Классный час «Речевой этикет. Доброе слово».
классный час на тему

Валеева Фидалина Рифовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_etiket_dobroe_slovo.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Речевой этикет. Доброе слово».

    Ребята, на наших классных часах мы начинаем беседовать об этикете. Нам с вами необходимо заниматься самовоспитанием, а для этого надо четко представлять, что мы хотим воспитать. Все хорошие качества в себе сразу воспитать невозможно. Мы будем последовательно работать над собой.

    Сегодня пройдет не совсем обычный классный час – мы будем путешествовать в страну вежливости, воспитанности, этикета.

I. Вначале мы выясним значение волшебных слов.
1. зеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день)
2. если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)
3. мальчик вежливый и развитый, говорит встречаясь… (здравствуйте)
4. когда нас бранят за шалости, говорим … (прости, пожалуйста)
5. и во Франции, и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

    II. В обиходе вежливого, воспитанного человека всегда присутствуют слова, которые мы называем волшебными. С помощью этих слов можно даже грустному и обиженном человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение.
Давайте назовем по одному такому волшебному слову.

Продолжите: Вежливый человек, это тот, кто ( продолжают дети).

- приветствуют друг друга при встрече,
- умеют придти на помощь в нужный момент,
- не перебивают собеседника при разговоре,
- не употребляет бранных и грубых слов,
- не отмахивается от просьб друзей и старших,
- не мешают в работе другим людям,
- не опаздывает на встречи, уроки, в гости.
Молодцы! Вы представляете себе вежливого человека.

        III. А теперь мы совершим остановку на станции «Волшебные поступки».

1. Откуда пришел к нам обычай снимать шапку, когда входишь в дом?
2. Откуда пришел к нам обычай здороваясь, снимать перчатки?
3. Какие советы ты можешь дать человеку, идущему в гости?
4. Когда в России впервые появилась книга о том, как молодым надо вести себя за столом? Как она называлась?
5. Что в этой книге было записано? Какие из этих правил живут и сейчас?

           IV. А сейчас остановка «Конкурс чтецов». Мы будем читать стихи о вежливости.
1. С.Маршак. Ежели вы вежливы.
2. А.Барто. Рыцари.
3. С.Маршак. Урок вежливости.
4. В.Лившиц. Стихи о школьнике.
        V. На остановке «Здравствуйте» мы будем говорить о речевом этикете.
- Что такое этикет? (Это правила поведения людей, правила, как вести себя среди людей, чтобы им было хорошо, приятно, уютно).
- Что устанавливает речевой этикет? (правила обращения людей друг к другу, формы приветствия и прощания, поздравления и ответы на них).
Сегодня мы остановимся на речевом этикете, то есть на словесных формулах выражения вежливости. Давайте послушаем стихотворение В.Солоухина, посвященное слову «здравствуйте».
     Ученик читает стихотворение.
Вот видите, вы поздоровались с человеком, и «на капельку радостней сделалась жизнь». С приветствия начинается общение, разговор. Поэтому очень важно выбрать те слова, которые помогут вам начать его, расположить к себе собеседника. Как важно при этом выбрать добрые слова.
   Давайте, ребята, посмотрим на слова, которыми обычно приветствуют друг друга люди.       Давайте сделаем вывод, что выбор слов для приветствия определяется речевой ситуацией и речевым этикетом.
    Ребята, а всегда ли вы здороваетесь? Например, с сидящими у вашего подъезда старушками? Встречаясь с соседями? Входя в библиотеку? С учителями, которые преподают в других классах? Какие при этом формы приветствия употребляете? (ответы учащихся).

    Послушаем отрывки из известных вам произведений и найдем формы приветствия.
(дети читают отрывки).
Скажите, ребята, а можно ли говорить «доброе утро» нахмурясь, недовольным голосом? А как надо произносить эти слова? (Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, идет дождь – стоит сказать «Доброе утро» - и сразу станет теплее, радостнее, светлее).

    А еще, ребята, приветствие не должно быть шумным, несдержанным. Даже самому лучшему другу нельзя махать рукой или шляпой и кричать через улицу или через весь коридор: «приветик!», «здорово, старина!». (Рассказ «Здравствуйте»)
Стихотворение «Солнышко ясное встало».

   VI. Итоги классного часа.
Как бы ни было в жизни нам туго,
Нужно вежливость не растерять.
Мы окажем вниманье друг другу
И друг друга сумеем понять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку на тему « Речевой этикет: Использование слов при обращении. Имена собственные

Цель урока:  создать условие для формирование навыков культурного поведения.Задачи урока:- Образовательные: актуализировать знания о вежливых словах, их употреблении в разговоре,  закр...

Классный час на тему "Добрые слова о моей игрушке"

Классный час на тему "Добрые слова о моей игрушке" можно провести в 1 классе...

Тема: Речевой этикет: использование слов «ты», «вы» при общении. Собственные имена.

Цели:1.Научиться правильно употреблять слова «ты»«вы»2.Правильно писать собственные имена....

Классный час "В мире добрых слов и поступков"

Цель классного часа сформировать представления о зле и добре....

классный час В мире добрых слов и поступков

возможность научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений...

Классный час на тему «Доброе слово-что ясный день»

Показать, что словом можно развеселить, поддержать, обидеть; учить задумываться над сказанным словом....

Методическая разработка к классному часу "Речевой этикет" в 4 классе

Этикет речевого общения играет важную роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений....