Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Кружок. Я - гражданин России
календарно-тематическое планирование на тему
Цель и задачи программы
Цель: расширить общественно значимые знания ребёнка о самом себе, дополнить знания по истории и современному государственному строю России, дать представление о социальном начале человека, о его становлении и развитии и, в конечном итоге, способствовать социализации ребёнка. Создать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
1.Содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, городе или деревне, в стране, входящей в систему стран всего мира
2. Воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории своей страны.
3. Помощь в понимании своей принадлежности государству, представляющему каждому его гражданину определённые права и требующие исполнения определённых обязанностей; воспитание основ правового сознания.
4. Воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, вероисповеданий, понимание неповторимости и уникальности каждого человека.
5. Обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.
6.Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном – в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления – при их осмыслении – содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (причинно-следственных связей и закономерностей.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya-grazhdanin_rossii.doc | 504 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 9 города Белореченска
муниципального образования Белореченский район
Утверждено
решение педсовета протокол № 2
от 26 августа 2013 года
Председатель педсовета
_______________К.А. Наурузов
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок
Я – гражданин России
1-4 классы
6,5-10 лет
Учитель: Блашникова Людмила Николаевна
Пояснительная записка.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя, как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества. Ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе нравственную, правовую и политическую культуру должна внести современная школа.
Цель и задачи программы
Цель: расширить общественно значимые знания ребёнка о самом себе, дополнить знания по истории и современному государственному строю России, дать представление о социальном начале человека, о его становлении и развитии и, в конечном итоге, способствовать социализации ребёнка. Создать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Задачи:
1.Содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, городе или деревне, в стране, входящей в систему стран всего мира.
2. Воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории своей страны.
3. Помощь в понимании своей принадлежности государству, представляющему каждому его гражданину определённые права и требующие исполнения определённых обязанностей; воспитание основ правового сознания.
4. Воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, вероисповеданий, понимание неповторимости и уникальности каждого человека.
5. Обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.
6.Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации детей в процессе активной творческой деятельности.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном – в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления – при их осмыслении – содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (причинно-следственных связей и закономерностей.)
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Все го час | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | Характеристика деятельности учащихся | ||
Аудитор ные | Внеаудиторные | |||||||
1 класс (66 часа) | ||||||||
I раздел «Я - я» (формирование гражданского отношения к себе). | 10 | 5 | 5 | Осмысливать значение понятия «Я-я» Готовить рассказ о себе, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками в семье Практическая работа: составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье Знакомиться по словарям личных имен и фамилий со значением имен и фамилий своей семьи. Практическая работа: составлять перечень обязанностей школьника в семье и обсуждать его с одноклассниками | ||||
