Воспитательная программа "Дорогою добра"
рабочая программа на тему
Воспитательная программа «Дорогою добра» для 2 класса создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, комплексной воспитательной программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников «Гармония» для учащихся 1-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dorogoyu_dobra.docx | 55.28 КБ |
napravleniya_vospitatelnoy_deyatelnosti.docx | 32.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шипицынская основная общеобразовательная школа
Тальменского района Алтайского края
Воспитательная программа
«Дорогою добра»
для учащихся 2 класса
на 2012 - 2013 учебный год
Классный руководитель:
Попова Тамара Гамлетовна
Шипицыно
2012 г.
Воспитательная программа «Дорогою добра» для 2 класса на 2012 – 2013 учебный год создана на основе комплексной воспитательной программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников «Гармония» для учащихся 1-4 классов Шипицынской основной общеобразовательной школы на 2011 - 2015 гг.
Пояснительная записка
Воспитание – категория вечная. Всё лучшее в человеке даётся воспитанием, и всё плохое тоже даётся воспитанием. Воспитание есть искусство, благодаря которому развиваются все природные способности ребёнка.
Воспитательная программа «Дорогою добра» для 2 класса создана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, комплексной воспитательной программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников «Гармония» для учащихся 1-4 классов.
Цель воспитательной программы:
- создание условий для развития личности каждого школьника, его индивидуальности, культуры, творческих способностей.
Задачи:
- Развитие коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциалов;
- Привитие стремления активно участвовать в делах класса, школы;
- Формирование представлений о нормах морально-нравственного поведения;
- Содержание воспитательной цели программы воплощено в портрете ученика, составленной по акцентам развития.
Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника:
- добрый, не причиняющий зла живому;
- честный и справедливый;
- любящий и заботливый;
- трудолюбивый и настойчивый;
- творящий и оберегающий красоту мира;
- стремящийся к знаниям и критично мыслящий;
- смелый и решительный;
- свободолюбивый и ответственный;
- самостоятельный и законопослушный;
- чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой;
- бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам;
- патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России);
- толерантный (уважающий других, не похожих на него);
- выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни.
Постоянное и неизменное проявление этих качеств – идеал, то есть недостижимый результат, но это результат, к которому надо стремиться, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия школы, семьи и других институтов общества.
Задачи воспитания
создать условия для:
- воспитания гражданственности, патриотизма, любви к своей Родине, селу, семье, школе, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, уважительного отношения к представителям других наций и народностей;
- воспитания ценностного отношения к семье, социальные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки. Жизнь близких как «забота моего Я».
- воспитания нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
- развития трудолюбия, воспитания уважения к труду и людям труда, стремления к творчеству и созиданию в процессе любой деятельности, желания добиваться наилучших результатов труда;
- формирования навыков экологического поведения;
- формирования представления о прекрасном как общечеловеческой ценности, раскрытия сущности этого понятия, реализации творческого потенциала каждого ученика в различных видах деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
- принятия школьниками ценности здорового образа жизни и регуляции поведения в соответствии с ними, воспитания негативного отношения к вредным привычкам.
Совместная подготовка и проведение мероприятий, интересные встречи, разновозрастное сотрудничество
неформальное общение
Встраивание детей во взрослую жизнь, система поручений, тренинги
социализация и культурная адаптация
Потребности детей и родителей
увлекательные дела
ценностно-организованный досуг
Участие в проектах, выставках, экскурсиях, викторинах
Организация творческой деятельности,
работа кружков, подготовка концертов, спектаклей
Освоение через работу над проектом социально-заданных образцов
Создание разновозрастных проектных групп
Социально значимые проекты:
- «Птичьи столовые»;
- «Мы здоровью скажем – Да!»;
- «Наше классное сообщество»;
- «Моя родословная»;
- «Нашу школу сделаем краше».
Цель: обеспечить оптимальное общее развитие каждого ребенка, сохранить и поддержать его индивидуальность, активность и самостоятельность в выборе способов деятельности.
походы, экскурсии
коллективные творческие дела
гостиные для мам, клуб «Р и Р», «Моя семья»
тимуровская работа
классные часы
акция трудового десанта в школе
показ кукольных постановок
праздники, концерты, конкурс чтецов, смотр песни и строя
социальные проекты
Педагогическая целесообразность
Данная программа приемлема для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы.
Это – новый подход к организации психолого-педагогических условий внутри класса.
