Программа внеурочной деятельности "Эрудит"
рабочая программа (1 класс) по теме
Внеурочная деятельность по русскому языку, математике является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предметам, особенно в 1 классе. Не секрет, что для многих учеников изучение основных предметов является нелюбимым занятием. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.
Именно поэтому главная цель внеурочной деятельности - формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и математической речи, интереса к родному языку и воспитание потребности изучать их.
Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно - фактологический, описательно-поисковый или творческий. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma__raboty_s_odaryonnymi_detmi.docx | 36.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности кружка «Эрудит».
Пояснительная записка.
Внеурочная деятельность по русскому языку, математике является важнейшей составной частью работы по привитию интереса к предметам, особенно в 1 классе. Не секрет, что для многих учеников изучение основных предметов является нелюбимым занятием. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению.
Именно поэтому главная цель внеурочной деятельности - формирование и поддержка устойчивого интереса к предмету, интенсивное формирование деятельностных способностей, развитие логического мышления и математической речи, интереса к родному языку и воспитание потребности изучать их.
Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения. Уровень познавательного интереса выражается прежде всего в характере познавательной деятельности, с которой справляется и к которой стремится ученик: репродуктивно - фактологический, описательно-поисковый или творческий. Проходя по ступеням от одного вида деятельности к другому, у ученика развивается познавательный интерес.
Задачи.
Исходя из основной цели внеурочной деятельности, можно выделить частные задачи, которые решаются учителем в процессе такой деятельности:
1) воспитание коммуникативной культуры школьников;
2) расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование компетенций;
3) выявление и поддержка одаренных учащихся;
4) поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку, математике.
5) развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.
Реализация задач занятий достигается следующей работой:
- Систематизацией изученного материала, его углублением, выходящим за рамки материала учебника;
- Работой по развитию у детей умения анализировать и решать задачи повышенной трудности; особое внимание в содержании курса уделяется методике решения нестандартных логических заданий;
- Расширением кругозора детей, углубленным изучением отдельных тем, творческих заданий.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят, рассуждают.
На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки, решение нестандартных, олимпиадных задач.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, магических квадратов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 30 минут. В организационном отношении кружок представляет собой группу учащихся, состоявших из 10—15 человек.
Принципы.
Внеурочная деятельность основывается на общедидактических принципах, важнейшими из которых являются: принцип научности, последовательности и системности изложения материала, преемственности и перспективности, связи теории с практикой, доступности, наглядности. Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, математике внеурочная деятельность не может не основываться на методических принципах: внимание к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи, принципе научности, доступности, наглядности. Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеурочной деятельности по предмету. Этот принцип добровольного участия во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников и принцип занимательности. Один из важных принципов – это принцип системности.
Методы, которые используются во внеурочной деятельности, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. В кружковой работе использую такие методы, как слово учителя, беседа, самостоятельная работа учащихся. Однако эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе. Введение заданий олимпиадного характера способствует подготовке учащихся к школьным и районным олимпиадам по математике, является подготовительной базой для участия в интеллектуальных играх, основой для участия в Международном интернет – конкурсе для одарённых детей Кенгуру, Русский медвежонок.
Формы организации разнообразны: беседа, конкурсы, викторины, познавательно-развлекательные игры, олимпиады, интернет - олимпиады.
Подбор заданий строится с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей второклассников. Разработаны разно уровневые задания. Имеется мультимедийное сопровождение к кружковым занятиям.
В этом состоит большая общественная значимость школьной внеурочной деятельности.
Ожидаемые результаты.
- Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов.
- Рост личностных достижений.
- Создание атмосферы успеха.
- Установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества.
- Накопление опыта творческой деятельности.
- Участие в турах олимпиад по русскому языку, математике
Планирование занятий кружка «Эрудит».
№ п/п | Название занятия | Кол-во час. | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Развитие памяти и внимания | 1 | 1.09. | |
2 | Загадки | 1 | 8.09. | |
3 4 | Развитие воображения | 2 | 15.09. 22.09. | |
5 6 | Выполнение рисунка по точкам, дорисуй вторую половинку. | 2 | 29.09. 06.10. | |
7 8 | Головоломки | 2 | 13.10. 20.10. | |
9 | Проведи аналогию | 1 | 27.10. | |
10 11 | Кроссворды | 2 | 03.11 10.11 | |
12 13 | Развитие логики мышления | 2 | 17.11 24.11 | |
14 | Загадки | 1 | 01.12. | |
15 16 | Задания, развивающие кругозор | 2 | 08.12 15.12. | |
17 | Анаграммы | 1 | 22.12. | |
18 | Развиваем быстроту реакции | 1 | 29.12. | |
19 20 | Логические, эвристические задачи | 2 | 05.01. 12.01. | |
21 22 | Волшебные палочки: работа с геометрическим материалом. | 2 | 19.01. 26.01. | |
23 | Собираем слова. | 1 | 02.02. | |
24 25 | Занимательные магические квадраты | 2 | 09.02. 16.02. | |
26 | Крылатые слова и выражения, происхождение слов. Как нужно говорить. | 1 | 01.03. | |
27 | Слова – тезки. (Омонимы). | 1 | 15.03. | |
28 | Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов). | 1 | 22.03. | |
29 | Слова с противоположным значением. (Антонимы). | 1 | 29.03. | |
30 | Фразеологизмы. | 1 | 05.04. | |
31 | Задания типа «Найди лишнее» | 1 | 12.04 | |
32 | Графические задания | 1 | 19.04. | |
33 | Развиваем логическое мышление | 1 | 26.04. | |
34 | Буквенное лото | 1 | 03.05 | |
35 | Головоломки со спичками | 1 | 10.05. | |
36 | Задачи на определение истинности суждения | 1 | 17.05. | |
37 | Задания на определение по указанным признакам | 1 | 24.05 | |
38 | Задания на нетривиальное мышление | 1 | 31.05. |
Литература.
- О. В. Субботина «Олимпиадные задания по математике». 1-4 классы. Вып.2.-Волгоград: Учитель, 2010. – 120 с.
- Е.В. Языканова «Учись учиться». Развивающие занятия для младших школьников. -М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.: ил. – ( Библиотечка «Первое сентября», серия «Начальная школа». Вып. 4)
- Е. Иванченко «250 задач на логику». Книжный клуб, Харьков, 2007, 230 с.
- Н. Виллис «Логические игры и головоломки».-М.:ЭКСМО, 2003.-320с.
- Г.В. Раицкая «Олимпиадные задания».1-2 класс: Русский язык. Математика. Литературное чтение. Окружающий мир. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.-48 с.
- Т.М. Лавриенко «Задания Развивающего характера по математике»: Пособие для учителей начальных классов.- Саратов: «Лицей», 2002.-192 с. – («Библиотечка учителя»)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9» городского округа
г. Стерлитамак Республики Башкортостан
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
На заседании МО Зам. директора по УВР Директор МБОУ «СОШ №9»
Протокол № ____ ________ Гусева О.А. _________ Ф.Ж. Гафарова
«___»_______2011 г. «___»_________2011 г. «___»___________2011 г.
Программа внеурочной деятельности
для 1 класса «а»
Кружок «Эрудит»
Подготовила: Федорова А.Н.
учитель начальных классов
Стерлитамак
2011-2012 уч. год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...