"Эрудит"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Кружок «Эрудит»
Пояснительная записка
Проблема познавательной активности детей является одной из ключевых проблем современного образования. Решение её способствует развитию интеллектуальных способностей детей, их самосознания, создает условия для их социализации и самосовершенствования. И особую роль в этом процессе может играть обращение к безмерному богатству родного языка, который, как подчеркивается в ФГОС НОО, « представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения», является основой национального самосознания».
Предлагаемая программа органично связана с учебным процессом, позволяет осуществлять его взаимосвязь и преемственность с внеурочной деятельностью. Являясь по сути продолжением образовательной области «Филология», она составлена как программа своеобразного научного клуба младших школьников, имеющего в отличие от уроков, иные цели, задачи и форму проведения.
Программа разработана в соответствии с концепцией развивающего обучения, изложенной в трудах Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, П. С. Жедек, В. В. Репкина, С. В. Ломакович, Л. И. Тимченко, М. С. Соловейчик и др., и ориентирована на развитие интеллектуальных, творческих способностей детей, в том числе одаренных. Своеобразие программы определяет и её коммуникативная направленность.
Цель программы: развитие познавательной активности младших школьников на основе лингвистического материала в условиях организации совместной деятельности.
Задачи:
- развитие у детей эмоционально – нравственного отношения к окружающему миру, родному языку, Родине;
- формирование опыта ценностных ориентаций;
- развитие стремления к духовному обогащению;
- воспитание способности к сочувствию (эмоциональное реагирование на успехи одноклассников и сопереживание их неудачам);
- развитие умения выполнять различные роли в процессе общения со сверстниками и взрослыми;
- воспитание правил культуры поведения, в том числе знакомство с правилами проведения интеллектуальных игр;
- развитие потребности в совместной деятельности с родителями и сверстниками в процессе решения интеллектуальных и практических задач;
- создание условий для приобретения детьми обобщенных способов действия.
Принципы и подходы:
- принцип интеграции;
- сотрудничества;
- научности;
- деятельностный подход;
- индивидуально – дифференцированный подход.
Отличительные признаки программы:
- взаимосвязь внеурочной (в том числе игровой) деятельности детей с учебной деятельностью;
- направленность на развитие познавательной активности детей на основе лингвистического материала;
- партнерство с родителями( совместное проведение интеллектуальных игр, составление родителями вопросов к интеллектуальным играм).
Формы организации деятельности младших школьников в процессе реализации данной программы: занятия – семинары в рамках научного клуба; интеллектуальные игры; открытые мероприятия для родителей и с родителями. Особенно важны для реализации программы интеллектуальные игры, в процессе которых выявляются индивидуальные особенности учащихся, развивается их лингвистическое мышление, происходит обогащение опыта взаимодействия с другими людьми, усвоение отечественных культурных традиций и нравственных ценностей.
Последовательность изучения тем отражает логику образовательного маршрута младших школьников в развитии их познавательной активности, в том числе и на основе лингвистического материала.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на четыре года обучения в начальной школе и основывается на теории развития способностей младшего школьника
1 этап – познавательный (1 класс). Создание условий для развития интереса к получению знаний
2 этап – личностный (2 класс). Развитие действий, позволяющих сделать учение осмысленным, научиться увязывать его с реальными жизненными целями и ситуациями
3 этап - коммуникативный (3 класс). Формирование умения эффективно сотрудничать как с учителем, сак и со сверстниками, привить умение и готовность вести диалог
