Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Я - гражданин!"
рабочая программа (2 класс) по теме

Тараканова Елена Геннадьевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Спортивно – оздоровительное направление

Пояснительная записка

    Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.

На уроках здоровья у детей формируется мотивационная сфера гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания, обеспечение физического и психического саморазвития. Ребёнок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать своё здоровье.

Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе.

Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма е более высокой ступени развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.

Игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально – волевой сферы личности) развивают произвольную сферу (умение сосредоточиться, переключить внимание, усидчивость).

Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями ; стремлению творить своё здоровье, применяя знания  и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи направлены на:

  1. укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоническому, физическому развитию;
  2. обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
  3. воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций.

Дети научатся:

 играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

Знать:

  1. о способах и особенностях движение и передвижений человека;
  2. о системе дыхания. работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
  3. об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
  4. о причинах травматизма и правилах его предупреждения;

Уметь:

  1. составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
  2. организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
  3. уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

Программа рассчитана  для учащихся второго класса.

Срок реализации программы -1 год.

Формы занятий: Строевые упражнения, «Весёлые старты» ,эстафеты, уроки здоровья, спортивные  праздники, викторины.

Формы подведения итогов реализации программы: спортивные соревнования, спортивные праздники.

Календарно – тематическое планирование


п/п

Название

темы

Форма

проведения    

Кол-во

часов

Дата проведения

1

Урок здоровья «Почему мы болеем»

Беседа с оздоровительной минуткой.

1ч.

09.2012.

2

Урок здоровья «Признаки болезни»

Беседа с оздоровительной минуткой. Игра – соревнование.

1ч.

09.2012.

3

«Весёлые старты»

Спортивные соревнования.

1ч.

09.2012.

4

Урок Здоровья «Как организм помогает себе сам».

Беседа с оздоровительной минуткой.

1ч.

09.2012.

5

Подвижные игры.

Игры- соревнования.

1ч.

10.2012.

6

Урок Здоровья «Здоровый образ жизни».

Беседа с обсуждением ситуаций.

1ч.

10.2012.

7

Игры на развитие памяти

 Игры «Повтори за мной», «Запомни движения», «Художник».

1ч.

10.2012.

8

Урок  здоровья  «Какие врачи нас лечат».

Беседа. Самоанализ здоровья.

1ч.

10.2012.

9

Подвижные игры с мячом.

Футбол, выбери меня.

1ч.

10.2012.

10

«Эстафета ловких».

Спортивные соревнования.

1ч.

11.2012.

11

Игры на развитие мышления и речи.

Игры «Ну-ка, отгадай», «Определим игрушку».

1ч.

11.2012.

12

Урок здоровья «Инфекционные болезни»

Беседа  с оздоровительной минуткой. Игра –соревнование.

1ч.

11.2012

13

Урок здоровья «Домашняя аптечка».

Беседа. Игра «Светофор здоровья.

1ч.

12.2012.

14

Урок здоровья «Отравления лекарствами».

Беседа. Игра-соревнование. Практическая работа.

1ч.

12.2012.

15

Игра с элементами ОРУ «Море волнуется – раз»

Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики.

1ч.

12.2012.

16

Урок здоровья «Пищевые отравления».

Беседа. Игра- соревнования.

1ч.

01.2013.

17

Весёлые старты с мячом и скакалкой.

Гимнастические упражнения. Эстафеты.

1ч.

01.2013.

18

Урок здоровья «Если солнечно и жарко».

Беседа с оздоровительной минуткой.

1ч.

01.2013.

19

Ходьба на лыжах. Конкурс снеговых фигур.

Эстафета «Весёлая лыжня.

02.2013.

20

Урок здоровья «Если на улице дождь и гроза».

Беседа с оздоровительной минуткой.

1ч.

02.2013.

21

Урок здоровья «Опасность в нашем доме.

Беседа. Игра «Светофор здоровья».

1ч.

02.2012.

22

Игра «Зов Джунглей».

Спортивные соревнования.

        1ч.

02.2012.

23

Урок здоровья «Чтобы огонь не причинил вреда».

Беседа. Практическая работа.

1ч.

03.2013.

24

Игры со скакалкой и мячом.

Проведение игр.

1ч.

03.2013.

25

Урок здоровья «Чем опасен электрический ток».

Беседа с оздоровительной минуткой. Игра «Светофор здоровья».

1ч.

03.2013.

26

Подвижные игры с мячом.

Проведение подвижных игр.

