Программа курса "Права и обязанности ученика -гражданина РФ"
методическая разработка (2 класс) по теме

Неустроева  Зоя Александровна

Программа  курса  рассчитана  на  учеников  2  класса  в соответствии  с требованиями  ФГОС,    на  34  часа  в  неделю,  В  содержании  курса  рассматриваются  такие  вопросы  как права  детей,обязанности, запланирована  совместная  работа  с родителями,  подготовка  мини-проектов совместно  с  родителями.   Проводится  в   рамках  внеклассной  работы  и  является  частью  программы  Духоно-нравственного  воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon пррограмма курса110 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Потрусовская основная общеобразовательная школа»

Муниципальный методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области

Номинация: «Защита прав детей»

Программа курса «Права и обязанности школьника – гражданина РФ»

в рамках внеурочной деятельности по направлению «Духовно-нравственное воспитание»

                                               Разработала :  Неустроева З.А.

                                          учитель  начальных классов

                                              МКОУ «Потрусовская ООШ»

                                                          Парфеньевского муниципального района

                                   

С. Потрусово 2014 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Каждый человек должен знать свои права и уметь их защищать. Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав и свобод человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества. Признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Так же одной из приоритетных задач России в настоящие время является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребенка. В субъектах Российской Федерации, с учетом их социально- экономического положения, принимаются региональные нормативные акты, направленные на защиту прав и интересов детей.Реализация принципов Конвенции является актуальной задачей для российского общества. Выполнение Конвенции требует от государства реальных усилий, для того чтобы ее принципы были закреплены в национальном законодательств. Но дети живут и развиваются не только в окружении родных и близких, они так же ходят в школу. Причем в школе они проводят большую часть времени... Дети должны  знать свои права,  знать  где  им могут помочь  в трудную  минуту.  Знать свои  обязанности  ученика.  

     Школа может  многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний каждого ее воспитанника, но  и критерием, определяющих поведение человека. Она может укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, сформировать способность сопротивляться пошлости, жестокости, но только  в  союзе с родителями .Этого требуют и новые  образовательные стандарты  второго поколения.

        Сегодня  актуальность формирования правового сознания у младших школьников, вызвана событиями, происходящими в нашей стране, во всем мире  В этой связи важным становится воспитание у подрастающего поколения основ толерантного сознания и поведения, усвоение знаний в области человеческих отношений, привитие  культуры

 По рекомендации ЮНЕСКО (обучение правам человека предлагается начать еще на дошкольном уровне. В то же время педагогический опыт свидетельствует об эффективности их изучения в начальной школе, так как именно в этот период дети получают и усваивают большой поток  информации.  Школа должна  не только защищать права  детей ,но и просвещать их  в  этом  вопросе,  поэтому я считаю  актуальным  изучение курса «Права  и обязанности  школьника-гражданина РФ»   уже  во  2 классе. Данный курс поможет  детям  начальной  школы  узнать в игровой  форме  о своих  правах  и обязанностях,  применять свои  знания в общении со взрослыми, одноклассниками,  воспитывать толерантное  отношение  к людям другой   национальности.  

Курс предполагает  совместную  работу  с родителями, это поможет  родителям  по другому  посмотреть на  своих  детей,  проанализировать  воспитание  в семье,  будет  содействовать укреплению  семьи,  воспитанию  ответственности  за свои  поступки .  воспитанию    дружбы и взаимопонимания      

 Курс  «Права  и обязанности  школьника-гражданина РФ» определен как внеклассный, в рамках внеурочной  деятельности  помогающий решать одну из  задачи духовно – нравственного воспитания учащихся  в  соответствии с  новыми  ФГОС

Программа курса рассчитана на 34 часа  (  1 час в неделю) ,

Занятия проводятся во второй половине  дня,   продолжительность занятия  40  минут,  на занятии  обязательно проводится  физкультминутка.

Основные цели  курса:

  • создание условий для формирования правовой культуры и активной гражданской позиции;
  • воспитание у подрастающего поколения основ толерантного сознания и поведения, усвоение знаний в области человеческих отношений, привитие психологической культуры;

Основные задачи  курса:

  • познакомить учащихся с основными правами, записанными во  «Всеобщей декларацией прав человека» и «Конвенции о правах ребенка»;
  • сформировать  представления об основных  правах  и обязанностях школьника;
  • сформировать   у учащихся уважительное отношение к праву, к своей стране, родному краю, своей семье, школе;
  • сформировать представление о  целостности окружающего мира, освоение основ правовой грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире  людей, норм з доровьесберегающего поведения в  социальной среде;
  • сформировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • неуспеха;
  • развить коммуникативные способности.

Формы и методы работы:

  • беседа;
  • работа с документами (слушание, чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение);
  • игра;
  • интеллектуальный тренинг (анализ пословиц и поговорок о праве, семье, нравственности; ребусы; задки);
  • метод проектов;
  • метод примера  

Планируемые результаты изучения курса:

Личностные

  • формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину;
  • принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; ;
  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные

  • осознание ценности человеческой жизни;
  • понимание особой роли права в жизни общества;
  • формирование первоначальных представлений о праве, правовой культуре, гражданской позиции;
  • формирование начальных основ базовых правовых ценностей современного общества;
  • формирование начальных основ толерантного мировоззрения.
  • Умение   работать  с  информацией

Оценка результатов освоения  курса складывается из следующих показателей:

  • активная работа на занятиях;
  • участие в школьных мероприятиях, конкурсах  правовой направленности и т.д.;
  • отсутствия серьезных конфликтных ситуаций в школьном коллективе;
  • успешное выполнение проектных работ.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

№п/п

Тема занятия

Основные вопросы темы

Содержание

Теория

Практика

1

Вводное занятие «Что такое право

- понятия права, обязанности;

- история школы;

- работа над смыслом понятий ученик, право, обязанность моё  имя ;

- физкультминутка;

- тренинг на внимание;

- гимн РФ.

-

Понятия

ученик, право, обязанность

моё  имя;

- гимн.

оформление  бейджика со своим  именем

исполнение гимна РФ

Раздел1  Права  ученика-  гражданина  РФ  9 часов

2

Право на образование.

- история развития образования;

- почему сегодня важно иметь образование;

- работа над смыслом понятий ученик, право, обязанность;

- физкультминутка;

понятий ученик, право на  образование, обязанность

беседа по  сказке»  В стране невыученных уроков

3-4

Право на образование: права и обязанности школьника.

- история школы;

- органы самоуправления учащихся;

- «Правила поведения для учащихся»

- изучение «Правил поведения для учащихся»

- встреча с соц педагогом  школы

-составление группового портрета класса.

изучение «Правил поведения для учащихся МКОУ  « Потрусовская ООШ»

составление группового портрета класса

Самооценка «  Как  я выполняю  правила  школьника

5-6

Право на образование: наш класс – большая семья.

- беседа: чему  я научился?

-пословицы и поговорки об учебе;

- рассмотрение  вопроса о равенстве всех в правах;

- закон «Об образовании» РФ

- изучение «Правил поведения для учащихся»;

просмотр  мультфильма «История Власа, лентяя  и лоботряса»;

Оформление  странички в классном  уголке «  Правила поведения ученика»

7

Культурные права.

 Право говорить на родном языке

- РФ – многонациональное федеративное  государство;

- Конституция РФ

- право говорить на родном языке, пользоваться библиотеками, ходить в музеи, театры;

- тренинг на внимание;

-закрепления принципа равенства в правах.

- информация о «Конституции» - как основном документе страны;

- изучение культурных прав;

- экскурсия в школьную библиотеку;

Посещение  библиотекиначало работы над Проектом « Люди  разных национальностей в нашем селе» совместный

8-10

 Работа  над проектом «  Люди  разных национальностей в нашем селе

Работа  над  проектом

- сбор материала

 Оформление результатов исследования

Социальные права и обязанносити детей(17часов)

11

Право на жизнь.

- право на жизнь – естественное право человека;

- зачем нужен был международный документ по защите прав человека;

- а кто такой человек?

- знакомство с «Всеобщей декларацией человека» как нормативным документом;

- игра «Послание в бутылке»;

- физкультминутка;

-

Всеобщей декларацией человека

игра «Послание в бутылке»;

12

Права детей.

Знакомство с уполномоченным по правам  детей  в  Костромской области и в МКОУ « Потрусовская ООШ»

- кого считают ребенком;

- «Конвенция о правах ребенка»

- знакомство с «Конвенцией о правах ребенка» как нормативным документом;

- работа над понятием особые права детей;

- физкультминутка

Конвенцией о правах ребенка»

понятием особые права детей

Встреча  с  Уполномоченным по правам  ребёнка в   школе  Вопросы  по теме  

13

Право на  семью

- что такое семья;

- выступления   учеников  6 класса  со своими родословными;

- знакомство с «Всеобщей декларацией человека» как нормативным документом;

- знакомство с «Конвенцией о правах ребенка» как нормативным документом;

знакомство с методикой составления родословных;

- работа над понятиями права и обязанности в семье;

Мини-Проект  «  Моя  семья

Совместно с родителями( дома)

 

14-15

Право на  благоприят-ную окру-жающую среду.

- право на достаточное питание и достаточное количество питьевой воды;

- право на полезное и качественное питание;

- анализ ситуации в  регионе, стране, мире с соблюдением права на благоприятную окружающую среду;

-знакомство с «Всеобщей декларацией человека» как нормативным документом;

- знакомство с «Конвенцией о правах ребенка» как нормативным документом;

- физкультминутка;

 работа с «Конституцией» - как основным документом страны;

- работа над понятиями окружающая среда, здоровый образ жизни;

-  примеры нарушения права на благоприятную окружающую

среду и последствия нарушений;

Практическая работа  «  Какие продукты  мы  едим»

СоставленКонкурс  рисунков « Берегите воду»

16

Обязанность   бережно относится к природе, окружающей среде.

- почему нужно беречь природу?

- как каждый из нас может и должен беречь природу?

- пословицы и поговорки о природе;

- работа над понятиями обязанность, природная окружающая среда;

-развитие творчества детей;

- физкультминутка;

-  рассказ «Мой младший друг».

Конкурс  рисунков « Берегите  лес»

17-19

 Что такое телефон доверия.  Сайты  для  детей  по  изучению  прав

-что такое  телефон  доверия?   Как  им пользоваться?

Где найти информацию  о  правах  детей

;работа  с  сайтами по  изучению прав  для  детей

работа  со школьным  сайтом,

правила пользования  телефоном доверия

работа  с  сайтами по  изучению прав  для  детей ,работа  со школьным  сайтом,правила пользования  телефоном доверия

Работа  с сайтами

(присутствуют родители)

20

Право на заботу со стороны взрослых

;родительская забота

Пример  родителей  выступление  

21

Право на собственность

- работа над понятиями собственность,  Как относится к чужой  собственности

- работа над понятием собственность;

- интеллектуальный тренинг;

- работа с раздаточным материалом;

- физкультминутка;

-

»практическая работа «Моё  и чужое» решение жизненных  ситуаций

22

Право на жилище

- понятия собственность, наследство, наследник, наследодатель, право на жилище и его неприкосновенность;

- работа над понятием право на жилище;

- физкультминутка;

- просмотр мультфильма «Заячья избушка».

Беседа по  содержанию  сказки

23

Подготовка к проекту  «Мои права»

- беседа по рассмотренным ранее вопросам;

- закрепление изученного ранее материала в форме  «викторины

- физкультминутка;

- музыкальные паузы;

-конкурс загадок;

Оформление  материалов  для проекта  совместно с учителем

24-25

Обязанности детей.

  Правила  дорожного  дижения

Беседа по теме»  Обязанности школьника»

Встреча  с  сотрудником  ГИБДД

-обязанность школьника

Выполнение правил  на дороге

работа над понятиями права и обязанности;

Самооценка ученика «Мои  обязанности  как  я  их  выполняю»

26

.          Обязанности ребёнка по уходу за животными                 

- рассказ учащихся о своих домашних питомцах;

- физкультминутка;

- тренинг на внимание;

- разучивание песни о бережном отношении к природе;

- работа с ИКТ.

- просмотр мультфильма «Почему ушел котенок?»

                  беседа о домашних животных учащихся;

- какие беседа о домашних животных учащихся;

- какие обязанности  у учащихся по уходу за домашними животными;

- чем опасны бродячие животные?- чем опасны бродячие животные?     

беседа о домашних животных учащихся;

- какие обязанности  у учащихся по уходу за домашними животными;

- чем опасны бродячие животные?

- рассказ учащихся о своих домашних питомцах;

27

Обязанность  уважать старших

День Победы.

- историческая справка по теме Великая Отечественная война;

- работа с понятиями  победа  

любовь  к Родине Просмотр видеоматериалов  о Великой Отечественной войне..

Подготовка  к Дню Победы  Конкурс  стихотворений

Итоговое обобщение5 часов

28

Итоговое обобщение.

