Программа курса "Я гражданин"
календарно-тематическое планирование (1 класс) по теме

Гуськова Наталья Владимировна

Программа курса веурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_grazhdanin.docx48.85 КБ

Предварительный просмотр:

        Пояснительная записка к курсу «Я – гражданин»

    Программа  внеурочной деятельности “Я – гражданин ” составлена в соответствии с гл.3,п.19.3  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программы внеурочной деятельности  и основной образовательной программы образовательного учреждения  с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования

        Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшими задачами школы. Усиление воспитательной функции образования (формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе) рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования. В связи с этим возрастает роль образовательного учреждения в формировании социальной культуры современного человека, которая включает в себя:

  • осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;
  • вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
  • адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества;
  • готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
  • развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
  • способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими  поколениями;
  • забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия (согласно Федеральным государственным стандартам второго поколения).

        Таким образом, на уровне общества, воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина становится одним из основных направлений развития и воспитания личности. программа курса «Я – гражданин» имеет гражданско – патриотическую, социально

педагогическую и воспитательную направленность. В основе программы  лежит идея сочетания аспектов культуры гражданина – нравственной, правовой, политической. В курсе гражданского образования учащиеся получают максимально конкретные представления о государстве, его символах, о Конституции Российской Федерации как об основном законе государства, о правах и обязанностях граждан России. Приоритетным направлением  является воспитание патриотов Родины, граждан правового демократического государства.

 Программа «Я – гражданин » разработана для учащихся 6,6-10 лет,  рассчитана на  4 года обучения  и реализуется в рамках внеурочной деятельности, 1 час в неделю.

     Программа учитывает возрастные особенности учащихся, поэтому  цели и задачи с каждым годом усложняются, а содержание расширяется и углубляется.  Программа предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

      Цель программы: социализации личности, формирование ее активной позиции в социальных преобразованиях, происходящих в стране через возрождение интереса к национально-культурным традициям народа на основе глубокого изучения и приобщения к нему своих воспитанников.

Задачи:

  1. Нравственное развитие ребенка. Знания о нравственно-правовых категориях, общечеловеческих ценностях, нравственных качествах личности.
  2. Формирование представления о значимости прав человека в жизни общества.
  3. Воспитание чувства собственного достоинства и уважительного отношения к личности другого человека, укрепление связи между поколениями, воспитание любви к родному дому, краю, Отечеству.
  4. Развитие гражданско-правового образования, индивидуально-личностного развития школьников.
  5. Развивать чувство принадлежности к русскому народу и ответственности за продолжение и честь своего рода через народную песню, музыку, танцы, одежду, развитие народных промыслов, заботу о родной природе.

  Содержание данной программы рассчитано на учащихся 6,6-10 лет.

 Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Программа курса состоит  из направлений:

1- 2 классы: « Я и моя семья» - семья – ячейка общества;  формирование представления о семье, родословной семьи, семейных традициях и ценностях; воспитание уважения  к старшему поколению.

 «Я – часть общества»-  воспитание толерантности, разумного альтруизма,   милосердия по отношению  к другим людям и национальностям и нетерпимого отношения к любым проявлениям экстремизма;

 развитие потребностей в здоровом образе жизни; воспитание стремления к достижению жизненного успеха, реализации своих умений и возможностей.

 « Я и моя Родина»- знакомство с символами Российской Федерации;

формирование потребности в изучении истории и культуры, фольклора и этнографии; воспитание патриотизма и интернационализма, уважительного отношения к Российской армии, национальным героям страны; формирование стремления к миру;

  « Я – часть природы»- расширение представлений о богатстве родной природы; формирование потребности в исследовательской деятельности; привлечение учащихся к поисковой работе и волонтерскому движению; развитие желания участвовать в социально – значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды.

   

3-4 классы: «Я и моё Отечество» - Современная карта России. Москва – столица России. Россия – многонациональное государство. Народы России (расы, языки, религия, разность традиций, обычаев – на отдельных примерах), наши праздники (общероссийские, национальные, региональные – на отдельных примерах). Права и обязанности граждан России, ребёнка – младшего школьника (на отдельных примерах)  государственное устройство (Российская Федерация, президент, правительство, Федеральное собрание). Государственные символы (герб, гимн, флаг).Я – моя страна – мой мир;

 «Я и история» - история родного края, Москвы, Санкт- Петербурга, герои России (Дмитрий Донской, Александр Невский, К. Минин, Д. Пожарский, А. Суворов, М. Кутузов) Великая Отечественная война. Города-герои. Герои фронта и тыла. Освоение космического пространства.

«Я и мир» - Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля – наш общий дом. «Чудеса света» (искусство, наука, культура – на примере России и ряда других стран). Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.

Виды деятельности:

предполагается использовать игровую, проектную, художественно-творческую, познавательную деятельности, трудовая.

Формы:

Экскурсии в музеи, встречи с интересными людьми, беседы, конференции, исследовательская работа, диспут, групповая работа, игры, конкурсы, выставки плакатов, родительские собрания совместно с детьми. 

Наряду с традиционными формами преподавания используются адаптивные психологические формы и методы:

- ролевая игра;

- рефлексивный круг с учащимся;

- психологический тренинг;

- практикум;

- создание проблемных ситуаций;

- драматизация;

- тестирование.

Место курса в учебном плане

В учебном плане на изучение данного факультатива отводится 1 ч в неделю, всего 172  часов: 70 часов  в 1-2 классе и 72 часов  в 3-4 классе.

       

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметными результатами являются:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.

 Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория; 

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

Календарно – тематическое планирование в 1 классе

№ занятия

Тематика занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов

Дата

1

Я - ученик!

Тренинг

1

3.09

2

Мои права и обязанности

Час общения

1

10.09

3

Я в школе, я – дома, я – среди людей

Ролевая игра

1

17.09

4

Композиции из природных материалов «Осенние фантазии»

Конкурс

1

24.09

5

Моя страна. Гордость моей страны

Беседа

1

1.10

6

Москва – столица Родины

Заочное путешествие

1

8.10

7

Символы государства

Беседа

1

15.10

8

Моя малая родина – город Кимовск

Беседа

1

22.10

9

Достояние земли Тульской

Просмотр презентации

1

29.10

10-11

Правила дорожные знать каждому положено

Викторина , просмотр презентации

2

12.11

19.11

12

Если хочешь быть здоров!

Беседа

1

26.11

13

Дочки - матери

Конкурсная программа ко Дню матери

1

3.12

14

Семейные праздники

Сюжетно – ролевая игра

1

10.12

15

Что значит быть хорошим сыном и дочерью

Беседа

1

17.12

16

Каков я в школе

Анкетирование

1

24.12

17

Мы такие разные! Общие права для всех. Наши обязанности

Сюжетно – ролевая игра

1

14.01

18

Традиции моей семьи

Час общения

1

21.01

19

Вежливая улица

Викторина

1

28.01

20

Животные Красной книги

Просмотр видеофильма

1

4.02

21

Доброта в стихах и сказках

Инсценирование отрывков

1

11.02

22

Давайте жить дружно!

Беседа по правилам поведения в школе

1

18.02

23

Как мы разрешаем конфликты

Анкетирование

1

25.02

24

Мамы разные нужны, мамы разные важны

Беседа

1

4.03

25

Как мы разрешаем конфликты

Сюжетно – ролевая игра

1

11.03

26

Мой дом

Заочная экскурсия по дому

1

18.03

27

Мой город

Экскурсия

1

25.03

28

Культура разных народов мира

Просмотр презентации, беседа

1

1.04

29

Я и мой Отечество

Беседа

1

8.04

30

Я и моя история

Беседа

1

15.04

31

Мир природы

Игра «На лесной поляне»

1

22.04

32

Животные – мои друзья

Беседа

1

29.04

33

И помнит мир спасённый…

Праздник

1

6.05

34

Экология вокруг нас

Экологическая игра «Весёлая волна»

1

13.05

35

Мои любимые игры и игрушки

Игра «Волшебные превращения»

1

20.05

36

Коллективный рисунок «Я – гражданин России»

КТД

1

27.05

Календарно – тематическое планирование во 2 классе

№ занятия

Тематика занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов

Дата

1

Родина – земля предков. Наша родина – Россия.

Беседа, знакомство с понятиями «история», «предки», «Родина»

1

2.09

2-3

Я – один из Рода. Родословное древо

Беседа, знакомство с понятиями «род», «народ», «человечество». Составление родословного древа семьи.

2

9.09, 16.09

4-5

Дж.Роддари. «Чем пахнут ремесла», «Какого цвета ремёсла?». Кем я хочу быть?

Слушание, разучивание, беседа по содержанию, рисование на тему «Моя будущая профессия»

2

23.09, 30.09

6-7

Учимся сотрудничать. Чувствуем друг друга.

Беседа , игры-трененги, «Живые буквы», «Правила ведения беседы», «Чувствуем друг друга»

2

7.10, 14.10

8-9

Лес – богатство нашей Родины. Что растёт в лесу? Правила поведения в лесу.

Беседа, экологические игры «Лесные ягоды», «Лечебные травы», «Дорисуй дерево»

2

21.10, 28.10

10

Как мы знаем правила дорожного движения.

