Программа курса "Я - гражданин"
рабочая программа на тему
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я - гражданин» для детей с 7 до 11 лет срок реализации программы 4 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_-_grazhdanin_2012.doc | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я - гражданин»
для детей с 7 до 11 лет
срок реализации программы 4 года
г. Челябинск, 2012
Содержание:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6.МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТОПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСОВ
7.ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
8.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
9.ПРИЛОЖЕНИЕ (ПАПКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В условиях социальной нестабильности, крайнего обострения национальных отношений, утраты духовно-нравственной ориентации проблемы воспитания молодежи особенно актуальны. Каждая эпоха требует активной и целенаправленной работы с подрастающим поколением, особенно в условиях экономического и политического реформирования, которое переживает на данном этапе российское общество.
В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: “Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…”
Обогащение понятия “гражданин” новым содержанием в условиях современной России связано в первую очередь с процессом становления гражданского общества и правового государства.
В характеристику гражданина, в круг присущих ему свойств теперь включается умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность, способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений, умение устанавливать контакты с другими людьми, готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию, неприятие агрессии, жестокости, насилия над личностью.
Чрезмерная занятость родителей, низкий уровень доходов, неблагополучие многих семей приводит к росту социального сиротства, что в свою очередь вызывает асоциальное поведение подростков. В этих условиях образовательное учреждение остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс стремящимся достичь основной цели развития физических нравственно-здоровой личности ее гражданского потенциала. Особую роль играет образовательное учреждение и в вопросах воспитания молодежи уважения к государству. Формы и методы гражданско-патриотического воспитания непрерывно изменяются и совершенствуются, причем более активно это происходит в периоды исторических перемен в жизни самого государства. В это время на образовательное учреждение как социальный институт ложится дополнительная нагрузка, обусловленная социальным заказом на определенный тип гражданина, следовательно, максимальное развитие личности невозможно без формирования у подростка гражданской позиции, привития ему гражданско-патриотических ориентиров.
Главным средством воспитания гражданина и патриота в современных условиях становится содружество детей и педагогов, связанных едиными задачами, деятельностью, гуманными отношениями.
Данная программа представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом. Содержание программы раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся.
Оценочные показатели реализации программы «Гражданско-патриотическое воспитание воспитанников школы на 2012-2016 годы»
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, которые выступают в качестве оценочных показателей. Они представлены уровнем развития и проявления патриотизма личности (определяются применением методов анкетирования, анализа результатов деятельности, наблюдения, метода независимых характеристик и классификации) и количественными параметрами.
Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы воспитания гражданина.
Данная программа тесно связана с непосредственным жизненным опытом детей: привычными ситуациями деятельности, общения, потребностями в знаниях тех или иных правил, регулирующих отношения людей, процесс самопознания. Детей необходимо учить осознанию ценности своей личности, уважению личности других, формирую интерес к познанию собственной личности и внутреннему миру других людей.
Самосознание, формирование личного образа – длительный и сложный процесс. Начинать работу в данном направлении необходимо начинать ещё в начальной школе. Именно здесь накапливается материал, впечатления, которые затем послужат фундаментом самопонимания.
Занятия по данной программе дают детям представления о нравственных идеалах общества, ценностных ориентациях личности, критериях оценок жизненных явлений, способах нравственного самосовершенствования.
Данная программа является основой построения системы гражданско-патриотического образования учащихся четвёртых классов.
Цель и задачи
Цель программы – сформировать достойного гражданина и патриота России - это человек, обладающий широкими правами, соответствующим Международным правам человека, знающий свои права и умеющий их защищать, нетерпимый к любым проявлениям насилия и произвола, человек честно, по велению сердца выполняющий свои обязанности, чувствующий неразрывную связь со своим отечеством, его прошлым, настоящим и будущим и постоянно берущим на себя ответственность за его судьбу, своими конкретными делами помогающий своей стране стать сильнее и богаче.
Данный курс позволяет четверокласснику:
- осознать моральные нормы и правила как основу нравственного поведения;
- познакомиться с основами человеческого общения (коммуникативного, интерактивного: умение взаимодействовать с собеседником, перцептивного: умение воспринимать, чувствовать собеседника)
- изучить культуру межличностных отношений, осознать ответственность за свои поступки.
- стремится понимать и воспринимать различные религиозные культуры.
- даст возможность результативно и с высокой эффективностью выполнять общественные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего личностного роста.