Основная цель – обеспечение наиболее благоприятных условий для гармоничного развития, самореализации и социализации каждого ребёнка.
Основные принципы Программы:
- Принцип деятельностного подхода в воспитании: развитие личностных качеств за счёт собственной активности ребенка;
- Принцип гуманизации в образовании: установление субъект – субъективного взаимодействия между всеми участниками педагогического процесса;
- Принцип непрерывности воспитательного воздействия на личность ребёнка;
- Принцип гуманного отношения к формирующейся личности;
- Принцип индивидуализации;
- Единство требований в воспитании;
- Учёт интересов и потребностей учащихся и их родителей.
Отличительной особенностью программы является то, что классное сообщество «Веселая семейка» приобретает способность к самосовершенствованию, выработке социального поведения, установлению прочных дружеских межличностных отношений в процессе собственной жизнедеятельности.
Коллектив движется вперёд за счёт развития и роста каждой личности.
Воспитательная работа ведётся таким образом, чтобы каждый учащийся опробовал свои силы в разнообразной деятельности.
Принципы построения воспитательной работы:
- Открытость;
- Привлекательность будущего дела;
- Деятельность (праздники, игры, соревнования, театрализация);
- Свобода участия (учёт интересов, личных качеств, возможностей);
- Обратная связь (рефлексия в конце любого мероприятия:
- Что получилось, а что нет;
- Изучить мнение учащихся;
- Определить их настроение;
- Перспектива участия в будущих делах классного сообщества);
- Сотворчество (сотрудничество + творчество);
- Успешность;
- Системность.
В целях повышения уровня воспитательной работы школа сотрудничает со всеми заинтересованными организациями в школе и вне школы и может быть представлена схемой:
Формирование традиций в детском коллективе
Традиции жизни в коллективе начинают формироваться в детском коллективе. Последовательное использование традиций формирует положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу; окружающему миру, самому себе.
Традиции нашего класса:
- Операция «Помоги птицам»;
- «Мы за здоровый образ жизни!»;
- Гостиные для мам;
- Конкурс чтецов;
- День именинника.
Содержание работы классного руководителя с родителями включает следующие направления:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей;
- Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
- Участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.
Основные направления в работе с семьёй | Формы работы с семьёй |
Психолого-педагогическое просвещение родителей | родительские университеты |
индивидуальные и тематические консультации | |
тренинги | |
конференции | |
родительские собрания | |
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | дни творчества |
открытые уроки и внеклассные мероприятия | |
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально-технической базы школы и класса | |
родительское общественное патрулирование | |
шефская помощь | |
Участие в управлении учебно-воспитательным процессом | участие родителей класса в работе совета школы |
участие родителей класса в работе родительского комитета |
Критерии и показатели результативности
Критерии | Показатели |
|
|
|
|
|
|
|
|
Индикаторы программы «Дорогою добра»
№ п/п | Целевой индикатор | Единица измерения | Значение индикатора | |||
1 ступень | 2 ступень | 3 ступень | 4 ступень | |||
1 | Микроклимат класса | Коэффициент сплочённости коллектива | ||||
2 | Удовлетворённость родителей и детей воспитательным процессом в классе | Проценты от общего числа воспитанников | ||||
3 | Уровень воспитанности каждого учащегося и класса в целом | Проценты от общего числа воспитанников | ||||
4 | Участие воспитанников в массовых мероприятиях класса, школы, города | Единицы (чел.) | ||||
5 | Занятие призовых мест в конкурсах, олимпиадах и т.п. воспитательной направленности | Единицы (чел.) |
Методики контроля достижений учащихся:
- Диагностические методики изучения детского коллектива;
- Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой;
- Социометрия.
Исследование особенностей личности:
- Общие сведения;
- Способности;
- Самооценка;
- Темперамент;
- Уровень воспитанности.
Исследование межличностных отношений:
- Социально-психологический климат в классе;
- Социометрия.
Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Каждое из основных направлений духовно-нравственного воспитания и развития школьников должно обеспечивать принятие ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности (самосознания) гражданина России.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, лицея, т.е. в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении четырех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.
