Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников «Обелиски»
методическая разработка (2, 3, 4 класс) на тему
Программа «Обелиски», направленная на развитие гражданско - патриотического воспитания младших школьников, предполагает:
· развитие личности в процессе воспитания;
· совместную деятельность взрослых и детей;
· социальное партнерство общества-семьи-школы.
Цель программы: воспитание качеств, составляющих основу коммуникативной, гражданской и социальной активности, уважения к культуре и истории семьи.
Задачи:
1. Формировать интерес к изучению истории семьи, родного края, России.
2. Создавать условия для взаимодействия участников воспитательного процесса.
3. Развивать исследовательские навыки обучающихся.
Основные направления:
ü Организация партнерской деятельности педагога, детей и родителей.
ü Организация совместной работы с ЦДО.
ü Организация проектно-исследовательской деятельности.
ü Работа с источниками интернет.
Направления деятельности по программе
Ценностно-образовательное – предполагает формирование ценностного отношения к семейной культуре, её изучение, сохранение.
Деятельностно-творческое – способствует становлению культуры поведения, с учетом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности. Предусматривает развитие творческих способностей, исследовательских умений, навыков проектирования.
Диагностика результативности программы:
Анкетирование, мониторинг, отзывы всех участников о проведении мероприятий.
Ожидаемые результаты реализации программы:
v система краеведческих знаний;
v устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
v уважительное отношение к памятникам культуры;
v бережное отношение к природе;
v интерес к познанию;
v стремление к самовыражению;
v доброжелательное отношение к людям;
v требовательность к себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников «Обелиски» | 145.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 40 г. Новосибирска
Программа
гражданско-патриотического воспитания младших школьников «Обелиски»
Данова Т.Ю., учитель начальных классов
2012 - 2016 г.
Паспорт программы
Наименование программы | Программа гражданско-патриотического воспитания младших школьников «Обелиски» | |
Основание для разработки программы | Необходимость в привлечении внимания детей и родителей к проблемам формирования гражданско-патриотического воспитания российских школьников, любви к своему народу, неотрывной привязанности к месту своего рождения, уважению к предкам; в пропаганде семейных ценностей; в реализации «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», разработанной в соответствии с требованиями ФГОС и Закона РФ «Об образовании» | |
Разработчик программы | Данова Татьяна Юрьевна, учитель начальных классов | |
Цели и задачи программы | Цель: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи). Задачи:
| |
Условия достижения целей и задач программы | Продуктивное сотрудничество с ЦДО и Центром истории развития Ленинского района, использование опыта работы коллег ряда педагогических форумов по проблемам патриотического воспитания. | |
Основные направления программы |
| |
Ожидаемые результаты |
| |
Место реализации программы | МБОУ СОШ № 40 Ленинского района | |
Участники программы | Учащиеся начальной школы, классный руководитель, родители учащихся, педагоги ЦДО. | |
Адрес учреждения | 630054 город Новосибирск, ул. Крашенинникова, 6, тел. 343-56-18, 343-56-21 |
Пояснительная записка
Обелиск — это высеченный из камня шпиль с пирамидальной вершиной. Многие памятники в честь Победы в Великой Отечественной войне возведены в виде обелисков. Есть такой обелиск и у нас на родине – это фигура Скорбящей Матери в самом сердце Новосибирского Монумента Славы. Это единение семьи в лице скорбящей матери и цветов памяти, которые мы - потомки павших героев возлагаем к её подножию, стало ключевым в названии разработанной мной программе патриотического воспитания младших школьников «Обелиски».
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из основополагающих задач современной школы, ведь детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Многое требуется от школы: школа является важнейшим социальным институтом в формировании патриотического воспитания у учащихся.
Вопросы патриотического воспитания исследовались в трудах известных педагогов и общественных деятелей прошлого: М.В. Ломоносова, Л.Н. Толстого, А. С. Макаренко, так как они отводили главную роль в образовании патриотическому воспитанию личности. Целесообразно полагать, что проблема патриотического воспитания была актуальна во все времена, многие ученые, педагоги, психологи пытались найти оптимальные пути ее решения.
В «Концепции духовно – нравственного развития гражданина России» сформулированы важнейшие задачи формирования гражданской ответственности и правового самосознания. Д.С. Лихачев говорил: "Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу - задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему дому." По мнению исследователя А. Алексеева, история рода - это всегда история страны.
