Воспитание любви к Родине на логопедических занятиях у учащихся младших классов
материал на тему

Яхина Регина Рафаиловна

Патриотическое воспитание - это один из аспектов целостного воспитательного процесса, направленный на формирование патриотизма, как интегративного качества личности, позволяющего человеку быть активным творцом во имя своей Родины.

Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлимой частью духовно - нравственного развития личности ребёнка с нарушением речевого развития, может и должно служить средством в коррекционной работе с данной категорией детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДИНЕ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Яхина Регина Рафаиловна (riga1589@mail.ru)

        Проблеме патриотического воспитания особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.М. Карамзин, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский. Они указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих своё Отечество. Свое дальнейшее развитие их идеи нашли в современных концепциях патриотического воспитания подрастающего поколения (И.А. Агапова, М.П. Бузский, В.В. Дьяченко, Т.С. Комарова, В.Ф. Фролова).

        Патриотическое воспитание – это один из аспектов целостного воспитательного процесса, направленный на формирование патриотизма как интегративного качества личности, позволяющего человеку быть активным творцом во благо интересов Родины и служение ей (Сокольников Ю.П.). Патриотические чувства зарождаются ещё в дошкольном возрасте и хотя они ещё элементарны по своим проявлениям, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности.  

        Дети с общим недоразвитием речи составляют основной контингент учащихся, занимающихся на логопедическом пункте при общеобразовательной школе. Они испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер: несформированность чувства языка, неспособность к построению развёрнутого высказывания, инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно – речевой деятельности.              

        Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно – нравственного развития личности ребёнка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в коррекционно – развивающей работе с данной категорией детей. В частности, для формирования лексического запаса, обучения правильному употреблению грамматических категорий русского языка, развития навыков связной речи.

        Процесс воспитания любви к Родине, её природе, истории, культуре, людям на логопедических занятиях реализуется в предметно – наглядной, активной форме. В большинстве случаев, дети, поступающие учиться в школу, до этого жили в тундре. Помочь ребятам узнать то, что они раньше не видели, не замечали, не слышали, развить интерес к посёлку – малой Родине – задача педагогов и воспитателей, работающих в школе – интернате, в том числе и задача учителя – логопеда. Лексические темы «Мой посёлок», «Округ ЯНАО» должны быть органично включены в перспективный план работы логопедических занятий. Содержание данных занятий зависит от уровня речевого развития учащихся, навыка владения русским и родным языком, педагогического заключения, поставленного логопедом.

        В подготовительной группе, знакомство с посёлком осуществляется на фронтальных логопедических занятиях, на которых формируется предметный и глагольный словарь, навыки связной речи, когда дети составляют простые предложения о малой Родине. Для закрепления материала с ребятами проводятся «Сельские минутки», когда в начале каждого занятия несколько минут детям задаются вопросы о посёлке, например, как называется посёлок, в котором мы живём? Куда можно сходить в посёлке? Как называется место, где можно купить продукты? отправить письмо? почитать книгу? Параллельно развивается графический навык, слова, которые вводятся в активное употребление, схематично изображаются в тетради. Например, при закреплении понятия «магазин», ребятам предлагается нарисовать в тетради по примеру «хлеб», «конфеты», т.е. то, что можно купить в магазине. Постепенно, по мере закрепления полученных знаний, лексический материал усложняется, в оборот вводятся прилагательные, наречия, составляются распространённые и сложные предложения (Приложение 1).

        С учащимися первых – вторых классов на лексическом материале «Мой посёлок», «Округ ЯНАО» проводятся различные игры и упражнения для развития звукобуквенного анализа слов:

  • Из букв, входящих в словосочетание «Посёлок Новый Порт» составить как

можно больше новых слов,

  • Игра «Улицы посёлка» - составить название улиц из первых или последних

букв данных слов (ПАПА, ОКНА, ЛИСА, ЯМА, РАМА, НОГИ, АИСТ, ЯБЛОКО  - Полярная).

  • Прочитать слова, выделить в них первые слоги и составить из них название

улиц (ШКОЛЬНИК, НАДЕЖДА, ЯМА - Школьная).

  • Назвать лишнее слово в ряду: магазин, почта, банк, улица.

В преддверии великих праздников, для чтения и слушания  подбираются тексты,

развивающие чувство гордости за соотечественников – ровесников, не пожалевших свои жизни во время Великой Отечественной Войны, тем самым расширяется кругозор школьников, формируется патриотическое мировоззрение. Коррекционная работа направлена на формирование единства акустического, артикуляционного, оптического и кинестетического образа слова,  ведь понимание смысла текста основывается на познании значения отдельных слов, усвоении синтаксических отношений, в которые вступают данные слова. При смысловом анализе текста у ребят, высказывающих своё отношение к прочитанному рассказу, развивается связная речь, высшие психические функции, навык самоконтроля за речью, а также навыки речевого мышления и познавательной деятельности.

                Таким образом, последовательное и систематическое знакомство детей с малой Родиной на логопедических занятиях является доступной формой воспитания у детей интереса и любви к родному посёлку и краю. У ребят появляется чувство гордости за людей, которые живут и трудятся в посёлке, появляется чувство любви к родному посёлку, к своей Родине.

Используемая литература:

  1. Борисова Е.В. Патриотическое воспитание в логопедической работе с дошкольниками // Логопедия. – 2009. - № 3.
  2. Логопедия: Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов/ Под ред. Л. С. Волковой: в 5 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов "Дифференциация звуков [б-б’, п-п’], в слогва, словосочетаниях, предложениях"

представлен конспект группового логопедического занятия для учащихся 2 -4 классов с нарушением письма и чтения, обусловленные фонетико-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся 1 классов "Буква С, звуки [с - с‘]"

представлен конспект логопедического занятия для учащихся 1х классов с фонети-фонематическим недоразвитием...

"Конспект группового логопедического занятия для учащихся начальных классов " Дифференциация звуков [в - в\', ф - ф\'] в словосочетаниях, предложениях, тексте"

конспект логопедического занятия для учащихся начаальных классов с нарушением письма и чтения, обусловленных фонетико - фонематическим недоразвитием...

Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса по преодолению аргамматической дисграфии

конспект итогового логопедического занятия с учащимися 3 класа по теме "Имя существительное", с использованием ИКТ...

Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах, предложениях.

Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...

Групповое логопедическое занятие для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида Тема: Связь слов в предложении.

Формирование представлений о содержательной стороне предложений для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности....