Конкурсно-игровое мероприятие «В гостях у Хомани»
материал по теме

Белихова Надежда Александровна

Мероприятие является итоговым по станции «В гостях у Хомани» в рамках длительной воспитывающей игры «Арктическое путешествие» и направлено на выявление обучающихся, обладающих развитым интеллектом, мышлением, эрудицией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gostyah_u_homani_2016.docx28.86 КБ
Файл poslovitsy.docx14.9 КБ
Файл itogovyy_protokol.docx17.74 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» п. Ханымей Пуровского района

Сценарий

проведения конкурсно-игрового мероприятия

«В гостях у Хомани»

длительной воспитывающей игры

«Арктическое путешествие»

                                                                        Разработал: педагог-организатор

                                                               Белихова Н.А.

п. Ханымей

2016 г.

Цель: сохранение и развитие интереса детей к национальным культурам народов, населяющих Ямало-Ненецкий автономный округ, как источнику духовного воспитания и образования.

Задачи:

- приобщать детей к духовным ценностям, образцам народного искусства;

- активизировать познавательную деятельность учащихся;

- способствовать развитию познавательной активности участников в условиях игры по изучению быта коренного населения ЯНАО;

- воспитывать любовь и бережное отношение к родному краю;

- способствовать воспитанию качеств, позволяющих работать в команде;

- поддержка творческой активности, обобщение и обмен творческим опытом по изучению традиций и обычаев народов ЯНАО.

Сроки и место проведения:

  • Игра состоится 25 ноября 2016 года в 14.00 часов.
  • Место проведения – МБУК «Ханымейский историко-краеведческий музей».
  • Длительность игры  – 1 час.

Оборудование и реквизит:

  • Рога оленя и кольца;
  • Карточки с ненецкими пословицами;
  • Детали для макетов чума;
  • Вымпелы и медали.

Звучит музыка ненецкая, на экране просторы тундры, стойбище.

Выходит Умка.

Умка: Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте мои дорогие друзья! Как же я по вас соскучился! Сегодня мы с вами отправимся в гости к Хомани, на ее стойбище и узнаем, как  живут и чем занимаются люди в тундре! А самое главное проведем небольшое соревнование между командами!

А для того, чтобы нам с вами настроится на встречу, давайте все вместе поприветствуем друг друга:

- Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему... (привет)

- С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой... (привет)

- При встрече через много лет, вы крикните друзьям... (привет)

- И улыбнуться вам в ответ от слова доброго... (привет)

- И вы запомните совет: дарите всем друзьям... (привет)

- Давайте дружно, всем в ответ, друг другу скажем мы... (привет).

Выходят Хомани и Хомаку

Хомани: Добрый день, мальчишки и девчонки! Все помнят как меня зовут? Я очень рада, что мы с вами подружились! А это мой брат – Хомаку!

Хомаку: Ань-торова! Что в переводе с ненецкого языка означает, здравствуйте! Я счастлив, ребята,что вы заглянули на наше стойбище. А знаете ли вы, как называется край, в котором мы живем?(Ямал)

Хомани: Правильно. А что означает слово «Ямал»? (Край земли)  Ребята, несмотря на суровость, холодный климат нашего края, нам он очень дорог. Сегодня ваши команды побывают в нашей любимой тундре, познакомятся с жизнью на стойбище и конечно же выполнят различные задания. А оценивать вашу работу будет наше многоуважаемое жюри:

Шаронина Ильина Васильевна – директор историко-краеведческого музея поселка Ханымей;

Крылосова Марина Геннадьевна – директор Дома детского творчества.

Хомаку:        Добро пожаловать в наше стойбище!

                Суров мой Север лишь на первый взгляд!

                Пусть ветры завывают за стеною,

                Здесь каждый будет вас увидеть рад

                И обогреть душевной теплотою!

        Мы, ненцы, коренной народ Севера, с древних лет живем в тундре! В свои песни, сказки, легенды, пословицы и поговорки, наши предки вложили мысли, чувства, переживания со всеми радостями и мечтами о лучшей жизни, веру в свои силы и в окончательную победу над силами природы. С помощью поговорок и пословиц взрослые  знакомят детей с окружающим миром, учат практической жизни. Как и у русского народа, ненецкие пословицы и поговорки делятся по тематике.  Они касаются быта, человеческих поступков, отдельных черт характера, традиционных занятий ненцев, высмеивают человеческие пороки. Думаю, вы с легкостью можете найти среди ненецких изречений аналоги русских пословиц и поговорок.  

        А вот мы сейчас и посмотрим!  Я объявляю первый конкурс «Мудрость веков». Каждому члену команды выдается пословица, у одних это будет ненецкаяпословица, а у других - русская. Ваша задача установить пары похожих по смыслу пословиц. Делать мы это будем так! Сейчас вы все получите пословицы (раздаются пословицы). Сейчас ребята у которых ненецкие пословицы, они напечатаны синим цветом, выходят сюда и встают за спинкой стула, держат перед собой свою пословицу(расставляются по командам). 

        Те ребята, у которых русские пословицы, по моей команде вы идете к своим ребятам, читаете их пословицы и если вы думаете что она похожа на вашу, значит вы садитесь на стул под этой пословицей. Задание понятно?Вашу быстроту и правильность оценит наше жюри. Приступаем!

(проходит конкурс «Мудрость веков»)

Хомани: Пока жюри оценивает вашу работу, мы с вами познакомимся с мужскими и женскими обязанностями в ненецком стойбище.

Хомаку:  Ребята, а знаете ли вы, чем занимаются ненецкие мужчины?

(оленеводством, охотой и рыболовством) Конечно же, они охотники, рыбаки и оленеводы! Оленеводы пасут оленей и поэтому ведут кочевой образ жизни, то есть не живут на одном месте долго, а все время переезжают. Почему?

(Потому что,  когда олени съели ягель на одном месте, нужно переезжать на другое место, чтобы олени не голодали)

Хомаку: Правильно, съедят олени корм и идут дальше, за ними и оленеводы. Ребята, а вы помните? Как называется дом оленевода? (Чум)

Хомани: Ребята, скажите, чум ставят, делают или строят? (Ставят) Правильно, чум ставят, и обычно занимаются этим женщины – ненки. Чум по-ненецки – «Мя».

Я приглашаю вас заглянуть ко мне в чум, и посмотреть из чего он состоит, как собирается и как обустроен.

(рассказывает о построении чума, а на экране проецируются слайды ее рассказа.)

- Весь чум помещается на грузовых нартах.

- Для того чтобы поставить чум, нужны шесты, обычно из 30 или 32.

- Сначала устанавливают три главных шеста, как опоры, а затем уже все остальные шесты.

- Сверху шесты покрываются зимой шкурами (нюк), а летом – брезентом.

- На землю ложится лапник – еловые ветки, затем  половые доски, а сверху все покрывается оленьими шкурами.

- Посередине чума ставиться железная печь.

- Летом готовится пища на костре рядом с чумом.

- Хозяйственная часть отделяется занавеской.

- Для каждой семьи своя половина чума, стелятся шкуры оленей, вешается балаган, застилаются постели.

- Так же в чуме есть невысокие столы, низкие легкие стулья.

- Заготовка хвороста в тундре лежит на плечах женщин.

- Вот так выглядит стойбище оленеводов летом.

        А сейчас я предлагаю каждой команде поставить свой чум! Объявляется конкурс «Стойбище». Для каждой команды приготовлен столик с деталями, из которых вы будете ставить свой чум! Ставить его будут  5 человек от каждой команды, у которых стул отмечен «+». Выходите сюда избранники судьбы. Вот ваши столы, по моему сигналу вы сможете приступить к сборке чума, как только работа будет закончена, вы быстро садитесь на свои места. Наше жюри оценит быстроту и аккуратность каждого чума.

Хомаку: Пока ваши друзья выполняют эту сложную  женскую обязанностью, мы попробуем выполнить не менее сложные обязанности оленеводов.Объявляю конкурс «Делу время – потехе час». Итак, ко мне выйдут ребята, на стуле у которых стоит знак «0».  Ваша задача накинуть вот это кольцо на оленьи рога, у каждого будет только три попытки. Каждое накинутое кольцо это один балл для своей команды. Умка, ты поможешь мне? Посмотри, как ребята с этим справятся. Ребята, которые выполнят задание, сразу садятся на свои стулья.

        А я, приглашу оставшихся ребят из команды, проверю их умение, каждой команде дана коробочка со скрепками, ваша задача сплести из них вот так цепляя одну за другую, длинную цепочку, у какой команды она получится самой длинной та заработает для своей команды целых 3 балла, у какой она окажется средней – той 2 балла, ну а за самую короткую – 1 балл.

(проходят конкурсные задания)

Хомаку:  Вот как здорово мы показали свою сноровку, теперь пора нам и отдохнуть. Развлеки чем-нибудь наших дорогих гостей Хомани.

Умка: Хомани, расскажи нам, пожалуйста, легенду о рождении Ямала.

Хомани: Хорошо! Это моя любимая легенда!

        Малютку Ямала родила большая волна Карского моря.

        Но появился он в горестный день полярной, студеной большой темноты.

        Мать-волна придумала ему имя, но назвать не успела,

        Потому что язык у нее превратился в бесчувственный лед.

        И мать- волна сказала:

        «Да будешь зваться ты Ямалом, что значит край земли».

Умка: Ребята, я знаю, что вы приготовили инсценировки для конкурса «Гостеприимный чум», самое время их показать! Первой выступает команда 2 класса 2 школы. Затем сразу команда 2 А класса 1 школы и завершит выступление 2 Б класса 1 школы.                        

(инсценировки команд)

Хомани: Какие вы все молодцы, ребята! Настоящие артисты! А теперь я посмотрю, какие вы мастера-творцы. Каждой команде мы приготовили по две рукавицы и в конверте детали для украшения. Ваша задача украсить пару рукавиц, наклеить узоры за то время пока звучит эта музыка. А жюри оценит однородность рисунков и аккуратность выполнения работы.

(проходит конкурс «Северная мастерская»)

Хомаку: Дорогие ребята, я очень рад, что сегодня познакомился c вами! Я понял, что вы знаете и любите наш северный край, наш Ямал! Вот и заканчивается путешествие на наше ненецкое стойбище. Надеюсь, что вы ещё сильнее полюбите эту северную землю, на которой живете. Предлагаю станцевать наш традиционный танец «Ямал».

(танец Ямал)

А теперь слово жюри для подведения итогов нашей игры.

(подведение итогов, награждение)

Хомани: Давайте прощаться! Умка, где ты? Иди прощаться с ребятами! (оглядывается) Вот проказник, наверное, опять какой-то сюрприз задумал.

Хомаку: Он тут письмо оставил (читает). «Дорогие ребята, приближается Новый год и я приглашаю вас в декабре на полярную станцию в гости к северному Деду Морозу – Ямал Ири! Вы все знаете, что на Новый год принято дарить подарки, вот и приготовьте для меня Новогодний подарок! Там мне его и подарите! До скорой встречи. Ваш друг Умка»

Хомани: Вот торопышка! Ребята, до новой встречи в ледяном дворце Ямал Ири!

Хомаку: Лакомбой! Это по-ненецки значит «До свидания!»



Предварительный просмотр:

Уходи на охоту рано – всегда с удачей

будешь

Куда мышь бежит, туда и песец стремится

Сеткой воды не зачерпнешь

Песец сам в мешок не полезет

Со злом придешь – сам испытаешь

Кто рано встает, тому Бог подает

Куда нитка, туда и иголка

Воды в решете не унесешь

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

Кто к нам с мечом придет – от меча и

погибнет

Для жюри

Ненецкая пословица

Русская пословица

Уходи на охоту рано – всегда с удачей будешь

Кто рано встает, тому Бог подает

Куда мышь бежит, туда и песец стремится

Куда нитка, туда и иголка

Сеткой воды не зачерпнешь

Воды в решете не унесешь

Песец сам в мешок не полезет

Без труда не выловишь и рыбку из пруда

Со злом придешь – сам испытаешь

Кто к нам с мечом придет – от меча и погибнет

Для УМКИ

2 класс 2 школы

2 А класс 1 школы

2 Б класс 1 школы

Сколько попаданий.



Предварительный просмотр:

Номер задания

2 класс

2 школы

2 А класс

1 школы

2 Б класс  

1 школы

Критерии оценки: 1 балл за каждую правильно составленную пару ненецкая-русская пословица.

Дополнительный балл команде, которая закончит первой.

Максимальный балл за конкурс – 6 баллов

1. Мудрость веков

Критерии оценки: у чума должен быть вход – 1 балл, использовать все детали - 1 балл, аккуратность – 1 балл.

Дополнительный балл команде, которая закончит первой.

Максимальный балл за конкурс – 4 балла

2. Стойбище

Критерии оценки: за каждый меткий бросок – 1 балл, от команды участвует по 3 человека, у каждого 3 броска

Максимальный балл за конкурс – 9 баллов

3. Ловля оленей

Критерии оценки: команде, у которой самая длинная цепь – 3 балла, у которой средняя – 2 балла, у которой самая короткая – 1 балл.  

Максимальный балл за конкурс – 3 балла

4. Плетение цепи

Критерии оценки: за каждый критерий 1 балл

-достоверность обряда, обычая или традиции коренных народов Севера;

- использование музыкального сопровождения;

- использование презентации;

- артистизм и эмоциональность исполнения;

- наличие костюмов;

- применение ненецкого диалекта (некоторых слов);

- соблюдение регламента (не более 10 минут).

Максимальный балл за конкурс – 7 баллов

5. Инсценировка

Критерии оценки: за каждый критерий 1 балл

- аккуратность;

- симметричность узоров на рукавичках;

- творческий подход, сочетания колорита

Дополнительный балл команде, которая закончит первой.

Максимальный балл за конкурс – 4 балла

6. Рукавички

ИТОГО:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсно-игровая программа «В гостях у Светофора».

ЦелРебята повторяют правила дорожного движения, назначение светофора, знакомятся с основными дорожными знаками;занятие развивает память, мышление, вним быстроту и ловкость; воспитывает культуру ...

Конкурсно-игровая программа для детей младшего школьного возраста «В гостях у кота Леопольда»

/ Сцена украшена шарами. В конце сцены стоит столик, на нем ваза с цветами, стул. Звучит музыка кота Леопольда. Выходит Леопольд /...

Конкурсно-игровая программа для 1 класса "В гости к Осени"

Данная разработка содержит материал для проведения внеклассного мероприятия в 1 классе "В гости к Осени"....

КОНКУРСНО-ИГРОВАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 3-4 КЛАССОВ В ГОСТЯХ У ЦВЕТНЫХ КАРАНДАШЕЙ

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые. Добрый день всем, кто собрался сегодня в нашем уютном зале. А собрались мы здесь с вами по особому случаю, по случаю праздника красок, на который вас ...

Конкурсно-игровая программа "В гостях у сказки"

Конкурсно - игровая программа "В гостях у сказки" - материал для классногого часа или внеклассного занятия  для первоклассников....

Конкурсная игровая программа «В гостях у деда Мороза и Снегурочки».

Конкурсная игровая программа «В гостях у деда Мороза и Снегурочки»....

Самоанализ внеклассного мероприятия в начальной школе. Конкурсно - игровая программа для 1 класса "В гостях у сказки"

Самоанализ внеклассного мероприятия поможет колегам в анализе их мероприятий.конкурсно- развлекательная программа - готовый суенарий мероприятия....