Младший школьный возраст – период изменений и преобразований характеризуется верой в истинность всего, чему учат. Именно в этом возрасте большие возможности для формирования гражданской позиции и патриотических чувств. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не научится любить близких, не приобретёт уверенность в своих способностях, в дальнейшем это потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. К.Д. Ушинский писал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях.
Социальный опыт - это то, что ты пережил, и этот опыт постоянно определяет твои действия и поступки».
Патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения. В целях решения воспитательных задач необходима совместная общественно-значимая деятельность, которая подразумевается в ходе реализации программы «Обелиски».
Программа «Обелиски», направленная на развитие гражданско - патриотического воспитания младших школьников, предполагает:
- развитие личности в процессе воспитания;
- совместную деятельность взрослых и детей;
- социальное партнерство общества-семьи-школы.
Цель программы: воспитание качеств, составляющих основу коммуникативной, гражданской и социальной активности, уважения к культуре и истории семьи.
Задачи:
- Формировать интерес к изучению истории семьи, родного края, России.
- Создавать условия для взаимодействия участников воспитательного процесса.
- Развивать исследовательские навыки обучающихся.
Основные направления:
- Организация партнерской деятельности педагога, детей и родителей.
- Организация совместной работы с ЦДО.
- Организация проектно-исследовательской деятельности.
- Работа с источниками интернет.
Направления деятельности по программе
Ценностно-образовательное – предполагает формирование ценностного отношения к семейной культуре, её изучение, сохранение.
Деятельностно-творческое – способствует становлению культуры поведения, с учетом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности. Предусматривает развитие творческих способностей, исследовательских умений, навыков проектирования.
Диагностика результативности программы:
Анкетирование, мониторинг, отзывы всех участников о проведении мероприятий.
Ожидаемые результаты реализации программы:
- система краеведческих знаний;
- устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России;
- уважительное отношение к памятникам культуры;
- бережное отношение к природе;
- интерес к познанию;
- стремление к самовыражению;
- доброжелательное отношение к людям;
- требовательность к себе.
Этапы и сроки реализации
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Поэтому в системе самосовершенствования личности субъект воспитания на данном этапе развития становится «исследователем».
Реализация программы рассчитана на три года начального образования (2, 3, 4 класс) и представляет собой три ступени развития, три содержательных блока:
- Блок «Моя родословная»
- Блок «Пусть не померкнет никогда веков связующая нить»
- Блок «Моя семья – моя Россия».
Подготовительный этап
- разработка документации;
- мониторинг уровня начальных тематических знаний;
- диагностика готовности родителей к сотрудничеству;
- решение задач методического обеспечения.
Основной этап
- изучение своей родословной (совместная с родителями работа по изучению жизни
поколений в семье, создание архива «Наша династия»);
- организация работы по теме «История Новосибирска» (краеведческий материал);
- подготовка и проведение открытого мероприятия для младших школьников «Наша
Родина – Россия».
Заключительный этап
- рефлексия;
- анализ результатов проделанной работы;
- составление дальнейшего плана действий.
Формы работы: мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; классные часы; беседы, диспуты, викторины; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии.
Тематика:
«Истории семьи»
«Ценности семейной жизни»
«Семейные династии»
«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…»
«Путешествие в прошлое и настоящее своего народа»
«Фамильное Древо»
«Путешествие в детство наших родителей»
«Возникновение фамилий»
«Российские праздники»
«Государственная символика»
«Народные промыслы России»
«Новосибирск в годы ВО войны»
Деятельность:
- изучение своей родословной;
- совместная с родителями работа по изучению жизни представителей разных поколений
семьи;
- создание семейных архивов «Герои-Сибиряки», «Наши династии».
Родительская школа:
- Родительское собрание по теме «Духовно - нравственные основы семьи».
- Проект «Родословная семьи».
- Родительское собрание - диспут «Семейные традиции».
- Родительское собрание - консультация «Исследовательская деятельность младшего
школьника. Программа Microsoft Power Point как средство решения задач в создании
презентаций».
- Родительское собрание - круглый стол «Свободное время младшего школьника».
Технологии реализации программы
- Проведение тематических творческих конкурсов.
- Исследовательская деятельность.
- Проектная деятельность.
Содержание программного материала
- Блок «Моя родословная» (30 ч)
Задачи:
Пробуждать и укреплять родственные чувства.
Формировать интерес к изучению истории своей семьи.
Содержание программного материала:
- что мы знаем о своих корнях: работа в семейном архиве, установление имен и фамилий
своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий.
- Блок «Пусть не прервется никогда веков связующая нить» (30 ч)
Задачи:
Воспитывать любовь к родным, уважение к прошлому и настоящему семьи.
Развивать творческую активность.
Содержание программного материала:
- собрать сведения о героях войны, труда, людях искусства семьи;
- народные промыслы, произведения искусства, фольклор, традиции и обычаи семьи.
- Блок – «Моя семья – моя Россия» (30 ч)
Задачи:
Прививать чувства уважения и любви к культуре, природе, истории России, Новосибирска,
традициям и обычаям народов России.
Воспитывать толерантность по отношению к людям других национальностей, религий.
Прививать желание сохранять и приумножать традиции и духовные ценности Родины.
Содержание программного материала:
- символика НСО и России, историко-географическая справка;
- выдающиеся личности;
- население России; ознакомление с образцами народного искусства;
- природное разнообразие, национальные заповедники.
Тематическое планирование
Блоки | Тема занятия | Содержание занятия | Часы |
Моя родословная | Кто я? | Работа с энциклопедическими словарями (понятия: генеалогия, род, предки) Работа с ключевыми понятиями. Анкетирование | 2 |
Тайна наших имен | Роль имени в жизни человека. Толкование имен. Интервью с родителями на тему «Почему меня так назвали» | 1 | |
Мастерская письма «Дорожите именем своим! | Знакомство с понятием и составлением синквейна. Составление синквейна «Имя» | 1 | |
Из истории возникновения фамилий | Роль фамилии в жизни человека Происхождение фамилий | 1 | |
Конкурс рисунков «Моя семья» | Рассматривание семейных фотографий Выполнение рисунков | 1 | |
Образование отчеств | Образование отчеств. Мое отчество | 1 | |
Устный журнал «Мои родители, их профессии» | Знакомство учащихся начальной школы с профессиями родителей и близких родственников. | 1 | |
Выставка рисунков на тему «Профессии в моей семье» | Работа по организации выставки | 1 | |
День матери Открытый урок | Чтение стихов, разыгрывание сценок, конкурсы для мам, бабушек | 1 | |
Беседа, игровой тренинг «Мои братья и сестры» | Беседа о том, что уважительное отношение к родным и близким - одно из необходимых условий самоуважения и личного достоинства человека | 1 | |
Кого вы считаете близкими родственниками? | Беседа о родных братьях и сёстрах | 1 | |
Семейный праздник «Наши семейные традиции» | Подготовка к празднику Проведение мероприятия | 2 | |
Выставка «Мир семейных увлечений» | Рассуждения детей о порядке, укладе и ритме жизни в их семье, о том, чем любят они заниматься, что у них больше всего получается. Организация выставки | 2 | |
Классный час «Семейные обязанности» | Диалог о значении слова «почтение» и что значит «почитание» родителей Работа в группах: 1 группа обсуждение «Обязанности родителей» 2 группа обсуждение «Обязанности детей» | 1 | |
Мастерская письма «За что я благодарен своим родителям» | Мини – сочинение «За что я благодарен своим родителям» | 1 | |
Семейные реликвии | Работа с энциклопедическими словарями Понятие слова «реликвия». Учащиеся рассказывают о семейных реликвиях, высказывают свое мнение о прослушанном Организация выставки «Семейные реликвии» | 2 | |
Конкурс «Фамильный герб, фамильный девиз» | Работа с энциклопедическими словарями (понятия: геральдика, герб, девиз) Продумывание и изображение семейного герба и девиза. | 2 | |
Спортивный праздник «Папа может…» ко Дню защитника Отечества | Организация спортивного праздника для пап | 1 | |
Генеалогическое древо | Составление и заполнение таблицы «Мои родственниках». Составление генеалогического древа своего рода. Портрет кого-нибудь из родственников или свой. | 4 | |
