Программа по духовно-нравственному воспитанию "Мир твоей души"
методическая разработка (1 класс) на тему

Лапина Анна Борисовна

Программа по духовно-нравственному воспитанию "Мир твоей души" для 1 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_duhovno-nravstvennomu_vospitaniyu.doc433 КБ

Предварительный просмотр:

        Управление образования администрации Большемурашкинского района

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества

Принята на заседании

педагогического совета

29.08.2011 г.

Протокол № 1

Утверждаю

Директор МОУ ДОД ЦРТДЮ

_____________ С. И. Морозова

29.08.2011 г.

Дополнительная образовательная  программа

«Мир твоей души»

(1 год обучения с 7 лет)

Разработала:

Лапина Анна Борисовна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

Большое Мурашкино

2011

Дополнительная образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мир твоей души»

Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием  в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного,  как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка.

Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью, которая помогает ребёнку познать не только мир, но и самого себя. В наших воспитанниках дремлют задатки разных талантов. Эти таланты раскроются только тогда, когда каждый ребёнок встретит  в воспитателе ту “живую воду”, без которой задатки засыхают и хиреют…

В. Сухомлинский

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни. Человечество лишённое божественного руководства, строит свои законы на насилии и несправедливости, унижает и попирает права своих сограждан. Нет основания полагать, что новое поколение создаст лучший мир без обучения духовному по своей сути.

Что же такое духовное воспитание и обучение? Часто под этими словами подразумевается несколько совершенно разных подходов к воспитанию:

строго религиозное воспитание в рамках какой-либо одной конфессии;

воспитание души ребёнка через культуру, литературу, историю, музыку, живопись;

воспитание в ребёнке сильной духом личности, умеющей найти своё место в современном мире.

Но разве в жизни возможно отделить нравственное воспитание от духовного? Если исключить духовное воспитание, кто ответит детям на такие вопросы: почему в мире так много религий? Что такое человек? Зачем он живёт и умирает? И многие другие.

Чем больше ребёнок развивается, чем больше он впитывает и начинает ощущать всё богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни. Воспитание в ребёнке сильной личности невозможно без духовно-нравственной базы. Если человек научится мудрому отношению к страданиям и испытаниям, он станет сильной личностью в полном смысле этого слова.

Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль  может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка. И наш мир расцветёт, как сад, когда расцветут души наших детей. “Дети – всегда единственное будущее рода человеческого, ” - писал В. Сароян.

Разработанная мною программа по духовно-нравственному воспитанию может широко использоваться преподавателями любых общеобразовательных предметов, а так же для проведения классных часов и других внепрограммных мероприятий. Темы занятий “красной нитью” проходят через большинство предметов школьного курса, и если нет возможности изыскать время на внеурочные занятия, то это позволяет “вплести” их в сами уроки.

Дополнительная образовательная программа по духовно-нравственному воспитанию в младших классах “Мир твоей души” составлена на основе книг А. Лопатиной и М. Скребцовой, которые включают в себя подборки материалов духовно-нравственной направленности. Материалы книг включают произведения, которые не являются “избитыми”, а наоборот, это стихи, рассказы, сказки и высказывания, которые малоизвестны. Такой подбор произведений позволяет интриговать детей, заставляет их вслушиваться в каждое слово. Они собраны с учётом разных возрастных особенностей.

 Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются ценности, хранимые в культурных, этнических, семейных и других социокультурных традициях и передаваемые от поколения к поколению. В Концепции приведена система базовых национальных ценностей. Критерием систематизации и разделения по определённым группам этих ценностей приняты источники нравственности и человечности, г. е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание; жизнь, систему общественных отношений.

Традиционными источниками нравственности являются:

•  патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему пароду, служение Отечеству;

•  социальная солидарность — свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство;

•  гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;

•  семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям, (забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

•  личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

•  труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

•  наука — ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;

•  традиционные религии — представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

•  искусство и литература — красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

•  природа — эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

•  человечество — мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

 Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися по следующим направлениям.

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

 Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

6. Воспитание  ценностного  отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

Цель программы: формирование нравственного, интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов личности младшего школьника.

Задачи:

- содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников;

- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;

- создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого воспитанника;

- развивать познавательную активность детей

Ожидаемые результаты 

В результате реализации программы  «Мир твоей души» должно обеспечиваться достижение обучающимися:

•  воспитательных результатов — тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности;

•  эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата.

Воспитательные результаты и эффекты деятельности обучающихся распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищенной, дружественной, просоциальной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить

Третий уровень результатов получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

•  на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

•  на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.          

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям к обществу и т. д.

По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

•  ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

•  опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

•  опыт социальной и межкультурной коммуникации;

• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;

• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

•  уважительное отношение к традиционным религиям;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

•  знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

         3. Воспитание   трудолюбия,   творческого   отношения   к учению, труду, жизни:

•  ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

•  ценностное и творческое отношение к учебному труду;

• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

•  первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

4. Формирование ценностного  отношения  к здоровью  и здоровому образу жизни:

•  ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

•элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

•  первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

•  ценностное отношение к природе;

•  первоначальный  опыт  эстетического,   эмоционально-нравственного отношения к природе;

•  элементарные знания о нормах экологической этики;

•  первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

•  первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;

•  первоначальный опыт эстетических переживаний,  наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

•  первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название разделов, тем

Всего часов

Из них

теории

практики

Вводное занятие 

1

1

1.

В мире сказок

10

5

5

1.1

Добро и зло в сказках

1

1

1.2

Сказки – волшебство, чудо и правда

2

1

1

1.3

Сказка – ложь, да в ней намек

3

2

1

1.4

Что мы узнали и чему научились

3

1

2

2.

Я среди людей

50

23

27

2.1.

Кто я и как выгляжу?

3

2

1

2.2.

Что в нашем имени?

2

2

2.3.

Плохо одному

2

1

1

2.3.

Товарищи и друзья

3

1

2

2.4.

Как завоевывать друзей

2

1

1

2.5.

Бескорыстие в дружбе

2

1

1

2.6.

Верность слову

2

1

1

2.7.

Отношение к старшим

2

1

1

2.8.

Отношение к учителю

2

2

2.9.

Отношение к малышам

3

1

2

2.10.

Как вести себя в школе, на переменах

3

1

2

2.11.

Правила поведения в столовой, за столом

3

1

2

2.12.

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

3

1

2

2.13.

Искусство делать подарки

3

1

2

2.14.

Как правильно разговаривать по телефону

2

1

1

2.15.

Правила поведения в общественном транспорте

2

1

1

2.16.

Как вести себя в общественных местах

2

1

1

2.17.

Правила поведения в театре и кино

2

1

1

2.18.

Поведение в библиотеке и музее

2

1

1

2.19.

Как вести себя в Храме

3

2

1

2.20.

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

2

1

1

3.

Времена года

25

15

10

3.1

 Палитра года.

1

1

3.2.

 Подарки времён года.

2

1

1

3.3.

 Краски осени.

2

1

1

3.4.

Властительница
осень.

1

1

3.5.

 Осенние разговоры.

1

1

3.6.

 Дары осени.

2

1

1

3.17.

 Поэзия осени.

1

1

3.18.

 Портрет зимы

2

1

1

3.19.

 Кто где зимует?

1

1

3.20.

 Зимняя сказка

2

1

1

3.21.

 Приход весны

1

1

3.22.

 Какого цвета весна?

1

1

3.23.

 Помощники весны

1

1

3.24.

 Счастье обновления

1

1

3.25.

 Поэзия весны

1

1

3.26.

 За что мы любим лето

1

1

3.27.

 Чем пахнет лето?

1

1

3.28.

 Букет лета

2

1

1

3.29.

 Глаза лета

1

1

4.

Речевой этикет

21

7

14

4.1

Вводный урок (определение имеющихся знаний учащихся в области речевого этикета)

1

1

4.2.

Мы идём в гости

2

1

1

4.3.

Что такое речевой этикет?

1

1

4.4.

Обращение к собеседнику

1

1

4.5.

Будем знакомы

2

1

1

4.6.

Слова приветствия

1

1

4.7.

Умей благодарить

1

1

4.8.

Сколько способов попрощаться?

1

1

4.9.

Примите поздравления

1

1

4.10.

Учусь извиняться

1

1

4.11.

Могу ли я просить

1

1

4.12.

Согласие. Отказ

1

1

4.13.

Примите поздравления

1

1

4.14.

Слово утешает

1

1

4.15.

Комплимент. Одобрение

1

1

4.16.

Тест «Знаток речевого этикета»

2

1

1

4.17.

Праздник вежливости

2

2

5.

Мир твоей души

16

11

5

5.1.

Во что мы верим.

3

2

1

5.2.

Подвиг веры.

1

1

5.3.

Цветок веры.

2

1

1

5.4.

Какой бывает любовь

3

2

1

5.5.

Сокровища души.

1

1

5.6.

Что помогает душе
расти?

2

2

5.7.

Душа художника.

4

2

2

6.

Наши увлечения

10

4

6

6.1.

 Радость жизни и творчества.

1

1

6.2.

Талант, одаренность, гениальность.

1

1

6.3.

«Золотые руки».  

3

1

2

6.4

Кем хочу быть?

2

1

1

6.5.

Обобщающее занятие.

1

1

6.6.

Занятие-отчёт

2

2

Итого:

132

65

67

Содержание программы

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Содержание

Теория

Практическое

Вводное занятие 

1

1.

В мире сказок

10

1.1

Добро и зло в сказках

1

Добрые и злые сказочные герои, их  поступки. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. Р.н.С. «Лисичка-сестричка и серый волк»

1.3-1.4

Сказки – волшебство, чудо и правда

2

Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает.

Рисование волшебных предметов

1.5-1.7

Сказка – ложь, да в ней намек

3

Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. Чтение сказок «Марья-искусница», «Лисичка-сестричка»

Раскраски «Добрые и злые сказочные герои»

1.8-1.10

Что мы узнали и чему научились

3

Заочное путешествие  по сказкам

Викторина по сказкам

Конкурс рисунков «Мои любимые сказки»

2.

Я среди людей

50

2.1-2.3

Кто я и как выгляжу?

3

Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена.

Игры «Узнай меня», «Как надо мыть руки»

2.4-2.5

Что в нашем имени?

2

Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций

Анализ проблемных ситуаций

«Кто обзывается, тот сам так называется

2.6-2.7

Плохо одному

2

Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. Просмотр видеофильма

Игра "Да-нетка»

2.8-2.10

Товарищи и друзья

3

Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа.

Изготовление подарков для своих друзей

2.11-2.12

Как завоевывать друзей

2

Правила общения с товарищами и друзьями

Ролевая игра

2.13-2.14

Бескорыстие в дружбе

2

Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь.

Рисование «Настоящие друзья-герои книг»

2.15-2.16

Верность слову

2

Понятия «верность слову», «честь». Проблемная ситуация:     можно ли всегда быть верным данному тобой слову. Чтение рассказа «Честное слово»

2.17-2.18

Отношение к старшим

2

Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим.

Изготовление подарков для бабушек и дедушек

2.19-2.20

Отношение к учителю

2

Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем.

Игра «Это я, это я»

2.21-2.23

Отношение к малышам

3

Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким.

Изготовление поделок – подарков для малышей

2.24-2.26

Как вести себя в школе, на переменах

3

Знакомство с правилами поведения на переменах. Просмотр презентации «Правила поведения в школе»

Веселые инсценировки. «Весёлый ералаш»

2.27-2.29

Правила поведения в столовой, за столом

3

Знакомство с правилами поведения  в столовой, за столом.

Чтение стихов Г. Остера «Вредные советы»

Ролевая игра «Мы в столовой»

Составление памятки «Как вести себя в столовой».

2.30-2.32

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

3

Знакомство с правилами поведения  в  гостях. Просмотр презентации «Правила поведения  в гостях»

Чтение стихов Г. Остера «Вредные советы»

Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».

2.33-2.35

Искусство делать подарки

3

Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Просмотр видеофильма «Подарок для самого слабого»

Разыгрывание ситуаций.

Лепка» Подарок для….»

2.36-2.37

Как правильно разговаривать по телефону

2

Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону.

Ролевая игра «Мы говорим по телефону» Составление памятки

2.38-2.39

Правила поведения в общественном транспорте

2

Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте.

Ролевая игра «В автобусе».

2.40-2.41

Как вести себя в общественных местах

2

Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах.

Проигрывание ситуаций

2.42-2.43

Правила поведения в театре и кино

2

Знакомство с правилами поведения  в театре и кино.

Моделирование ситуаций.

2.44-2.45

Поведение в библиотеке и музее

2

Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее.

Экскурсия в библиотеку.

2.46-2.47

Как вести себя в Храме

2

Знакомство с правилами поведения

в Храме.

Посещение храма

2.48-2.49

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

2

Понятие «люди с ограниченными возможностями». Проявления чуткости и уважения, заботы и сострадания, помощи в повседневной жизни.

