"Эрудит"
рабочая программа на тему

Программа кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл erudit_2.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

Кружок «Эрудит»

Пояснительная записка

     Проблема познавательной активности детей является одной из ключевых проблем современного образования. Решение её способствует развитию интеллектуальных способностей детей, их самосознания, создает условия для их социализации и самосовершенствования. И особую роль в этом процессе может играть обращение к безмерному богатству родного языка, который, как подчеркивается в ФГОС НОО, « представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения», является основой национального самосознания».

     Предлагаемая программа органично связана с учебным процессом, позволяет осуществлять его взаимосвязь и преемственность с внеурочной деятельностью. Являясь по сути продолжением образовательной области «Филология», она составлена как программа своеобразного научного клуба младших школьников, имеющего в отличие от уроков, иные цели, задачи и форму проведения.

     Программа  разработана в соответствии с концепцией развивающего обучения, изложенной в трудах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, П. С. Жедек, В. В. Репкина, С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко, М. С. Соловейчик и др., и ориентирована на развитие интеллектуальных, творческих способностей детей, в том числе одаренных. Своеобразие программы определяет и её коммуникативная направленность.

Цель программы: развитие познавательной активности младших школьников на основе лингвистического материала в условиях организации совместной деятельности.

Задачи:

  • развитие у детей эмоционально – нравственного отношения к окружающему миру, родному языку, Родине;
  • формирование опыта ценностных ориентаций;
  • развитие стремления к духовному обогащению;
  • воспитание способности к сочувствию (эмоциональное реагирование на успехи одноклассников и сопереживание их неудачам);
  • развитие умения выполнять различные роли в процессе общения со сверстниками и взрослыми;
  • воспитание правил культуры поведения, в том числе знакомство с правилами проведения интеллектуальных игр;
  • развитие потребности в совместной деятельности с родителями и сверстниками в процессе решения интеллектуальных и практических задач;
  • создание условий для приобретения детьми обобщенных способов действия.

Принципы и подходы:

  • принцип интеграции;
  • сотрудничества;
  • научности;
  • деятельностный подход;
  • индивидуально – дифференцированный подход.

Отличительные признаки программы:

  • взаимосвязь внеурочной (в том числе игровой) деятельности детей с учебной деятельностью;
  • направленность на развитие познавательной активности детей на основе лингвистического материала;
  • партнерство с родителями( совместное проведение интеллектуальных игр, составление родителями вопросов к интеллектуальным играм).

Формы организации деятельности младших школьников в процессе реализации данной программы: занятия – семинары в рамках научного клуба; интеллектуальные игры; открытые мероприятия для родителей и с родителями. Особенно важны для реализации программы интеллектуальные игры, в процессе которых выявляются индивидуальные особенности учащихся, развивается их лингвистическое мышление, происходит обогащение опыта взаимодействия с другими людьми, усвоение отечественных культурных традиций и нравственных ценностей.

     Последовательность изучения тем отражает логику образовательного маршрута младших школьников в развитии их познавательной активности, в том числе и на основе лингвистического материала.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на четыре года обучения в начальной школе и основывается на теории развития способностей младшего школьника

1 этап – познавательный (1 класс). Создание условий для развития интереса к получению знаний

2 этап – личностный (2 класс). Развитие действий, позволяющих сделать учение осмысленным, научиться увязывать его с реальными жизненными целями и ситуациями

3 этап  - коммуникативный (3 класс). Формирование умения эффективно сотрудничать как с учителем, сак и со сверстниками, привить умение и готовность вести диалог

4 этап – регулятивный (4 класс). Развитие умения управлять собственной познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля и коррекции своих действий и оценки их успешности

     Занятия проводятся один раз в неделю - 37 часов в год, из них 4 – 8 часов отводится на интеллектуальные игры

Тематическое планирование программы «Эрудит»

(2 класс)

п/ п

Дата

Раздел,       тема

Научный     клуб

Интел

лект. игра

1

05.09

«Сто тысяч почему: почему вода – это жизнь?»

-

1

2 - 3

12.09  19.09

Зачем человеку и животным нужна вода?

2

-

4 - 5

26.09 03.10

Почему плывут по небу облака?