В процессе реализации Программы планируется достижение следующих воспитательных результатов.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
Слова
– элементарные знания о законах и правилах общественной жизни, о государственном устройстве России, о правах и обязанностях граждан, об их самостоятельных объединениях (гражданском обществе);
– знание важнейших вех истории России, своего народа, представления об общей судьбе народов единой страны, о тех людях или событиях, которыми может гордиться каждый гражданин России;
– знание о свободе совести, о взглядах на религиозные идеалы (вера, мировоззрение) традиционных российских религий и светской культуры;
– знание о необходимости мирного сотрудничества народов и государств ради развития всего человечества;
– отрицательная оценка нарушения порядка (в классе, на улице, в обществе в целом), несоблюдения обязанностей, оскорбления людей другой национальности, религии, убеж-дений, расы, нарушения равноправия, терпимое отношение к гражданам другой нацио-нальности;
– отрицательная оценка насилия как способа решения конфликтов между людьми, народами, государствами.
Дела
– осуществление полезных дел для «своих» – друзей, одноклассников, земляков, граждан своей страны (даже вопреки своим личным интересам и желаниям);
– участие в принятии и исполнении коллективных решений в классе и в детской организации «Лесовичок» ;
– умение отвечать за свои проступки (принятие наказания, в т.ч. самооценка проступков, «самонаказание»);
– препятствование (в пределах своих возможностей) нарушению порядка, закона, несоблюдению обязанностей, нарушению равноправия;
– избегание насилия, препятствование его проявлениям;
– недопущение (в пределах своих возможностей) оскорбления, высмеивания людей другой национальности, религии, убеждений, расы;
– умение вести корректный, доброжелательный разговор с человеком других взглядов, религиозных убеждений, национальности;
– проявление уважения (в действиях) к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов России и мира;
– добровольное заинтересованное участие в общественной жизни за пределами школы (например, празднование государственных праздников);
– самостоятельное и добровольное проявление уважения и заботы по отношению к защитникам Родины, ветеранам.
Воспитание ценностного отношения к семье:
Слова:
-знание правил семейной жизни;
-понимание роли семьи в жизни человека и общества.
Дела:
·проявление уважительного отношение к родителям, бабушкам, дедушкам;
·знание истории своей семьи;
· активное участие в делах своей семьи;
·любовь к своей семье, забота о своих близких;
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
Слова
– знание главных нравственных правил, норм;
– представления о базовых российских ценностях – идеях и правилах, объединяющих людей разных поколений, народов, общественных групп и убеждений в единую «российскую нацию»;
– умение отделять оценку поступка от оценки человека;
– различение хороших и плохих поступков;
– умение разумно управлять собственной речью в многообразных ситуациях общения, соблюдая принцип эффективного общения (установка на взаимодействие, взаимо-понимание, доброжелательное отношение к собеседнику);
– отрицательная оценка плохих поступков: грубости, несправедливости, предательства и т.п. (в книгах, кино, играх, жизненных ситуациях и т.д.).
Дела
– избегание плохих поступков, капризов;
– признание собственных плохих поступков;
– осуществление чего-то полезного для своей семьи, самых близких людей, в том числе – отказ ради них от каких-то собственных желаний;
– защита (в пределах своих возможностей) собственной чести и достоинства, своих друзей и близких;
– препятствование (в пределах своих возможностей) проявлению несправедливости, нечестности;
– уважительное отношение (в действиях) к старшим, к традициям семьи, школы и общества, к чести и достоинству других людей;
– добровольная помощь, забота и поддержка по отношению к младшим, к людям, попавшим в трудную ситуацию, ко всему живому;
– следование правилам вежливого, приличного поведения («волшебные слова», правила этикета) в школе и общественных местах.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
Слова
- – знание о важной роли в современной жизни разных профессий, науки, знаний и образования;
- – понимание особой роли творчества в жизни людей;
- – отрицательная оценка лени и небрежности.
Дела
- – уважение в действии к результатам труда других людей;
- – стремление и умение делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками;
- – умение работать в коллективе, в т.ч. над проектами;
- – стремление найти истину в решении учебных и жизненных задач;
- – стремление к творческому, нестандартному выполнению работы;
- – выражение своей личности в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности;
- – проявление настойчивости в работе – доведение начатого дела до конца (в т.ч. в выполнении учебных заданий);
- – соблюдение порядка на рабочем месте.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
Слова
– знание о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности, и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями;
– знание о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей;
– знание о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья;
– знание о положительном влиянии незагрязнённой природы на здоровье;
– знание о возможном вреде для здоровья компьютерных игр, телевидения, рекламы и т.п.;
– отрицательная оценка неподвижного образа жизни, нарушения гигиены;
– понимание влияния слова на физическое состояние, настроение человека.