Ролевая игра «Помогайка»

2.50

Что мы узнали и чему научились

1

Веселая викторина

3.

Времена года

25

Представление о приметах, чудесах, событиях каждого времени года, чему может научить человека каждое время года

3.1-3.2

 Краски осени.

2

Знакомство с репродукциями картин разных художников, посвященных осени.

Создание панно «Осенний врнисаж»

3.3

Властительница
осень.

1

Красота осенней природы

3.4

 Осенние разговоры.

1

Подготовка живой природы к зиме

3.5-3.6

 Дары осени.

2

Какие дары преподносит осень взрослым и детям

Работа с пластилином «Осенний урожай»

3.7

 Поэзия осени.

1

Знакомство со стихами поэтов об осени

3.8-3.9

 Портрет зимы

2

Зима в произведениях русских поэтов

Конкурс стихов о зиме

3.10

 Кто где зимует?

1

Воспитание любви к природе, бережное отношение к птицам и растениям

Оригами. Фигурки зайца, лисички

3.11-3.12

 Зимняя сказка

2

Знакомство с чудесами, которые творит зима;

Экскурсия в зимний парк

3.13

 Приход весны

1

Приметы весны        

3.14

 Какого цвета весна?

1

Палитра весны

3.15

 Помощники весны

1

Знакомство с традици
онными весенними праздниками;

3.16

 Счастье обновления

1

Красота весенней
природы

3.17

 Поэзия весны

1

Знакомство с репродук
циями картин художников
о весне;

3.18

 За что мы любим лето

1

Летние изменения в природе

3.19

 Чем пахнет лето?

1

Игра «Чем пахнет лето»;

3.20-3.21

 Букет лета

2

Краски лета

Изобразительная деятельность «Летние букеты»

3.22

 Глаза лета

1

 Познакомить с репродукциями картин художников о лете;

3.23

 Палитра года.

1

У каждого времени свой цвет.

Рисование годового круга

3.24-3.25

 Подарки времён года.

2

Каждое время года хорошо по-своему, каждое время года дарит нам свой подарок. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Четыре желания»

Рисование на тему «Подарки времен года»

4.

Речевой этикет

21

4.1

Вводное занятие

1

Определение имеющихся знаний учащихся в области речевого этикета

4.2-4.3

Мы идём в гости

2

Правила поведения в гостях. Секреты этикета и его значение в жизни людей. Правила правильного поведения и общения с собеседником

Ролевая игра «Мы в гостях»

4.4

Что такое речевой этикет?

1

Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям.

4.5

Обращение к собеседнику

1

Значение обращений. Виды обращения

4.6-4.7

Будем знакомы

2

Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций.

Разыгрывание ситуаций

4.8

Слова приветствия

1

Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций.

4.9

Умей благодарить

1

Слова благодарности

4.10

Сколько способов попрощаться?

1

Знакомство с правилами и способами прощания

4.11

Примите поздравления

1

Когда надо поздравлять, как надо поздравлять

4.12

Учусь извиняться

1

Знакомство с правилами извинения и просьбы.

Разыгрывание ситуаций

4.13

Могу ли я просить

1

Значение просьбы

4.14

Согласие. Отказ

1

Слова согласия и отказа

4.15

Примите поздравления

1

Составление памятки  «Поздравление с днё рождения»

4.16

Слово утешает

1

Значение утешения. Кто нуждается в утешении. Способы утешения

4.17

Комплимент. Одобрение

1

Значение комплимента. Что такое одобрение?

Игра «Давайте говорить друг другу комплименты»

4.18-4.19

Тест «Знаток речевого этикета»

2

Контроль знаний и умений по теме «Речевой этикет»

Составление памяток по изученным темам

4.20-4.21

Праздник вежливости

2

5.

Мир твоей души

16

5.1-5.3

Во что мы верим.

3

Вера человека в добро, в дружбу

Чтение отрывка из сказки Андерсена «Снежная королева»

Иллюстрации к отрывкам из сказк   «Снежная королева»

5.4

Подвиг веры.

1

Что или кто помогает человеку поверить в любовь, добро

5.5-5.6

Цветок веры.

2

Вера в прекрасное на земле

5.7-5.9

Какой бывает любовь

3

Любовь к матери, материнская любовь, любовь к животным

Рисование Феи Любви

5.10

Сокровища души.