2

-

6 - 7

10.10  17.10

Почему вода в водоеме бывает соленая, а бывает пресная?

2

-

8 - 9

24.10

31.10

Почему нужно охранять водоемы?

2

-

10

07.11

«Дружба крепкая не расклеится»

-

1

11 - 12

14.11 21.11

Дружба – что это такое?

2

-

13 - 14

28.11 05.12

С кем бы ты хотел дружить и почему?

2

-

15 - 16

12.12 19.12

Интересные дела в семье

2

-

17

26.12

«Новогодняя «путаница»

-

1

18

16.01

«Добрым быть на белом свете веселей»

-

1

19 - 20

23.01

30.01

Уроки Крошки Енота

2

-

21 - 22

06.02

13.02

Посажу дерево на радость  людям

2

-

  23 - 24

20.02

28.02

Учимся сочинять загадки о животных и игрушках

2

-

25

05.03

«Люблю язык мой русский, как Родина, родной»

-

1

26 - 27

12.03

19.03

Современная Россия

2

-

28 - 29

26.03

02.04

Символы России

2

-

30 - 31

09.04

16.04

Публицистические тексты в газете

2

-

32 - 33

23.04

30.04

Кто и зачем их создает и читает

2

-

34

07.05

Путешествие в Угадайку(«Самый умный»)

-

1

35

14.05

Языколомки

1

-

36

21.05

«Что? Где? Когда?»

-

1

37

28.05

Итоговое занятие. Игра «Веселая академия»

-

1

Содержание программы

Разделы

Общие задачи программы

Предполагаемые результаты

Механизмы отслеживания результатов

  1. «Сто тысяч «почему» живут на белом свете»

-Развивать познавательную активность детей в процессе работы с лингвистическим материалом, умение задавать вопросы, эмоционально – нравственное отношение к окружающему миру, стремление к духовному обогащению;

- научить детей искать, исследовать и интерпретировать информацию

-Научиться понимать, как правильно задавать вопросы и отвечать на них;

- понять принцип построения текстов;

- понять, от чего зависит смысл слов;

- научиться работать с информацией

- Сочинения на заданные темы;

- игра «Умники и умницы»;

- анкетирование детей;

-рефлексия деятельности детей

  1. «Дружба крепкая не расклеится»

- Развивать у детей уважительное отношение к сверстникам и взрослым, умение взаимодействовать, коммуникативные качества, культуру поведения, умение работать в парах, группах, руководствуясь принципами уважения, доверия, взаимопомощи;

- обеспечить условия для успешной деятельности детей

- Научиться уважительному общению со сверстниками и взрослыми;

- научиться распределять роли при совместной деятельности

- Рефлексия деятельности детей;

- игра «Самый умный»;

- открытое занятие для родителей;

- сочинение стихотворений к празднику

  1. «Добрым

жить на белом свете веселей»

- Создать условия для развития у детей этических суждений и чувств, знакомства с правилами нравственного поведения;

- помочь детям выработать свою жизненную позицию по отношению к миру;

- научить увязывать решение учебных задач с реальными жизненными целями и ситуациями

- Научиться принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях;

- сочетать реальные цели с жизненными ситуациями;

- вести диалог со сверстниками и взрослыми

- Анкета для детей в соответствии с программой;

- «Своя игра» (вопросы от родителей);

- сочинения на заданные темы;

- анализ диалога Л. Каминского «Поручение»

  1. «Люблю язык мой русский, как Родина, родной »

- Научить детей бережно относиться к окружающему миру;

- формировать чувство гордости за свою Родину, русский язык, российский народ;

- развивать ответственность за свое поведение;

- формировать уважительное отношение к истории и культуре других народов

- Научиться говорить вежливо со сверстниками и взрослыми;

- научиться анализировать тексты разных жанров: художественные, научно – познавательные;

- научиться бережно относиться к окружающему миру, к языку, традициям и обычаям народов России и мира

- Рефлексия детской деятельности;

-сочинения на заданные темы (например, «И я сохраню тебя, русская речь»);

- спектакли по изученным произведениям (например, по «Сказке о Тумане» Н. К. Абрамцевой и др.);

- игры «Что? Где? Когда?», «Самый умный»

Тематическое планирование программы «Эрудит»

(4 класс)

п/п

Дата

Раздел,       тема

Научный     клуб

Интел

лект. игра

1-2

03.09

10.09

«Сто тысяч почему»

-

2

3-4

17.09  24.09

Почему в мире много «почему»?

2

-

5-6

01.10

08.10

Что произойдет с человеком, если он перестанет спрашивать: «Почему»?

2

-

7-8

15.10  22.10

Какие «почему» ты хочешь задать другим.

2

-

9-10

29.10

05.11

«Дружба крепкая не расклеится»

-

2

  11-12

12.11 19.11

«Друг в беде не бросит, лишнего не спросит».

2

-

  13-14

26.11 03.12

Знакомые незнакомцы.

2

-

  15-16

10.12 17.12

Выбери главное.

2

-

17

24.12

«Новогодняя «путаница»

-

1

18-19  

14.01

21.01

Пословицы о дружбе.

2

-

  20-21

28.01

04.02

«Добрым жить на белом свете веселей»

-

2

  22-23

11.02

18.02

Сочиняем стихи к празднику.

2

-

  24

25.02

Как много праздников хороших.

-

1

  25-26  

04.03

11.03

Что такое доброта?

2

-

  27-28

1803

25.03

«Люблю язык мой русский, как Родина, родной»

-

2

  29-30

01.04

08.04

Для кого пишет автор?

2

-

 31-32

15.04

22.04

Где живут пингвины?

2

-

33

29.04

Путешествие в Угадайку(«Самый умный»)

-

1

34-35

06.05

13.05

Почему трава зеленая?

2

-

36

20.05

Составление текста-описания по опорным словам

1

-

37

27.05

Итоговое занятие. Игра «Веселая академия»

-

1

Список литературы:

  1. Белибихина Н. А. «Организация дополнительного образования в школе: планирование. Программы. Разработки занятий» /Н. А. Белибихина, Л. А. Королева. – М., 2009.
  2. Воронцов А. Б. «Практика развивающего обучения» / А. Б. Воронцов. – М., 2006
  3. Давыдов В. В. «Виды обобщения в обучении» / В. В. Давыдов. – М.: Педагогическое общество России, 2007
  4. Жедек П. С. «Использование методов развивающегообучения на уроках русского языка в младших классах: учебно – методическое пособие» / П. С.  Жедек. – Томск: Пеленг, 2006
  5. Истратова О. Н. «Справочник психолога начальной школы» / О. Н. Истратова. – Ростов н/Д., 2008
  6. Плешаков А. А. «Зеленые страницы: книга для учащихся начальных классов»/ А. А. Плещаков. – М.: Просвещение, 2009
  7. Цукерман Г. А. «Виды общения в обучении» / Г. А. Цукерман. – М., 2006
  8. Эльконин Д. Б. «Психология игры» / Д. Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 2006

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада для младших школьников "ЭРУДИТ 2010" 4 класс

Предлагаю олимпиадные задания для учащихся 4 классов....

Олимпиада младших школьников "ЭРУДИТ 2010" 3 класс

Предлагаю материал для проведения олимпиады среди учащихся 3 классов....

Школа "Эрудит"

Олимпиады, интеллектуальные марафоны требуют большой подготовки по поиску материала. В эту папку постараюсь добавлять новые и старые марафоны и олимпиады, которые сама составляла или где-то брала в л...

Интеллектуальный марафон "Эрудит"

Внеклассное мероприятие проводится проводится в 3 классе на Дне Науки. Весь класс делится на 2 команды. Данное мероприятие воспитывает умение работать сообща, согласовывать свои действия....

Интеллектуальная игра "Эрудит"

Основная цель интеллектуальной игры "Эрудит" - прививать устойчивый интерес и любознательность к чтению, русскому языку, математике и окружающему миру во внеурочное время....

Программа внеурочной деятельности "Эрудит"

Внеурочная деятельность  по русскому языку, математике является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предметам, особенно в 1 классе. Не секрет, что для многих учеников изучени...

Программа кружка «Эрудит» для 2 класса.

Данное планирование направлено на развитие логического мышления второклассников, формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков, введение разнообразного геометрического мат...