«Театралия» направление «Общекультурное» для 1 класса на 2016 - 2017 учебный год
рабочая программа (1 класс) по теме
l Цель программы: формирование творческой личности средствами театральной педагогики, эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества, сотрудничества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatraliya.doc | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Староюрьевская средняя общеобразовательная школа
Староюрьевского района Тамбовской области
Рекомендовано Утверждено
методическим советом школы приказ № ………….
протокол № … от … 2016г. от ……………2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Театралия»
направление «Общекультурное»
для 1 класса
на 2016 - 2017 учебный год
Составитель:
Фролова Наталья Анатольевна
учитель начальных классов
Староюрьево 2016
Актуальность
Организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Детям стараются дать больше знания, научить их писать, читать, а не способности чувствовать, думать и творить. Дети значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Это сложнейшая проблема современности, ею занимаются психологи и социологи.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Самым популярным и увлекательным направлением в воспитании младших школьников является театрализованная деятельность. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра. Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. Театр обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. Искусство театра кукол совмещает различные виды искусства: куклы – это скульптура, декорации – живопись, пьеса – литература. В этом состоит педагогическая целесообразность программы «Театралия».
- Цель программы: формирование творческой личности средствами театральной педагогики, эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества, сотрудничества.
Задачи программы:
-раскрытие индивидуальных способностей детей через упражнения, этюды с куклами, театральные игры, сочинения историй, сказок;
- развитие речевого аппарата и пластической выразительности движений при работе с театральной куклой, упражнения на развитие речи и на дыхание;
-развитие основных психических процессов и качеств: восприятия, памяти, внимания, наблюдательности, воображения, фантазии, коммуникабельности, смелости публичного выступления, чувства ритма, через театрализованные игры, упражнения и этюды с куклами;
-обогащение духовного мира через знакомство с музыкой, литературой, изобразительным искусством, изготовление масок, декораций, костюмов, участие в подготовке и проведении театрализованных представлений;
-воспитание уважения и любви к русской народной сказке;
-изучение и освоение театральной работы с куклой;
-формирование навыков театральной речи, художественных навыков при изготовлении кукол и декораций;
-развитие творческих способностей.
Программа «Театралия» входит в число программ внеурочной деятельности по общекультурному направлению и интегрирован с предметами инвариантной части учебного плана «литературное чтение», «окружающий мир», с программами по спортивно-оздоровительному и духовно-нравственному развитию и воспитанию.
Программа «Театралия» рассчитана на детей 1 классов и включает 68 часов. Занятий проводятся в форме бесед с показом видеоматериалов, иллюстраций, фото, кукол; экскурсий в театр, просмотра спектаклей; практических занятий в мастерской по изготовлению эскизов декораций и кукол и в компьютерном классе (эскизы кукол, декораций, печать и т. д.).
Режим занятий 30 минут.
Виды деятельности игровая, познавательная.
Тематический план программы
№ п/п | Наименование разделов/модулей, тем | Всего часов | Количество часов | Характеристика деятельности учащихся | |||
аудиторные | внеаудиторные | ||||||
Знакомство | 6 | 6 | |||||
1 | Что такое искусство. Театр как вид искусства. | 1 | 1 | Знакомство друг с другом «Я, Он, Она», «Я – Мы», с учителем, со школой. Школа-театр. Сравнительная характеристика: учитель актёр; ученик-актёр. Знакомство с книгой. «Расскажи мне о себе». | |||
2-6 | Виды театров.
