Рабочая программа воспитательной работы с учащимися группы № 4 5Г с\с -6Г с\с классов на 2014-2015 учебный год.
рабочая программа на тему
Исходя из основных закономерностей развития нормального ребёнка и ребёнка с ОВЗ, в программе определены базовые направления воспитательной работы, обеспечивающие целостность, всесторонность и гармоничность развития личности воспитанника с нарушением слуха. Программа коррекционно-образовательно-воспитательной работы с детьми составлена с учётом эмоционального, умственного, речевого, зстетического и социально-личностного развития ребёнка с нарушением слуха.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендовано к утверждению Утверждено
Педагогическим советом Приказ директора СОГБОУ«Рославльская
специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат I, II, V видов Протокол от«27»августа 2014г от «01» сентября 2014г.№ 108-0
№1.
Рабочая программа
воспитательной работы с учащимися группы № 4
5Г с\с -6Г с\с классов
на 2014-2015 учебный год.
Воспитатель: Н.С. Васильева
А. И. Попова
А. В. Круговова
Рассмотрено на МО воспитателей Согласовано:
Протокол №1 от« 25»августа 2014 г. заместитель директора по ВР
«27» августа 2014 г.
Руководитель МО Е.А.Лавринович Л.В.Нестерова
2014-2015 уч.г.
Пояснительная записка
- Концептуальное и методологическое обоснование программы
Программа разработана и составлена на основе федерального документа об образовании, программы развития школы-интерната, программы воспитания школы-интерната с учетом необходимых и эффективных педагогических подходов в воспитании детей с ОВЗ, а именно:
- требования ФГОС по ООП НОО, структура и характеристика АОП для НОО, ООО, СОО;
- программа развития СОГБОУ РС(к)ОШ-И I, II, V видов» (2010-2016);
- комплексна программа воспитания СОГБОУ РС(к)ОШ-И I, II, V видов» (2010);
- программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на основе ФГОС (2011);
- учет культурно-исторических, этнических, географических и социально-экономических особенностей региона.
- Условия разработки программы
Программа предусматривает наличие необходимых условий для ее реализации в процессе воспитательной работы с обучающимися воспитанниками, имеющими особенности в развитии, а именно:
- согласование субъектов воспитательного процесса (учителя-специалисты, воспитанники, семья, педагоги дополнительного образования, воспитатели);
- создание нравственного уклада школьной жизни в интернате;
- сохранение и преумножение школьных традиций;
- использование необходимых и эффективных современных педтехнологий в работе с детьми с ОВЗ;
- личностно- ориентрованный подход в воспитании;
- системно- деятельностный подход;
- сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.
Воспитательная программа учитывает коррекционно-развивающую область АОООП по ФГОС для слабослышащих, позднооглохших и кохлеарно имплантированных и способствует развитию детей коррекцию их нарушений посредством познавательных практических коллективных творческих видов деятельности, центральным звеном которых является коррекция слухоречевого развития.
- Реализуемая цель:
1. Воспитание нравственной, мыслящей, творческой, духовной, ведущей здоровый образ жизни, личности, способной к адаптации и самореализации в современном обществе.
- Целеполагание воспитательной работы
Цели.
- Воспитательная – педагогическое сопровождение слабослышащих подростков в процессе становления и реализации их гражданской позиции и мировоззрения.
- Развивающая – повышение познавательного и нравственного потенциалов в системе коррекционно-развивающей воспитательной работы.
- Коррекционная – стимулирование личностной активности подростковк реализации позитивного мировоззрения, гражданской позиции и словесных средств коммуникации.
Задачи.
- Воспитывать осознанное отношение к своей личности и ее места в жизни современного социума.
- Формировать ценностные ориентиры личности в процессе познания ею социокультурного пространства.
- Совершенствоватьмодель безопасной жизнедеятельности в повседневных и чрезвычайных ситуациях.
- Вырабатывать коммуникативные навыки в различных компетенциях (устной, письменной, монологической, диалогической).
- Развивать психологическую культуру и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
- Ценностные ориентиры воспитательного процесса на группе по направлениям
Воспитательная деятельность педагога с группой подростков базируется на совместно определенных ценностях: общекультурных, исторических, гражданских, нравственных, здоровьесберегающих, правовых. Эти ценности впитываются, усваиваются, принимаются личностью и проявляются во взаимодействии с ближайшим окружением (семьей, школой), обществом, государством и мировым сообществом. Работа над ценностями начинается с дошкольного и младшего школьного возраста. В среднем звене предлагаемые ценностиуглубляются в понятийном значении, усложняются в их речевом употреблении.
направление | нравственные ценности |
Здоровьесбережение (охрана здоровья, безопасность жизнедеятельности) | Личная и общественная безопасность, репродуктивное здоровье, жизнь без вредных привычек |
Ценностно-ориентированное (духовно-нравственное, гражданско-правовое, личностное, семейное, патриотическое, религиозное) | Семья, забота и ответственность, права и обязанности, толерантность, долг, благотворительность, миролюбие, законопослушность, защита Отечества, традиции, историческая память, самоочищение и другие |
Познавательно-эстетическое (культурно-историческое, экологическое, интеллектуальное, эстетическое) | Красота, экологическая ответственность, этикет общения и поведения, любознательность, гостеприимство, самосовершенствование, охрана и преумножение культурно-исторического наследия |
Трудовое (трудовая культура, профориентация) | мои способности, сотрудничество, успех в работе, здоровая конкуренция, партнерство, необходимость в профессиональном выборе |
Коммуникативное (развитие речи, речь и культура общения) | Любовь к родному языку, чистота и вежливость в общении, негативизм к сквернословию, честность |
Информационное (работа со СМИ) | Информированность, неравнодушие к судьбе своего народа, чистота информации, честность и достоверность |
Внеклассное чтение (чтение литературы, | Любознательность, желание читать, интерес и уважение к литературному наследию, интеллигентность |
Дополнительные направления воспитательной работы:внеклассное чтение, информационное (работа со СМИ)
Работа по внеклассному чтению проводится в соответствии учебной программой и оценивается как самостоятельная работа с художественной литературой. Занятия по работе со средствами массовой информации (СМИ) воспитывают заинтересованность и соучастие в жизни своего народа и мирового сообщества, развивают умения находить, воспринимать перерабатывать информацию, делать заключения, выводы.
- Содержание программы
В программе показана система работы по пяти основным направлениям воспитательного процесса.
В целях развития личности ребенка с недостатками слуха осуществляется комплексный подход к решению поставленных задач и к проектированию содержания программы воспитания, способствующей освоению социального опыта, интеграции детей в общество. В построении программы использован линейно-концентрический подход, который широко применяется в школах для детей с нарушением слуха.
В начальном звене воспитательный процесс выстроен на уровне усвоения фрагментарных знаний, первоначальных умений и навыков, полученными учащимися в период дошкольного образования.
В среднем звене знания и навыки развиваются, повторяются и углубляются в определенной системе.
Содержание программы в старшем звене носит преимущественно развивающий характер, имеет практическую направленность для успешного освоения социальных ролей.
Расположение материала предусматривает углубление содержания по вертикали, т.е. по годам обучения, и по горизонтали, т.е. интеграция разных форм внеклассных занятий при усвоении той или иной темы. Содержание программы органично включается в общешкольные коллективные творческие мероприятия.
Программа реализуется через систему организационных форм внеклассных занятий во внеурочное время с учетом режима дня и школьных традиций. Формы внеклассных занятий – игры, беседы, практические занятия, экскурсии, психологические тренинги, групповые объединения разных групп, занятия, имеющие комплексный характер, интегрированные формы внеклассных занятий, - реализуют коррекционно-развивающую направленность обучения и воспитания в школе.
По направлению «Здоровьесберегающая культура» в среднем звене реализуются следующие тематические разделы: «Питание», «Профилактика и предупреждение заболеваний», «Оказание ПМП», «Вопросы полового воспитания», «Профилактика вредных привычек. Пропаганда ЗОЖ», «Безопасность жизнедеятельности».
По направлению «Ценностно-ориентированное развитие» в среднем звене программой предусмотрено реализация следующих разделов: «Самовоспитание», «Я и общество», «Я и Отечество».
По направлению «Трудовая культура. Профориентация» воспитательная работа проводится по следующим разделам: «Домашний труд», «Мир профессий».
Познавательно-эстетическое направление в среднем звене включает циклы тем: «Краеведение», «Человек и спорт», «Вокруг света», «Православие», «Жанры искусства», «Экономика».
По направлению «Коммуникативная культура» разделы программы отражают основные темы вышеуказанных направлений и реализуются в виде бесед, сюжетно-ролевых игр, диалогов, мини-сочинений, ролевых игр, дискуссии на актуальные темы.
Все направления воспитательного процесса в той или иной степени направлены на формирование и развитие творческих способностей воспитанников с нарушением слуха. Следовательно, программа предоставляет возможность реализовать эту задачу следующими средствами:
1)творческое развитие средствами внеклассной работы по предмету;
2)организация праздников, конкурсов, трудовых дел внутри класса-группы;
3)развитие творчества на внеклассных занятиях.
- Виды деятельности воспитанников. Формы занятий
Для воспитанников подросткового возраста с учетом результатов образовательного процесса предлагаются определенные виды деятельности на занятии и формы работы с ними.
виды деятельности | формы |
чтение, работа с текстом, конспектирование | занятия в группе |
слушание, просмотр видеоматериалов, работа с компьютером как средством получения и обработки информации | экскурсии, встречи, викторины, занятия- презентации |
изобразительная деятельность, социально-бытовая работа | выставки детского творчества, общешкольные мероприятия |
- Планируемыерезультаты.
На основе требований ФГОС (программа по духовно-нравственному воспитанию), учитывая степень развития подростков с нарушением слуха, его речевые и интеллектуальные способности можно предположить следующие ожидаемые результаты.
направление | результаты | |
личностные | метапредметные | |
здоровьесбережение | осознание необходимости ЗОЖ и безопасности жизнедеятельности. | умение ставить проблему и определять пути ее решения (с помощью воспитателя). |
ценностно-ориентированное | сформированность основных морально-этических понятий | умение вести диалог, рассуждать по теме по опорному плану и словарю, формулировать вывод (с помощью воспитателя) |
трудовая культура | Мотивация к выбору профессии | умение самостоятельно планировать работу, выполнять трудовые поручения, изготавливать изделия по образцу, техническому рисунку, по плану |
познавательно-эстетическое | Знание основных понятий искусства в разных его жанрах | умение описать явление природы, заданный объект, отвечать на вопросы |
коммуникативная культура | Мотивация к общению | умение вести диалог в разговорно-бытовых условиях, на заданную тему, опираясь на словарь |
Предметные результаты
Здоровьесберегающая культура Воспитанники должны знать:
1. состав и значение пищи, виды продуктов питания;
2. способы хранения продуктов и готовой пищи;
3. правила ухода за больными;
4. инфекционные простудные заболевания, профилактические меры по их предупреждению;
5. основные виды лекарственных и ядовитых растений;
6. способы оказания ПМП при переохлаждении и обморожении, пищевых отравлениях;
7. ТБ в школе, на улице, в городском транспорте, стадионах, супермаркетах.
Воспитанники должны уметь:
1. составить меню;
2. ухаживать за больными;
3. оказать ПМП при обморожении, солнечном ударе, ожоге.
Ценностное – ориентированное направление
Воспитанники должны знать:
1. смысл моральных понятий: привычка, воспитанность, практичность, бестактность, эгоизм, трусость, праздность, ответственность;
2. слагаемые воспитанного человека;
3. культуру взаимоотношений с педагогом, родителями, пожилыми людьми, между мальчиками и девочками;
4. этикет письма и переписки;
5. родословную своей семьи, семейные традиции;
6. наших земляков, героев- рославльчан;
7. профессиональные даты календаря;
Воспитанники должны уметь:
1. выявлять человеческие пороки, адекватно к ним относиться;
2. правильно строить взаимоотношения с педагогом, пожилыми людьми, с противоположным полом;
3. использовать письменную речь как средство общения, соблюдать правила написания текста записки, заявления, объявления;
4. рассказать о традициях своей семьи, об одном из знаменитых людей Смоленской области.
Трудовая культура
Воспитанники должны знать:
1. основные виды профессий;
2. иметь представлений о труде человека, о ценности труда;
3.санитарно-гигиенические требования к уборке жилых и служебных помещений, последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;
4. способы и периодичность ухода за окнами, виды моющих средств; 5. правила ухода за мебелью; 6. санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола; 7. пособы приготовления пищи: варка, жареие, тушение консервирование копчение;
8. санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с электронагревательными приборами; 9. требования и правила по Т.Б.при работе с чистящими и моющими средствами при работе с ножницами, иголкой; 10. правила стирки изделий, назначение моющих и чистящих средств; 11. правила ежедневного и сезонного ухода за одеждой и обувью.
Воспитанники должны уметь: 1. работать в коллективе, ответственно относиться к трудовой и деятельности; 2. организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ; 3. планировать (в сотрудничестве с воспитателем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с поставленными задачами; 4. выполнять уборку школьной территории, использовать по назначению инвентарь для садовых работ и правильно хранить его; 5. сервировать стол; 6. выбирать продукты для приготовления пищи с учетом конкретного меню; 7. сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению; 8. проводить сухую и влажную уборку помещения, чистить ковры, книжные полки, батареи, ухаживать за полом в зависимости от покрытия; 9. пользоваться утюгом, выполнять мелкий ремонт одежды, пришивать пуговицы, накладывать заплаты на разорванные места одежды; 10.одевать, умывать, кормить больного, измерять температуру, ставить горчичники.
Основные требования к речевому оформлению трудовой деятельности (при планировании, в процессе трудовой деятельности, при отчете):
1. активное пользование связной речью (в диалогической и описательно-повествовательной формах);
2. знание названий инструментов, материалов, трудовых операций, бытовых приборов, средств гигиены и стирки.
Основные критерии оценки трудовой деятельности:
1. правильное, качественное и в полном объеме выполнение задания;
2. осознанное выполнение задания;
3. трудолюбие, самостоятельность, инициатива, творчество, самоконтроль;
4. положительное отношение к общественно полезному труду;
5. экономное расходование материалов, соблюдение правил сохранности техсредств, приспособлений;
6. соблюдение правил безопасности труда и личной гигиены.
Познавательно-эстетическое направление
Воспитанники должны знать:
1. элементарные права и обязанности школьника;
2. государственные праздники нашей страны;
3. происхождение названия города Смоленска, древние города Смоленской области, обычаи и быт и смолян;
4. природные особенности Смоленской области: водоёмы, лесные массивы; 5. роль и значение занятий физической культурой в укреплении здоровья человека, профилактике вредных привычек, ведении здорового образа жизни; 6. возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств; 7. средства, методы и формы совершенствования своих физических и психических способностей;
8. историю олимпийских игр, виды спортивных состязаний.
Воспитанники должны уметь:
1. называть 2- 3 достопримечательности родного города;
2. рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе; 3. охранять природу родного края, наблюдать и выделять характерные её особенности; 4. соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила дорожного движения; 5. выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами; 6. создавать творческие работы, поделки, рисунки с помощью взрослых или самостоятельно; 7. проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекция осанки и телосложения. соблюдать правила личной гигиены, 8. соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма и оказание доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями, при травмах и несчастных случаях.
Коммуникативная культура
Воспитанники должны знать:
1. правила этикета за столом, в транспорте;
2. основные средства связи; виды почтовых отправлений, стоимость почтовых услуг при отправлении писем, виды
телеграфных услуг,
3.виды медицинской помощи, функции основных врачей-специалистов.
Воспитанники должны уметь: 1. осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; 2. аргументировано отвечать на вопросы связными высказываниям, обосновывать свою точку зрения; 3. задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения; 4. вести диалог с незнакомыми людьми: за столом, в транспорте, в кассе при покупке билета, со старшими и малышами; 5. соблюдать правила поведения в общественном транспорте; правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу; 6. составлять текст поздравления, приглашения, письма.
- Реализация воспитательной работы
Воспитательная программа реализуется в календарно-тематическом планировании внеклассных занятий в группе путем применения педагогических технологий.
Педагогические технологии в воспитательном процессе:
- личностно-ориентированная (гуманистическое отношение к личности воспитанника, учет индивидуальных особенностей развития и способностей);
- технологии, направление на активизацию и интенсификацию знаний, жизненных компетенций (игровая технология, технология проблемного воспитания);
- информационно-коммуникативные технология (ИКТ) – средство реализации педагогической технологии в каждом конкретном случае.
Современные педагогические технологии:
- -информационные (компьютерные, мультимедиа);
- игровые технологии (имитационные, ролевые, «деловой театр»);
- коммуникативно-диалоговые (мини-дискуссия, «турнир ораторов», «волшебный стул», круглый стол);
- рефлексивные (психотехнологии): социально-перцептивные, коммуникативные, рефлексивные;
- Здоровьесберегающие.
Традиционные и инновационные методики
Традиционные: воспитание через деятельность, репродуктивное воспитание, воспитание примером.
Инновационные методики: проблемное воспитание, дерево решений, ролевые игры, деловая игра, форум, метод проектов.
