Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
"Изобразитеьное искусство" для 5 класса под редакцией Б.М, Неменского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_fgos_5_klass.doc | 205.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района» Алтайского края
«РАССМОТРЕНО» « РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДЕНО»
на методическом совете на педагогическом совете Директор МКОУ «Светловская СОШ»
Протокол № 7 Протокол № 7 /О.Б.Титова
от «13» мая 2016 г. от «14» мая 2016г Приказ № 55 от « 22» мая 2016г
.
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5 класса основного общего образования
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Приходько Н.С.
с.Светлое, 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, программой курса для 5 класса под редакцией Б.М. Неменского (М.:«Просвещение», 2014), Основной общеобразовательной программой основного общего образования МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района», Учебным планом МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района» Алтайского края, Положением о рабочей программе МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района» Алтайского края
Место учебного курса в учебном плане
Федеральный базисный учебный план отводит в 5 классе на предметную область «Изобразительное искусство» 35 часов (1 час в неделю)
Общие цели образования с учётом специфики учебного курса.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи:
- формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика учебного курса.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Основные формы учебной деятельности:
- практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами,
- зрительское восприятие произведений искусства,
- эстетическое наблюдение окружающего мира,
- индивидуальное практическое творчество,
- коллективная творческая деятельность,
диалогичность и сотворчество.
Учебный план
Класс | Объем учебного времени | Раздел | Количество учебного времени |
5 | 35ч | Древние корни народного искусства | 8 |
Связь времен в народном искусстве | 8 | ||
Декор- человек, общество, время. | 12 | ||
Декоративное искусство в современном мире | 7 |
Содержание учебного курса
«ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Раздел 1. Древние корни народного искусства (8 час.)
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом.
Тема 1. Древние образы в народном искусстве.
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства. Солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Связь образа матери-земли с символами плодородия. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею обожествления солнца, неба и земли нашими предками.
Тема 2. Убранство русской избы.
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище.
Тема 3. Внутренний мир русской избы.
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет).
Тема 4. Конструкция и декор предметов народного быта (2 часа).
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Тема 5. Русская народная вышивка.
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенец, подзоров, женских рубах и др. Связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой. Символика цвета в вышивке.
Тема 6. Народный праздничный костюм.
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Тема 7. Народные праздничные обряды.
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Раздел 2. Связь времен в народном искусстве (8 час.)
Формы бытования народных традиций в современной. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели).
Тема 1. Древние образы в современных народных игрушках.
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Тема 2. Искусство Гжели.
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Тема 3. Городецкая роспись.
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора.
Тема 4. Хохлома.
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи.
Тема 5. Жостово. Роспись по металлу.
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.
Тема 6. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты: короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса – творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий.
Тема 7. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (2 часа).
Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».
Раздел 3. Декор- человек, общество, время. (12час)
Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. Ознакомление с гербами и эмблемами Белгородской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.
Тема 1. Зачем людям украшения. (2 часа)
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина
Тема 2. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. (3 час)
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.
Тема 3. Одежда «говорит » о человеке (3 часа)
Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Декоративно-прикладное искусство Западной Европы ХVII века (эпоха барокко)
Тема 4. О чем рассказывают нам гербы и эмблемы (3 часа)
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Первые гербы в Западной Европе в Средние века. Роль геральдики в жизни рыцарского общества. Фамильный герб – знак достоинства и символ чести. Основные части классического герба. Формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры, взятые из жизни и мифологии, их символическое значение. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.
Тема 5. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.(1 час)
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире (7 часов)
Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.
Тема 1. Современное выставочное искусство (1 час)
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).
Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.
Тема 2. Ты сам- мастер (6 часов)
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки.
Тематический поурочный план
Номер урока | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Информационные ресурсы | |||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
Древние корни народного искусства (8 час.) | |||||||||
1 | Древние образы в народном искусстве. | 1 | Формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения. Воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека. | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского уклада жизни, отмечать их лаконично выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть многообразие варьирования трактовок. Создавать выразительные декоративно-образные изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику. | |||
2 | Убранство русской избы. | 1 | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы через конструктивную, декоративную и изобразительную деятельность. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных регионов России. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. | Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику. | |||||
3 | Внутренний мир русской избы. | 1 | Сравнивать и называть конструктивные, декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьер крестьянских жилищ. Находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. | ||||||
4 - 5 | Конструкция, декор предметов народного быта. | 2 | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связи произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. | Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику. | |||||
6 | Русская народная вышивка. | 1 | Анализировать и понимать особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни) дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. | ||||||
7 | Народный праздничный костюм. | 1 | Понимать и анализировать образный строй народного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов на примере Белгородской области. Осознать значение традиционной русской одежды как бесценного достояния культуры народов. Создавать эскизы народного праздничного костюма и его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия. | Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: тренажёр | |||||
8 | Народные праздничные обряды (обобщение темы) | 1 | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества. Участвовать в художественной жизни класса, школы. Создать атмосферу живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в народных действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции. | Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: контроль знаний | |||||
Связь времен в народном искусстве (8 час.) | |||||||||
9 | Древние образы в современных народных игрушках | 1 | Освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов). Приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств( декоративно-прикладных). Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ). Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства. Формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов, в том числе и старооскольскую глиняную игрушку. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику. | |||
10 | Искусство Гжели. | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы гжельского кистевого мазка - «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: дополнительные материалы | |||||
11 | Городецкая роспись. | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. Определять и выявлять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца. | ||||||
12 | Хохлома. | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. | Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: дополнительные материалы, тренажёр | |||||
13 | Жостово. Роспись по металлу. | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. | ||||||
14 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | 1 | Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику. Осваивать основные приемы росписи. Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи. | ||||||
15-16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). | 2 | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве». | Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: контроль знаний | |||||
Декор – человек, общество, время. (12ч) | |||||||||
17-18 | Зачем людям украшения. | 2 | Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ. Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности. Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства. Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. | Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику. | |||
19-21 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 3 | Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства древнего Египта, давать им эстетическую оценку. Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора. Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы. | Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику. | |||||
22-24 | Одежда «говорит» о человеке. | 3 | Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов Древней Греции, Древнего Рима и Китая и у людей разных сословий. Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. | Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику, дополнительные материалы | |||||
25-27 | О чём рассказывают нам гербы и эмблемы | 3 | Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города и городов области. Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании герба. Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов. Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов | Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материлы к учебнику, тренажёры | |||||
28 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы). | 1 | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам. Соотносить костюм, его образный строй с владельцем. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины. | Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: контроль знаний | |||||
Декоративное искусство в современном мире. (7 ч) | |||||||||
29 | Современное выставочное искусство. | 1 | Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ. Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства. Формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности. Осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
| Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. | Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: материалы к уроку | |||
30-35 | Ты сам - мастер | 6 | Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». | Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»: практикум (мастер-классы) |
Планируемые образовательные результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного курса.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века).
- различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т.д.);
- - выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т.д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).
Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во | Примечания | ||
Учебно-методическое обеспечение | |||||
1. 2. 3. | Рабочая программа. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под ред. В. М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций - М.: Просвещение, 2014г Учебник. Горяева. Н. А., Островская. О. В. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник. 5 кл. / под ред. В. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2014г. Электронное приложение к учебнику Н.А. Горяевой, О.В. Островской «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс (DVD) /авт.-сост. О.А. Коблова, И.Б. Полякова-М.: Просвещение, 2014 | 1 6 5 | |||
Печатные пособия | |||||
1 2 3 4 5 | -Репродукции картин художников. -Портреты русских художников -Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента -Схемы по правилам рисования предметов, растений, птиц, человека -Таблицы по декоративно-прикладному искусству, альбом с народными промыслами, русскому костюму | Комплект портретов ( альбом по искусству) Таблицы, схемы представлены в демонстрационном виде и на электронном носителе | |||
Экранно-звуковые пособия | |||||
1 | -Аудиозаписи по музыке 5,6,7 класс, литературные произведения DVD-фильмы: художественные музеи- Эрмитаж, творчество отдельных художников - Леонардо Да Винчи; Казимир Малевич «Преображение»; и тд. | Компакт диски по разделам для каждого класса | |||
Технические средства обучения | |||||
1 2 | - Компьютер, мультимедийный проектор -Экран навесной | Размер 1,50-1,50 | |||
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | |||||
1 | -Презентации на СD или DVD-дисках: по видам изобразительных искусств; по жанрам изобразительных искусств; по памятникам архитектуры России и мира; по стилям и направлениям в искусстве; по народным промыслам; по декоративно-прикладному искусству; по творчеству художников | Компакт диски по разделам для каждого класса
| |||
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |||||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 | -Краски акварельные -краски гуашевые -бумага цветная -восковые мелки, пастель, сангина, уголь -кисти беличьи -емкости для воды -пластилин -клей -ножницы | ||||
Натуральные объекты | |||||
1 | - Ракушки, коралл, шишки, орехи и тд. | ||||
Демонстрационные пособия | |||||
1 2 | -Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов. -Детские работы как примеры выполнения творческих заданий. | ||||
7.9 натуральный фонд | |||||
1 2 3 4 5 6 7 8 | -Муляжи фруктов (комплект) для рисования -Муляжи овощей -Гипсовые геометрические тела (конус, шар, цилиндр, призма) -Изделия декоративно-прикладного искусства -Капитель -Керамические изделия (вазы, кринки и др.) -Предметы быта (кофейники, бидоны, самовар и др.) -Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.). |
Лист корректировки рабочей программы
Дата урока по плану | Дата проведения по факту | Содержание корректировки (тема урока) | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата и № приказа) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 6 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Изобразитеьное искусство" для 6 класса под редакцией Б.М, Неменского...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 5 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Изобразитеьное искусство" для 5 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для 6 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Изобразитеьное искусство" для 6 класса под редакцией Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 6 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Русский язык" для 6 класса под редакцией Т.А, Ладыженской...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 6 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
"Литература" для 6 класса под редакцией В.Я. Коровиной и др....
Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся начального и основного общего образования на 2016-2017 год (план работы на 2016 - 2017г. )
Целью воспитательной работы класса в 2016 – 2017 учебном году является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей формированию и развитию нравственной, физически з...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета «Математика» для 4 класса основного общего образования на 2023-2024 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебного предмета«Математика» для 4 класса основного общего образования на 2023-2024 учебный год...