- подойти к пониманию высокой культуры и образованности, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, беззаветную любовь и преданность Родине, гордость за принадлежность к Российскому народу, его свершениям, испытаниям и
проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к самоотверженному служению обществу и государству, качеств ответственности и коллективизма.
Основные задачи курса:
Образовательные - постижение понятий гражданственности, патриотизма обогащение представлений учеников о мире, обнаружение связи и соотношения морального общественного сознания и индивидуального нравственного сознания.
Воспитывающие и развивающие – формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
Новизна
При разработке программы «Я - гражданин» в качестве основы использовалась Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол № 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.) В связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения в исходную программу внесены дополнения:
- определенны диагностики оценки личностных метапредметных результатов освоения программы;
- определены виды деятельности, направленные на достижение планируемых результатов;
В условиях становления гражданского общества и правового государства современной России происходит обогащение понятия «гражданин» новым содержанием.
Данный курс представляет собой современное понимание значимости гражданско-патриотического воспитания как одного из приоритетных направление системы образования в целом. Содержание концепции раскрывается посредством изложения совокупности основной идеей, определяющих направленность, характер и другие компоненты гражданской позиции учащихся, патриотических чувств. Как известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания - нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Таким образом, формирование курса позволяет усилить воздействие учебных дисциплин на личность, выделив их нравственный подтекст. Занятия факультативного курса строятся на личностно - ориентированном подходе, так как их содержание обращено каждому ученику.
Учитывая психологические особенности детей младшего школьного возраста, необходимо основываться на деятельностном подходе к гражданско-патриотическому формированию личности ребёнка.
Развитие школьника происходит в его активной деятельности: практической и интеллектуальной.
Воспитательные аспекты
Средствами воспитания при работе над программой выступают:
- Атмосфера сотрудничества, субъет-субъетное общение между воспитателем и воспитанниками.
- Целесообразность совместной деятельности педагога и учащихся
- Создание ситуации успеха, для самораскрытии каждой личности.
- Положительная установка на познавательную деятельность.
ІІ. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры:
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма − одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
ІІІ. СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основные разделы программы
Раздел. Человек и его внутренний мир.
Психологические проблемы: Соотношение врождённого и приобретённого в человеке. Эмоции. Черты характера. Взаимодействие внутреннего мира человека с миром внешним.
Раздел. Я и общество.
Общество основано на взаимосвязи интересов. Взаимозависимости людей. Необходимость личных и общественных способов регуляции человеческого поведения.
Раздел. Мальчики и девочки.
Нормы поло-ролевого поведения человека современной культуры.
Раздел. Наши увлечения.
Деятельность как способ жить и развиваться. Радость любимого дела и уныние принудительной работы. Профессиональный труд как средство заработка и как радость созидания.
Первый класс
Самосознание и самоанализ у младших школьников находятся на низком уровне, и их развитие требует от учителей внимания и специальной педагогической работы.
Некоторая внешняя повернутость морального сознания и недостаточный уровень развития самосознания имеют своим следствием, то, что их регулятивная роль в поведении младших школьников называется слабой. Поступки ребят этого возраста зачастую носят подражательный характер или вызываются спонтанно возникающими внутренними побуждениями. Это нужно учитывать в процессе воспитания. Весьма важно, в частности, развивать нравственное сознание ребят и обогащать их яркими нравственными представлениями по различным вопросам поведения. С другой стороны, следует умело использовать нравственные упражнения для выработки и закрепления у детей устойчивых форм поведения.
В жизни младших школьников, хотя и в их жизни игра занимает заметное место, они начинают осознавать значение производительного труда, труда по самообслуживанию, помощи взрослым и стремятся к приобретению доступных для них трудовых умений и навыков. Вот почему так важно расширять сферу трудовой деятельности младших школьников, особенно ее коллективных форм. Специфическим для младших школьников является то, что именно на основе включения их в учение и трудовую деятельность у них формируется осознание своих общественных обязанностей, складывается интерес и стремление к участию в общественной жизни.
Раздел «Человек и его внутренний мир» - 8 часов.
На школьной практике не могло не сказаться и то, что в современном обществе почти отсутствуют важнейшие механизмы нравственных отношений человека к окружающему миру и к самому себе: представления о чувстве совести, стыда и др.
Одной из главный задач совершенствования работы школы ставится задача улучшения нравственного воспитания школьников, развития такого чувства как совесть, формирование таких качеств как долг, ответственность. Развивать и повышать нравственный уровень старших школьников необходимо воздействием на них различных форм воспитательной и учебной работы.
Темы данного раздела помогают:
Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентация в нем.
Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения
Раздел «Я и общество» - 8 часов.
Искусство общения - важнейший навык, которому стоит обучиться каждому из нас, независимо от того, где мы работаем и чем занимаемся.
Чтобы стать мастером общения, важно развивать самые разнообразные навыки: это и ораторское мастерство, и умение управлять конфликтом, и навыки ведения переговоров, и подстройка к собеседнику, владение мимикой, голосом и жестикуляцией.
Темы данного раздела учат
Как быть более уверенным в себе, общаться тепло и бесконфликтно, умея при этом отстаивать свои интересы. Как управлять своей внутренней погодой, воспринимать себя и окружающий мир ярче и объемнее, слышать и чувствовать партнера по общению. Как решать конфликтные ситуации, быть уважаемым и мудрым лидером, строить нужные отношения, в которых тепло и уютно, а так же повышают повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры.
Раздел «Мальчики и девочки» - 9 часов.
Для среднего человека гендерные различия представляются результатом работы природных сил, а не воспитания. Социальные психологи допускают существование ряда биологических отличий между мужчинами и женщинами, но уверены в том, что ими нельзя объяснять гендерные различия, и в том, что биологические отличия полов довольно слабо влияют на поведение. Цель этого раздела прграммы - показать, что многими гендерными отличиями мы обязаны скорее культуре и социализации, чем врожденным различиям между мужчинами и женщинами.
Раздел «Наши увлечения» - 8часов
Увлечения могут быть быть хорошим способом борьбы со стрессом, кроме того занятия любимым делом зачастую помогают развить кругозор, расширить круг друзей и может помочь самореализоваться. То, что для одного человека является увлечением, для другого может быть профессией. Но иногда хобби и профессия у людей совпадают.
Темы данного раздела программы направлены на раскрытие творческих способностей у учащихся, а так же показать учащимся какие увлечения бывают, заинтересовать, приобщить к каким либо занятиям, создать условия, где дети могли бы обмениваться собственным опытом (выявлять, открывать и развивать свои способности, задатки таланты. Находить сильные стороны своей личности, помогать в этом друг, другу
Второй класс
Заметным своеобразием отличается нравственное развитие учащихся 2-го класса школьников. В их моральном сознании преобладают главным образом императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя. Их моральное сознание фактически функционирует в форме этих требований, причем при оценке поведения они исходят главным образом из того, чего не надо делать. Именно поэтому они замечают малейшие отклонения от установленных норм поведения и немедленно стремятся доложить о них учителю. С этим связана и другая черта: остро реагируя на недочеты в поведении своих товарищей, ребята зачастую не замечают собственных недочетов и некритически относятся к себе.
Программа работы во втором классе предполагает работу ребят на собой, изучение своей собственной личности, своих сильных и слабых сторон.
Третий класс
В третьем классе ребенок уже достаточно много знает и умеет. Но у него сформировалась такая манера обучения, которая называется «стратегией третьеклассника». Она заключается в том, что ученик осваивает любой материал чисто механически, путем многократного повторения. Между тем именно в третьем классе ребенок уже может освоить более оптимальные способы учения, поэтому будет введения новых форм обучения, тренинговые занятия, крулые столы, экскурсии.
Четвертый класс
Для успешного обучения выпускника начальной школы ему необходимы достаточно высокий уровень развития рефлексии и внутреннего плана действий. (это основные психологические новообразования ученика заканчивающего начальную школу).
Рефлексия - важное условие деятельности ребенка в средней школе, позволяющее ребенку сосредоточиться на самом себе и анализировать свою деятельность. Поскольку любое новообразование формируется сначала в ведущей деятельности, нужно контролировать способность учащихся анализировать учебную задачу. От наличия рефлексии зависит и самооценка младшего школьника, если рефлексия развита хорошо, то и самооценка развивается адекватная. Кроме того в средней школе учащимся будет востребовано абстрактное мышление, а оно развивается очень медленно, таким образом в программе для 4 класса включены упражнения на формирование абстрактного мышления, рефлексии, внутреннего плана действий
ІV.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты освоения программы
1 год обучения
У учащегося будут сформированы:
-внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- положительная мотивация учебной деятельности;
Учащийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к обучению, к одноклассникам понимания необходимости учения.
2 год обучения
У учащегося будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к обучению,к одноклассникам понимания необходимости учения.
-самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Учащийся получит возможность для формирования:
-самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
3 год обучения
У учащегося будут сформированы:
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки
- гуманистическое и демократическое отношение к ценности многонационального российского общества.
- сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.
Учащийся получит возможность научиться:
-познавательной потребности, как средства накопления личностного опыта.
4 год обучения
У учащегося будут сформированы:
- познавательной потребности, как средства накопления личностного опыта.
- формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.
- формирование потребности к труду как первой и важнейшей жизненной необходимости, средству достижения жизненного успеха;
Учащийся получит возможность научиться:
-гражданской идентичности в форме осознания «Я» гражданин России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю
Оценка эффективности программы
Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе оценочных показателей согласно уровню развития и проявления патриотизма личности (определяется применением методов анкетирования, анализа результатов деятельности, наблюдения), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия.
Результативность реализации программы измеряется степенью готовности и стремлением воспитанников школы к выполнению своего гражданского и гражданско-патриотического долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы.
Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика роста проявления патриотизма в конкретных действиях воспитанников.
Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания (определяется применением методов сравнительного анализа, анализа результатов деятельности, наблюдения, анкетирования.)
Высокий уровень |
|
Средний уровень |
|
Низкий уровень |
|
Количественные параметры - это количество:
- мероприятий, проводимых по гражданско-патриотическому воспитанию.
- процент участия воспитанников в мероприятиях по гражданско-патриотическому воспитанию;
- перечень использования форм, методов и средств гражданско-патриотическому воспитанию;
- количество военно-спортивных игр;
- взаимосвязь мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию с другими направлениями воспитания (со многими направлениями, с некоторыми, отсутствие взаимосвязи);
- финансирование мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию.
V. УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
Тема | Общее количество часов | Теория | Практика | Основные виды деятельности учащихся |
Человек и его внутренний мир | ||||
Свет мой, зеркальце, скажи… кто Я? | 3 | 1 | 2 | Осознание своих положительных и отрицательных черт характера, принятие себя как личности. |
Я глазами других | 3 | 1 | 2 | |
Личностью не рождаются… | 2 | 1 | 1 | |
Я и общество | ||||
В мире людей | 2 | 1 | 1 | Определять коммуникативные качеств, через повышение общей коммуникативной культуры. |
Общение | 3 | 1 | 2 | |
Что такое хорошо, что такое плохо? | 3 | 2 | 1 | |
Мальчики и девочки | ||||
Отличия мальчика от девочки | 3 | 1 | 2 | Иметь представления о мужском и женском предназначении в жизни. |
Особенности общения мальчиков и девочек | 3 | 1 | 2 | |
Стереотипы семейного воспитания мальчиков и девочек | 3 | 2 | 1 | |
Наши увлечения | ||||
Способности, умения, и навыки | 2 | 1 | 1 | Проявлять свои творческие способности. |
Что такое хобби? | 2 | 1 | 1 | |
Копилка увлечений нашего класса | 4 | 1 | 3 | |
Итого: | 33ч. | 14ч | 19ч. |
Второй год обучения
Тема | Общее количество часов | Теория | Практика | Основные виды деятельности учащихся |
Человек и его внутренний мир | ||||
Формирование образа «Я» Я-реальный, я –идеальный, я в будущем | 2 | 1 | 1 | Осознавать себя как личность свои жизненные перспективы, жизненные цели, пути и способы их достижения. |
Познакомимся с самим собой | 2 | 0 | 2 | |
Личный герб и девиз | 2 | 0 | 2 | |
Я и моя семья | 2 | 1 | 1 | |
Я и общество | ||||
Город, в котором мы живем | 2 | 1 | 1 | Овладеть патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры. |
Дым отечества так сладок и приятен | 4 | 1 | 3 | |
Мои права и обязанности | 3 | 1 | 2 | |
Мальчики и девочки | ||||
Из чего, из чего же сделаны наши мальчишки… | 2 | 1 | 1 | Расширить представления о мужском и женском предназначении в жизни. |
Из, чего же из чего же сделаны наши девчонки… | 2 | 1 | 1 | |
Что значит быть хорошим сыном и дочерью | 4 | 2 | 2 | |
Наши увлечения | ||||
Почему мы увлекаемся…
| 1 | 1 | 0 | Давать оценку своим увлечениям и увлечениям сверстников. |
Радость жизни и творчества | 4 | 1 | 3 | |
Золотые руки | 4 | 0 | 4 | |
ИТОГО: | 34 | 11ч. | 23ч. |
третий год обучения
Тема | Общее количество часов | Теория | Практика | Основные виды деятельности учащихся |
