Выступление на Всероссийском семинаре учителей г. Саранск (мастер-класс по авторской программе "Азбука добра")
методическая разработка (1 класс) по теме
Мастер класс по авторскому факультативному курсу "Азбука добра", проведенный в рамках пленарного заседания Всероссийского семинара учителей в г. Саранске 2009г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Master-klass_MGPI.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги.
Представляю вашему вниманию факультативный курс «Азбука добра», созданный мной в соавторстве с к.п.н., доцентом кафедры педагогики начального обучения Шуляповой О.В.
Целью курса является формирование у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий “добро - зло” и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и других в процессе изучения правил поведения.
Средства достижения цели:
Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение сказочных героев, пресс-конференция, комбинированный урок.
Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и самосовершенствования своей личности. Внутри программы каждый раздел имеет сквозную идею (Этика приветствия; Этика отношений с окружающими; Этика поведения), в логике которой выстраиваются все темы занятий. Последняя тема каждого раздела – своеобразное подведение итогов, анализ нравственных знаний, умений и навыков, приобретенных детьми.
Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только традиционными методами. Помимо беседы, обсуждения на занятиях, диалогов необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д.
Занятия курса «Азбука добра» рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость. Систематические занятия дополняются внеклассной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении, взаимодействии.
Первый раздел курса «Азбука добра» посвящен основам этики общения. Его педагогическая задача – формировать у младших школьников этические основы общения; уважение, доброжелательность по отношению к людям.
Второй раздел курса называется «Добро и зло». Он предусматривает ознакомление детей с нормами нравственности в диапазоне «добра и зла» в отношениях с окружающими людьми – в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д. У младших школьников формируется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.
Третий раздел курса посвящен этикетным формам поведения в школе, театре, музее, дома, на улицах города. Дети знакомятся с правилами поведения, основанными на нравственных законах. Построение поведения в соответствии с правилами позволяет младшему школьнику быстрее включиться в мир гимназического сообщества.
Четвертый раздел «Жизнь по законам добра» посвящен этике отношений в школьном и классном коллективе. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки. Овладение нормами нравственной культуры пробуждает у школьника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.
Пятый раздел «Добро побеждает зло» является системообразующим разделом, позволяющим обобщить накопленный нравственный опыт в течение первого года изучения факультативного курса. Практическими показателями усвоения нравственных знаний, умений и навыков является характер отношений в коллективе первоклассников и вне его, нравственная мотивация поведения, эмпатия.
№ урока | Тема занятия |
Этика приветствия | |
1 | Здравствуй, гимназия! |
2 | Добрые традиции гимназии |
3 | Доброе утро, учитель! |
4 | Здравствуйте, ребята! |
Добро и зло | |
5 | Ежели вы вежливы |
6-7 | Почтение родителей – уважение себе |
8 | Старших надо уважать, малышей – не обижать |
9 | Доброе слово, что ясный день |
Энциклопедия этикета | |
10 | 1 Б идет в школу |
11 | 1 Б идет в столовую |
12 | 1 Б идет в библиотеку, медпункт |
13 | 1 Б идет в театр (театральный этикет) |
14 | 1Б идет на экскурсию |
15 | 1 Б идет домой (повседневный этикет) |
16 | 1 Б идет по городу |
Жизнь по законам добра | |
17 | Узнай себя. Из чего сделаны девчонки? Из чего сделаны мальчишки? |
18 | Ладушки – ладошки (мой сосед по парте) |
19 | Раздели печаль и радость другого |
20 | Жить – Родине служить |
21 | Если радость на всех одна |
22 | Мама, я могу быть волшебником! |
23 | Самый «классный» класс |
24 | Мы соберем большой хоровод (подарок коллективу) |
Добро побеждает зло | |
25 | Сказка ложь, да в ней намек! (путешествие в волшебную страну) |
26 | Нам счастья не сулит обида чья-то |
27 | Мы рисуем добро |
28 | 1 Б несет добро детям |
29 | 1 Б несет добро бабушкам и дедушкам |
30 | 1 Б несет добро нашему городу |
31-33 | Добро, что солнце (итоговые занятия) |
Занятия курса «Азбука добра» проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.
Мастер-класс
Давайте подробнее коснемся каждого раздела и побудем немного детьми.
I раздел
Задачи раздела
- формировать представление у младших школьников об этикетных формах приветствия;
- способствовать успешной адаптации и социализации первоклассников в условиях гуманитарной гимназии;
- освоение кодекса гимназиста как совокупности нравственных правил.
Содержание деятельности
В рамках этого раздела содержание деятельности включает
- обучение умению общаться в коллективе, вести диалог; употреблять вежливые формы приветствия; пользоваться различными средствами выразительности речи;
- формирование коммуникативных навыков.
Содержание проблемы
Актуальным вопросом является формирование умения толерантного межличностного общения. Согласно возрастным особенностям, сменой ведущего вида деятельности первоклассник испытывает затруднения в выборе форм приветствия, прощания, не знает, как вести себя во время разговора, не может умело пользоваться громкостью, темпом речи. При этом вежливое общение нами рассматривается как нравственная основа построения отношений в детском коллективе.
Формы реализации
беседы,
игры,
викторины,
игры-путешествия,
конкурсы чтецов,
конкурсы рисунков.
Учащиеся должны знать и уметь:
- употреблять слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;
- правильно вести себя во время беседы;
- умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;
- вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения.
Хочу сразу остановиться на самом первом уроке, первом дне ребенка в школе.
Мы с вами сегодня оказались в новом коллективе, кто-то встретил здесь знакомого, кто-то видит людей в первый раз.
С детьми, пришедшими в школу, происходит тоже самое. Они видят знакомые и не знакомые лица, не знают как себя подать, что можно или нельзя сказать тому или иному ребенку.
Нас сегодня и детей первого сентября спасет создание «классного солнышка».
Участникам семинара раздаются лучики солнца, на доске прикрепляется желтый круг, к которому будут прикрепляться лучики. Участники пишут свои имена, после представляются, прикрепляя лучики к основанию.
Раздел 2. Добро и зло
Задачи раздела
- Воспитание добрых качеств личности как определяющих в повседневном поведении отношение детей к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому);
- осуществление взаимосвязи представлений детей о добре и зле, полученных при изучении раздела программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения.
В содержание деятельности по этому разделу входит формирование у детей нравственных представлений в диапазоне «добра и зла», реализация добрых дел по отношению к окружающим людям – в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д. Формирование эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.
Содержание проблемы
Добрый поступок - это основа нравственности. Формирование нравственности необходимо начинать с противопоставления добра и зла в жизни человека и анализа последствий их проявления. Мотивация поступка как фактор анализа намерений ребенка (мотив- добро, поступок-зло..?)
Формы реализации
беседы,
игры,
викторины,
игры-путешествия,
конкурсы чтецов,
конкурсы рисунков.
Учащиеся должны знать и уметь:
- знать существенные признаки, отличающие добрых людей от злых;
- употреблять добрые слова в обращении с людьми;
- учить делать добро и не совершать злых поступков;
- уметь анализировать свое поведение и поведение других детей с точки зрения добра и зла;
- уметь проявлять знаки уважения и любви к родителям, родственникам и заботиться о них.
Занятие 9 «Доброе слово, что ясный день» поможет детям определить значение добрых слов в жизни человека, установить зависимость между добрыми словами и самочувствием. (см. Занятие 9)
Раздел 3. Энциклопедия этикета
Задачи раздела
- формировать представление у младших школьников о поведении в общественных местах (школе, столовой, библиотеке, театре, церкви, такси, магазине, транспорте и т.д.);
- изучить существующие виды этикета;
- формировать навыки поведения в общественных местах в соответствии с изученным сводом законов этики.
Содержание деятельности
Формирование навыков нравственного поведения при посещении театра, библиотеки, медпункта, столовой. Поведение на улицах города, в транспорте, в лифте. Этикетные формы поведения гимназиста. Этикет для мальчиков. Этикет для девочек.
Содержание проблемы
Под этикетом в широком смысле понимается совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, формы обращения и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда. Этикет – это форма поведения, обхождения, правил учтивости, принятые в данном обществе. Задача учителя посредством занятий данного раздела формировать у младших школьников целостное представление об этикете и побуждать желание соблюдать его законы.
Формы реализации
беседы,
игры,
викторины,
игры-путешествия,
конкурсы чтецов,
конкурсы рисунков.
Учащиеся должны знать и уметь:
- знать существующие виды этикета, взаимосвязь этикета и культуры общения;
- иметь представление о приличиях и манерах поведения;
- уметь адекватно применять правила этикета в зависимости от сложившейся ситуации.
- узнать о нем больше и т.п.
Этот раздел практико-ориентированый. Изучая данный раздел можно предложить детям следующие упражнения:
Ролевая групповая игра
Каждой группе дается ситуация, которую они должны разыграть, например:
- - вы попали в чужой город, стоите на вокзале и не знаете, как вам добраться до нужного места;
- - вам нужно попасть домой к определенному времени, а часов с собой нет;
- - вы на центральной площади чужого города, видите удивительное сооружение и хотите
Ролевая групповая игра
- Каждой группе дается ситуация, которую они должны разыграть.
- - вам срочно нужно перейти дорогу, на другой стороне вас ждет мама, а пешеходный переход через 200 метров;
- - вы вышли из автобуса, а в руках остался проездной билет, урны на остановке нет;
- - по дороге из школы домой мама дала вам съесть банан, банан съеден, что делать с кожурой?
Раздел 4. Жизнь по законам добра
Задачи раздела
- вооружить младших школьников знаниями о морали и целесообразности соблюдения нравственных норм;
- формировать потребности и мотивы нравственного поведения у младших школьников;
- обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико-ориентированную деятельность;
- научить проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать.
