Открытое занятие для воспитанников старшей группы
материал на тему

Юлия Геннадиевна Свистунова

Помочь детям приобрести четкие представления о государственных символах Саратовской области, города Саратова, обобщить понятие «Родина», учить культуре установления межличностных контактов: способствовать выражению словами событий внутренней жизни, осознанию чувств, мыслей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx30.38 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «80 лет Саратовской губернии»

 Образовательная область: познавательное  развитие.

Раздел: ознакомление с социальным миром.

Интеграция: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, коммуникативное развитие.

Цель:  создать условия для знакомства детей с символами Саратовской области – гербом, флагом, гимном; развивать интерес к символике Саратова.

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к государственным символам.

 Задачи:

Образовательные:  Помочь детям приобрести четкие представления о государственных символах Саратовской области, города Саратова, обобщить понятие «Родина», учить культуре установления межличностных контактов: способствовать выражению словами событий внутренней жизни, осознанию чувств, мыслей

Развивающие: развивать у детей связную речь, активизировать словарь по теме, развивать мелкую моторику рук, внимание, интеллект, память и сообразительность;

Воспитательные: воспитывать у детей любовь к своей малой Родине, чувство патриотизма, гордости; воспитывать интерес к истории родного края, желание узнать что-то новое.

Словарная работа: малая Родина, достопримечательность, область, герб.

Предварительная работа: изучение стихотворений о родном крае, чтение книг, беседа о рыбах, обитателях реки Волги, беседа о ландшафте родного края.

Пособия, материал: герб и флаг  Саратовской области и России, д/и «Собери картинку», лист А3,  клеенка, вырезанные цветы, книга, голуби, солнце, флаг, машинка, спасательный круг,клей,мяч; грамоты, дипломы, документы с символикой города.

Ход НОД:

1.Вступительная часть

Вход под песню О. Газманова «Песня про Саратов»        

- Здравствуйте, ребята! К нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Давайте улыбнемся друг другу и подарим наши улыбки гостям!

 Садитесь! Сегодня мы с вами поговорим о юбилеях, которые отмечаются в этом году в нашей стране, области

-А кто из вас знает, как называется область, в которой мы живем? ( Саратовская). Много лет назад вместо слова область говорили губерния, и была Саратовская губерния.

В этом году Саратовской области или  губернии 80 лет.

И сегодня мы поговорим о Саратове и Саратовской области и узнаем, какие же юбилеи отмечает наша область в этом году. И начнем мы с юбилея, который в этом году отмечала вся страна, а чтобы узнать, что это за событие, я задам вам несколько вопросов.

- Какой праздник отмечала вся наша огромная страна в апреле? (ответы детей).

- Правильно, 12 апреля- День Космонавтики.

- А кто был первым космонавтом, покорившим космос?

- Ю.А.Гагарин.

- Может кто-то из вас догадался, как связан этот знаменательный день для страны с нашей Саратовской областью? А что вы знаете?

- 12 апреля 1961 года корабль-спутник «Восток» с первым космонавтом Ю.А.Гагариным на борту взлетел на высоту 327 км., опоясал весь земной шар и без особых проблем приземлился на территории д.Смеловка Саратовской области, в 26 км от г.Энгельс. За свой подвиг первый космонавт, который сделал один оборот вокруг Земли, был удостоен звания Героя Советского Союза, а место его приземления стало популярной достопримечательностью Саратовской области. Теперь вы понимаете, почему 55-летний юбилей первого полета в космос неразрывно связан с Саратовской областью? (ответы детей).

Воспитатель: 5 декабря 2016 года Саратовская область отмечает 80-летний юбилей со дня образования. Сам город намного старше, в этом году ему исполнится 426 лет (5 июля 1590 г.), а вот именоваться Саратовской областью стал - 80 лет назад.

Ребята ,посмотрите, нам прислали посылку! Посмотрим что в ней?

(герб, флаг Саратовской области)

2.Основная часть

Рассматривание и беседа о гербе Саратовской области.

 Наша Саратовская область большой и красивая , у неё большая и славная  история которой мы должны гордиться. Вы знаете , что наша область имеет свой герб (показ герба Саратовской области.

- Что это?  (ответ детей)

- У каждого города есть отличительный знак – герб. Это щит, т.е. «защита» города. Герб всегда отражает исторические события. Давайте рассмотрим герб нашей области.

- Какого он цвета?

-Что изображено на гербе? (ответы детей)

Взглянув на герб можем сказать что Саратовская область  как-то связана с водой. Действительно она  находится на берегу великой русской реки Волги.

На щите голубого цвета  изображены три серебряные  рыбки. -Как называются эти рыбы?-

 стерляди. Стерляди означали изобилие этой рыбы в Волге. И вот послушайте какую сказку я вам расскажу: « Жили-были в теплых водах Матушки реки Волги три  сестры стерлядки – Вера Надежда и Любовь. Были они помолвлены с тремя братьями осетрами. Свадьбы пышные намечали сыграть в один день. Осетры молодцы решили к свадьбе невестам что-нибудь необычное подарить. Пообещав вернуться через 30 дней, отправились они в поисках подарков вверх по реке. Плыли женихи долго ли ,коротко ли…И вот нашли они чудо раковину, и лежало в ней три таких прекрасных жемчужины, что невозможно взгляда отвести. Повернули они было обратно, к невестам своим дорогим. Но не тут-то было .Напала на них злая щука уж очень ей понравились красивые жемчужины и завязался меж ними кровавый бой. Храбро и отчаянно дрались осетры, отвоевали они подарок у щуки и прогнали ее.Но не так то просто избавиться от щуки. Поплыла она вслед за осетрами, дождалась она  когда они остановились на ночлег, убила их а чудо раковину забрала себе.  Проходит месяц. Заволновались стерлядки почему нет так долго их женихов. День за днем проходит , а от женихов нет вестей. Тоска, печаль одолела сестер красавиц. С горя выпрыгнули они на берег Волги, недалеко от Саратова, и упали они необычной фигурой.

Что бы помнили люди  подлость щуки и не забывали чистых и преданных Надежду, Веру, Любовь

Голубой цвет щита – обозначает речные просторы реки Волги. - Послушайте, как саратовский поэт тех времен выразил смысл герба:

                              Любимый город – волжская судьба.

                              Цвет голубой старинного герба,

                              Щит голубой, три стерляди на нем

                              Нам говорят о промысле твоем.

- Где можно увидеть герб Саратовской области?  (на флагах, документах, грамотах; рассматривают)

3.Игра «Караси/и и щука»????

4.Рассматривание флага города Саратовской области, беседа.

Воспитатель показывает детям флаг.-Ребята посмотрите, а в нашей посылке есть еще что-то. Показываю флаг.

- Что это? Для чего нужен флаг? (ответы детей)

- Про флаг России я вам уже рассказывала, а сейчас послушайте про флаг Саратовской области

- Флаг области появился сравнительно недавно, т.е. в наше современное время. Флаг представляет собой прямоугольное белое полотнище, в нижней части расположена полоса красного цвета. В центре белой полосы расположен герб Саратовской области. Белый цвет означает мир и чистоту, тогда  какие 

люди живут в Саратове?- Миролюбивые, честные, 

справедливые. Приклееваем белую полосу на доску

 Красный  цвет означает мужество, смелость, любовь. А по   красному цвету 

определите, какие люди живут в нашем городе? Мужественные , смелые . Приклееваем красную полосу на доску(Рассматривают)

А чего еще нехватает на нашем флаге?- (герба Саратова).

Приклееваем герб на флаг на доске.

-Чем похожи герб и флаг? (Ответы детей)

5.      Дидактическая игра «Сложи герб»

Дети собирают  знакомые им гербы из их отдельных деталей (опираясь на образец).

6.Проводится физминутка.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом, который произносит педагог и дети) .

Мы по городу шагаем (шагают на месте)

То, что видим называем (образуют пары)

Светофоры и машины, (поворачивают голову вправо)

Ярмарки и магазины (поворачивают голову влево)

Скверы, улицы, мосты (взмах правой рукой)

И деревья, и кусты (взмах левой рукой) .

И высокие заводы (взмах обеими руками)

И на Волге пароходы (изображение волны руками,

Люди шумною толпой (ходьба на месте,

И все это город мой (разводят руки вперед, затем в стороны) .

Давайте вернемся к беседе о нашем замечательном городе.

3. Игра в города- Знакомство с гимном Саратова

Ребята а сейчас мы с вами будем называть города которые относятся к Саратовской области: Энгельс,Балаково,Вольск……Саратов к  Сар.обл относится много городов, а главный Саратов.

Ребята и   мы  сейчас  с вами прослушаем главную песню нашего города и области.. (звучит гимн города и фильм).

 Ребята а что мы можем сказать о характере музыки, словах.торжественная,патриатическая, выражает гордость

- Да ребята вы прослушали сейчас гимн города Саратова. Гимн – это хвалебная песня, прославление нашего города в стихах и музыке.

- Почему в гимне упоминаются такие слова: Волга, хлеб, рыба? (Ответы детей)

(Потому что наша река Волга богата рыбой, а область хлебом).

Правильно ребята. А мы знаем стихи про наш город

. Чтение стихотворений детьми

1.Есть город в России над Волгою синей

         Четыреста лет он стоит над рекой.

         Саратов, Саратов – мой город любимый,

         Саратов, Саратов – мой город родной.          

2 Реб: Саратов – город мой родной,

         Люблю тебя я всей душой.

         Объехать можно целый свет,

         Но лучше края в мире нет.

3 Реб: Как же нам всем нравится

         Саратов величать,

         И юбилеи  города

         С ребятами встречать.

 

4 Реб: Саратов – город наш,

         Саратов – город мой,

         Сегодня будем веселиться

         Мы с тобой.

5 Реб: Есть детский сад «Планета детства»,

         Нам нравится здесь жить.

         Как хорошо здесь детям,

          всем весело дружить.

Воспитатель:

 Город – это большая дружная семья, которая отличается от 
других городов  своим традициями и обычаями. Детский 
сад – это тоже большая дружная семья. Какие сюда ходят дети? 
Дружные, веселые, трудолюбивые.

Воспитатель. – А как об этом узнают все окружающие люди? Можно об 
этом рассказать. Показать им фотографии и др.

Воспитатель. – Что можно придумать, чтобы отличаться от других детей?

Можно придумать свою эмблему, свой символ, на который 
посмотрят окружающие и сразу определят, какие дети у нас в 
группе. 

Воспитатель. – Давайте подумаем, какие цвета могут быть на нашей 

эмблеме? Желтый – тепло, солнце. Зеленый – цвет 
растительности. Красный – цвет красоты. Голубой – цвет 
свободы.

Воспитатель. – Давайте подойдем к столам и посмотрим, какой материал там 
лежит. Из него вы можете составить эмблему нашей группы. 
Подумайте, что вы хотите поместить на эмблеме, и мы ее составим.

(Звучит гимн)

Дети аппликативным способом создают композицию эмблемы и садятся на стульчики.
Воспитатель. – Ребята, расскажите, что вы изобразили на эмблеме группы?

Солнце – потому что в группе тепло, светло. Голуби – нам здесь свободно. Цветы – здесь красиво, уютно. Детские лица – мы здесь счастливы. Книга – получаем знания. Воспитатель. – Теперь у нашей группы есть эмблема. Посмотрите, какая она получилась яркая, красивая, веселая, как и жизнь в нашей группе. Мы ее оставим в нашей группе и дети, которые вновь придут к нам в детский сад увидят как здесь хорошо.

- Ребята, а давайте поздравим Саратовскую область с юбилеем и скажем приятные слова,? (каждый ребёнок говорит пожелание: теплого солнца, синего неба).

Ребята, наш город Саратов  и Саратовская область – это наша малая родина, самое родное место на Земле, мы с вами жители нашего родного города Саратов, от нас с вами зависит, каким он будет в будущем

4.Рефлексия

Воспитатель. – Скажите, что вам больше всего запомнилось на занятии? 

– Что еще о нашем городе и области  вы бы хотели узнать? и т.д.

Ребята, а в нашей посылке ещё что-то есть!- Это конфеты красного и белого цвета. Возьмите себе конфету того цвета, каким человеком вы себя считаете, по отношению к флагу Саратовской области.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия РЭМП в старшей группе по сказке "Теремок"

Разработано Санниковой Натальей Владимировной. Цель занятия:- Закрепить знания детей:  количественный и порядковый счет в пределах 10; о геометрических фигурах; ориентировке на листе бумаги;- Спо...

Конспект занятия во второй старшей группе. «Родина моя - бескрайняя Россия».

Цель: Воспитание патриотических чувств- любви к Родине, уважение к флагу, гербу, гимну России.Задачи: Закрепить знания о российском флаге. Познакомить с государственным гербом и гимном России. Воспиты...

Конспект занятия во второй старшей группе. «Герб группы»

Цель занятия. Закрепить знания детей о символе государства.Развивать фантазию и воображение.Придумать и нарисовать флаг группы.1. Задачи на развитие познавательных способностей. Воспитывать...

Конспект занятия во второй старшей группе. «Флаг группы»

Цель. Познакомить детей с представлением о флаге как о государственном символе, с историей его происхождения, со значением флага в современной жизни.Развивать фантазию и воображение. Придумать и...

Сценарий совместного урока - викторины на свежем воздухе для учащихся 1 класса и воспитанников старшей группы детского сада по теме "Поможем пернатым друзьям!"

Итоговое занятие по преемственности между обучающимися 1 класса и воспитанниками старшей группы детского сада в рамках социального проекта "Поможем пернатым друзьям!"...