Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Кружок. Я - гражданин России
календарно-тематическое планирование на тему

Цель и задачи программы

Цель: расширить общественно значимые знания ребёнка о самом себе, дополнить знания по истории и современному государственному строю России, дать представление о социальном начале человека, о его становлении и развитии и, в конечном итоге, способствовать социализации ребёнка. Создать  условия  для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Задачи:

1.Содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, городе или деревне, в стране, входящей в систему стран всего мира

2. Воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории своей страны.

3. Помощь в понимании своей принадлежности государству, представляющему каждому его гражданину определённые права и требующие исполнения определённых обязанностей; воспитание основ правового сознания.

4. Воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, вероисповеданий, понимание неповторимости и уникальности каждого человека.

5. Обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.

 6.Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации    детей в процессе активной творческой  деятельности.

         В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном – в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления – при их осмыслении – содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (причинно-следственных связей и закономерностей.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya-grazhdanin_rossii.doc504 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 города Белореченска

муниципального образования Белореченский район

    Утверждено

                                                                 решение педсовета протокол № 2

                                                                 от 26 августа  2013 года

                                                                 Председатель педсовета

                                                                   _______________К.А. Наурузов

                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кружок

Я – гражданин России

1-4 классы

6,5-10 лет

 

Учитель:   Блашникова Людмила Николаевна

                                                                     

Пояснительная записка.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя, как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения. Это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества. Ощутимый вклад в формирование  гражданской личности, сочетающей в себе нравственную, правовую и политическую культуру должна внести современная школа.                                    

            

Цель и задачи программы

Цель: расширить общественно значимые знания ребёнка о самом себе, дополнить знания по истории и современному государственному строю России, дать представление о социальном начале человека, о его становлении и развитии и, в конечном итоге, способствовать социализации ребёнка. Создать  условия  для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

        Задачи:

1.Содействие ребёнку в понимании особенности общественных отношений в семье, городе или деревне, в стране, входящей в систему стран всего мира.

2. Воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории своей страны.

3. Помощь в понимании своей принадлежности государству, представляющему каждому его гражданину определённые права и требующие исполнения определённых обязанностей; воспитание основ правового сознания.

4. Воспитание толерантности, уважения к ценностям других народов, культур, вероисповеданий, понимание неповторимости и уникальности каждого человека.

 

5. Обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению ребёнком социальных ценностей, определённых норм морали, нравственности.

 

 6.Создание условий для самоопределения, саморазвития и самореализации    детей в процессе активной творческой  деятельности.

        В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном – в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления – при их осмыслении – содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (причинно-следственных связей и закономерностей.)


Учебно-тематический план

Наименование разделов, блоков, тем

Все

го час

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Характеристика  деятельности учащихся

Аудитор

ные

Внеаудиторные

1 класс (66 часа)

I раздел «Я - я» (формирование гражданского отношения к себе).

10

5

5

Осмысливать значение понятия «Я-я»

Готовить рассказ о себе, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками в семье

Практическая работа: составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье

Знакомиться по словарям личных имен и фамилий со значением имен и фамилий своей семьи.

Практическая работа: составлять перечень обязанностей школьника в семье и обсуждать его с одноклассниками

1

«Знакомьтесь - это я!» (урок - игра).

1

13.09

2

«Знакомьтесь - это я!» (устный журнал).

1

15.09

3

«Мой ум» (тестирование).

1

20.09

4

«Мой ум» (игры-тренировки).

1

22.09

5

«Моя память» (тестирование).

1

29.09

6

«Моя память» (игры-тренировки).

1

4.10

7

«Развивай свою память» (практикум).

1

27.09

8

«Развивай свою память» (задания-испытания).

1

6.10

9

«Мои достоинства» (тестирование).

1

11.10

10

«Мои достоинства» (устный журнал).

1

13.10

II раздел «Я - мы».

14

9

5

II.1. «Я – частичка коллектива».