- беседа по рассмотренным ранее вопросам;

- закрепление изученного ранее материала в форме игры «Я гражданин

- мониторинг.

Игра «  Я  гражданин»

  ( по  станциям)

29-32

Мониторинг. Подведение  итогов

Подведение  итогов

Защита проектов

Вручение грамот

Выступление  детей с  проектами.

Развитие  умения  выступать перед  обществом  Самооценка   своей  работы

33-34

Резервные  часы

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

 Вводные занятия (1час)

    Знать для чего необходимо знать свои права    и обязанности.  Кто такой ученик. Кто такой учитель. Какие у них права и обязанности (знакомство с понятиями: право и обязанность).  Право человека на имя.  Повторение  Гимна РФ

Раздел 1.  Права  ученика-гражданина РФ  ( 9 часов)

История развития просвещения. Право на образование.  Почему человек должен учиться.  История школы. Символика школы. Устав школы.  Правила поведения для учащихся.  Права и обязанности участников образовательного процесса.  Класс – частичка школьного коллектива. Ученик – гордость школы. Органы самоуправления в школе. Равенство всех участников образовательного процесса в  правах. Закон «Об Образовании».

 Федеративное многонациональное государство РФ (знакомство с понятиями: конституция, федерация, субъекты федерации, нация, народность, родной язык).  Конституция РФ. Право человека говорить на родном языке. Культурные права.   Проект  «  Люди разных национальностей в   селе Потрусово, воспитание толерантности

   

Раздел 2.  Социальные  права и обязанности  детей . ( 17часов )

   Право на жизнь – естественное право человека. Зачем нужен был международный документ по защите прав человека. Всеобщая декларация прав человека. Кто такой человек.                                                        

   Кто такой ребенок. Почему ребенку нужно иметь особые права. Конвенция о правах ребенка. Права ребенка. Нарушение и защита прав детей в нашей стране и за рубежом.

   Право на заботу со стороны взрослых. Право на жилище. Право на неприкосновенность жилища.

Право на  семью. Для чего необходимо знать историю семьи. Как составить родословную.

   Права и обязанности родителей. Обязанности детей.

   Право на  благоприятную окружающую среду.  Права ребенка: на  достаточное питание и достаточное количество питьевой воды;  на полезное и качественное питание.

   Обязанность каждого ребёнка  выполнять правила  пешеходов на  улицах.. Каждый из нас может и должен беречь природу.  Обязанности ребёнка по уходу за животными.

  Что такое  телефон доверия,  его функции,  правила пользования.  Знакомство с Уполномоченным  по  правам  ребёнка в Костромской  области  и  в школе, Совместные проекты  детей  и родителей.

Раздел 3  Итоговое обобщение  Мониторинг(5 часов)

 

Подведение  итогов  работы,  презентация детских  проектов перед  учениками  школы, Награждения  и поощрения активным  участникам  среди  детей  и родителей.  Рефлексия .

Резерв: 2  часа

Использованная литература:

   1. Конституция Российской Федерации

   2. Федеральные государственные образовательные стандарты второго  поколения..

  3  Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. (Пособие для учителя начальной школы –М.: Вита – Пресс, 2007)

    6.Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ в вопросах, ответах и комментариях. М., 2006

  8. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г.  Ваши права. (Кн. для уч-ся нач. кл.-М: Вита –Пресс,1996)

  9. Шабельник Е.С. Права ребенка. М.,

 school-sector.relarn.ru/prava - Права и дети в Интернете

www.pravadetey.ru - Информационно-правовой ресурс для детей

www.01-02.ru - Национальный портал противодействия терроризму

www.mir.pravo.by - Детский правовой сайт

www.pravo.aodb-blag.ru - Право детей - право на будущее

http://www.koipkro.kostroma.ru/koiro/RMIKPU/default.aspx  региональный  межведомственный информационный ресурс  правовой

Программа  курса  «Права  и обязанности  школьника-гражданина РФ»

Номинация :  Защита прав  детей»

Учитель начальных  классов Неустроева Зоя  Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру по теме "Основной закон России и правао человека" ( УМК "Школа России" учебник А.А. Плешаков)

С помощью тестового материала можно быстро и точно оценить знания учащихся и вявить слабые места....

Рабочая программакурса внеурочной деятельности "Готовлюсь к школьной олимпиаде по математике" 2 класс УМК ПНШ

1.           Пояснительная запискаИзучение математики играет системообразующую роль в образовании младшего школьника, формируя познавательные способно...