Дела
– соблюдение правил гигиены и здорового режима дня;
– подвижный образ
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде:
Слова
– начальные знания о роли жизни в природе, её развитии (эволюции);
– начальные знания о взаимосвязи живой и неживой природы, о том вреде, который наносит ей современное хозяйство человека, о нормах экологической этики;
– знание о богатствах и некоторых памятниках природы родного края, России, планеты Земля;
– отрицательная оценка (на основе норм экологической этики) действий, разрушающих природу;
– умение с помощью слова убедить другого бережно относиться к природе.
Дела
– самостоятельное заинтересованное изучение явлений природы, форм жизни, роли человека;
– бережное, заботливое отношение к растениям и животным;
– добровольные природоохранные действия (уборка мусора после пикника, распределение мусора по контейнерам для переработки, экономия воды и электричества и т.д.);
– добровольное участие в экологических проектах (озеленение школьного участка, очистка территории и т.п.).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях:
Слова:
– представление о красоте души и тела человека, о гармонии в природе и творениях человека;
– умение видеть и чувствовать красоту природы, творчества, поступков людей (эстетический идеал);
– начальные представления о выдающихся художественных ценностях культуры России и мира;
– проявление эмоциональных переживаний при восприятии произведений искусства, фольклора и т.п.;
– различение «красивого», «гармоничного» и «безобразного», «пошлого»;
– отрицание некрасивых поступков (в т.ч. речевых поступков, жестов), неряшливости, знание норм речевого этикета.
Дела:
– самостоятельное заинтересованное обращение к произведениям искусства (чтение литературы, посещение концертов, спектаклей, музеев);
– реализация себя в художественном творчестве;
– украшение пространства своей жизни – дома, класса, школы, улицы;
– соблюдение правил этикета, поддержание опрятного внешнего вида.
Планируемые результаты служат ориентировочной основой для проведения мониторинговых исследований, составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.
Оценка эффективности воспитательной системы
Определение уровня воспитанности учащегося
Воспитанность – это свойство личности, характеризующееся совокупностью достаточно сформированных значимых качеств, в обобщенной форме отражающих систему отношений человека к миру, к людям, к самому себе.
Общий уровень воспитанности учащегося определяется на основе выведения среднего оценочного балла, складывающегося из:
- Самооценки учащегося;
- Оценки классного руководителя;
- Оценки родителя;
- Взаимооценки учащихся (одноклассников)
по всем критериям отслеживания.
Режим диагностирования:
- Начало года – 2-я половина сентября,
- Конец года – 2-я половина апреля.
Критерии изучения уровня воспитанности
1. Свобода личности:
- Уровень самосознания;
- Самостоятельность в принятии решения;
- Самодисциплина, честность;
- Чувство собственного достоинства, самоуважение;
- Гражданский выбор содержания жизнедеятельности.
2.Гуманность личности
- Милосердие и доброта;
- Способность к сопереживанию, состраданию, альтруизм;
- Терпимость, доброжелательность;
- Скромность;
- Готовность оказать помощь близким и дальним;
- Стремление к миру, добрососедству;
- Понимание ценности человеческой жизни.
3. Духовность личности
- Потребность в самопознании;
- Потребность в красоте;
- Потребность в общении;
- Поиск смысла жизни;
- Способность к рефлексии.
4. Творчество личности
- Развитые способности;
- Развитый интеллект;
- Интуиция;
- Потребность в преобразующей деятельности.
5. Практичность личности
- Знание основ экономики;
- Трудолюбие;
- Хозяйственность;
- Компьютерная грамотность;
- Владение иностранным языком;
- Здоровый образ жизни, физическая закалка;
- Эстетический вкус;
- Хорошие манеры.
Оценивание общего уровня воспитанности учащегося
Оценивается по 5-бальной системе;
Высокий уровень -5 баллов (проявляется ярко, есть стремление к этому);
Выше среднего уровень – 4 балла (в целом проявляется);
Средний уровень – 3 балла (проявляется ограниченно, недостаточно);
Низкий уровень – 2 балла (не проявляется совсем).