Календарно-тематическое планирование внеклассных занятий - приложение № 1
Месяц | Неделя | Тематика периода | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | Воскресенье |
Сентябрь | 1 | «Неделя знаний» | 01.09 Беседа "Здравствуй школа | 02.09 Вспомним правила поведения в школе и на прогулке | 03.09 Беседа:"Мои летние каникулы" | 04.09 Рисование тема "Один день лета" | 05.09 Диалог :"Как я провел(а) каникулы." | 06.09 "Как изменилась наша школа " | |
2 | Профилактики дорожно-транспортного травматизма «Безопасная дорога» | 07.09 Рисование «Безопасная дорога» | 08.09 Международный день грамотности. История праздника | 09.09 "Знай, помни, выполняй" ПДД | 10.09 Загадки по правилам дорожного движения | 11.09 Работа с бумагой. Осенние цветы | 12.09 Обзор событий . Работа с газетой | 13.09 Подвижная игра«Светофор» | |
3 | 14.09 Диалог «Светофор» | 15.09 П/игра "Светофор" | 16.09 Чтение и обсуждение статьи "Безопасность - залог здоровья" | 17.09 Дорожных правил знатоки. Игра-викторина | 18.09 Стихотворение «Светофор» С.Я. Михалков | 19.09 Беседа «Знай, помни, выполняй!» | 20.09 Подвижная игра « Безопасная дорога» | ||
4 | День освобождения Смоленщины | 21.09 Рисунки . День освобождения Смоленщины | 22.09 Смоленск - город герой | 23.09 Викторина "Край родной, земля Смоленская" | 24.09 Презентация. Рославльчане- герои ВОВ. | 25.09 День освобождения Смоленщины | 26.09 Подвижные игры. | 27.09 Генеральная уборка спальни | |
Октябрь | 5 | Всемирный день учителя | 28.09 Стихи ко дню учителя | 29.09 День самоуправления | 30.09 "Что за работа воспитатель?" | 01. Открытка ко дню учителя | 02.10 Подготовка к празднику День учителя | 03.10 Украшение зала ко Дню учителя | 04.10 Экскурсия к озеру |
6 | «Территория здоровья», «Будь здоров!» | 05.10 . Весёлая эстафета | 06.10 "Если хочешь быть здоров..."(простудные заболевания) | 07.10 Игра викторина "Вода -наша жизнь"
| 08.10 Рисование «Мой любимый вид спорта» | 09.10 Спортивная викторина | 10.10 Беседа «Режим дня» | 11.10 Уборка спортивной площадки. | |
7 | 12.10 Загадки о видах спорта | 13.10 У.Н.Т."Пословицы и поговорки о здоровье" | 14.10 Веселые старты:"Сильные ,ловкие ,умелые" | 15.10 Беседа « Что значит правильно питаться» | 16.10 Уборка детского городка | 17.10 Беседа "Полезные продукты" | 18.10 Экскурсия в осенний сад» | ||
8 | «Златокудрая осень» | 19.10 Стихи об осени | 20.10 Конкурс чтецов:"Уж небо осенью дышало" | 21.10 Поле чудес:"Золотая осень" | 22.10 Диалог «Золотая осень» | 23.10 Цветы из кленовых листьев. | 24.10 Трудовой десант «Уборка территории» | 25.10 Весёлые старты | |
Ноябрь | 9 | Урок гражданственности | 05.11 Самоуправление в школе " Я старшеклассник". | 06.11 "Я ребёнок -я гражданин" | 07.11 " Я- гражданин."(мои документы) | 08.11 Генеральная уборка спальни. | |||
10 | "Нет вредным привычкам ." | 09.11 Вредные и полезные привычки. | 10.11 Профилактика вредных привычек | 11.11 Чтение статьи:"Курить-здоровью вредить" | 12.11 Диалог : "Как избавиться от вредных привычек"
| 13.11 Спорт любить - здоровым быть
| 14.11 Беседа: "Пассивное курение. Что это?" | 15.11 Беседа:"Мир ваших увлечений" | |
11 | 16.11 Имя беды - наркотик. | 17.11 Оформление рисунков "Курение-яд" | 18.11 Викторина " Что такое хорошо и что такое плохо (антинаркотическая пропаганда) | 19.11 . Мой выбор - спортивный образ жизни.. (Подвижные игры.) | 20.11 Коллективное оформление плаката "Вредные привычки."
| 21.11 Беседа мед. работника "Нет вредным привычкам" | 22.11 Экскурсия к озеру."Зимний лёд - это опасно." | ||
12 | «День матери» | 23.11 Чтение стихов о маме. | 24.11 День Матери. История праздника. | 25.11 Рисование "Портрет милой мамы" | 26 .11 Подготовка к празднику "День матери" | 27.11 Изготовление открытки - подарка. | 28.11 Диалог "Моя любимая мама." | 29.11 Беседа:"Пришла зима. Осторожно гололёд." | |
Декабрь | 13 | «Мир станет пусть терпимее и мягче». Час доброты и милосердия | 30.11 Беседа тема : "Будь вежлив со старшими." | 01.12 "Помощь и милосердие - главные черты гуманной личности" | 02.12 Дидактические игры: "Вежливые слова ,вставь слово" | 03.12 "Доброта - что это?" | 04.12 Культура поведения в общественных местах. | 05.12 Каким должен быть настоящий друг ? | 06.12 "Весёлые старты" |
14 | День конституции РФ | 07.10 "Конституция-закон жизни . Виды законов и их необходимость | 08.12 Моделирование "Кормушка" | 09.12 День героев Отечества. История праздника | 10.12 Закон и ребёнок. | 11.12 "Мои права и обязанности в обществе." | 13.12 Диалог:"Имею ли я право ....." | 14.12 Экскурсия в зимний сад. | |
15 | «Веселое Новогодье», «Новый год у ворот!» | 14.12 Новый год - семейный праздник. | 15.12 История Нового года. | 16.12 Подготовка к конкурсу стихов "Зимушка-зима" | 17.12 Рисование новогоднего плаката. | 18.12 Рисование новогоднего плаката. | 19. 12 Поздравляем с Новым годом (пишем письма) | 20.12 Изготовление скульптур из снега. | |
16 | 21.12 Народные игры. Детские забавы. | 22.12 Шефская помощь малышам.(изготовление новогодних игрушек из бумаги) | 23.12 Как празднуют Новый год в других странах(просмотр видеороликов) | 24.12 Подготовка к Новогоднему празднику. | 25.12 Подготовка к Новогоднему празднику. | 26.12 Украшение зала к празднику. | 27.12 "Зимние забавы". | ||
28.12 Изготовление Новогодней игрушки. | 29.12 Дискотека | ||||||||
