Программа по духовно-нравственному воспитанию "Мир твоей души"
методическая разработка (1 класс) на тему
Программа по духовно-нравственному воспитанию "Мир твоей души" для 1 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.doc | 433 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации Большемурашкинского района
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества
Принята на заседании
педагогического совета
29.08.2011 г.
Протокол № 1
Утверждаю
Директор МОУ ДОД ЦРТДЮ
_____________ С. И. Морозова
29.08.2011 г.
Дополнительная образовательная программа
«Мир твоей души»
(1 год обучения с 7 лет)
Разработала:
Лапина Анна Борисовна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
Большое Мурашкино
2011
Дополнительная образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мир твоей души»
Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.
Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью, которая помогает ребёнку познать не только мир, но и самого себя. В наших воспитанниках дремлют задатки разных талантов. Эти таланты раскроются только тогда, когда каждый ребёнок встретит в воспитателе ту “живую воду”, без которой задатки засыхают и хиреют…
В. Сухомлинский
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Человечество лишённое божественного руководства, строит свои законы на насилии и несправедливости, унижает и попирает права своих сограждан. Нет основания полагать, что новое поколение создаст лучший мир без обучения духовному по своей сути.
Что же такое духовное воспитание и обучение? Часто под этими словами подразумевается несколько совершенно разных подходов к воспитанию:
строго религиозное воспитание в рамках какой-либо одной конфессии;
воспитание души ребёнка через культуру, литературу, историю, музыку, живопись;
воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире.
Но разве в жизни возможно отделить нравственное воспитание от духовного? Если исключить духовное воспитание, кто ответит детям на такие вопросы: почему в мире так много религий? Что такое человек? Зачем он живёт и умирает? И многие другие.
Чем больше ребёнок развивается, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни. Воспитание в ребёнке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.
Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка. И наш мир расцветёт, как сад, когда расцветут души наших детей. “Дети – всегда единственное будущее рода человеческого, ” - писал В. Сароян.
Разработанная мною программа по духовно-нравственному воспитанию может широко использоваться преподавателями любых общеобразовательных предметов, а так же для проведения классных часов и других внепрограммных мероприятий. Темы занятий “красной нитью” проходят через большинство предметов школьного курса, и если нет возможности изыскать время на внеурочные занятия, то это позволяет “вплести” их в сами уроки.
Дополнительная образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию в младших классах “Мир твоей души” составлена на основе книг А. Лопатиной и М. Скребцовой, которые включают в себя подборки материалов духовно-нравственной направленности. Материалы книг включают произведения, которые не являются “избитыми”, а наоборот, это стихи, рассказы, сказки и высказывания, которые малоизвестны. Такой подбор произведений позволяет интриговать детей, заставляет их вслушиваться в каждое слово. Они собраны с учётом разных возрастных особенностей.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систематизации и разделения по определённым группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности, г. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание; жизнь, систему общественных отношений.
Традиционными источниками нравственности являются:
• патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему пароду, служение Отечеству;
• социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
• семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, (забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
• труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
• наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
• традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
• природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися по следующим направлениям.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Цель программы: формирование нравственного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности младшего школьника.
Задачи:
- содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника;
- развивать познавательную активность детей
Ожидаемые результаты
В результате реализации программы «Мир твоей души» должно обеспечиваться достижение обучающимися:
• воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности;
• эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата.
Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной, просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить
Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям к обществу и т. д.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
• опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
• опыт социальной и межкультурной коммуникации;
• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
• уважительное отношение к традиционным религиям;
• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
• ценностное и творческое отношение к учебному труду;
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
•элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
• первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
• ценностное отношение к природе;
• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
• элементарные знания о нормах экологической этики;
• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;
• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов, тем | Всего часов | Из них | |
теории | практики | |||
Вводное занятие | 1 | 1 | ||
1. | В мире сказок | 10 | 5 | 5 |
1.1 | Добро и зло в сказках | 1 | 1 | |
1.2 | Сказки – волшебство, чудо и правда | 2 | 1 | 1 |
1.3 | Сказка – ложь, да в ней намек | 3 | 2 | 1 |
1.4 | Что мы узнали и чему научились | 3 | 1 | 2 |
2. | Я среди людей | 50 | 23 | 27 |
2.1. | Кто я и как выгляжу? | 3 | 2 | 1 |
2.2. | Что в нашем имени? | 2 | 2 | |
2.3. | Плохо одному | 2 | 1 | 1 |
2.3. | Товарищи и друзья | 3 | 1 | 2 |
2.4. | Как завоевывать друзей | 2 | 1 | 1 |
2.5. | Бескорыстие в дружбе | 2 | 1 | 1 |
2.6. | Верность слову | 2 | 1 | 1 |
2.7. | Отношение к старшим | 2 | 1 | 1 |
2.8. | Отношение к учителю | 2 | 2 | |
2.9. | Отношение к малышам | 3 | 1 | 2 |
2.10. | Как вести себя в школе, на переменах | 3 | 1 | 2 |
2.11. | Правила поведения в столовой, за столом | 3 | 1 | 2 |
2.12. | Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей | 3 | 1 | 2 |
2.13. | Искусство делать подарки | 3 | 1 | 2 |
2.14. | Как правильно разговаривать по телефону | 2 | 1 | 1 |
2.15. | Правила поведения в общественном транспорте | 2 | 1 | 1 |
2.16. | Как вести себя в общественных местах | 2 | 1 | 1 |
2.17. | Правила поведения в театре и кино | 2 | 1 | 1 |
2.18. | Поведение в библиотеке и музее | 2 | 1 | 1 |
2.19. | Как вести себя в Храме | 3 | 2 | 1 |
2.20. | Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями | 2 | 1 | 1 |
3. | Времена года | 25 | 15 | 10 |
3.1 | Палитра года. | 1 | 1 | |
3.2. | Подарки времён года. | 2 | 1 | 1 |
3.3. | Краски осени. | 2 | 1 | 1 |
3.4. | Властительница | 1 | 1 | |
3.5. | Осенние разговоры. | 1 | 1 | |
3.6. | Дары осени. | 2 | 1 | 1 |
3.17. | Поэзия осени. | 1 | 1 | |
3.18. | Портрет зимы | 2 | 1 | 1 |
3.19. | Кто где зимует? | 1 | 1 | |
3.20. | Зимняя сказка | 2 | 1 | 1 |
3.21. | Приход весны | 1 | 1 | |
3.22. | Какого цвета весна? | 1 | 1 | |
3.23. | Помощники весны | 1 | 1 | |
3.24. | Счастье обновления | 1 | 1 | |
3.25. | Поэзия весны | 1 | 1 | |
3.26. | За что мы любим лето | 1 | 1 | |
3.27. | Чем пахнет лето? | 1 | 1 | |
3.28. | Букет лета | 2 | 1 | 1 |
3.29. | Глаза лета | 1 | 1 | |
4. | Речевой этикет | 21 | 7 | 14 |
4.1 | Вводный урок (определение имеющихся знаний учащихся в области речевого этикета) | 1 | 1 | |
4.2. | Мы идём в гости | 2 | 1 | 1 |
4.3. | Что такое речевой этикет? | 1 | 1 | |
4.4. | Обращение к собеседнику | 1 | 1 | |
4.5. | Будем знакомы | 2 | 1 | 1 |
4.6. | Слова приветствия | 1 | 1 | |
4.7. | Умей благодарить | 1 | 1 | |
4.8. | Сколько способов попрощаться? | 1 | 1 | |
4.9. | Примите поздравления | 1 | 1 | |
4.10. | Учусь извиняться | 1 | 1 | |
4.11. | Могу ли я просить | 1 | 1 | |
4.12. | Согласие. Отказ | 1 | 1 | |
4.13. | Примите поздравления | 1 | 1 | |
4.14. | Слово утешает | 1 | 1 | |
4.15. | Комплимент. Одобрение | 1 | 1 | |
4.16. | Тест «Знаток речевого этикета» | 2 | 1 | 1 |
4.17. | Праздник вежливости | 2 | 2 | |
5. | Мир твоей души | 16 | 11 | 5 |
5.1. | Во что мы верим. | 3 | 2 | 1 |
5.2. | Подвиг веры. | 1 | 1 | |
5.3. | Цветок веры. | 2 | 1 | 1 |
5.4. | Какой бывает любовь | 3 | 2 | 1 |
5.5. | Сокровища души. | 1 | 1 | |
5.6. | Что помогает душе | 2 | 2 | |
5.7. | Душа художника. | 4 | 2 | 2 |
6. | Наши увлечения | 10 | 4 | 6 |
6.1. | Радость жизни и творчества. | 1 | 1 | |
6.2. | Талант, одаренность, гениальность. | 1 | 1 | |
6.3. | «Золотые руки». | 3 | 1 | 2 |
6.4 | Кем хочу быть? | 2 | 1 | 1 |
6.5. | Обобщающее занятие. | 1 | 1 | |
6.6. | Занятие-отчёт | 2 | 2 | |
Итого: | 132 | 65 | 67 |
Содержание программы
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Содержание | |
Теория | Практическое | |||
Вводное занятие | 1 | |||
1. | В мире сказок | 10 | ||
1.1 | Добро и зло в сказках | 1 | Добрые и злые сказочные герои, их поступки. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. Р.н.С. «Лисичка-сестричка и серый волк» | |
1.3-1.4 | Сказки – волшебство, чудо и правда | 2 | Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. | Рисование волшебных предметов |
1.5-1.7 | Сказка – ложь, да в ней намек | 3 | Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. Чтение сказок «Марья-искусница», «Лисичка-сестричка» | Раскраски «Добрые и злые сказочные герои» |
1.8-1.10 | Что мы узнали и чему научились | 3 | Заочное путешествие по сказкам Викторина по сказкам | Конкурс рисунков «Мои любимые сказки» |
2. | Я среди людей | 50 | ||
2.1-2.3 | Кто я и как выгляжу? | 3 | Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. | Игры «Узнай меня», «Как надо мыть руки» |
2.4-2.5 | Что в нашем имени? | 2 | Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций | Анализ проблемных ситуаций «Кто обзывается, тот сам так называется |
2.6-2.7 | Плохо одному | 2 | Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. Просмотр видеофильма | Игра "Да-нетка» |
2.8-2.10 | Товарищи и друзья | 3 | Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. | Изготовление подарков для своих друзей |
2.11-2.12 | Как завоевывать друзей | 2 | Правила общения с товарищами и друзьями | Ролевая игра |
2.13-2.14 | Бескорыстие в дружбе | 2 | Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. | Рисование «Настоящие друзья-герои книг» |
2.15-2.16 | Верность слову | 2 | Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация: можно ли всегда быть верным данному тобой слову. Чтение рассказа «Честное слово» | |
2.17-2.18 | Отношение к старшим | 2 | Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. | Изготовление подарков для бабушек и дедушек |
2.19-2.20 | Отношение к учителю | 2 | Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. | Игра «Это я, это я» |
2.21-2.23 | Отношение к малышам | 3 | Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. | Изготовление поделок – подарков для малышей |
2.24-2.26 | Как вести себя в школе, на переменах | 3 | Знакомство с правилами поведения на переменах. Просмотр презентации «Правила поведения в школе» | Веселые инсценировки. «Весёлый ералаш» |