Характеристика каждого уровня воспитанности (по Ю.В. Васильеву)
Высокий уровень. Учащийся осознает свои учебные, общественные, трудовые и другие обязанности как долг перед обществом, коллективом, переживает свою сопричастность к делам коллектива, общества. Есть интерес, волевое стремление к учению, общественной и другим деятельностям, самовоспитанию, потребность в трудовом образе жизни, положительных привычках. Учащиеся самостоятельно, активно участвуют в трудовых делах, умело ведут патриотическую, экологическую, культурно-образовательную и другую работу.
Выше среднего. Нравственные установки соответствуют требованиям и морали общества. Школьники положительно относятся к учению, труду и другим видам деятельности, но самостоятельность, творчество проявляют в отдельных ситуациях, когда работа им «по душе». В ситуациях, требующих напряжения воли, часто не доводят дело до конца. Некоторые из них больше любят труд, чем учение. Глубина знаний в значительной мере зависит от интереса к предмету. Поэтому степень системности знаний невысокая, за исключением предметов, которые нравятся. Умения сформированы главным образом в тех видах деятельности, в которых школьники более заинтересованы. Самовоспитанием занимаются не систематически, хотя считают его необходимым.
Средний уровень. Нравственные позиции характеризуются сочетанием убеждений, соответствующих требованиям общества, с эгоистическими, индивидуалистическими устремлениями, накопительством, вещизмом. Учащиеся не понимают ценности получения образования для собственного развития. Если они не намерены учиться в вузе, то среднее образование для них теряет смысл. Такая позиция порождает ограниченность интересов школьников к учебным предметам, к трудовой, общественной и другим деятельностям. Нередко – отрицательное отношение к труду при общем стремлении к учению. Многие личные интересы ставят выше общественных, а иногда и вовсе не считаются с последними. Самовоспитание направлено на развитие престижных, с их точки зрения, качеств. Знания учащихся часто поверхностны. Умения ограничены теми деятельностями, которые для школьника престижны, нужны для его самоутверждения.
Низкий уровень. Школьники равнодушны к жизни страны, не испытывают сопричастности к делам коллектива, общества, не видят социального смысла в учении, стремление лишь к развлечениям, удовольствиям, праздному образу жизни. Знания по большинству предметов отрывочные, не связанные с жизненным опытом. Умения учебной, трудовой и других видов деятельности не сформированы, носят локальный характер.
Методика отслеживания уровня воспитанности учащихся
Образец индивидуального оценочного листа по определению уровня воспитанности учащегося Ф.И. _____________________________________ класс _____ учебный год____________________
Показатели воспитанности | Качества личности по каждому показателю | Оценивание в баллах | Средняя оценка | |||
Свобода личности | Уровень самосознания | |||||
Самостоятельность в принятии решения | ||||||
Самодисциплина, честность | ||||||
Чувство собственного достоинства, самоуважение; | ||||||
Гражданский выбор содержания жизнедеятельности | ||||||
Итого: | ||||||
Гуманность личности | Милосердие и доброта; | |||||
Способность к сопереживанию, состраданию, альтруизм; | ||||||
Терпимость, доброжелательность | ||||||
Скромность; | ||||||
Готовность оказать помощь близким и дальним | ||||||
Стремление к миру, добрососедству; | ||||||
Понимание ценности человеческой жизни. | ||||||
Итого: | ||||||
Духовность личности | Потребность в самопознании | |||||
Потребность в красоте; | ||||||
Потребность в общении; | ||||||
Поиск смысла жизни; | ||||||
Способность к рефлексии | ||||||
Итого: | ||||||
Творчество личности | Развитые способности; | |||||
Развитый интеллект; | ||||||
Интуиция; | ||||||
Потребность в преобразующей деятельности. | ||||||
Итого: | ||||||
Практичность личности | Знание основ экономики | |||||
Трудолюбие | ||||||
Хозяйственность | ||||||
Компьютерная грамотность | ||||||
Владение иностранным языком | ||||||
Здоровый образ жизни, физическая закалка | ||||||
Эстетический вкус | ||||||
Хорошие манеры | ||||||
Итого: | ||||||
Суммарно все показатели воспитанности | Общий уровень воспитанности личности учащегося |
Предварительный просмотр:
Направления воспитательной деятельности «Сотвори себя» 2 класс
Цель: формирование групповой сплоченности, общих настроений и переживаний, чувства гордости за свой класс.
Результат:
- устойчивые положительные результаты обучения;
- активное участие детей в жизни класса, школы, села;
- негативное отношение к вредным привычкам;
- создание органов классного самоуправления.
