Выступление на Всероссийском семинаре учителей г. Саранск (мастер-класс по авторской программе "Азбука добра")
методическая разработка (1 класс) по теме

Лебедева Елена Ивановна

Мастер класс по авторскому факультативному курсу "Азбука добра", проведенный в рамках пленарного заседания Всероссийского семинара учителей в г. Саранске 2009г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Master-klass_MGPI.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Добрый день, уважаемые коллеги.

Представляю вашему вниманию факультативный курс «Азбука добра», созданный мной в соавторстве с к.п.н., доцентом кафедры педагогики начального обучения Шуляповой О.В.

Целью курса является  формирование у младших школьников систематических первичных представлений о нравственности в рамках освоения понятий “добро - зло” и общего знакомства с группой нравственных понятий о правде, честности, справедливости и других в процессе изучения правил поведения.

Средства достижения цели:

Интегрированный подход к обучению, фантазирование, аудио сопровождение, просмотр видеофильмов. Основные формы подачи материала могут быть разными: игра-путешествие, телепередача, сообщение сказочных героев, пресс-конференция, комбинированный урок.

Основной принцип построения программного материала - последовательное обучение детей нормам нравственности, познания и самосовершенствования своей личности. Внутри программы каждый раздел имеет сквозную идею (Этика приветствия; Этика отношений с окружающими; Этика поведения), в логике которой выстраиваются все темы занятий. Последняя тема каждого раздела – своеобразное подведение итогов, анализ  нравственных знаний, умений и навыков, приобретенных детьми.
Поскольку этический курс - занятие не совсем обычное, обращенное в первую очередь к внутреннему миру ребенка, занятия не могут вестись только традиционными методами. Помимо беседы,  обсуждения на занятиях, диалогов  необходимы работа в группах, игры, решения моральных дилемм и т.д.

Занятия  курса «Азбука добра» рассчитаны на то, чтобы для ребенка стали естественными и органичными проявления великодушия, порядочности, благородства и неприемлемыми – лживость, предательство, высокомерие, грубость. Систематические занятия дополняются внеклассной деятельностью детей, ориентированной на их участие в этическом общении, взаимодействии.

Первый раздел курса «Азбука добра»  посвящен основам этики общения. Его педагогическая задача – формировать у  младших школьников этические основы общения; уважение, доброжелательность по отношению к людям.

Второй раздел курса  называется «Добро и зло». Он  предусматривает ознакомление детей с нормами нравственности в диапазоне «добра и зла» в отношениях с окружающими людьми – в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д. У  младших школьников формируется эмоциональная отзывчивость на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.

Третий раздел курса посвящен этикетным формам поведения в школе, театре, музее, дома, на улицах города. Дети знакомятся с правилами поведения, основанными на нравственных законах. Построение поведения в соответствии с правилами позволяет младшему школьнику быстрее включиться в мир гимназического сообщества.

Четвертый раздел  «Жизнь по законам добра» посвящен этике отношений в школьном  и классном коллективе. Дети с помощью педагога анализируют различные жизненные ситуации, проблемы многообразной деятельности коллектива, собственные поступки. Овладение нормами нравственной культуры пробуждает у школьника интерес к своей внутренней жизни, вызывает потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

Пятый раздел «Добро побеждает зло» является системообразующим разделом, позволяющим обобщить накопленный нравственный опыт в течение первого года изучения факультативного курса. Практическими показателями усвоения  нравственных знаний, умений и навыков является характер отношений в коллективе первоклассников и вне его, нравственная мотивация поведения, эмпатия.

№  урока

Тема занятия

Этика приветствия

1

Здравствуй, гимназия!

2

Добрые традиции гимназии

3

Доброе утро, учитель!

4

Здравствуйте, ребята!

Добро и зло

5

Ежели вы вежливы

6-7

Почтение родителей – уважение себе

8

Старших надо уважать, малышей – не обижать

9

Доброе слово, что ясный день

Энциклопедия этикета

10

1 Б идет в  школу

11

1 Б идет в столовую

12

1 Б идет в библиотеку, медпункт

13

1 Б идет в театр (театральный этикет)

14

1Б идет на экскурсию

15

1 Б идет домой (повседневный этикет)

16

1 Б идет по городу

Жизнь по законам добра

17

Узнай себя. Из чего сделаны девчонки? Из чего сделаны мальчишки?

18

Ладушки – ладошки (мой сосед по парте)

19

Раздели печаль и радость другого

20

Жить – Родине служить

21

Если радость на всех одна

22

Мама, я могу быть волшебником!

23

Самый «классный» класс

24

Мы соберем большой хоровод (подарок коллективу)

Добро побеждает зло

25

Сказка ложь, да в ней намек!

(путешествие в волшебную страну)

26

Нам счастья не сулит обида чья-то

27

Мы рисуем добро

28

1 Б несет добро детям

29

1 Б несет добро бабушкам и дедушкам

30

1 Б несет добро нашему городу

31-33

Добро, что солнце (итоговые занятия)

Занятия курса «Азбука добра» проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел.

Мастер-класс

Давайте подробнее коснемся каждого раздела и побудем немного детьми.

I раздел 

Задачи раздела

-  формировать представление у младших школьников об этикетных формах приветствия;

- способствовать успешной адаптации и социализации первоклассников в условиях  гуманитарной гимназии;

- освоение кодекса гимназиста как совокупности нравственных правил.

Содержание деятельности

В рамках этого раздела содержание деятельности включает

  • обучение умению общаться в коллективе, вести диалог; употреблять вежливые  формы приветствия; пользоваться различными средствами выразительности речи;
  • формирование коммуникативных навыков.  

 Содержание проблемы

Актуальным вопросом является формирование умения толерантного  межличностного общения. Согласно возрастным особенностям, сменой ведущего вида деятельности первоклассник испытывает затруднения в выборе форм приветствия, прощания, не знает, как вести себя во время разговора, не может умело пользоваться громкостью, темпом речи. При этом  вежливое общение нами рассматривается как нравственная основа построения отношений в детском коллективе.

Формы реализации

беседы,
игры,
викторины,
игры-путешествия,
конкурсы чтецов,

конкурсы рисунков.

Учащиеся должны знать и уметь:

  • употреблять слова приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности;
  • правильно вести себя во время беседы;
  • умело использовать темп, тон, громкость речи, мимику и жесты;
  • вести объяснение и доказывать правильность своей точки зрения.

Хочу сразу остановиться на самом первом уроке, первом дне ребенка в школе.

Мы с вами  сегодня оказались в новом коллективе, кто-то встретил здесь знакомого, кто-то видит людей в первый раз.

 С детьми, пришедшими в школу, происходит тоже самое. Они видят знакомые и не знакомые лица, не знают как себя подать, что можно или нельзя сказать тому или иному ребенку.

Нас сегодня и детей первого сентября спасет создание «классного солнышка».

Участникам семинара раздаются лучики солнца, на доске прикрепляется желтый круг, к которому будут прикрепляться лучики. Участники пишут свои имена, после представляются, прикрепляя лучики к основанию.

Раздел 2. Добро и зло

Задачи раздела

- Воспитание добрых качеств личности как определяющих в повседневном поведении отношение детей к другим людям (уважение, доброжелательное отношение к каждому);

-  осуществление взаимосвязи представлений детей о добре и зле, полученных при изучении раздела  программы, с повседневной жизнью, формирующей опыт нравственного поведения.

В содержание деятельности по этому разделу входит формирование у детей нравственных представлений  в диапазоне «добра и зла», реализация   добрых дел по отношению к окружающим людям – в школе, на улице, в семье, с соседями и т. д. Формирование эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, уважение к старшим и младшим.

Содержание проблемы

Добрый поступок - это основа нравственности. Формирование нравственности необходимо начинать с противопоставления добра и зла в жизни человека и  анализа последствий их проявления. Мотивация поступка как фактор анализа намерений ребенка (мотив- добро, поступок-зло..?)

Формы реализации

беседы,
игры,
викторины,
игры-путешествия,
конкурсы чтецов,
конкурсы рисунков.

