Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Я - гражданин!"
рабочая программа (2 класс) по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по спортивному направлению | 88 КБ |
программа патриотического воспитания | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Спортивно – оздоровительное направление
Пояснительная записка
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
На уроках здоровья у детей формируется мотивационная сфера гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания, обеспечение физического и психического саморазвития. Ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.
Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями ; стремлению творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи направлены на:
- укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.
Дети научатся:
играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.
Знать:
- о способах и особенностях движение и передвижений человека;
- о системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
- о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
Уметь:
- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
- уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Программа рассчитана для учащихся второго класса.
Срок реализации программы -1 год.
Формы занятий: Строевые упражнения, «Весёлые старты» ,эстафеты, уроки здоровья, спортивные праздники, викторины.
Формы подведения итогов реализации программы: спортивные соревнования, спортивные праздники.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Форма проведения | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | Урок здоровья «Почему мы болеем» | Беседа с оздоровительной минуткой. | 1ч. | 09.2012. |
2 | Урок здоровья «Признаки болезни» | Беседа с оздоровительной минуткой. Игра – соревнование. | 1ч. | 09.2012. |
3 | «Весёлые старты» | Спортивные соревнования. | 1ч. | 09.2012. |
4 | Урок Здоровья «Как организм помогает себе сам». | Беседа с оздоровительной минуткой. | 1ч. | 09.2012. |
5 | Подвижные игры. | Игры- соревнования. | 1ч. | 10.2012. |
6 | Урок Здоровья «Здоровый образ жизни». | Беседа с обсуждением ситуаций. | 1ч. | 10.2012. |
7 | Игры на развитие памяти | Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник». | 1ч. | 10.2012. |
8 | Урок здоровья «Какие врачи нас лечат». | Беседа. Самоанализ здоровья. | 1ч. | 10.2012. |
9 | Подвижные игры с мячом. | Футбол, выбери меня. | 1ч. | 10.2012. |
10 | «Эстафета ловких». | Спортивные соревнования. | 1ч. | 11.2012. |
11 | Игры на развитие мышления и речи. | Игры «Ну-ка, отгадай», «Определим игрушку». | 1ч. | 11.2012. |
12 | Урок здоровья «Инфекционные болезни» | Беседа с оздоровительной минуткой. Игра –соревнование. | 1ч. | 11.2012 |
13 | Урок здоровья «Домашняя аптечка». | Беседа. Игра «Светофор здоровья. | 1ч. | 12.2012. |
14 | Урок здоровья «Отравления лекарствами». | Беседа. Игра-соревнование. Практическая работа. | 1ч. | 12.2012. |
15 | Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз» | Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. | 1ч. | 12.2012. |
16 | Урок здоровья «Пищевые отравления». | Беседа. Игра- соревнования. | 1ч. | 01.2013. |
17 | Весёлые старты с мячом и скакалкой. | Гимнастические упражнения. Эстафеты. | 1ч. | 01.2013. |
18 | Урок здоровья «Если солнечно и жарко». | Беседа с оздоровительной минуткой. | 1ч. | 01.2013. |
19 | Ходьба на лыжах. Конкурс снеговых фигур. | Эстафета «Весёлая лыжня. | 1ч | 02.2013. |
20 | Урок здоровья «Если на улице дождь и гроза». | Беседа с оздоровительной минуткой. | 1ч. | 02.2013. |
21 | Урок здоровья «Опасность в нашем доме. | Беседа. Игра «Светофор здоровья». | 1ч. | 02.2012. |
22 | Игра «Зов Джунглей». | Спортивные соревнования. | 1ч. | 02.2012. |
23 | Урок здоровья «Чтобы огонь не причинил вреда». | Беседа. Практическая работа. | 1ч. | 03.2013. |
24 | Игры со скакалкой и мячом. | Проведение игр. | 1ч. | 03.2013. |
25 | Урок здоровья «Чем опасен электрический ток». | Беседа с оздоровительной минуткой. Игра «Светофор здоровья». | 1ч. | 03.2013. |
26 | Подвижные игры с мячом. | Проведение подвижных игр. | 1ч. | 04.2013. |
27 | Урок здоровья «Травмы». | Беседа. Практическая работа. | 1ч. | 04.2013. |
28 | Урок здоровья «Укусы насекомых». | Беседа с оздоровительной минуткой. | 1ч. | 04.2013. |
29 | «Весёлые старты». | Спортивные соревнования. | 1ч. | 04.2013. |
30 | Урок здоровья «Отравления ядовитыми веществами». | Беседа. Игра – соревнование. | 1ч. | 04.2013. |
31 | Урок здоровья «Как помочь себе при тепловом ударе». | Беседа. Игра «Светофор здоровья». | 1ч. | 05.2013. |
32 | Урок здоровья «Если ты ушибся или порезался». | Беседа. Практическая работа. | 1ч. | 05.2013. |
33 | Урок здоровья «Воспитай себя». | Беседа с оздоровительной минуткой. | 1ч. | 05.2013. |
34 | Урок здоровья «Расти здоровым». | Беседа с оздоровительной минуткой. | 1ч. | 05.2013. |
Содержание изучаемого курса:
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны
и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют
расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире,
совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Все свои жизненные
впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди»,
«Коршун и наседка», «У медведя во бору».)
В народных играх много юмора, шуток соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками,
потешками.
Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, лазанье, метание,
бросание и ловлю, упражнения с предметами. И потому являются универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.
Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимую для достижения успеха.
На уроках здоровья ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Работа с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.
Занятие о пище, питании можно проводить в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды).
Техническое оснащение занятий:
мячи, скакалки, лыжи, гимнастические палки, плакаты, рисунки.
Список использованной литературы:
- Богданов Г. П. Игры и развлечения в группах продленного дня- М: Просвещение, 1990г.- 144ст.
- Захарова Т. Н. и др. Формирование здорового образа жизни у младших школьников.- Волгоград. Учитель, 2007г.- 174ст.
- Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов. М: Просвещение, 2005г.- 239ст.
- Левина С.А., Тукачева С.И.- Физкультминутки. Волгоград. Учитель,2011г.-67ст.
- Обухова Л. А. и др. Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы (1-4классы)- М: ВАКО, 2011г.- 288ст.
Предварительный просмотр:
Программа
Нравственно-патриотического воспитания
Пояснительная записка
Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.
Гражданско-правовое образование становится одним из основных направлений развития гуманитарного образования.
Реализация этой стратегии в области гражданско-правового образования начинается с детского сада и начальной школы. Именно в этот период жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества.
Таким образом, на уровне общества, воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина становится одним из основных направлений развития и воспитания личности. Сознательность предполагает знание и понимание своей общественной роли, умение определять наиболее разумные пути действия и поведения с учётом личных и общественных последствий. Следовательно, сознательность предусматривает широкое развитие интеллекта и самостоятельности личности.
В основе программы лежат следующие направления: нравственное (раздел «Азбука нравственности»), гражданско-правовое (раздел «Азбука гражданина»). При этом центральным является нравственное направление, так как нравственность-это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина.
Нравственный аспект указанного направления воспитания (раздел «Азбука нравственности») способствует формированию у младших школьников таких личностных качеств как доброжелательность, трудолюбие, справедливость, честность, принятых в обществе правил поведения в семье, коллективе, общественных местах, транспорте; правил личной безопасности и др.
Гражданско-правовое направление (раздел «Азбука гражданина») позволяет младшему школьнику овладеть практическими знаниями о правах и обязанностях гражданина, об устройстве государства, символах РФ, области и своего села, о способах защиты своих прав, предусмотренных законом, о государственных органах, призванных защищать права ребёнка и др.
Вопросы безопасности рассматриваются в разделе «Азбука безопасности».
Цель программы – способность школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными ситуациями.
Основные задачи:
- формировать знания о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка.