4 этап – регулятивный (4 класс). Развитие умения управлять собственной познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля и коррекции своих действий и оценки их успешности
Занятия проводятся один раз в неделю - 37 часов в год, из них 4 – 8 часов отводится на интеллектуальные игры
Тематическое планирование программы «Эрудит»
(2 класс)
№ п/ п | Дата | Раздел, тема | Научный клуб | Интел лект. игра |
1 | 05.09 | «Сто тысяч почему: почему вода – это жизнь?» | - | 1 |
2 - 3 | 12.09 19.09 | Зачем человеку и животным нужна вода? | 2 | - |
4 - 5 | 26.09 03.10 | Почему плывут по небу облака? | 2 | - |
6 - 7 | 10.10 17.10 | Почему вода в водоеме бывает соленая, а бывает пресная? | 2 | - |
8 - 9 | 24.10 31.10 | Почему нужно охранять водоемы? | 2 | - |
10 | 07.11 | «Дружба крепкая не расклеится» | - | 1 |
11 - 12 | 14.11 21.11 | Дружба – что это такое? | 2 | - |
13 - 14 | 28.11 05.12 | С кем бы ты хотел дружить и почему? | 2 | - |
15 - 16 | 12.12 19.12 | Интересные дела в семье | 2 | - |
17 | 26.12 | «Новогодняя «путаница» | - | 1 |
18 | 16.01 | «Добрым быть на белом свете веселей» | - | 1 |
19 - 20 | 23.01 30.01 | Уроки Крошки Енота | 2 | - |
21 - 22 | 06.02 13.02 | Посажу дерево на радость людям | 2 | - |
23 - 24 | 20.02 28.02 | Учимся сочинять загадки о животных и игрушках | 2 | - |
25 | 05.03 | «Люблю язык мой русский, как Родина, родной» | - | 1 |
26 - 27 | 12.03 19.03 | Современная Россия | 2 | - |
28 - 29 | 26.03 02.04 | Символы России | 2 | - |
30 - 31 | 09.04 16.04 | Публицистические тексты в газете | 2 | - |
32 - 33 | 23.04 30.04 | Кто и зачем их создает и читает | 2 | - |
34 | 07.05 | Путешествие в Угадайку(«Самый умный») | - | 1 |
35 | 14.05 | Языколомки | 1 | - |
36 | 21.05 | «Что? Где? Когда?» | - | 1 |
37 | 28.05 | Итоговое занятие. Игра «Веселая академия» | - | 1 |
Содержание программы
Разделы | Общие задачи программы | Предполагаемые результаты | Механизмы отслеживания результатов |
| -Развивать познавательную активность детей в процессе работы с лингвистическим материалом, умение задавать вопросы, эмоционально – нравственное отношение к окружающему миру, стремление к духовному обогащению; - научить детей искать, исследовать и интерпретировать информацию | -Научиться понимать, как правильно задавать вопросы и отвечать на них; - понять принцип построения текстов; - понять, от чего зависит смысл слов; - научиться работать с информацией | - Сочинения на заданные темы; - игра «Умники и умницы»; - анкетирование детей; -рефлексия деятельности детей |
| - Развивать у детей уважительное отношение к сверстникам и взрослым, умение взаимодействовать, коммуникативные качества, культуру поведения, умение работать в парах, группах, руководствуясь принципами уважения, доверия, взаимопомощи; - обеспечить условия для успешной деятельности детей | - Научиться уважительному общению со сверстниками и взрослыми; - научиться распределять роли при совместной деятельности | - Рефлексия деятельности детей; - игра «Самый умный»; - открытое занятие для родителей; - сочинение стихотворений к празднику |
жить на белом свете веселей» | - Создать условия для развития у детей этических суждений и чувств, знакомства с правилами нравственного поведения; - помочь детям выработать свою жизненную позицию по отношению к миру; - научить увязывать решение учебных задач с реальными жизненными целями и ситуациями | - Научиться принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях; - сочетать реальные цели с жизненными ситуациями; - вести диалог со сверстниками и взрослыми | - Анкета для детей в соответствии с программой; - «Своя игра» (вопросы от родителей); - сочинения на заданные темы; - анализ диалога Л. Каминского «Поручение» |
| - Научить детей бережно относиться к окружающему миру; - формировать чувство гордости за свою Родину, русский язык, российский народ; - развивать ответственность за свое поведение; - формировать уважительное отношение к истории и культуре других народов | - Научиться говорить вежливо со сверстниками и взрослыми; - научиться анализировать тексты разных жанров: художественные, научно – познавательные; - научиться бережно относиться к окружающему миру, к языку, традициям и обычаям народов России и мира | - Рефлексия детской деятельности; -сочинения на заданные темы (например, «И я сохраню тебя, русская речь»); - спектакли по изученным произведениям (например, по «Сказке о Тумане» Н. К. Абрамцевой и др.); - игры «Что? Где? Когда?», «Самый умный» |