Итоговая конференция «Моя родословная» с участием родителей, бабушек и дедушек | Подготовка к мероприятию. Презентации, семейные проекты, рассказы, сценки, чтение стихов, исполнение песен для гостей, выставки. Оформление выставок: «Я помогаю», «Портреты родственников» «Автопортреты». | 2 | |
Экскурсия в музей школы | 1 | ||
Итого | 30 | ||
Пусть не прервется никогда веков связующая нить | Беседа «Как жили наши предки» | Конкурс рисунков «Мой предок – какой он?» | 1 |
Беседа «Мои прадедушки и прабабушки» Посещение Центра истории развития Ленинского района | Прослушивание информации о значении семьи в жизни наших предков. | 2 | |
Мастерская письма «Мои прабабушки и прадедушки» | Составление краткого очерка о своих прадедушках и прабабушках | 1 | |
«Мои бабушки и дедушки» Экскурсия в семью… | Посещение семьи | 2 | |
Родственники Работа со словарем | Работа с энциклопедическими словарями (понятия: шурин, брат, деверь, невестка, золовка, сват и др.) Близкие и дальние родственники Термины родства и свойства Рассказ о родственниках | 2 | |
Составление кроссворда «Семейные узы» | Представление и отгадывание кроссворда в классе (на основе полученных ранее знаний) | 1 | |
Выставка «Я смотрю на фотокарточку» | Организация выставки старых семейных фотографий | 1 | |
Беседа «Как украсить дом к Новому году» Мастер – класс по изготовлению украшений | Беседа «Почему Новый год считают семейным праздником?» Рассказы детей «Мы украшаем свой дом». Мастер - класс по изготовлению новогодних игрушек и украшений (проводят родители или дети). Совместная с родителями работа по украшению классного кабинета к Новому году | 4 | |
Беседа «Помощь в семье» | Беседа о помощи младшим и старшим членам семьи | 1 | |
Диспут с элементами тренинга «Проблемы заботы и согласия в семье» | Обсуждение проблем заботы и согласия в семье. Работа в группах. Разыгрывание семейных сценок – ситуаций. | 2 | |
Выпуск буклета «Моя семья» | Сбор информации для оформления буклета Выпуск буклета | 3 | |
Мастерская письма «Защитники Отечества» | Сочинение стихов об армии и защитниках Родины. Сочинение на тему «Кого можно назвать защитником Отечества». | 1 | |
Конкурс рисунков «Милой мамочки портрет» ко Дню 8 марта | Организация выставки. | 1 | |
Конкурсная семейная программа «Когда все вместе» | Подготовка мероприятия. Проведение конкурсной программы. | 2 | |
Мастерская письма «Интересные люди в моей семье» | Сбор информации об интересных людях в семье. Сочинение «Интересные люди в моей семье» | 2 | |
Встреча с ветеранами Моя семья в истории Великой Отечественной войны | Организация встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Устный рассказ о родных, участниках Великой Отечественной войны. | 2 | |
Семейный праздник «Азбука больших и малых дел нашей семьи». | Творческие представления семей, семейные конкурсы. | 2 | |
Итого | 30 | ||
Моя семья – моя Россия | Русь, Россия, Родина моя | Понятие большая и малая родина Беседа о Государственных символах России Просмотр м/ф «Гора самоцветов». | 2 |
Мы – частичка своей Родины | Работа с энциклопедическими словарями (понятия: род, родня, Родина, родители, родственники) История каждой семьи – частица истории Родины. Народ – наша большая семья. Гордость за свою семью – гордость за свою Родину. | 1 | |
Беседа «Правила жизни в семье». | На Руси в семьях ценились всегда любовь и уважение, согласие в воспитании детей. Правила жизни в семье были прописаны в “Домострое”. | 1 | |
История Новосибирска в истории России. | Беседа «История Новосибирска». Посещение краеведческого музея. | 2 | |
Мастерская письма «Моя Родина». | Написание сочинения о России или о своей малой родине (по выбору учащихся). | 1 | |
Конкурс «Добрая пословица ко времени молвится». | Чтение и обсуждение пословиц. Запись пословиц о семье. | 1 | |
Труд в почете любой! Мир профессий большой. | Работа с энциклопедическими словарями (понятие: династия). Сбор информации о профессиях в семье. Заслушивание сообщений по теме «Профессии в моей семье». | 2 | |
Мини – проект «Семейные династии». | Подготовка и представление презентаций «Династии». | 2 | |
Игра «Если я один дома» | Обсуждаем, почему люди не любят жить в одиночестве, для чего они ищут спутников жизни, заводят детей, приобретают друзей. | 1 | |
Мастерская письма Понятия «одиночество», «дружба» | Составление синквейнов «Одиночество» «Слово – магнит «Дружба» (по выбору учащихся) | 1 | |
Конкурс – выставка «Городок веселых затей» | Оформление классной газеты с использованием фотографий по проведению семейного досуга Разыгрывание семейных сценок – ситуаций. | 2 | |
Народные промыслы России. | Организация выставки. Экскурсия в изостудию ЦДО им. Станиславского. | 1 | |
Традиционные промыслы земли русской. | Заочная экскурсия по «Золотому Кольцу». | 1 | |
День Защитника Отечества. Конкурсная программа для мальчиков. | Подготовка и проведение мероприятия на выявление самого ловкого, умелого, находчивого мальчика в классе. | 2 | |
Праздник 8 Марта «Деревенские посиделки» Конкурсная программа для девочек, мам и бабушек. | Традиции семьи в песнях, сказках, играх и обрядах. | 2 | |
Беседа с элементами игрового тренинга «Как научиться не огорчать близких?» | Работа проводится отдельно с группой девочек «Хозяюшки» и с группой мальчиков «Настоящие мужчины». | 2 | |
Мастерская письма «Если бы я был(а) папой, мамой…» | Создание кластера: каким я был бы папой, мамой; чем бы занимался в первую очередь; на что обратил бы внимание в семье; мои методы воспитания детей. | 1 | |
Деловая игра-тренинг «Дом». | Дом – это самые близкие люди, а школа – наш второй дом, большая дружная семья. Начнем строительство нашего общего дома. | 1 | |
«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был герой». | Выступление с Музыкально-литературной композицией в СГУГиТ. | 2 | |
«Мир дому моему, мир дому твоему». Программа, посвященная Международному дню семьи (15 мая) | Постановка сказки В.А. Сухомлинского “Лепесток и цветок”, чтение стихов, проведение конкурсов. | 2 | |
Итого | 30 |
Список литературы
- Конвенция о правах ребёнка.
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы». – М.: 2007 г.
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
- Ежемесячный общероссийский журнал «Патриот Отечества» № 4, 5 2012 г.
- Опыт использования государственной символики в патриотическом воспитании граждан. – М.: Армпресс, 2007 г. – 219с.
- Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками / Авт. О.С. Богданова, О.Д. Калинина. – М.: “Просвещение” 1985 г. – 31 с., 34 с.
- Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов / Н.В Матяш, В.Д. Симоненко. – М.: Вентана - Граф, 2002 г.
- Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авт. Ю.Е. Антонова, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. – М.: АРКТИ, 2003 г.
- Формы и методы работы с родителями в начальной школе. Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. / Авт. Е. В. Гуда. – Новосибирск: СибАК, 2012.
- Изучение истории семьи / Авт. Л. В. Тимарцева. – Начальная школа. 2008. № 2. С. 67—74.
Информация из интернета – сайтов:
http://www.school-sector.relarn.ru/prava/konvenc/index.htm
http://www.ipk74.ru/files/projects/fgos/fgos3.pdf
http://www.basicpedagog.ru/nowod-187.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"
Цель программы: Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...
Программа духовно - нравственного воспитания младших школьников.
Программа разработана в рамках ФГОС для учащихся начальных классов....
Программа духовно-нравственного воспитания младших школьников "К истокам духовности"
Новые стандарты в образовании и воспитании ориентирует педагогов на воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, как одну из приоритетных задач гос...
Программа по патриотическому воспитанию младших школьников
В программе определены задачи, ценности, содержание, планируемые результаты, а также формы воспитания и социализации обучающихся, взаимодействие с семьёй, музеями, клубами ветеранов. В программ...
Программа «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами авторских и народных сказок».
Данная программа направленна на воспитание духовно-нравственных качеств учеников начальной школы....
ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОМОЩИ КВЕСТ-ИГР
Создание современной системы воспитательной работы – главная задача учителя-воспитателя. При создании педагогического пространства необходимо учитывать не только опыт и традиции, но и инновацион...