Январь | 17 | «Святочные традиции» | 11.01 Диалог: "Как я провёл зимние каникулы" | 12.01 Праздник Рождество. Что мы знаем о нем? | 13.01 Рождественские колядки. | 14.01 Беседа по ОЖЗ в зимнее время
| 15.01 Святки: традиции, обычаи, обряды | 16.01 Обычаи русского народа: "Святочные гадания". | 17.01 Генеральная уборка спальни. |
18 | Беседа «Профилактика травматизма в зимний период» | 18.01 Рисование: "Волшебный лес". | 19.01 Крещение. Традиции русского народа | 20.01 Зарисовки на тему "Игры и забавы людей" | 21.01 Презентация. Крещение господне. | 22.01 Викторина по презентации Крещение Господне | 23.01 Профилактика простудных заболеваний, закаливание. | 24.01 "Зимние забавы" | |
19 | «Крещенские посиделки» | 25.01 Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах, порезах. | 26.01 Внимание- гололёд (травматизм в зимний период) | 27.01 Диалог "Зимние слова" | 28.01 Диалог на тему; «Виды переломов». | 29.01 Диалог на тему; «Виды переломов». | 30.01 Игра - эстафета в спортзале. | 31.01 Беседа о безопасном поведении (осторожность при использовании воды) | |
Февраль | 20 | «Жизнь дана на добрые дела» | 01.02 Беседа: "Старость надо уважать." | 2.02 Просмотр и обсуждение фильма о войне | 3.02 "Жизнь дана на добрые дела" (помощь малышам, изготовление закладок) | 04.02 Работа с пословицами о доброте. | 05.02 Чтение. Отрывок из стихотворения Чуковского | 06.02 "Терпение и доброжелательность в общении" | 07.02 Беседа: "Движение - это жизнь". |
21 | 08.02 Беседа :"Труд и отдых. О пользе профессий." | 9.02 Знакомство с профессиями родителей | 10.02 Тестирование "Я и моя профессия" | 11.02 Занятие о дружбе и друзьях. | 12.02 Презентация. Добро и зло. | 13.02 Диалог: "Порядок дежурства в классе, спальне. "Правила уборки помещений. | 14.02 "День святого Валентина" | ||
22 | Интеллектуально – развлекательная программа «Русские защитники» | 15.02 Знаменитые люди города Рославля. | 16.02 Просмотр фильма "Дети герои ВОВ" | 17.02 Конкурсная программа "Великолепная семёрка" | 18.02 Изготовление открытки к празднику. | 19.02 Игра-состязание, посвященная дню защитника отечества. | 20.02 "Культура взаимоотношений мальчиков и девочек" | 21.02 Игры со словами на развитие памяти, внимания . | |
23 | Широкая Масленица | 22.02 Игровые двигательные упражнения с предметами | 23.02 День Защитника Отечества | 24.02 "Масленица пришла - открывайте ворота" История праздника | 25.02 Подготовка костюмов к празднику. | 26 .02 Праздник Масленица | 27.02 Празднование на Руси -Масленица. | 28.02 Беседа о безопасном поведении(осторожно электрический ток) | |
Март | 24 | «Русские женщины» | 29.02 Женщины в произведениях живописи. | 1.03 Женский день. История праздника | 2.03 "Тюльпаны в подарок" из бумаги своими руками | 03.03 Подарок маме. | 04.03 Подарок маме. ПЕСНЯ. | 05.03 Чтение стихов ко дню 8 Марта. | 06.03 Экскурсия к озеру (весенний лёд - это опасно) |
25 | «Семья – надежный уголок, куда б ты возвратиться смог» | 07.03 Диалог : "Моя семья" | 8.03 Международный женский день | 9.03 Отгадывание кроссворда "Растения на клумбе" | 10.03 Диалог. Моя семья. | 11.03 Пословицы о семье. | 12.03 Беседа:" Хозяин (хозяйка) в доме .Твои домашние обязанности." | 13.03 "Школа - дом в котором я живу" | |
26 | Конкурс «Мисс Весна» | 14.03 Чтение стихов о весне. | 15.03 Игра- викторина "А ну-ка девочки" | 16.03 Приготовление праздничного салата | 17.03 Стихи о весне. | 18.03 Загадки о весне. | 19.03 Подвижные игры на спортивной площадке. | 20.03 Культура поведения в общественном транспорте, на вокзале. | |
Март-апрель | 27 | «Живут на свете шутки, юмор, смех – сердца нам радуя и грея» | 28.03 Диалог тема:"Мои весёлые истории" | 29.03 Ко Дню Смеха "Золотая рыбка, шутка и апрель" | 30.03 Ко Дню Смеха "Золотая рыбка, шутка и апрель" | 31.03 Презентация. Сороки. Праздник птиц. | 01.04 Праздник смеха. | 02.04 Рисование тема:"Моя улыбка" | 03.04 "Я еду домой"(собирание вещей) |
Апрель | 28 | «Неизведанные дали» | 04.04 Урок мужества:" На орбите наш земляк." « | 5.04 Кроссворд "Неизведанные дали" | 6.04 Рисунки ко Дню Космонавтики | 07.04 Стихи о космосе | 08.04 Рисунки о космосе. | 09.04 Просмотр и обсуждение фильма: "Путь к звёздам." | 10.04 Игры со словами. |
29 | 11.04 Беседа: Космонавтика сегодня и завтра
| 12.04 День Космонавтики | 13.04 Викторина "Полёт в космос" | 14.04 Презентация. День космонавтики. | 15.04 Викторина на тему: День космонавтики | 16.04 Космос глазами детей. | 17.04Беседа "Моя одежда" (удаление пятен) | ||
30 | Экологические недели «Цвети, Земля!» | 18.04 Беседа:"Зелёные лёгкие планеты" | 19.04 Поделки из пластиковых бутылок | 20.04 Поделки из пластиковых бутылок | 21.04 Жить в согласии с природой. | 22.04 Береги и сохрани нашу Землю от беды. Час экологии. | 23.04 Беседа:"Дары русского леса." | 24.04 Беседа: "Уход за обувью " | |
31 | 25.04 "Природа в литературе."(чтение стихов) | 26.04 Трудовой десант. Уборка территории | 27.04 Зарисовки "Планета будущего" | 28.04 Презентация. На Руси сей праздник почитаем. Пасха. | 29.04 Экскурсия в церковь | 30.04 Презентация "Природа глазами художников." | 01.05 Праздник весны и труда. | ||