Содержание деятельности
Основное содержание деятельности – осмысление необходимости понимать других, сочувствовать человеку, сопереживать ему.
Исходное положение: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить, здесь формируются необходимые человеческие качества.
Содержание проблемы
Ученик и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Младший школьник в семье. Поведение и действия достойного сына, дочери.
Формы реализации
конкурс знатоков;
беседа;
игра с последующей рефлексией;
день добрых сюрпризов;
конкурс рисунков;
смотр талантов.
Учащиеся должны знать и уметь:
- приобрести опыт общения с людьми;
- уметь проявлять сильные стороны характера;
- уметь выполнять роль хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;
- осознавать роль сына или дочери, которые помогают старшим, берегут покой родителей, заботятся о своей семье.
Обращаясь к занятию 19, мы поднимаем проблему дружбы в коллективе. Предлагаю вам вновь вспомнить, что на данный период мы с вами тоже коллектив.
Я не предлагаю вам прожить со мной весь урок, однако частичку его мы сейчас проведем.
Мимическая гимнастика
- Улыбнитесь друг другу.
- Покажите мимикой лицо доброжелательного человека, злобного.
VII. Тактильное общение
- Какими бывают наши руки? (добрыми, злыми)
- Потрогайте руки друг друга. Что о них можно сказать? Пожмите руки друг другу.
- Говорят: «Рука друга, локоть друга». Как вы понимаете это выражение?
- Как вы думаете, какая дружба на ощупь? На вкус? С какой погодой вы бы сравнили дружбу? С каким животным можно связать это слово? Какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать дружбу?
И в продолжении темы, уже на 21 занятии предлагаются следующие тренинги:
- представьте своего друга в виде какого-либо животного, объясните свой выбор (дети, а в данном случае взрослые описывают своего друга в образе животного, доказывают почему именно это животное они выбрали).
- Вы правы, только сказочные герои до конца не изучены. Они такие же загадочные, как и вы.
А теперь немного пошутим. Поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья»
- Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?
- Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?
- Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
- Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?
- Есть, ребята, между вами те, кто помогает маме?
Рефлексия
- Ну, и для того, чтобы понять, что сегодня мы все стали дружным коллективом, давайте возьмёмся за руки и почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы – сила, потому что мы – друзья!
Раздел 5. Добро побеждает зло
Задачи раздела
- сформировать твердое убеждение у младших школьников о непременной победе добра над злом;
- формировать представление о силе добра и его нравственном потенциале;
- обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико-ориентированную деятельность;
- научить проявлять сильные стороны добрых качеств, видеть проявления добра в других людях.
Содержание деятельности
Основное содержание деятельности – осмысление необходимости проявлять только добрые чувства, это позволит ребенку чувствовать себя победителем в любой жизненной ситуации.
Содержание проблемы
Противостояние добра и зла. Дороги добра и дороги зла. Эмоциональное удовлетворение от осуществления доброго поступка. Психологический дискомфорт при проявлении злости и безнравственности.
Формы реализации
конкурс знатоков;
беседа;
игра с последующей рефлексией;
день добрых сюрпризов;
конкурс рисунков;
смотр талантов.
Предполагаемый результат:
- приобретение опыта доброго общения с людьми;
- проявление сильных добрых сторон характера;
- возникновение устойчивого желания совершать добрые поступки;
- построение жизни коллектива по законам победы добра над злом.
Учащиеся должны знать и уметь:
- равноправно общаться, считаясь с интересами других;
- отстоять своё мнение;
- проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;
- расширять круг интересов, способностей и увлечений;
самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе
На подведение итогов работы по формированию нравственных качеств учащихся первого года обучения рассчитан этот раздел. (см. занятие 31, 32-33)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"
Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"...
"Экономика в начальных классах". Выступление на республиканском семинаре учителей начальных классов.
Данная статья даёт представление о необходимости изучения экономики в начальной школе,раскрывает её цели и задачи, знакомит с комплектом учебников и тетрадей по экономике ( 2 -4 классы)....
Выступление на районном семинаре учителей начальных классов «Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся»
Из опыта работы по программе «Разговор правильном питании»...
Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся"
Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся" в формате Microsoft PowerPoint (.pptx)...
Выступление на республиканском семинаре учителей начальных классов в рамках курсов "Реализация ФГОС в практике учителя начальных классов" по теме "Использование ИКТ как средство формирования познавательных универсальных учебных действий младших шк."
Данное выступление рассказывает, о том как важно использование средств ИКТ при формировании познавательных УУД младших школьников...
Выступление на городском семинаре учителей начальных классов по теме: " Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения с использованием ИКТ"
Выступление на городском семинаре учителей начальных классов по теме: " Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения с использованием ИКТ"...
Практический материал выступление на городском семинаре учителей Ф.К.
Формирование социально активной личности школьника через развитие координационных способностей в игре тэг-регби...
Комментарии
Мастер-класс
Азбука добра