10

6

4

11

«Я и мы» (коллективная беседа).

1

18.10

Познакомиться с учителем, одноклассниками

Познакомиться с историей школы

Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности во взаимодействии с взрослыми, сверстниками

Проводить наблюдения во время экскурсии по школе (учиться находить класс, свое место в классе и т.п.)

Оценивать свою роль в жизнедеятельности класса

Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями

12

«Я и мы» (урок-игра)

1

20.10

13

«Ответственность дежурных – залог здоровья каждого» (коллективная беседа).

1

25.10

14

«Ответственность дежурных – залог здоровья каждого» (встреча с медицинским работником).

1

27.10

15

«Нам жизнь дана на добрые дела» (устный журнал о добрых делах учащихся).

1

1.11

16

«Нам жизнь дана на добрые дела» (выставка рисунков).

1

8.11

17

«Твое и наше» (беседа).

1

11.11

18

«Твое и наше» (устный журнал)

1

15.11

19

«Вместе весело шагать» (урок-праздник).

1

18.11

20

«Вместе весело шагать» (экскурсии, походы).

1

22.11

II. 2. «Мы теперь – ученики!»

4

3

1

21

«Учеба. Это личное дело каждого или общее дело?» (дискуссия).

1

25.11

22

«Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики!» (праздник)

1

29.11

23

«Наши достижения» (урок-отчет).

1

2.12

24

«Наши достижения» (выставка поделок, рисунков)

1

6.12

III раздел «Школа – мой дом родной».

18

11

7

III. 1. «Школа – мой дом и я хозяин в нем».

8

6

2

25

«Комфортно ли тебе в школе?» (тест).

1

9.12

Познакомиться с учителем, одноклассниками

Познакомиться с историей школы

Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности во взаимодействии с взрослыми, сверстниками

Проводить наблюдения во время экскурсии по школе (учиться находить класс, свое место в классе и т.п.)

Оценивать свою роль в жизнедеятельности класса

Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями

26

«Комфортно ли тебе в школе?» (беседа)

1

13.12

27

«Школьная мода – деловой стиль» (конкурс школьных причесок).

1

16.12

28

«Школьная мода – деловой стиль» (конкурс рисунков школьной формы).

1

20.12

29

«Как вести себя на переменах» (инструктаж по технике безопасности).

1

23.12

30

«Как вести себя на переменах» (игра-экспромт).

1

27.12

31

«Школа – мой дом родной и я хозяин в нем» (дискуссия о бережном отношении к имуществу школы).

1

30.12

32

«Школа – мой дом родной и я хозяин в нем» (экскурсия по школе).

1

17.01

III. 2. «Береги здоровье смолоду».

10

5

5

33

«Береги здоровье смолоду» (Беседа о вреде шума, громкого разговора, звонков мобильных телефонов).

1

20.01

Познакомиться с понятием «Здоровое питание».

Познакомиться и обсудить правила поведения в столовой, особенности во взаимодействии с взрослыми, сверстниками

Проводить наблюдения во время приёма пищи.

Выбирать оптимальные продукты питания

34

«Береги здоровье смолоду» (ролевая игра).

1

24.01

35

«Какую пищу мы едим» (тест).

1

27.01

36

«Какую пищу мы едим» (встреча со школьными поварами).

1

31.01

37

«Как вести себя на физкультуре» (инструктаж).

1

3.02

38

«Как вести себя на физкультуре» (конкурс на лучшее письмо самому себе по технике безопасности на физкультуре).

1

7.02

39

«Книге - вторую жизнь» (экскурсия в детскую библиотеку).

1

10.02

40

«Книге - вторую жизнь» (акция милосердия по ремонту библиотечных книг).

1

14.02

41

«Устав школы. Мои права и обязанности» (беседа).

1

17.02

42

«Устав школы. Мои права и обязанности» (устный журнал).

1

21.02

IV раздел «Я и моя семья».

24

14

10

IV.1. «Моя роль в семье».

