Родительское собрание в 1 классе "Формирование адекватной оценки качества знаний с позиции педагога, родителей, первоклассника.
методическая разработка (1 класс) на тему

Данное собрание позволяет познакомить родителей учащихся с понятием "качество знаний", способствует формированию правильного отношения к оценке качества знаний учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ

АДЕКВАТНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

С ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА, РОДИТЕЛЕЙ, ПЕРВОКЛАССНИКА

(родительское собрание)

Цель: создание условий для формирования адекватной оценки качества знаний

           с позиции родителей учащихся класса.

Задачи: ознакомить родителей учащихся класса с понятием «качество знаний»

           ученика; создать условия для осознания и адекватной оценки качества

           знаний родителями и их детьми; способствовать формированию

            правильного отношения к оценке качества знаний учащихся педагогами,

           работающих с данным классом.

Ход урока:

I. Проведение педагогического всеобуча для родителей.

Способность к самоконтролю предполагает привлечение внимания ребёнка к содержанию собственных действий, способность к оценке результатов этих действий, а также своих возможностей.

Для успешной учёбы в школе ребёнку необходимо уметь слушать и выполнять инструкцию, подчинять свои действия правилам при последовательном выполнении указаний взрослого. Очень полезна игра в школу. Хорошо, если в этой игре примут участие сверстники, что поможет оживить обстановку, внесёт в занятие элемент игры, соревнования.

Работа по исследованию развитости самооценки учащихся класса только начата. Тем более полезна эта работа в период безотметочного обучения, что позволяет подготовить детей к правильному восприятию оценки его качества знаний со стороны педагога. Также эта работа позволяет наметить пути по формированию самооценки.

«Самооценка – ценность…, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, её взаимоотношения с другими людьми». («Психологический словарь»)

«Самооценка – элемент самосознания, характеризующийся эмоциональными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения». («Педагогический энциклопедический словарь»)

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, требовательность к себе, к событиям в жизни. Самооценка может характеризоваться по следующим параметрам:

- по уровню (высокая, низкая);

- по соотношению с реальной успешностью (адекватная, неадекватная – завышенная, заниженная).

Наиболее развитым является такой характер самооценки, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватной оценкой им своих качеств.

Самооценка младшего школьника во многом зависит от отметок. Она обнаруживает склонность к переоценке достигнутых результатов и возможностей. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные отметки. Слабоуспевающим школьник становится тогда, когда обнаруживается определённое расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. Сначала это расхождение недостаточно осознаётся, не принимается школьником: большинство неуспевающих детей  1 и 2-х классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. К 4 классу достаточно большое количество детей, отстающих в учёбе, имеют пониженную самооценку, и так из класса в класс видна нарастающая тенденция учеников в недооценке своих и так ограниченных успехов. Тот, который терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и, наоборот, успех уже полученный ранее, предполагает к ожиданию успеха и в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности отстающих детей неуспеха над успехом, что постоянно подкрепляется низкими оценками их работы учителем, ведёт к нарастанию неуверенности в себе и чувства неполноценности. Низкую самооценку поддерживают и оценки учеников по классу, которые переносят неуспехи детей в учении на все другие сферы деятельности.

Система оценочных действий учителя является более сложной, мощной и тонкой, чем это можно себе представить на первый взгляд.

Поэтому родителям важно уяснить сейчас, что эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приёмами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Степень положительной оценки может быть разной: одна удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже других, другие претендуют на оценку выше обычной, третьи – на оценку выше всех остальных. Детям младшего школьного возраста важно, чтобы положительная оценка была общепризнанной – и учителем, и родителями, и одноклассниками. Самооценка позволяет судить о том, как происходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности.

Большую роль в формировании самооценки и уровня притязаний играет мотивация достижений успеха. Если ребёнок часто не справляется с заданием и получает низкие оценки, то мотив  достижения успеха ослабляется. Сначала возникает переживание, затем безразличное отношение к отрицательной оценке своей деятельности другими, а в результате всего этого может возникнуть ценностная переориентация личности.

Оценка знаний учащихся учителем нужна. Но важно знать психологические особенности отношения к оценке школьника, важно знать, как ребёнок соотносит уровень своих знаний и школьную отметку за эти знания. Не всегда эти критерии взаимосвязаны.

