Программа вокального кружка "Вокальный ансамбль и сольное пение"
учебно-методический материал по музыке (1 класс) на тему

Розова Светлана Анатольевна

Программа работы с ансамблем "Чудесенка" 1 класс "Вокальный ансамбль и сольное пение"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Пестово»

Рассмотрено                                                                                 Утверждаю

На школьном МС                                                                        директор МАОУ СОШ №6                                                  

«_____»___________2010г.                                                        Ю.В.Сорокина _________

                                                                                                       «_____»___________2010г.

Программа

«Вокальный ансамбль

и

сольное пение»

1 класс

Ансамбль «Чудесенка»

Руководитель:

Розова Светлана Анатольевна,

учитель музыки Муниципального  Автономного Общеобразовательного  Учреждения

«Средняя  школа №6»

Г.Пестово, Новгородской области

г. Пестово

2010г.

Пояснительная записка

  С древних времён различные жанры искусства (живопись, музыка, театр) служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи занятий и опыта в человеческом обществе.

  В современном обществе тяга детей к пению и познанию национальной и музыкальной культуры не ослабевает, а ,наоборот, усиливается.

  Пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает музыкальный кругозор, способствует повышению культурного уровня, служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительным искусством.

  Цель программы - формирование музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников и развития духовного потенциала подрастающего  поколения, отражающее интересы современного общества.

Задачи руководителя ансамбля -привить детям любовь к хоровому (ансамблевому) пению, сформировать и выработать необходимые навыки в систематическом коллективном музицировании, учитывая ,что ансамблевое пение- наиболее доступный вид подобной деятельности.

 В коллективе должна быть создана атмосфера творчества, ,взаимопомощи ,ответственности каждого за результат .Такая атмосфера способствует формированию личности ребёнка, помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, что является залогом высоких художественных результатов. При организации занятий необходимо руководствоваться не только вокальными возможностями детей ,но и их возрастными особенностями.

  Программа охватывает очень ответственный возрастной период, именно в это время формируется и получает первоначальное развитие каждый младший школьник через учебную деятельность. Огромное влияние на развитие музыкальности учащихся оказывает тщательная работа над художественным образом исполняемого произведения, выявление его идейно-эмоционального смысла. Особое значение приобретает работа над словом, музыкальной и поэтической фразой, формой всего произведения, умения чувствовать и выделить кульминационные моменты, как всего произведения, так и его отдельных частей.

  На протяжении первого года обучения педагог следит за формированием и развитием важнейших вокально-хоровых навыков у детей (дыханием, дикцией, звуковедением, ансамблем, строем), постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

   Отбирая репертуар необходимо помнить о необходимости расширения музыкально-художественного кругозора детей, поэтому используются для разучивания песни разной тематики и жанров.

   Постепенно, с накоплением опыта хорового исполнения, овладением вокально-хоровыми навыками, репертуар усложняется.

Краткие беседы по отдельным произведениям используются для выявления своеобразия различных стилей отдельных композиторов и фольклорного материала.

  Предложенная программа рассчитана на 1 год обучения по одному занятию в неделю продолжительностью 35 минут.

Программа позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ребёнка, даёт возможность детям проявить себя в коллективе, постепенно преобразующемся в исполнительско–творческий ансамбль.

Предусмотрена возможность индивидуального занятия с солистами и вновь принятыми детьми.

   Освоенный детьми материал служит основой для внеклассной работы: проведения школьных праздников, участия в концертах ,в региональных и городских конкурсах, в фестивалях в соответствии с тематическими и календарными праздниками.

   Программа адаптирована для детей 6-7 лет и старше по желанию в соответствии с возрастными особенностями детей.

  В программе задействованы все возможные формы приобщения к современной и народной традиционной музыкальной культуре.

   

 

 

Основные задачи и вокально-хоровые навыки первый год обучения.

                          Певческая установка и дыхание.

1 год – посадка, положение корпуса, головы, артикуляции при пении.

Навыки пения, сидя и стоя.