6

5

1

43

«Знакомьтесь, моя семья!» (коллективный поход).

1

24.02

Осмысливать значение понятия «Моя семья»

Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками в семье

44

«Я и моя семья» (выставка фотографий).

1

28.02

45

«Что означает мое имя» (сообщения учащихся).

1

2.03

46

«Что означает мое имя» (устный журнал).

1

6.03

47

«Вот мой дом и моя помощь в нем» (беседа).

1

9.03

48

«Вот мой дом и моя помощь в нем» (заочное путешествие).

1

13.03

IV.2. «Я, мама и бабушка».

8

4

4

49

«Золотые бабушкины руки» (конкурс стихов).

1

16.03

Практическая работа: составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье

Знакомиться по словарям личных имен и фамилий со значением имен и фамилий своей семьи.

Знакомиться с понятием родственные связи

Готовить рассказ о семейных традициях

Практическая работа: составлять перечень обязанностей школьника о семье и обсуждать его с одноклассниками

50

«Вот какие бабушки у нас» (встреча с ветеранами).

1

20.03

51

«Моя мама лучше всех!» (конкурс рисунков).

1

23.03

52

«Мама – хранительница семейного очага» (праздник).

1

3.04

53

«А ну-ка, девочки» (соревнования).

1

6.04

54

«А ну-ка, мамы» (соревнования).

1

10.04

55

«Что значит быть хорошим сыном или дочерью» (коллективная беседа).

1

13.04

56

«Что значить любить свою семью» (коллективная беседа).

1

17.04

IV.3. «Я, папа и дедушка».

6

3

3

57

«Об отце говорю с уважением» (устный журнал).

1

20.04

Осмысливать значение понятия «Моя семья»

Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками в семье

Практическая работа: составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье

значением имен и фамилий своей семьи.

Знакомиться с понятием родственные связи

Готовить рассказ о семейных традициях

Практическая работа: составлять перечень обязанностей школьника о семье и обсуждать его с одноклассниками

58

«Папа может…» (конкурс сочинений).

1

24.04

59

«А ну-ка, мальчики» (соревнования).

1

27.04

60

«А ну-ка, папы» (праздник).

1

4.05

61

«Боевой путь моих родственников» (встреча с участниками ВОВ).

1

8.05

62

«Боевой путь моих родственников» (устный журнал).

1

11.05

IV.4. «Моя семья за здоровый образ жизни».

4

63

«Здоровый образ жизни – кредо нашей семьи» (совместные походы родителей и детей).

1

15.05

Осмысливать значение понятия «Здоровый образ жизни»

Практическая работа: составлять вместе со старшими родственниками родословное древо семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье

Знакомиться с понятием родственные связи

Готовить рассказ о семейных традициях

Практическая работа: составлять перечень обязанностей школьника в семье

64

«Здоровый образ жизни – кредо нашей семьи» (спортивные соревнования).

1

18.05

65

«Семейные традиции» (беседа).

1

22.05

66

«Семейные традиции» (устный журнал)

1

25.05


2 класс (34 часа)

I раздел «Белореченск– моя маленькая Родина».

11

3

8

1

«Из истории города Белореченска» (поход в музей).

*

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений

Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих

Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр

Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта

Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в общественных местах

Называть основные достопримечательности города, важные сведения из истории родного города

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда

2

«Достопримечательности современного города» (экскурсия).

*

3

«В годы суровых испытаний» (фильм о ВОВ).

*

4

«История памятников г.Белореченска» (беседа).

*

5

«Забота о старших – дело совести каждого» (акция заботы о бабушках и дедушках).

*

6

«Пою мое Отечество» (конкурс патриотических стихотворений).

*

7

«Служу Отечеству» (встреча с военнослужащими или курсантами военных училищ).

*

8

«Жемчужины Белореченского района» (заочное путешествие по району).

*

9

«Белореченск - город многонациональный» (фестиваль).

*

10

«Трудовой десант по благоустройству территории школьного двора».