Календарно-тематическое планирование
сентябрь 2012/2013 уч. год
Направления воспитательной работы | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения | Результат | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||
| Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | «Наш класс» «Наши поручения» | Уход за памятником | «Поговорим о геральдике» | «Моё село» |
| Активное участие в делах класса, школы, воспитание патриотизма. |
| Воспитание ценностного отношения к семье. | «Мои обязанности в семье» | «Семь-Я» | «Расскажу о своей семье» | «Семейные посиделки» |
| Почитание родителей, забота о старших. |
| Воспитание нравственных чувств, эстетического сознании. | «Правила хорошего тона» | «Старость надо уважать» (произведения В. Осеевой) | Уроки общения – уроки добра «Спешите делать добро» | Экскурсия на р. Чумыш «Осеннее настроение» |
| Представление о правде, добре и зле, уважение достоинства человека. |
| Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | Убираем урожай на пришкольном участке | Операция «Чистый школьный двор» | «О лени и лентяях» | «Игрушки для малышей» |
| Уважение к труду, трудолюбие, бережливость. |
| Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. | «Осенние зарисовки» | «Красная книга» | Праздник «Дары Осени» | Участие в краевом экологическом марафоне |
| Экологическое сознание. |
| Развитие творческих способностей, фантазии, эстетических идеалов, потребностей и вкусов, ценностных отношений к нормам культурной жизни. | 1 сентября – «День знаний» | «Здравствуй, 2 класс!» | «Я пишу стихи» | «Моя любимая сказка» |
| Радость познания и созидания. |
| Формирование бережного отношения к здоровью, как одному из главных богатств человека. | «Безопасность пешеходов» (составление маршрутных листов «Дом – школа») | «Составляю режим дня» | «В здоровом теле – здоровый дух» | «Друзья здоровья» |
| Бережное отношение к своему здоровью. |
октябрь 2012/2013 уч. год
Направления воспитательной работы | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения | Результат | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя |
| ||||
| Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | «Алтайскому краю – 75 лет» | «Мои права и обязанности» | «Славянская азбука» | «Село, где я живу» |
| Любовь к малой Родине. Знание прав. |
| Воспитание ценностного отношения к семье. | Месячник пожилого человека |
| Забота о старших, почитание старшего поколения. | |||
«Самые главные в семье» | «Моя родословная» | «Помогаем нашим бабушкам и дедушкам» | «Поздравление бабушек и дедушек» | ||||
| Воспитание нравственных чувств, эстетического сознании. | Уроки общения – уроки добра: «Забота о самых старших» | «Портрет моей бабушки/ моего дедушки» | «Помоги другу» | «С книгой жить – век не тужить!» |
| Забота и помощь, милосердие. |
| Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | «Сувениры для бабушек и дедушек» (изготовление сувениров) | Операция «Школьный двор» | «Кто что любит и умеет делать?» | «Чистота в моём классе» |
| Творчество, уважение к труду, трудолюбие. |
| Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. | «Вместе весело шагать» | «Помоги птицам» | «Путешествие в Осень» | «В гостях у Осени» |
| Экологическое сознание. |
| Развитие творческих способностей, фантазии, эстетических идеалов, потребностей и вкусов, ценностных отношений к нормам культурной жизни. | «Читать – много знать» | «Школьная азбука» | «Мы вместе» | «Папа, мама, я – читающая семья» |
| Гордость за свой успех, духовно – эмоциональные контакты. |
| Формирование бережного отношения к здоровью, как одному из главных богатств человека. | В гостях у Здоровейки: «В гостях у Мойдодыра» | «Знай правила движения как таблицу умножения!» | Подвижные игры | «Зов джунглей» |
| Закаливание и личная гигиена, бережное отношение к своему здоровью. |
ноябрь 2012/2013 уч. год
Направления воспитательной работы | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения | Результат | |||
| 2 неделя | 3 неделя |
| ||||
1. «Наш дом Россия» | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | «Фотографии моей Родины» | «Обычаи и традиции русского народа» | «Село, в котором я живу» | «Наш класс» |
| Любовь к России, к своей малой Родине. |
| Воспитание ценностного отношения к семье. | «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» | «Расскажу о маме» | «Я дарю любимой маме…» | Праздничное мероприятие «День матери» |
| Почитание матери, любовь к ней. |
| Воспитание нравственных чувств, эстетического сознании. | Уроки общения – уроки добра: «Учимся понимать чувства других людей» | Правила поведения за праздничным столом | «Ежели вы вежливы» | «Птичьи столовые» |
