Внеклассная работа со школьными библиотеками.
статья на тему

Швецова Галина Геннадьевна

Доклад на областном семинаре о важности и способах сотрудничества со школьными библиотеками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blagodarnost_shkolnym_bibliotekaryam.docx21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование культуры слова и духовно нравственного воспитания учащихся средствами внеклассной работы.

        Перед началом нашего общения выражаю Вам глубочайшую признательность и восхищение. Я безмерно счастлива, что мне позволено сегодня поделиться своими размышлениями с самой значимой частью общества.

Позвольте объяснить, почему из нашего трудового сообщества классных руководителей, выбор пал на меня. Во – первых, я являюсь живым доказательством эффективности внеклассной работы школы и школьного заведующего библиотекой, в частности. Я была ребёнком из неблагополучной, малообеспеченной и многодетной семьи. Училась я хорошо. Но не помню ни одного урока, не могу вспомнить ни одного знания полученного во время учебных занятий. Зато я и мои одноклассники до сих пор помним все жизненные истины, усвоенные на внеклассных мероприятиях и в кружках. Мне посчастливилось быть членом школьного библиотечного клуба «Библиофил» под руководством Нины Павловны Мелковой. На слайде вы видите меня почти 30 лет назад, выступающей в нашей школьной библиотеке на встрече с Александром Михайловичем Бересневым. Помню и знаю, что бережное и ненавязчивое прикосновение мира литературы ко мне увлекло меня в безопасный и увлекательный мир. За это огромное спасибо Вам, Нина Павловна и моему классному руководителю Марченко Ольге Ивановне. Во-вторых, мне удалось совмещать работу учителя начальных классов и классного руководителя в среднем звене, а в течение первых 10 лет я одновременно работала учителем и социальным педагогом. Всё это значительно усилило мой воспитательский опыт.

На слайдах во время моего доклада вы можете просмотреть целостность воспитательной системы, над которой я работаю до сих пор. Эта шлифовка необходима постоянно. Так как развитие и изменение общества значительно и неукоснительно ускоряется.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания с учётом компетентстного подхода.

А что же такое компетенция? Это готовность человека действовать в любой ситуации. Для современного школьника базовыми являются компетенции:

–       информационная (готовность к работе с информацией);

–       коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);

–       кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).

–       проблемная (готовность к решению проблем).

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является речь. Проблема снижения культуры речи в нашей стране, тенденция к распространению «жаргона и просторечия» является актуальной. Поэтому формирование и повышение культуры правильной русской речи имеет важное значение.

Известно, что ребенок, будучи по своей природе социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делится мыслями, чувствами. Основным способом удовлетворения потребностей ребенка в общении является речь. Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Чем полнее усваивается богатство языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и обществе. Для ребенка грамотная речь – залог успешного обучения и развития. Развитие речевой деятельности ребенка – не стихийный процесс, он требует определенного педагогического руководства. Роль школы состоит в последовательном, спокойном и тактичном направлении речевого развития каждого ученика, в создании и реализации методической системы культуры речи – от аудирования, от умения слушать – и до потребности пользования словарями и справочниками. Нужен мощный фактор, постоянно поддерживающий в детях желание и стремление развивать свою речь. Такое желание можно вызвать лишь условиями, способными удовлетворить актуальные потребности детей.

Нет необходимости доказывать, что всё в мире закономерно и взаимосвязано. Столетиями учёные и философы пытаются разгадать феномен человеческой речи. Для чего именно люди способны мыслить и общаться вербально?! Оставим решение этого вопроса для более благоприятного момента в истории человечества и перейдём к зависящим от него и многократно доказанным наблюдениям:

 - любое слово – значимо;

- хорошая речь воодушевляет, негативная – угнетает;

 - в умелых руках (хотя правильнее сказать головах) слова являются мощнейшими орудиями и энергетиками.

А вот здесь особенное внимание слову: у м е л ы х! Важно обучать параллельно мастерству слова с формированием положительно направленной личности человека. Вот здесь и приходит на помощь разработанная классным руководителем система, благодаря которой ребёнок плавно и бережно осознаёт море позитивных возможностей и делает добровольный выбор личного перспективного пути!

