Программа курса "Я гражданин"
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к курсу «Я – гражданин»
Программа внеурочной деятельности “Я – гражданин ” составлена в соответствии с гл.3,п.19.3 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы внеурочной деятельности и основной образовательной программы образовательного учреждения с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. В связи с этим возрастает роль образовательного учреждения в формировании социальной культуры современного человека, которая включает в себя:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;
- вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
- адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества;
- готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;
- забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия (согласно Федеральным государственным стандартам второго поколения).
Таким образом, на уровне общества, воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина становится одним из основных направлений развития и воспитания личности. программа курса «Я – гражданин» имеет гражданско – патриотическую, социально
педагогическую и воспитательную направленность. В основе программы лежит идея сочетания аспектов культуры гражданина – нравственной, правовой, политической. В курсе гражданского образования учащиеся получают максимально конкретные представления о государстве, его символах, о Конституции Российской Федерации как об основном законе государства, о правах и обязанностях граждан России. Приоритетным направлением является воспитание патриотов Родины, граждан правового демократического государства.
Программа «Я – гражданин » разработана для учащихся 6,6-10 лет, рассчитана на 4 года обучения и реализуется в рамках внеурочной деятельности, 1 час в неделю.
Программа учитывает возрастные особенности учащихся, поэтому цели и задачи с каждым годом усложняются, а содержание расширяется и углубляется. Программа предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Цель программы: социализации личности, формирование ее активной позиции в социальных преобразованиях, происходящих в стране через возрождение интереса к национально-культурным традициям народа на основе глубокого изучения и приобщения к нему своих воспитанников.
Задачи:
- Нравственное развитие ребенка. Знания о нравственно-правовых категориях, общечеловеческих ценностях, нравственных качествах личности.
- Формирование представления о значимости прав человека в жизни общества.
- Воспитание чувства собственного достоинства и уважительного отношения к личности другого человека, укрепление связи между поколениями, воспитание любви к родному дому, краю, Отечеству.
- Развитие гражданско-правового образования, индивидуально-личностного развития школьников.
- Развивать чувство принадлежности к русскому народу и ответственности за продолжение и честь своего рода через народную песню, музыку, танцы, одежду, развитие народных промыслов, заботу о родной природе.
Содержание данной программы рассчитано на учащихся 6,6-10 лет.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Программа курса состоит из направлений:
1- 2 классы: « Я и моя семья» - семья – ячейка общества; формирование представления о семье, родословной семьи, семейных традициях и ценностях; воспитание уважения к старшему поколению.
«Я – часть общества»- воспитание толерантности, разумного альтруизма, милосердия по отношению к другим людям и национальностям и нетерпимого отношения к любым проявлениям экстремизма;
развитие потребностей в здоровом образе жизни; воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей.
« Я и моя Родина»- знакомство с символами Российской Федерации;
формирование потребности в изучении истории и культуры, фольклора и этнографии; воспитание патриотизма и интернационализма, уважительного отношения к Российской армии, национальным героям страны; формирование стремления к миру;
« Я – часть природы»- расширение представлений о богатстве родной природы; формирование потребности в исследовательской деятельности; привлечение учащихся к поисковой работе и волонтерскому движению; развитие желания участвовать в социально – значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды.
3-4 классы: «Я и моё Отечество» - Современная карта России. Москва – столица России. Россия – многонациональное государство. Народы России (расы, языки, религия, разность традиций, обычаев – на отдельных примерах), наши праздники (общероссийские, национальные, региональные – на отдельных примерах). Права и обязанности граждан России, ребёнка – младшего школьника (на отдельных примерах) государственное устройство (Российская Федерация, президент, правительство, Федеральное собрание). Государственные символы (герб, гимн, флаг).Я – моя страна – мой мир;
«Я и история» - история родного края, Москвы, Санкт- Петербурга, герои России (Дмитрий Донской, Александр Невский, К. Минин, Д. Пожарский, А. Суворов, М. Кутузов) Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла. Освоение космического пространства.
«Я и мир» - Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля – наш общий дом. «Чудеса света» (искусство, наука, культура – на примере России и ряда других стран). Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.
Виды деятельности:
предполагается использовать игровую, проектную, художественно-творческую, познавательную деятельности, трудовая.
Формы:
Экскурсии в музеи, встречи с интересными людьми, беседы, конференции, исследовательская работа, диспут, групповая работа, игры, конкурсы, выставки плакатов, родительские собрания совместно с детьми.
Наряду с традиционными формами преподавания используются адаптивные психологические формы и методы:
- ролевая игра;
- рефлексивный круг с учащимся;
- психологический тренинг;
- практикум;
- создание проблемных ситуаций;
- драматизация;
- тестирование.
Место курса в учебном плане
В учебном плане на изучение данного факультатива отводится 1 ч в неделю, всего 172 часов: 70 часов в 1-2 классе и 72 часов в 3-4 классе.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметными результатами являются:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.
Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
Календарно – тематическое планирование в 1 классе
№ занятия | Тематика занятий | Содержание деятельности | Кол-во часов | Дата |
1 | Я - ученик! | Тренинг | 1 | 3.09 |
2 | Мои права и обязанности | Час общения | 1 | 10.09 |
3 | Я в школе, я – дома, я – среди людей | Ролевая игра | 1 | 17.09 |
4 | Композиции из природных материалов «Осенние фантазии» | Конкурс | 1 | 24.09 |
5 | Моя страна. Гордость моей страны | Беседа | 1 | 1.10 |
6 | Москва – столица Родины | Заочное путешествие | 1 | 8.10 |
7 | Символы государства | Беседа | 1 | 15.10 |
8 | Моя малая родина – город Кимовск | Беседа | 1 | 22.10 |
9 | Достояние земли Тульской | Просмотр презентации | 1 | 29.10 |
10-11 | Правила дорожные знать каждому положено | Викторина , просмотр презентации | 2 | 12.11 19.11 |
12 | Если хочешь быть здоров! | Беседа | 1 | 26.11 |
13 | Дочки - матери | Конкурсная программа ко Дню матери | 1 | 3.12 |
14 | Семейные праздники | Сюжетно – ролевая игра | 1 | 10.12 |
15 | Что значит быть хорошим сыном и дочерью | Беседа | 1 | 17.12 |
16 | Каков я в школе | Анкетирование | 1 | 24.12 |
17 | Мы такие разные! Общие права для всех. Наши обязанности | Сюжетно – ролевая игра | 1 | 14.01 |
18 | Традиции моей семьи | Час общения | 1 | 21.01 |
19 | Вежливая улица | Викторина | 1 | 28.01 |
20 | Животные Красной книги | Просмотр видеофильма | 1 | 4.02 |
21 | Доброта в стихах и сказках | Инсценирование отрывков | 1 | 11.02 |
22 | Давайте жить дружно! | Беседа по правилам поведения в школе | 1 | 18.02 |
23 | Как мы разрешаем конфликты | Анкетирование | 1 | 25.02 |
24 | Мамы разные нужны, мамы разные важны | Беседа | 1 | 4.03 |
25 | Как мы разрешаем конфликты | Сюжетно – ролевая игра | 1 | 11.03 |
26 | Мой дом | Заочная экскурсия по дому | 1 | 18.03 |
27 | Мой город | Экскурсия | 1 | 25.03 |
28 | Культура разных народов мира | Просмотр презентации, беседа | 1 | 1.04 |
29 | Я и мой Отечество | Беседа | 1 | 8.04 |
30 | Я и моя история | Беседа | 1 | 15.04 |
31 | Мир природы | Игра «На лесной поляне» | 1 | 22.04 |
32 | Животные – мои друзья | Беседа | 1 | 29.04 |
33 | И помнит мир спасённый… | Праздник | 1 | 6.05 |
34 | Экология вокруг нас | Экологическая игра «Весёлая волна» | 1 | 13.05 |
35 | Мои любимые игры и игрушки | Игра «Волшебные превращения» | 1 | 20.05 |
36 | Коллективный рисунок «Я – гражданин России» | КТД | 1 | 27.05 |
Календарно – тематическое планирование во 2 классе
№ занятия | Тематика занятий | Содержание деятельности | Кол-во часов | Дата |
1 | Родина – земля предков. Наша родина – Россия. | Беседа, знакомство с понятиями «история», «предки», «Родина» | 1 | 2.09 |
2-3 | Я – один из Рода. Родословное древо | Беседа, знакомство с понятиями «род», «народ», «человечество». Составление родословного древа семьи. | 2 | 9.09, 16.09 |
4-5 | Дж.Роддари. «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремёсла?». Кем я хочу быть? | Слушание, разучивание, беседа по содержанию, рисование на тему «Моя будущая профессия» | 2 | 23.09, 30.09 |
6-7 | Учимся сотрудничать. Чувствуем друг друга. | Беседа , игры-трененги, «Живые буквы», «Правила ведения беседы», «Чувствуем друг друга» | 2 | 7.10, 14.10 |
8-9 | Лес – богатство нашей Родины. Что растёт в лесу? Правила поведения в лесу. | Беседа, экологические игры «Лесные ягоды», «Лечебные травы», «Дорисуй дерево» | 2 | 21.10, 28.10 |
10 | Как мы знаем правила дорожного движения. | Анкетирование | 1 | 11.11 |
11-12 | Здоровые и вредные привычки. К.Чуковский «Мойдодыр» Жвачка – польза и вред | Анкетирование, рассказывание, просмотр презентации | 2 | 18.11, 25.11 |
13 | Моё тело | Этюд «Цветок» | 1 | 2.12 |
14 | Что такое Конституция | Беседа, просмотр презентации | 1 | 9.12 |
15 | Символы Родины. Гимн | Праздник | 1 | 16.12 |
16 | Сигналы регулировщика. | Просмотр презентации, практическое занятие | 1 | 23.12, |
17 | Наши новогодние и рождественские традиции | КТД: изготовление новогодней ёлки с игрушками | 1 | 30.12 |
18 | Элементы улиц и дорог. | Беседа с просмотром презентации | 1 | 13.01 |
19 | Мои возможности. | Игры «Я умею», «Сказка ложь, да в ней намёк» | 1 | 20.01, 27.01 |
20-21 | Мир эмоций и чувств. Беседа о пользе и вреде эмоций | Игры «На что похоже настроение», «Выпляски», «Доброе животное» | 2 | 3.02, 10.02 |
22 | День защитника Отечества – 23 февраля | Игровая литературно – музыкальная композиция | 1 | 17.02 |
23 | Мамы разные нужны, мамы разные важны | Праздник | 1 | 3.03 |
24 | Перекрестки и их виды. Разметка проезжей части улиц. | Беседа с просмотром презентации | 1 | 10.03 |
25-26 | История моего города, беседа | Экскурсия по городу, рисование на тему | 2 | 17.03, 24.03 |
27-28 | Животные леса. Красная Книга Тульской области | Игры «Кто где живёт?», «Дорисуй животное», «Пантомима» | 2 | 31.03, 7.04 |
29 | 12 апреля – День космонавтики | Беседа, рисование на тему | 1 | 14.04 |
30 | Считаю ли я себя культурным человеком | Анкетирование, беседа | 1 | 21.04 |
31 | Первые весенние цветы. Красная Книга Тульской области | Изготовление аппликации, беседа | 1 | 28.04 |
32 | День Победы | Праздник | 1 | 5.05 |
33 | Уважая себя, уважайте других. В.Осеева «Просто старушка» | Беседа, слушание и анализ рассказа, игра «Встреча» | 1 | 12.05, 19.05 |
34 | Экскурсия в городской краеведческий музей | Экскурсия | 1 | 26.05 |
Календарно – тематическое планирование в 3 классе
№ занятия | Тематика занятий | Содержание деятельности | Кол-во часов | Дата |
1 | Лента времени | Беседа, конструирование «ленты времени» | 1 | |
2 | Моя родословная | Диспут «Нужно ли знать свою родословную?» | 1 | |
3-4 | Я и моё имя. Именины | Мини – исследование «Что означает моё имя? | 2 | |
5 | Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом? | Беседа | 1 | |
6 | История на карте. | Беседа, чтение карты | 2 | |
7 | Название моего города | Беседа | 1 | |
8 | Название улиц рассказывают о прошлом | Беседа | 1 | |
9 | Чем и кем славен наш город | Беседа | 1 | |
10 | Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае, городе. | Знакомство с газетами «Районные будни», «Тульские известия» | 1 | |
11-12 | Современная карта России. Москва – столица России. Россия – многонациональное государство. | Беседа, чтение карты, просмотр презентации | 2 | |
13 | Народы России (расы, языки, религия, разность традиций, обычаев – на отдельных примерах), | Беседа с просмотром презентации | 1 | |
14-15 | Россия и другие страны мира (историческая карта мира) | Беседа, чтение карты, сбор материала, выпуск журнала «Страны мира» | 2 | |
16 | Земля – наш общий дом | Беседа с просмотром презентации | 1 | |
17 | Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу. | Беседа, творческая работа | 1 | |
18-19 | «Чудеса света» (искусство, наука, культура – на примере России и ряда других стран). | Беседа, чтение карты, сбор материала, выпуск журнала «Чудеса света» | 2 | |
20 | История жилища. | Беседа, рисование по представлению | 1 | |
21-22 | Жилой дом, общественное здание, храм. Правила поведения дома, в общественном месте, храме. | Беседа с просмотром презентации | 2 | |
23-24 | Здание как памятник архитектуры | Интерактивное путешествие по Тульскому кремлю, Москве, Санкт-Петербургу | 2 | |
25 | Заочное путешествие: «Золотое кольцо России» | Презентация, викторина «Золотое кольцо России» | 1 | |
26-27 | Примеры градостроительства: Афины, средневековой город, древнерусские города | Беседа с просмотром презентации, рисование по представлению | 2 | |
28 | Как воскресить прошлое. Археология. | Беседа | 1 | |
29 | История возникновения государственных символов России (герб, гимн, флаг). | Беседа | 1 | |
30-31 | Герои России. А.В. Суворов, | Беседа, чтение и обсуждение книги С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» | 2 | |
32 | Герои России. М.И. Кутузов. | Беседа с просмотром презентации | 1 | |
33 | Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные – на отдельных примерах) | Беседа, творческая работа | 1 | |
34 | Права и обязанности граждан России, ребёнка – младшего школьника (на отдельных примерах) | Беседа с просмотром презентации | 1 | |
35 | Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. | Беседа, творческая работа | 1 | |
36 | Загадки окружающего мира. | КВН | 1 |
Календарно – тематическое планирование в 4 классе
№ занятия | Тематика занятий | Содержание деятельности | Кол-во часов | Дата |
1 | Человек – самое необычное существо на Земле. | Беседа | 1 | |
2 | Связь настоящего с прошлым. Без прошлого нет настоящего и будущего. | Составление альбома «История моей семьи» | 1 | |
3-4 | Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления. | Беседа с просмотром презентации, рисование по представлению | 2 | |
5 | Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). | Беседа | 1 | |
6 | Заочное путешествие «Чем богат наш край?» | Беседа с просмотром презентации | 1 | |
7 | Люди, прославившие наш край | Беседа, просмотр мультфильма «Левша» | 1 | |
8-9 | Москва - столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи. | Беседа, презентация, конкурс стихов о Москве. | 2 | |
10 | «Град Петров» Образ Санкт – Петербурга в литературе и живописи | Беседа с просмотром презентации | 1 | |
11 | Моя страна. Гордость моей страны. | Беседа с просмотром презентации | 1 | |
12 | Символы Российских городов. | Беседа с просмотром презентации | 1 | |
13-14 | Защитники Отечества (Дмитрий Донской, Александр Невский, К. Минин, Д. Пожарский) | Беседа с просмотром презентаций, сбор материала и выпуск журнала «Защитники Отечества» | 2 | |
15 | Я бы с песни начал свой рассказ. История создания военных песен. | Беседа, разучивание и исполнение военных песен | 1 | |
16 | Города - герои. | Заочное путешествие | 1 | |
17-18 | Юные герои Великой Отечественной войны. | Беседа, сбор материала, выпуск стенгазеты «Юные герои Великой Отечественной войны» | 2 | |