Человек и его внутренний мир | ||||
Автопортрет | 2 | 0,5 | 1,5 | Анализировать ответы своих сверстников, стремиться к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентация в нем. |
Суд над самим собой | 2 | 0 | 2 | |
Без маски | 2 | 1 | 1 | |
Подумайте об этом | 2 | 1 | 1 | |
Я и общество | ||||
Как видят меня другие | 2 | 0,5 | 1,5 | Уметь общаться, уметь слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей. |
Ищу друга | 1 | 0 | 1 | |
Семья –сердце общества | 3 | 1 | 2 | |
Стань гражданином своей школы | 3 | 1 | 2 | |
Мальчики и девочки | ||||
Я и ты | 2 | 1 | 1 | Пополнять представления о мужском и женском предназначении в жизни |
Я и моя культура | 2 | 1 | 1 | |
Мой стиль общения | 3 | 1 | 2 | |
Откровенно говоря… | 2 | 1 | 1 | |
Наши увлечения | ||||
Узнай свои способности | 2 | 0 | 2 | Раскрыть свои творческие способностей через участие в коллективной деятельности. |
Как мне это здорово удается | 6 | 2 | 4 | |
Итого: | 34 ч. | 11ч. | 23ч. |
четвертый год обучения
Тема | Общее количество часов | Теория | Практика | Основные виды деятельности учащихся |
Человек и его внутренний мир | ||||
Человек, как часть природы | 2 | 1 | 1 | Расширить свои знания о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формировать умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций. |
Чувства, эмоции, настроение – что это? | 3 | 1 | 2 | |
Привычка – второй характер человека? | 2 | 1 | 1 | |
Театр мимики и жестов
| 2 | 0,5 | 1,5 | |
Я и общество | ||||
Ты и поступки окружающих | 2 | 1 | 1 | Владеть коммуникативной компетентности учащихся и формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина. |
Забота о родителях дело совести каждого | 1 | 1 | 0 | |
Никто не забыт, ни что не забыто | 3 | 2 | 1 | |
Я гражданин и патриот своей страны | 3 | 1 | 2 | |
Мальчики и девочки | ||||
Мы сыны отечества, защитники мира | 2 | 1 | 1 | Иметь представления о мужском и женском предназначении в жизни. |
Женственность в поведении девочек | 2 | 1 | 1 | |
Правила поведения осваиваемые будущими мужчинами и юными дамами | 2 | 1 | 1 | |
Мы такие разные! | 2 | 1 | 1 | |
Наши увлечения | ||||
Неповторимость и уникальность каждой личности | 3 | 2 | 1 | Проявлять свои творческие способности через самостоятельную деятельность. |
Кем хочу быть? Почему?
| 3 | 0 | 3 | |
Обобщающее занятие | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 34ч. | 15,5ч. | 18,5ч. |
VІ. МОНИТОРИНГОВАЯ КАРТА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТОПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ КУРСОВ
№ | Критерии | Показатели | Диагностические средства, инструментарий | Год реализации программы | Сроки проведения |
1 | Личностные качества | Адекватно оценивать себя и свои достижения | ДИАГНОСТИКА САМООЦЕНКИ РЕБЕНКА (ТЕСТ «ЛЕСЕНКА») (Что я могу узнать о своем ребенке Матвеева Л.Г. – Челябинск., 1996г, стр. 151-156) Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс) | 1 год | Ноябрь |
22 | Способность выражать свое мнение, принимать участие в беседе, выражать мысли, слушать, задавать вопросы. | Наблюдение (карта наблюдений) | 1 год | На каждом занятии | |
3 | Освоение роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению. | Анкета по оценки уровня школьной мотивации Н.Г. Лусканова | 1 год | Октябрь май | |
4 | Умение анализировать свои поступки и поступки других выражать свои чувства и эмоции (подбирать нужные слова). | Продукты деятельности (рисунки) | 1 год | Ноябрь Апрель | |
55 | Умение контролировать свои неприятные эмоции и выражать их сдержанно. Проявление эмпатии, толерантности, сочувствия, сопереживания в общении с Наблюдение | Анкета | 1 год | Май |
VІІ. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Наименование объектов материально-технического обеспечения | Кол-во | Примечание |
Технические средства обучения | ||
Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. | Д | |
Экспозиционный экран. | Д | Размер не менее 150х150см. |
Персональный компьютер. | Д | |
Мультимедийный проектор. | Д | |
Игры и игрушки | ||
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования. | К | |
Оборудование класса | ||
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев. | Ф | В соответствии с санитарно – гигиеническими нормами |
Стол учительский с тумбой. | Д |
VІІІ. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для родителей и детей:
- Аксёнова Л.В., Гридина В.Г., Тесты для девочек. Москва 2007 год.
- Алябьева Е.А. Психогимнастика в начальной школе: методические материалы в помощь педагогам и психологам. М.: ТЦ Сфера, 2005 год.
- Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. Самара: Самар. Дом печати 1994 год.
- Вадченко Н.Л., Хаткина Н.В. Энциклопедия. 600 задач на сообразительность. ИКФ «Сталкер» Донецк 1995 год.
- Волкова Т.В. Наука быть человеком: Материалы для классных часов. Волгоград: Учитель, 2007 год.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 класс М.: ВАКО, 2007год.
- Ещеркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников: занятия с учащимися, беседы с родителями. Волгоград: Учитель, 2007 год.
- Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. М.: АРКТИ, 2005 год.
- Курбанов Г.С., Моренко Е.С. Узнай свои способности. Феникс 2005 год.
- Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. М.: Просвещение 1997 год.
- Обухова Л.А и др. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. М.: ВАКО, 2007 год.
- Петрова В.И. и др. Азбука нравственного взросления. СПб Питер, 2007 год.
- Правила вежливости и светского этикета. М.: Белый город, 2007 год.
Список литературы для педагога:
- Барскова Т.А.Помня о прошлом, думать о будущем // Проблемы школьного воспитания. – Н.Новгород, 1999. – № 3.
- Белявский М.Т. Работа в музеях и с историческими памятниками при изучении истории СССР (с древнейших времен до 1917 г.). – М., 1978.
- Буланый И.Т., Явтушенко И.Г.Музей на общественных началах. – М., 1985.
- Ванслова Е.Г. Создание системы работы с подрастающим поколением: Методические рекомендации. М., 1989.
- Дик Н.Е., Валишин К.И.Географические экспозиции школьного краеведческого музея: Пособие для учителей. – М., 1979.
- Изучаем свой край /Сост. В.Н. Патрушев, В.Ф. Сахаров. – Киров, 1979.
- Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 1982.
- Музей и школа: Пособие для учителей /Под общ. ред. Т.А. Кудриной. – М., 1985.
- Музей образовательного учреждения. Проблемы, опыт, перспективы. Сборник нормативно – правовых и методических материалов. Новосибирск, НИПК и ПРО, 2004.
- Некрасов Н.А. Стихотворения. Поэмы. – Уфа, 1981.
- Основы экскурсоведения: Учебное пособие /Под ред. Б.В. Емельянова. – М., 1985.
- Повшедная Ф.В., Берелъковский И.В.Социально-педагогические основы внеурочной работы учащихся по учебным предметам. – Н. Новгород, 1977.
- Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. - М., 1974.
- Сарафанникова Г.П.Основные педагогические принципы деятельности школьных музеев // Народное образование, 1982. – № 5.
- Сейненскш А.Е. Родной край: В помощь педагогу-краеведу. – М., 1994.
- Слесарева Т.Ю.Школьные музеи Нижегородской области //Проблемы школьного воспитания. – Н.Новгород, 1999. – № 3.
- Тамбовцева А.В.Развитие музейного дела в учреждениях образования Нижнего Новгорода //Проблемы школьного воспитания. – Н. Новгород, 1999. – № 3.
- Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай. С-П: 1996 год.
- Туманов Е.Е.Школьный музей. – М., 2002.
Школьные музеи. Из опыта работы /Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. – М., 1977. - Школьные музеи. Из опыта работы /Сост. А.Е. Сейненский. – М., 1977.
- Энциклопедия для маленьких джентльменов. С-П.: Золотой век 1995 год.
- Энциклопедия для маленьких принцесс. С-П.: Золотой век 1995 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Я - гражданин!"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса....
Программа курса "Я - гражданин России" 1-4 классы
Программа курса "Я - гражданин России" 1-4 классы...
ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «Я – гражданин России», 2 класс
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как сво...
ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «Я – гражданин России», 2 класс
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как сво...
Программа курса "Я гражданин"
Программа курса веурочной деятельности...
Программа курса "Права и обязанности ученика -гражданина РФ"
Программа курса рассчитана на учеников 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС, на 34 часа в неделю,...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Кружок. Я - гражданин России
Цель и задачи программыЦель: расширить общественно значимые знания ребёнка о самом себе, дополнить знания по истории и современному государственному строю России, дать представление о социальном начал...