Кружок "Вокальная группа".
рабочая программа по музыке (2 класс) по теме
Время, отведённое на разучивание и исполнение песен на уроке музыки, не так уж много. Это не позволяет в полной мере реализовать и развить природные, творческие задатки детей в этой сфере. Вот почему сегодня встает вопрос об оптимальной связи между урочной и внеурочной деятельностью.
Программа кружка "Вокальная группа" реализуется в объёме 34 часа в год (1 час в неделю). Основной формой работы является музыкальное занятие, предусматривающее сочетание практических и теоретических методик вокально-хорового воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_vokalnaya_gruppadocx.docx | 31.92 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Данная программа составлена и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2011 года в контексте с целевыми установками нормативных документов и рекомендациями по организации внеурочной деятельности учащихся и направлена на достижение следующей цели:
- создание условий для развития эмоционально – ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства, а так же творческого потенциала детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в певческую деятельность.
Пение - самый простой, естественный способ проявления себя в музыке, способ самовыражения, транслирующий народный многовековой опыт. Песенное богатство народа - это его духовное богатство. Ведь недаром на долю хорового искусства и хоровой культуры всегда выпадала обязанность сплочения нации, духовного объединения народа в процессе творческого самовыражения, формирования и сохранения индивидуальности, неповторимости личности при коллективной организации труда. Стратегия хорового пения как искусства ориентировано на ликвидацию в подсознании личности настроя на конфликтность и агрессивность, на формирование новых идеалов общества в рамках специфики национального самосознания и национальной культуры. И на этом основании, эстетическая, духовно – воспитательная, развивающая значимость такого вида деятельности как пение неоспорима.
Но, по известным причинам, время, отведённое на разучивание и исполнение песен на уроке музыки, не так уж много, что не позволяет в полной мере реализовать и развить природные, творческие задатки детей в этой сфере. Вот почему сегодня встает вопрос об оптимальной связи между урочной и внеурочной деятельностью.
Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей:
- обучить основам музыкальной культуры, совершенствовать вокальное мастерство;
-сформировать основы сценической культуры;
-развивать навыки сольного и ансамблевого исполнения;
-развивать творческую активность детей;
-содействовать формированию здорового образа жизни;
-воспитывать эстетический вкус и исполнительскую культуру.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности:
- сольное и ансамблевое пение;
- слушание различных интерпретаций исполнения;
- пластическое интонирование;
- элементов импровизации;
- движения под музыку;
- элементы театрализации.
Реализацию целевого назначения программы обеспечивают следующие художественно-педагогические принципы обучения:
- духовность;
-личностное ориентирование;
-образность;
-интерес и увлечённость;
-связь с жизнью;
-креативность;
-эмоциональное насыщение;
-вариативность и свобода выбора.
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи);
- наглядно – зрительный (мультимедиа);
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
- практический (показ приемов исполнения, импровизация);
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
- методические ошибки.
Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей.
При наборе детей специального отбора не предполагается.
Способы отслеживания результатов
освоения программы.
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
Место кружка во внеурочной деятельности.
Программа реализуется в объёме 34 часа в год
(1 час в неделю).
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, предусматривающее сочетание практических и теоретических методик вокально-хорового воспитания.
Распределение учебного материала по темам.
№ п/п | Название темы (раздела) | Количество часов по рабочей программе |
1. | Вводное занятие. | 1 |
2. | Вокально-хоровая работа. | 14 |
3. | Работа над репертуаром. | 19 |
4. | Концертно-исполнительская деятельность. | Вне программы |
Примерный репертуар.
Песни о школе: «Песня первоклассника» муз. Э. Ханка, сл. И. Шаферана; «Игра» муз. Шаинского, сл.Р.Рождественского; «Наши учителя» муз.
Ю. Чичков; «Учительский вальс» муз. А. Заруба; «Наша школьная страна» муз. Ю. Чичков; «Всё ли можно сосчитать» Анна Петряшева.