Учащиеся должны знать и уметь:

  • знать существенные  признаки, отличающие добрых людей от злых;
  • употреблять добрые слова в  обращении с людьми;
  • учить делать добро и не совершать злых поступков;
  • уметь анализировать свое поведение и поведение других детей с точки зрения добра и зла;
  • уметь проявлять знаки уважения и любви к родителям, родственникам и  заботиться о них.

Занятие 9 «Доброе слово, что ясный день» поможет детям определить значение добрых слов в жизни человека, установить зависимость между добрыми словами и самочувствием. (см. Занятие 9)

Раздел 3. Энциклопедия этикета

Задачи раздела

- формировать представление  у младших школьников о поведении в общественных местах (школе, столовой, библиотеке, театре, церкви, такси, магазине, транспорте и т.д.);

-    изучить существующие виды этикета;

- формировать навыки поведения в общественных местах в соответствии с изученным сводом законов этики.

Содержание деятельности

Формирование навыков нравственного поведения при посещении театра, библиотеки, медпункта, столовой. Поведение на улицах города, в транспорте, в лифте.  Этикетные формы поведения гимназиста. Этикет для мальчиков. Этикет для девочек.

Содержание проблемы

Под этикетом в широком смысле понимается совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям,  формы обращения и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда. Этикет – это форма поведения, обхождения, правил учтивости, принятые в данном обществе. Задача учителя посредством занятий данного раздела формировать у младших школьников целостное представление об этикете и   побуждать желание соблюдать его законы.

Формы реализации

беседы,
игры,
викторины,
игры-путешествия,
конкурсы чтецов,
конкурсы рисунков.

Учащиеся должны знать и уметь:

  • знать существующие виды этикета, взаимосвязь этикета и культуры общения;
  • иметь представление о приличиях и манерах поведения;
  • уметь адекватно применять правила этикета в зависимости от сложившейся ситуации.
  • узнать о нем больше и т.п.

 Этот раздел практико-ориентированый. Изучая данный раздел можно предложить детям следующие упражнения:

Ролевая групповая  игра

          Каждой группе дается ситуация, которую они должны разыграть, например:

  • - вы попали в чужой город, стоите на вокзале и не знаете, как вам добраться до нужного места;
  • - вам нужно попасть домой к определенному времени, а часов с собой нет;
  • - вы на центральной площади чужого города, видите удивительное сооружение и хотите

Ролевая групповая  игра

  • Каждой группе дается ситуация, которую они должны разыграть.
  • - вам срочно нужно перейти дорогу, на другой стороне вас ждет мама, а пешеходный переход через 200 метров;
  • - вы вышли из автобуса, а в руках остался проездной билет, урны на остановке нет;
  • - по дороге из школы домой мама дала вам съесть банан, банан съеден, что делать с кожурой?

Раздел 4. Жизнь по законам добра

Задачи раздела

- вооружить младших школьников знаниями о морали и целесообразности соблюдения нравственных норм;

- формировать потребности и мотивы нравственного поведения у младших школьников;

- обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико-ориентированную деятельность;

- научить проявлять сильные стороны характера, понимать себя и других, сочувствовать, сопереживать.

Содержание деятельности

Основное содержание деятельности – осмысление необходимости понимать других, сочувствовать человеку, сопереживать ему.

Исходное положение: в школе учащиеся не только получают знания, но и учатся жить, здесь формируются необходимые человеческие качества.

Содержание проблемы

Ученик и школьный коллектив. Интересы личные и коллективные. Знания в жизни человека. Младший школьник в семье. Поведение и действия достойного сына, дочери.

 Формы реализации

конкурс знатоков;
беседа;
игра с последующей рефлексией;
день добрых сюрпризов;
конкурс рисунков;
смотр талантов.

             Учащиеся должны знать и уметь: 

  • приобрести опыт общения с людьми;
  • уметь проявлять сильные стороны характера;
  • уметь выполнять роль хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу;
  • осознавать  роль сына или дочери, которые помогают старшим, берегут покой родителей, заботятся о своей семье.

Обращаясь к занятию 19, мы  поднимаем проблему дружбы в коллективе. Предлагаю вам вновь вспомнить, что на данный период мы с вами тоже коллектив.

