Методическая разработка по теме «Работа над грамматическим оформлением предложения у младших школьников.(Предлоги)» с использованием ИКТ.
методическая разработка по логопедии

Солодянкина Светлана Анатольевна

Методическая разработка по теме «Работа над грамматическим оформлением предложения у младших школьников. (Предлоги)» с использованием ИКТ.

Дает практический материал для  работы над ошибками, связанными с неуместным употреблением того или иного предлога или его опусканием,  приводящими к нарушению синтаксических связей между словами  и к слитному написанию предлогов с другими словами.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Работа над грамматическим оформлением предложения у младших школьников» ( из опыта работы по теме «Предлоги») Учитель -логопед ГБУ ДО ППМСЦП Приморского района г. Санкт – Петербурга Солодянкина С.А.

Слайд 2

Характерными являются ошибки связанные с неуместным употреблением того или иного предлога или его опусканием смешением предлогов и приставок, что приводит к нарушению синтаксических связей между словами и к слитному написанию предлогов с другими словами

Слайд 3

В речи ребенка пространственные предлоги в период с 2 лет 3 мес. до 3 лет 4 мес. появляются примерно в следующей последовательности (по А.Н. Гвоздеву): на, у, в, из, от, за, под.

Слайд 4

Использующиеся приёмы для овладения темой «Предлоги»: сказка, стихотворение метод конструирования ситуации погружение в поисковую ситуацию

Слайд 5

На начальном этапе работы: НА – на поверхности предмета; В – внутри предмета, как бы в самом предмете; ПОД – внизу, ниже предмета, под предметом; ОКОЛО – рядом с предметом, недалеко от него; НАД – выше предмета, как бы «в воздухе» над ним и т. п.

Слайд 6

Упражнения типа «Положи предмет НА …» Положите игрушку - НА стол, - НА стул, - НА окно, - НА полку, -НА книгу и т.д.

Слайд 7

Закрепление изученного идёт в следующих упражнениях: «Во что завернём игрушку?» «Где спит животное?» «Исправь ошибки Незнайки» «Где была Мальвина в вашей школе?» «Составь предложения по картинкам» (с использованием слов на карточках)

Слайд 8

« Где была Мальвина в вашей школе?» Там учатся дети - в классе Там занимаются физкультурой - в спортзале Там дети едят – в столовой Там отдыхают на перемене – в коридоре

Слайд 9

«Составь предложения по картинкам» (с использованием слов на карточках) лампа тумба кровать игрушки коврик тапки вешалка шляпа шкаф наклейка кровать подушки

Слайд 10

«Составь предложения по картинкам» (с использованием слов на карточках) Лампа стоит на тумбочке. Шляпа висит на вешалке. Игрушки лежат на кровати. Наклейка приклеена на шкаф. Тапки стоят на ковре. Подушки лежат на кровати.

Слайд 11

Для дифференциации предлогов «В-НА» используются игры типа: «Кто на чём играет?» «Куда идёт мальчик?» Медведь играет на гармони. Заяц играет на дудочке. Кузнечик играет на скрипке. Мальчик идёт в школу. Мальчик идёт в магазин . Мальчик идёт в цирк.

Слайд 12

В в в на в в в в в на в «Кто где живёт?»

Слайд 13

«Тетрадь Незнайки » Я люблю кататься санках. Собака сидит будке. Цветы растут полянке. Лена пришла красивом платье. на в в на

Слайд 14

Следующие виды заданий используются для дифференциации различных пространственных предлогов

Слайд 15

«Слушай стихотворение и выкладывай картинки животных соответственно тексту»

Слайд 16

Ёлка Ёлка, ёлка, ёлка – Колкая иголка. Белка на ёлке, а под ёлкой волки. Пчёлка над ёлкой, а за ёлкой тёлка. Возле ёлки вперевалку важным шагом ходит галка. Дятел сел на ёлку продолбил две щёлки. Ёлка, ёлка, ёлка – Колкая иголка.

Слайд 17

1 картинка « Где находятся чашка, ваза, машинка и мяч?» 2 картинка « Вспомни местонахождение предметов. Составь предложения .»

