Программа кружка "Дорога добра"
рабочая программа (2 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности
По духовно-нравственному направлению
Кружок «Дорога добра»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doroga_dobra_pechat.docx | 40.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Уватская средняя общеобразовательная школа Тюменского муниципального района
Рабочая программа внеурочной деятельности
По духовно-нравственному направлению
Кружок «Дорога добра»
2 «В» класс
Программа разработана на основе авторской программы А.И.Шемшуринов «Этическая программа в начальных классах» и адаптирована к местным условиям и требованиям Арсентьевой М.В.
МАОУ «Уватская средняя общеобразовательная школа»
2016-2017 уч.г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Путешествие по стране этикета. 1-4 класс» составлена на основе авторской программы А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учётом образовательного процесса школы и реализуется в соответствии с моделью внеурочной деятельности школы.
Программа адресована учащимся 1-4 классов и рассчитана на 24 часа в 1 классе, (со 2-ой учебной четверти) по 34 часа в 2-4 классах в год.
Периодичность занятий – 1 час в неделю.
Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
В соответствии с требованиями Стандарта, концепция и программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
По словам академика Д.С.Лихачёва «мы не выживем физически, если погибнем духовно». Процессы развития нашего общества, которые ориентированы на рыночную экономику, привели не только к отчуждению между людьми, но и к потере жизненных ориентиров. Под угрозой оказались нравственные ориентиры жизни, моральная культура. Кризис общества вызвал кризис человека. А это, прежде всего потеря внутренних духовных ценностей человеческой жизни. Однако воспитание Человека в человеке возможно только в том случае, если осознана необходимость этого и возникает стремление собственное несовершенство преобразить в нечто более совершенное. Следовательно, исцеление общества необходимо начинать с «исцеления» самого человека.
Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.
Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Современное политическое, социальное и экономическое развитие указывает перспективную созидательную цель – общечеловеческое нравственное совершенствование. Сегодня требуется новый тип образованности личности. Она должна быть не столько много знающей, сколько легко ориентирующейся в сложных проблемах современности, высоконравственной, ответственной за себя, своих близких, культуру, природу, страну. Для будущего гражданина России необходимо знать курс этической грамматики. Являясь неотъемлемой частью духовной культуры, она способствует нравственному совершенствованию человека. Поэтому в школе так необходимы уроки, посвящённые этическому воспитанию личности человека и способные сохранить и развить в ребёнке стремление к духовным ценностям человеческой жизни, которые могут сохранить душу его от разъедающего практицизма окружающей среды.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных руководителей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
Курс «Путешествие по стране Этикета» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».
Цель настоящей программы:
освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
- развивать духовное единство между детьми и учителем, устанавливать взаимное доверие;
- предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
- научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
- прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Рабочая программа позволяет учащимся 1 классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
Программа состоит из 4 крупных разделов:
- Этика общения
- Этикет
- Этические нормы отношений с окружающими
- Этика отношений в коллективе
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.
Формы и виды деятельности
- игровая;
- познавательная;
- сюжетно - ролевые игры;
- просмотр мультфильмов;
- краеведческая;
- конкурсы;
- посещение библиотек;
- праздники.
Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
- Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
- сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования Уватской средней общеобразовательной школы.
Формы учета оценки планируемых результатов
- Опрос
- Наблюдение
- Диагностика:
- нравственной самооценки;
- этики поведения;
- отношения к жизненным ценностям;
- нравственной мотивации.
- Анкетирование учащихся и родителей
Содержание программы «Дорога добра»
1 класс.
Раздел 1. Этика общения (5 часов)
Тема 1. Доброе слово, что ясный день.
Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик-семицветик». От улыбки станет всем светлей.
Тема 2. Да здравствует мыло душистое.
Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.
Тема 3. Когда идёшь по улице.
Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.
Тема 4. Узнай себя.
Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.
Тема 5. Подарок коллективу.
Урок-сюрприз. Игры. Чаепитие.
Раздел 2. Этикет (6 часов)
Тема 6. Простые правила этикета.
Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.
Тема 7. Повседневный этикет.
Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».
Тема 8. Весёлые правила хорошего тона.
Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры.
Тема 9. Сказка об Этикете.
Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете.
Тема 10. Путешествие в страну Этикета.
Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».
Тема 11. Просим к столу. Новогодний праздник.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (5 часов)
Тема 12. Я могу быть волшебником.
Демонстрация иллюстраций к путешествию. Приём свитка. Приём нахождения пословицы по её частям. Игра в «Лепесток».
Тема 13. Маленькое дело лучше большого безделья.
