Викторина "Волшебная речь"
классный час на тему
Участниками викторины "Волшебная речь" могут стать все желающие, учащиеся 2-4 классов. В ходе викторины проводится выставка словарей русского языка, презентуют литературу выставки участники. Участники заранее готовят мини-сообщения об одном из выбранных ими словарей, в него входит описание словаря и правила работы с ним. Викторина предполагает индивидуальную работу каждого участника. 8 заданий конкурса представлены на карточке, которую получает каждый конкурсант. В ходе решения конкурсных заданий участники могут пользоваться литературой представленной на выставке. Работа со словарями русского языка обогатит речь учащихся.
«Собственно говоря, словарь есть книга в самом широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть в том, чтобы извлечь их из нее».
Вольтер
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Викторина «Волшебная речь»
Цель: активизировать мыслительную и познавательную деятельность, закрепить правила работы со словарями русского языка; развивать интерес к изучению родного языка; обогащать речь учащихся.
Оборудование: для оформления выставки: толковый словарь, орфографический словарь, орфоэпический словарь, словарь антонимов, словарь синонимов, фразеологический словарь.
Для участников: карточки с заданиями.
Участники: учащиеся 2-4 классов.
Ход викторины
Выставка словарей, учащиеся до викторины могут ознакомиться с литературой, представленной на выставке.
Презентация выставки: участники викторины за раннее готовят сообщения о словарях. Каждое сообщение так же включает правила работы со словарем. Участники могут использовать информацию из словарей для проверки выполненных заданий
Толковый словарь — словарь, содержащий в себе слова, стоящие в алфавитном порядке, и краткое описание того, что эти слова означают, часто сопровождая толкование примерами использования слов. Толковый словарь изъясняет лексическое значение того или иного слова.
Орфографический словарь — словарь, содержащий перечень слов в их нормативном написании.
Фразеологический словарь — словарь устойчивых словосочетаний (фразеологических единиц), которые сравнительно легко выделяются из контекста как единое целое, состоящее из нескольких слов, в отличие от свободных сочетаний слов, где каждое слово самостоятельно.
Словарь синонимов — синонимы - это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие тождественное или близкое лексическое значение.
Примеры: к слову веселый — радостный, праздничный, ликующий, радужный, к слову странник — пилигрим, путешественник, путник, паломник. Синонимы образуют ряд слов, называемый синонимическим рядом. В ряду один из синонимов является главным, в словарях он, как правило, помещается на первое место.
Словарь антонимов - антонимы - слова, имеющие различное написание и звучание и противоположные по смыслу. Антонимами считаются только те слова, смысл которых противоположен по существенному признаку, например "черное - белое", где признаком является цвет или "небольшой - большой" - признак размер.
Орфоэпический словарь - в него включены именно те слова, которые вызывают трудности при произношении и постановке ударения.
Памятка работы со словарем
- Прочитай слово.
- Определи, на какую букву оно начинается.
- Найди в оглавлении на какой странице эта буква.
ПОМНИ! Слова в словаре располагаются по алфавиту не только первой, но и второй, третьей, четвёртой букв.
«Собственно говоря, словарь есть книга в самом широком значении слова. Все другие книги содержатся в ней: суть в том, чтобы извлечь их из нее».
Вольтер
Задания викторины
- Соотнесите, подобрав к каждому фразеологизму антоним.
1. Из рук валиться. 2. Брать быка за рога. 3. Выйти из себя. 4. Рукой подать. 5. В двух шагах. 6. На краю света. 7. В первую голову. 8. Все как один. 9. Заварить кашу. 10. Звезд с неба не хватает. 11. Легок на подъем. 12. Не покладая рук. 13. Положить начало. 14. С легким сердцем. | 1. Взять себя в руки. 2. Рукой подать. 3. Расхлебывать кашу. 4. Сложа руки. 5. В руках горит. 6. Как лебедь, рак и щука. 7. С места не сдвинешься. 8. Скрепя сердцем. 9. Вокруг да около. 10. За тридевять земель. 11. Положить конец. 12. В последнюю очередь. 13. Семи пядей во лбу. 14. На краю света. |
Ответы: 1-5; 2-9; 3-1; 4-14; 5-10; 6-2; 7-12; 8-6; 9-3; 10-13; 11-7; 12-4; 13-11; 14-8. |
- Составьте синонимический ряд к слову «дорога» из слов, употребленных в стихотворении В. Остена.
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне.
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах,
И след корабля над волнами,
И синие выси над нами…
А вскоре пополнится новым
Значеньем привычное слово:
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету.
Прощаясь с ее экипажем,
Стоящим у звезд на пороге,
Мы просто и буднично скажем:
«До встречи! Счастливой дороги!»
Подумайте только, как много
Значений у слова «дорога».
- Укажите в загадке антонимы
Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг загудит.
Притихнет, умчится,
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять…(ветер)
- Допиши словечко
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят
Водой… (не разольешь)
Мы исходили городок
Буквально вдоль и… (поперек),
И так устали мы в дороге,
Что еле… (волочили ноги)
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…(медвежью услугу)
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто в лес…(кто по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши…(вянут)
- «Верните слово на место!»
Вихрастые носы Курносые волосы Карие штаны | Короткие глазки Краснощекие дома Кирпичные рожицы |
- Придумайте предложения со словами, в которых ударение служит средством различия смысла слова.
Атлас-атлас
Мука-мука
Уже-уже
Пропасть-пропасть
- «Рядом с шуткой». Исправьте объяснение.
(если возникают трудности при выполнении задания можно использовать фразеологический словарь)
Примазаться – намазаться мазью __________________________________________
Примоститься – оказаться на мосту ________________________________________
Приструнить – приделать что- то к струне __________________________________
Прихрамывать – приходить в храм _________________________________________
- Расставьте ударение
(участники самостоятельно проверяют расстановку ударений по орфоэпическому словарю)
Алфавит, арест, баловать, ворота, диалог, договор, заржаветь, звонит, нефтепровод, паралич, по столу, процент, ремень, украинский, искра, каталог, квартал, комбайнер, красивее, кухонный, намерение, начать, озлобленный, петля, прожил, распоясался, столяр, щавель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса
Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвеще...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса
Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...
Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса
Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; П...
Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса
Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...
Речь!Речь!Речь!
О важности речевого общения....
Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.
Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...
обучение грамоте. речь. виды речи. для чего нужна речь.
Тема: Речь. Виды речи. Для чего нужна речь.Цель: познакомить детейс речью,как отличительной способностью человека; дать понять детям, что говорение–слушание, письмо–чтение – это важнейшие речевы...