2.27-2.29 | Правила поведения в столовой, за столом | 3 | Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Чтение стихов Г. Остера «Вредные советы» | Ролевая игра «Мы в столовой» Составление памятки «Как вести себя в столовой». |
2.30-2.32 | Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей | 3 | Знакомство с правилами поведения в гостях. Просмотр презентации «Правила поведения в гостях» Чтение стихов Г. Остера «Вредные советы» | Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». |
2.33-2.35 | Искусство делать подарки | 3 | Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Просмотр видеофильма «Подарок для самого слабого» | Разыгрывание ситуаций. Лепка» Подарок для….» |
2.36-2.37 | Как правильно разговаривать по телефону | 2 | Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. | Ролевая игра «Мы говорим по телефону» Составление памятки |
2.38-2.39 | Правила поведения в общественном транспорте | 2 | Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. | Ролевая игра «В автобусе». |
2.40-2.41 | Как вести себя в общественных местах | 2 | Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. | Проигрывание ситуаций |
2.42-2.43 | Правила поведения в театре и кино | 2 | Знакомство с правилами поведения в театре и кино. | Моделирование ситуаций. |
2.44-2.45 | Поведение в библиотеке и музее | 2 | Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. | Экскурсия в библиотеку. |
2.46-2.47 | Как вести себя в Храме | 2 | Знакомство с правилами поведения в Храме. | Посещение храма |
2.48-2.49 | Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями | 2 | Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни. | Ролевая игра «Помогайка» |
2.50 | Что мы узнали и чему научились | 1 | Веселая викторина | |
3. | Времена года | 25 | Представление о приметах, чудесах, событиях каждого времени года, чему может научить человека каждое время года | |
3.1-3.2 | Краски осени. | 2 | Знакомство с репродукциями картин разных художников, посвященных осени. | Создание панно «Осенний врнисаж» |
3.3 | Властительница | 1 | Красота осенней природы | |
3.4 | Осенние разговоры. | 1 | Подготовка живой природы к зиме | |
3.5-3.6 | Дары осени. | 2 | Какие дары преподносит осень взрослым и детям | Работа с пластилином «Осенний урожай» |
3.7 | Поэзия осени. | 1 | Знакомство со стихами поэтов об осени | |
3.8-3.9 | Портрет зимы | 2 | Зима в произведениях русских поэтов | Конкурс стихов о зиме |
3.10 | Кто где зимует? | 1 | Воспитание любви к природе, бережное отношение к птицам и растениям | Оригами. Фигурки зайца, лисички |
3.11-3.12 | Зимняя сказка | 2 | Знакомство с чудесами, которые творит зима; | Экскурсия в зимний парк |
3.13 | Приход весны | 1 | Приметы весны | |
3.14 | Какого цвета весна? | 1 | Палитра весны | |
3.15 | Помощники весны | 1 | Знакомство с традици | |
3.16 | Счастье обновления | 1 | Красота весенней | |
3.17 | Поэзия весны | 1 | Знакомство с репродук | |
3.18 | За что мы любим лето | 1 | Летние изменения в природе | |
3.19 | Чем пахнет лето? | 1 | Игра «Чем пахнет лето»; | |
3.20-3.21 | Букет лета | 2 | Краски лета | Изобразительная деятельность «Летние букеты» |
3.22 | Глаза лета | 1 | Познакомить с репродукциями картин художников о лете; | |
3.23 | Палитра года. | 1 | У каждого времени свой цвет. | Рисование годового круга |
3.24-3.25 | Подарки времён года. | 2 | Каждое время года хорошо по-своему, каждое время года дарит нам свой подарок. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания» | Рисование на тему «Подарки времен года» |
4. | Речевой этикет | 21 | ||
