Духовно-нравственное развитие обучающихся в условиях поликультурной образовательной среды (программа сохранения духовно-нравственного здоровья детей)
учебно-методический материал

Вольтова Ольга Анатольевна

Настоящая программа создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа особенно актуальна сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию личности каждого учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие обучающихся

в условиях поликультурной образовательной среды

(  программа сохранения духовно-нравственного здоровья детей)

Вольтова Ольга Анатольевна

ГБОУ школа-интернат № 28 Санкт-Петербург

         

I.    Обоснование необходимости решения проблемы

духовно-нравственного воспитания в условиях поликультурной среды

В современном мире постоянно идут глобальные экономические, социально-политические, культурно-просветительские преобразования, в обществе происходит переоценка идей и общечеловеческих ценностей. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание самостоятельно мыслящих, активно действующих, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами обучающихся.  

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию в нашем многоконфессиональном, поликультурном мире. Поэтому  в образовательных учреждениях  особое внимание необходимо обратить на сохранение исторической преемственности поколений, развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, что способствует формированию духовно-нравственных качеств личности.

В Федеральных государственных образовательных стандартах процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений, навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Само по себе духовно-нравственное развитие личности – это сложный, многоплановый процесс. Он неотделим от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.

В нашем образовательном учреждении большую часть воспитанников составляют приезжие из Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и Азербайджана. Русские - одна треть обучающихся по всей школе. Воспитательная среда – поликультурная. На процесс развития школьников оказывает этнокультурное пространство, которое их окружает, так как в процессе своего становления они впитывают все многообразие окружающей  культуры.

Безусловно, важным для ребенка в процессе воспитания является принятие культуры и духовных традиций своего народа и народов, в среде которых он  продолжает жить. Открытость миру, толерантность к другим культурам – важная составляющая характеристика духовно-нравственного развития гражданина Российского государства. Однако для того чтобы быть готовым вступить в межкультурный диалог, человеку необходимо обладать определенными компетенциями, иметь собственные ориентиры, поскольку любой из нас не просто выбирает ценности, а еще и пытается придать им различную значимость.

      Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество и соблюдать законы морали, знать свою национальную культуру, уважать самобытность и традиции своего народа?  На эти вопросы группа авторов и постаралась ответить в данной программе.
                                       

  II. Цель и задачи программы, формы работы с учащимися


    Становление духовного человека невозможно без правильного воспитания. Российская школа призвана к воспитанию личности свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся. Личность делает возможными социальный и экономический прогресс. Вместе с тем, личностью человек становиться только в обществе. Поэтому необходимо говорить не об абстрактном личностно ориентированном воспитании вне времени, культуры и общества, а о воспитании личности гражданина России.

Формирование такой личности — задача простая: она может быть решена в отдельной семье, — и предельно сложная, поскольку требует изменения самого уклада общественной жизни, существенной перестройки социальных отношений, модернизации страны в целом.

       В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

- готовность и способность учащихся к духовному развитию, основанной на свободе воле и духовных отечественных традициях внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести;

- формирование морали — осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

- развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных духовных традиций; позитивную нравственную самооценку и самоуважение;

- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

- жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей; осознание ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей.

         Содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются определенные ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

         В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей.

        Традиционными источниками нравственности являются:

1. Патриотизм, включающий в себя ценности: Любовь к России; Любовь к своему народу; Любовь к своей "малой Родине"; Служение Отечеству (ратное, духовное, трудовое).

2. Социальная солидарность — Свобода личная и национальная; Доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; Справедливость; Милосердие; Доброта; Честь; Честность; Достоинство.

3. Гражданственность — Правовое государство; Гражданское общество; Долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; Закон и правопорядок; Межэтнический мир; Свобода совести и вероисповедания.

4. Семья — Любовь и верность; Здоровье; Достаток; Почитание родителей; Забота о старших и младших; Продолжение рода.

5. Труд и творчество — Творчество и созидание; Целеустремленность и настойчивость; Трудолюбие; Бережливость.

6. Наука — Познание; Истина; Научная картина мира; Экологическое сознание.

7. Традиционные российские религии включает представления о Вере, Духовности, Религиозной жизни человека и общества, Религиозной картине мира.

Целью программы  является сохранение духовно-нравственного здоровья детей.

В реализации этой цели педагоги ставят следующие задачи:

1.  Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

2.  Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

3. Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения,  обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства.

4.    Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию.

5. Прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Целостное воспитательное пространство школы осуществляется по пяти направлениям:

урочная деятельность;

 внеурочная деятельность (культурные практики);

внешкольная деятельность (социальные и культурные практики);

 семейное воспитание;

изучение культурологических основ традиционных российских религий.

Урочная деятельность.