1

Какие бывают сокровища (чистые помыслы, добрые поступки, вера, надежда, сострадание, стремление к совершенству)

5.11-5.12

Что помогает душе
расти?

2

Игра «Что помогает душе расти»;

5.13-5.16

Душа художника.

4

Знакомство с произведениями художников

Экскурсия в музей

6.

Наши увлечения

10

6.1

 Радость жизни и творчества.

1

Экскурсия в районный музей

6.2

Талант, одаренность, гениальность.

1

Посещение школьной выставки детского творчества

6.3-6.5

«Золотые руки».  

3

Мир моих увлечений

Презентация

своих поделок

6.6-6.7

Кем хочу быть?

2

Чтение стихотворения В. Маяковского «У меня растут года»

Создание коллективного панно «Мир профессий»

6.8

Обобщающее занятие.

1

Что мы знаем и умеем

6.9-6.10

Занятие-отчёт

2

Организация выставки рисунков и поделок детей

Методическое обеспечение

Формы воспитательной работы:

  • познавательная беседа;
  • этическая беседа;
  • профилактическая беседа;
  • игры: ролевые, ситуационные;
  • занятия с использованием художественных средств выразительности;
  • упражнения;
  • тренинги;
  • экскурсии;
  • тестирование, что осуществляется в режиме коллективных (массовых),  групповых, микро групповых и индивидуальных занятиях.

  Методы воспитания:

  • методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, диспут, метод примера);
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности (приучение, метод создания воспитывающих ситуаций, педагогическое требование, инструктаж, иллюстрации и демонстрации);
  • методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности (соревнование, познавательная игра, эмоциональное воздействие, поощрение и др.);
  • методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании (беседы, анкетирование).

Формы и методы

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Методы воспитания        

Формы работы

Вводное занятие 

1

инструктаж

1.

В мире сказок

10

1.1

Добро и зло в сказках

1

метод примера

использование художественных  средств выразительности

1.3-1.4

Сказки – волшебство, чудо и правда

2

беседа

1.5-1.7

Сказка – ложь, да в ней намек

3

метод иллюстрации

использование художественных средств выразительности

1.8-1.10

Что мы узнали и чему научились

3

метод примера

Этическая беседа

2.

Я среди людей

50

2.1-2.3

Кто я и как выгляжу?

3

Рассказ, метод примера

Этическая беседа

2.4-2.5

Что в нашем имени?

2

Познавательная беседа, метод создания воспитательных ситуаций

Ролевая игра

2.6-2.7

Плохо одному

2

Беседа, метод иллюстрации

Использование художественных средств выразительности

2.8-2.10

Товарищи и друзья

3

Рассказ, метод примера

2.11-2.12

Как завоевывать друзей

2

Приучение, эмоциональное воздействие

Упражнение, ролевая игра

2.13-2.14

Бескорыстие в дружбе

2

Метод демонстрации

Использование художественных средств выразительности

2.15-2.16

Верность слову

2

Беседа. эмоциональное воздействие, создание проблемной ситуации

Использование художественных средств выразительности

2.17-2.18

Отношение к старшим

2

Познавательная беседа, метод примера

упражнения

2.19-2.20

Отношение к учителю

2

Приучение, метод создания воспитательных ситуаций

Ролевые игры

2.21-2.23

Отношение к малышам

3

Педагогическое требование, создание проблемных ситуаций

Эмоциональное воздействие

2.24-2.26

Как вести себя в школе, на переменах

3

Педагогическое требование, приучение

Упражнения и тренинги

2.27-2.29

Правила поведения в столовой, за столом

3

Создание проблемных ситуаций

Составление памятки

2.30-2.32

Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей

3

Создание проблемных ситуаций

Упражнение и тренинг

2.33-2.35

Искусство делать подарки

3

Создание воспитательных ситуаций

Ситуационные игры

2.36-2.37

Как правильно разговаривать по телефону

2

Беседа, приучение

Ролевая игра, составление памятки

2.38-2.39

Правила поведения в общественном транспорте

2

Создание воспитательных ситуаций,

Упражнения, ролевая игра

2.40-2.41

Как вести себя в общественных местах

2

Метод иллюстрации. Беседа, приучение

Использование художественных средств выразительности

2.42-2.43

Правила поведения в театре и кино

2

Моделирование ситуации

Использование художественных средств выразительности

2.44-2.45

Поведение в библиотеке и музее

2

Познавательная беседа, инструктаж

экскурсия

2.46-2.47

Как вести себя в Храме

2

Метод эмоционального воздействия

Этическая беседа

2.48-2.49

Как вести себя с людьми с ограниченными возможностями

2

Моделирование ситуации

Ролевая  игра

2.50

Что мы узнали и чему научились

1

контроль

викторина

3.