| Нравственный выбор, добро, законы добра. |
| Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | «Подарок для мамы» (изготовление сувенира) | «В мире профессий» | «Хлеб – всему голова» | «Чистота в моём классе» |
| Творчество, уважение к труду. |
| Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. | «Заповедники нашего района» | Экологическая игра «Лукошко грибника» | «Сделаем школу краше» | «Чудеса своими руками» |
| Формирование экологической культуры. |
| Развитие творческих способностей, фантазии, эстетических идеалов, потребностей и вкусов, ценностных отношений к нормам культурной жизни. | «Мои любимые занятия» | «Сказки из пластилина» | Подготовка к показу пьесы «Колосок» | Показ пьесы «Колосок» |
| Радость познания и созидания. |
| Формирование бережного отношения к здоровью, как одному из главных богатств человека. | «В гостях у Здоровейки» | Уроки бабушки Медуницы: «Первая медицинская помощь» | Подвижные игры | «День здоровья» |
| Формирование потребности в здоровом образе жизни. |
декабрь 2012/2013 уч. год
Направления воспитательной работы | Воспитательные задачи | Основные мероприятия | Формы проведения | Результат | |||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||||
1. «Наш дом Россия» | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | «Наши обязанности в классном сообществе» | «Наш класс» | Правила поведения в школе | «Красота нашей природы» |
| Знание прав и обязанностей. Воспитание патриотизма. |
| Воспитание ценностного отношения к семье. | «Моя семья» | «Я расту вместе с сестрой» | «Вместе с сыном, вместе с дочкой» | Новогодние посиделки «Ребята и родители» |
| Воспитание ценностного отношения к семье. |
| Воспитание нравственных чувств, эстетического сознании. | Уроки общения – уроки добра: «Что такое милосердие?» | Новогодние открытки для друзей | «Ежели вы вежливы» | «Птичьи столовые» |
| Формирование законов добра. |
| Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | «Мы сами своими руками» | Мастерская Деда Мороза | Мастерская деда Мороза | «Чистота в моём классе» |
| Уважение к труду и творчеству. |
| Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. | «Зима в моём селе» | «Праздник Зимы» | «Моё село – мой дом родной» | «Птичьи столовые» |
| Формирование экологической культуры. |
| Развитие творческих способностей, фантазии, эстетических идеалов, потребностей и вкусов, ценностных отношений к нормам культурной жизни. | Пословицы, стихи о зиме | Районный конкурс декоративно-прикладного творчества «Рождественский сувенир» | Подготовка к Новогоднему утреннику | Показ кукольной постановки «Новогодние приключения Миши и Маши» |
| Развитие творческих способностей. |
| Формирование бережного отношения к здоровью, как одному из главных богатств человека. | «В здоровом теле - здоровый дух» | Безопасность пешеходов | «В гостях у Здоровейки» | Подвижные игры на свежем воздухе |
| Формирование потребности в здоровом образе жизни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа " От прекрасного к доброму"
В данной программе для младших школьников выделены ведущие воспитательные задачи, которые позволяют формировать основы художественно - эстетической, духовно - нравственной культуры....
Воспитательная программа "В мире добра"
Воспитательная программа "В мире добра" предоставляет возможность учащимся младшей школы повышать свой нравственный потенциал, творческую активность. У школьников формируются оп...
Программа воспитательной работы Планета Добра
Программа воспитательной работы Планета добра разработана с 1 по 4 класс. Программа реализуется в 4 этапа. В каждом этапе обозначены цели. задачи, и критерии успешного завершения этапа. В програ...
Воспитательная программа "Добрая планета детства"
В программе содержится 8 модулей. Дети включены в разнообразную деятельность. Основная цель программы: гражданское, патриотичесое и нравственное воспитание детей....
Программа воспитательной работы «Добру откроется мир»
Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций среди населения, в особенности среди подростков и молодежи. В частности, у значительной части молодежи про...
Воспитательная система "Добру откроются сердца"
Данная воспитательная система формировалась на базе ОГАОУ "Губкинская СОШ с УИОП" Белгородской области. Актуальность обусловлена тем, что воспитательная система класса "Добру откроются ...
"Добрые слова, добрые дела" (воспитательное занятие)
Цель занятия: формировать потребность в совершении добрых дел; расширять знания о доброте и её роли в жизни человека; развивать интерес к совершению добрых дел и поступков....