вокальный кружок
рабочая программа (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шегарская средняя общеобразовательная школа №1»
Принято на Утверждаю
методическом совете школы директор школы
протокол № Т.А. Сазонова
от ___________________ 20____г. Приказ №
От ______20___г.
«ВОКАЛ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Направление: общекультурное
База реализации:
Обучающиеся 5 классов
Составитель:
Татьяна Евгеньевна Каличкина,
учитель музыки.
Эксперт:
Барская Маргарита Алексеевна,
зам. директора по УВР
Мельниково 2014
- «Пояснительная записка к программе
«Вокал».
- Рабочая программа по вокалу для 5 классов составлена
на основе следующих документов и материалов:
- «Федеральный государственный стандарт основного общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897);
- Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шегарская средняя общеобразовательная школа №1».
- Учебного плана муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Шегарская средняя общеобразовательная школа № 1»;
- На основе лицензированной программы дополнительного образования вокальной студии «Домисолька».
- Место рабочей программы и её роль в системе обучения,
развития и воспитания учащихся основной школы и ее актуальность.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вокал» для учащихся 5 классов общеобразовательной школы , составлена на основе лицензированной программы дополнительного образования вокальной студии «Домисолька». Программа переработана и дополнена. Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся.
В основу программы внеурочной деятельности общекультурного направления «Вокал» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и основная образовательная программа.
Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют дополнительные занятия. В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.
Программа «Вокал» - приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у учащихся навыков восприятие музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально - пластического интонирования, драматизации музыкальных произведений, которые необходимы для успешного развития ребёнка.
Актуальность данной программы как раз связана с необходимостью организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях ФГОС основного общего образования.
3. Цель рабочей программы «Вокал» и ее задачи.
Цель программы – выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства.
Практическое овладение вокальным эстрадным мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности.
Задачи:
образовательные
- развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение профессиональными певческими навыками
- развитие навыков вокального интонирования и сольфеджирования
- овладение техникой вокального исполнительства (певческое устойчивое дыхание на опоре, дикционные навыки, навыками четкой и ясной артикуляции, ровности звучания голоса на протяжении всего диапазона голоса)
- обучение вокально-техническим приёмам с учётом специфики предмета «эстрадное пение»
- овладение навыками художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения (фразировкой, нюансировкой, агогикой, приемами вхождения в музыкальный образ, сценической, мимической выразительности)
- обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном
развивающие
- развитие голоса: его силы, диапазона, беглости, тембральных и регистровых
возможностей
- развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма
- развитие исполнительской сценической выдержки
- развитие художественного вкуса, оценочного музыкального мышления
-развитие устойчивого интереса к вокально- исполнительской культуре
- духовно- нравственное развитие.
воспитательные
- воспитание навыков организации работы на уроках во внеурочное время
- воспитание навыков самоорганизации и самоконтроля, умению концентрировать внимание, слух, мышление, память
- воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей
- усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения
- воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.
1. 4. Основные принципы реализации программы.
В основе занятия «Вокал» должны лежать следующие педагогические принципы:
- единство технического и художественно – эстетического развития учащегося;
- постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения;
- использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми;
- принцип эмоционального положительного фона обучения;
- индивидуальный подход к учащемуся.
1.5. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Приоритетная цель программы по внеурочной деятельности «Вокал» - духовно-нравственное развитие ребенка, формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Программа поможет решить следующие учебные задачи:
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
- главными, из которых является сольной и ансамблевое пение,
- слушание различных интерпретаций исполнения,
- пластическое интонирование,
- добавление элементов импровизации,
- движения под музыку,
- элементы театрализации.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении внеурочной деятельности «Вокал» способствует развитию умения экспериментировать с разными музыкальными материалами. Понимать их свойства и возможности для создания выразительного образа.
1.6. Вариативность программы.