1 | «Знакомьтесь - это я!» (урок - игра). | 1 | 13.09 | |||||
2 | «Знакомьтесь - это я!» (устный журнал). | 1 | 15.09 | |||||
3 | «Мой ум» (тестирование). | 1 | 20.09 | |||||
4 | «Мой ум» (игры-тренировки). | 1 | 22.09 | |||||
5 | «Моя память» (тестирование). | 1 | 29.09 | |||||
6 | «Моя память» (игры-тренировки). | 1 | 4.10 | |||||
7 | «Развивай свою память» (практикум). | 1 | 27.09 | |||||
8 | «Развивай свою память» (задания-испытания). | 1 | 6.10 | |||||
9 | «Мои достоинства» (тестирование). | 1 | 11.10 | |||||
10 | «Мои достоинства» (устный журнал). | 1 | 13.10 | |||||
II раздел «Я - мы». | 14 | 9 | 5 | |||||
II.1. «Я – частичка коллектива». | 10 | 6 | 4 | |||||
11 | «Я и мы» (коллективная беседа). | 1 | 18.10 | Познакомиться с учителем, одноклассниками Познакомиться с историей школы Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности во взаимодействии с взрослыми, сверстниками Проводить наблюдения во время экскурсии по школе (учиться находить класс, свое место в классе и т.п.) Оценивать свою роль в жизнедеятельности класса Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями | ||||
12 | «Я и мы» (урок-игра) | 1 | 20.10 | |||||
13 | «Ответственность дежурных – залог здоровья каждого» (коллективная беседа). | 1 | 25.10 | |||||
14 | «Ответственность дежурных – залог здоровья каждого» (встреча с медицинским работником). | 1 | 27.10 | |||||
15 | «Нам жизнь дана на добрые дела» (устный журнал о добрых делах учащихся). | 1 | 1.11 | |||||
16 | «Нам жизнь дана на добрые дела» (выставка рисунков). | 1 | 8.11 | |||||
17 | «Твое и наше» (беседа). | 1 | 11.11 | |||||
18 | «Твое и наше» (устный журнал) | 1 | 15.11 | |||||
19 | «Вместе весело шагать» (урок-праздник). | 1 | 18.11 | |||||
20 | «Вместе весело шагать» (экскурсии, походы). | 1 | 22.11 | |||||
II. 2. «Мы теперь – ученики!» | 4 | 3 | 1 | |||||
21 | «Учеба. Это личное дело каждого или общее дело?» (дискуссия). | 1 | 25.11 | |||||
22 | «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики!» (праздник) | 1 | 29.11 | |||||
23 | «Наши достижения» (урок-отчет). | 1 | 2.12 | |||||
24 | «Наши достижения» (выставка поделок, рисунков) | 1 | 6.12 | |||||
III раздел «Школа – мой дом родной». | 18 | 11 | 7 | |||||
III. 1. «Школа – мой дом и я хозяин в нем». | 8 | 6 | 2 | |||||
25 | «Комфортно ли тебе в школе?» (тест). | 1 | 9.12 | Познакомиться с учителем, одноклассниками Познакомиться с историей школы Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности во взаимодействии с взрослыми, сверстниками Проводить наблюдения во время экскурсии по школе (учиться находить класс, свое место в классе и т.п.) Оценивать свою роль в жизнедеятельности класса Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями | ||||
26 | «Комфортно ли тебе в школе?» (беседа) | 1 | 13.12 | |||||
27 | «Школьная мода – деловой стиль» (конкурс школьных причесок). | 1 | 16.12 | |||||
28 | «Школьная мода – деловой стиль» (конкурс рисунков школьной формы). | 1 | 20.12 | |||||
29 | «Как вести себя на переменах» (инструктаж по технике безопасности). | 1 | 23.12 | |||||
30 | «Как вести себя на переменах» (игра-экспромт). | 1 | 27.12 | |||||
31 | «Школа – мой дом родной и я хозяин в нем» (дискуссия о бережном отношении к имуществу школы). | 1 | 30.12 | |||||
32 | «Школа – мой дом родной и я хозяин в нем» (экскурсия по школе). | 1 | 17.01 | |||||
III. 2. «Береги здоровье смолоду». | 10 | 5 | 5 | |||||
33 | «Береги здоровье смолоду» (Беседа о вреде шума, громкого разговора, звонков мобильных телефонов). | 1 | 20.01 | Познакомиться с понятием «Здоровое питание». Познакомиться и обсудить правила поведения в столовой, особенности во взаимодействии с взрослыми, сверстниками Проводить наблюдения во время приёма пищи. Выбирать оптимальные продукты питания | ||||
34 | «Береги здоровье смолоду» (ролевая игра). | 1 | 24.01 | |||||
35 | «Какую пищу мы едим» (тест). | 1 | 27.01 | |||||
36 | «Какую пищу мы едим» (встреча со школьными поварами). | 1 | 31.01 | |||||
37 | «Как вести себя на физкультуре» (инструктаж). | 1 | 3.02 | |||||
38 | «Как вести себя на физкультуре» (конкурс на лучшее письмо самому себе по технике безопасности на физкультуре). | 1 | 7.02 | |||||
39 | «Книге - вторую жизнь» (экскурсия в детскую библиотеку). | 1 | 10.02 | |||||
40 | «Книге - вторую жизнь» (акция милосердия по ремонту библиотечных книг). | 1 | 14.02 | |||||
41 | «Устав школы. Мои права и обязанности» (беседа). | 1 | 17.02 | |||||
42 | «Устав школы. Мои права и обязанности» (устный журнал). | 1 | 21.02 | |||||
IV раздел «Я и моя семья». | 24 | 14 | 10 | |||||
IV.1. «Моя роль в семье». | 6 | 5 | 1 | |||||
43 | «Знакомьтесь, моя семья!» (коллективный поход). | 1 | 24.02 | Осмысливать значение понятия «Моя семья» Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками в семье | ||||
44 | «Я и моя семья» (выставка фотографий). | 1 | 28.02 | |||||
45 | «Что означает мое имя» (сообщения учащихся). | 1 | 2.03 | |||||
46 | «Что означает мое имя» (устный журнал). | 1 | 6.03 | |||||
47 | «Вот мой дом и моя помощь в нем» (беседа). | 1 | 9.03 | |||||
48 | «Вот мой дом и моя помощь в нем» (заочное путешествие). | 1 | 13.03 | |||||
IV.2. «Я, мама и бабушка». | 8 | 4 | 4 | |||||
49 | «Золотые бабушкины руки» (конкурс стихов). | 1 | 16.03 | Практическая работа: составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье Знакомиться по словарям личных имен и фамилий со значением имен и фамилий своей семьи. Знакомиться с понятием родственные связи Готовить рассказ о семейных традициях Практическая работа: составлять перечень обязанностей школьника о семье и обсуждать его с одноклассниками | ||||
50 | «Вот какие бабушки у нас» (встреча с ветеранами). | 1 | 20.03 | |||||
51 | «Моя мама лучше всех!» (конкурс рисунков). | 1 | 23.03 | |||||
52 | «Мама – хранительница семейного очага» (праздник). | 1 | 3.04 | |||||
53 | «А ну-ка, девочки» (соревнования). | 1 | 6.04 | |||||
54 | «А ну-ка, мамы» (соревнования). | 1 | 10.04 | |||||
55 | «Что значит быть хорошим сыном или дочерью» (коллективная беседа). | 1 | 13.04 | |||||
56 | «Что значить любить свою семью» (коллективная беседа). | 1 | 17.04 | |||||
IV.3. «Я, папа и дедушка». | 6 | 3 | 3 | |||||
57 | «Об отце говорю с уважением» (устный журнал). | 1 | 20.04 | Осмысливать значение понятия «Моя семья» Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками в семье Практическая работа: составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье значением имен и фамилий своей семьи. Знакомиться с понятием родственные связи Готовить рассказ о семейных традициях Практическая работа: составлять перечень обязанностей школьника о семье и обсуждать его с одноклассниками | ||||
58 | «Папа может…» (конкурс сочинений). | 1 | 24.04 | |||||
59 | «А ну-ка, мальчики» (соревнования). | 1 | 27.04 | |||||
60 | «А ну-ка, папы» (праздник). | 1 | 4.05 | |||||
61 | «Боевой путь моих родственников» (встреча с участниками ВОВ). | 1 | 8.05 | |||||
62 | «Боевой путь моих родственников» (устный журнал). | 1 | 11.05 | |||||
IV.4. «Моя семья за здоровый образ жизни». | 4 | |||||||
63 | «Здоровый образ жизни – кредо нашей семьи» (совместные походы родителей и детей). | 1 | 15.05 | Осмысливать значение понятия «Здоровый образ жизни» Практическая работа: составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье Знакомиться с понятием родственные связи Готовить рассказ о семейных традициях Практическая работа: составлять перечень обязанностей школьника в семье | ||||
64 | «Здоровый образ жизни – кредо нашей семьи» (спортивные соревнования). | 1 | 18.05 | |||||
65 | «Семейные традиции» (беседа). | 1 | 22.05 | |||||
66 | «Семейные традиции» (устный журнал) | 1 | 25.05 |
2 класс (34 часа) | |||||
I раздел «Белореченск– моя маленькая Родина». | 11 | 3 | 8 | ||
1 | «Из истории города Белореченска» (поход в музей). | * | Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в общественных местах Называть основные достопримечательности города, важные сведения из истории родного города Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда | ||
2 | «Достопримечательности современного города» (экскурсия). | * | |||
3 | «В годы суровых испытаний» (фильм о ВОВ). | * | |||
4 | «История памятников г.Белореченска» (беседа). | * | |||
5 | «Забота о старших – дело совести каждого» (акция заботы о бабушках и дедушках). | * | |||
6 | «Пою мое Отечество» (конкурс патриотических стихотворений). | * | |||
7 | «Служу Отечеству» (встреча с военнослужащими или курсантами военных училищ). | * | |||
8 | «Жемчужины Белореченского района» (заочное путешествие по району). | * | |||
9 | «Белореченск - город многонациональный» (фестиваль). | * | |||
10 | «Трудовой десант по благоустройству территории школьного двора». | * | |||
11 | «Белореченск в символах и знаках» (беседа). | * | |||
II раздел «Горжусь тобой моя Кубань». | 11 | 6 | 5 | ||
1 | «Из истории Кубани» (музей). | * | |||
2 | «Символы Кубани» (беседа). | * | |||
3 | «Делай хорошо для других – сам станешь лучше» (дискуссия). | * | |||
4 | «Города – герои Кубани» (заочное путешествие). | * | |||
5 | «Краеведческая викторина». | * | |||
6 | «Земляки, которыми я горжусь» (фильм). | * | |||
7 | «Жемчужины Кубани» (заочное путешествие). | * | |||
8 | «Хлеб - всему голова» (праздник, встреча с хлеборобами). | * | |||
9 | «Народные умельцы Кубани». | * | |||
10 | Конкурс-выставка «Своими руками». | * | |||
11 | «Чистая река – чистая совесть» (практикум). | * | |||
III раздел «Я – гражданин России». | 12 | 8 | 4 | ||
1 | «Флаг, герб и гимн России» (беседа). | * | Находить на карте России родной регион Исполнять гимн Краснодарского края, родного города. Характеризовать символику Краснодарского края, родного города. | ||
2 | «Конституция – основной закон нашего государства». | * | |||
3 | «Города-герои России». | * | |||
4 | «Урок мужества ко Дню Победы». | * | |||
5 | Конкурс рисунков «Любимый уголок моей Родины». | * | |||
6 | «Я – будущий защитник Отечества» (спортивный праздник). | * | |||
7 | «Мои права и обязанности как гражданина России». | * | |||
8 | «Урок милосердия» (чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Бабка»). | * | |||
9 | «Мой вклад в дела моей страны» (по итогам успеваемости). | * | |||
10 | «Моя будущая профессия». | * | |||
11 | «Мы одна семья» (многонациональный состав России). | * | |||
12 | «Знакомство с нравственными заповедями православия». | * | |||
3 класс (34 часа) | |||||
I раздел «Я живу в России». | 8 | 7 | 1 | ||
1 | «Современная карта России». | * | Находить на карте России родной регион. Выявлять признаки времен года на основе собственных наблюдений. Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения. Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом. Подготавливать небольшие сообщения о исторических событиях на основе дополнительной информации. Участвовать в групповой работе по подготовке устного сочинения «Рассказ от первого лица – очевидцы событий ХХ века»(о Великой Отечественной войне – рассказы ветеранов войны об их вкладе в общую победу.) Знакомиться во время посещения школьного музея с прошлым родного края, с местами исторических событий и памятниками истории. Участвовать в праздновании Дня Победы | ||
2 | «Москва – столица России». | * | |||
3 | «Россия – многонациональное государство». «Народы России» (расы, языки, религия). | * | |||
4 | «Народы России» (разность традиций, обычаев – на отдельных примерах). | * | |||
5 | «Наши праздники» (общероссийские, национальные, религиозные – на отдельных примерах). | * | * | ||
6 | «Права и обязанности гражданина России». | * | |||
7 | «Права и обязанности ребенка – младшего школьника» (на отдельных примерах). | * | |||
8 | «Православная культура в России». | ||||
II раздел «Без прошлого нет настоящего и будущего». | 7 | 4 | 3 | ||
1 | «Человек – самое необычное существо на Земле». | * | Практическая работа: с «Лентой времени» (определять последовательность исторических событий). Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения о прошлом региона. Знакомиться с особенностями символики Краснодарского края. Практическая работа: составлять сообщение о прошлом и настоящем региона и обсуждать полученные сведения | ||
2 | «Связь настоящего с прошлым». | * | |||
3 | «Представление о происхождении мира» (научная версия). | * | |||
4 | «Представление о происхождении мира» (религиозно-мифологическая версия). | * | |||
5 | «Представления древних славян о мире». | * | |||
6 | «Представления древних греков о мире». | * | |||