*

11

«Белореченск в символах и знаках» (беседа).

*

II раздел «Горжусь тобой моя Кубань».

11

6

5

1

«Из истории Кубани» (музей).

*

2

«Символы Кубани» (беседа).

*

3

«Делай хорошо для других – сам станешь лучше» (дискуссия).

*

4

«Города – герои Кубани» (заочное путешествие).

*

5

«Краеведческая викторина».

*

6

«Земляки, которыми я горжусь» (фильм).

*

7

«Жемчужины Кубани» (заочное путешествие).

*

8

«Хлеб - всему голова»  (праздник, встреча с хлеборобами).

*

9

«Народные умельцы Кубани».

*

10

Конкурс-выставка «Своими руками».

*

11

«Чистая река – чистая совесть» (практикум).

*

III раздел «Я – гражданин России».

12

8

4

1

«Флаг, герб и гимн России» (беседа).

*

Находить на карте России родной регион

Исполнять гимн Краснодарского края, родного города.

Характеризовать символику Краснодарского края, родного города.

2

«Конституция – основной закон нашего государства».

*

3

«Города-герои России».

*

4

«Урок мужества ко Дню Победы».

*

5

Конкурс рисунков «Любимый уголок моей Родины».

*

6

«Я – будущий защитник Отечества» (спортивный праздник).

*

7

«Мои права и обязанности как гражданина России».

*

8

«Урок милосердия» (чтение и обсуждение рассказа В.Осеевой «Бабка»).

*

9

«Мой вклад в дела моей страны» (по итогам успеваемости).

*

10

«Моя будущая профессия».

*

11

«Мы одна семья» (многонациональный состав России).

*

12

«Знакомство с нравственными заповедями православия».

*

3 класс (34 часа)

I раздел «Я живу в России».

8

7

1

1

«Современная карта России».

*

Находить на карте России родной регион.

Выявлять признаки времен года на основе собственных наблюдений.

Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

Подготавливать небольшие сообщения о исторических событиях на основе дополнительной информации.

Участвовать в групповой работе по подготовке устного сочинения «Рассказ от первого лица – очевидцы событий ХХ века»(о Великой Отечественной войне – рассказы ветеранов войны об их вкладе в общую победу.)

Знакомиться во время посещения школьного музея с прошлым родного края, с местами исторических событий и памятниками истории.

Участвовать в праздновании Дня Победы

2

«Москва – столица России».

*

3

«Россия – многонациональное государство». «Народы России» (расы, языки, религия).

*

4

«Народы России» (разность традиций, обычаев – на отдельных примерах).

*

5

«Наши праздники» (общероссийские, национальные, религиозные – на отдельных примерах).

*

*

6

«Права и обязанности гражданина России».

*

7

«Права и обязанности ребенка – младшего школьника» (на отдельных примерах).

*

8

«Православная культура в России».

II раздел «Без прошлого нет настоящего и будущего».

7

4

3

1

«Человек – самое необычное существо на Земле».

*

Практическая работа: с «Лентой времени» (определять последовательность исторических событий).

Извлекать дополнительную информацию  из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения о прошлом региона.

Знакомиться с особенностями символики Краснодарского края.

Практическая работа: составлять сообщение о прошлом и настоящем региона и обсуждать полученные сведения

2

«Связь настоящего с прошлым».

*

3

«Представление о происхождении мира» (научная версия).

*

4

«Представление о происхождении мира» (религиозно-мифологическая версия).

*

5

«Представления древних славян о мире».

*

6

«Представления древних греков о мире».

*

7

«Библейские представления о мире».

*

III раздел «Как далекая Россия становится близкой».

7

5

2

1

«Как воскресить прошлое? Археология».

*

2

«Этнография».

*

3

«Топонимика».

*

4

«Имена и фамилии».

*

5

«Письменность».

*

6

«Время и пространство в истории» (хронология).

*

7

«Историческая карта».

*

IV раздел «Россия и мир».

12

9

3

1

«Россия и другие страны мира».

*

Оценивать степень участия своей семьи в истории и вклад в культуру родного края.

Практическая работа: подбирать в творчестве народов своего края пословицы и поговорки (фольклор), обычаи и традиции на Кубани.

Составлять устные сочинения с использованием сведений о выдающихся деятелях России

Обсуждать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, к их языкам, традициям и обычаям, религии.

Извлекать дополнительную информацию  из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения о стране

2

«Земля наш общий дом».

*

3

«Чудеса света» (искусство).

*

4

«Чудеса света» (наука).

*

5

«Чудеса света» (культура).

*

6

«Общечеловеческие проблемы. Сохранение мира».

*

7

«Общечеловеческие проблемы. Сохранение здоровья».

*

8

«Общечеловеческие проблемы. Экологическое сознание».

*

9

«Прогнозирование и преодоление общечеловеческих проблем с использованием опыта, уроков истории».

*

10

«Международное сотрудничество».

*

11

«Международное сотрудничество».

*

12

Заключение.

*

4 класс (34 часа)

Введение.

1

*

1

От прошлого к будущему. Зачем мне история

Подготавливать небольшие сообщения о культурных памятниках страны на основе дополнительной информации

Наблюдать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определенной эпохой, событием, фактом

Оценивать вклад своих земляков в сохранение российского историко-культурного наследия.

Подготавливать групповое сообщение об одном из народов России;

Находить дополнительную информацию о прошлом родного государства, известных людях, о обычаях, религиозных и светских праздниках народов, населяющих край (на основе бесед со старшими членами семьи, с помощью дополнительной литературы)

Называть образ одного из выдающихся соотечественников как пример для подражания.

Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники), обсуждать полученные сведения.

I раздел «Древняя Русь».

8

8

1

«Восточные славяне и их соседи». «Образование Древнерусского государства.»

*

2

«Крещение Руси».

*

3

«Киевская Русь, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый».

*

4

«Основание Москвы, Юрий Долгорукий».

*

5

«Культура древности, родной край в древности».

*

6

«Монголо-татарское нашествие. Борьба против монголо-татар».

*

7

«Новгородская Русь и Александр Невский». «Невская битва и битва на Чудском озере».

*

8

«Объединение русских земель вокруг Москвы». «Куликовская битва». «Дмитрий Донской».

*

II раздел «Московское государство».

6

6

1

«Первый русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства.»

*

Подготавливать групповое сообщениепо заданным темам; Находить дополнительную информацию о прошлом родногостраны, известных людях, о обычаях, религиозных и светских праздниках народов, населяющих край (на основе бесед со старшими членами семьи, с помощью дополнительной литературы)

Разыгрывать воображаемые ситуации общения с носителями других языков.

Собирать материал о праздничных днях, обычаях родного города, на основе бесед с родными.

Называть образ одного из выдающихся соотечественников как пример для подражания.

Объяснять символический смысл основных изображений Государственного флага Краснодарского края, родного города, узнавать его среди других флагов

2

«Жизнь и быт людей. Первопечатник Иван Федоров».

*

3

«Смутное время». «Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века».

*

4

«Минин и Пожарский». «Иван Сусанин.»

*

5

«Степан Разин».

*

6

«Жизнь, быт и культура России в XVII веке».

*

III раздел «Российская империя».

5

5

1

«Петр I и преобразования в России». (в армии, на флоте, в образовании, в быту).

*

Подготавливать небольшие сообщения о культурных памятниках на основе дополнительной информации

Наблюдать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определенной эпохой, событием, фактом

Подготавливать групповое сообщение

Находить дополнительную информацию о прошлом страны

Называть образ одного из выдающихся соотечественников как пример для подражания.

Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний 

2

«Новая столица России».

*

3

«Полтавская битва».

*

4

«Послепетровская Россия».

*

5

«Культура России XVIII века».

*

IV раздел «XIX век России».

5

1

4

1

«Отечественная война 1812 года». «Бородинское сражение. М.Кутузов».

*

Подготавливать небольшие сообщения о культурных памятниках

Наблюдать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определенной эпохой, событием, фактом

Оценивать вклад своих земляков в сохранение российского историко-культурного наследия.

Подготавливать групповое сообщение

Находить дополнительную информацию о прошлом, известных людях, о обычаях, религиозных и светских праздниках народов, населяющих край (на основе бесед со старшими членами семьи, с помощью дополнительной литературы)

2

«Николай I и декабристы».

*

3

«Российская империя во второй половине XIX века».

*

4

«Отмена крепостного права».

*

5

«Жизнь и быт. Культура России».

*

V раздел «XX и XXI век. История и современность».

9

5

4

1

«Конец Российской империи. Падение царской власти».

*

Подготавливать небольшие сообщения о культурных памятниках

Наблюдать (в родном крае, городе)  исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определенной эпохой, событием, фактом

Оценивать вклад своих земляков в сохранение российского историко-культурного наследия.

Подготавливать групповое сообщение об одном из народов Кубани;

Находить дополнительную информацию о прошлом, известных людях.

Собирать материал о праздничных днях.

Называть образ одного из выдающихся соотечественников как пример для подражания.

Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники), обсуждать полученные сведения.

Объяснять символический смысл основных изображений Государственного флага России, Краснодарского края, родного города, узнавать его среди других флагов

2

«Октябрьская революция».

*

3

«Гражданская война».

*

4

«Образование СССР».

*

5

«Великая Отечественная война». «Города-герои». «Герои фронта и тыла».

*

6

«Послевоенное восстановление хозяйства страны». «Достижения науки и техники».

*

7

«Освоение космического пространства».

*

8

«Культура России».

*

9

«Новая Россия – государственное устройство». (Российская Федерация, президент, правительство, Федеральное Собрание). «Государственные символы».

*


Содержание программы по разделам

Раздел

Количество часов

Аудиторные

Внеаудиторные

        1 класс           33час

1

«Я - я» (формирование гражданского отношения к себе)

5

2

«Я - мы» (гражданское отношение к коллективу)

4

3

3

«Школа – мой дом родной»

6

3

4

«Я и моя семья»

5

7

        2 класс        34час

1

«Отрадная – моя маленькая Родина»

3

8

2

«Горжусь тобой моя Кубань»

6

5

3

«Я – гражданин России»

8

4

        3 класс        34 час

1

«Я живу в России»

5

3

2

«Без прошлого нет настоящего и будущего»

4

3

3

«Как далёкая Россия становится близкой»

4

3

4

«Россия и мир»

6

6

        4 класс        34 час

Введение

1

1

«Древняя Русь»

6

2

2

«Московское государство»

6

3

«Российская империя»

3

2

4

«21 век России»

4

1

5

«20 и 21 век. История и  современность»

5

4

 


1 класс

         Предполагаемые результаты деятельности: осмысление ребенком себя, как частички окружающего мира и обретение уверенности в своей значимости. Умение пользоваться правами ученика. Выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу; организация самообслуживания, уважения к труду окружающих, забота о младших учащихся, умение сочетать личные и общественные интересы.

2 класс

Предполагаемый результат: Воспитание гуманности, понимания ценности человеческой жизни, справедливости, уважения человеческого достоинства, милосердия, способности к состраданию, сопереживанию, терпению, доброжелательности. Высокий уровень самосознания, чувство собственного достоинства, самодисциплине. Сознательное отношение к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.

3 класс

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 3 класса.

Обучающиеся должны

владеть общеучебными умениями:

  • наблюдения, слушания, чтения;
  • классификации и обобщения;

  - самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно-содержательным особенностям учебной деятельности);

  • пересказа, его анализа, как и анализа ответа товарищей;
  • установления причинно-следственных связей, закономерностей;

        знать/понимать:

-        значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин страны, гражданин мира; родина, столица, государство, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности; история, предыстория, достоверное и версии в истории;

уметь:

  • использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
  • ориентироваться в периодах предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах (в их вековом и годовом исчислении);
  • пользоваться картой (находить крупные города, определять границы России);
  • рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
  • различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).