Слайд 18

Ваня сидит в бочке. Юра залез под крыльцо. Толя забрался на дерево. Лена стоит за забором. Катя стоит около дома. Галя спряталась за будкой. «Прятки»

Слайд 19

Ваня сидит в бочке. Юра залез под крыльцо. Толя забрался на дерево. Лена стоит за забором. Катя стоит около дома. Галя спряталась за будкой. «Прятки»

Слайд 20

« Исправь Незнайку! » Будка спряталась за Галей. Галя спряталась за будкой. Забор стоит за Леной. Лена стоит за забором. Лена сидит на стуле. На цветке стоит окно. Лена сидит на стуле. На окне стоит цветок.

Слайд 21

Над к к «За столом» Составь предложения, вставляя в окошечки нужные предлоги Затем составь рассказ, используя эти предложения за На Над из в У в с с Под

Слайд 22

«Зашифрованное послание»

Слайд 23

«Подбери к картинкам правильную схему предлога, чтобы получилось словосочетание. Составь предложение»

Слайд 24

сидит появился вышел живёт повисла

Слайд 25

«Ребусы» под нос гра на т пе на л в осток тра в а за бота

Слайд 26

«Исправь Незнайку!» В дереве зеленеют листочки. Под деревом кружатся птички. На берлоге спит медведь. Над деревом росли грибы. Перед деревом спрятался зайчик. На дереве зеленеют листочки. Над деревом кружатся птички. В берлоге спит медведь. Под деревом росли грибы. За деревом спрятался зайчик.

Слайд 27

«Вставь вместо пропуска нужный предлог: под, на, в, из, над, за, по, с» 1. Грибы растут … деревом. 2. Птицы летают … деревом. 3. Белка сидит … ветке. 4. Белка спрыгнула … ветки. 5. Крот выглядывает … норки. 6. Ёжик идёт … дорожке. 7. Поле находится … лесом. под на в из над за по с

Слайд 28

«Вставь пропущенные предлоги» Орехи висят … ветке. Муравейник стоит … деревом. Мама-ежиха выходит … избушки. Крот идёт … землёй. Лист падает … дерева. Ёжик стоит … избушкой. Дорожка проходит … поле. на через перед под под с из

Слайд 29

«Нарисуйте героев сказки» 1.Прослушайте предложение. 2.Проговорите вслух. 3.Запишите в тетрадь. 4.Зарисуйте. Птицы летают над полем . Крот сел под деревом. Солнце повисло над избушкой. Цветы росли на полянке. « Нарисуй как правильно » Грибы росли над деревьями . Солнце повисло под небом. Рыбка плавает на аквариуме. Картина висит под диваном. Мяч лежит над шкафом. 1.Прослушайте предложение . 2.Исправьте. 3.Запишите в тетрадь . 4.Зарисуйте.

Слайд 30

Литература: Е.В. Новикова «Секреты предлогов и падежей» О.С. Яцель «Учимся правильно употреблять предлоги в речи» Л.Г. Парамонова «Предупреждение и устранение дисграфии у детей» В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева «Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения» С.В. Иванова « Предлог-мы с ним знакомы» А.Н. Гвоздев «Вопросы изучения детской речи» Т.М. Балыхина «Методика преподавания русского языка как неродного, нового» Школа семи гномов. Где живут предлоги. А.В. Сунцова , С.В. Курдюкова «Изучаем пространство: лево- право, вверх – вниз, близко – далеко» Л.В. Забродина , Е.С. Ренизрук «Тексты и упражнения для коррекции лексико-грамматических нарушений речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: "ОПТИМИЗАЦИЯ ВОСПРИЯТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО И ЛЕКСИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛОВ ПУТЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЕГО В ВИДЕ ОБРАЗОВ И СИМВОЛОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

В основе обучения любому предмету в школе, в том числе и иностранному языку, лежат исходные положения, призванные определять стратегию и тактику обучения в каждой «точке» учебного процесса, поскольку ...

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

Методические разработки по теме "Работа со страхами детей с ОВЗ методами АРТ-терапии"

        «Человек переживает реальность мира только через собственное тело. Живость тела напрямую связана со способностью чувствовать.: когда тело «мертво», человек с тр...

Методическая разработка по теме "Психологические аспекты проявления лжи у детей младшего школьного возраста".

Методическая разработка по теме "Психологические аспекты проявления лжи у детей младшего школьного возраста". На формирование нравственных ценностей младшего школьника большое влия...

Методическая разработка на тему: «Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики» Конспект урока обучения грамоте, 1 класс

Данная методическая разработка представляет собой подробный конспект урока с целью способствовать формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внима...

Методическая разработка по теме Повторение лексико-грамматического материала

Повторение формы глаголов в Present Simple, названия цветов, фраз по теме...