Я не предлагаю вам прожить со мной весь урок, однако частичку его мы сейчас проведем.

Мимическая гимнастика

- Улыбнитесь друг другу.

- Покажите мимикой лицо доброжелательного человека, злобного.

VII. Тактильное общение

- Какими бывают наши руки? (добрыми, злыми)

- Потрогайте руки друг друга. Что о них можно сказать? Пожмите руки друг другу.

- Говорят: «Рука друга, локоть друга». Как вы понимаете это выражение?

- Как вы думаете, какая дружба на ощупь? На вкус? С какой погодой вы бы сравнили дружбу? С каким животным можно связать это слово? Какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать дружбу?

И в продолжении темы, уже на 21 занятии предлагаются следующие тренинги:

- представьте своего друга в виде какого-либо животного, объясните свой выбор (дети, а в данном случае взрослые описывают своего друга в образе животного, доказывают почему именно это животное они выбрали).

- Вы правы, только сказочные герои до конца не изучены. Они такие же загадочные, как и вы.

А теперь немного пошутим. Поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья»

- Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?

- Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?

- Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?

- Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?

- Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?

- Есть, ребята, между вами те, кто помогает маме?

 Рефлексия

- Ну, и для того, чтобы понять, что сегодня мы все стали дружным коллективом, давайте возьмёмся за руки и почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы – сила, потому что мы – друзья!

Раздел 5. Добро побеждает зло

Задачи раздела

- сформировать твердое убеждение у младших школьников о непременной победе добра над злом;

- формировать представление  о силе добра  и его нравственном потенциале;

- обогатить эмоциональный мир детей путем вовлечения их в разнообразную этико-ориентированную деятельность;

- научить проявлять сильные стороны добрых качеств, видеть проявления добра в  других людях.

Содержание деятельности

Основное содержание деятельности – осмысление необходимости проявлять только добрые чувства, это позволит ребенку чувствовать себя победителем в любой жизненной ситуации.

Содержание проблемы

Противостояние добра и зла. Дороги добра и дороги зла. Эмоциональное удовлетворение от осуществления доброго поступка. Психологический дискомфорт при  проявлении злости и безнравственности.

 Формы реализации

 конкурс знатоков;
беседа;
игра с последующей рефлексией;
день добрых сюрпризов;
конкурс рисунков;
смотр талантов.

            Предполагаемый результат: 

  • приобретение опыта  доброго общения с людьми;
  • проявление сильных добрых сторон характера;
  • возникновение устойчивого  желания совершать добрые поступки;
  • построение жизни коллектива по законам победы добра над злом.

Учащиеся должны знать и уметь:

  • равноправно общаться, считаясь с интересами других;
  • отстоять своё мнение;
  • проявлять силу воли и характер в трудных ситуациях;
  • расширять круг интересов, способностей и увлечений;

самостоятельно регулировать отношения с детьми в коллективе

На  подведение  итогов  работы по формированию нравственных качеств учащихся первого года обучения рассчитан этот раздел. (см. занятие 31, 32-33)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов по теме: "Первые шаги реализации ФГОС во внеурочной деятельности"...

"Экономика в начальных классах". Выступление на республиканском семинаре учителей начальных классов.

Данная статья даёт представление о необходимости изучения экономики в начальной школе,раскрывает её цели и задачи, знакомит с комплектом учебников и тетрадей по экономике ( 2 -4 классы)....

Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся"

Презентация к выступлению на районном семинаре учителей начальных классов  "Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся" в формате Microsoft PowerPoint (.pptx)...

Выступление на городском семинаре учителей начальных классов по теме: " Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения с использованием ИКТ"

Выступление на  городском семинаре учителей начальных классов по теме: " Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения с использованием  ИКТ"...

Практический материал выступление на городском семинаре учителей Ф.К.

Формирование социально активной личности школьника через развитие координационных способностей в игре тэг-регби...


 

Комментарии

Андреева Ольга Станиславовна

Ваша программа пригодится мне в работе. Спасибо!

Материал очень интересный, буду использовать его в работе