7 | «Библейские представления о мире». | * | |||
III раздел «Как далекая Россия становится близкой». | 7 | 5 | 2 | ||
1 | «Как воскресить прошлое? Археология». | * | |||
2 | «Этнография». | * | |||
3 | «Топонимика». | * | |||
4 | «Имена и фамилии». | * | |||
5 | «Письменность». | * | |||
6 | «Время и пространство в истории» (хронология). | * | |||
7 | «Историческая карта». | * | |||
IV раздел «Россия и мир». | 12 | 9 | 3 | ||
1 | «Россия и другие страны мира». | * | Оценивать степень участия своей семьи в истории и вклад в культуру родного края. Практическая работа: подбирать в творчестве народов своего края пословицы и поговорки (фольклор), обычаи и традиции на Кубани. Составлять устные сочинения с использованием сведений о выдающихся деятелях России Обсуждать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, к их языкам, традициям и обычаям, религии. Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения о стране | ||
2 | «Земля наш общий дом». | * | |||
3 | «Чудеса света» (искусство). | * | |||
4 | «Чудеса света» (наука). | * | |||
5 | «Чудеса света» (культура). | * | |||
6 | «Общечеловеческие проблемы. Сохранение мира». | * | |||
7 | «Общечеловеческие проблемы. Сохранение здоровья». | * | |||
8 | «Общечеловеческие проблемы. Экологическое сознание». | * | |||
9 | «Прогнозирование и преодоление общечеловеческих проблем с использованием опыта, уроков истории». | * | |||
10 | «Международное сотрудничество». | * | |||
11 | «Международное сотрудничество». | * | |||
12 | Заключение. | * | |||
4 класс (34 часа) | |||||
Введение. | 1 | * | |||
1 | От прошлого к будущему. Зачем мне история | Подготавливать небольшие сообщения о культурных памятниках страны на основе дополнительной информации Наблюдать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определенной эпохой, событием, фактом Оценивать вклад своих земляков в сохранение российского историко-культурного наследия. Подготавливать групповое сообщение об одном из народов России; Находить дополнительную информацию о прошлом родного государства, известных людях, о обычаях, религиозных и светских праздниках народов, населяющих край (на основе бесед со старшими членами семьи, с помощью дополнительной литературы) Называть образ одного из выдающихся соотечественников как пример для подражания. Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники), обсуждать полученные сведения. | |||
I раздел «Древняя Русь». | 8 | 8 | |||
1 | «Восточные славяне и их соседи». «Образование Древнерусского государства.» | * | |||
2 | «Крещение Руси». | * | |||
3 | «Киевская Русь, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый». | * | |||
4 | «Основание Москвы, Юрий Долгорукий». | * | |||
5 | «Культура древности, родной край в древности». | * | |||
6 | «Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар». | * | |||
7 | «Новгородская Русь и Александр Невский». «Невская битва и битва на Чудском озере». | * | |||
8 | «Объединение русских земель вокруг Москвы». «Куликовская битва». «Дмитрий Донской». | * | |||
II раздел «Московское государство». | 6 | 6 | |||
1 | «Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства.» | * | Подготавливать групповое сообщениепо заданным темам; Находить дополнительную информацию о прошлом родногостраны, известных людях, о обычаях, религиозных и светских праздниках народов, населяющих край (на основе бесед со старшими членами семьи, с помощью дополнительной литературы) Разыгрывать воображаемые ситуации общения с носителями других языков. Собирать материал о праздничных днях, обычаях родного города, на основе бесед с родными. Называть образ одного из выдающихся соотечественников как пример для подражания. Объяснять символический смысл основных изображений Государственного флага Краснодарского края, родного города, узнавать его среди других флагов | ||
2 | «Жизнь и быт людей. Первопечатник Иван Федоров». | * | |||
3 | «Смутное время». «Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века». | * | |||
4 | «Минин и Пожарский». «Иван Сусанин.» | * | |||
5 | «Степан Разин». | * | |||
6 | «Жизнь, быт и культура России в XVII веке». | * | |||
III раздел «Российская империя». | 5 | 5 | |||
1 | «Петр I и преобразования в России». (в армии, на флоте, в образовании, в быту). | * | Подготавливать небольшие сообщения о культурных памятниках на основе дополнительной информации Наблюдать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определенной эпохой, событием, фактом Подготавливать групповое сообщение Находить дополнительную информацию о прошлом страны Называть образ одного из выдающихся соотечественников как пример для подражания. Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний | ||
2 | «Новая столица России». | * | |||
3 | «Полтавская битва». | * | |||
4 | «Послепетровская Россия». | * | |||
5 | «Культура России XVIII века». | * | |||
IV раздел «XIX век России». | 5 | 1 | 4 | ||
1 | «Отечественная война 1812 года». «Бородинское сражение. М.Кутузов». | * | Подготавливать небольшие сообщения о культурных памятниках Наблюдать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определенной эпохой, событием, фактом Оценивать вклад своих земляков в сохранение российского историко-культурного наследия. Подготавливать групповое сообщение Находить дополнительную информацию о прошлом, известных людях, о обычаях, религиозных и светских праздниках народов, населяющих край (на основе бесед со старшими членами семьи, с помощью дополнительной литературы) | ||
2 | «Николай I и декабристы». | * | |||
3 | «Российская империя во второй половине XIX века». | * | |||
4 | «Отмена крепостного права». | * | |||
5 | «Жизнь и быт. Культура России». | * | |||
V раздел «XX и XXI век. История и современность». | 9 | 5 | 4 | ||
1 | «Конец Российской империи. Падение царской власти». | * | Подготавливать небольшие сообщения о культурных памятниках Наблюдать (в родном крае, городе) исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определенной эпохой, событием, фактом Оценивать вклад своих земляков в сохранение российского историко-культурного наследия. Подготавливать групповое сообщение об одном из народов Кубани; Находить дополнительную информацию о прошлом, известных людях. Собирать материал о праздничных днях. Называть образ одного из выдающихся соотечественников как пример для подражания. Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники), обсуждать полученные сведения. Объяснять символический смысл основных изображений Государственного флага России, Краснодарского края, родного города, узнавать его среди других флагов | ||
2 | «Октябрьская революция». | * | |||
3 | «Гражданская война». | * | |||
4 | «Образование СССР». | * | |||
5 | «Великая Отечественная война». «Города-герои». «Герои фронта и тыла». | * | |||
6 | «Послевоенное восстановление хозяйства страны». «Достижения науки и техники». | * | |||
7 | «Освоение космического пространства». | * | |||
8 | «Культура России». | * | |||
9 | «Новая Россия – государственное устройство». (Российская Федерация, президент, правительство, Федеральное Собрание). «Государственные символы». | * |
Содержание программы по разделам
№ | Раздел | Количество часов | |
Аудиторные | Внеаудиторные | ||
1 класс 33час | |||
1 | «Я - я» (формирование гражданского отношения к себе) | 5 | |
2 | «Я - мы» (гражданское отношение к коллективу) | 4 | 3 |
3 | «Школа – мой дом родной» | 6 | 3 |
4 | «Я и моя семья» | 5 | 7 |
2 класс 34час | |||
1 | «Отрадная – моя маленькая Родина» | 3 | 8 |
2 | «Горжусь тобой моя Кубань» | 6 | 5 |
3 | «Я – гражданин России» | 8 | 4 |
3 класс 34 час | |||
1 | «Я живу в России» | 5 | 3 |
2 | «Без прошлого нет настоящего и будущего» | 4 | 3 |
3 | «Как далёкая Россия становится близкой» | 4 | 3 |
4 | «Россия и мир» | 6 | 6 |
4 класс 34 час | |||
Введение | 1 | ||
1 | «Древняя Русь» | 6 | 2 |
2 | «Московское государство» | 6 | |
3 | «Российская империя» | 3 | 2 |
4 | «21 век России» | 4 | 1 |
5 | «20 и 21 век. История и современность» | 5 | 4 |
1 класс
Предполагаемые результаты деятельности: осмысление ребенком себя, как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости. Умение пользоваться правами ученика. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважения к труду окружающих, забота о младших учащихся, умение сочетать личные и общественные интересы.