| 5 | 5 | Узнать что такое искусство. Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним? Ответить на вопросы: какое место театр занимает в нашей жизни? Зачем надо уметь играть? Что значит понимать искусство? Игра. Игровой тренинг. | |||
Дорога в театр | 2 | 2 | 2 | ||||
7-8 | Театр как здание. Театральные профессии. | 2 | 1 | 1 | Знакомство с театром и его зданием. Какие существуют театральные профессии. Записать в театральный словарь слово: «премьера». | ||
9 | Спектакль «Сказка о царе Салтане» | 1 | 1 | Просмотр спектакля «Сказка о царе Салтане» | |||
10 | Впечатление от спектакля. Иллюстрирование | 1 | 1 | Иллюстрирование и рассказ о спектакле. | |||
В театре | 8 | 7 | 1 | ||||
11-12 | Мы в театре. Зрительный зал, сцена, оркестровая яма. | 2 | 2 | Знакомство с театром и его частями: зрительный зал, сцена, оркестровая яма. Записать в театральный словарик слова: «антракт», «авансцена»,«инсценировка», «аплодисменты», «бис». | |||
13 | «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский) | 1 | 1 | «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссёра?» | |||
14-16 | Этика поведения в театре. | 3 | 3 | Познакомиться с правилами поведения в театре. | |||
17 | Спектакль «Бременские музыканты» | 1 | 1 | Просмотр спектакля «Бременские музыканты» | |||
18 | Впечатление от спектакля. Иллюстрирование | 1 | 1 | Иллюстрирование и рассказ о спектакле. | |||
Как создается спектакль | 6 | 6 |
| ||||
19-20 | Путешествие по театральным мастерским. | 2 | 2 | Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная. Записать в театральный словарик слово: «грим». Основные отличия театра от других видов искусства– «здесь и сейчас». | |||
21-22 | В мастерской костюмера и художника. | 2 | 2 | В мастерской художника и костюмера. Знакомство с профессией: художник театра, костюмер. | |||
23-24 | Мастерская актёра и режиссёра. | 2 | 2 | Мастерская актёра и режиссёра. Знакомство с профессией: актёр и режиссёр. История театра: выдающиеся актёры и режиссёры. Создание альбома «Мои любимые актёры». Задание: наклеить фотографии актёров и режиссёров в рабочую тетрадь по театру. | |||
Учимся актерскому мастерству | 11 | 9 | 2 | ||||
25-27 | Знакомство с театром пантомимы. | 3 | 3 | Актёр – творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты. Записать в театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и балета. | |||
28-30 | Знакомство с театром теней. | 3 | 2 | 1 | Знакомство с театром теней. Создание сказки с помощью тени рук. | ||
31-33 | Знакомство с театром кукол. | 3 | 3 | Знакомство с театром кукол. Создание сказки с помощью кукол. | |||
34 | Спектакль «Гуси-лебеди и Баба-Яга» | 1 | 1 | Просмотр спектакля «Гуси-лебеди и Баба-Яга» | |||
35 | Впечатление от спектакля. Иллюстрирование. | 1 | 1 | Иллюстрирование и рассказ о спектакле. | |||
Создаем декорации | 4 | 4 | |||||
36-37 | Что такое декорация. Изготовление декорации к сказке. | 2 | 2 | Ответить на вопросы :что такое декорация? Зачем нужны декорации? Знакомство с профессией художник- декоратор. | |||
38-39 | Изготовление декорации к сказке. | 2 | 2 | Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций. | |||
Придумываем и делаем костюмы | 11 | 10 | 1 | ||||
40-41 | Театральный костюм. | 2 | 2 | Знакомство с внешним видом сказочного героя, его одеждой (костюмом), т.к. костюм – важное средство характеристики персонажа. | |||
42-44 | Театральный костюм. | 3 | 3 | Знакомство с внешним видом сказочного героя, его одеждой (костюмом), т.к. костюм – важное средство характеристики персонажа. | |||
45 | Театральные маски и их виды. | 1 | 1 | Назначение театральных масок. Знакомство с видами масок. | |||
46 | Изготовление театральной маски. | 1 | 1 | Изготовление театральной маски к любимой сказке. | |||