Май | 32 | «Поклонимся великим тем годам!» | 02.05 Праздник весны и труда. | 3.05 Просмотр и обсуждение фильма о ВОВ | 4.05 Выпуск стенгазеты "Рисуем о Победе" | 05.05 Презентация ко дню Победы. | 06.05 Концерт посвященный дню Победы. | 07.05 Беседа:"Города Герои ВОВ" | 08.05 Беседа: "Ах уж это солнце" |
33 | 09.05 День Победы. | 10.05 Чтение и обсуждение произведения о войне | 11.05 Конкурс чтецов о войне | 12.05 Презентация. Рославльчане -Герои войны. | 13.05 Просмотр фильмов о ВОВ. | 14.05 Эстафета:"Движение есть жизнь" | 15.05 Беседа :"Как вести себя в грозу" | ||
34 | Выставка – конкурс «Волшебный мир дерева» | 16.05 Презентация: "Волшебный мир дерева." | 17.05 "В мастерской игрушек" Поделки из дерева | 18.05 18.05 "В мастерской игрушек" Поделки из дерева | 19.05 Подготовка поделок к выставке. | 20.05 Подготовка поделок к выставке. | 21.05 Логические игры и задачи. | 22.05 Беседа :"Осторожно , ядовитые растения!" | |
35 | «День защиты детей» | 23.05 "Весёлые старты." | 24.05 Беседа "Я умею прощаться" | 25.05 25.05 Последний звонок | 26.05 Подготовка к празднику «День защиты детей» | 27.05 Праздник «День защиты детей» | 28.05 Правила поведения дома во время каникул | 29.05 "Мои летние каникулы." |
Самоподготовка - приложение № 2.
Самоподготовка – организационная форма учебной деятельности по выполнению домашних
1. заданий под руководством воспитателя, в ходе, которой целенаправленно
2. формируется навык самостоятельной учебной работы.
Задачи самоподготовки:
3. закрепить навыки самообразовательной работы;
4. воспитать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание;
6. сформировать положительное отношение к учёбе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнить учебные задания учителей;
7.учить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.
Структурные элементы | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанника |
Организационный момент(1-2 мин.) | Организует детей на учебную работу. | Подготовка своего рабочего места. |
Подготовка к самостоятельной работе (связь урока и самоподготовки). | Фронтальная форма организации учебной деятельности детей. Привлечение для самоподготовки материала урока. Чётко объявляет содержание задания, объясняет рациональную последовательность его выполнения, комментирует содержание памятки или обращает внимание на текст памятки. | Вспомнить тему урока, правила, схему или таблицу (памятка). |
Самостоятельная работа воспитанников (основной структурный элемент). | Поддерживать готовность детей к собственным усилиям, создать обстановку сосредоточенности, углубления в свою работу. Объявляет, сколько минут отводится на выполнение задания. Оказывает индивидуальную помощь в необходимых случаях. | Самостоятельность, прилежание, экономное использование времени. |
Самооценка, взаимопроверка, оценка работы. | Организует самопроверку, которая приучает контролировать свои действия. В некоторых случаях организует взаимопроверку, что способствует воспитанию ответственности, требовательности к себе и к товарищам. вырабатывает умение давать оценку работе. | Прочитывание написанного упражнения, проверка решения задач, примеров, ответы на вопросы в конце текста по чтению, природоведению, географии и т.п. |
Подведение итогов работы. | Даёт оценочное суждение работ каждого учащегося, отмечает тех, кто работал самостоятельно, подбадривает неуверенных в себе учеников, поощряет добросовестных. |
Примерный ход самоподготовки.
Орг. момент.
- Здравствуйте
- Сядьте хорошо
- Вы меня хорошо слышите ? ( -- Ты меня хорошо слышишь?)
- Приготовьте всё то, что нужно для выполнения домашнего задания. ( .....ты всё приготовил для выполнения домашнего задания?) - Что мы будем делать?
- Мы будем делать уроки.
- А как сказать по другому?
- Мы будем выполнять задания.
- Что мы будем делать сначала ?
- Сначала мы будем слушать и говорить, отвечать на вопросы. - Как ты будешь слушать и говорить?
- Я буду внимательно слушать и правильно говорить.
- Я буду говорить внятно ,слитно с ударением - Зачем?
- Чтобы мы понимали друг друга ,чтобы было всем понятно. - Говори так чтобы всем ребятам было понятно.
- Говори правильно, думай что хочешь сказать.
- Что ты будешь делать?
- Думать и рассуждать , отвечать на вопросы. - Говорите внятно слитно с ударением.
2. Фонетическая зарядка.
- Какой дежурный звук?
- Дежурный звук ...
- Кто хочет рассказать о звуке .....
- Расскажи о звуке .....
- Придумайте слово со звуком ....( так чтобы оно начиналось со звука ...; так чтобы звук был в середине слова ...; так чтобы звук был в конце слова ...)
- Говорите хорошо.
- Я вам сейчас буду говорить слова , а вы скажите что это? или кто это?
- Читайте слова и скажите (угадайте) что(кто) это?
- Заяц , овца....-животные; скворцы ,стрижи.....-птицы.
- Прочитайте загадку и подумайте над отгадкой
- Что мы делали ?
- Мы слушали и говорили.
- Молодцы вы хорошо говорили .
- Сейчас мы будем отвечать на вопросы.
3.Речевая разминка (Темы из бытового словаря.)
- Что вы делали ?
- Мы отвечали на вопросы.
- Вы хорошо и правильно говорили , отвечали на вопросы, а сейчас мы будем делать уроки
4.Выполнение домашнего задания. - Вы хорошо и правильно говорили, отвечали на вопросы, а сейчас мы будем делать уроки. - Сколько уроков сегодня было? - Сегодня было ..... уроков. - Откройте дневники и посмотрите какие уроки вам заданы? - Какой предмет тебе труднее выполнять ( какой легче)?