Песни осени: «Осень». Муз. М. Парцхаладзе, сл. Н. Некрасовой, «Осень постучалась к нам». Муз. И. Смирнова, сл. Т. Прописнова; «Дождик»;
Песни о детях и друзьях: «Гном» ; «Простая песенка» Ксения Ситник; «На крыльях мечты»;
Песни о России, о Мире: «Весна России»; «Я – гражданин России»; «Солнечная песенка». Сл. и муз. Степана Булдакова; «Несовместимы дети и война». Муз. О. Хромушина, сл. М. Садовского;
Песни о маме, доме, семье: «Моя мама лучшая на свете» Ассоль; «Мама». Муз. Ю. Чичкова. сл. М.Пляцковского , «Моей дорогой маме»; «Маме и бабушке на 8 Марта»;
Песни о животных: «Розовый слон», Муз. С.Пожлакова, сл. Г.Горбовского;
«Щенок»;
Песни о зиме: «Песня о снежинке» из к/ф «Чародеи» муз. Е.Крылатова. сл. Л.Дербенева; «Саночки»; «Зимушка»;
Песни о весне и Масленице: «Приди весна»; «Блины»; «Масленица»; «Эх, широкая ты масленица» Лазоревы зори;
Песни 8 марта: «5 февральских роз». Муз. В.Цветкова, сл. В.Цветкова, В.Ильичева; «Наши мама самые красивые»; «Когда моя бабуля приходит в гости к нам»; «Солнечная капель». Муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушева.
Песни о войне: «Вставай, страна огромная»; «Чтобы не было войны»; «Катюша»; «О героях былых времён» песня из кинофильма «Офицеры»; «Шумел сурово брянский лес» Г. Абрамов; «Баллада о солдате»
Песни лета: «Песенка о лете» из м/ф «Дед Мороз и лето». Сл. Ю.Энтина, муз. Е.Крылатова, «Соломенное лето». Муз. Е. Рыбкина, сл. Вл. Степанова; «Картошка» из к/ф «Завтрак на траве» Муз. В. Шаинского, сл. М. Львовского.
Реферативное описание тем.
Вводное занятие.
Диагностика. Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, распевания, знакомство с упражнениями.
Вокально-хоровая работа.
Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения (певческая установка, звукообразование, дыхание, дикция и артикуляция, ансамбль) и музыкально-выразительными средствами.
Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Понятие «унисон» и упражнения, направленные на его выработку.
Типы звуковедения: lеgаtо и non lеgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Упражнения на развитие голоса (звукоизвлечение и приёмы голосоведения). Слуховой контроль звукообразования.
Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона.
Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, понятие цепного дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
Дикция и артикуляция. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок. Твердая и мягкая атака.
Ансамбль. Унисон.
Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Развитие навыков уверенного пения.
Знакомство с музыкально-выразительными средствами:
- мелодия (плавная, отрывистая, скачкообразная и др.);
- ритм (равномерный, спокойный, чёткий, отрывистый, синкопированный, др.);
- пауза (долгая, короткая);
- акцент (лёгкий, сильный);
- гармония (светлая, тёмная, резкая, напряжённая и др.);
- интонация (вопросительная, утвердительная, спокойная, робкая, ласковая, грозная, тревожная и др.);
- лад (мажорный, минорный, переменный);
- темп (быстрый, медленный, спокойный, умеренный, оживлённый и др.);
- динамика (тихо, громко, усиливая, затихая, негромко);
- регистр (высокий, средний, низкий);
- тембр (различная окраска звука – светлая, тёмная, звонкая и др.).
Работа над репертуаром.
Сценическая культура: сценический образ, сценическое движение.
Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног.
Разучивание движений, создание игровых и театрализованных моментов для создания образа песни.
Воспитание самовыражения через движение и слово. Игры на раскрепощение. Соединение музыкального материала с танцевальными движениями.
Концертно-исполнительская деятельность - результат, по которому оценивают работу коллектива, требующий большой подготовки участников коллектива. План концертной деятельности составляется на год как с учётом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со специфическими особенностями школы, так и с учетом восприятия номеров слушателями. Без помощи педагога дети выступают с разученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.
Отчетный концерт – это финальный результат работы за учебный год. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год.
Перед выступлениями в плановом порядке проводятся репетиции - работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблем, исполнительским планом каждого сочинения, работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено, разбор ошибок и поощрение удачных моментов.
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности «Правила гигиены певческого голоса». | 1 |
2. | Вокально-хоровые упражнения. Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками пения и средствами музыкальной выразительности. | 1 |
3. | Певческая установка. Певческое дыхание. Унисон. | 1 |
4. | Работа над репертуаром. Песни о школе. | 1 |
5. | Дикция. | 1 |
6. | Ровно семь цветов у радуги, а у музыки – семь нот. | 1 |
7. | Мелодия – душа музыки. | 1 |
8. | Работа над репертуаром. Песни об осени. | 1 |
9. | Дыхание. Различные характеры дыхания. Смена дыхания в процессе и перед началом пения. | 1 |
10. | Знакомство с навыками «цепного дыхания». | 1 |
11-12. | Работа над репертуаром. Песни о маме, дружбе, детях. | 2 |
13. | Ритм – основа жизни и музыки. Выработка ритмической устойчивости. | 1 |
14. | Темп – скорость музыки. Работа над дикцией в быстром темпе. | 1 |
15-16. | Работа над репертуаром. Песни о зиме, про Новый год. | 2 |
17. | Работа над репертуаром. Пластическое интонирование. | 1 |
18. | Высота звука. Работа над звуковедением ( легато, нон легато) | 1 |
19. | Высота звука. Работа над звуковедением (стаккато). | 1 |
20. | Работа над репертуаром. Формирование сценической культуры. | 1 |
21. | Работа над репертуаром. Песни о военных. Развитие артистических способностей детей. | 1 |
22-23. | Работа над репертуаром. Песни о весне, семье и о мамах. Работа над чистотой интонации и дикции. | 2 |
24. | Выработка активного унисона. Работа над звуковедением и чистотой интонации. | 1 |
25. | Тембр – окраска звука. Работа над тембровой окраской и правильным дыханием. | 1 |
26. | Работа над репертуаром. Песни о Родине. | 1 |
27-28. | Работа над репертуаром. Отработка сценической постановки художественного номера. | 2 |
29. | Два брата лада: мажор и минор. | 1 |
30-31. | Работа над репертуаром. Песни о войне. | 2 |
32. | Работа над репертуаром. Пластическое интонирование. | 1 |
33. | Работа над репертуаром. Песни о детстве и школе. | 1 |
34. | Обобщающее занятие «Наши любимые песни». | 1 |
Результаты освоения программы вокального кружка.
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий
по программе вокального кружка являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества.
знать:
- основы вокально – хоровых навыков;
- правила пения;
- виды дыхания;
- музыкальные штрихи;
- средства музыкальной выразительности.
уметь:
- применять правила пения на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
- сценически оформлять концертный номер.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства.
Оснащение образовательного процесса:
• специальный кабинет;
• записи фонограмм в режиме + и -;
• ТСО (музыкальный центр с функцией караоке);
• мультимедиа;
• записи аудио, видео на дисках и флеш - картах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Заседание городской творческой группы "Окружающий мир" руководитель группы учитель МОУ гимназии №1 смородинова Елена Эдуардовна г. Комсомольск - на - Амуре
Данный материал содержит разработку занятия группы по внедрению ФГОС, диагностику педагога, творческое задание по определению понятия "деятегльностный подход"....
Конспект занятия во второй старшей группе. «Герб группы»
Цель занятия. Закрепить знания детей о символе государства.Развивать фантазию и воображение.Придумать и нарисовать флаг группы.1. Задачи на развитие познавательных способностей. Воспитывать...
Конспект занятия во второй старшей группе. «Флаг группы»
Цель. Познакомить детей с представлением о флаге как о государственном символе, с историей его происхождения, со значением флага в современной жизни.Развивать фантазию и воображение. Придумать и...
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ГРУППЕ НВ ОНР 2-ых кл. Количество тем-33 Количество часов на 1 группу 102
Данный материал поможет учителю-логопеду общеобразовательных учреждений при работе над коррекцией нарушений письменной речи. Он составлен на основе: Альбом для логопеда Иншакова О.Б.; Логопедия в школ...
Характеристики групп ФФНР и ОНР. Задачи к тематическому планированию данных групп. (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
Подготовка необходимой документации по установленной форме — значимая и важная обязанность учителя-логопеда, один из существенных показателей профессионализма.При написании характеристи...
Конспект открытого занятия по математике в старшей группе Тема: «Сравнение групп предметов»
«Сравнение групп предметов»Цель: закрепить понятие «равенство» - «неравенство» и умение правильно использовать знаки «=» и «≠», знание двух способов приведения множества в равнозначное соответствие...
Физкультурные группы и группы здоровья.
Физкультурные группы и группы здоровья в начальных классах...