Анкетирование

1

11.11

11-12

Здоровые и вредные привычки. К.Чуковский «Мойдодыр»

Жвачка – польза и вред

Анкетирование,  рассказывание, просмотр презентации

2

18.11, 25.11

13

Моё тело

Этюд «Цветок»

1

2.12

14

Что такое Конституция

Беседа, просмотр презентации

1

9.12

15

Символы Родины. Гимн

Праздник

1

16.12

16

Сигналы регулировщика.        

Просмотр презентации, практическое занятие

1

23.12,

17

Наши новогодние и рождественские традиции

КТД: изготовление новогодней ёлки с игрушками

1

30.12

18

Элементы улиц и дорог.

Беседа с просмотром презентации

1

13.01

19

Мои возможности.

Игры «Я умею», «Сказка ложь, да в ней намёк»

1

20.01, 27.01

20-21

Мир эмоций и чувств. Беседа о пользе и вреде эмоций

Игры «На что похоже настроение», «Выпляски», «Доброе животное»

2

3.02, 10.02

22

День защитника Отечества – 23 февраля

Игровая литературно – музыкальная композиция

1

17.02

23

Мамы разные нужны, мамы разные важны

Праздник

1

3.03

24

Перекрестки и их виды. Разметка проезжей части улиц.

Беседа с просмотром презентации

1

10.03

25-26

История моего города, беседа

Экскурсия по городу, рисование на тему

2

17.03, 24.03

27-28

Животные леса. Красная Книга Тульской области

Игры «Кто где живёт?», «Дорисуй животное», «Пантомима»

2

31.03, 7.04

29

12 апреля – День космонавтики

Беседа, рисование на тему

1

14.04

30

Считаю ли я себя культурным человеком

Анкетирование, беседа

1

21.04

31

Первые весенние цветы. Красная Книга Тульской области

Изготовление аппликации, беседа

1

28.04

32

День Победы

Праздник

1

5.05

33

Уважая себя, уважайте других. В.Осеева «Просто старушка»

Беседа, слушание и анализ рассказа, игра «Встреча»

1

12.05, 19.05

34

Экскурсия в городской краеведческий музей

Экскурсия

1

26.05

Календарно – тематическое планирование в 3 классе

№ занятия

Тематика занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов

Дата

1

Лента времени

Беседа, конструирование «ленты времени»

1

2

Моя родословная

Диспут «Нужно ли знать свою родословную?»

1

3-4

Я и моё имя. Именины

Мини – исследование «Что означает моё имя?

2

5

Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом?

Беседа

1

6

 История на карте.  

Беседа, чтение карты

2

7

Название моего города

Беседа

1

8

Название улиц рассказывают о прошлом

Беседа

1

9

Чем и кем славен наш город

Беседа

1

10

Интересные факты из газет и журналов о моей стране, крае, городе.

Знакомство с газетами «Районные будни», «Тульские известия»

1

11-12

Современная карта России. Москва – столица России. Россия – многонациональное государство.

Беседа, чтение карты, просмотр презентации

2

13

Народы России (расы, языки, религия, разность традиций, обычаев – на отдельных примерах),

Беседа с просмотром презентации

1

14-15

Россия и другие страны мира (историческая карта мира)

Беседа, чтение карты, сбор материала, выпуск журнала «Страны мира»

2

16

Земля – наш общий дом

Беседа с просмотром презентации

1

17

Проблемы загрязнения окружающей среды. Как я их вижу.

Беседа, творческая работа

1

18-19

«Чудеса света» (искусство, наука, культура – на примере России и ряда других стран).

Беседа, чтение карты, сбор материала, выпуск журнала «Чудеса света»

2

20

История жилища.

Беседа, рисование по представлению

1

21-22

Жилой дом, общественное здание, храм. Правила поведения дома, в общественном месте, храме.

Беседа с просмотром презентации

2

23-24

Здание как памятник архитектуры

Интерактивное путешествие по Тульскому кремлю, Москве, Санкт-Петербургу

2

25

Заочное путешествие: «Золотое кольцо России»

Презентация, викторина «Золотое кольцо России»

1

26-27

Примеры градостроительства: Афины, средневековой город, древнерусские города

Беседа с просмотром презентации, рисование по представлению

2

28

Как воскресить прошлое. Археология.

Беседа

1

29

История возникновения государственных символов России (герб, гимн, флаг).

Беседа

1

30-31

Герои России. А.В. Суворов,

Беседа, чтение и обсуждение книги С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах»

2

32

Герои России. М.И. Кутузов.

Беседа с просмотром презентации

1

33

Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные – на отдельных примерах)

Беседа, творческая работа

1

34

Права и обязанности граждан России, ребёнка – младшего школьника (на отдельных примерах)

Беседа с просмотром презентации

1

35

Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории.

Беседа, творческая работа

1

36

Загадки окружающего мира.

 КВН

1

Календарно – тематическое планирование в 4 классе

№ занятия

Тематика занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов

Дата

1

Человек – самое необычное существо на Земле.

Беседа

1

2

Связь настоящего с прошлым.

Без прошлого нет настоящего и будущего.

Составление альбома «История моей семьи»

1

3-4

Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних славян, древних греков, библейские представления.

Беседа с просмотром презентации, рисование по представлению

2

5

Время и пространство в истории (хронология, историческая карта).

Беседа

1

6

Заочное путешествие «Чем богат наш край?»

Беседа с просмотром презентации

1

7

Люди, прославившие наш край

Беседа, просмотр мультфильма «Левша»

1

8-9

Москва -  столица России. История Москвы. Образ столицы в литературе и живописи.

Беседа, презентация, конкурс стихов о Москве.

2

10

«Град Петров» Образ Санкт – Петербурга в литературе и живописи

Беседа с просмотром презентации

1

11

Моя страна. Гордость моей страны.

Беседа с просмотром презентации

1

12

Символы Российских городов.

Беседа с просмотром презентации

1

13-14

Защитники Отечества (Дмитрий Донской, Александр Невский, К. Минин, Д. Пожарский)

Беседа с просмотром презентаций, сбор материала и выпуск журнала «Защитники Отечества»

2

15

Я бы с песни начал свой рассказ. История создания военных песен.

Беседа, разучивание и исполнение военных песен

1

16

Города -  герои.

Заочное путешествие

1

17-18

Юные герои Великой Отечественной войны.

Беседа, сбор материала, выпуск стенгазеты «Юные герои Великой Отечественной войны»

2

19

В жизни есть всегда место подвигам

Сбор материала о земляках, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны

1

20-21

Земляки – Герои Советского Союза

Беседа, сбор материала, выпуск альбома «Земляки – Герои Советского Союза»

2

22

Помощь в тылу

Беседа

1

23-24

Тиморовское движение (история и современноть)

Беседа, просмотр фильма, обсуждение

2

25

Изобразительное искусство военного лихолетья

Беседа с просмотром презентации

1

26

Кимовский район в годы Великой Отечественной войны

Экскурсия в краеведческий музей

1

27

Мемориал Вечный огонь

Экскурсия

28

Россия в мире. Международное сотрудничество.

Беседа

1

29

Особенности территории России. Разнообразие и богатство природы России.

Беседа с просмотром презентации

1

30

Родина в стихах русских поэтов.

Конкурс чтецов.

1

32

Гражданин России. Конституция - Основной закон государства.

Беседа с просмотром презентации

33

Есть такая профессия – Родину защищать. Кимовчане-воины-нтернационалисты.

Беседа с просмотром презентации

34

Мы против терроризма

Беседа с просмотром презентации, конкурс рисунков на тему

35

Диспут «За что любят Родину?»

36

Викторина «Я – гражданин России». Конкурс рисунков о России

Выставка рисунков

5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

Декларация прав ребенка (1959 г.).

Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).

Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М. Айрис-Пресс, 2002

Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.-сост. Н.Н.Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2004

Антонов, В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.

Антонов, В. В. Изучаем права человека: рабочая тетрадь для учащихся начальных классов. -М.: Вита-Пресс, 1997.

Антонова Ю.Е., Левина Л.В.и др.Как научить детей любить Родину. – М.Аркти,  2003

Богданова О.С., Калинина О.Д. Содлержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М. Просвещение 1982

Звездина Г.П., Щербакова Т.Н. Классные часы в начальной школе ( программа факультатива «Я и Мир) – М. Творческий Центр Сфера, 2003

Зверева А.Т. Экологические игры – М. Оникс 21 век. Дом педкниги 2001

Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.

Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.

Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.

Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.

 Хрестоматия «Твоя Россия»

Интернет-ресурсы

http://www.proshkolu.ru

http:/ /www. metodsovet

http://krasnoe.tv/frontPage

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Я - гражданин!"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса....

Программа курса "Я - гражданин России" 1-4 классы

Программа курса "Я - гражданин России" 1-4 классы...

ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «Я – гражданин России», 2 класс

          В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как сво...

ПРОГРАММА КУРСА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ «Я – гражданин России», 2 класс

          В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как сво...

Программа курса "Права и обязанности ученика -гражданина РФ"

Программа  курса  рассчитана  на  учеников  2  класса  в соответствии  с требованиями  ФГОС,    на  34  часа  в  неделю,...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Кружок. Я - гражданин России

Цель и задачи программыЦель: расширить общественно значимые знания ребёнка о самом себе, дополнить знания по истории и современному государственному строю России, дать представление о социальном начал...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Я – гражданин России» уровень общеобразовательный

Внеурочная деятельность. Рабочая программа курса «Я – гражданин России» уровень  общеобразовательный...