Особенностью Программы является её вариативность. Учитель вправе - выбирать или менять предложенное Программой содержание, исходя из поставленной цели обучения и простроенных задач
- сам решать, какое количество часов отводить на изучение каждой из запланированных тем в рамках обучения,
- сам увеличивать или уменьшать количество предложенных учащимся для выполнения в течение учебного года учебных проектов (индивидуальных, коллективных или групповых)
- Форма внеурочной деятельности и сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения – 34 часа. Занятия по «Вокалу» носят практический характер и проходят в форме групповых занятий. Группа занимается 1 раз в неделю. Всего в году -34 занятия. Возрастная характеристика группы- 5-е классы. Наиболее подходящей формой для реализации данной программы – форма студии. Студия позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса. Занятия проводятся в музыкальном кабинете.
1.8. Формы и методы проведения занятий,
использование эффективных и передовых технологий и дидактических средств.
В качестве главных методов программы избраны методы: стилевого подхода, творчества, системного подхода, импровизации и сценического движения.
СТИЛЕВОЙ ПОДХОД: широко применяется в программе, нацелен на постепенное формирование у детей осознанного стилевого восприятия вокального произведения. Понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД: используется в данной программе как важнейший художественно- педагогический метод, определяющий качественно- результативный показатель ее практического воплощения. Творчество понимается как нечто сугубо своеобразное, уникально присущее каждому ребенку и поэтому всегда новое. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности, в первую очередь в сольном пении, ансамблевой импровизации, музыкально - сценической театрализации. В связи с этим, в творчестве и деятельности преподавателя и члена вокального кружка проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, индивидуальные склонности, особенности мышления и фантазии.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД: направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
МЕТОД ИМПРОВИЗАЦИИ И СЦЕНИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ: это один из основных производных программы. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями. Все это дает нам предпосылки для умелого нахождения на сцене, сценической импровизации, движения под музыку и ритмическое соответствие исполняемому репертуару. Использование данного метода позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Различные формы работы дают возможность педагогу более полно раскрыть индивидуальные особенности каждого участника группы, развивать обучаемого, предлагает решение следующих задач:
постановка дыхания;
работа над расширением певческого диапазона;
развитие музыкального слуха и ритма.
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
1.9. Формы оценки результатов.
Основными критериями определения оценки учащихся являются:
- уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;
- степень выразительности исполнения;
- проявление творческой активности;
- учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя;
Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
- Предполагаемые результаты реализации программы.
- Личностные результаты и метапредметные результаты.
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе вокальной студии являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.
- Уровни воспитательных результатов.
К концу курса обучения учащиеся научатся:
Первый уровень – принцип успешности;
-принцип творческого развития;
-принцип гармонического воспитания личности.
Второй уровень - формирование осознанного восприятия музыкального произведения;
-иметь четкое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня;
-знать приемы работы над песней;
- иметь представления о средствах создания сценического имиджа;
-уметь соблюдать певческую установку.
Третий уровень - самостоятельно создавать образ исполняемой песни;
-уметь петь сольно и в ансамбле;
-видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам;
-самостоятельно создавать образ исполняемой песни.
3. Содержание программы внеурочной деятельности - «Вокал».
1. Пение как вид музыкальной деятельности (5 часов). Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
2. Формирование детского голоса (5 часов). Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии. (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука
3. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен (8 часов). Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности.
4. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (7 часов). Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.
Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей. Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии.
3.1. Тематический план.
№ | Наименование (разделов, модулей) темы | Всего часов | Количество часов | |
Аудиторных | Неаудиторных | |||
1 | «Пение как вид музыкальной деятельности» | 10 | 2 | 8 |
2 | «Формирование детского голоса» | 10 | 3 | 7 |
3 | «Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен» | 8 | 2 | 6 |
4 | «Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры» | 6 | 2 | 4 |
Итого | 34 | 10 | 24 |
3.2. Тематическое планирование с определением
основных видов деятельности обучающихся.
№ | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Характеристика деятельности учащихся |
«Пение как вид музыкальной деятельности» (10 часов) | |||||
1 | Понятие о сольном и ансамблевом пении. | 1 | Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, сикстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный). Ансамбль в одноголосном и многоголосном изложении | Ученик научится Понимать: правила пения. Определять настроение музыки, соблюдать певческую установку. Владеть первоначальными певческими навыками, Ученик получит возможность научиться Участвовать в коллективном пении. Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражая свое впечатление в пении, игре или пластике Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. | |
2 | Понятие о сольном и ансамблевом пении. | 1 | |||
3 | Диагностика. Прослушивание детских голосов. | 1 | Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.. Объяснение целей и задач вокальной студии. Строение голосового аппарата, техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания голосовых связок. | ||
4 | Диагностика. Прослушивание детских голосов. | 1 | |||
5 | Строение голосового аппарата. | 1 | Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения – гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса. | ||
6 | Строение голосового аппарата. | 1 | |||
7 | Правила охраны детского голоса. | 1 | Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Предмутационный, мутационный и постмутационный периоды развития голоса у девочек и мальчиков. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях. | ||
8 | Правила охраны детского голоса. | 1 | |||
9 | Вокально-певческая установка. | 1 | Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней. | ||
10 | Вокально-певческая установка. | 1 | |||
Формирование детского голоса (10 часов). | |||||
11 | Звукообразование. | 1 | Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. | Ученик научится использовать упражнения на укрепление певческого дыхания Ученик получит возможность научиться Раскрыть творческое воображение фантазии, Формировать высокой певческой форман дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работать в паре, группе | |
12 | Звукообразование. | 1 | |||
13 | Певческое дыхание. | 1 | Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования. Правила дыхания – вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. | ||
14 | Певческое дыхание. | 1 | |||
15 | Дикция и артикуляция. | 1 | Понятие о дикции и артикуляции. Положение языка и челюстей при пении; раскрытие рта. Соотношение положения гортани и артикуляционных движений голосового аппарата. Развитие навыка резонирования звука. Формирование высокой певческой форманты. Соотношение дикционной чёткости с качеством звучания. Формирование гласных и согласных звуков. Правила орфоэпии | ||
16 | Дикция и артикуляция. | 1 | |||
17 | Речевые игры и упражнения. | 1 | (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия | ||
18 | Речевые игры и упражнения. | 1 | |||
19 | Вокальные упражнения. | 1 | Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука | ||
20 | Вокальные упражнения. | 1 | |||
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен (8 часов). | |||||
21 | Народная песня. | 1 | Освоение жанра народной песни, её особенностей: слоговой распевности, своеобразия ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. Освоение своеобразия народного поэтического языка. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен. Пение оригинальных народных песен без сопровождения. Пение обработок народных песен с сопровождением музыкального инструмента. Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем. | Ученик научится Освоение жанра народной песни, её особенностей Ученик получит возможность научиться Исполнение народной песни сольно и вокальным ансамблем Освоение классического вокального репертуара. Регулятивные: ставить новые вокальные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе | |
22 | Народная песня. | 1 | |||
23 | Произведениями русских композиторов- классиков. | 1 | Освоение классического вокального репертуара для детей. Освоение средств исполнительской выразительности: динамики, темпа, фразировки, различных типов звуковедения и т.д | ||
24 | Произведениями русских композиторов- классиков. | 1 | |||
25 | Произведения современных отечественных композиторов. | 1 | Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в некоторых произведениях современных композиторов. | ||
26 | Произведения современных отечественных композиторов. | 1 | |||
27 | Сольное пение. | 1 | Устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции, развитие интонационного эмоционального и звуковысотного слуха, способности | ||
28 | Сольное пение. | 1 | |||
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры (6 часов). | |||||
29 | Путь к успеху | 1 | Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии. Формирование вокального слуха учащихся, их способности слышать достоинства и недостатки звучания голоса; анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей | Ученик научится Формировать вокальный слух, способность слышать достоинства и недостатки звучания голоса Ученик получит возможность научиться Анализировать качество пения, как профессиональных исполнителей, так и своей группы (а также индивидуальное собственное исполнение). Обсуждение, анализ и умозаключение в ходе прослушивания аудио- и видеозаписей Регулятивные: формировать и удерживать музыкальную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | |
30 | Путь к успеху | 1 | |||
31 | Путь к успеху | 1 | |||
32 | Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. | 1 | Обсуждение своих впечатлений, подготовка альбомов, стендов с фотографиями, афишами. Сбор материалов для архива студии. | ||
33 | Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. | 1 | |||
34 | Посещение театров, концертов, музеев и выставочных залов. | 1 |
Итого 34 часа.