2) формировать умения применять знания о правовой культуре в учебных и жизненных ситуациях;
3) способствовать социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе;
В результате работы по данной программе учащийся демонстрирует компетенции:
Когнитивная составляющая – знание
- общечеловеческих ценностей;
- прав человека на образование в РФ;
- государственных символов России, области, города;
- документов, в которых указаны права и обязанности гражданина РФ;
- прав и обязанностей обучающихся;
- способы защиты своих прав, предусмотренных законом;
- государственных органов, призванных защищать права ребёнка;
- конкретных правил поведения в семье, в своём доме, гостях, общественных местах, транспорте;
- правил дорожного движения и пожарной безопасности.
Деятельностная составляющая - умения:
- выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям;
- оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил;
- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;
- ценить общественный порядок и деятельность по его охране;
- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы и воспитанников детского дома.
- вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.
Ценностная составляющая –проявлять личностные свойства и
качества в решении жизненно важных задач:
- чувство собственного достоинства в различных ситуациях;
- человечность к окружающим людям;
- честность;
- целеустремлённость;
-трудолюбие;
- самодеятельность и самостоятельность;
- жизнестойкость.
Программа рассчитана для учащихся второго класса.
Срок реализации программы- 1год.
Формы занятий : беседы, экскурсии, конкурсы рисунков и стихов, посещение музеев, выставок, игровые программы.
Формы подведения итогов реализации программы: турниры, утренники, викторины.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название темы | Кол-во часов | Форма проведения | Дата проведения |
1. | «Мордовия – России частица». | 1ч. | Беседа , конкурс рисунков. | 09.2012. |
2. | «Что значит быть вежливым». | 1ч. | Беседа | 09.2012. |
3. | «Саранск – столица Мордовии». | 1ч. | Беседа | 09.2012. |
4. | «Символика Р.Ф.». | 1ч. | Занятия с использованием ИКТ. | 09.2012. |
5. | «Мордовские чемпионы». | 1ч. | Беседа | 10.2012. |
6. | «Светофор – наш верный друг». | 1ч. | Беседа с использованием ИКТ. | 10.2012. |
7. | «Символика Республики Мордовия» | 1ч. | Беседа | 10.2012. |
8. | «Школа – наш дом». | 1ч. | Беседа, конкурс рисунков. | 10.2012. |
9. | «Моя малая Родина». | 1ч. | Беседа | 10.2012. |
10. | «Жизнь и творчество С.Д.Эрьзи. | 1ч. | Занятия с использованием ИКТ. | 11.2012. |
11. | «Символика Республики Мордовия». | 1ч. | Викторина | 11.2012. |
12. | «Наши права и обязанности». | 1ч. | Беседа | 11.2012. |
13. | «Волшебные слова» -урок вежливости. | 1ч. | Беседа с элементами игры. | 12.2012. |
14. | «Труд –великое дело». | 1ч. | Беседа, конкурс пословиц. | 12.2012. |
15. | «Хлеб – всему голова». | 1ч. | Занятие с использованием ИКТ. | 12.2012. |
16. | «Традиции встречи Нового года и Рождества» | 1ч. | Беседа, конкурс рисунков. | 12.2012. |
17. | «Я и моя семья». | 1ч. | Беседа, конкурс рисунков. | 01.2013. |
18. | «Моя безопасность» | 1ч. | Беседа, викторина. | 01.2013. |
19. | «Мой друг – светофор». | 1ч. | Викторина. | 01.2013. |
20. | «День воинской славы России». | 1ч. | Беседа. | 02.2013. |
21. | «О дружбе, доброте, отзывчивости». | 1ч. | Викторина. | 02.2013. |
22. | «Защитники отечества». | 1ч. | Беседа. | 02.2013. |
23. | «Моя родословная». | 1ч. | Беседа. | 02.2013. |
24. | « 8 Марта – Международный женский день. | 1ч. | Беседа, конкурс рисунков, поделок. | 03.2013. |
25. | «Умел ошибиться – умей и поправиться». | 1ч. | Беседа. | 03.2013. |
26. | «Где можно играть» по правилам ПДД. | 1ч. | Игровая программа. | 03.2013. |
27. | «Наши меньшие друзья». | 1ч. | Занятие с использованием ИКТ. | 04.2013. |
28. | «Наши меньшие друзья». | 1ч. | Викторина. | 04.2013. |