Создание живой картины.
Тема 14. Любимый уголок родной природы.
Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте.
Тема 15. Мы соберём большой хоровод.
Игра-праздник в форме хоровода.
Тема 16. Люби всё живое.
Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «на лужайке». Народные изречения о природе.
Этика отношений в коллективе (8 часов)
Тема 17. Если радость на всех одна.
Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».
Тема 18 Мой класс – мои друзья.
Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».
Тема 19. Самолюб никому не люб.
Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг».
Тема 20. Поиграем и подумаем.
Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки.
Тема 21. О дружбе мальчиков и девочек.
Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек».
Тема 22. Путешествие в мир мудрых мыслей.
Создание книги мудрости.
Тема 23-24. Доброта что солнце.
Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.
Содержание программы «Дорога добра»
2 класс
Раздел 1. Этика общения (8 часов)
Тема 1. Если песни петь, с ними веселей.
Разговор о вежливости. Что значит быть воспитанным? От улыбки станет всем теплей.
Тема 2. Добрым жить на белом свете радостно.
Путешествие в сказку Волкова «Волшебник Изумрудного города». Разговор о доброте и смелости. Конкурс рисунков о путешествии
друзей к Гудвину.
Тема 3-4. Добро творить – себя веселить.
Заочное путешествие в выставочный зал. Выставка рисунков о добре.
Тема 5. Подумай о других.
Беседа о добре, о добрых поступках. Чтение отрывка из сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Раскрытие правила
«Поступай всегда так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе».
Тема 6. Подарок коллективу.
Урок-сюрприз, урок общения.
Тема 7. Делу – время, потехе - час.
Объяснение пословицы: «Делу – время, потехе - час». Изготовление значка - вежливость. Работа в группах
Тема 8. Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Выставка значков для школы вежливости. Разговор о доброжелательности и равноправии в отношениях. Заучивание волшебного правила: «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
Раздел 2. Этикет (8 часов)
Тема 9. По правилам этикета.
Беседа: «Что такое этикет?» Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач по культуре поведения. Объяснение пословицы: «Уважая человека – уважаешь себя».
Тема 10. Приглашение к столу.
Путешествие в страну Этикета. Практическое занятие за столом. Разыгрывание сценок, где действующие лица сказочные герои. Игра «Концерт для именинников».
Тема 11. Вот школа, дом, где мы живем.
Разбор этикетных ситуаций в форме «Экзамен». Формулирование правил этикета.
Тема 12. Вот магазин, куда идем.
Знакомство с правилами этикета в магазине. Разыгрывание ситуаций.
Тема 13. Дороги, транспорт, пеший путь.
Игра «Светофор». Практическое занятие по правилам дорожного движения. Знакомство с правилами этикета в транспорте.
Тема 14 - 15. Лес, речка, луг, где можно отдохнуть.
Путешествие на лесную полянку. Знакомство с правилами поведения в лесу, на лугу, на речке.
Тема 16. В гостях у Вежи.
Новогодний праздник.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)
Тема 17. Подари другому радость.
Игровая программа «Хоровод вокруг елки». Составление предложения «Подари другому радость». Беседа на тему: «Кому и как мы можем дарить радость».
Тема 18. От чего зависит настроение.
Беседа «От чего зависит настроение». Знакомство с правилами создания хорошего настроения.
Тема 19. Не стесняйтесь доброты своей.
Подарок Старичку - лесовичку и гномику Пыху. Создание газеты
Тема 20. Мой дом – моя семья.
Дискуссия на тему: «Какой домик нужно построить гномику Пыху и Старичку - лесовичку».
Тема 21. В труде человек хорошеет.
Практическое занятие: «Наш общий дом»
Тема 22. Все на белом свете солнышкины дети.
Путешествие на полянку к Старичку – лесовичку и гномику Пыху. Сказка С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Тема 23. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздника. Концерт для мам. Выставка рисунков и поделок.
Тема 24. Со взрослыми и сверстниками.
Фотогаллерея «Мой самый лучший друг». Беседа «Кого я могу назвать своим лучшим другом». Советы-пословицы о добре. Добрый совет другу.
Тема 25. Цени доверие других.
Итоговое занятие по теме «Этика отношений с окружающими». Письмо гномику Пыху и Старичку - лесовичку.
Раздел 4. Этика отношений в коллективе (8 часов)
Тема 26. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
Беседа «Как провели каникулы». Общеколлективная цветопись настроения. Беседа о том, как можно улучшить настроение. Песня «Настоящий друг».
Тема 27. Советуем друг другу.
Игра. Разговор с волшебным зеркальцем: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Что мне посоветуют ребята в классе?»
