН) общения людей | - поздравления учителей с Днем учителя; - акция «Забота» (ко Дню пожилого человека); - экскурсия в школьный музей; - встречи с выпускниками; - конкурс «Листая прошлого страницы…» ( сбор материалов по истории школы); -конкурс рисунков к Новому году | |
Я – гражданин России | Воспитание гражданских чувств через формирование интереса к истории своего народа, его традициям и культуре | - акция «Я – хозяин моего села» (действия по благоустройству школы, школьной территории, озеленение) - урок памяти «Подвигу народа жить в веках» | |
Я и моя семья | Максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности | - внеклассные мероприятия с родителями: «Спортивная семья», «Читающая семья» - интеллектуальная игра с родителями «Звездный час» - задание практикумы: «ласковые слова маме», «Приятное для братишки (сестренки)» - ролевые игры: «Праздник в семье», | |
Я и природа | Формирование позитивного опыта взаимодействия школьников с природой | - конкурс «Птичья столовая» (Изготовление кормушек для птиц); - игра-путешествие «По лесным тропинкам отчего края» - наблюдения за явлениями природы и их описание в слове (стихи) | |
Я - культурный человек | Показать школьнику значимость физического состояния для его будущего жизнеутверждения, для развития его нравственных качеств и душевных сил | - «Фестиваль игр», КТД - конкурс «Папа, мама и я – спортивная семья»; - игра «Как стать нехворайкой»; - чудо-дерево – рассказы детей о целебных свойствах деревьев | |
Я и творчество | Создание условий для проявления творческих способностей каждым школьником | - Конкурс рисунков «Моя милая мама»; - конкурс на лучшую Снегурочку - снежная сказка; - детский фестиваль «Алло, мы ищем таланты!»; - участие в праздничных концертах; - конкурс рисунков на тему противопожарной безопасности |
Тематика классных часов
№ | тематика | цель | Дата проведения |
1 | День знаний Классный час «Круглые даты » к 400-летию Нижегородского ополчения | Поддержать у детей праздничное настроение от встречи со школой; создать настрой на учебную деятельность | 01.09.2010. |
Я – и мои интересы | |||
2 | Роль книги в жизни человека. (беседа) | Убедить учащихся в том, что чтение должно стать для них не «трудовой повинностью» и обязанностью, а средством удовлетворения своих духовных, интеллектуальных и эстетических запросов. | |
3 | Колокола России. (музыкальный час) | Познакомить с творчеством русского народа – колокольными звонами. | |
4 | Труд – основа жизни. (вечер загадок) | Рассказать о роли труда в жизнедеятельности человека; выяснить знания детей о профессиях и их применении; расширить познавательные интересы | |
5 | И подвиг нынешней Руси да будет будущему в память. (литературно-музыкальная композиция) | Дать понятие о мужестве как великом свойстве души | |
6 | Клуб любителей фантастики. (конкурс изобретателей и фантазеров) | Привить интерес к чтению научно-фантастической литературы, развивать творческое воображение, фантазию, ассоциативное мышление, интуицию | |
Я и общество | |||
7 | «Азбука поведения» или разговор о воспитанности. | Рассказать о правилах поведения в общественных местах | |
8 | Мастерская общения (игра) | Проследить направленность интересов учащихся, содействовать сплочению классного коллектива | |
9 | Интеллигентный человек. Какой он? ( беседа с элементами дискуссии) | Формировать представление об интеллигентности как высшем проявлении воспитанности человека, его красоты | |
10 | О вреде сквернословия | Воспитывать негативное отношение к порокам человечества; побуждать к нравственному самосовершенствованию | |
Я – гражданин России | |||
11 | ООН и всеобщая декларация прав человека | Подвести детей к пониманию необходимости объединения усилий всех стран по защите прав человека; дать общее представление о понятиях «ООН», «Всеобщая декларация прав человека» | |
12 | Я – гражданин России | Воспитание чувства гражданства, знакомство с символикой страны. | |
13 | Основные права и свободы человека (деловая игра) | Формирование представления о значимости прав человека в жизни общества; воспитание чувства собственного достоинства и уважительного отношения к личности другого человека. | |
Я и моя семья | |||
14 | День рождения – светлый праздник | Прививать этические нормы поведения, умения встречать гостей, дарить и принимать подарки | |
15 | Мои семейные обязанности | ||
16 | Новый год. Украшение новогодней елки. | Познакомить с русскими традициями встречи Нового года, создать предновогоднее настроение; расширить кругозор учащихся | |
17 | Чем я богат | Сравнивать значение ценностей материальных и духовных, помочь детям осознать, что истинные богатства человеческого сердца заключаются в способности проявлять высокие и сильные чувства и жить ими; найти ответ на вопрос: что ценнее – богатство материальное или богатство человеческого сердца? | |
Я и природа | |||
18 | Удивительное рядом | Развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств | |
19 | Зимушка - зима | Познакомить с народными названиями зимних месяцев; расширить кругозор учащихся | |
20 | Любители биологии и защитники экологи (театрализованное действие) | Формировать нравственный аспект защиты экологии; расширить познания детей в азах биологии. | |
21 | Путешествие по природным зонам нашей родины (КВН) | Проверить и углубить знания школьников о природе; прививать бережное отношение и любовь к природе. | |
22 | Устный журнал «Расти здоровым» | Обобщить полученные знания; развивать интерес к своему здоровью, воспитывать бережное отношение к своему здоровью | |
23 | Веселая Масленица | Познакомить с народным праздником Масленицы; развивать интерес к российской истории и народным традициям | |
24 | День птиц | Познакомить учащихся с многообразием пернатых; дать представление о разновидностях птиц, происхождении названий некоторых птиц, развивать речь учащихся; прививать любовь и бережное отношение к родной природе | |
Я культурный человек | |||
25 | Честность – прежде всего | Воспитывать в детях желание и стремление быть всегда честным | |
26 | У меня зазвонил телефон | Познакомить учащихся с правилами телефонного этикета | |
27 | Уважай старших | Воспитывать уважение к старшим, повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружающим людям | |
28 | Правила безопасного движения, культура поведения на улице, в транспорте | Повторить правила поведения на улице, в транспорте | |
29 | 0 красоте, о моде и хорошем вкусе | Формировать правильное представление об истинной красоте человека; развивать эстетический вкус, разумный подход и чувство меры по отношению к моде. | |
30 | День смеха | Рассказать о празднике 1 апреля, развивать духовно – нравственные качества личности, формировать этику поведения, чувства такта и уместности шутки и смеха | |
31 | Пасха – праздник праздников | Познакомить детей с пасхальными традициями, обычаями, играми; пробудить интерес к старинным русским обрядам; воспитывать дружелюбие | |
32 | Культура речи | Способствовать формированию культуры поведения учащихся, закрепить правила культурного общения; развивать интерес к русому языку | |
33 | Наша улица | Повторить правила дорожного движения; познакомить с историей улицы; воспитывать любовь к родному краю | |
34 | Кем быть? | Продолжить знакомить детей с разными видами профессий; помочь в осознании своих возможностей и способностей; формировать желание развивать свои способности | |
Я и творчество | |||
35 | «Никто не забыт, ничто не забыто» | Расширить знания школьников о ВОВ; дать почувствовать величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны | |
36 | Удивительный мир музыки (беседа-калейдоскоп) | Расширить кругозор детей сведениями о музыкальном искусстве, способствовать формированию интереса к музыкальному творчеству. | |
37 | Искусство требует умения фантазировать (творческий игровой вечер) | Формировать интерес к художественно-творческой деятельности. | |
38 | Интеллектуальная игра «Все обо всем на свете» | Расширить кругозор учащихся; способствовать воспитанию любознательности, поддерживать стремление узнавать все новое | |
39 | За отметками (выпускной вечер в 4 классе) | Подведение итогов работы за год. |
Литература: Г.П.Попова «Классные часы».
Работа с родителями
Тематика родительских собраний
№ | тематика | цель | Дата проведения |
1 | Методы семейного воспитания (ситуационная игра) - воспитательный сюжет «Раскаяние отца»; - воспитательный сюжет «наши ошибки»; -памятка «О запрещенных и желательных выражениях в семье»; - памятка для родителей по основам нравственных отношений в семье. | Формирование педагогически обоснованной позиции родителей в отношении воспитания ребенка | сентябрь |
2 | Эти трудные домашние задания (семинар – практикум) -анкета для родителей «Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности»; - советуем вникнуть «Виды домашних заданий»; -рекомендации родителям по подготовке домашних заданий ребенком. | Интеграция усилий родителей и педагогов по формированию культуры выполнения домашних заданий у младших школьников | |
3 | Школа выживания или как уберечь детей от беды ( тренинг) -правила для ребенка, находящегося дома без взрослых; - правила безопасного движения на улице; - умение ориентироваться спасет жизнь; - правила безопасности при травмах и ушибах. | Отработка с родителями навыков воспитательного взаимопонимания с детьми, обеспечивающего их безопасное поведение | |
4 | Тепло родного очага (совместная с детьми семейная гостиная) -викторина музыкальные инструменты; - памятка для родителей «напутствие»; - кодекс истинного родителя4 - домашняя игротека. | Создание предпосылок для формирования у присутствующих отношения к семье как одной из главных жизненных ценностей | май |
Литература: Л.И.Саляхова «Родительские собрания» 1-4 классы.
Работа с родителями
№ | Наименование дела | Срок проведения |
1 | Посещение семей учащихся ( по мере необходимости) | В течение года |
2 | Педагогическая консультация «Как помочь ребенку хорошо учиться?» | октябрь |
3 | Анализ учебной деятельности за 1-ю четверть. Письма родителям о достижениях детей в различных видах деятельности | Конец октября |
4 | Индивидуальные педагогические поручения родителям по подготовке к обмену опытом по воспитанию детей Совместный классный час «Разговор о маме» | ноябрь |
5 | Педагогическая консультация «Познавательные процессы личности и условия их развития» | декабрь |
6 | Коллективно-творческое дело «Мы готовимся к Новому году» | декабрь |
7 | Лыжная прогулка вместе с родителями | январь |
8 | Тематическая консультация «В семье растет сын» | февраль |
9 | Письма – поздравления папам | февраль |
10 | Совместный классный час «Сегодня в гости пап мы пригласим» | февраль |
11 | Тематическая консультация «В семье растет дочь» | март |
12 | Письма – поздравления мамам | март |
13 | Праздник мам и бабушек. Совместное мероприятие | март |
14 | Создание экрана успеваемости | апрель |
15 | Выставка лучших работ, тетрадей учащихся | апрель |
16 | Обзор литературы для родителей «Семейные чтения» | май |
17 | Подготовка благодарственных писем | май |
18 | Благоустройство классной комнаты | июнь |
19 | Выход на природу вместе с родителями | июнь |
Литература: Л.И.Саляхов.а Настольная книга классного руководителя. М.Глобус, 2009.
Нормативно-правовое обеспечение классного руководителя в начальной школе.
Правовой базой деятельности классного руководителя, помимо Конституции РФ, гарантирующей права и свободы граждан, являются:
1.Федеральные законы:
- Гражданский кодекс РФ
- Семейный кодекс РФ
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (в ред. от 20.06. 2000 г.)
- Постановление Правительства РФ «Национальная доктрина образования в РФ» от 4 октября 2000 г. № 751
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ( в ред. от 13 января 2001 года)
- Распоряжение Правительства РФ «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» от 29 декабря 2001 года №1756
2.Нормативные документы Министерства образования:
- Письмо Министерства образования от 2 апреля 2002 года №13-51-28/3 «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в образовательном учреждении»
- Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений (Утверждены приказом №21 Минобрнауки России от 3 февраля 2006 года)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Страницы истории. 4 класс.Семь чудес света.
Тема: "Семь чудес света"Задачи:Познакомить учащихся с семью чудесами света.Формирование универсальных учебных действий - самостоятельно строить рассказ на основе различных источников информации,...
Урок гражданственности и патриотизма в 1 классе "Школа -дом, класс - семья!"
Цели: познакомить учащихся со школой, классом, с учителем, одноклассниками; формирование гражданской позиции, патриотизма; информиров...
Классный час для учащихся начальных классов «Семь цветов радуги или личность-коллектив...»
Очень важно, в каком коллективе учатся дети, общаются, живут. Важно потому, что от этого зависит, каким будет каждый из них.Каждый коллектив, как и любой человек, имеет свой характер. Цель класс...
Классный час для учащихся 4 класса « Семья вся вместе - душа на месте»
Способствовать воспитанию у детей чувства любви и уважения к близким людям;Способствовать формированию правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям.Способствовать сплочению и развитию...
Интеллектуальная игра по окружающему миру для учащихся 3 - 4 классов "Семь бед - один ответ"
Интеллектуальная игра "Семь бед - один ответ" по окружающему миру предназначена для учащихся 3- 4 классов. Цели игры - расширение кругозора детей в области знаний о животных, пробуждение интереса к ок...
Проверочная работа. Окружающий мир. 2 класс. Семья. Поколения семьи.
Проверочная работа, где тредуется отметить только верные утверждения. По программе "Начальная школа 21 века"...
Внеклассное мероприятие с родителями и учащимися 4 «Б» класса «Семья и семейные ценности»
Цели: 1. выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями;2. помочь родителям проанализировать своё родительское поведение, заострить...