4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
4.1. Технические средства обучения.
- Музыкальный центр
- Акустическая система (колонки, микрофоны, микшерный пульт)
- Ноутбук
- Экран
- Мультимедиа проектор
- Синтезатор
4.2. Учебно - методическое обеспечение программы
- Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
- Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5- изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
- Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
- Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
- Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно-певческая культура: региональные традиции, проблемы изучения, пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.
- Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер 2007.
4.3. Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов известных хоровых детских коллективов.
4.4. Аудиоматериалы.
- «Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Здравствуй, осень золотая».
- «Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Мамочка моя».
- «Детский праздник» - фонограммы песен для прослушивания, разучивания и исполнения «Новый год».
- «Игрушечные песенки» - Лидия Раздобарина.
4.5. Электронные ресурсы
- http://www.mp3sort.com/
- http://s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
- http://forums.minus-fanera.com/index.php
- http://alekseev.numi.ru/
- http://talismanst.narod.ru/
- http://www.rodniki-studio.ru/
- http://www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
- http://www.lastbell.ru/pesni.html
- http://www.fonogramm.net/songs/14818
- http://www.vstudio.ru/muzik.htm
- http://bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
- http://sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
- http://www.notomania.ru/view.php?id=207
- http://notes.tarakanov.net/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок "Вокальная группа".
Время, отведённое на разучивание и исполнение песен на уроке музыки, не так уж много. Это не позволяет в полной мере реализовать и развить природны...
Внеурочная деятельность.Танцевальный кружок кружок "НЕПОСЕДЫ"
Рабочие программы и планирование.Танцевальный кружок " Непоседы" 1-4 классКружок художественно-эстетической направленности "Весёлые краски" 1-4классКружок духовно-нравст...
Методическая разработка занятия по вокальному ансамблю «Вокальные навыки: эмоционально-выразительное исполнение музыкальных произведений»
Цель занятия: воспитание личности ребенка средствами вокально-хорового искусства; развитие детского голоса и слуха младших школьников, развитие навыка эмоциональной выразительности при исполнении музы...
Анализ внеурочной деятельности за 2014-2015 уч. год. Вокальный кружок «Улыбка». Руководитель: Распопова И. Н.
Анализ внеурочной деятельности содержит описание приемов и методов, применяемых на занятиях, анализ концертной деятельности школьников, а также диагностику развития музыкальных способностей детей....
Программа вокального кружка "Вокальный ансамбль и сольное пение"
Программа работы с ансамблем "Чудесенка" 1 класс "Вокальный ансамбль и сольное пение"...
"Вокальное развитие детей младшего школьного возраста в процессе работы над вокальными упражнениями в условиях детского вокального коллектива".
Данная методическая работа рассмотривает физиологические и психологические особенности детей младшего школьного возраста.Изучает основные вокальные навыки, формирующиеся в пении детей младшего школьно...
план-конспект занятия по внеурочной деятельности, художественно-эстетическое направление вокально-хоровой кружок «Аккорд» Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложка
Тема занятия: Музыкальный инструмент – деревянная ложкаТип урока: Урок «открытия» нового знанияДеятельностная цель: научить простейшим элементам игры на деревянных ложках.Образовател...