29. | «Знай и люби родную природу» | 1ч. | Беседа, конкурс рисунков. | 04.2013. |
30. | «Наше село». | 1ч. | Беседа. | 04.2013. |
31-32 | «Этот день Победы». | 2ч. | Беседа, конкурс рисунков. | 05.2013. |
33 | «Удивительное рядом» | 1ч. | Беседа. | 05.2013. |
34. | «Экологическая тропа». | 1ч. | Игра-путешест вие. | 05.2013. |
|
18-19. | Мой друг светофор. | 2 ч. | 23.01. 30.01. |
20-21. | Моя безопасность. | 2 ч. | 06.02. 13.02. |
22-23. | Доброе дело – великое счастье. | 2 ч. | 27.02. 05.03. |
24-25. | Умел ошибиться - умей и поправиться. | 2 ч. | 12.03. 19.03. |
26-27. | Наши меньшие друзья. | 2 ч. | 02.04. 09.04. |
28. | Знай и люби родную природу. | 1 ч. | 16.04. |
29. | Наше село. | 1 ч | 23.04. |
30-31. | Этот день Победы | 2 ч | 30.04. 07.05. |
32 | Удивительное рядом. | 1 ч | 14.05. |
33 | Экологическая тропа | 1 ч | 21.05. | ||
На занятиях по нравственно-патриотическому воспитанию формируется понимание того, что хорошо и что плохо, что справедливо и несправедливо, стремление и умение поступать хорошо, действовать справедливо. У ребят воспитывается любовь к родному дому, к родным, семье, к защитникам родины.
Изучая азбуку гражданственности, дети знакомятся с символами Российского государства, Республики Мордовия.
Знакомясь с историей и традициями русского и мордовского народов, дети проявляют интерес к героическому прошлому, прививается любовь к
Родине, бережное отношение к природе, расширяется кругозор в области государственной символики.
На занятиях по нравственному воспитанию дети изучают правила поведения в школе, на улице, в общественных местах, транспорте, знакомятся с правилами дорожного движения.
В играх-путешествиях учащиеся заочно путешествуют по улицам родного села и своей Республики, знакомятся со знаменитыми людьми Мордовии.
Участвуя в викторинах, дети обобщают свои знания, расширяют кругозор, учатся работать в команде, радоваться успехам товарищей.
Техническое оснащение занятий:
Плакаты, альбомы, видеофильмы.
Список использованной литературы:
- Л.И. Гайдина , А.В. Кочергина Группа продленного дня. М: ВАКО.
2010г.
- Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М: Просвещение- 2001г.
- Буре Р.С., Година Г.С., Шатова А.Д. Воспитание нравственных чувств у младших школьников. М: Просвещение- 2001г.
- Н.А.Ануфриева, оформление Родиноведение-1997г. 212ст.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" для 1 класса
Пояснительная записка и тематическое планирование курса по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" для 1 класса...
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Клуб здоровячков» На 1-4 классы.
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления «Клуб здоровячков» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения о...
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по внеурочной деятельности «Грамотейка» Для детей 8 лет На один год обучения Направление внеурочной деятельности «Интеллектуальное»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса по внеурочной деятельности«Грамотейка»Для детей 8 летНа один год обученияНаправление внеурочной деятельности«Интеллектуальное»...
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Математика и конструирование" (общеинтеллектуальное направление), срок реализации 4 года
quot;Математика и конструирование". УМК "Школа России". 3 класс. Основная цель: сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать...
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Истоки родного края"
Данная образовательная программа направлена на формирование у младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение ...
Рабочая программа курса по внеурочной деятельности для 1-4 классов "Удивительный мир слов"
Разработанный курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке, его орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Деятельностный подход, используемый в п...