4.1 | Вводное занятие | 1 | Определение имеющихся знаний учащихся в области речевого этикета | |
4.2-4.3 | Мы идём в гости | 2 | Правила поведения в гостях. Секреты этикета и его значение в жизни людей. Правила правильного поведения и общения с собеседником | Ролевая игра «Мы в гостях» |
4.4 | Что такое речевой этикет? | 1 | Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. | |
4.5 | Обращение к собеседнику | 1 | Значение обращений. Виды обращения | |
4.6-4.7 | Будем знакомы | 2 | Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. | Разыгрывание ситуаций |
4.8 | Слова приветствия | 1 | Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. | |
4.9 | Умей благодарить | 1 | Слова благодарности | |
4.10 | Сколько способов попрощаться? | 1 | Знакомство с правилами и способами прощания | |
4.11 | Примите поздравления | 1 | Когда надо поздравлять, как надо поздравлять | |
4.12 | Учусь извиняться | 1 | Знакомство с правилами извинения и просьбы. | Разыгрывание ситуаций |
4.13 | Могу ли я просить | 1 | Значение просьбы | |
4.14 | Согласие. Отказ | 1 | Слова согласия и отказа | |
4.15 | Примите поздравления | 1 | Составление памятки «Поздравление с днё рождения» | |
4.16 | Слово утешает | 1 | Значение утешения. Кто нуждается в утешении. Способы утешения | |
4.17 | Комплимент. Одобрение | 1 | Значение комплимента. Что такое одобрение? | Игра «Давайте говорить друг другу комплименты» |
4.18-4.19 | Тест «Знаток речевого этикета» | 2 | Контроль знаний и умений по теме «Речевой этикет» | Составление памяток по изученным темам |
4.20-4.21 | Праздник вежливости | 2 | ||
5. | Мир твоей души | 16 | ||
5.1-5.3 | Во что мы верим. | 3 | Вера человека в добро, в дружбу Чтение отрывка из сказки Андерсена «Снежная королева» | Иллюстрации к отрывкам из сказк «Снежная королева» |
5.4 | Подвиг веры. | 1 | Что или кто помогает человеку поверить в любовь, добро | |
5.5-5.6 | Цветок веры. | 2 | Вера в прекрасное на земле | |
5.7-5.9 | Какой бывает любовь | 3 | Любовь к матери, материнская любовь, любовь к животным | Рисование Феи Любви |
5.10 | Сокровища души. | 1 | Какие бывают сокровища (чистые помыслы, добрые поступки, вера, надежда, сострадание, стремление к совершенству) | |
5.11-5.12 | Что помогает душе | 2 | Игра «Что помогает душе расти»; | |
5.13-5.16 | Душа художника. | 4 | Знакомство с произведениями художников | Экскурсия в музей |
6. | Наши увлечения | 10 | ||
6.1 | Радость жизни и творчества. | 1 | Экскурсия в районный музей | |
6.2 | Талант, одаренность, гениальность. | 1 | Посещение школьной выставки детского творчества | |
6.3-6.5 | «Золотые руки». | 3 | Мир моих увлечений | Презентация своих поделок |
6.6-6.7 | Кем хочу быть? | 2 | Чтение стихотворения В. Маяковского «У меня растут года» | Создание коллективного панно «Мир профессий» |
6.8 | Обобщающее занятие. | 1 | Что мы знаем и умеем | |
6.9-6.10 | Занятие-отчёт | 2 | Организация выставки рисунков и поделок детей |
Методическое обеспечение
Формы воспитательной работы:
- познавательная беседа;
- этическая беседа;
- профилактическая беседа;
- игры: ролевые, ситуационные;
- занятия с использованием художественных средств выразительности;
- упражнения;
- тренинги;
- экскурсии;
- тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых), групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.
Методы воспитания:
- методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
- методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
- методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (беседы, анкетирование).