 Целевые программы и содержащиеся в них воспитательные задачи должны быть интегрированы в содержание учебных предметов. На учебное содержание необходимо смотреть не только со стороны традиционных дидактических принципов (научности, системности, последовательности и т. д.), не менее важными являются принципы культуросообразности,  ценностной ориентации образования, нравственного развития личности. Традиционно велико воспитательное значение литературы, истории, отечественной и мировой художественной культуры. Система базовых национальных ценностей не только отражается в содержании обучения, но и сама оказывает существенное влияние на его организацию.

Внеурочная деятельность. 

Базовые ценности должны быть отражены в содержании внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, игр и т. д., — а также в деятельности кружков, секций, клубов и других форм дополнительного образования. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика — организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором расширяет их опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения в культуре.

Внешкольная деятельность. Внешкольные мероприятия: экскурсии, разнообразные десанты, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, полезные дела и т. д. — организуются в пределах целостного, социально-открытого образовательного пространства. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика — педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая задача, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения и морального выбора. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т. д.

                           

                Формы работы с детьми:

-   Индивидуально-групповые занятия, беседы, игры духовно-нравственного содержания.

-   Лекции, семинары, практикумы (в старших классах).

- Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения.

- Проведение праздников и мероприятий.

- Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций).

- Исследовательская деятельность учащихся.

- Экскурсии.

- Организация выставок.

- Тематические и творческие вечера.

Семейное воспитание.

         Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет большое значение для духовно-нравственного развития школьника. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо педагогически согласовать. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и гражданскому воспитанию не только школьников, но и их родителей. Такое взаимодействие можно рассматривать как социально-педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.

          Формы работы с родителями:

- Родительские собрания на духовно-нравственные темы.

- Лекторий для родителей.

- Анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье.

- Информационные стенды для родителей, выставки детских работ.

- Совместно организованные с родителями праздники.

      Духовно-нравственное воспитание осуществляется как целенаправленная деятельность, одной из основных форм которой является повышение культуры учащихся через участие в творческих конкурсах. В течение  нескольких лет в школе проходят ежегодные Рождественские и Пасхальные выставки декоративно-прикладного творчества учащихся.

       Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями всех педагогов школы.
       Педагоги школы осуществляют работу по 
следующим направлениям:
1.Духовно-образовательное.
2.Воспитательно-оздоровительное.
3.Культурно-познавательное.
4.Нравственно-трудовое.
5.Развитие творческих способностей учащихся.

                                   III. Основные принципы программы

1. Принципы духовно-нравственного воспитания (гуманистическая направленность воспитания, природосообразность, культуросообразность, светский характер образования и законность).

2. Принципы отбора содержания образования (научность и каноничность, многоуровневость, учёт требований типовых программ).

3. Принципы организации занятий: (наглядность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, воспитание в процессе обучения, вариативный подход).

Характеристика деятельности:

сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

IV. Система программных мероприятий

1. Нормативно-правовое и организационно-методическое

    обеспечение реализации Программы

           В программных мероприятиях предусматривается подготовка и принятие нормативных документов, включающих вопросы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.

Предполагается разработка нормативно-правового механизма взаимосвязи субъектов духовно-нравственного воспитания в городе, определение места, роли, статуса, задач и функций каждого органа и организации как элементов единой системы духовно-нравственного воспитания и просвещения населения.

          Одним из важнейших направлений Программы является формирование научно-теоретических и методических основ духовно-нравственного воспитания. Это направление предполагает мобилизацию творческого потенциала ученых, учителей и воспитателей на всестороннее научно-теоретическое обоснование и решение проблем духовно-нравственного воспитания, разработку методических материалов и рекомендаций с обоснованием оптимальных путей приобщения детей и молодежи к духовно-нравственным ценностям, формированию позитивного поведения и отношения к миру.

2. Информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность.

           Программа предполагает систему мер по пропаганде духовно-нравственных ценностей добродетельного образа жизни. В числе просветительских мероприятий намечается: организация постоянно действующих рубрик в школьной газете, беседы с представителями культуры и искусства, педагогами, врачами, священнослужителями, представителями общественности.

           Культурно-просветительское направление:

- проведение мероприятий и праздничных акций духовно-нравственной направленности в школе.

- целевой показ документальных, научно-популярных и художественных фильмов духовно-нравственного, патриотического содержания;

- организация лекториев, проведение Дней  культуры в  школе.

            Методы реализации программы:

1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, картами, составление кроссвордов, иллюстрирование  сюжетов).

2. Словесный (чтение литературных произведений, беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров).

3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).

- Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.


V. Предполагаемый результат

- Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру.

- Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям.

- Потребность к сопереживанию.

- Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера.

- Приобщение к опыту православной культуры.

- Деятельное отношение к труду.

- Ответственность за свои дела и поступки.

Реализация работы по духовно-нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов гуманитарно-эстетического цикла.

          Занятия в начальной школе открывают детям путь к духовно-нравственной стороне познания окружающего мира. Мир прекрасен своей гармонией, и познание его маленьким человеком так же должно быть гармоничным. Понятие о нравственности, воспитание  эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствуют развитию творческих способностей ребёнка.  

Реализация данных задач осуществляется через различные виды деятельности: чтение, рисование, художественный труд; слушание музыки и размышления о ней, сольное и хоровое пение.

           На уроках русского языка и литературы духовно-нравственное воспитание осуществляется посредством слова. Учителя русского языка и литературы ставят перед учениками  следующие задачи:

       1. Учащиеся должны увидеть, что русский язык – это не только средство общения между людьми; он впитал в себя богатейший духовный, исторический и нравственный опыт народа.

       2. Воспитать у детей любовь к своему родному языку, научить воспринимать его как дар свыше, быть в ответе за этот дар, уважительно относиться к языкам других народов.

       3. Выработать у учащихся элементарные навыки общения, обогатить их лексический запас, научить грамотно излагать свои мысли.

Результатом творческой работы педагогов является участие школьников в предметных олимпиадах и тематических конкурсах.
      На уроках 
истории, искусства и МХК происходит знакомство с деятельностью интересных и  великих людей, культурными и историческими памятниками.

       На уроках музыки происходит постепенное введение учащихся в художественные образы классической музыки.

       На уровне выполнения  воспитательной работы в классах педагоги школы организуют и проводят мероприятия военно-патриотической и антинаркотической направленности. Школьники принимают участие в военно-спортивной зарнице, спортивных конкурсах.

Реализация программы через внеурочную деятельность

Направление  и вид внеурочной деятельности

Образовательные

формы

Уровень результатов

внеучебной деятельности

Преимущественные формы достижения результата

Спортивно-оздоровительное

Спортивно-оздоровительная

деятельность

Беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Школьные спортивные турниры.

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты.

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

Беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах.

Школьные спортивные турниры.

Социально значимые спортивные и оздоровительные акции-проекты

Художественно-эстетическое

Художественное творчество

Выставки, фестивали, спектакли в классе, школе.

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

Кружки художественного творчества.

Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе.

Социальные проекты на основе художественной деятельности

Научно-познавательное

Познавательная

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

Дидактический театр, общественный смотр знаний.

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

Приобретение школьником социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного социального действия

Викторины, познавательные игры, познавательные беседы.

Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции

Общественно-полезная деятельность

Трудовая (производствен ная) деятельность

Трудовой десант, субботник

Получение опыта самостоятельного социального действия

Трудовой десант, субботник

                                  Результаты по уровням

Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия

                                 Диагностика эффективности

Личностная (методика диагностики личностного роста школьника).

Коллектива (методика изучения уровня развития детского коллектива).

Педагога (методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя).


VI. Педагогическое сопровождение семьи

в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания детей

В числе мер по решению данной задачи Программы предполагается проведение систематической работы по просвещению семей по вопросам духовно-нравственного воспитания, возрождению традиционного уклада жизни семьи и развитие семейных отношений на основе российских духовных и культурно-исторических традиций.

Реализация Программы предполагает два этапа в работе с семьями: просветительский и этап организации совместной деятельности семей.

Просветительский этап предполагает проведение бесед и родительских собраний для родителей по вопросам духовно-нравственного развития и воспитания детей с привлечением в качестве лекторов медиков, педагогов, священнослужителей.

Этап организации совместной деятельности семей предполагает:

- проведение семейных праздников светского и церковного календаря с совместным участием родителей и детей в их подготовке и проведении;

- обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, организацией семейного каникулярного отдыха.

                                                  VII.  ВЫВОД

Настоящая программа создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

Программа особенно актуальна сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность,  наркомания, алкоголизм.

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию личности каждого учащегося.

Педагоги уверены, что в таком полиэтническом государстве, как Россия, учебно-воспитательный процесс обязательно должен учитывать этнокультурное многообразие и осуществляться в форме диалога культур, а принцип сочетания и последовательного изучения культур (от освоения культуры родного народа к приобщению культур народов ближайшего окружения, а затем – к ознакомлению с мировой культурой) должен стать определяющим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

Духовно-нравственное развитие обучающихся в условиях реализации ФГОС (Выступление на IX Республиканской научно-практической конференции по общественным дисциплинам «Моя страна – моя Россия»)

Какие воспоминания останутся в сердцах наших детей? Будут ли они счастливы? Каждый из нас хочет быть счастливым. И каждый из нас хочет видеть счастливыми, духовно и нравственно богатыми своих детей, в...