Тематическое планирование программы «Эрудит»
(4 класс)
№ п/п | Дата | Раздел, тема | Научный клуб | Интел лект. игра |
1-2 | 03.09 10.09 | «Сто тысяч почему» | - | 2 |
3-4 | 17.09 24.09 | Почему в мире много «почему»? | 2 | - |
5-6 | 01.10 08.10 | Что произойдет с человеком, если он перестанет спрашивать: «Почему»? | 2 | - |
7-8 | 15.10 22.10 | Какие «почему» ты хочешь задать другим. | 2 | - |
9-10 | 29.10 05.11 | «Дружба крепкая не расклеится» | - | 2 |
11-12 | 12.11 19.11 | «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит». | 2 | - |
13-14 | 26.11 03.12 | Знакомые незнакомцы. | 2 | - |
15-16 | 10.12 17.12 | Выбери главное. | 2 | - |
17 | 24.12 | «Новогодняя «путаница» | - | 1 |
18-19 | 14.01 21.01 | Пословицы о дружбе. | 2 | - |
20-21 | 28.01 04.02 | «Добрым жить на белом свете веселей» | - | 2 |
22-23 | 11.02 18.02 | Сочиняем стихи к празднику. | 2 | - |
24 | 25.02 | Как много праздников хороших. | - | 1 |
25-26 | 04.03 11.03 | Что такое доброта? | 2 | - |
27-28 | 1803 25.03 | «Люблю язык мой русский, как Родина, родной» | - | 2 |
29-30 | 01.04 08.04 | Для кого пишет автор? | 2 | - |
31-32 | 15.04 22.04 | Где живут пингвины? | 2 | - |
33 | 29.04 | Путешествие в Угадайку(«Самый умный») | - | 1 |
34-35 | 06.05 13.05 | Почему трава зеленая? | 2 | - |
36 | 20.05 | Составление текста-описания по опорным словам | 1 | - |
37 | 27.05 | Итоговое занятие. Игра «Веселая академия» | - | 1 |
Список литературы:
- Белибихина Н. А. «Организация дополнительного образования в школе: планирование. Программы. Разработки занятий» /Н. А. Белибихина, Л. А. Королева. – М., 2009.
- Воронцов А. Б. «Практика развивающего обучения» / А. Б. Воронцов. – М., 2006
- Давыдов В. В. «Виды обобщения в обучении» / В. В. Давыдов. – М.: Педагогическое общество России, 2007
- Жедек П. С. «Использование методов развивающегообучения на уроках русского языка в младших классах: учебно – методическое пособие» / П. С. Жедек. – Томск: Пеленг, 2006
- Истратова О. Н. «Справочник психолога начальной школы» / О. Н. Истратова. – Ростов н/Д., 2008
- Плешаков А. А. «Зеленые страницы: книга для учащихся начальных классов»/ А. А. Плещаков. – М.: Просвещение, 2009
- Цукерман Г. А. «Виды общения в обучении» / Г. А. Цукерман. – М., 2006
- Эльконин Д. Б. «Психология игры» / Д. Б. Эльконин. – М.: ВЛАДОС, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада для младших школьников "ЭРУДИТ 2010" 4 класс
Предлагаю олимпиадные задания для учащихся 4 классов....
Олимпиада младших школьников "ЭРУДИТ 2010" 3 класс
Предлагаю материал для проведения олимпиады среди учащихся 3 классов....
Школа "Эрудит"
Олимпиады, интеллектуальные марафоны требуют большой подготовки по поиску материала. В эту папку постараюсь добавлять новые и старые марафоны и олимпиады, которые сама составляла или где-то брала в л...
Интеллектуальный марафон "Эрудит"
Внеклассное мероприятие проводится проводится в 3 классе на Дне Науки. Весь класс делится на 2 команды. Данное мероприятие воспитывает умение работать сообща, согласовывать свои действия....
Интеллектуальная игра "Эрудит"
Основная цель интеллектуальной игры "Эрудит" - прививать устойчивый интерес и любознательность к чтению, русскому языку, математике и окружающему миру во внеурочное время....
Программа внеурочной деятельности "Эрудит"
Внеурочная деятельность по русскому языку, математике является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предметам, особенно в 1 классе. Не секрет, что для многих учеников изучени...
Программа кружка «Эрудит» для 2 класса.
Данное планирование направлено на развитие логического мышления второклассников, формирование умения нестандартно мыслить, отработку вычислительных навыков, введение разнообразного геометрического мат...