1ч.

04.2013.

27

Урок здоровья «Травмы».

Беседа. Практическая работа.

1ч.

04.2013.

28

Урок здоровья «Укусы насекомых».

Беседа с оздоровительной минуткой.

1ч.

04.2013.

29

«Весёлые старты».

Спортивные соревнования.

1ч.

04.2013.

30

Урок здоровья «Отравления ядовитыми веществами».

Беседа. Игра – соревнование.

1ч.

04.2013.

31

Урок здоровья «Как помочь себе при тепловом ударе».

Беседа. Игра «Светофор здоровья».

        1ч.

05.2013.

32

Урок здоровья «Если ты ушибся или порезался».

Беседа. Практическая работа.

1ч.

05.2013.

33

Урок здоровья «Воспитай себя».

Беседа с оздоровительной минуткой.

1ч.

05.2013.

34

Урок здоровья «Расти здоровым».

Беседа с оздоровительной минуткой.

1ч.

05.2013.

Содержание изучаемого курса:

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны

и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют

расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире,

совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Все свои жизненные

впечатления и переживания дети отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди»,

«Коршун и наседка», «У медведя во бору».)

   В народных играх много юмора, шуток соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками,

потешками.

   

   Важнейшее достоинство подвижных игр состоит в том, что в своей совокупности они, по существу, исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, лазанье, метание,

бросание и ловлю, упражнения с предметами. И потому являются универсальным и незаменимым средством физического воспитания детей.

Характерной чертой подвижных игр является не только богатство и разнообразие движений, но и свобода их применения в разнообразных  игровых ситуациях, что создает большие возможности для проявления инициативы и творчества. Играя, ребенок испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимую для достижения успеха.

   На уроках здоровья ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.  

   Работа с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей.

   Занятие о пище, питании можно проводить в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды).

Техническое оснащение занятий:

мячи, скакалки, лыжи, гимнастические палки, плакаты, рисунки.

Список использованной литературы:

  1. Богданов Г. П.  Игры и развлечения в группах продленного дня- М: Просвещение, 1990г.- 144ст.
  2. Захарова Т. Н. и др. Формирование здорового образа жизни у младших школьников.- Волгоград. Учитель, 2007г.- 174ст.
  3. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов. М: Просвещение, 2005г.- 239ст.
  4. Левина С.А., Тукачева С.И.- Физкультминутки. Волгоград. Учитель,2011г.-67ст.
  5. Обухова Л. А. и др. Новые 135 уроков здоровья или школа докторов природы (1-4классы)- М: ВАКО, 2011г.- 288ст.

         

     

     



Предварительный просмотр:

Программа

Нравственно-патриотического воспитания

Пояснительная записка

Становлению демократического государства в России, её развитие на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества в России. Главной целью стандартов «нового поколения» является воспитание патриота, носителя ценностей гражданского общества, осознающего свою сопричастность к судьбам Родины.

                     Гражданско-правовое образование становится одним из основных направлений развития гуманитарного образования.

     Реализация этой стратегии в области гражданско-правового образования начинается с детского сада и начальной школы. Именно в этот период жизни закладываются не только основы знаний, но и нормы поведения, убеждения, привычки, потребности личности, призванной стать впоследствии активным гражданином Отечества.

          Таким образом, на уровне общества, воспитание гражданственности, формирование сознательного гражданина  становится одним из основных направлений развития и воспитания личности. Сознательность предполагает знание и понимание своей общественной роли, умение определять наиболее разумные пути действия и поведения с учётом личных и общественных последствий. Следовательно, сознательность предусматривает   широкое развитие  интеллекта и самостоятельности личности.

             

        В основе программы лежат следующие направления: нравственное (раздел «Азбука нравственности»), гражданско-правовое (раздел «Азбука гражданина»). При этом центральным является нравственное направление, так как нравственность-это та основа, без которой невозможно формирование полноценной личности гражданина.

    Нравственный аспект указанного направления воспитания (раздел «Азбука нравственности»)  способствует формированию   у младших школьников  таких личностных качеств как доброжелательность, трудолюбие, справедливость, честность, принятых в обществе правил поведения в семье, коллективе, общественных местах, транспорте; правил личной безопасности и др.

Гражданско-правовое направление (раздел «Азбука гражданина») позволяет младшему школьнику овладеть практическими знаниями о правах и обязанностях гражданина, об устройстве государства, символах РФ, области и своего села, о способах защиты своих прав, предусмотренных законом, о государственных органах, призванных защищать права ребёнка и др.