Тема 28. Общее и особенное для мальчиков и девочек.
Сбор советов для мальчиков и для девочек. Составление требований к классному коллективу. Выбор ответственных за выполнение этих советов.
Тема 29. Поговорил бы кто со мной.
Путешествие к дедушке Этикету. Практическая работа по составлению своего разговора.
Тема 30. Путешествие по весеннему лесу.
Экскурсия в парк, лес, в процессе которой вырабатываются правила поведения в лесу.
Тема 31. Подарок коллективу.
Коллективная деятельность, в процессе которой каждый ребенок должен проявить себя. Даря свои умения, знания, таланты, мысли коллективу.
Тема 32-33. Делаем газету.
Беседа о работе по курсу «Этическая грамматика» за год. Дети выражают свои впечатления и пожелания приемом «свитка», который после прочтения помещаются в газету. Оформление газеты.
Тема 34. Доброта что солнце.
Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.
Тематическое планирование
2 класс
№ | Дата | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий |
1 | Если песни петь, с ними веселей | 1 | Познавательная беседа. Игра. | |
2 | Добрым жить на белом свете радостно | 1 | Путешествие в сказку. Конкурс рисунков | |
3-4 | Добро творить – себя веселить | 2 | Посещение выставочного зала. Рисунки | |
5 | Подумай о других | 1 | Познавательная беседа. Чтение отрывка из сказки. Инсценирование. | |
6 | Подарок коллективу | 1 | Урок-сюрприз. Игры | |
7 | Делу – время, потехе - час | 1 | Работа с пословицами. Практическая работа. Работа в группах. | |
8 | Чего в другом не любишь, того и сам не делай | 1 | Познавательная беседа. Игра. | |
9 | По правилам этикета | 1 | Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Решение задач. Инсценирование. | |
10 | Приглашение к столу. | 1 | Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. Игра. | |
11 | Вот школа, дом, где мы живем | 1 | Сценки-миниатюры | |
12 | Вот магазин, куда идем | 1 | Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Посещение магазина. | |
13 | Дороги, транспорт, пеший путь | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
14-15 | Лес, речка, луг, где можно отдохнуть | 2 | Путешествие на лесную полянку. | |
16 | В гостях у Вежи | 1 | Праздник. | |
17 | Подари другому радость | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
18 | От чего зависит настроение | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
19 | Не стесняйтесь доброты своей | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
20 | Мой дом – моя семья | 1 | Дискуссия | |
21 | В труде человек хорошеет | 1 | Познавательная беседа. | |
22 | Все на белом свете солнышкины дети | 1 | Путешествие в сказку. Просмотр мультфильма. | |
23 | Поздравляем наших мам | 1 | Праздник. Рисунки. | |
24 | Со взрослыми и сверстниками | 1 | Познавательная беседа. Игра. Работа с пословицами. | |
25 | Цени доверие других | 1 | Познавательная беседа. Путешествие на детский остров | |
26 | Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
27 | Советуем друг другу | 1 | Познавательная беседа. Просмотр отрывка сказки. | |
28 | Общее и особенное для мальчиков и девочек | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
29 | Поговорил бы кто со мной | 1 | Путешествие в весенний парк. | |
30 | Путешествие по весеннему лесу | 1 | Экскурсия. | |
31 | Подарок коллективу | 1 | Урок – сюрприз. | |
32-33 | Делаем газету | 2 | Познавательная беседа. Игра. | |
34 | Доброта что солнце | 1 | Праздник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на Всероссийском семинаре учителей г. Саранск (мастер-класс по авторской программе "Азбука добра")
Мастер класс по авторскому факультативному курсу "Азбука добра", проведенный в рамках пленарного заседания Всероссийского семинара учителей в г. Саранске 2009г....
Воспитательная программа "Дорогою добра"
Воспитательная программа «Дорогою добра» для 2 класса создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личн...
Авторская программа "Твори добро", утверждённое в ИРО РБ
программа по духовно-нравственному воспитанию (1-4 классы)...
Воспитательная программа "Дорогою добра"
Воспитательная программа "Дорогою добра" 1-4 класс...
Воспитательная программа "Планета добрых сердец"
Воспитательная программа "Планета добрых сердец" рассчитана на 4 года, с 1-4 класса....
Рабочая программа "Делай добрые дела"
Рабочая программа внеурочной деятельноси начального образования художественного - эстетического направления "Делай добрые дела" (1 - 4) срок реализации 4 года. Данная программа р...
Рабочая программа "Азбука добра"
Рабочая программа "Азбука добра"...