Формы и методы
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Методы воспитания | Формы работы |
Вводное занятие | 1 | инструктаж | ||
1. | В мире сказок | 10 | ||
1.1 | Добро и зло в сказках | 1 | метод примера | использование художественных средств выразительности |
1.3-1.4 | Сказки – волшебство, чудо и правда | 2 | беседа | |
1.5-1.7 | Сказка – ложь, да в ней намек | 3 | метод иллюстрации | использование художественных средств выразительности |
1.8-1.10 | Что мы узнали и чему научились | 3 | метод примера | Этическая беседа |
2. | Я среди людей | 50 | ||
2.1-2.3 | Кто я и как выгляжу? | 3 | Рассказ, метод примера | Этическая беседа |
2.4-2.5 | Что в нашем имени? | 2 | Познавательная беседа, метод создания воспитательных ситуаций | Ролевая игра |
2.6-2.7 | Плохо одному | 2 | Беседа, метод иллюстрации | Использование художественных средств выразительности |
2.8-2.10 | Товарищи и друзья | 3 | Рассказ, метод примера | |
2.11-2.12 | Как завоевывать друзей | 2 | Приучение, эмоциональное воздействие | Упражнение, ролевая игра |
2.13-2.14 | Бескорыстие в дружбе | 2 | Метод демонстрации | Использование художественных средств выразительности |
2.15-2.16 | Верность слову | 2 | Беседа. эмоциональное воздействие, создание проблемной ситуации | Использование художественных средств выразительности |
2.17-2.18 | Отношение к старшим | 2 | Познавательная беседа, метод примера | упражнения |
2.19-2.20 | Отношение к учителю | 2 | Приучение, метод создания воспитательных ситуаций | Ролевые игры |
2.21-2.23 | Отношение к малышам | 3 | Педагогическое требование, создание проблемных ситуаций | Эмоциональное воздействие |
2.24-2.26 | Как вести себя в школе, на переменах | 3 | Педагогическое требование, приучение | Упражнения и тренинги |
2.27-2.29 | Правила поведения в столовой, за столом | 3 | Создание проблемных ситуаций | Составление памятки |
2.30-2.32 | Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей | 3 | Создание проблемных ситуаций | Упражнение и тренинг |
2.33-2.35 | Искусство делать подарки | 3 | Создание воспитательных ситуаций | Ситуационные игры |
2.36-2.37 | Как правильно разговаривать по телефону | 2 | Беседа, приучение | Ролевая игра, составление памятки |
2.38-2.39 | Правила поведения в общественном транспорте | 2 | Создание воспитательных ситуаций, | Упражнения, ролевая игра |
2.40-2.41 | Как вести себя в общественных местах | 2 | Метод иллюстрации. Беседа, приучение | Использование художественных средств выразительности |
2.42-2.43 | Правила поведения в театре и кино | 2 | Моделирование ситуации | Использование художественных средств выразительности |
2.44-2.45 | Поведение в библиотеке и музее | 2 | Познавательная беседа, инструктаж | экскурсия |
2.46-2.47 | Как вести себя в Храме | 2 | Метод эмоционального воздействия | Этическая беседа |
2.48-2.49 | Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями | 2 | Моделирование ситуации | Ролевая игра |
2.50 | Что мы узнали и чему научились | 1 | контроль | викторина |
3. | Времена года | 25 | ||
3.1-3.2 | Краски осени. | 2 | Метод иллюстрации и демонстрации | Использование художественных средств выразительности |
3.3 | Властительница | 1 | Метод иллюстрации, рассказ | Использование художественных средств выразительности |
3.4 | Осенние разговоры. | 1 | Познавательная беседа | Использование художественных средств выразительности |
3.5-3.6 | Дары осени. | 2 | Метод демонстрации | Поощрение |
3.7 | Поэзия осени. | 1 | Метод эмоционального воздействия | Использование художественных средств выразительности |
3.8-3.9 | Портрет зимы | 2 | Метод эмоционального воздействия | Познавательная беседа |
3.10 | Кто где зимует? | 1 | Познавательные игры | |
3.11-3.12 | Зимняя сказка | 2 | Метод эмоционального воздействия | Использование художественных средств выразительности |
3.13 | Приход весны | 1 | Рассказ, метод иллюстрации и демонстрации | Использование художественных средств выразительности |