47-48 | Изготовление театральной маски. | 2 | 2 | Изготовление театральной маски к любимой сказке. | |||
49 | Спектакль «Приключения кота в сапогах» | 1 | 1 | Просмотр спектакля «Приключения кота в сапогах | |||
50 | Впечатление от спектакля. Иллюстрирование. | 1 | 1 | Иллюстрирование и рассказ о спектакле. | |||
В мастерской бутафора | 8 | 7 | 1 | ||||
51 | Бутафорская мастерская в театре. | 1 | 1 | Узнать: для чего нужна бутафория? Записать в театральный словарик слово: «бутафория». | |||
52-56 | Изготовление пальчиковых кукол. | 5 | 5 | Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами. | |||
57 | Выезд в театр на спектакль. | 1 | 1 | Просмотр спектакля «12 месяцев » | |||
58 | Впечатление от спектакля. Иллюстрирование | 1 | 1 | Иллюстрирование и рассказ о спектакле. | |||
Делаем афишу и программку. | 10 | 9 | 1 | ||||
59-61 | Афиша. Изготовление афиши. | 3 | 3 | Записать в театральный словарик слово: «афиша». Узнать о назначении афиши. Изготовление афиши. | |||
62 | Изготовление афиши к фильму «Золушка» | 1 | 1 | Изготовление афиши. | |||
63 | Фильм «Золушка» | 1 | 1 | Просмотр фильма «Золушка » | |||
64 | Впечатление от фильма Иллюстрирование. | 1 | 1 | Иллюстрирование. | |||
65 | Изготовление программки | 1 | 1 | Иллюстрация | |||
66-67 | Заполнение программки | 2 | 1 | 1 | Узнать назначение программки | ||
68 | Повторение и обобщение | 1 | 1 | Игра «Лишняя профессия» | |||
| ИТОГО | 68 | 60 | 8 |
Содержание программы
1.Знакомство (6ч)
Знакомство друг с другом «Я, Он, Она», «Я – Мы», с учителем, со школой. Школа-театр. Сравнительная характеристика: учитель актёр; ученик-актёр. Знакомство с книгой. «Расскажи мне о себе». Что такое искусство. Театр как вид искусства. Как часто мы встречаемся с ним? Какое место оно занимает в нашей жизни. Зачем надо уметь играть. Что значит понимать искусство. Игра. Игровой тренинг.
2.Дорога в театр (4 ч)
Театр как здание. Театральный словарь: «премьера». Путешествие в театр на спектакль. Игровой тренинг. «Запутанные картинки». «Лабиринт», «Чемодан», «Превращения квадрата», «Дорога из чисел», «Площадь часов», «Исчезнувшие цвета».
3. В театре.(8ч)
Этика поведения в театре. «Театр начинается с вешалки» (К.С. Станиславский). Обсуждение: «Что значит это выражение известного режиссёра?» Зрительный зал и сцена. Театральный словарик: «антракт», «авансцена», «инсценировка», «аплодисменты», «бис»
4.Как создаётся спектакль(6ч)
Путешествие по театральным мастерским. Бутафорская и гримёрная. Театральный словарик: «грим». В мастерской художника и костюмера. Мастерская актёра и режиссёра. Актёр и режиссёр. Музыка в театре. Основные отличия театра от других видов искусства – «здесь и сейчас». История театра: выдающиеся актёры и режиссёры. «Мои любимые актёры». Задание: наклеить фотографии актёров и режиссёров в рабочую тетрадь по театру.
5. Учимся актёрскому мастерству (11ч)
Актёр – творец, материал и инструмент. Выражение настроения, характера через мимику и жесты. Театральный словарик: «мимика», «пантомима», «мим». Знакомство с театром пантомимы и балета. Стихотворения Д.Хармса и С.Чёрного. Что умеет актёр и что необходимо каждому человеку. Средства образной выразительности. Расскажи сказку «Цыплёнок», используя жесты, мимику и голос. Возможности человеческого тела и использование его в разных видах искусства. Знакомство с возможностями собственного тела. Роль воображения в литературе, живописи и театральном искусстве. «Фантазёр» – чтение стихотворения в предлагаемых обстоятельствах. «Одушевление неодушевлённых предметов». Стихотворение «Про девочку, которая нашла своего мишку». Беседа. «Игрушка на сцене и значение игрушки в жизни человека».