     Дыхание перед началом пения. Характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведениях: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приёмы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Знакомство с навыками «цепного» дыхания (Пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

                             Звуковедение и дикция

Естественный свободный звук без крика и напряжения (форсировки) Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание, опорный звук). Пение нон легато и легато. Динамические оттенки (меццо-форте, меццо-пиано, пиано, форте). Развитие дикционных навыков. Гласные и согласные, их роль в пении. Отнесение внутри слова согласных  к последующему слогу.

                             Ансамбль и строй

Выработка активного унисона(чистое и выразительное интонирование),ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей, соблюдение динамической ровности при произнесении текста. Постепенное расширение задач: интонационная и ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком(шестнадцатые, пунктирный ритм).

Устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе.

 

           Формирование исполнительских навыков

Анализ словесного текста и его содержания. Разбор характера произведения. Определение формы. Членение на мотивы, периоды, предложения, фразы.

Фразировка, вытекающая из музыкального и текстового содержания. Различные виды динамики. Темп произведения. Пение в строго размеренном темпе. Сопоставление двух темпов (медленного и быстрого); замедление в конце произведения, замедление , ускорение, пауза в середине произведения.

Воспитание навыков дирижёрского жеста. Выполнение элементарных требований: «внимание»,  «дыхание»,  «начало», «окончание» пения.  Понимание требований, касающихся динамических изменений. Сознательное отношение ко всем указаниям дирижёра.

Примерный Тематический план

Разделы

Кол-во минут на занятии

1.Певческая установка

2

2.Звуковедение и дикция

3

3.Ансамбль и строй, распевание

10

4.Работа над формированием исполнительских навыков

20

Итого:

35

  Сетка занятий:

Вторник 14.15-14.55

Среда  14.15-14.55

Примерный репертуар разучиваемого материала:

Сентябрь: «Лучик», «Русская изба»

Октябрь: «Как пошли наши подружки», «Заинька во садочке»

Ноябрь: «Ехали «, «А я по лугу»

Декабрь: «Наступает Новый год», «Новогодняя»

Январь: «Весёлая песенка», «Несовместимы дети и война»

Февраль: «Не бойся, мама », «Песенка про папу»

Март: «Мамочка», « Бабулечка моя»

Апрель: «Хлопайте в ладоши!»,

Май: «Солнышко», «Детство»

Репертуар может варьироваться в зависимости от  возможностей детей и от спланированных школьных и городских мероприятий.

Используемая литература:

Д.А.Рыжов Москва  «Владос».-2001.-«Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей».

Т.Н. Овчинникова. Москва.- «Просвещение».

 «Музыка. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ»-1983год.

В.С.Попов Л.В .Тихеева .Москва.-1988- «Хоровой класс. Коллективное музицирование. Программа для инструментальных и хоровых отделений детских музыкальных школ и школ искусств».

Г.П.Сергеева. Москва.- «Academ A».-1998.- «Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе».

Л.Л.Куприянова Москва-«Музыка»1964- «Вокально-хоровые упражнения на уроках пения в общеобразовательной школе». «Распевание в детском хоре».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа работы вокального кружка "Музыкальная капель"

Программа направлена на индивидуально-личностное развитие детей, их  интересов, мотивов через развитие творческих способностей и освоение практических способов деятельности вокального искусства....

Программа вокального кружка "Жаворонок"

Программа вокального кружка для детей 7-9 лет....

Рабочая программа вокального кружка 1 класс

Рабочая программа вокального кружка 1 класс...

программа вокального кружка "Весёлые нотки"

Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного о...

Адаптированная программа вокального кружка " Ладушки"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9361494","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 72px; width: 100px;"}}]]Адаптированная программа вокального кружк...

Программа вокального кружка "Весёлые нотки"

Программа вокального кружка "Весёлые нотки"...

Программа внеурочной деятельности "Вокально-хореографический ансамбль"

Программа направлена на реализацию требований образовательной программы начального общего образования: художественного образования через приобщение к народному искусству....