...спроси у ребят какие уроки будут завтра. - Ты знаешь какие уроки завтра? - Какой предмет тебе нравится больше всего. - Какой урок мы будем выполнять первым? - Мы будем делать математику. - Почему мы будем первой делать математику ? - Потому что она труднее ( тяжелее). - Посмотрите ,что задано по математике? - Что ты будешь делать после математики ? - Какой урок мы будем выполнять второй? - Что ты любишь больше читать или решать пример? - Вам всё понятно ? ...,ты знаешь, как делать? - Ты решил примеры, задачу. - Ты устал. - Что труднее было делать решать примеры или задачу? - Что ты любишь больше математику или чтение ; решать примеры или учить стихи. ....спроси у ...что задано по математике, русскому языку ... - Откройте учебники ,тетради , начинаем работать . - Пишите красиво аккуратно.
5. Выполнение письменных задании . - Что ты будешь сейчас выполнять? - Все выполняют задание самостоятельно. - Тебе понятно это задание? - Ты можешь выполнить это задание самостоятельно, тебе нужна помощь . - Что тебе непонятно. Тебе нужна помощь. ...объясни пожалуйста задачу ..
6.Выполнение устных заданий. - Что ты будешь делать сначала, что потом ... - Ты будешь учить или отвечать на вопросы. - Ты выучил. ...проверь стих.
7. Итог ....проверь верно сделал ... примеры. ....какую ошибку ты заметил. ... проверь , кто из ребят написал упражнение. - Ты выучил все урок? - Да я выучил все уроки .Я выполнил все задания. - Какой урок тебе было легче всего выполнять? - Какой урок тебе было трудно делать. - Ты знаешь какие уроки будут завтра. - Сколько времени ты выполнял домашнее задание. - Ты устал.
Словарь: будем делать …, я сделала ..,я решила…,я выполнила …, задание трудное (легкое), я выучила, я работала хорошо.
Речевой материал для восприятия за экраном: сядьте правильно, слушайте внимательно, прочитайте задание, что будем делать, что делали, напишите, учите, расскажи, какие уроки будем выполнять, проверьте свою работу.
Методы работы: репродуктивные (слушание и воспроизведение материала, чтение и выполнение по образцу, рассказывание стихотворения наизусть), частично-проблемные (самостоятельное выполнение на черновике, ответы на вопросы, постановка вопроса учащимися, взаимопроверка), проблемные (самостоятельная постановка задачи при выполнении работы, составление плана работы на самоподготовке в соответствии с временными требованиями).
Средства работы: речь, таблички, дактиль как вспомогательное средство при объяснении трудных слов.
Виды речевой деятельности: устная (монолог при заучивании и рассказывании стихотворения, при отчете, диалог при организации работы в паре, беседе с воспитателем), письменная (письмо).
УУД на самоподготовке с учетом индивидуальных возможностей воспитанников:
Регулятивные УУД
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью воспитателя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану .
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя) .
Внеклассное занятие - приложение № 3
Структура внеклассного занятия. I.Организационный момент.
II. Речевая зарядка. III. Основная часть занятия.
1.Знакомство с темой.
2.Обсуждение целей и плана работы.
3.Работа над словарем.
4.Объяснение темы. 5.Создание условий для речевого общения учеников (участие в играх, викторинах, инсценировках,
диалогах и др. видах деятельности. Закрепление изученного материала.
IV. Итог занятия.
Примерный ход внеклассного занятия.
- Сядьте хорошо. Слушайте внимательно.
- Какой сегодня день недели?
- Сегодня ...
- Какое сегодня внеклассное занятие?
- Как вы думаете что мы будем делать?
- Разговаривать, беседовать.
- Что значит беседовать ?
- Отвечать на вопросы, вести диалог, слушать и говорить.
- Давайте вспомним о чём мы разговаривали на прошлом занятии.
- О правилах дорожного движениях, перечисляют.
- А теперь давайте прочитаем тему нашей беседы.
- "Правила поведения в общественных местах"
- Как вы думаете ,где это.(в автобусе, в магазине, в больнице, в аптеке , на почте
общественные места).
- Ребята подумайте и скажите как нужно вести себя в автобусе, и как нельзя.
- Как нельзя вести в автобусе? (на почте ,в больнице......)
- Почему необходимо соблюдать эти правила.
- Обязаны ли мы помнить и выполнять эти правила. Почему?
Итог: Какого человека можно назвать вежливым, уважительным, воспитанным , культурным.
Прогулка, экскурсия - приложение № 4
Прогулка – это педагогически организованная форма активного отдыха детей, она проводится с целью закрепления, расширения и углубления имеющихся знаний, или приобретения новых, а также для решения конкретных воспитательных и коррекционных задач, расширения сферы общения, социальных контактов, профессиональной ориентации воспитанников. Тематика прогулок и экскурсий может быть связана с учебными предметами, внеклассными занятиями, а может носить и более широкий коррекционно-развивающий и воспитательный характер.
Задачи:
1. Восстановление умственной работоспособности;
2. Расширение кругозора воспитанников, их познавательных интересов;
3. Воспитание нравственных взаимоотношений, дисциплины в коллективе.
Ход прогулки.
1.Организационный момент.
(вступительная беседа по вопросам)
– Куда мы пойдем?
– Как вы думаете, что будем делать?
Как нужно вести себя во время прогулки?
2. Основная часть:
а)Наблюдение и беседа о погоде, природе.
Цель: воспитывать у учащихся наблюдательность, любовь к природе, растительному и животному миру, учить сравнивать погоду с предыдущем днем.
б) уборка территории:
цель: воспитывать трудолюбие, интерес и уважение к труду взрослых самостоятельно выполнять поручение, помогать друг другу воспитывать чувство коллективизма, товарищества.
в) Игры:
цель:
развивать физическую силу, ловкость во время подвижных игр, самостоятельность в процессе организации игр.
Д/игры:
Цель: воспитывать сенсорные и умственные способности, умение обследовать предметы сравнивать их подмечать незначительные различия в их признаках. (цвет, форма, величина ,материал),развивать умение составлять из частей одно целое.