3.14 | Какого цвета весна? | 1 | Метод иллюстрации и демонстрации | Использование художественных средств выразительности |
3.15 | Помощники весны | 1 | Познавательная беседа | Использование художественных средств выразительности |
3.16 | Счастье обновления | 1 | Рассказ | Использование художественных средств выразительности |
3.17 | Поэзия весны | 1 | Метод эмоционального воздействия | Использование художественных средств выразительности |
3.18 | За что мы любим лето | 1 | Метод иллюстрации и демонстрации | Использование художественных средств выразительности |
3.19 | Чем пахнет лето? | 1 | Метод эмоционального воздействия | Этическая беседа |
3.20-3.21 | Букет лета | 2 | Метод эмоционального воздействия | Использование художественных средств выразительности |
3.22 | Глаза лета | 1 | Метод иллюстрации и демонстрации | Использование художественных средств выразительности |
3.23 | Палитра года. | 1 | Метод эмоционального воздействия | Использование художественных средств выразительности |
3.24-3.25 | Подарки времён года. | 2 | наблюдение | Использование художественных средств выразительности |
4. | Речевой этикет | 21 | ||
4.1 | Вводное занятие | 1 | Инструктаж | Контроль начальных знаний |
4.2-4.3 | Мы идём в гости | 2 | Беседа | Ролевая игра |
4.4 | Что такое речевой этикет? | 1 | Познавательная беседа | Познавательная беседа |
4.5 | Обращение к собеседнику | 1 | Метод приучения, метод примера | Ситуационная игра |
4.6-4.7 | Будем знакомы | 2 | Создание воспитательных ситуаций | Ситуационная игра |
4.8 | Слова приветствия | 1 | Беседа, метод примера | Упражнение |
4.9 | Умей благодарить | 1 | Метод приучения | Упражнение |
4.10 | Сколько способов попрощаться? | 1 | Метод иллюстрации и демонстрации | Ролевая игра |
4.11 | Примите поздравления | 1 | Беседа, метод примера, метод демонстрации | Ролевая игра |
4.12 | Учусь извиняться | 1 | Метод приучения | Упражнение |
4.13 | Могу ли я просить | 1 | Познавательная игра | Использование художественных средств выразительности |
4.14 | Согласие. Отказ | 1 | Метод примера и иллюстрации | Использование художественных средств выразительности |
4.15 | Примите поздравления | 1 | Метод создания воспитательных ситуаций | Ролевая игра |
4.16 | Слово утешает | 1 | Беседа, метод эмоционального воздействия | Использование художественных средств выразительности |
4.17 | Комплимент. Одобрение | 1 | Беседа | Упражнение |
4.18-4.19 | Тест «Знаток речевого этикета» | 2 | Контроль усвоенных знаний и навыков | Тестирование |
4.20-4.21 | Праздник вежливости | 2 | Метод демонстрации | Игра-соревнование |
5. | Мир твоей души | 16 | ||
5.1-5.3 | Во что мы верим. | 3 | Метод иллюстрации | Использование художественных средств выразительности |
5.4 | Подвиг веры. | 1 | рассказ | Использование художественных средств выразительности |
5.5-5.6 | Цветок веры. | 2 | Рассказ, метод иллюстрации | Использование художественных средств выразительности |
5.7-5.9 | Какой бывает любовь | 3 | Рассказ, метод эмоционального воздействия | Использование художественных средств выразительности |
5.10 | Сокровища души. | 1 | Метод эмоционального воздействия | Использование художественных средств выразительности |
5.11-5.12 | Что помогает душе | 2 | Рассказ | Ролевая игра |
5.13-5.16 | Душа художника. | 4 | Беседа, метод иллюстрации | Экскурсия |
6. | Наши увлечения | 10 | ||
6.1 | Радость жизни и творчества. | 1 | Познавательная беседа | Экскурсия |
6.2 | Талант, одаренность, гениальность. | 1 | Познавательная беседа | Экскурсия |
6.3-6.5 | «Золотые руки». | 3 | Метод демонстрации | Использование художественных средств выразительности |
6.6-6.7 | Кем хочу быть? | 2 | Метод эмоционального воздействия, метод демонстрации | Использование художественных средств выразительности |
6.8 | Обобщающее занятие. | 1 | Контроль | Обобщающая игра |
6.9-6.10 | Занятие-отчёт | 2 | Контроль | Организация выставки |
Литература для педагога
Нормативно-правовые документы
- Конституция РФ.