2 класс
Предполагаемый результат: Воспитание гуманности, понимания ценности человеческой жизни, справедливости, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплине. Сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.
3 класс
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 3 класса.
Обучающиеся должны
владеть общеучебными умениями:
- наблюдения, слушания, чтения;
- классификации и обобщения;
- самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно-содержательным особенностям учебной деятельности);
- пересказа, его анализа, как и анализа ответа товарищей;
- установления причинно-следственных связей, закономерностей;
знать/понимать:
- значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин страны, гражданин мира; родина, столица, государство, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности; история, предыстория, достоверное и версии в истории;
уметь:
- использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- ориентироваться в периодах предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах (в их вековом и годовом исчислении);
- пользоваться картой (находить крупные города, определять границы России);
- рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).
4 класс
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса
В 4 классе происходит усовершенствование предметных и общеучебных умений, обозначенных в программе 3 класса.
Обучающиеся должны
владеть общеучебными умениями:
- наблюдения, слушания, чтения;
- классификации и обобщения;
- самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно-содержательным особенностям учебной деятельности);
- пересказа, его анализа, как и анализа ответа товарищей;
- установления причинно-следственных связей, закономерностей;
знать/понимать:
- смысл ключевых слов, раскрывающих курс: государство, гражданин России, гражданин мира. Государственные символы; искусство, культура; значение поворотных моментов в истории государства и наиболее важных событий материальной и духовной культуры страны;
уметь:
- использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- ориентироваться в периодах нашей предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах (в их вековом и годовом исчислении);
- пользоваться картой (определение границ России, крупных
ее городов); - рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).
Формы и виды контроля: устный журнал, уроки – отчёты, акция ко дню пожилого человека, конкурсы стихов и сочинений, праздники, соревнования, фестиваль, трудовой десант, встречи с участниками Великой Отечественной войны, дискуссии, практикумы.
Описание материально – технического обеспечения образовательного
№п /п | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения. | Количество |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция ) | |
Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Я - моя страна - мой мир): Учебное пособие для 3 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература | 1 | |
Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): Учебное пособие для 4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». | 1 | |
Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к учебнику-хрестоматии «Я - гражданин России». 3 кл. - Самара: Корпорация «Федоров». | 1 | |
Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические пояснения к учебнику-хрестоматии «Я - гражданин России». 4 кл. - Самара: Корпорация «Федоров». | 1 | |
Кутузов И.А., Ушаков Л.А. Атлас «Города-герои Великой Отечественной войны». Москва. | 1 | |
Заздравных Н.Л. Кубань в Великой Отечественной войне. Краснодар. | 1 | |
Пашкович И.А. Патриотическое воспитание. Волгоград. | 1 | |
2 | Печатные пособия | |
Карты России и Краснодарского края, древней Руси, портреты исторических личностей, картины | По 1 экз. | |
3 | Технические средства обучения | |
DVD, компьютер. | 1 | |
4 | Экранно – звуковые пособия | |
Интерактивная доска | 1 | |
5 | Игры и игрушки | |
6 | Оборудование класса | - |
Уголок «Моя Кубань - моя Россия» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Я - гражданин России" 1 класс
Программа «Я - гражданин России» имеет гражданско – патриотическую, социально – педагогическую и воспитательную направленность. Содержание данной программы рассчитано на учащихся 6-7 лет, первый...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «Наш город - Санкт Петербург» 1 класс
Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга(кружок «Наш город - Санкт-Петербург» )1 класс Пояснительная записка.Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для 1 класса разработана...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Я - пешеход и пассажир»
Программа составлена на основе сборника программ внеурочной деятельности, автор Н.Ф. Виноградова, - Издательский центр: « Вентана - Граф», 2011 г.- 189 с....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Кружок "Основы православной культуры"
Рабочая программа кружка «Основы православной культуры» для 4 класса (1 год обучения) составлена учителем начальных классов Литовченко Н.Н. на основе авторско...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Азбука добра" 1-4 класс
Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативн...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Инфознайка"3 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Инфознайка" 3 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Я - гражданин России"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Я - гражданин России"2 класс...