Вопросы безопасности рассматриваются в разделе «Азбука  безопасности».

       Цель программы –  способность школьников адекватно проявлять внутреннюю и внешнюю правовую культуру, основные нравственные качества (справедливость, уважение, сострадание, доброжелательность, чувство собственного достоинства, патриотизм) в соответствии с жизненными ситуациями.  

Основные задачи:

  1. формировать знания о нравственной и правовой культуре, используя возможности самого ребёнка.

2) формировать умения применять знания о правовой культуре в учебных и        жизненных ситуациях;

3) способствовать   социальной адаптации ребёнка, его правильному отношению к миру, окружающим людям и самому себе;

В результате  работы по данной программе учащийся  демонстрирует компетенции:

Когнитивная составляющая – знание

- общечеловеческих ценностей;

- прав человека на образование в РФ;

- государственных символов России, области, города;  

- документов, в которых указаны права и обязанности гражданина РФ;

-  прав и обязанностей обучающихся;  

- способы защиты своих прав, предусмотренных законом;

- государственных органов, призванных защищать права ребёнка;

- конкретных правил поведения в семье, в своём доме, гостях, общественных местах, транспорте;

- правил дорожного движения и пожарной безопасности.

Деятельностная составляющая - умения:

 - выполнять правила поведения, разъяснять их другим детям;

- оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения выполнения этих правил;

- выбирать способ поведения в соответствии с этими правилами;

- ценить общественный порядок и деятельность по его охране;

- добросовестно выполнять обязанности учащихся школы и воспитанников детского дома.

- вступать в различные коммуникации с учетом правил общения.

Ценностная составляющая –проявлять личностные свойства и

качества в решении жизненно важных задач:

-  чувство собственного достоинства в различных ситуациях;

- человечность к окружающим людям;

- честность;

- целеустремлённость;

-трудолюбие;

- самодеятельность и самостоятельность;

- жизнестойкость.

Программа рассчитана для учащихся второго класса.

Срок реализации программы- 1год.

Формы занятий : беседы,  экскурсии, конкурсы рисунков и стихов, посещение музеев, выставок, игровые программы.

Формы подведения итогов реализации программы: турниры, утренники, викторины.

        КАЛЕНДАРНО-        ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

                         

№  п/п

Название темы

Кол-во часов

Форма проведения

Дата проведения

1.

«Мордовия – России  частица».


1ч.

Беседа , конкурс рисунков.

09.2012.

2.

«Что значит быть вежливым».

1ч.

Беседа

09.2012.

3.

«Саранск – столица Мордовии».

1ч.

Беседа

09.2012.

4.

«Символика  Р.Ф.».

1ч.

Занятия с использованием ИКТ.

09.2012.

5.

«Мордовские чемпионы».

1ч.

Беседа

10.2012.

6.

«Светофор – наш верный друг».

1ч.

Беседа с использованием ИКТ.

10.2012.

7.

«Символика Республики  Мордовия»

1ч.

Беседа

10.2012.

8.

«Школа – наш дом».

1ч.

Беседа, конкурс рисунков.

10.2012.

9.

«Моя малая Родина».

1ч.

Беседа

10.2012.

10.

«Жизнь и творчество С.Д.Эрьзи.

1ч.

Занятия с использованием ИКТ.

11.2012.

11.

«Символика Республики Мордовия».

1ч.

Викторина

11.2012.

12.

«Наши права и обязанности».

1ч.

Беседа

11.2012.

13.

«Волшебные слова» -урок вежливости.

1ч.

Беседа с элементами игры.

12.2012.

14.

«Труд –великое дело».

1ч.

Беседа, конкурс пословиц.

12.2012.

15.

«Хлеб – всему голова».

1ч.

Занятие с использованием ИКТ.

12.2012.

16.

«Традиции  встречи Нового года и Рождества»

1ч.

Беседа, конкурс рисунков.

12.2012.


17.


«Я и моя семья».

1ч.

Беседа, конкурс рисунков.

01.2013.


18.

«Моя безопасность»

1ч.

Беседа, викторина.

01.2013.

19.

«Мой друг – светофор».

1ч.

Викторина.

01.2013.

20.

«День  воинской славы России».

1ч.

Беседа.

02.2013.

21.

«О дружбе, доброте, отзывчивости».

1ч.

Викторина.

02.2013.

22.

«Защитники отечества».

1ч.

