Методическая разработка. Формирование толерантного сознания и позитивных социокультурных установок у младших школьников.
методическая разработка (1 класс) на тему

Григорьева Наталья Викторовна

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, когда активизировался международный терроризм, и  резко возросла напряженность в человеческих отношениях. В повседневной жизни приходится сталкиваться с проявлениями агрессии. Учащаются случаи нетерпимости друг к другу людей разных рас, национальностей, вероисповеданий. В младшем школьном возрасте ребенок продолжает приобретать основы мировоззрения, приобщается к общим, непреходящим человеческим ценностям. 

Основные черты толерантной личности:
Терпимость к инакомыслию.
Умение понять себя и другого.
Осознание норм собственного поведения.
Принятия себя и других.
Ответственность.
Альтруизм.
Доброжелательность.
Умение не осуждать других.
Умение слушать собеседника.
Любознательность.
Эмпатия.
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка.

Формирование толерантного сознания и позитивных социокультурных установок у младших школьников.

Актуальность проблемы.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, когда активизировался международный терроризм, и  резко возросла напряженность в человеческих отношениях. В повседневной жизни приходится сталкиваться с проявлениями агрессии. Учащаются случаи нетерпимости друг к другу людей разных рас, национальностей, вероисповеданий.

 В 1995 г. ЮНЕСКО приняла «Декларацию принципов толерантности». В декларации раскрыта сущность ключевого понятия человеческих взаимоотношений – толерантности (терпимости). «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность – это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активная жизненная позиция, основанная на признании всеобщих прав и свобод человека».

«Толерантность» в переводе с латыни означает терпимость, переносимость, снисходительность к кому-либо или чему-либо. Повседневное общение свидетельствует о многообразном проявлении коммуникативной толерантности: одни люди очень терпимы к окружающим, другие умеют хорошо скрывать неприязнь к партнерам, третьи способны силой убеждения заставить себя не замечать неприятные свойства другого.

Что же может дать эту терпимость, толерантность? Знание, что у всех людей на свете есть нечто общее, то, что нас объединяет. Этим общим является не только биологическое сходство, но и общечеловеческие ценности. Для всех нас, как существ не только материальных, но и духовных, существует нечто, что вызывает однозначно положительные чувства. Это высшие и вечные, общие для всех людей ценности. Они могут положительно влиять на человека, преображать его, возвышать, возвращать в более гармоничное состояние.

В младшем школьном возрасте ребенок продолжает приобретать основы мировоззрения, приобщается к общим, непреходящим человеческим ценностям.

Основные черты толерантной личности:

  • Терпимость к инакомыслию.
  • Умение понять себя и другого.
  • Осознание норм собственного поведения.
  • Принятия себя и других.
  • Ответственность.
  • Альтруизм.
  • Доброжелательность.
  • Умение не осуждать других.
  • Умение слушать собеседника.
  • Любознательность.
  • Эмпатия.

Задачи работы:

  1. Развитие коммуникативных навыков, воспитание чувства уважения к мнению собеседника;
  2. Развитие чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других людей;
  3. Формирование адекватной самооценки.
  4. Расширение представлений об окружающем мире, национальных различиях и общечеловеческих ценностях
  5. Развитие способности к самостоятельному принятию решений и проявлению инициативы;
  6. Развитие навыков саморегуляции, самоконтроля.
  7. Формирование позитивных нравственно-этических установок;
  8. Психолого-просветительская помощь родителям в осознании их ответственности в формировании толерантного поведения у детей.

Методы формирования установок толерантного сознания:

  • Арт-методы. Арт-терапия дает ребенку возможность выразить сложные, часто неосознаваемые им, чувства в безопасной, принимающей атмосфере. Важнейшим принципом арт-терапии является безоценочность.
  • Праздники:
  • календарные праздники;
  • семейные праздники;
  • корпоративные праздники.

Праздник открывает простор для творчества, рождает в душе благородные чувства, воспитывает умение взаимодействовать с окружающими людьми, родителями, детьми.

  • Театрализованные представления.

Формы театрального действа являются самым наглядным и эмоциональном способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Театр как вид искусства является средством познания жизни, средством нравственного, эстетического воспитания, средством формирования толерантного отношения к окружающему.

  • Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Сказка в дошкольном возрасте становится одним из базовых видов деятельности ребенка, развивающей эмоциональность, нравственность, помогающей постигать мир человеческих отношений, различать добро и зло. Сказка притягательна для ребенка. Идентифицируясь с героем, ребенок приобретает новый опыт разрешения различных проблем, выхода их самых разных сложных и конфликтных ситуаций. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс у детей.

Планирование работы.

Тема

Цели

Основное содержание

Давайте познакомимся.

Знакомство участников группы и выработка правил.

Создание позитивной атмосферы занятия.

Определение индивидуальных особенностей и качеств личности ребенка.

1.Представление участников группы.

Упражнение

«Назови свое имя, любимого сказочного героя или сказку».

2.Обсуждение и  групповых правил.

«Какие правила надо  будет нам соблюдать

3.Задание «Нарисуй несуществующее животное»

Инструкция: ребята представьте себе, что вы попали в сказочную страну, где  встречаете необычного, сказочного животного. Такое животное, не живет на нашей Земле, оно живет только в вашей сказочной стране. Пожалуйста, рассмотрите (посмотрите) внимательно это необычное животное.

4.Завершение: Беремся за руки. Благодарим друг друга, и говорим:

«до свидания».

«На какого сказочного героя я похож?»

Осознание качества личности, которые нравятся каждому из ребят больше всего. Расширить представление детей о самих себе как о людях с большим количеством положительных качеств, достоинств.

Предложить детям вспомнить свои любимые сказки или истории. Какой герой нравится больше всего? 2.Попросить ребят нарисовать сказочного героя. 3. Попросить детей описать героя– какой он? 4.Предложить подумать, похож ли автор на любимого героя, изображенного на рисунки? Какие положительные черты сказочного персонажа есть у самого автора?

5.Завершение: Беремся за руки. Благодарим друг друга, и говорим:

«до свидания».

Фотографии эмоций

Развивать эмоциональную сферу, осознавать и выражать свои чувства и чувства партнеров по взаимодействию.

Попросите детей принести фотографии своей семьи, своих домашних питомцев, свои фотографии в любом возрасте. Обратить внимание на то, что фотографии должны отражать различные эмоциональные состояния. При рассматривании фотографий записывайте чувства, которые будут называть дети, стараясь угадать настроение на фотографии. Обсудите с детьми легко ли было понять эмоцию на фотографии? Какие чувства было угадать труднее, какие легче? Попросить детей изобразить на лице эмоции.

В гостях у сказки.

«Рукавичка»

Формирование этнической толерантности через театрализованное представление украинской сказки «Рукавичка».

Подготовительная работа:

Провести беседу с детьми о народных сказках, их многообразии и особенностях. Побеседуйте об отличии украинской сказки «Рукавичка», от народной сказки «Теремок». Проведите работу над текстом. При распределении ролей обратите внимание детей на разнообразие точек зрения, на то, что мнение каждого человека может помочь при принятии правильного решения. Помогите детям спокойно договариваться в спорных ситуациях.

В гостях у сказки.

Сказка «Крокодил Гена и его друзья»

Формирование групповой сплоченности. Знакомство с чувством робости

Сегодня у нас в гостях сказка Эдуарда Успенского. А как она называется, вы сможете мне  сказать, после того как услышите о чем она.

(Чтобы сказка ожила, при рассказе истории, ребятам предлагается показывать движениями то, о чем рассказывается).

Анализ сказки. Обсуждение. Эмоциональный блок – Робость, неловкость, стеснительность.

Поведенческий блок – как помочь робкому, стеснительному человеку.  

Упражнение на сплочение группы.  «Большое доброе животное»

Завершение. «Что хотел бы пожелать Чебурашке».

В гостях у сказки.

Сказка «Крылатый, мохнатый да масляный».

Развитие способностей искать компромиссные решения. Повышение уровня доверия при взаимодействии.

Чтение и анализ сказки.

Эмоциональный блок – чувство зависти

Поведенческий компонент – Мы можем друг у друга многому научиться. Признание заслуг другого.

Упражнение: Похвалим друг друга – «Маша лучше всех делает….», «Я умею хорошо делать…..».

Завершение. Обобщение. «Что я  бы взял из этой сказки, чему научился…..» Беремся за руки. Благодарим друг друга, говорим: «до свидания».