- Закон РФ «Об образовании».
- Конвенция ООН «О правах ребёнка».
Общая педагогика
- Подласый И.П. Педагогика. Т. 1,2. – М.: Владос, 2001.
- Соловейчик С. А. Педагогика для всех.- М.: Дет. лит. 1989.
Методика обучения и воспитания
- Елдова Е. Б., Логинова И. Г. Организация дополнительного образования детей. – М.: Владос, 2003.
- Степанова Ю. С. Воспитательный процесс. – М., 2003.
- Творчество педагога в системе дополнительного образования детей. Выпуск 2. – Н. Новгород: Издательство ООО «Педагогические технологии», 2004.
Общая и возрастная психология
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 2000.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов. – М.: Прогресс, 2005.
- Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гардарики, 2005.
Теория и практика духовно-нравственного воспитания младших школьников
- Васильева-Гангус Л. Азбука вежливости. – М., 1984.
- Дорохов А. О культуре поведения. – М., 1986.
- Жиренко О. Е.,. Лапина Е. В, Киселева Т. В. «Я – гражданин России». – М.: «Вако», 2006.
- Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Праздник – ожидаемое чудо. – М.: «Вако», 2006.
- Камычек Я. Вежливость на каждый день. – М., 1975.
- Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина Российской Федерации, 2011.
- Карнеги Д. Как завоевывать друзей.
- Лаврентьева Л. И. Школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы, № 5, 2004.
- Ладыженская Т. А. Речевые секреты. – М.: «Просвещение», 1992.
- Максимовский М. Этикет делового человека. – М., 1994.
- Они Ирина Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. – Лениздат, 1991.
- Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. – М.: «Просвещение», 1986.
- Смолка К. Правила хорошего тона. – М., 1980.
- Яровая Л. Н.,. Жиренко О. Е,. Барылкина Л. П. Внеклассные мероприятия. – М.: «Просвещение», 2005.
Литература для детей
- Аким Я. Пишу тебе письмо.
- Барто А. Стихи для детей.
- Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».
- Стихи и рассказы детских поэтов и писателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Единство души и земли" (Великие православные праздники)
В настоящее время актуальным является вопрос о преподавании основ православной культуры. Нужно это в школе или нет? Споров много, но все-таки перевес в положительную сторону. Школа должна дать ребенку...
Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).
Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...
Рабочая программа по духовно- нравственному направлению по внеучебной деятельности. Объединение «Юные командиры».
Рабочая программа по духовно- нравственному направлению по внеучебной деятельности. Объединение «Юные командиры»....
Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 1 г класса
Пояснительная записка Рабочая программа согласно Учебному плану школы рассчитана на 34 часа в год /1 час в неделю.Цель изучения ...
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Уроки для души" для 1-4 классов
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Уроки для души" для 1-4 классов...
Профилактика насилия в семье в контексте духовно-нравственного воспитания детей. Экология души. (методическая разработка родительского собрания)
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её. Добрый человек – это тот, кто любит людей и п...
Духовно-нравственное развитие обучающихся в условиях поликультурной образовательной среды (программа сохранения духовно-нравственного здоровья детей)
Настоящая программа создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.Программа особенн...