Беседа.

02.2013.

23.

«Моя родословная».

1ч.

Беседа.

02.2013.

24.

« 8 Марта – Международный женский день.

1ч.

Беседа, конкурс рисунков, поделок.

03.2013.

25.

«Умел ошибиться – умей и поправиться».

1ч.

Беседа.

03.2013.

26.

«Где можно играть» по правилам ПДД.

1ч.

Игровая программа.

03.2013.

27.

«Наши меньшие друзья».

1ч.

Занятие с использованием ИКТ.

04.2013.

28.

«Наши меньшие друзья».

1ч.

Викторина.

04.2013.

29.

«Знай и люби родную природу»

1ч.

Беседа,

конкурс рисунков.

04.2013.

30.

«Наше село».

1ч.

Беседа.

04.2013.

31-32

«Этот день Победы».

2ч.

Беседа, конкурс рисунков.

05.2013.

33

«Удивительное рядом»

1ч.

Беседа.

05.2013.

34.

«Экологическая тропа».

1ч.

Игра-путешест

вие.

05.2013.

 



















































18-19.

Мой друг светофор.

2 ч.

23.01.

30.01.

20-21.

Моя безопасность.

2 ч.

06.02.

13.02.

22-23.

Доброе дело – великое счастье.

2 ч.

27.02.

05.03.

24-25.

Умел ошибиться - умей и поправиться.

2 ч.

12.03.

19.03.

26-27.

Наши меньшие друзья.

2 ч.

02.04.

09.04.

28.

Знай и люби родную природу.

1 ч.

16.04.

29.

Наше село.

1 ч

23.04.

30-31.

Этот день Победы


2 ч

      30.04.

       07.05.

32

Удивительное рядом.

1 ч

14.05.

33

Экологическая тропа

     1 ч

       21.05.




                                                       

   На занятиях по нравственно-патриотическому воспитанию формируется понимание того, что хорошо и что плохо, что справедливо и несправедливо, стремление и умение поступать  хорошо, действовать справедливо. У ребят воспитывается любовь к родному дому, к родным, семье, к защитникам родины.

   Изучая азбуку гражданственности, дети знакомятся с символами Российского государства, Республики Мордовия.

   Знакомясь с историей и традициями русского и мордовского народов, дети проявляют интерес к героическому прошлому, прививается любовь к

Родине, бережное отношение к природе, расширяется кругозор в области государственной символики.

   На занятиях по нравственному воспитанию дети изучают правила поведения в школе, на улице, в общественных местах, транспорте, знакомятся с правилами дорожного движения.

   В играх-путешествиях учащиеся заочно путешествуют по улицам родного села и своей Республики, знакомятся со знаменитыми людьми Мордовии.

   Участвуя в викторинах, дети обобщают свои знания, расширяют кругозор, учатся работать в команде, радоваться успехам товарищей.    

Техническое оснащение занятий:

Плакаты, альбомы, видеофильмы.

        

Список использованной литературы:

  1. Л.И. Гайдина , А.В. Кочергина Группа продленного дня. М:  ВАКО.

2010г.

  1. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети. М: Просвещение- 2001г.
  2. Буре Р.С., Година Г.С., Шатова А.Д. Воспитание нравственных чувств у младших школьников. М: Просвещение- 2001г.
  3. Н.А.Ануфриева, оформление Родиноведение-1997г. 212ст.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" для 1 класса

Пояснительная записка и тематическое планирование курса по внеурочной деятельности "Разговор о правильном питании" для 1 класса...

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности учащихся начальной школы «Клуб здоровячков» На 1-4 классы.

Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления «Клуб здоровячков» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения о...

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса по внеурочной деятельности «Грамотейка» Для детей 8 лет На один год обучения Направление внеурочной деятельности «Интеллектуальное»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса по внеурочной деятельности«Грамотейка»Для детей 8 летНа один год обученияНаправление внеурочной деятельности«Интеллектуальное»...

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Математика и конструирование" (общеинтеллектуальное направление), срок реализации 4 года

quot;Математика и конструирование". УМК "Школа России". 3 класс. Основная цель: сформировать элементы технического мышления, графической грамотности и конструкторских умений, дать...

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности "Истоки родного края"

Данная образовательная программа направлена на формирование у  младших школьников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение ...

Рабочая программа курса по внеурочной деятельности для 1-4 классов "Удивительный мир слов"

Разработанный курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке, его орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Деятельностный подход, используемый в п...