Я личным примером доказала важность библиотечного дела для ребёнка. Прежде чем перейти ко второй части моего доклада, хотелось бы узнать Ваше мнение по следующему вопросу: «Кто в школе должен быть идейным вдохновителем и организатором воспитательного дела связанного с миром литературы, библиотекарь или классный руководитель?» Покажите, пожалуйста, карточку-закладку стороной где корабль плывёт поверх книги, кто считает, что инициатива чаще всего должна исходить от библиотекаря? Покажите, пожалуйста, карточку-закладку стороной, где падает капля, кто считает, что инициатива чаще всего должна исходить от классного руководителя?

Мнения разделились примерно поровну. Правы все! Исходить необходимо всегда из конкретно сложившихся ситуаций. На год запланированы библиотекой ряд мероприятий – заведующий библиотекой советуясь с методическим объединением и советом активистов школы, распределяет участие классов по мере необходимости и возможностей. В свою очередь и классный руководитель в сотрудничестве детей и родителей может обратиться с конкретными предложениями к заведующей библиотекой. Такое взаимодействие осуществляется в нашей школе. В нашей школьной библиотеке дети не только участвуют в круглогодичной акции «Книга в подарок» и учатся бережному отношению к учебникам. За годы сотворчества с Ниной Павловной мои ребята были участниками классных часов различных форм и тематик, литературных балов, театральных постановок, творческих вечеров, литературных гостиных, конкурсов чтецов и знатоков, тематических выставок, научно-практических конференций, благотворительных акций, заочных путешествий, викторин, литературных праздников, творческих мастерских, пресс-конференций, этических чтений и бесед. В настоящее время у нас в проекте совместные блоги и сайты. Непререкаемым авторитетом для детей и родителей являются списки рекомендуемой для прочтения на каникулах литературы, переданные Ниной Павловной или врученные ребятами клуба «Чистое слово». Само название клуба является жизненным ориентиром и руководством к действию. Пойти в библиотеку для ребят – это благоговение и трепетное ожидание чуда; встреча с Ниной Павловной или с ребятами из клуба «Чистое слово» это искренняя радость и счастье прекрасного общения; совместные репетиции, дела и встречи – это с любовью ожидаемые, незабываемые события не только со стороны ребят, но и их родных и близких.

Благодаря такому многообразию видов деятельности реализуется основной принцип воспитания: «Все цвета кроме чёрного». При таком подходе можно не волноваться о суицидальных и агрессивных настроениях. Дети с первого класса знают где и как можно стать счастливым, если родители на работе:

*Книга – друг, который может безопасно развлечь и подсказать совет;

*Книга – спасательный круг, если вдруг тяжело;

*Книга – причина для полезного и приятного общения;

*Книга – способ прикоснуться к истории и вечности;

*Книга – возможность реализовать себя, стать востребованным в                

 любой момент;

*Книга – личный учитель и собеседник;

*Книга – самая быстрая машина времени или реальная волшебница.

Однажды я услышала притчу о хорошем человеке. Думаю, что скорее всего эта притча обо всех библиотекарях. Поэтому перескажу Вам её именно так. Размышлял библиотекарь о жизни: сколько обездоленных, отчаявшихся, страдающих людей вокруг!.. Господи! Почему ты ничего не делаешь, не помогаешь им? – Помогаю. – Но как? – Я создал тебя!..

Спасибо Вам - Уважаемые мастера чистого слова, за то, что Вы есть и стойко помогаете людям! Здоровья Вам и Вашим близким. Успеха Вашим ЧЕЛОВЕКА творящим начинаниям!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ.

В течение  октября в 1-х классах велась ознакомительная работа: дети поседетили школьную и районную библиотеки. В районной библиотеке "Радуга" учащиеся 1-а класса приняли участие в игре "Сказки д...

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»

урок литературы во 2 классе по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»...

презентация к уроку литературы по теме "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс

презентация к уроку литературы по теме  "Библиотеки. Проект «О чем может рассказать школьная библиотека»" 2 класс...

Использование инновационных технологий в работе школьной библиотеки

Выступление заведующей библиотекой на семинаре для заведующих библиотеками и библиотекарей ОУ "Инновационные технологии работы библиотекаря образовательного учреждения"...

Отзыв о совместной работе учителей начальной школы и школьной библиотеки.

В отзыве написано о совместной работе учителей начальных классов и школьного библиотекаря....

Библиотеки. Проект «О чём может рассказать школьная библиотека».

Цели урока: напомнить учащимся правила обращения с книгами; развивать у них интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи, выразительного чтения....