Дети научатся правильно оценивать себя, если будут реально представлять свои возможности, особенности. Если у ваших детей не будет получаться хорошо и правильно оценивать себя, нужно будет нам, взрослым, найти пути взаимодействия с ребёнком для достижения поставленной цели. Для этого нужно уметь хорошо представлять себе, как это сделать.

II. Выполнение упражнения «Что я знаю о себе?».

Возможно, следующее упражнение пригодится вам в дальнейшей воспитательной работе с вашим ребёнком.

Заполните, пожалуйста, таблицу, по инструкции.

1

2

3

4

1. В столбике 1 вы перечисляете всё то, что умеете, нужно постараться самое важное.

2. В столбике 3 вы перечисляете всё то, что не умеете.

3. В столбике 1 вы уже написали то, что умеете. Но что-то вы умеете лучше, а что-то хуже. Выберите то, что вы умеете так хорошо, что можете научить других и запишите в столбик 2.

4. Напишите в столбик 4, чему бы вы хотели научиться.

(После заполнения столбика 2 выясняется, что у большинства участников в нём получилось пунктов меньше, чем в столбике 1. Почему?

В результате короткой дискуссии участники приходят к выводу, что не все о себе знают: ведь если я думаю, что я что-то умею, я могу ошибаться. Самый лучший способ проверить своё умение – попробовать научить другого.

В столбике 4 тоже получается больше пунктов, чем в столбике 3, потому что и то, что мы делать не умеем, мы тоже не всегда чётко осознаём.

Вывод: «Для того, чтобы быстрее чему-нибудь научиться, следует, во-первых, чаще заниматься самоанализом, во-вторых, смелее просить помощи у других».)

Постарайтесь научить этому своих детей в такой же непринуждённой игровой форме.

III. Выступления родителей по анализу ощущений после выполнения упражнений.

IV. Подведение итогов родительского собрания.

Родителям стоит задуматься, насколько предъявляемые ими требования к качеству знаний учащихся соответствует реальным возможностям их детей. Следует помнить, что эти требования должны быть адекватными, иначе у детей будет формироваться неадекватная, заниженная или завышенная, самооценка, которая «деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию. Самооценка складывается под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди, а также в результате сопоставления образа реального «я» (каким человек видит себя) с образом идеального «я» (каким человек желает видеть себя)».

IV. Решение организационных вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование адекватной самооценки качества знаний с позиции педагога, родителей, первоклассника

Цель: создание условий для формирования адекватной оценки качества знаний с позиции родителей учащихся класса.Задачи:ознакомить родителей учащихся класса с понятием «качество знаний» ученика...

Оценка качества знаний по литературному чтению в начальной школе

В "рабочем виде" цель литературного образования может быть представлена следующим тезисом: "Через подготовку квалифицированного читателя - к формированию духовно полноценной личности"....

Русский язык_тест_Оценка качества знаний_Smart Response

Работа сделана в ПО Smart Notebook 11. В данной работе представлен тест по русскому языку для 2 класса, учебник Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. В тесте 5 заданий. Опрос идет с помощью пультов SMART...

Программа оценки качества знаний обучающихся по русскому языку в 4 классе. Входной тест.

Тестовые  задания дают точную количественную характеристику уровня достижений школьниками по русскому языку в рамках ОС «Школа 2100», помогут выявить уровень общего разви...

Программа оценки качества знаний обучающихся по русскому языку в 4 классе. Промежуточный тест.

Тестовые  задания дают точную количественную характеристику уровня достижений школьниками по русскому языку в рамках ОС «Школа 2100», помогут выявить уровень общего развития: умение применять зна...

Активная оценка как инновационная система оценки качества знаний обучающихся

В современных условиях жизни каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельности. Именно контроль и анализ выступают регуляторами любой деятельности человека, дают человек...

Родительское собрание "Формирование адекватной оценки качества знаний"

Материал поможет классному руководителю ознакомить родителей обучающихся класса с понятием "качество знаний" ученика. Создать условия для осознания адекватной оценки качества знаний родителя...