4 класс

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса

В 4 классе происходит усовершенствование предметных и общеучебных умений, обозначенных в программе 3 класса.

Обучающиеся должны

 владеть общеучебными умениями:

  • наблюдения, слушания, чтения;
  • классификации и обобщения;
  • самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно-содержательным особенностям учебной деятельности);
  • пересказа, его анализа, как и анализа ответа товарищей;
  • установления причинно-следственных связей, закономерностей;

знать/понимать:

-        смысл ключевых слов, раскрывающих курс: государство, гражданин России, гражданин мира. Государственные символы; искусство, культура; значение поворотных моментов в истории государства и наиболее важных событий материальной и духовной культуры страны;

        уметь:

  • использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
  • ориентироваться в периодах нашей предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах (в их вековом и годовом исчислении);
  • пользоваться картой (определение границ России, крупных
    ее городов);
  • рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
  • различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).

Формы и виды контроля: устный журнал, уроки – отчёты, акция ко дню пожилого человека, конкурсы стихов и сочинений, праздники, соревнования,  фестиваль, трудовой десант, встречи с участниками Великой Отечественной войны, дискуссии, практикумы.

Описание материально – технического обеспечения образовательного

№п /п

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения.

Количество

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция )

        Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Я - моя страна - мой мир): Учебное пособие для 3 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература

1

        Чутко Н.Я. Я - гражданин России (Мое настоящее и далекое прошлое): Учебное пособие для 4 кл. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

1

        Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к учебнику-хрестоматии «Я - гражданин России». 3 кл. - Самара: Корпорация «Федоров».

1

        Чутко Н.Я., Соколова Т.Е. Методические пояснения к учебнику-хрестоматии «Я - гражданин России». 4 кл. - Самара: Корпорация «Федоров».

1

        Кутузов И.А., Ушаков Л.А. Атлас «Города-герои Великой Отечественной войны». Москва.

1

        Заздравных Н.Л. Кубань в Великой Отечественной войне. Краснодар.

1

        Пашкович И.А. Патриотическое воспитание. Волгоград.

1

2

Печатные пособия

        Карты России и Краснодарского края, древней Руси, портреты исторических личностей, картины

По 1 экз.

3

Технические средства обучения

        DVD, компьютер.

1

4

Экранно – звуковые пособия

        Интерактивная доска

1

5

Игры и игрушки

6

Оборудование класса

-

Уголок «Моя Кубань -  моя Россия»

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Я - гражданин России" 1 класс

Программа «Я -  гражданин России» имеет гражданско – патриотическую, социально – педагогическую и воспитательную направленность. Содержание данной программы рассчитано на учащихся 6-7 лет, первый...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРУЖОК «Наш город - Санкт Петербург» 1 класс

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга(кружок «Наш город - Санкт-Петербург» )1 класс Пояснительная записка.Рабочая программа по истории Санкт-Петербурга для 1 класса разработана...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ кружок «Я - пешеход и пассажир»

  Программа составлена  на основе сборника программ внеурочной  деятельности, автор  Н.Ф. Виноградова, -  Издательский центр:  « Вентана - Граф», 2011 г.- 189 с....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности. Кружок "Основы православной культуры"

Рабочая  программа кружка  «Основы православной культуры»  для 4  класса (1 год обучения)  составлена  учителем начальных классов Литовченко Н.Н. на основе  авторско...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Азбука добра" 1-4 класс

Данная программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности и направлена на формирование коммуникативной компетенции у младших школьников в условиях организации учебного коммуникативн...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Инфознайка"3 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности кружок "Инфознайка" 3 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Я - гражданин России"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Я - гражданин России"2 класс...