Времена года

25

3.1-3.2

 Краски осени.

2

Метод иллюстрации и демонстрации

Использование художественных средств выразительности

3.3

Властительница
осень.

1

Метод иллюстрации, рассказ

Использование художественных средств выразительности

3.4

 Осенние разговоры.

1

Познавательная беседа

Использование художественных средств выразительности

3.5-3.6

 Дары осени.

2

Метод демонстрации

Поощрение

3.7

 Поэзия осени.

1

Метод эмоционального воздействия

Использование художественных средств выразительности

3.8-3.9

 Портрет зимы

2

Метод эмоционального воздействия

Познавательная беседа

3.10

 Кто где зимует?

1

Познавательные игры

3.11-3.12

 Зимняя сказка

2

Метод эмоционального воздействия

Использование художественных средств выразительности

3.13

 Приход весны

1

Рассказ, метод иллюстрации и демонстрации

Использование художественных средств выразительности

3.14

 Какого цвета весна?

1

Метод иллюстрации и демонстрации

Использование художественных средств выразительности

3.15

 Помощники весны

1

Познавательная беседа

Использование художественных средств выразительности

3.16

 Счастье обновления

1

Рассказ

Использование художественных средств выразительности

3.17

 Поэзия весны

1

Метод эмоционального воздействия

Использование художественных средств выразительности

3.18

 За что мы любим лето

1

Метод иллюстрации и демонстрации

Использование художественных средств выразительности

3.19

 Чем пахнет лето?

1

Метод эмоционального воздействия

Этическая беседа

3.20-3.21

 Букет лета

2

Метод эмоционального воздействия

Использование художественных средств выразительности

3.22

 Глаза лета

1

Метод иллюстрации и демонстрации

Использование художественных средств выразительности

3.23

 Палитра года.

1

Метод эмоционального воздействия

Использование художественных средств выразительности

3.24-3.25

 Подарки времён года.

2

наблюдение

Использование художественных средств выразительности

4.

Речевой этикет

21

4.1

Вводное занятие

1

Инструктаж

Контроль начальных знаний

4.2-4.3

Мы идём в гости

2

Беседа

Ролевая игра

4.4

Что такое речевой этикет?

1

Познавательная беседа

Познавательная беседа

4.5

Обращение к собеседнику

1

Метод приучения, метод примера

Ситуационная игра

4.6-4.7

Будем знакомы

2

Создание воспитательных ситуаций

Ситуационная игра

4.8

Слова приветствия

1

Беседа, метод примера

Упражнение

4.9

Умей благодарить

1

Метод приучения

Упражнение

4.10

Сколько способов попрощаться?

1

Метод иллюстрации и демонстрации

Ролевая игра

4.11

Примите поздравления

1

Беседа, метод примера, метод демонстрации

Ролевая игра

4.12

Учусь извиняться

1

Метод приучения

Упражнение

4.13

Могу ли я просить

1

Познавательная игра

Использование художественных средств выразительности

4.14

Согласие. Отказ

1

Метод примера и иллюстрации

Использование художественных средств выразительности

4.15

Примите поздравления

1

Метод создания воспитательных ситуаций

Ролевая игра

4.16

Слово утешает

1

Беседа, метод эмоционального воздействия

Использование художественных средств выразительности

4.17

Комплимент. Одобрение

1

Беседа

Упражнение

4.18-4.19

Тест «Знаток речевого этикета»

2

Контроль усвоенных знаний и навыков

Тестирование

4.20-4.21

Праздник вежливости

2

Метод демонстрации

Игра-соревнование

5.

Мир твоей души

16

5.1-5.3

Во что мы верим.

3

Метод иллюстрации

Использование художественных средств выразительности

5.4

Подвиг веры.

1

рассказ

Использование художественных средств выразительности

5.5-5.6

Цветок веры.

2

Рассказ, метод иллюстрации

Использование художественных средств выразительности

5.7-5.9

Какой бывает любовь

3

Рассказ, метод эмоционального воздействия

Использование художественных средств выразительности

5.10

Сокровища души.

1

Метод эмоционального воздействия

Использование художественных средств выразительности

5.11-5.12

Что помогает душе
расти?

2

Рассказ

Ролевая игра

5.13-5.16

Душа художника.

4

Беседа, метод иллюстрации

Экскурсия

6.

Наши увлечения

10

6.1

 Радость жизни и творчества.

1

Познавательная беседа  

Экскурсия

6.2

Талант, одаренность, гениальность.

1

Познавательная беседа

Экскурсия

6.3-6.5

«Золотые руки».  

3

Метод демонстрации

Использование художественных средств выразительности

6.6-6.7

Кем хочу быть?

2

Метод эмоционального воздействия, метод демонстрации

Использование художественных средств выразительности

6.8

Обобщающее занятие.

1

Контроль

Обобщающая игра

6.9-6.10

Занятие-отчёт

2

Контроль

Организация выставки

Литература для педагога

Нормативно-правовые документы

  1. Конституция РФ.
  2. Закон РФ «Об образовании».
  3. Конвенция ООН «О правах ребёнка».

Общая педагогика

  1. Подласый И.П. Педагогика. Т. 1,2. – М.: Владос, 2001.
  2. Соловейчик С. А. Педагогика для всех.- М.: Дет. лит. 1989.

Методика обучения  и воспитания

  1. Елдова Е. Б., Логинова И. Г. Организация дополнительного образования       детей. – М.: Владос, 2003.
  2. Степанова Ю. С. Воспитательный процесс. – М., 2003.
  3. Творчество педагога в системе дополнительного образования детей. Выпуск 2. – Н. Новгород: Издательство ООО «Педагогические технологии», 2004.

Общая и возрастная психология

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: ЛГУ, 2000.
  2.  Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: учебное пособие для вузов. – М.: Прогресс, 2005.
  3.  Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гардарики, 2005.

 Теория и практика духовно-нравственного воспитания младших школьников

  1. Васильева-Гангус Л. Азбука вежливости. –  М., 1984.
  2. Дорохов А. О культуре поведения. –  М., 1986.
  3. Жиренко О. Е.,. Лапина Е. В, Киселева Т. В. «Я – гражданин России». – М.: «Вако», 2006.
  4. Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Праздник – ожидаемое чудо. –  М.: «Вако», 2006.
  5. Камычек Я. Вежливость на каждый день. –  М., 1975.
  6. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития гражданина Российской Федерации, 2011.
  7. Карнеги Д. Как завоевывать друзей.
  8. Лаврентьева Л. И. Школа и нравственное воспитание личности// Завуч начальной школы, № 5, 2004.
  9. Ладыженская Т. А. Речевые секреты. –  М.: «Просвещение», 1992.
  10. Максимовский М. Этикет делового человека. –  М., 1994.
  11. Они Ирина Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. –  Лениздат, 1991.
  12. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. –  М.: «Просвещение», 1986.
  13. Смолка К. Правила хорошего тона. –  М., 1980.
  14. Яровая Л. Н.,. Жиренко О. Е,. Барылкина Л. П. Внеклассные мероприятия. –  М.: «Просвещение», 2005.

Литература для детей

  1. Аким Я. Пишу тебе письмо.
  2. Барто А. Стихи для детей.
  3. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».
  4.  Стихи и рассказы детских поэтов и писателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по духовно-нравственному воспитанию учащихся "Единство души и земли" (Великие православные праздники)

В настоящее время актуальным является вопрос о преподавании основ православной культуры. Нужно это в школе или нет? Споров много, но все-таки перевес в положительную сторону. Школа должна дать ребенку...

Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

Рабочая программа по духовно- нравственному направлению по внеучебной деятельности. Объединение «Юные командиры».

Рабочая программа по духовно- нравственному направлению по внеучебной деятельности. Объединение «Юные командиры»....

Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 1 г класса

Пояснительная записка            Рабочая программа согласно Учебному плану школы рассчитана на  34 часа в год /1 час в неделю.Цель изучения ...

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Уроки для души" для 1-4 классов

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления "Уроки для души" для 1-4 классов...

Профилактика насилия в семье в контексте духовно-нравственного воспитания детей. Экология души. (методическая разработка родительского собрания)

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек любит природу и охраняет её.  Добрый человек – это тот, кто любит людей и п...

Духовно-нравственное развитие обучающихся в условиях поликультурной образовательной среды (программа сохранения духовно-нравственного здоровья детей)

Настоящая программа создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.Программа особенн...