3 Итог (беседа по вопросам)
- Где мы были?
- Что мы делали (чем занимались?)
- Что новое, полезное вы узнали на прогулке?
- Вам понравилась прогулка?
Темы прогулок
Правила поведения в природе (беседа)
Цветущие клумбы (прогулка-наблюдение)
Сентябрь – вересень, желтень, хмурень (информационная прогулка)
Сентябрь-рябинник (прогулка-наблюдение)
Растения огорода (экскурсия на пришкольный участок)
Адрес школы (целевая прогулка)
Трудовая атака (прогулка с заданием)
Туристический поход (заочная прогулка
Листопад (прогулка-наблюдение)
«Листья желтые, скажите, что вам снится?» (прогулка-творчество)
Приметы осени (экскурсия в природу)
Туман (прогулка-практикум)
Букеты из листьев (прогулка-творчество)
Не жгите опавшей листвы (прогулка-предостережение)
Бабье лето (прогулка-наблюдение)
Октябрь – грязник, капустник, хлебник (информационная прогулка)
Живое должно жить (экологическая беседа с прогулкой)
Праздник Покров (14 октября). Народные приметы (прогулка с заданием)
Дождь (информационная прогулка)
Как измерить дождь? (прогулка-практикум)
Лужа (прогулка-наблюдение)
Магазин (обществоведческая экскурсия)
Ноябрь – полузимник, ледень (прогулка с заданием)
12 ноября – синичкин день (прогулка-наблюдение)
Ветер (прогулка-практикум)
Декабрь – студень, хмурень (информационная прогулка)
Поэтические названия декабря (информационная прогулка)
В поисках волшебной палочки (поисковая прогулка)
Медицинский кабинет (экскурсия)
Январь – месяц бога Януса (информационная прогулка)
Моя помощь птицам зимой (трудовая акция)
Январь – сечень, просинец (информационная прогулка)
Снежные чудеса (прогулка-творчество)
Обморожение (информационная прогулка-беседа)
Аптека (обществоведческая экскурсия)
Иней (прогулка с заданием)
Зимний лес (парк) (экскурсия)
Февраль – бокогрей и ветродув (информационная прогулка)
Откуда снег пришел? (прогулка-практикум)
Какого цвета снег? (прогулка-наблюдение)
На что похожи снежинки? (творческая прогулка)
Куда исчезают снежинки? (прогулка-практикум)
Добрый снег, ты подумал обо всех! (прогулка с заданием)
Снежная сказка (трудовая операция)
Лепим снеговика (прогулка-творчество)
Март – сухий, свистун, ветронос и зимобор (информационная прогулка)
Весна идет (целевая прогулка)
17 марта – грачевник (прогулка-наблюдение)
Водоем (река, озеро) (экскурсия)
Поэтические названия апреля (прогулка-наблюдение)
Запахи и звуки (прогулка-наблюдение)
Сохраним в чистоте нашу Землю (трудовая акция)
За что люди любят Солнце (прогулка с заданием)
Спину прямо ты держи, своей осанкой дорожи (целевая прогулка)
Кто живет в муравейнике (целевая прогулка)
Радуга (прогулка-наблюдение)
Май – с цветами (прогулка-наблюдение)
Гроза. Поведение во время грозы (прогулка-практикум)
Облака (прогулка с заданием)
Бабочка – удивительный цветок (прогулка-наблюдение)
Запускаем бумеранг (прогулка-развлечение)
Следы человека (целевая экскурсия
Основные требования к знаниям и умениям воспитанников.
Воспитанники должны знать/понимать
1. Иметь знания об истории своего края, города, его достопримечательностях, знаменитых земляках.
2. Проявлять интерес к творчеству художников, скульпторов, деятелей искусства, науки и техники.
3. Знать правила поведения и культуры в общественных местах при посещении культурно-массовых мероприятий.
4. Знать правила дорожного движения, правила поведения в общественном транспорте.
5. Пополнить знания об особенностях жизни растений и животных нашего края и других природных зон.
6. Виды городского транспорта.
Воспитанники должны уметь:
1. ориентироваться в расположении улиц города;
2. оплатить проезд с помощью проездных документов;
3. соблюдать правила дорожного движения, правила поведения в общественном транспорте;
4. соблюдать правила поведения и культуры в общественных местах при посещении культурно-массовых мероприятий.
Литература
- Подарки из природных материалов. Демина И.Г. Смоленск, Русич 2001.
- История Православной культуры земли Смоленской. М.Ю.Андрицова, Д.В.Валуем, Смоленск 2004.
- Смоленский край в литературе и фольклоре. Ильина В.В.
- Рославль. Смоленск. 1997г. А.А.Кондрашенков.
- Мой брат Юрий. Гагарин В.А Москва 1980г.
- Недаром был любим. С.Казаков, Ю. Пашкав.
- Никитина Е.И. Русская речь 5-7класс. М.Просвещение 1998год.
- Русский язык: учебник 7 класс. С.И. Львова. В.И. Капинос и др.М.Дрофа, 2003год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитательный работы 2013-2014 учебного года
Моя рабочая программа для работы 2013-2014 учебного года....
Адаптированная рабочая программа воспитательной работы на учебный год 2 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом особенностей психофизического развития и возможносте...
Рабочая программа воспитательной работы на 2017 - 2018 учебный год.
Рабочие программы – нормативно – управленческие документы, характеризующие систему организации образовательной деятельности педагогов. Рабочие программы показывают как с учетом конкретных ...
Рабочая Программа воспитательной работы и внеурочной деятельности в _1_ «В» классе на 2018-2019 учебный год
Цель воспитательной работы Создание условий, способствующих адаптации в обществе на основе принципов самоуправления, развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их ...
Рабочая программа воспитательной работы на 2020 – 2021 учебный год.
Рабочая программа воспитательной работы на 2020 – 2021 учебный год....
Рабочая программа воспитательной работы в ГПД 1 класс 2022-2023 учебный год
Материал для воспитателей ГПД...
Рабочая программа воспитательной работы для 7 а класса за 2023-2024 учебный год
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена для обучающихся 7а класса с легкой умственной отсталостью....