Самый лучший друг (сказка про девочку и крокодила)

Воспитание чувства ответственности за свои поступки. Забота о других.

1.Приглашение  в сказку. «Камушек» (согреть в руках)

2.«Загадки сказочных героев» (отгадай и покажи).

3.Основная сказка.  (Сказка про девочку и крокодила).Анализ сказки.

Эмоциональный компонент – обида, обман, трусость.

Поведенческий компонент - Важно ли быть благородным. Прощение и примирение.

4.Друг это- ….

5.«Комплимент соседу»

6.Завершение. Беремся за руки. Благодарим друг друга, говорим «до свидания».

Я - другой.

Сказка «Гадкий утенок»

Осознание различий  между людьми

Необходимый материал: Иллюстрации к сказке.

1.Приглашение в сказку.

Волшебные ворота - «Превращение в птиц»

2.Упражнение: «Птичий двор» ( крикнем –умолкнем).

Цель: развитие саморегуляции, умение слышать, чувствовать других членов группы.

3.Основная сказка.  «Гадкий утенок»

Анализ сказки

Эмоциональный блок -  грусть, страх, отверженность,

Вопросы: Приходилось ли вам испытывать похожие чувства. Например, грусти. (ребята обмениваются своим опытом, кто или что вам помогло справиться с грустью) А радость вам приходилось испытывать? Как вы выражали радость?

Обобщение.

Беремся за руки. Встаем в круг. Благодарим друг друга, говорим «до свидания».

Круглый стол для родителей.

Цель: Психолого-педагогическая просветительская помощь родителям в осознании их ответственности в формировании толерантного поведения у детей.

Обсуждение темы:

  • Воспитание толерантности – важно ли это для Вас.

Вопросы:

  • Преодоление робости в незнакомой обстановке.
  • Мы разные, но в этом наша сила.
  • Мы учимся не завидовать, а признавать заслуги.
  • Мы учимся уважению и вежливости.
  • Смелость и благородство – синонимы ли это?
  • Мы умеем искать друзей и дорожим дружбой.

Используемая литература.

«Организация работы по формированию установок толерантного сознания в образовательных учреждениях», Р.У.Богданова, Ю.А. Поссель, П.В. Румянцева, Т.Л.Смолина. 2009 год, РГПУ им. А.И. Герцена.

«Учимся играть и сотрудничать», И.А.Хоменко, РГПУ им. А.И. Герцена, 2009 год.

«Формирование установок толерантного сознания у детей и молодежи в системе образования», С.А. Гончаров, ГРПУ им. А.И. Герцена, 2009 год

Асмолов А.Г. «Мы обречены на толерантность» Семья и школа. – 2002. - №11-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по краеведению для учащихся 4 класса «Патриотическое воспитание младших школьников на основе изучения жизни знаменитых земляков»

Методическая разработка для внеклассного мероприятия для учащихся 4 класса о жизни и деятельности людей, которые прославили Иркутскую область и внесли огромный вклад в развитие культуры и искусства, а...

Методическая разработка с использованием ТРИИК (технология развития информационно- интеллектуальной компетенции младшего школьника)

Актуализация знаний о  правописании слов с безударной гласной, проверяемой ударением. Освоение приёма работы со словарём. Правописание словарных слов....

Методическая разработка подвижных игр и игровых упражнений с мячом для младших школьников.

Данная методическая разработка представляет собой систему игр и игровых упражнений с мячом, направленную на развитие  ловкости и координации движений у детей в возрясте 7 - 8 лет. Недостаточное р...

Методическая разработка "Развитие фонематических процессов через систему игровых упражнений у младших школьников в период обучения грамоте"

Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания, пользоваться всеми языковыми средствами (звуковыми средства...

Методическая разработка по теме «Работа над грамматическим оформлением предложения у младших школьников.(Предлоги)» с использованием ИКТ.

Методическая разработка по теме «Работа над грамматическим оформлением предложения у младших школьников. (Предлоги)» с использованием ИКТ.Дает практический материал для  работы над ош...

Методическая разработка Взаимодействие учителя и воспитателя в организации познавательной деятельности младших школьников в режиме продленного дня.

Сегодня, в начале III тысячелетия, режим продленного дня опять заявляет о себе как о педагогически значимой воспитательной системе. В педагогической среде начинает осознаваться известная аксиома: школ...