6. Создаем декорации. (4ч)
Что такое декорация. Зачем нужны декорации. Художники- декораторы. Выражение настроения, отношения художника к событию или герою с помощью цвета. Создание своих декораций.
7. Придумываем и делаем костюмы (11ч)
Стихотворение В. Берестова как сценическая история. Репетиция и показ. Внешний вид сказочного героя, его одежда (костюм). Костюм – важное средство характеристики персонажа. Эскиз костюма Зайца. Назначение театральных масок.
8. В мастерской бутафора (8ч)
Театральный словарик: «бутафория». Для чего нужна бутафория. Пальчиковая гимнастика. Импровизация из рук. Игра с пальчиковыми куклами.
9. Делаем афишу и программку (10ч) Театральный словарик: «афиша». Назначение афиши и театральной программки. Изготовление афиши. Заполнение программки. Игра «Лишняя профессия»
Предполагаемые результаты
Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций).
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы Любовь к природе – это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в действиях человека;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
Формы контроля
Постановки самостоятельных спектаклей. Младшие школьники научатся управлять куклами-перчатками; работать с предметами на ширме, ставить мини-сценки, концертный номер, сочинять небольшие истории и сказки, изготавливать куклы, маски и несложные декорации.
Методические рекомендации
Осуществлению поставленных задач служит широкий спектр упражнений, заданий и игр – средств театральной педагогики. Через любимую деятельность – игру - можно помочь ребенку сформироваться интересной и неординарной личностью. Театрализованные игры позволяют воспитанникам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои промахи и ошибки других. Упражнения для развития речи, дыхания совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий с куклами помогает детям лучше обладать пластикой рук. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые берет на себя воспитанник, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, свои умения, знания и фантазию. В результате у воспитанников развивается ассоциативно – образное мышление, формируются нравственная и эстетическая позиции. Занятия в игровой форме помогают детям стать раскрепощеннее, учат легко излагать свои мысли, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Материально-техническое обеспечение программы
№п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1 | Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
Список литературы для учащихся 1. Молчанов Ю. Не мечтай о театре вслепую.- М., 2009 г. 2.Театр. Кино. Цирк. Эстрада. Телевидение. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М.,2012 3. Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия.- М., 2002 Список литературы для учителя
| 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
2 | Печатные пособия | |
- | ||
3 | Технические средства обучения | |
Компьютерная установка и проекционный экран для слайд-шоу и презентаций; | 2 | |
4 | Экранно-звуковые пособия | |
Электронное учебное издание .Большая детская энциклопедия | 1 | |
5 | Игры и игрушки | |
Набор перчаточных кукол, ширма; декорации; костюмы. | 7 | |
6 | Оборудование кабинета | |
Компьютеры, проектор. | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 6 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Изобразитеьное искусство" для 6 класса под редакцией Б.М, Неменского...
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Изобразитеьное искусство" для 5 класса под редакцией Б.М, Неменского...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Изобразитеьное искусство" для 5 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Изобразитеьное искусство" для 6 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Русский язык" для 6 класса под редакцией Т.А, Ладыженской...
Отчет о работе класса кадетско – казачьей направленности в МОУ «СОШ п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» в 2016 – 2017 учебном году.
В последнее десятилетие в российском обществе произошли изменения, серьезно повлиявшие на социальную активность людей, требования к реализации личностн...
П Р И К А З от 25.10.2016 № 509 О назначении руководителей районных методических объединений на 2016-2017 учебный год
П Р И К А З от 25.10.2016 № 509 О назначении руководителей районных методических объединений на 2016-2017 учебный...