Активизация математической речи школьников
статья на тему
Материал знакомит читателя с развитием речи и словарного запаса на уроках математики в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matem.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация математической речи школьников.
При изучении геометрического материала особое внимание следует уделять систематическому изучению терминологии и символики, развитию речи учащихся.
Усвоению терминологии способствует систематическое использование учащимися новых слов при выполнении разных практических заданий. Сначала объяснение учеников звучит как повторение задания учителя или задания. данного в учебнике, но несколько в другой форме - форме отчёта за проделанную работу. Выглядит на уроке это примерно так.
- Отметьте на листе тетради четыре точки . Обозначьте их буквами.( Одна точка - А, другая - В, третья - С, четвёртая - D. )
Все остальные дети обозначают точки такими же буквами.
- Соедините каждые две точки последовательно отрезками. ( Соединяем точки А и В, получается отрезок АВ. Соединяем точки В и С, получаем отрезок ВС и т.д.)
Все учащиеся одновременно выполняют задание в своих тетрадях. Учитель иногда делает предложенное задание на доске, но умышленно выполняет его последним. При таком ведении урока обеспечивается самостоятельность выполнения задания учащимися и в то же время создается возможность проверить правильность своего решения.
- Какую фигуру вы начертили на листе тетради? ( Четырехугольник).
- Чем являются точки АВС и D в четырехугольнике ? ( Вершинами четырехугольника).
- Чем являются отрезки в четырехугольнике ? ( Сторонами).
- Почему фигура, полученная на листе тетради, есть четырехугольник ? ( Фигура имеет четыре вершины, четыре стороны, четыре угла).
- Какой линией изображена граница четырехугольника на чертеже? ( Ломаной линией , состоящей из четырех отрезков.)
- Как можно назвать по - другому фигуру ? ( Многоугольник).
Отвечающий проговаривает слова точки- вершины, отрезки - стороны, граница фигуры - ломаная линия и др..
Объяснение учащимися своих действий способствует усвоению и геометрических фигур и теоретического материала. Учащиеся становятся более внимательны к словам учителя, так как они знают, что им предстоит объяснять свои действия.
На полученном четырехугольнике АВСD можно провести упражнения, которые способствуют развитию речи и отработке умения распознавать известные фигуры в сложных фигурах.
- Сторону АD на глаз разделите пополам. Новую точку обозначьте буквой О( рис. 1). Вершину В соедините с точкой О. На какие две фигуры отрезок ВО разделил четырехугольник АВСD ? ( треугольник АВО и четырехугольник ОВСD , рис.2)
- Какой отрезок является одновременно стороной треугольника АВО и четырехугольника ОВСD ? ( Отрезок ВО).
- Сколько всего многоугольников на чертеже? ( Три).
- Назови и покажи их.( Треугольник АВО, четырехугольники АВСD и ОВСD ).
Важную роль в работе по развитию речи играет обучение детей чтению математических заданий. Читать задание учебника следует по логически законченным частям. Например, в учебнике математики для 3 класса дано задание: " Начерти ломаную линию АВСD ЕК и найди её длину. Измерь расстояние между точками А и К. Сравни длину отрезка АК с длиной ломаной. На сколько миллиметров длина ломаной АВСD ЕК больше длины отрезка АК?
Ученики читают задание по частям . после этого приступают к выполнению первой части , объясняя свои действия. Если у кого возникает затруднения в измерении расстояния между точками А и К , то учащимся следует помочь представить мысленно отрезок прямой, соединяющие точки А и К. Все остальные задания в данном упражнении не вызывают трудностей у учащихся и выполняются в указанном порядке.
Для развития речи учащихся использую задание : " С помощью циркуля и линейки нужно построить отрезок АВ, равный 8 см. Для этого поставь одну ножку циркуля на нулевой штрих линейки, другую ножку на штрих с отметкой 8 см. После этого поставь одну ножку циркуля в точка А на прямой СD . Другая ножка покажет точку В на этой прямой. Какова длина отрезка АВ ? Упражнение следует прочитать целиком и помочь учащимся выделить из него первое практическое действие, после чего оно последовательно выполняется учащимися и сопровождается рассказом, обосновывающим действия. Следует отметить, что подобная работа повышает внимание учащихся к слову учителя и тексту учебника.
Основной запас слов и выражений по геометрическому материалу учащимся надо копить уже с 1 класса. О расширении и закреплении словаря следует не забывать и в последующих классах. Работа по закреплению словаря должна выполняться при всяком удобном случае на любых уроках, а не только на уроке математики. Особенно большие возможности в этом отношении открываются на уроках изобразительного искусства и технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье поднимаются актуальные проблемы, возникающие в ходе преподавания математики в начальной школе, в частности развитие и применение математического языка при решении различного рода матема...
Диалогическая речь – одна из форм активизации учебной деятельности школьников, их речевой культуры на уроках татарского языка.
Использование коммуникативных технологии на уроке татарского языка...
Мастер-класс "Формирование математической речи младших школьников"
Предлагаемая работа знакомит с приёмами работы над формированием математической речи младшего школьника...
Проверка уровня развития математической речи у младших школьников
Проведение методики описанной Р. С. Немовым для определения уровня знания математической речи младших школьников...
Развитие математической речи младших школьников.
Задания для развития математической речи младших школьников на уроках математике....
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ РЕЧИМЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Задание для развития математической речи младших школьников ....
Проверка уровня развития математической речи у младших школьников
В данном документе проводилась примерная работа уровня развития математической речи на примере моей группы....