19 | В жизни есть всегда место подвигам | Сбор материала о земляках, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны | 1 | |
20-21 | Земляки – Герои Советского Союза | Беседа, сбор материала, выпуск альбома «Земляки – Герои Советского Союза» | 2 | |
22 | Помощь в тылу | Беседа | 1 | |
23-24 | Тиморовское движение (история и современноть) | Беседа, просмотр фильма, обсуждение | 2 | |
25 | Изобразительное искусство военного лихолетья | Беседа с просмотром презентации | 1 | |
26 | Кимовский район в годы Великой Отечественной войны | Экскурсия в краеведческий музей | 1 | |
27 | Мемориал Вечный огонь | Экскурсия | ||
28 | Россия в мире. Международное сотрудничество. | Беседа | 1 | |
29 | Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России. | Беседа с просмотром презентации | 1 | |
30 | Родина в стихах русских поэтов. | Конкурс чтецов. | 1 | |
32 | Гражданин России. Конституция - Основной закон государства. | Беседа с просмотром презентации | ||
33 | Есть такая профессия – Родину защищать. Кимовчане-воины-нтернационалисты. | Беседа с просмотром презентации | ||
34 | Мы против терроризма | Беседа с просмотром презентации, конкурс рисунков на тему | ||
35 | Диспут «За что любят Родину?» | |||
36 | Викторина «Я – гражданин России». Конкурс рисунков о России | Выставка рисунков |
5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
Декларация прав ребенка (1959 г.).
Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).
Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М. Айрис-Пресс, 2002
Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.-сост. Н.Н.Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2004
Антонов, В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.
Антонов, В. В. Изучаем права человека: рабочая тетрадь для учащихся начальных классов. -М.: Вита-Пресс, 1997.
Антонова Ю.Е., Левина Л.В.и др.Как научить детей любить Родину. – М.Аркти, 2003
Богданова О.С., Калинина О.Д. Содлержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М. Просвещение 1982
Звездина Г.П., Щербакова Т.Н. Классные часы в начальной школе ( программа факультатива «Я и Мир) – М. Творческий Центр Сфера, 2003
Зверева А.Т. Экологические игры – М. Оникс 21 век. Дом педкниги 2001
Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.
Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.
Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.
Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.
Хрестоматия «Твоя Россия»
Интернет-ресурсы
http:/ /www. metodsovet
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Я - гражданин!"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса....
Программа курса "Я - гражданин России" 1-4 классы
Программа курса "Я - гражданин России" 1-4 классы...
ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «Я – гражданин России», 2 класс
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как сво...
ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «Я – гражданин России», 2 класс
В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как сво...
Программа курса "Права и обязанности ученика -гражданина РФ"
Программа курса рассчитана на учеников 2 класса в соответствии с требованиями ФГОС, на 34 часа в неделю,...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Кружок. Я - гражданин России
Цель и задачи программыЦель: расширить общественно значимые знания ребёнка о самом себе, дополнить знания по истории и современному государственному строю России, дать представление о социальном начал...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Я – гражданин России» уровень общеобразовательный
Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Я – гражданин России» уровень общеобразовательный...